Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение 15 страница. В какой бы мере образ греческой религии ни определялся с этих пор храмами и статуями богов, для живого культа они были и оставались скорее декорацией



В какой бы мере образ греческой религии ни определялся с этих пор храмами и статуями богов, для живого культа они были и оставались скорее декорацией, чем центром. Конечно, святость "древних хбапа" прославляли, нередко рассказывали, что они упали с неба33. Особенно бережно относились к Палладию, который, впрочем, не считался явным "залогом" близости божества, как в Риме. У греков не было никаких магических посвящений, с целью "оживить" культовое изображение, как в Вавилоне34. Как раз знаменитые статуи были творениями рук художников, чьи имена знали все. Эти изображения снискали славу своей красотой как agalmata, украшения, которым должны радоваться и боги. Философы, начиная с Гераклита, предостерегали от того, чтобы смешивать бога и его изображение ("как если бы кто беседовал с домами"), но в молитве можно было сказать: "твоя статуя, богиня", не ставя знака равенства между образом и божеством35. И действительно, к статуе шли, чтобы молиться, за этим приходили в храм36, торжественный обряд сопровождал очищение и украшение статуи, ей дарили новый покров, peplos, ее одевали. Подобные действия имели место преимущественно в отношении древних хбапа. Большая Пана-финейская процессия, увековеченная на фризе Парфенона, только обходила Парфенон, чтобы принести покров в дар древней статуе, которую затем поместили в Эрехтейоне37. Процессии, во время которых несли изображения богов - на древнем Востоке они играли заметную роль - были исключением. Существовали процессии, устраивавшиеся ради очищения, например, шествие с палладием, похищение и возвращение Самосской Геры38. Подобное передвижение "того, что должно стоять недвижимо", было угрожающим нарушением порядка. Как антитеза, выражение принудительного порядка, существовали изображения богов, на которых были надеты оковы, - в первую очередь, статуи Артемиды, Диониса, Ареса39: Они ожидали столь же радостного, сколь и опасного освобождения от пут в "исключительный праздник", который затем должен был возвратить все к прежнему, давно "установленному" порядку.

Во время священного действа жертвоприношения, совершавшегося на алтаре, храм находился сзади. Взоры были обращены на восток, молитвы возносили к небесам, на восток был обращен и храм40. В итоге божество взирало на благочестиво молящегося. Внутреннее пространство храма не втягивало его в себя, отнимая от мира, нет, праздничное действо разыгрывалось под открытым небом, вокруг храма и алтаря. Как бы пристроенный к фасаду храм, который можно обойти в тени перекрытий, поддерживаемых колоннами, служит великолепным фоном, он словно обеспечивает надежный тыл тому, кто устремляет отсюда взгляд на мир, и отпускает его, как принял. Хотя к строительству греческого храма были привлечены силы самых лучших мастеров, тем не менее масштабы и расходы удерживались в пределах разумного. Строительство на афинском Акрополе стоило городу столько же, сколько два года Пелопоннесской войны41.

5.4. ANATHEMATA

Священное место возникает само собой, благодаря тому, что священнодействия оставляют после себя сохраняющиеся в течение долгого времени следы: кострища, пятна крови и масла на камне, следы алтарей, различавшихся по виду и функции. Если пепел, угли, остатки костей оставались каждый раз на одном и том же месте, то они образовывали большие пепельные алтари. Еще охотники времен палеолита складывали поверх них кости и клали черепа убитых животных. В святилищах Чатал-Хююка выложены в ряд черепа быков. Так и в греческих святилищах выставлялись черепа убитых на охоте и принесенных в жертву животных1. По этой причине впоследствии букрании и гирлянды сделались стереотипным мотивом рельефов, служивших украшением алтарей и построек сакрального характера. В святилищах Артемиды и Аполлона собирались козьи рога. Подобный склад находился в Дреросе, на Делосе из таких рогов был сложен главный алтарь Артемиды, "роговой алтарь", который вызывал такое восхищение, как одно из чудес света2. Кроме того, на священном месте оставалось и то, что человек оставлял после себя, переходя значимый в культовом отношении жизненный рубеж, когда над ним совершался обряд инициации. Речь идет, прежде всего, об отрезанных волосах3. И если нужно было подчеркнуть особый статус священного, то задействованную во время жертвоприношения утварь могли также отказаться в дальнейшем использовать для мирских целей, оставляя ее в святилище.

Все это послужило причиной того, что, по-видимому, начиная с VIII в., чрезвычайно распространяется обычай посвящать или "возлагать" (anatithenai) в святилище^эазнообразные предметы - обычай, стоявший ближе всего к ритуалу вотивных жертвоприношений. Подобное приношение, anathema4, есть рассчитанный на долгое время, зримый дар, который свидетельствует о связи с божеством - основная форма выражения частной религиозности и самый наглядный документ официальной. Принося такой дар, от бога ожидали, как говорят надписи, "дружеского ответного дара", хотя бы для того, чтобы в дальнейшем снова" появилась возможность "посвятить еще и другой подарок"5. Такие подарки могут быть разнообразны. В древние времена имущество составляли, с одной стороны, одежда, с другой - изделия из металла. Впрочем, поскольку, "возложенный" дар выполнял знаковую функцию, на его место могла быть также принята образная замена - "знак знака": бронзовые, глиняные фигурки, рисунки на глине и дереве. Для этих целей уже достаточно рано начинает развиваться индустрия вотивных предметов.

Одна группа anathemata может быть понята как придание жертвоприношению непрерывного характера. Для этого богам посвящали разнообразные сосуды, вертела, жертвенные топоры и прежде всего - треножники. Такой треножник - кухонная утварь, используемая обычно для варки мяса и в то же время достаточно ценная, потому что изготовлялась из металла - сделался в греческих святилищах самым важным посвятительным даром6. Впереди других шла Олимпия. Начиная примерно с 700 г., здесь господствует ориентализирующий, испытавший урартско-северносирийское влияние тип котла с ручками в виде грифов. К сфере жертвоприношения относятся также встречающиеся повсюду фигурки животных7, особенно коров, которые, демонстрируя известную преемственность, проложили себе путь даже через темные века. Часто на вотивных табличках, а начиная с IV в., - и на больших рельефах, изображалось культовое действо8.

Нередко бывает сложно решить, в каких случаях маленькие антропоморфные вотивные фигурки изображают бога, а в каких - его почитателя9. Без сомнения, встречается и то, и другое. Богов в древние времена можно узнать по "позе теофании", позднее - по характерным атрибутам. Люди, почитатели богов, нередко несут жертвенных животных. Вотивное изображение не обязательно было связано с божеством - хозяином святилища. В качестве посвятительных даров могли также выступать фигурки других богов10. Большие статуи из известняка, мрамора или бронзы устанавливал тот, кого связывали с богом особые узы, которые он хотел увековечить - в первую очередь, мальчики и девочки, завершавшие свое служение в храме (как, например, "аррефоры" на Акрополе, "дети очага" в Элевсине11), или жрецы. Победившие на Олимпийских играх тоже имели право поставить в святилище бронзовую статую.

Это приводит к тому, что благочестивое посвящение превращается в выставление себя напоказ перед всеми. Сооружается памятник самому себе, mnema. Anathemata крупных святилищ, которые посещало множество людей - самые красноречивые свидетели великого прошлого. Лидийский богач Гигес остался в памяти греков благодаря своему "золоту" в Дельфах, еще в большей степени это относится к другому лидийцу - Крезу, чье имя вошло в поговорку12. Как бы ни было переменчиво военное счастье, победитель всегда спешил установить в Олимпии и Дельфах свой монумент. О щитах в святилищах говорит еще Гомер, но богу могли посвящать и любое другое оружие, даже, в память о морских сражениях, носы кораблей или настоящий корабль13.

За относительно недолгое время часто посещаемые святилища должны были в буквальном смысле переполняться от обилия посвятительных даров. Жрецы внимательно следили за их размещением. Ничего не стоящую мелочь время от времени сваливали в ямы на территории святилища и засыпали землей - к радости современных археологов. С другой стороны, дары, обладавшие большой ценностью, составляли храмовое имущество, опись которого велась со всей тщательностью. С выдающимися предметами связывались разные истории, так что храмовый инвентарь превращался в хронику. В Линде сохранилась одна такая "anagraphe"14. Показывать посвятительные дары, восходящие к Троянской войне мало-помалу стало обычным делом. Вполне понятно, что такое богатство провоцировало разграбления. Золото Креза во время "Священной войны" 356-346 гг. было переплавлено и роздано фокейским наемникам, и впоследствии некоторые тираны прибегали к тому же способу, чтобы пополнить свою казну. В дальнейшем леса статуй значительно поредели благодаря деятельности римских любителей искусства. И все же еще Плиний пишет о тысячах статуй в Дельфах15.

Посвящения в святилища побуждали к дальнейшему строительству. Для храмов характерны открытые портики с колоннами, как правило по периметру священного участка. Примером самых древних сооружений подобного рода могут служить постройки самосского Герайо-на, относящиеся еще к VII в., несколько позднее такие портики появились в Дидимах16. Они давали защиту от солнца и дождя, одновременно приглашая провести время в тишине и покое. В VI в. греки начинают возводить специальные сокровищницы, thesauroi, прежде всего в Олимпии и Дельфах. Эти сокровищницы имели вид маленьких храмов и сами являлись приношением богу, частью aparche или dekate. В вотивных изображениях чтящие богов люди умножают не только жертвенные дары, но также изображения богов и храмы. Боги рады принять жертвенные дары, а люди могут гордиться своими приношениями. Все это суть "agalmata"17.

Жилища жрецов в самом святилище встречаются редко18. Уже в силу требований чистоты, о чем шла речь выше, святилище не допускало никаких следов нормальной человеческой жизни. Однако часто в пределах священной земли или же непосредственно рядом с теменосом строились помещения для жертвенной трапезы, hestia-toria19, особенно после того, как "дом с очагом" был вытеснен обычным храмом, выполнявшим исключительно функцию местопребывания божества.

Обустройство древних, крупных святилищ шло постепенно, на протяжении столетий сооружались все новые и новые постройки, одновременно перестраивались старые. Потому никакого собственно архитектурного плана, никакой четкой организации, связи между отдельными частями ансамбля не существовало. Каждое строение и, в особенности, каждый храм прежде всего индивидуален, имеет сам по себе законченную форму и является сам по себе прекрасным agalma. Изначально заданной и относительно постоянной была лишь связь храма и алтаря с лежащим между ними пространством, на котором совершалось жертвоприношение и куда вела прямая дорога от входа в святилище. Только в эллинистическую эпоху архитекторы при закладке новых сооружений начинают планировать сложные храмовые комплексы с симметрично расположенными храмами, портиками, лестницами и алтарями. Но гармоничное сочетание отдельных частей святилища ничуть не меньше было доступно строителям и архитекторам архаической и классической эпох, как раз в кажущейся неправильности и заключался секрет живости созданной ими сакральной архитектуры.

Примечания 5.1. Теменос

1 ГКД 10-31. К. Lehmann-Hartleben, Wesen und Gestalt griechischer Heiligtumer (К. Леман-Хартлебен, Сущность и организация греческих святилищ), Antike 7, 1931, 11-48, 161-80. Н. Berve - G. Gruben, Griechische Tempel und Heiligtumer (X. Берве - Г. Грубей, Греческие храмы и святилища), 1961. Грубел 1966. Бергквист 1967. R. A. Tomlinson, Greek Sanctuaries (Р. Томлинсон, Греческие святилища), 1976. в связи с доисторической эпохой см. 11 прим. 38-40. с микенской эпохой - см. I 4 прим. 22-31.

2 P. Philippson, Griechische Gottheiten in ihren Landschaften (П. Филиппсон, Греческие божества в своих ландшафтах), 1939 (Symb. Oslo. Suppl. 9).

3 О расположении в горах - Фелинг 55. прим. 7. Дельфы: например, Еврипид, "Ион" 714 сл., "Финикиянки" 226-8. Роща - Сапфо 2 Лоубл-Пейдж и Софокл, "Эдип в Колоне" 668-706.

4 ВЭ II 544: "Некогда была густая кипарисовая роща, в которой бил сильный источник. Там люди чувствовали, что "определенно в этом месте есть бог"" (об Андании, см. VI 1. 2 прим. 6-14, по Вергилию, "Энеида", VIII, 351 сл.).

5 Платон, "Законы" 750е. - Согласно народному поверью, божество плюет на кладбищах, но не места этих плевков выбирают для погребения, а духи являются к местам погребений.

6 Об Артемиде Лимнатис - ГП 210-3. К этому типу относятся также знаменитый своим фронтоном с Горгоной храм Артемиды на Керкире, находящийся в болотистой местности близ города, и святилище Ортии. О Дионисе на Анфестериях см. V 2.4.

7 Таково святилище Зевса Ликея, РЭ XIII 2235^44, HN 99, и огненное святилище на Эте (см. II 1 прим. 71). Ср. A. Beer, Heilige Hohen der Griechen und Romer (А. Беер, Священные возвышенные места у греков и римлян), 1891. С. Albers, De diis in locis editis cultis apud Graecos (К. Алберс, О богах, почитавшихся греками на возвышенных местах), дисс., Лейден 1901.

8 РМ 118, 1975, 20. Агора феаков находится "вкруг Посейдонова храма" - "Одиссея", VI, 266.

9 Ричардсон 250. Ср. также G. Pugliese Carratelli, Santuari extramurani della Magna Grecia (Дж. Пульезе Каррателли, Загородные святилища Великой Греции), СП 17, 1962, 241-6.

10 См. I 3.3 прим. 17. I 4 прим. 18. III 2.1 прим. 16. VI 1.2 прим. 22-5.

11 См. II 8 прим. 56/7.

12 Об этом - J. Н. Croon Mnemosyne 9, 1956, 193-220.

13 См. I 4 к прим. 26.

14 Павсаний 1, 18, 7, см. II 2 прим. 66. III 3.3 прим. 10.

15 Как предшественники антропоморфных изображений богов у Павсания 7, 22, 4. Фиссер 1-9. 55-107. Е. Maas, Heilige Steine (Э. Маас, Священные камни), РМ 78, 1929,1-25. Latte РЭ III А 2295-2304. Джеффери 255. М. Т. Manni Piraino СП 1968, 432. - Феспийский "Эрос": Павсаний 9, 27, 1. "Зевс Кап-пота" близ Гитиона: Павсаний 3, 22, 1. Геракл близ Орхомена: Павсаний 9, 24. 3. фиванская "Алкмена": Ферекид ФГИ 3 F 84, Павсаний 9, 16, 7. Ха-риты в Орхомене: Павсаний 9, 38, 1. Пафос: см. 14 прим. 6, ср. прим. 45.1 3.5 прим. 2-5. II 2 прим. 57 сл.

16 W. Н. Roscher, Omphalos, доклад, Лейпциг, XXIX 9,1913,54-105. Херман (1). HN 144. Пиндар, фр. 54.

17 G. Botticher, Der Baumkultus der Hellenen (Г. Бёттихер, Культ деревьев у эллинов), 1956. L. Weniger, Altgriechischer Baumkultus (Л. Венигер, Древнегреческий культ деревьев), 1919. См. I 3. 5 прим. 2-4. По поводу Востока - Н. Danthine, Le palmier dattier et les arbres sacres (А. Дантин, Финиковая пальма и священные деревья), 1937.

18 Геродот 8, 55. Филохор ФГИ 328 F 67. М. Detienne, L'olivier, un mythe politi-co-religieux (M. Детьен, Маслина - политико-религиозный миф), ОИР 178, 1970, 5-23.

19 Павсаний 8, 23, 5. ВА 1964, 222 сл. См. III 2.2 прим. 52.

20 "Одиссея", VI, 162-7. Гимн к Аполлону Делосскому, 117. Хед 485. IG XI 2, 199 А 80. Цицерон, "О законах" 1,2. Плиний Старший, "Естественная история" 16, 89. Ch. Le Roy БГК Suppl. 1, 1973, 263-86.

21 Грубей 340.

22 Пиндар, Ол. 3, 11-35. Аристофан, "Плутос" 582-6.

23 См. II 8 прим. 47 сл.

24 Афинагор 17, 4, ср. Варрон у Августина, "О Граде Божием" 18, 9.

25 Павсаний 2, 17, 5. HN 189.

26 Хед 466. ИГР Т. 27, 3/4. Кук I 528 сл. Феофраст, "История растений" 1, 9, 5.

27 Хед 695 сл. Кук II 680 сл. РЭ XVI 1085.

28 Елена: Павсаний 3, 19, 10. Ср. Артемида из Кафий - Каллимах, фр. 187. девушки Артемиды из Карий - схолии к Папинию Стацию, "Фиваида" IV, 225, HN 77.

29 Павсаний 2, 2, 7. >

30 Например, СЗГГ 57. СЗД 81. SIG 1157. 1168, 122. Пиндар (?), Ол. 5, 11. "Луг в цветах раскинулся конеспасный" у Сапфо 2 Лоубл-Пейдж.

31 Колодец Каллихорон в Элевсине: Милонас 97-9. Ричардсон 326-8. Закон острова Кеос (IG XII 5, 569) запрещает стирать и купаться в источнике, "дабы вода чистою входила в святилище Деметры".

32 Грубей 340. Ямвлих, "О египетских мистериях" 3,11 р. 123,15.127, 3 Parthey.

33 Ch. Dugas, Le sanctuaire d'Alea Athena a Tegee au IVe siecle (Ш. Дюга, Святилище Афины Алей в Тегее в IV в.), 1924, 69. Павсаний 8, 47, 4.

34 Павсаний 2, 17, 1.

35 Руз 126-33.

36 Геродот 8, 55. HN 176 сл.

37 Имеет нерелигиозный смысл в линейном письме В и у Гомера - "Илиада", VI, 194. IX, 578. XII, 313. XVIII, 550. XX, 184. 391. "Одиссея", VI 293. XI, 185. XVII, 299. О возможном влиянии шумерского temenu (святилище) - Н. van Effenterre ОГИ 80, 1967, 17-26. Дитрих 41, 189.

38 Например, Сперхей - "Илиада", XXIII, 148. Гелиос - "Одиссея", XII, 346.

39 J. W. Hewitt, The Major Restrictions of Access to Greek Temples (Дж. Хьюитт, Основные ограничения доступа в греческие храмы), ТАРА 40, 1909, 83-92. См. II 4 прим. 24-31.

40 Фукидид 3, 104.

41 Фукидид 1, 134.

42 В особенности, Пелопс в Олимпии - HN 111-7. Пирр в Дельфах - HN 134-7.

5.2. Алтарь

1 Явис 1949. Н. Hoffmann, Foreign Influence and Native Invention in Archaic Greek Altars (X. Хофман, Иноземное влияние и местные изобретения в архаических греческих алтарях), ААЖ 57, 1953,189-95. W. Н. Mare, A study of the Greek bomos in classical Greek literature (У. Мэр, Исследование о греческом bomos в классической греческой литературе), дисс., Univ. of Pennsylvania, 1961 (РД 23, 1962, 1011 сл.). М. S. Sahin, Die Entwicklung der griechischen Monumentalaltare (M. Сахин, Развитие греческих монументальных алтарей), дисс., Кёльн, 1972. Остается нерешенным вопрос соотношения греческого bomos и западносемитского bamah (культовая гора). Семитское заимствование в греческом нельзя было бы исключить (см. 4 прим. 5. I 4 прим. 45), однако у слова bamah отсутствует семитская этимология, в то время как bomos этимологизируется на индоевропейской почве, ср. Шантрен 204. Grazer Beitrage 4, 1975, 77. 79.

2 "Илиада", VIII, 48. XXIII, 148. "Одиссея", VIII, 363. Гимн к Афродите 59.

3 Афина Итония: Павсаний 9,34,21. Геракл на Фасосе - В. Bergquist, Herakles on Thasos, 1973, 22 сл., 39 сл.

4 Дион Хрисостом, Речи 1, 53.

5 См. I 4 прим. 51.

6 Бергквист 1967, 112 сл.

7 В Коринфе - Hesperia 37, 1968, 305-7.41, 1972, 307-10. в Афинах, Эрех-тейон - Грубей 194. Ликосура - Грубей 128. 194. Ричардсон 235. Троя - D. В. Thompson, Troy Suppl. 3,1963, 58 сл. Пергам - АС 35, 1910, 370 сл. Ср. уже Микены (см. I 3.3 прим. 75). - Относительно зрительских лестниц, "театронов", уже в Кноссе и Фесте ср. Маринатос - Гирмер Т. 29. 50 Ь.

8 Грубей 317.

9 Например, Пелопс и Пирр, см. прим. 42.

5.3. Храм и культовое изображение

1 К. Шефольд. - О храме: W. В. Dinsmoor, The architecture of Ancient Greece (У. Динсмур, Архитектура Древней Греции), 1950. W. Hege, G. Rodenwaldt, Griechische Tempel (В. Хеге, Г. Роденвальдт, Греческие храмы), 1951. H. Koch, Der griechisch-dorische Tempel (X. Кох, Греческий дорический храм), 1951.

К. Schefold, Neues vom klassischen Tempel (К. Шефольд, Новое о классическом храме), ГМ 14, 1957, 20-32. К. Kahler, Der griechische Tempel (К. Келер. Греческий храм), 1964. Грубей 1966. Дреруп 1969.

Посидоний у Страбона 16, 760 сл. Нок 860 сл. Дион Хрисостом, Речи 12, 27 слл., 44. Ср. Варрон у Августина, "О Граде Божием" 4, 31. В. de Borries, Quid veteres philosophi de idololatria senserint (Б. де Боррье, Что думали древние философы об идолопоклонстве), дисс, Гёттинген, 1918. Ch. Clerc, Les theories relatives au culte des images (Ш. Клерк, Теории, касающиеся культа изображений), 1924. О культовом изображении: V. Muller РЭ Suppl. V 472-511. F. Willemsen, Fruhe griechische Kultbilder (Ранние греческие культовые изображения), дисс., Мюнхен, 1939. К. Schefold, Statuen auf Vasenbildern (Изображения статуй в вазописи), ЕНАИ 52, 1937, 30-75. Е. Bielefeld, Got-terstatuen auf attischen Vasenbildern (Э. Билефельд, Статуи богов в аттической вазописи), Wiss. Zeitschr. der Universitat Greifswald 4, 1954/5, 379-403. L. Lacroix, Les reproductions de statues sur les monnaies grecques (Л. Лакруа, Изображения статуй на греческих монетах), 1949.

3 См. I 1 прим. 9.

4 См. 13.3-4.

5 "Илиада", V, 445-8. "Одиссея", VII, 81. VI, 10. XII, 346. Вермёле (2) 106 сл.

6 "Илиада", VI, 87-95, 286-311. РЭ Suppl. V 495. Вермёле (2) 121.

7 В перечне ранних храмов (Бергквист 55) фигурируют 6 храмов в честь Аполлона, 4 - в честь Артемиды, 3 - в честь Афины и 3 - в честь Геры. Строительство храма Деметры - Гимн к Деметре 270-2, 296-302. Без храма оставалось, к примеру, святилище Аполлона в Милете - Milet I 3, 1914, 408-412.

8 G. Hock, Griechische Weihegebrauche (Г. Хок, Греческие посвятительные обряды), 1905. Аристофан, "Мир" 922. "Плутос" 1197 сл. и схолии. Фотий ompnen. Жертва в честь основания в Гортине: Rizza-Scrinari (см. 14 прим. 59) 24 сл. в Эфесе: D. G. Hogarth, Excavations at Ephesos (Д. Хогарт, Раскопки в Эфесе), 1908, 237 сл. Делос, храм Артемиды: БГК 71/2, 1947/8, 148-254.

9 Фриск I 266. Шантрен 195.

10 Н. Payne, Perachora 1,1940,110-3. М. Guarducci ИМИР13,1937,159-65. Нильссон, Избр. соч. II704-10. М. Launey, Etudes Thasiennes (М. Лони, Фасосские этюды) I, 1944, 172-4. F. Oelmann, Homerische Tempel und nordeurasische Opfermahlhauser (Ф. Эльман, Гомеровские храмы и североевразийские дома для жертвенных трапез), БЕ 157, 1957, 11-52. Дреруп 123-8. В Перахоре (VIII в.) найдена модель храма - Perachora I Т. 9. Дреруп 72. Другая модель - из аргосского Герайона, АГ 1931, 1-53. Дреруп 70. Грубей 28. С Самоса - АС 74, 1959, прил. 29, 2.

11 См. I 4 прим. 16. О египетском влиянии на иконографию этой триады см. Th. Hadzisteliou-Price ЖГИ 91, 1971, 59.

12 Грубей 32 сл. Дреруп 14-17.

13 См. I 4 прим. 56.

14 Об изображении Геры: Каллимах, фр. 100. См. I 4 прим. 56/8. Артемида с Икароса: Климент Александрийский, "Протрептик" 4, 46, 3.

15 АИ 17, 1974, 60-8.

16 См. I 4 прим. 59.

17 Hesperia 33, 1964, 330. I 3.3 прим. 71.14 прим. 19.

18 H.-V. Herrmann АС 77, 1962, 26-34.

19 См. 14 прим. 52.

20 W. Н. Gross РЭ IX А 2140-9. Ср. H.-V. Herrmann ВА 1974, 636-8.

21 Павсаний 7, 19, 6 сл. 20, 1. См. III 2.10 прим. 47. - Павсаний 3, 16, 11, схолии к Платону, "Законы" 633Ь. надпись одной из жриц Ортии из Мессены - SEG 23, 220. См. III 2.6 прим. 32.

22 Павсаний 7, 24, 4. Ср. закон Клитидов (Хиос, ок. 335 г.) - СЗГГ 118: "священные предметы" должны были быть перевезены из частных домов в общий oikos в теменосе.

23 Сицилия: Цицерон, "Против Верреса" II, 4, 46. - Эней с похожим на бочку сосудом на этрусской вазе, J. D. Beazley, Etruscan Vase-Painting (Дж. Бизли, Этрусская вазопись), 1947, 195, 3. G. К. Galinsky, Aeneas, Sicily, and Rome (Дж. Галински, Эней, Сицилия и Рим), 1969, рис. 45.

24 Овидий, "Метаморфозы" 10, 693 сл.

25 См. I 1 прим. 14. III 2. 8 прим. 4/6.

26 Павсаний 3, 19, 2 сл. Зимон 121. Grazer Beitr. 4, 1975, 63 сл. 70 сл.

27 Павсаний 2, 17, 5. HN 189.

28 A. Frickenhaus АС 33, 1908, 17-32. Зимон 194. HN 79. См. прим. 24.

29 R. Pfeiffer, Ausgewahlte Schriften (Р. Пфайффер, Избранные сочинения), 1960, 55-65. Позолоченный Аполлон в Тегее: Павсаний 8, 53, 7. В Форнаке: Геродот 1, 69.

30 ГКД 25 сл.

31 Голова размером больше чем в натуральную величину из Олимпии считалась частью культовой статуи Геры - Зимон 56, Херман (2) 96, - но также и сфинксом - D. К. Hill Hesperia 13, 1944, 353-60, Мальвиц 146-8.

32 N. Leipen, Athena Parthenos: A reconstruction (H. Лейпен, Афина Парфенос. Реконструкция), 1971. - J. Liegle, Der Zeus des Phidias (Й. Л игле, Зевс Фидия), 1952. Olympische Forschungen (Олимпийские исследования) 5, 1964. J. Fink, Der Thron des Zeus in Olympia (Й. Финк, Трон Зевса в Олимпии), 1967. Павсаний 5, 11, 2. Полибий 30, 10, 6.

33 Изображение Артемиды Таврической: Еврипид, "Ифигения в Тавриде" 977 сл. палладий: Аполлодор 3, 143. Филарх ФГИ 81 F 47. Дионисий Гали-карнасский, "Римские древности" 2, 66. Афина Полиада: Павсаний 1, 26, 7. Дионис Кадм: Павсаний 9, 12,4. Мать богов: ФГИ 383 F 13. Артемида Эфес-ская: Новый Завет, Деян. 19:35. О палладии см. III 2.4 прим. 11.

34 Оппенгейм 186.

35 Гераклит В 5. Ср. прим. 53 - Эсхил, "Евмениды" 242.

36 P. Е. Corbett, Greek Temples and Greek worshippers (П. Корбетт, Греческие храмы и греческие служители культа), БИКИ 17, 1970, 149-58.

37 С. J. Herington, Athena Parthenos and Athena Polias (К. Херингтон, Афина Партенос и Афина Полиада), 1955.

38 См. II 4 прим. 43. III 2.2 прим. 51. - Процессия с хоапа двенадцати богов в Магнесии: SIG 589 = СЗМА 32, 41 (196 г. до P. X.).

39 Артемида в Эрифрах: Полемон, схолии к Пиндару, Ол. 7, 95а. Ортия Лиго-десма (см. прим. 72): Павсаний 3, 16, 11. Дионис на Хиосе: Полемон, указ. место. Эниалий в Спарте: Павсаний 3, 15, 7. Морфо: Павсаний 3, 15, 11.

Относительно Геры см. III 2. 2 прим. 51. Ср. также R. Merkelbach, Gefesselte Gotter (Р. Меркельбах, Скованные боги), Antaios 12, 1971, 549-65.

40 К вопросу об ориентации древнего храма см. Бергквист 72-80.

41 A. Burford, The economics of Greek temple building (А. Бэрфорд, Экономические вопросы строительства греческого храма), Ргос. Cambridge philol. Soc. 191, 1965, 21-34, в особ. 25.

5.4. Anathemata

1 См. II 1 прим. 93. HN 21 сл.

2 См. II 1 прим. 93.

3 См. II 2 прим. 29.

4 Основные работы: Рауз 1902. G. Naumann, Griechische Weihinschriften (Г. Нау-ман, Греческие посвятительные надписи), дисс., Галле, 1933. A. Raubitschek, Dedications from the Athenian Acropolis (А. Раубичек, Посвятительные дары с афинского Акрополя), 1949. W. Gauer, Weihgeschenke aus den Perserkriegen (В. Гауэр, Посвятительные дары времени Персидских войн), Istanb. Mitt. Beih. 2,1968. F. Eckstein, Anathemata. Studien zu den Weihgeschenken strengen Stils im Heiligtum von Olympia (Ф. Экштайн, Anathemata. Исследования о посвятительных дарах строгого стиля в святилище Олимпии), 1969. - Значение "проклятый", свойственное слову "анафема" (anathema) в церковной традиции, происходит от еврейского "заклятье", Kittels Theologisches Wbr-terbuch I 356 сл.

5 Надпись Аполлона из Мантикл (рисунок, например, у Зимон 124), Фридлендер - Хоффляйт 35. IG 12650 = Фридлендер - Хоффляйт 39, ср. 36, 36а, 37, 40, 106, 107.

6 Вертела из Перахоры (около 700 г.), Фридлендер - Хоффляйт 10. Относительно треножника: К. Schwendemann ЕНАИ 36,1921,151-85. P. Guillon, Les Trepiedsdu Ptoion (П. Гийон, Птойские треножники), 1943. F. Willemsen, Drei-fusskessel von Olympia (Ф. Виллемсен, Треножные котлы из Олимпии), Olymp. Forschungen 3, 1957. H.-V. Herrmann, Die Kessel der orientalisierenden Zeit (Х.-Ф. Херман, Котлы ориентализирующей эпохи), Olymp. Forschungen 6,1966.

7 Рауз 295-301. См. I 4 прим. 62.

8 U. Haussmann, Griechische Weihreliefs (У. Хаусман, Греческие посвятительные рельефы), 1960.

9 Рауз 283-90, 302-9. рассмотрение ряда терракот из сицилийских святилищ Деметры - Цунц 89-157.

10 Рауз 391-3. Например, Аполлон в Додоне, Парк 275 N 2. п См. V 2.2 прим. 11. VI 1.4 прим. 27.

12 Геродот 1, 14. 50 сл.

13 В "святилище быков" на Делосе, P. Bruneau, J. Ducat, Guide de Delos (П. Брю-но, Ж. Дюка, Путеводитель по Делосу), 1965, 90 сл. J. Coupry БГК Suppl. I, 1973. 147-56.

14 ФГИ 532.

15 "Естественная история" 34, 36.

16 Грубей 319 сл. Бергквист 34.

17 Н. Bloesch, Agalma, 1943. Акт посвящения служит примером "наслаждения" (hedone) у Эпикура - Диоген Лаэрций 10, 149.

18 "Одиссея", IX, 200. Еврипид, "Ифигения в Тавриде" 65 сл. Павсаний 10, 34, 7. Страбон 12, 575.

19 A. Frickenhaus, Griechische Banketthauser (А. Фрикенхауз, Греческие пиршественные дома), ЕНАИ 32, 1917, 114-33. Бергквист, Геракл (см. прим. 45) 41-57. Е. Will, Banquets et salles de banquets dans les cultes de la Grece et de l'Empire Romain (Э. Вилль, Пиры и пиршественные помещения в культах Древней Греции и Римской империи), в книге: Melanges P. Collart, 1976, 353-62. Относительно klinai в Бравроне - Ch. Boker Gnomon 41, 1969, 806. О "банкетных залах" в коринфском святилище Деметры - Hesperia 41, 1972, 285-307.

6. ЖРЕЦЫ

Греческую религию можно было бы назвать религией без жрецов1: жреческого сословия как замкнутой группы с раз навсегда установленной преемственностью, собственной системой образования, посвящением и иерархией, не существовало. Даже в издревле учрежденных культах не содержалось никакого "учения", disciplina, а был лишь "обычай", n6mos. Бог допускает, в принципе, всякого, кто только уважает закон, то есть готов стать членом данной общины, но именно потому огромное значение имеет распределение ролей между чужеземцами и гражданами, рабами и свободными, детьми и взрослыми, женщинами и мужчинами. Геродот2 с удивлением говорит о том, что у персов при каждом жертвоприношении необходимо присутствие мага. У греков могли приносить жертвы все - в том числе домохозяйки и даже рабы, достаточно было желания и наличия средств. Ритуалы и мифы легко заучивались путем подражания в процессе совместных действий, даже специальному искусству прорицания можно было в значительной степени приобщиться посредством простого наблюдения3.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 310 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...