Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идейная эволюция



Сергей Николаевич Булгаков (1871 – 1944) родился в г. Ливны Орловской губернии в семье священника. Кризис религиозной веры в юности. «Атеистический» период до 30 лет. В 17 лет уходит из семинарии, два года обучается в Елецкой гимназии. В 1890 г. поступает на юридический факультет Московского университета. Научная командировка в Германию (1898 – 1900) для подготовки магистерской диссертации («Капитализм и земледелие»). Профессор Киевского политехнического института и приват-доцент Киевского университета до 1906 г. Первой крупной работой Булгакова была книга «О рынках при капиталистическом производстве» (1897). Идейное содержание этого «Теоретического этюда», а также статей «О закономерности социальных явлений» (1896), «Закон причинности и свобода человеческих действий» (1897), «К вопросу о капиталистической эволюции земледелия» (1899), как и его двухтомной книги «Капитализм и земледелие» (1900), составило основу теоретических воззрений Булгакова периода «легального марксизма». «Легальный марксизм» (середина 90-х гг. XIX в. – первые годы ХХ в.) — идейное и политическое течение; начавшись как марксистски-ревизионистское, эволюционировало к либерализму, а в философии – в основном к религиозному идеализму. Эволюция Булгакова: Первые работы, высоко оцененные революционными марксистами отличала глубина и серьезность изучения вопросов о рынках и открытое идейно-политическое размежевание с народниками. Работа Булгакова «Капитализм и земледелие» знаменовала полный разрыв с марксизмом. Период «легального марксизма», длившийся у Булгакова около пяти лет (1986 – 1900 гг.), не привел его к выработке какого-либо целостного и стройного мировоззрения, что в некоторой степени ускорило его переход к религиозной философии. 1900 — 1902 гг. — статьи «Иван Карамазов как философский тип» (1902), «Основные проблемы теории прогресса» (1902), «Душевная драма Герцена» (1902), «Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева?» (1903) и др. Суть периода — в промежуточном положении между неокантианским и религиозно-философским периодами. Это был уже не «легальный марксизм», но еще и не последовательно заявленная религиозно-философская позиция. Первый этап эволюции Булгакова ранний (1896 – 1900), следующий переходный (1901 – 1903), а дальнейший – как религиозно-философский, т.е. собственно богоискательский и веховский (1904 – начало 20-х годов). После Октябрьской революции интерес Булгакова все более смещается в область богословия, определяя тематику и даже стиль его мышления. Точкой отсчета между религиозной философией и теологией служит книга «Свет невечерний» (1917). Переходный период («идеалистический») — участие Булгакова в сборнике «Проблемы идеализма», сборник статей «От марксизма к идеализму» (1903). «Проблемы идеализма» знаменовали конец периода легального марксизма, «От марксизма к идеализму» подводила итоги двум периодам его эволюции – раннему и переходному. 1900-05 г. — выступает с публичными лекциями, сотрудничает с бывшими легальными марксистами, участвует в деятельности либерального «Союза освобождения», автор журнала «нового религиозного сознания» «Новый путь». Социально-политическая программа Булгакова была сформулирована в брошюрах «Неотложная задача (о союзе христианской политики)» (1906) и «Интеллигенция и религия» (1908) (идеологическое выражение правого крыла кадетизма, формально не вместившегося в официальные рамки конституционно-демократического политического сознания. Булгаков поставил задачу реального объединения христианства и политики либерально-демократического характера. «Христианский демократизм», подкрепляемый у Булгакова идеями создания «свободного союза самоуправляющихся общин» по типу США сопровождался резкой критикой мировоззренческих основ марксистского и социал-демократического движения в России. Называя марксизм самой вредной («нигилистической») религией, он вместе с тем прямо говорил о необходимости отстаивать «классовую христианскую политику». Программа «союза христианской политики» Булгакова должна была выполнять несколько взаимосвязанных социально-политических функций: отыскание альтернативы марксизму, борьба за церковь как социальную и идеологическую силу, использование религии как духовной силы для возрождения России на либеральных и демократических основах. Депутат II Государственной Думы. Монархические позиции после встречи с царем (до 1914). Осознание бесперспективности самодержавия, невозможности демократической республики в России, с другой – предчувствия победы большевиков. «Философия хозяйства»(1912) — религиозная политическая экономия. «Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (1917) – систематический опыт выведения мира и человека из идеи бога.1923—эмиграция, умер в 1944 году.




Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 281 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...