Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Рассмотрим пример решения игры. Пусть игра задана следующей матрицей
Применение любого численного метода для решения матричной игры необходимо начинать с определения нижней чистой цены игры a и верхней чистой цены игры b. Это позволит избежать применения численных методов решения матричных игр в тех случаях, когда решение может быть найдено в чистых стратегиях. В нашем случае имеем:
Итак, и решение матричной игры необходимо искать численным методом. Предположим, что в первой партии второй игрок выбрал свою первую стратегию, тогда, если первый игрок выберет свою первую стратегию, то он выиграет 50, если вторую - 25, если третью - 10. Сведем полученные результаты в табл. 1. Из анализа колонки ²Суммарный выигрыш первого игрока по стратегиям² следует, что первая стратегия первого игрока приносит ему наибольший выигрыш. Поэтому первый игрок и должен выбрать свою первую чистую стратегию (см. колонку ²Стратегия первого игрока²). В этом случае, если второй игрок выбирает свою первую стратегию, то он проигрывает 50, если вторую - 15, если третью - 20. Наибольший выигрыш, который может получить первый игрок в первой партии, равен 50, поскольку
Аналогично, получается наименьший возможный проигрыш второго игрока
Таблица 1
Номер партии N | Стратегия второго игрока | Суммарный выигрыш первого игрока по стратегиям | Стратегия первого игрока | Суммарный проигрыш второго игрока по стратегиям | Среднее значение выигрыша v 1 первого игрока | Среднее значение проигрыша. v 2 второго игрока | Цена игры v | ||||
32,50 | |||||||||||
65/2 | 30/2 | 23,75 | |||||||||
105/3 | 70/3 | 29,17 | |||||||||
145/4 | 100/4 | 30,62 | |||||||||
175/5 | 130/5 | 30,50 | |||||||||
220/6 | 180/6 | 33,33 | |||||||||
250/7 | 195/7 | 31,78 | |||||||||
270/8 | 220/8 | 30,62 | |||||||||
295/9 | 245/9 | 29,44 | |||||||||
320/10 | 270/10 | 29,50 | |||||||||
350/11 | 320/11 | 30,45 | |||||||||
400/12 | 360/12 | 31,67 | |||||||||
415/13 | 375/13 | 30,38 | |||||||||
450/14 | 415/14 | 30,89 | |||||||||
490/15 | 455/15 | 31,50 | |||||||||
530/16 | 490/16 | 31,88 | |||||||||
560/17 | 520/17 | 31,76 | |||||||||
590/18 | 545/18 | 31,53 | |||||||||
615/19 | 570/19 | 31,18 | |||||||||
640/20 | 595/20 | 30,88 | |||||||||
665/21 | 620/21 | 30,60 | |||||||||
700/22 | 660/22 | 30,91 | |||||||||
720/23 | 680/23 | 30,43 | |||||||||
750/24 | 710/24 | 30,42 | |||||||||
780/25 | 740/25 | 30,40 |
Зная и , по соотношению (3) несложно вычислить приближенное значение цены игры после первой партии: v = (50 + 15)/2 = 32,5. Поскольку лучший результат в первой партии второму игроку принесла вторая стратегия (проигрыш равен 15), то он ее и должен выбрать во второй партии. В этом случае применение первой стратегии первым игроком принесет ему выигрыш в 15 единиц, суммируя его с выигрышем, полученным с помощью этой же стратегии в первой партии, получаем 65. Применение первым игроком своей второй стратегии в текущей партии приносит ему выигрыш в 40 единиц и суммарный выигрыш в двух партиях - 65.
Аналогично, применение третьей стратегии первым игроком приносит ему выигрыш в текущей партии в 30 единиц и суммарный выигрыш в двух партиях - 40. Наибольший выигрыш в двух партиях первому игроку обеспечили сразу две стратегии: первая и вторая. В общем случае с точки зрения обеспечения устойчивости решения в следующей партии лучше выбирать ту стратегию, которая была в предшествующей партии. Поэтому во второй партии первый игрок применяет свою первую стратегию. Если в ответ на это второй игрок выбирает свою первую стратегию, то он проигрывает в текущей партии 50 и 100 в двух партиях, если выбирает вторую стратегию, то проигрывает во второй партии 15 и 30 в двух партиях, если выбирает третью стратегию, то соответственно проигрывает 20 и 40. Средний выигрыш первого игрока в двух партиях равен: = 65/2 = 32,5; средний проигрыш второго игрока в двух партиях: =30/2 = 15. Приближенное значение цены игры по результатам двух партий
В третьей и последующих партиях процесс вычислений и заполнения таблицы происходит аналогично.
После 25-й партии имеем следующие приближенные значения цены игры и компоненты смешанных стратегий соответственно первого и второго игроков:
v = 30,40; x = (0,280; 0,640; 0,080); y = (0,400; 0,320; 0,280).
Сопоставление с точным решением этой матричной игры методом линейного программирования
(v = 30,77; x = (0,314; 0,554; 0,132); y = (0,409; 0,289; 0,302))
показывает удовлетворительную точность в определении цены игры и значительную погрешность в определении компонент смешанных стратегий обоих игроков. Эта погрешность объясняется тем, что в рассматриваемом численном методе применяемые игроками стратегии изменяются не после одной, двух или трех партий, а нерегулярно: восемь раз подряд в партиях с 14-й по 21-ю применялась стратегия два первым игроком; пять раз подряд - стратегия один второго игрока; в 18 партиях подряд не применялась третья стратегия первого игрока и т.д. Для того чтобы эта нерегулярность не оказывала существенного влияния на конечный результат, необходим расчет сотен партий. Действительно, если потребовать, чтобы погрешность d определения компонент смешанных стратегий не превышала, допустим, 0,01, а в последовательности партий наблюдаются m‑ кратные появления подряд одной из стратегий любого из игроков, то, в первом приближении, число партий N можно оценить следующим образом:
,
где m - наибольшая кратность появления подряд одной из стратегий любого из игроков.
При m = 8, d = 0,01 получаем, что число партий должно быть не менее 800.
Для точного определения цены игры в общем случае также необходимо большое число партий. Действительно, анализ последнего столбца таблицы показывает существенные колебания цены игры, которые уменьшаются при росте суммарного выигрыша первого игрока и проигрыша второго игрока.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 449 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!