Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Критическая философия И. Канта



(«Критика чистого разума», «Критика практического разума»)

В творчестве И. Ката выделяется два периода - докритический (до 70 –х г.г.) и критический. Для первого характерен материализм и диалектический подход к проблемам происхождения Солнечной системы («небулярная теория»), физики, биологии, антропологии. Во второй период Кант, начав с гносеологии, создает сложную онтологическую картину мира, гениально поставив ряд мировоззренческих проблем.

В теории познания Кант осуществляет своего рода переворот.

В противоположность предшественникам на первое место ставит не объект, воздействующий на органы чувств, а активный субъект, который благодаря своим познавательным способностям - чувствам, рассудку, воле не отражает объект, а творит, конструирует представления о нем и создает соответствующие теории.

Предметом теоретической философии, по мнению Канта, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Свой метод он называет критическим, в отличие от догматического метода рационализма 17 века.

Кант признает объективность внешнего мира, но считает, что познать можно лишь то, что лежит на поверхности - «вещь для нас», а сущность или «вещь в себе» непознаваема, т.е. стоит на позициях агностицизма.

Утверждая, что субъект познает только то, что сам творит, Кант вводит понятие о мире явлений и непознаваемом мире «вещей в себе». Между «вещами в себе» и явлениями сохраняется отношение причины и следствия: без «вещей в себе» не может быть и явлений. Мир «вещей в себе» - умопостигаемый мир, доступный лишь практическому разуму, ибо он полностью закрыт для чувственности.

Кантовское учение об активности человеческого сознания и диалектическом характере взаимодействия между субъектом и объектом, развивал дальше И. Г. Фихте (1762-1814) как взаимодействие между индивидуальным «Я» и мышлением человечества в целом. В учении Ф. Шеллинга (1775-1854) преодолевается их противопоставление и разрабатывается учение об их тождестве. «Абсолютное Я» у Шеллинга превращается в божественное начало мира, акты творения которым всего многообразия можно понять только гениям, обладающим особой формой познания - интеллектуальной интуицией.

3. Философия Гегеля. («Феноменология духа», «Логика»).

Гегель по своим философским взглядам типичный представитель объективного идеализма.

Опираясь на идеи предшественников, выдающийся немецкий философ Г. Гегель (1770-1831) разрабатывает грандиозную онтологическую картину мира, в основе которой лежит деятельность Абсолютной идеи - мирового могучего сверхразума. Абсолютная идея проходит в своем развитии три стадии - бытие в своем собственном лоне, развертывание в природе и самопознание самой себя в человеческом обществе. В ходе этого развития формируются логика, естествознание, гуманитарное знание, все достижения культуры, цель которых - самопознание Абсолютной идеи. Высшей формой развития Абсолютной идеи является Абсолютный дух, под которым понимается совокупная духовная деятельность человечества за тысячелетия его существования. Развитию нет конца, разве что с гибелью самого объекта.

Диалектический метод Гегеля явился великим приобретением человеческой мысли. Впервые в истории им были сформулированы основные законы и категории диалектики, как законы и закономерности развития Абсолютной идеи и мирового разума. Диалектика Гегеля явилась важнейшим теоретическим источником нового этапа в развитии философии - диалектического материализма.

Другим таким источником явился материализм видного немецкого философа Л. Фейербаха (1804-1872),





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 641 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...