Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В связи с разработкой новых подходов к преподаванию русского языка, включая текстоориентированный, необходимо рассмотреть текст как средство обучения, позволяющее эффективно осуществлять образовательную деятельность. Под образовательной деятельностью понимается деятельность учителя и ученика, преподавателя и студента, направленная на передачу (учителем, преподавателем) и усвоение (учащимся, студентом) специальных знаний по предмету, ограниченных учебной программой. Это деятельность, нацеленная на формирование у учащихся и студентов важнейших специальных навыков и умений, включая коммуникативные и речевые, предусмотренные Государственным образовательным стандартом. Иными словами, это «педагогический процесс, в ходе которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями, навыками по русскому языку, формируется их мировоззрение, их личностные черты, осуществляется развитие учащихся» [Львов, 1997, с. 134].
Русский язык является не только объектом изучения, но и средством обучения. Сообщение знаний, наставлений, побуждение в процессе обучения происходит на основе текстовой деятельности. Объяснение нового материала, закрепление его, контроль за усвоением и повторение пройденного, а также воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время осуществляется через тексты разных жанров и стилей. Все они связаны с педагогической риторикой. Ее можно определить как искусство речевого общения в сфере обучения и воспитания, позволяющее эффективно решать образовательные и воспитательные задачи в различных ситуациях педагогического общения. Педагогическая риторика в некоторых жанровых проявлениях пересекается с академической риторикой (лекция, диспут, беседа), обиходно-деловой (сообщение, объявление, похва-
Раздел II. Основы теории текста
однородность» художественного текста, наличие многообразных кодов, позволяющих ему быть «информационным генератором» [Лотман, 1997, с. 205].
Комплексный филологический анализ текста, столь актуальный в современном гуманитарном знании и образовании, нацелен прежде всего на выявление культурологической сущности текста. В связи с этим особую роль приобретает обучение не только текстообразующей, но и интерпретационной деятельности. Именно она дает возможность понять не только эстетический смысл произведения, но и его культурологическую значимость, приобщиться к культурному тезаурусу, воплощенному в тексте и «стоящему» за ним, т.е. к «культурной памяти» текста (о методике обучения интерпретационной деятельности см., например: [Болотнова, 2002]).
Таким образом, филологический анализ художественного текста позволяет рассмотреть его как единицу культуры, приобщиться к художественному миру автора, вступая в «диалог культур» и эпох.
Подведем итоги:
• Текст несет на себе печать культуры определенного этапа в истории
общества.
• Текст и культуру объединяют: антропоцентричность, диалогичес
кий характер, деятельностная сущность, знаковость, символичность,
функциональная общность, нормативность, идейность, целостность.
• Герменевтический подход к пониманию и определению культуры
предполагает ее трактовку как совокупности текстов и механизма,
создающего их.
• Лингвокультурологию и текстоведение объединяет общая антропо
центрическая и коммуникативная направленность, междисципли
нарный характер, связь с культурой, изучение в тексте диалектики
нового и традиционного. Различие касается целей в изучении тек
ста и аспектов в его рассмотрении.
• Художественный текст как результат первичной коммуникативной
деятельности автора отражает многоаспектную связь с националь
ной культурой: на речевом уровне, на уровне литературных тради
ций, эстетического опыта автора и читателя и т.д.
• Вступая в диалог с текстом в процессе вторичной коммуникатив
ной деятельности, читатель приобщается к культуре (Л.Н. Мурзин).
• К особенностям художественного текста как единицы культуры от
носятся: его принадлежность к «вторично моделирующим систе
мам», «семиотическая неоднородность», наличие многообразных
кодов (Ю.М. Лотман).
Глава 1. Понятие о тексте
носясь с общей коммуникативной стратегией речевой деятельности учителя-ритора, также характеризуется относительной целостностью, связностью, информативностью, отдельностью, т.е. основными признаками текста. Поскольку речевое общение здесь организуется в целях обучения русскому языку, можно говорить об уроке как сложном комплексном метатексте.
Для того чтобы отдельные фрагменты урока можно было рассматривать в качестве особых микротекстов в общей структуре урока, необходимо, чтобы они обладали признаками текста. Наряду с уже отмеченными, к ним можно причислить относительную информативную и структурную законченность, а также регулятивность (способность управлять познавательной деятельностью учащихся), стилистическую и жанровую определенность.
К наиболее распространенным речевым жанрам, входящим в структуру урока как комплексного метатекста, можно отнести элементарные речевые жанры (приветствие, сообщение, совет, прощание, вопрос, ответ, порицание, благодарность, похвала, комплимент и др.) и сложные комплексные жанры (беседа, лекция, диспут, дискуссия, рассказ и т.д.); о типах жанров см.: [Бахтин, 1979, Федосюк, 1995, Шмелева, 1997 и др.].
Стилистическая природа обучающих и воспитывающих текстов в силу определенности сферы общения и типичности речевых ситуаций колеблется в интервале от обиходно-разговорной и обиходно-деловой — до учебно-научной, научно-популярной и публицистической разновидностей.
Коммуникативный подход к уроку как к комплексному метатексту позволяет иначе взглянуть на роль языка (кода), роль языковых личностей учителя и ученика. В этом случае учитель становится автором-ритором, организующим урок-метатекст по законам текста и стиля (педагогического, индивидуального, функционального). Отсюда вытекает необходимость цельности урока, связности, смысловой завершенности, отдельности, членимости, интегративности, регулятивности, структурности, свойственных любому тексту.
Что же касается личности ученика, — он выступает в роли соавтора — не только слушателя и читателя, но и говорящего и пишущего, т.е. творца, активно участвующего в общении.
При подходе к уроку как комплексному метатексту, за которым стоят личность учителя-ритора, правомерен вопрос о его индивидуальном педагогическом стиле. С точки зрения коммуникативной стилистики текста, разрабатывающей проблему эффективности текстовой деятельности и проблему идиостиля на уровне семантики, прагматики и структуры текста, индивидуальный педагогический стиль учителя-ритора определяется предпочтениями определенных речевых жанров в струк-
Раздел И. Основы теории текста
ла, порицание и т.д.), повседневной (приветствие, благодарность, доверительный разговор и т.д.). Все эти речевые жанры получают конкретное текстовое воплощение.
Своеобразие разных лингвистических и экстралингвистических средств и способов педагогической риторики определяется, с одной стороны, объективными факторами: сферой общения (учебно-научной, обиходно-деловой, социально-бытовой и др.); жанром (замечание, благодарность, просьба и др.); стилем и подстилем (учебно-научным, научно-популярным, разговорно-обиходным и др.). А с другой — субъективными факторами: целями и задачами педагогического общения в конкретных речевых ситуациях, спецификой языковой личности учителя (воспитателя, педагога, родителя) и ученика (воспитанника, учащегося, студента).
К особенностям педагогической риторики относятся ее ориентация на доверие и взаимопонимание, гармоничное общение, сотворчество, служение идеалам истины, добра и красоты.
Несмотря на то что о профессиональной культуре педагога, проявляющейся и в текстовой деятельности, имеется некоторая литература (ср.: Соколова, 1995; Рахматшаева, 1995, Михальская, 1998; Мурашов, 2002 и др.), педагогическая риторика как особый раздел науки о речевом общении требует специального внимания в силу ее недостаточной разработанности и комплексного, интегративного характера. Это касается не только разработки психолого-педагогических аспектов личностного речевого общения учителя и ученика, но и развития коммуникативной теории текста, теории речевых жанров в педагогической и образовательной сфере, описания и систематизации различных формул речевого общения с учетом воспитательных и образовательных задач.
Особая актуальность педагогической риторики связана с новой коммуникативной методикой обучения родному языку, основанной на вовлечении обучаемых в коммуникативную деятельность, когда коммуникативным лидером (ритором) на уроке выступает учитель, а преподавание ведется на основе общения с активизацией всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма.
В качестве текста как единицы обучения могут быть рассмотрены урок в целом, а также и его отдельные фрагменты, имеющие структурно-коммуникативную и информационную целостность и законченность (о подходе к уроку как к тексту см.: [Ладыженская, Зельманова, 1995]). Урок может быть рассмотрен как комплексный сложный метатекст, у которого есть свой концепт, обусловливающий коммуникативную стратегию речевого общения учителя и ученика в целях обучения и воспитания. Ведущий концепт определяет целостность урока, его связность, отдельность, членимость на фрагменты. Каждый из фрагментов, соот-
Глава 1. Понятие о тексте
Типовые модели микротекстов данного вида, соотносящиеся со структурными элементами урока, могут получить разное речевое воплощение в зависимости от целей и задач урока, его типа, темы, творческой индивидуальности учителя, специфики класса (фактора адресата) и т.д.
В целом текст как единица обучения, оставаясь формой коммуникации, подчиняется особым целям и задачам языкового образования и воспитания учащихся, вовлечения их в процесс сотворчества в соответствии с методикой коммуникативного обучения родному языку. В связи с этим диалогическое общение на уроке как текстовая деятельность подчинено задачам образования и воспитания личности ученика. Происходит обучение на основе заинтересованного и доверительного общения (ср. работы Г. А. Китайгородской и др.), т.е. благодаря текстовой деятельности в соответствии с принципами речемыслительной активности, ситуативности, функциональности, индивидуализации, новизны (см. о них: [Пассов, 1991, гл. 2]).
Анализируя текст как единицу обучения, необходимо помнить о важности гармонизирующего общения на уроке, т.е. общения, доставляющего удовольствие, радость, вызывающего взаимный интерес учителя и учащегося.
Подведем итоги:
• В обучении как совместной деятельности преподавателя и учаще
гося, направленной на передачу специальных знаний и их усвоение,
необходима опора на теорию текста, без которой невозможно обще
ние.
• Урок (занятие) можно рассматривать в качестве гипертекста как
единицу обучения, обладающую признаками текста.
• С точки зрения теории речевых жанров и стилей подход к занятию
как к тексту открывает новые перспективы в творческом диалоге
учителя и учащегося.
• Индивидуальный стиль преподавателя определяется своеобразием
его текстовой деятельности с учетом ее жанрово-стилистической
природы и языковой личности автора, стоящей за текстом.
• Рассмотрение текста как средства обучения значимо для совершен
ствования общей культуры личности в процессе образовательной
деятельности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
> Как связаны образовательный процесс и текстовая деятельность?
> Какие принципы педагогической риторики находят отражение в тек
стовой деятельности преподавателя?
Раздел И. Основы теории текста
О
туре урока (ср. ориентацию на жанры благодарности, похвалы, комплимента у одних учителей и на жанры порицания, выговора, нотации у других).
Выбор речевых жанров на уроке определяется его общей эмоциональной тональностью: она может быть доброжелательной, доверительной, уважительной, комфортной для учащегося, и требовательно-вы-сокомерной, напряженной, дискомфортной. Как и в любом тексте, эмоциональная тональность урока является звеном, связывающим его содержательный план с формой выражения. Это проявляется, например, в особенностях используемых речевых средств, наиболее частотных в рамках одних и тех же речевых жанров у разных учителей. В плане индивидуального речевого стиля учителя значимы характерные для него типовые методические приемы как средства регулятивности познавательной деятельности учащихся (ср., например, явное предпочтение групповой работы, ролевых игр, определенных видов диктантов, обращение к алгоритмам и перфокартам и т.д.). Некоторые учителя практикуют регулярное использование эпиграфов к уроку. Это подчеркивает подход к уроку как к комплексному метатексту (эпиграф является сентенцией, определяющей последующее развертывание, которое строится по дедуктивному принципу).
Индивидуальный речевой стиль учителя проявляется и в доминировании характерных для него «личностных смыслов», концептов, которые раскрывают неповторимость творческой личности педагога, своеобразие его картины мира и отношения к действительности.
Таким образом, урок как отражение текстовой деятельности и как единица обучения имеет общие типовые черты, отражающие своеобразие сферы общения, его цель и задачи, а также индивидуальную специфику, связанную с личностью учителя-ритора, стоящего за уроком — метатекстом.
Правомерно ставить вопрос о типологических особенностях отдельных текстов в общей структуре урока: текстов приветствия, объяснения нового материала, закрепления, повторения и т.д. (см., например, о структурных элементах урока в [Киселева, 1993]. Учебное пособие О.Н. Киселевой отражает детальное описание структурных элементов урока, каждый из которых может быть рассмотрен как микротекст: «1. Сообщение темы, целей и задач урока. 2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний, умений и навыков). 3. Объяснение нового материала (усвоение новых понятий и способов действия). 4. Закрепление нового материала (применение знаний и формирование способа действия). 5. Повторение. 6. Контроль знаний, умений и навыков (опрос). 7. Проверка домашнего задания. 8. Задание на дом. 9. Подведение итогов урока» [Киселева, 1993, с. 3].
I
Раздел II. Основы теории текста
> Докажите, что урок можно рассматривать как комплексный гипер
текст.
> Как в текстовой деятельности учителя отражаются жанры педагоги
ческого общения?
> В чем проявляется индивидуальный стиль преподавателя в процессе
текстовой деятельности?
> В чем своеобразие текста как единицы обучения?
> Каково значение текстоориентированного подхода к преподаванию
русского языка?
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 2199 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!