Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Ситуация развития человека — это прежде всего ситуация общения с другими людьми. И развитие учащегося, и личностно-профес-сиональное саморазвитие учителя происходит в пространстве связей и отношений между людьми, которые своими действиями и взаимодействиями и создают возможность развития.
Педагогическое общение — это профессиональное общение педагога с детьми, направленное на решение задач обучения, развития, воспитания.
Общение взрослого и ребенка может ограничиваться формальной стороной, т. е. дисциплинарно-поведенческим аспектом. Так, например, происходит во многих семьях, где общение с ребенком сводится к реакциям (замечания, наказания) на его поведенческие нарушения. Точно так же иной классный руководитель-имитатор сводит свою работу с классом к контролю за поведением детей и решением возникающих дисциплинарных проблем. Но всякое общение (даже если оно нацелено на решение элементарных дисциплинарных задач) становится общением лишь в тот момент, когда возникает обмен духовными ценностями и смыслами — это сердцевина общения. В этом случае общение охватывает области личных мнений, пристрастий, интересов, ценностей, смыслов ученика и педагога и становится педагогически эффективным. Таким образом, в данном выше определении педагогического
Глава 2. Ступень педагогического общения_____________________________ 67
общения слово «профессиональное» означает, во-первых, целенаправленность и, во-вторых, присутствие внутренней, глубинной стороны.
Педагогическое общение включает словесный (вербальный) и бессловесный (невербальный) компоненты. К бессловесным средствам педагогического общения относятся: имиджевые (зрительный образ учителя), телесные (мобилизация, вес, пристройка, мимика и пантомимика, жесты), и пространственные (мизансцена класса, организация межличностного микропространства общения, дистанция общения).
Значительная часть влияния в процессе педагогического общения происходит бессознательно. При этом активно работают все каналы восприятия — и вербальные, и невербальные.
Например, восприятие предмета учащимся происходит в большинстве случаев через восприятие образа учителя. Бессознательно отношение к учителю, возникшее в процессе общения с ним, переносится на предмет. Известен случай, когда 18 учеников одного педагогического класса, не специализированного на каком-либо учебном предмете, поступили на. химический факультет МП ГУ — все они были влюблены в молодого учителя химии, который вскоре стал директором школы. К третьему курсу из 18 продолжали осваивать химию лишь шестеро, остальные обнаружили у себя либо полное отсутствие способностей к этому предмету, либо другие, более сильные интересы, и ушли или были отчислены с факультета.
Очевидно, что в данном случае сработал механизм внушения.
Между прочим, исследования, проведенные в школах, показали, что начиная с позднесоветских времен степень внушаемости школьников упала с 80 до 4 % и стала соответствовать тому, что наблюдается в экономически развитых странах Запада. Субъективно это явление воспринимается учителями негативно: «Дети перестали слушаться, делают, что хотят!» На самом деле, как уже отмечалось, у современных школьников рано развиваются рефлексия и критическое мышление. В ряде случаев более эффективным, чем внушение, становится убеждение, т. е. поиск рациональных доводов с опорой на личный опыт ребенка и вполне «взрослой» аргументацией. Когда-то еще Цицерон говорил, что оратор должен обладать двумя основными достоинствами: умением убеждать точными доводами и волновать души слушателей. Думается, это вполне относится и к учителю.
Проблемное, дискуссионное общение, когда позиции общающихся в ряде точек не совпадают, является наиболее ценным для задач развития и воспитания (а равно и для задач саморазвития педагога). Один из крупнейших культурологов России заметил однажды, что «мы заинтересованы в общении именно с той ситуацией, которая затрудняет общение, а в пределе делает его невозможным» [42, с. 14-15]. Это один из частных случаев так называемого развивающего дискомфорта — следствия «закона внутренней инерции». Чем сложнее ситуация, тем ценнее она для развития. Как это ни парадоксально, именно
Основы педагогической деятельности
авторитарные, «тяжелые» в общении педагоги становятся со временем самыми любимыми, но лишь при определенном условии: если они — глубокие, интересные личности, если их авторитарность — следствие высочайшей требовательности к себе и к другим, а все «странности» — проявления яркой личностной индивидуальности. И наоборот: из непростых в общении подростков — язвительных, дерзких, придирчивых — часто вырастают нестандартно мыслящие, творческие, интересные люди.
Большую роль в педагогическом общении играет принцип умеренности. Так, его реализация в отношении такого бесспорно важного момента в педагогическом общении, как юмор, предполагает выведение из арсенала педагогических средств иронии, сарказма. Обязательно выполнение следующих правил: не нужно перехлестывать в подшучивании над собой; никогда не веселитесь за счет высмеивания других педагогов; помните, что даже добродушная шутка или подтрунивание над учениками может обернуться для них душевной травмой — особенно в присутствии других детей.
Принцип умеренности необходим и в отношении реагирования педагога на меняющееся поведение детей в процессе общения. Обе крайние позиции — гиперрефлексивная и гипорефлексивная — мало продуктивны. Гиперрефлексивный педагог реагирует на все и сразу. Он легко поддается на любые провокации учащихся, реагирует эмоционально и бурно, легко теряет нить объяснений. Гипорефлексивный педагог («тетерев») «не видит» и «не слышит» класс, в результате класс перестает «видеть» и «слышать» его самого.
Процесс педагогического общения подчиняется ряду закономерностей, которые обычно называют «эффектами».
Эффект имиджа. В восьми из десяти случаев основное впечатление на класс первоначально оказывает внешний вид учителя. Именно первое зрительное впечатление способствует самоорганизации к слушанию или выражению скепсиса по поводу того, что еще не сказал учитель. Это относится не только к первому появлению нового учителя в новом классе, а и к ежедневному приходу учителя на свои уроки — хотя, конечно, в меньшей степени
Эффект первых фраз. «С чего Марья Ивановна начнет этот урок? А, как всегда.. Опять будет такая же скука!» Учителю не помешает время от времени обновлять свои словесные заготовки — наборы первоначальных фраз урока, способных сразу привлечь внимание учащихся, возбудить их интерес, заставить мыслить, настроить на работу, на мажор, на уважение собственного достоинства и достоинства учи-
[лава 2 Ступень педагогического общения________________________ 69
теля. Пока что просто перечислим некоторые типовые приемы, позволяющие продуктивно начать урок: интересный факт, неожиданные цифры, эмоциональная цитата, эпиграф урока — стихотворный или прозаический, короткий видеофрагмент, загадка (отгадка — тема урока), обнажение противоречия. Дальше мы рассмотрим и другие приемы из этой серии. Точно такие же приемы можно использовать и для начала классного часа. А профессиональный учитель находит нестандартное начало и для воспитательной беседы с провинившимся учеником.
Эффект релаксации. Чем напряженнее протекает педагогическое общение, тем больше приходится его участникам прилагать усилий по самоорганизации своего внимания. Учитель, который является в процессе педагогического общения «дирижером», должен предусмотреть периодические возможности для разрядки, эмоционального расслабления и умственного переключения (шутка, временный перевод разговора на нейтральную тему, предложение чая с баранками, перерыв во времени). В противном случае ученик будет «отключаться» сам, используя принцип «экономии внимания».
Эффект рассеяния — частный случай одной из упоминавшихся ранее закономерностей. Многие дети изложенную учителем информацию воспринимают не совсем четко, противоречиво, а некоторые остаются при своем мнении. Если за 100 % обозначить замысел какого-либо выступления учителя, то 90 % замысла обрели словесное обозначение, 80% информации словесно обозначенной были озвучены, 70 % озвученной информации было услышано классом, 60 % информации услышанной было понято, 45 % информации было принято к размышлению, 25 % информации через некоторое время осталось в памяти. Таким образом, было понято 0,9 х 0,8 х 0,7 х 0,6 = 0,3 (30 % от замысла). Было принято к размышлению 0,3 х 0,45 = 0,135, или тринадцать с половиной процентов от замысла. «Повторение — мать учения» — совсем не пустые слова.
Рассмотрим важнейшие принципы речевого педагогического общения, особенно важные в процессе монологической речи (этап урока «изложение нового материала»).
1. Акцентируйте тоном, высотой голоса важное (важные слова, словосочетания, обороты).
2 Меняйте тон голоса: то повышайте, то понижайте его.
3. Меняйте-темп речи (быстро не очень важное, медленно — важные
слова).
4. Делайте паузу до и после важных мыслей.
Основы педагогической деятельности
•//£
Умелое интонирование и своевременные паузы способствуют тому, что усвоение информации происходит на 10-15 % лучше. Обусловлено это, в частности, тем, что придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих определенные ассоциации — воспоминания, которые «прокручиваются» во время пауз.
5. Делайте компактные «выбросы информации», которые могут
быть в виде: интересных цифр и фактов, привлекательных мыслей
и аргументов, а также периодической интерпретации ранее сказанно
го, авторских обобщений по итогам какого-то фрагмента речи.
6. Эстетично используйте литературное богатство языка. Существует
прямая связь между словарным запасом выступающего и художе
ственной выразительностью речи. Независимо от того, какой предмет
вы ведете, полезно знать классическую и современную художествен
ную литературу, народные пословицы и поговорки.
В одном из исследований была выявлена закономерная взаимосвязь между авторитетностью учителя и тем, насколько часто в их речи на уроке употребляются высказывания с функцией контакта и с поэтической функцией (т. е. не несущие прямой содержательной информации). Оказалось, эти «несущественные» высказывания встречаются в два раза чаще у учителей авторитетных, уважаемых, чем у малоавторитетных.
Совершенствуя технику монологической речи, на первом этапе надо свести к минимуму работу мысли над содержанием в момент выступления. Чтобы высвободить внимание для аудитории, текст нужно выучить наизусть и повторить 5-7 раз. В дальнейшем вполне можно ограничиться конспектами, в которые желательно записывать:
» первую фразу (две-три фразы);
» концовку (две-три фразы);
» наиболее ответственные, «ударные» формулировки;
» цитаты;
» числовые данные, трудные имена собственные и т. д.
Большое значение в работе над собственной речью играет ее очистка от типичных ее недостатков, в той или иной мере свойственных каждому человеку. К числу таковых относятся:
* эгоцентризм (привычка переводить разговор на себя и на свои дела, высказывать не к месту свое отношение к обсуждаемому вопросу, вместо того чтобы говорить о сути дела; самоуглубленность в свои успехи и неудачи);
Глава 2. Ступень педагогического общения
» банальность (изложение хорошо известных или очевидных вещей);
» низкая эмоциональность (монотонность; равнодушие к собеседникам, угрюмость);
» льстивость (показное дружелюбие, панибратство, неоправданное сокращение дистанции с деловой до интимно-личной);
* отвлеченность (уход от основной темы).
Согласно легенде, знаменитый мореход Синдбад во время одного из своих путешествий, стремясь избежать мести со стороны жестокого капитана пиратов, крикнул: «Морской Змей!» Этим ему удалось отвлечь внимание пиратов и спастись.
На подобном же принципе основана и наша акция, известная под условным названием «Морской Змей».
В начале урока мы забрасываем приманку в виде Морского Змея и наблюдаем. Если гог клюнег на приманку, это означает, что он относится к числу дрейфующих гогов. Такой гог охотно отклоняется от курса, подчиняется течению и с радостью вместе с нами преследует Морского Змея. То, насколько ценным является для нас подобный тип гогов, не требует объяснений. А именно к таким гогам относится Алкивиад.
Проанализируйте слова польского гимназиста — героя повести Э. Низюрского [54, с. 98].
Дайте по возможности развернутую характеристику учителю, фигурирующему в следующем «протоколе». Выделите основные ошибки учителя (не только «технические», но и «принципиальные»).
«...Арифметику не знаешь. Сократи. (Реплика с места: "Вы же сказали, можно не сокращать!") Пиши! (Мальчик озлобленно: "Чего — пиши?!" В классе смех.) Какие единицы? Кто пойдет напишет? (Классу.) Шувалов, к доске. Разговоры! Смотрите сюда... Смотри! (Шувалову.) Иди! (Ему же. В смысле: "Садись на место".) Очень слабо! В следующий раз поставлю два. Следующая задача. Сейчас будете решать самостоятельно. (Кто-то из девочек спрашивает: "А кто первый кончит?" Учительница, не обращая внимания на реплику, пишет на доске условие задачи.) Делайте! Я посмотрю... Покажи, чем ты сегодня занимался? Так, хорошо. Ты что? Не хочешь учиться? Не делал эту задачу? (К другому ученику. "Какую?" — отвечает тот грубо.) Вот эту! Вторую... Не хочешь в восьмой класс переходить?! В шахматы играешь! (Идет вдоль рядов.) Вот, Хабалин, я тебя считала хорошим учеником, а ты опять... Что, перевела? Перевела граммы в килограммы?.. Вот пойдешь в магазин, там тебе...» [61].
Задание к тому же тексту: используя диалектическое мышление, выделите положительные моменты в общении учителя.
Основы педагогической деятельности
Самоанализ: понятийный метод. Заполните таблицу.
Таблица 10 Самоанализ понятий — 2
I II
I
Эмпатия
Еще один важнейший принцип педагогического общения — уважение чужого мнения. То есть — мнения ученика. Учитель, как правило, убежден, что его мнение безусловно и единственно правильное, особенно в оценке детей и их качеств. Игнорирование им мнений учеников, их взглядов — дело довольно частое. Но практика показывает парадоксальную вещь: в большинстве случаев учительские ожидания и предсказания в отношении детей не совпадают с действительностью. Это объясняется тем, что у значительной части педагогов не развито важнейшее профессионально значимое личностное качество, совершенно необходимое в процессе педагогического общения. Это эмпатия — способность понимать и чувствовать другого человека. Работа над развитием в себе эмпатии требует высокой внимательности и серьезной работы души и ума; и главное, что здесь необходимо, — научиться слушать и слышать ребенка. В этом — залог того, что вы будете его понимать. Вспомним, как один из героев фильма о школе «Доживем до понедельника» в сочинении на заданную тему написал: «Счастье — это когда тебя понимают». Между
Глава 2 Ступень педагогического общения_____________ ________________ 73
этими короткими словами читается противопоставление школьному укладу: «А не когда тебе объясняют». Тот же корень читается и в словах «интеллигент», «интеллигентный»: латинское «іпіеііщепз» означает «понимающий».
Слово «эмпатия» произошло от греческого «раґіюз» — сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом «ет», означающим направление внутрь. Будем честными: высокоэмпатийный учитель действительно страдает значительно больше низкоэмпатийного, но именно в этом — фундаментальная особенность нашей профессии, ее счастье и несчастье. Правда, степень болезненности субъективного ощущения эмпатии может быть различна и зависит от ее типа: сопереживание или сочувствие. Сопереживание — это переживание эмоции, сходной с эмоцией другого человека: он плачет, и мы плачем; у него болит зуб, и у нас, глядя на него, тоже начинают болеть зубы. Психологи утверждают, что эти проблемы неправильно разделенного несчастья — расплата за наш эгоцентризм: сопереживание направлено на себя и эгоистично по своей природе. За ним следует реакция избегания, так как сопереживание отрицательных эмоций становится слишком тягостным. А вот при сочувствии переживания субъекта и объекта не тождественны. Сочувствие более рационально, оно нацелено не на то, чтобы «вместе пострадать», а на поиск реальной помощи другому человеку в решении его проблемы.
Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». Это значит, что сохраняется способность вернуться в собственный мир переживаний. Если этот оттенок «как будто» исчезает, то вместо эмпатии возникает идентификация с эмоциональным состоянием другого, заражение его эмоцией и переживание ее в такой же степени по-настоящему. Дети склонны к идентификации больше, чем взрослые, поэтому на уроке они часто заражаются эмоциями учителя (в особенности ученики начальных классов). На этом основан педагогический прием, называемый заражением. Даже в классах среднего звена он иногда дает хороший результат — скажем, при изучении не очень занимательной темы, когда само содержание материала не вызывает повышенного интереса, учителю приходится несколько искусственно демонстрировать свою увлеченность, заражая ею класс.
Эмпатия как педагогически значимое явление обладает следующими особенностями.
1. Развитию эмпатийности как качеству личности мешают определенные установки: избегать лишних контактов, считать неуместным
І
ш
Основы педагогической деятельности
проявлять интерес к другим людям, спокойно относиться к переживаниям и проблемам других людей.
2 Если учитель, проявляя эмпатию к ребенку, проецирует на него свои собственные качества: недостатки, привычки, свой эмоциональный опыт, установки, мифы, — эмпатия дает искаженную картину внутреннего мира ребенка Эмпатия — это отнюдь не то же самое, о чем говорят: «Поставь себя на его место». Это — иное" «Взгляни на вещи его глазами».
3. С возрастом способность к эмпатии снижается. Вероятно, это связано с развитием стереотипов, что будет рассмотрено в соответствующей теме главы 3, и с ростом общей зашоренности сознания. Практика показывает, что творческая, развивающаяся личность сохраняет высокий уровень эмпатийности на всем протяжении жизни.
Современное воспитание — это воспитание, практически лишенное эмпатии в отношениях с ребенком. Без эмпатии становится невозможным эмоциональное воспитание (воспитание чувств). В результате воспитание сводится к познанию, и в результате ребенок с самого раннего возраста приучается к рационализму, не получая ни одного урока жизни чувств, ни одного урока сердечности. Такой человек может многого добиться в жизни, но, если не займется саморазвитием, навсегда останется человеком бесчувственным.
В большинстве случаев и в семье, и в школе «младшие» слышат от «старших» в качестве проявления внимания обращения, не содержащие никаких проявлений эмпатии:
» приказы, команды («Сейчас же перестань!», «Убери!», «Тишина!»); * предупреждения, предостережения, угрозы («В следующий раз будет двойка», «Если это еще раз повторится, я возьму ремень», «Не сделаешь — пеняй на себя»);
» замечания, критику, осуждение, обвинения, навешивание ярлыков («На что это похоже! Никуда не годится!», «Какой же ты все-таки грубиян!», «Хамишь!»);
» нравоучения самого примитивного характера, абстрактные призывы («Ты должен вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Не забывай, сколько мы на тебя денег тратим», «Возьми себя в руки!», «Не бери дурное в голову!»);» морализирование («Я думаю, тебе надо пойти к нему, попросить прощения, помириться и забыть обо всем, что произошло»);
Глава 2 Ступень педагогического общения
* нотации («Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки»,
«Сколько раз говорили — теплее одевайся!»);
» советы и наставления, обычно не соответствующие возрасту; готовые «рецепты» решения проблемных ситуаций, опирающиеся на сомнительный жизненный опыт старших («Я в твои годы никогда позже девяти домой не возвращался»);
» напоминания («Не забывай вымыть руки — инфекцию подхватишь!»);
» выспрашивания, расследования («Нет, ты все-таки скажи мне!», «Почему опять двойка? Как это случилось?!», «Что ты все молчишь? Отвечай!»);
* догадки, интерпретации («Небось опять подрался!», «Просто так
ничего не бывает», «Я чувствую, что ты меня опять обманыва
ешь», «Я тебя насквозь вижу!»);
* бездумное успокаивание, видимость сочувствия с целью отвязать
ся от ребенка, не выглядя в его глазах бесчувственным («Ничего,
это пустяки», «Да брось, ерунда!»);
» отрицание чувства ребенка («Ерунда, это тебе только кажется!», «Не верю, что это тебя до сих пор беспокоит!»);
» уход от разговора («Отстань!»);
4 обзывания, высмеивание («Не будь лапшой!», «Посмотрите на этого великовозрастного "гения"!», «Ну просто дубина!»);
» похвалу, редко соотнесенную с деятельностью ребенка («Ты у меня самая красивая!», «Какая ты умница!»).
Все перечисленные варианты — проявления эгоизма и эгоцентризма старших, когда единственной ценностью «педагогического» общения становятся собственные интересы или упрощенно понимаемый профессиональный долг воспитателя, а интересы ребенка не учитываются вовсе (или, еще хуже, считаются заведомо порочными). Проявление эмпатии начинается с заинтересованности делами, настроением, трудностями и успехами другого человека. Обычно это простейший вопрос: «Тебя что-то беспокоит?» Этот вопрос может быть задан в такой или в другой словесной форме или выражен неявно — интонацией нейтрального высказывания, жестом, позой участия. Но именно такая постановка вопроса открывает для ребенка возможность открыто «излучать» эмоциональную волну, на которую предстоит настроиться воспитателю, на время как бы оказавшись от себя, от своих интересов, желаний и проблем, от своего привычного
Основы педагогической деятельности
видения мира, т. е. — отказавшись от привычной для подавляющего большинства людей эгоцентрической позиции. В эгоцентрической позиции эмпатия или становится совсем невозможной, или вместо продуктивного сочувствия превращается в бесплодное сопереживание.
В исследованиях, проведенных среди детей, установлено: восстановление прерванных эмоциональных контактов определенного взрослого с ребенком возможно в среднем не более четырех раз, после чего ребенок перестает стремиться к ним. Таким образом, в общении с педагогом, не обладающем змпатийностью, привычно равнодушным, ребенок бессознательно начинает испытывать чувство отторжения, «не слышит» учителя.
А вот в исследованиях, проведенных среди учителей, выявлено, что в наименьшей степени эмпатийность по отношению к детям свойственна студентам — выпускникам педвузов, в большей — учителям-предметникам с опытом работы, в наибольшей степени — учителям, одновременно работающим школьными психологами. Любопытно, что уровень эмпа-тийности к незнакомым взрослым людям у педагогов-психологов оказался даже ниже, чем у учителей-предметников (данные С. П. Ивановой). Попробуйте самостоятельно проанализировать эти факты.
Педагогический метод, предполагающий более широкое использование эмпатии в общении с учащимися, называется «утепление отношений». При этом педагог должен учитывать влияние своих решений, действий не только на поведение и деятельность, но и на настроения своих учеников. Объясняя свои решения, учитель может ссылаться в том числе и на эмоциональные факторы, важно лишь не противоречить самому себе.
Посетите урок кого-либо из своих коллег и зафиксируйте все его реплики, обращенные к ученикам. Проанализируйте, какая доля реплик была «эмпатичной», а какая — «неэмпатич-ной» (приказы, предупреждения, замечания и т. п.). По возможности попросите кого-либо из ваших коллег подобным же образом проанализировать какой-либо ваш урок и обсудить его с вами.
В психологии выделяют шесть базовых эмоций:радость, удивление, презрение, страдание, страх, гнев. Выполните в парах простое упражнение на развитие эмпатии: «партнер А», используя мимические средства, изображает одну из перечисленных эмоций; «партнер Б» должен определить, что за эмоция изображается. Если на первом этапе возникают затруднения, воспользуйтесь эталонами словесных описаний выражения различных эмоций (см. справочный материал к главе 2).
Глава 2. Ступень педагогического общения_____________________________ 77
Бессловесный компонент педагогического общения: имидж учителя, мобилизация, «вес», «пристройка»
Имидж в переводе с английского (іта§е) — образ, изображение. Мы условимся называть имиджем учителя непосредственно или преднамеренно создаваемое им визуальное впечатление о своей личности. Причем именно бессознательное впечатление, отличающееся от рациональной оценки.
Уже в педагогике Древнего Рима было известно: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» (Ксенофонт).
Имидж педагога — одно из основных средств реализации важного принципа гуманистической педагогики — принципа воспитания собой. При этом главное правило — собственный образ учителя должен быть привлекательным для детей. Для того чтобы правило «работало», необходимо знать, что именно привлекает в имидже учителя современных школьников.
В одном из опросов школьников пятого и восьмого классов просили описать внешность учителей. На первое место и пятиклассники, и восьмиклассники поставили выражение лица и глаз (выделили почти 80 % детей), затем — голос (выделили 60 %). Это повод для самоанализа. Если за голосом мы обычно следим и иногда даже работаем над повышением его выразительности и убедительности, то часто ли задумываемся о собственном выражении глаз? А ведь это канал выражения наших эмоций, для детей значительно более важный, чем речевые параметры (такие как интонация). Правда, точнее было бы говорить о выражении лица в целом. По данным исследований, восприятие эмоций по лицу, когда видны одни лишь глаза, практически невозможно. Более «говорящими» частями лица являются верхняя (лоб, брови) и нижняя (нос, рот). Глаза же, расположенные посередине, бессознательно воспринимаются не сами по себе, а как зона «пересечения смысловых линий».
Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в разделе «Экспрессия. Эмоциональное насыщение урока. Принцип "проживания"» главы 3.
Другой опрос охватывал около ста учащихся старших классов, которые должны были развернуто ответить на вопрос: «Имеет ли для вас значение внешний вид (одежда) учителя?» — «Да, имеет», — ответили практически все. Вот основные показатели, по которым старшеклассники оценивают учительскую манеру одеваться:
» опрятность и вкус;
» деловая, неяркая одежда;
» частота перемены одежды.
Основы педагогической деятельности
I
І
Ч
Вот выдержки из ответов школьников. «Когда учитель хорошо одет, мы проникаемся невольным уважением к нему». «То, как учитель одет, влияет на запоминание материала. Я думаю, здесь такой механизм. Если она со вкусом, современно одета, мы ей верим». «Ухоженный, хорошо одетый человек всегда притягивает внимание». «Проблему внешнего вида учителя нужно решать немедленно. Над нашей классной все смеются... По всему платью жирные пятна» [39, с. 24].
Существует, конечно, и противоположная опасность: дать одежде заслонить собственную личность. Современные имиджмейкеры отмечают, что женщины, подбирая одежду, часто допускают три главные ошибки:
1) позволяют индустрии моды целиком определять выбор своей
одежды;
2) склонны преувеличивать значение собственной привлекатель
ности;
3) позволяют своему социальному положению влиять на манеру
одеваться.
По мнению специалистов, единственный правильный подход — подбор костюма «под себя».
И все же самым главным моментом в имидже педагога и одновременно самым неуловимым, труднее всего поддающимся саморазвитию, является личное обаяние учителя. Не заигрывание, не показная доброжелательность, а внимательное, искренне доброе отношение к окружающим, что предполагает и умение пользоваться своими внешними и внутренними достоинствами. Интересны данные исследования: с чем ассоциируется у школьников облик обаятельного педагога:
» у младших учащихся — добрый;
» у подростковых учащихся — справедливый;
» у старших учащихся — современный.
Следующий элемент невербального компонента педагогического общения — так называемые «бессловесные действия»: мобилизация, вес, пристройка. (Более подробно о «бессловесных действиях» в педагогической деятельности см.: [9, с. 119-139] и другие работы Д. А. Белухина.)
Мобилизация — состояние психофизической готовности человека к предстоящим действиям. Мобилизация выражается в степени внутренней напряженности человека. Психологи выделяют два вида напряженности: собственно эмоциональная напряженность и операциональная напряженность. Первая дезорганизует деятельность, вторая, напротив, мобилизует человека на оптимальное ее выполнение. Внут-
Глава 2 Ступень педагогического общения______________________________ 79
ренняя напряженность выражается в позе и мимике человека и поэтому легко читается окружающими.
Удобнее ввести более тонкую шкалу, измеряя мобилизацию 11 степенями от 0 (полное отсутствие готовности, сон) до 10 (состояние человека в минуты смертельной опасности).
Все пониженные степени мобилизации (0-4) демонстрируют: не очень хочу, совсем не желаю, оставьте все меня в покое, я хочу спать... Степень 3, например, может выглядеть так: «Ну, кто там еще? Чего ему?» Лицо вялое, выражение глаз устало-ленивое, корпус как бы тянет назад.
В степени 5 весь облик как бы говорит: я готов, я хочу, я желаю с вами работать. Все тело как бы устремлено на собеседника или на класс, взгляд интенсивный, подбородок слегка приподнят. Внутреннее ощущение — «дирижер перед оркестром». Для учителя это может быть выражено примерно такими словами: «Я готов, дети, с вами работать. Более того, я хочу, чтобы мы с вами вместе хорошо и с пользой сейчас потрудились». Очень важно «вжиться» в этот образ и почувствовать свою собственную, индивидуальную «пятую мобилизацию» в ощущениях гела.
Мобилизация 7 уже привносит некую навязчивость во взаимоотношениях, 8 — лихорадочные действия, 9 — панические действия. С людьми в подобных состояниях общаться сложно, так как излишняя энергичность одного человека пугает и отталкивает другого.
Привычная степень мобилизации человека определяет образ его жизни и деятельности, становится мобилизованностью — свойством личности. Существуют люди, которые всегда и всюду опаздывают, хотя вроде бы имеют достаточный запас времени, а любое пустяковое дело занимает у них подчас чуть ли не весь день. С большой долей уверенности можно сказать, что эти люди живут в пониженной степени мобилизации. И наоборот, собранность, подтянутость, готовность сделать любое дело хорошо и качественно — признак хорошей мобилизованности.
Мобилизация может быть прямая и косвенная. Эти понятия часто иллюстрируют на примере актера, герой которого на сцене метет пол. В первом случае герой будет махать веником сильнее, во втором — мести тщательнее.
Выделяется и направленность мобилизации: «на себя», «на других», «на дело» — в зависимости от того, на какой объект направлена прикладываемая внутренняя энергия. Например, степень мобилизации «на себя» — это степень самоуглубленности, сосредоточенности (вспомните себя, когда вы готовитесь к необычайно важному уроку или выступлению, и это у вас «написано на лице», так что окружающие ходят вокруг на цыпочках и говорят шепотом, стараясь вам не мешать).
Вес — индикатор эмоционального состояния и физического самочувствия человека. Шкала здесь примерно такова: тяжелый вес, средний вес (вес «с неохотой»), вес «с достоинством», легкий вес.
Основы педагогической деятельности
ш
Тяжелый вес как бы давит на собеседника гаммой отрицательных эмоций. Тело человека излучает: «У меня неприятности, усталость, физическая боль...» Руки и плечи опущены, спина сгорблена, как будто на плечах лежит непосильный груз.
Легкий вес — показатель не просто хорошего, а прекрасного настроения. Пронаблюдайте за кем-нибудь из ваших учеников, когда прозвенел последний в учебном году звонок. Каникулы!!! И мальчишка не идет, а летит над землей, машет руками, подбрасывает вверх сумку! Бывает такое состояние и у взрослого человека, и тогда у многих прохожих на лицах появляются непроизвольные улыбки: все видят, что человек счастлив.
Средний вес характерен для учителя-имитатора. Главное в этом случае — сэкономить энергию, внутреннее состояние никак не проявляется и со стороны «не читается», учитель приходит на урок «никакой» (или, по библейскому выражению, «теплохладный»). Этот вес воспринимается учениками примерно так: на урок пришел не живой человек — пришел бездушный, функционирующий механизм.
Вес «с достоинством» — оптимальный для педагогического общения. Человек приветлив, спокоен, доброжелателен; от него веет уверенностью в себе, он уважает себя и вас — он ведет себя достойно. И люди настраиваются на данную «волну», заряжаются его состоянием. Плечи расправлены, чуть приподняты; спина прямая; руки находятся примерно на уровне пояса или груди и слегка жестикулируют.
Для различных внутренних состояний и соответствующих им эмоций характерны различные сочетания мобилизации и веса (табл. 11).
Таблица 1 / Сочетания мобилизации и веса
Глава 2 Ступень педагогического общения______________________________ 81
Пристройка — непроизвольное приспособление тела человека к объекту предстоящего общения, выражающееся в мимике, жестикуляции, позах. Характер пристроек — это индикатор отношения человека к тем, с кем он общается в данную минуту. Различают пристройки «сверху», «наравне», «снизу».
Пристройка «сверху»: подбородок горделиво приподнят (значительно сильнее, чем в ситуации «вес с достоинством»), взгляд из-под полуприкрытых глаз снисходителен, губы поджаты почти что брезгливо. Увидев на парте надпись карандашом, он молча указывает на нее пальцем, давая знак немедленно стереть. Такая пристройка читается как высокомерие, презрение, надменность, намеренная демонстрация собственного превосходства, стремление принизить других. У детей она вызывает или чувство унижения, или ощущение неловкости, а у более зрелых людей — насмешку.
Пристройка «снизу»: заискивающий взгляд, жалобные интонации, руки сами собой складываются в умоляющий жест. Учитель, находящийся в этой пристройке, всем своим обликом упрашивает о чем-то учащихся, провоцируя их занять снисходительное положение, т. е. пристройку «сверху».
Пристройка «наравне»: в мимике, в позе сквозит уважительное отношение к собеседнику. Все жесты понятны и доброжелательны. Это читается так, что возникает внутреннее желание сделать то, о чем просит человек, находящийся в пристройке «наравне», возникает бессознательная симпатия к его личности.
Сочетание мобилизации степени 5, веса «с достоинством» и пристройки «наравне» требуется в педагогическом общении чаще всего, но это не значит, что в арсенале учителя не должно быть других мобилизаций, весов и пристроек. В определенных ситуациях целесообразными могут оказываться и другие варианты. «Сильный» класс расслабился, поленился и поголовно не выполнил домашнее задание. Здесь не помешают и пристройка «сверху», и повышенная мобилизация.
Все перечисленные «бессловесные действия» объединяет следующее:
» они слабо осознаются и трудно контролируются самим педагогом (человек себя со стороны не видит);
» оказывают сильное влияние на детей (хотя и бессознательное) — более сильное, чем слова;
» «заражают» окружающих — дети незаметно для себя перенимают у учителя его мобилизацию и вес, переходят в соответствующую пристройку.
Основы педагогической деятельности
I
І
Например: учительница ведет урок в тяжелом весе («Восьмой урок!») в сочетании с пристройкой «снизу» («Умоляю, хоть сегодня помолчите!»). Дети быстро оказываются в таком же тяжелом весе («Мы тоже утомились!») и захватывают эмоционально выгодную пристройку «сверху» («Может, мы и помолчим, только вы нас не трогайте, а не го!..»).
Ваш коллега, отличающийся своей доступностью, веселостью, легкостью в общении, начал жаловаться вам на снижение дисциплины, уменьшение продуктивности уроков. Что вы могли бы ему посоветовать?
Почему большинству людей бывает очень трудно повысить эмоциональное состояние собеседника, находящегося «в миноре»? Почему учитель в своей повседневной работе чаще подавляет, чем вдохновляет детей?
Опишите свои ощущения от общения с человеком, в облике которого читаются разные варианты мобилизации и веса.
Заполните таблицу «Мой педагогический имидж».
Таблица 12 Мой педагогический имидж
Глава 2 Ступень педагогического общения______________________________ 83
Процесс педагогического общения начинается задолго до прихода учителя в класс. Педагог наряду с конструированием процесса воплощения педагогического замысла должен сконструировать предстоящий процесс общения. Для этого можно воспользоваться моделью К. С. Станиславского (см. об этом, а также о «словесных действиях» подробнее в [21]):
* первая стадия — момент входа артиста (в нашем случае — учи
теля) в комнату, рассматривание всех присутствующих, ориенти
рование в окружающих условиях и выбор объекта;
«вторая стадия — момент подхода к объекту, привлечение на себя его внимания с помощью действий, резко бросающихся в глаза того, с кем хочешь общаться, с помощью неожиданных интонаций и т. д.;
» третья стадия — момент зондирования души объекта щупальцами глаз, подготовление этой чужой души для наиболее легкого и свободного восприятия мыслей, чувств и «видений» субъекта;
* четвертая стадия — момент передачи своих «видений» объекту
с помощью лучеиспускания (микромимики) — голоса, слов. Ин
тонация, желание и попытка заставить объект не только услы
шать, понять, но и увидеть внутренним зрением;
» пятая стадия — момент отклика объекта. Ответьте на вопросы.
1. Как вы понимаете выделенные выражения К. С. Станиславского?
2. Встречалось ли вам нечто подобное в вашей педагогической
практике?
Словесный компонент педагогического общения: «словесные действия»
В педагогическом общении как в одной из сторон педагогической деятельности слово важно не только само по себе (как носитель смысла), но и как инструмент действия на воспитанника. Когда учитель действует словом, то направленность этого действия обычно ограничена теми или иными сторонами психики ребенка. Важно, что и учитель, и тем более воспитанник направленность словесных воздействий не осознают, их внимание сосредоточено на смысле высказываний. Но если в повседневно-бытовом общении редко бывает, чтобы человек, воздействуя на другого словами, отдавал себе отчет в том, что я, мол, сейчас буду воздействовать на волю или на воображение, — то
Основы педагогической деятельности
в педагогическом общении такая сознательная постановка задач делается иногда необходимой.
Существует 11 простых (однонаправленных) словесных воздействий (табл. 13).
Таблица 13 Простые словесные воздействия
І I
'<?
І
Хотя узкое воздействие на каждый из указанных «отделов психики» встречается редко, знание «чистых» словесных действий позволяет комбинировать их, составлять и понимать более сложные обращения.
Воздействие на внимание. Мысль, воля, чувство, воображение и память могут работать лишь после того, как включилось внимание. Словесное действие звать — самое простое, требующее минимального количества слов, его цель — привлечь к себе внимание партнера по общению, и только. В обыденном учительском сознании содержание термина «внимание» расширяется — в него включается то интерес учащихся, то их сознание в целом. На уроках то и дело звучат призывы «быть внимательным», а если педагог попадает в ситуацию, когда ученики не склонны уделять ему свое внимание, он повышает голос, стучит по столу ручкой, встает и т. д. Но вместо того, чтобы непрерывно звать учеников, можно применить какое-либо другое словесное действие, тем более что перечисленные традиционные способы «звать» могут не оказать должного воздействия (или оно окажется слишком кратковременным).
Глава 2 Ступень педагогического общения______________________________ 85
Воздействие на мышление. В процессе общения, воздействующего на мышление, взаимодействуют две противоположные установки. Говорящий обычно полагается на свою логику и аргументацию, тогда как слушающий гораздо большее значение придает особой терпеливо-растолковывающей интонации, которая помогает непонятному «проясниться». Учитель, про которого говорят, что он «хорошо объясняет», владеет не столько доходчивой логикой, сколько именно этой доходчивой интонацией.
Действие объяснять нацелено на упорядочение информации в сознании собеседника. Действие отделываться использует упорядочение информации в качестве средства, а его скрытая цель — избавиться от нежелательных притязаний собеседника. Во время «объяснения материала» в общении учителя часто смешиваются оба эти действия: педагог объясняет, излагая информацию, но, реагируя на вопросы учеников и их просьбы что-то «разъяснить», уточнить, — нередко использует противоположное действие «отделываться». Такой контекст обижает и нервирует ученика, поскольку его установка по отеюшєнию к учителю, как правило, типична: «Учусь я сам, а учитель — это тот, кто объясняет, когда мне что-то непонятно». Обычно учитель начинает «отделываться» в двух случаях:
» когда не в состоянии объяснить ту или иную тему;
4 когда у учителя отсутствует эмпатия (чистый способ словесного воздействия «отделываться» предполагает, что говорящий не ощущает или не признает единства своих интересов с интересами собеседника).
Но в педагогическом процессе иногда уместно и «отделываться» — например, от активности учеников, играющих роли «подлиз» и «ябед».
Воздействия на память: узнавать — извлекать что-то из памяти собеседника, задавая вопросы, вызывая ассоциации и т. д.; утверждать — закладывать что-либо в память собеседника.
Для педагога важно умение в любых ситуациях задавать «чистый вопрос», нацеленный только на «узнавание» — «чистый» от распространенных оттенков утверждения, отделывания, угрозы и др. В «чистом» случае вопрос предоставляет ребенку такую свободу, в которой ничто не подталкивает его к ожидаемому ответу, не намекает на то, следует ли сказать «да» или «нет», выбрать тот или иной вариант ответа. На практике почти всегда ребенок неосознанно ждет такой подсказки — хотя бы по выражению лица учителя! Это действует его потребность в безопасности (без «гарантии» намека ответ давать страшно), но отнюдь не способствует воспитанию умения
Основы педагогической деятельности
І.
I
і И
ш.
самостоятельно делать выбор и принимать решения. Такой же «чистый вопрос» педагог должен уметь задавать в ситуациях проявления эмпатии к ребенку (помните: «Тебя что-то беспокоит?»). Такой «чистый вопрос» читается ребенком как показатель искреннего интереса педагога к нему.
Особенностью словесного действия «утверждать» является своеобразная демонстрация знаний, основанная на собственной уверенности в том, что излагаемые знания являются значимыми, актуальными и т. д. Учителя естественно-математических дисциплин «утверждают» заметно чаще, чем учителя-гуманитарии. И вообще, учителя «утверждают» чаще, чем представители любой другой из профессий (военные чаще «приказывают», врачи «ободряют» и т. д.). Это объясняется не столько профессиональными деформациями педагога (о некоторых из них будет речь далее), сколько действием установки: изначально профессию педагога человек избирает именно потому, что ему нравится «утверждать». Но часто диалог двух учителей не складывается именно потому, что оба собеседника «утверждают»: один — одно, а другой — другое.
Воздействие на чувства: с целью вызвать негативные чувства — упрекать; с целью активизировать позитивные чувства — ободрять. Говоря языком психологии, эти воздействия нацелены на изменение эмоционального самочувствия*учеников.
О важности разностороннего воспитания чувств писал великий педагог XX века Я. Корчак: «Мы часто забываем о том, что должны учить ребенка не только отстаивать правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать». Обращаем особое внимание на роль воспитания отрицательных эмоций. Они — источник внутренней энергии, помощник в преодолении трудностей. Отрицательные эмоции способствуют целенаправленной деятельности. Одним словом, их не следует везде и всюду избегать. Но следует помнить, что они не должны быть длительными, и общий фон жизни ребенка следует всегда сохранять мажорным.
Умеренное использование воздействия «ободрять» украшает речь учителя, создает позитивную эмоциональную окраску урока. Оно особенно необходимо в ситуациях, когда ученики решают трудную задачу, или перед контрольной работой. Практика показывает, что своевременная, компактная ободряющая установка перед контрольной всегда повышает ее результат.
Воздействия на воображение связаны с предоставлением собеседнику времени на то, чтобы он мысленно дорисовал, «довообразил»
Глава 2 Ступень педагогического общения______________________________ 87
сообщенные сведения. С этим связаны паузы, недоговоренности — воздействующий как бы интригует слушателя. (О педагогическом приеме «интрига» см. в гл. 3.)
Действие удивлять читается не только в содержании речи, но и в «возвратном» движении головы после ее движения вперед на ударном слове, в прямом, открытом взгляде, в ожидании эффекта от сообщения (здесь обязательна «артистическая пауза»). Действие «удивлять» используется учителем, который уверен, что сообщаемая им информация для учеников приятна и, может быть, долгожданна. «Итак... (пауза). Сегодня на нашем уроке... (пауза). Химические свойства самого неожиданного вещества... (пауза, чуть длиннее предыдущих)...воды! (демонстрация химического стакана с обыкновенной водой)». После такой подачи класс готов аплодировать: дети и подростки любят такой праздничный, концертный, мажорный стиль. Знания, выдаваемые с помощью словесного действия «удивлять», становятся для учеников подарком, запоминаются на всю жизнь. Часто учителей, виртуозно владеющих действием «удивлять», называют артистическими натурами. Некоторые из таких педагогов ведут картотеки неожиданных фактов, не оставляя ни одного урока без «маленького удивления». Другие регулярно черпают из средств массовой информации удивительные, необычные новости, связанные с изучаемым предметом, и начинают с них свой очередной урок. Подобная работа с содержанием материала, требуя некоторых затрат, всегда окупается.
Действие предупреждать сопровождается прищуренным, косым взглядом, настороженностью. Предупреждение, высказанное в «тяжелом» весе, воспринимается как угроза, в «легком» весе — как озорство или кокетство.
Воздействие на волю стремится к скорейшему изменению поведения собеседника. Действие приказывать выражается в повелительной форме глагола и высказывается в пристройке «сверху». Действие просить выражается в той же форме, но с присоединением вежливого «пожалуйста», а главное — в пристройке «наравне» (в пристройке «снизу» просьба превращается в мольбу). В ситуации приказа тело высокостатусно-неподвижно; в ситуации просьбы меняется поза, в ней читается готовность получить желаемое: протянутая рука, открытая ладонь, полные ожидания глаза. Оттенок «просьбы» более убедителен в большинстве случаев не только потому, что подчеркивает достоинство обоих собеседников, но и потому, что вызывает впечатление действительной нужности того, о чем просят.
Основы педагогической деятельности
Низкоэмпатичный учитель преимущественно прибегает к приказам, поскольку исходит из определенной установки: «Понимание в принципе невозможно, поэтому в совместной работе можно только приказывать или повиноваться». Но приказ, как правило, вызывает у ребенка подсознательное, а иногда и сознательное желание сделать наоборот. И все же умение пользоваться этим действием педагогу совершенно необходимо. Самая типичная ошибка — смешивать в приказании воздействие на волю с другими воздействиями. «Чистый приказ» не оскорбителен. А вот его сочетание с оттенком «предупреждать» уже воспринимается как угроза, с оттенком «объяснять» — как препротивное вдалбливание.
Все перечисленные случаи словесного воздействия имеют общее свойство: смысл произносимой фразы может резко расходиться со смыслом бессознательно преследуемой цели (т. е. направленности действия). Нередко правильное определение способа словесного воздействия раскрывает, чего же именно добивается человек помимо своих слов или даже вопреки им.
Речь учителя становится интереснее, когда смысл слов умышленно не соответствует типу словесного действия. Например, учитель приказывает фразой: «Таня, сейчас ты мне очень нравишься!» Просит: «Я поставлю вам тройку?..» Узнает: «Вы откроете тетради, чтобы я проверила?»
Установки каждого человека, в т. ч. и ученика, влияют на привычное предпочтение одних словесных действий другим. Наверняка вам знакома и девочка, которая всех и всегда упрекает, и мальчик, который очень любит всех удивлять (или наоборот?). Чем шире гамма словесных воздействий, используемых педагогом, — тем больше возможностей у таких «односторонне развитых» детей увидеть или заново открыть возможную вариативность своей речи, о чем многие и не подозревают, скованные когда-то скопированным шаблоном.
«Будете списывать завтра на контрольной — шпаргалки отбе ру, и двоек не миновать!» Произнесите эту фразу, используя различные словесные действия:
» вы хотите избежать этого и предупреждаете детей;
» вы абсолютно уверены, что так оно и будет, и утверждаете это;
» вы всегда разрешали ученикам этого класса пользоваться подручным материалом, но на контрольную к вам придет завуч, и вы, чтобы не акцентировать неприятную сторону этого факта, просто удивляете их;
[лава 2 Ступень педагогического общения______________________________ 89
» вы объясняете это новым ученикам, которые пока что не знают, что у вас, в отличие от других учителей, «списать невозможно»;
» вы упрекаете Иванова, Петрова и Сидорова, которые даже накануне контрольной работы веду г переписку.
Более сложное упражнение из этой серии («упражнение А. С. Макаренко»): произнесите фразу «поди сюда» всеми возможными способами. В нашем случае таких способов 11, а А. С. Макаренко говорил о 26. Чтобы «добрать» дополнительно 15 способов, сочетайте различные типы словесных действий друг с другом и с различными вариантами бессловесных действий, например: «удивлять» можно в весе «с достоинством», а можно в «тяжелом весе».
Групповое упражнение-игра «Угол зрения».
Играют 3-4 человека, каждый из которых вытянул билет с указанием одного из 11 словесных воздействий и теперь может пользоваться только одним из них — тем, название которого написано в билете. Начинается беседа на свободную тему От участников требуется держаться единственного заданного действия, куда бы ни повернула беседа и что бы ни происходило вокруг. Для этого им нужно воспринимать окружающую ситуацию всегда под одним углом зрения. Тогда в любом поведении партнеров они увидят предлог для упреков, для ободрений, для удивлений и т. д. Заданный угол зрения как бы определяет логику их поведения.
«Татьяна (всегда узнающая — Светлане):
—Ты сегодня позвонишь Ивановой?
Андрей (всеща упрекающий — Татьяне):
—Что ты пристала к ней. Она уже устала.
Светлана (всегда приказывающая — Андрею):
—Отойди от нас.
Андрей (всегда упрекающий — Светлане):
— Ты говоришь это мне?
Светлана (всегда приказывающая — Татьяне):
— Повтори.
Татьяна (всегда узнающая — Андрею):
— Ты не отойдешь от нас?»
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 4585 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!