Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
· религиозным, и к научным, и к юридическим, политическим, социальным
· доктринам, недаром заимствован из физиологии скелета: их отставание в
· процессе развития от живого содержания жизни, их задерживающая роль
· тектологически такова же, как роль всякого скелета" (Там же).
· Затем А.А.Богданов сводит эгрессию и дегрессию в одну плоскость,
· рассматривая их как частные случаи асимметрической связи. При этом он
· приводит такие примеры, которые ясно показывают, что эта книга не могла быть
· переиздана в СССР ранее 1989 года: "Идеологический скелет остается даже
· тогда, когда старый патриарх уже умер. Его заветам продолжают повиноваться,
· на его волю ссылается его преемник. Он умер, но его руководящая власть, его
· авторитет сохраняется, и притом как высший по сравнению с авторитетом
· его преемника. А когда умрет и этот, его авторитет в свою очередь
· удерживается также как высший по сравнению с авторитетом третьего, который
· его заменил, и т.д. В этой цепи авторитет умерших таким образом возвышается
· над авторитетом живых и тем больше, чем дальше уходит в прошлое. Самый
· отдаленный предок, заветы которого еще передаются в живущих поколениях,
· вырастает в гигантскую, сверхчеловечески авторитетную фигуру -- в божество"
· (Там же. С. 147).
· Или, оценивая российскую социал-демократию 1904-1906 годов,
· A.A-Богданов замечает: "Примеры противоречий и растраты сил на почве
· негибкости, "ригидности" дегрессив-
·
·
· предыстория семиотики в России 28
· ной иди формальной системы приспособлений можно найти в истории почти
· каждой организации, пережившей значительную прогрессивную эволюцию. Мне,
· например, случалось наблюдать такой парадоксальный случай: в партии, вполне
· демократической по своим стремлениям и принципам, возник ряд внутренних
· разногласий и расхождений, обусловленных ее быстрым ростом по разным
· направлениям: явилась необходимость реформ, но благодаря
· скелетно-неподвижному уставу понадобились огромные усилия, долгая борьба и
· внутренние перевороты только для того, чтобы добиться конгресса партии для
· демократического решения вопроса об ее реформах. И значительная часть всего
· этого могла быть избегнута, если бы формальные условия конгрессов были с
· самого начала определены иначе, в более эластичном виде" (Там же.
· С.144).
· Третий том "Тектологии" был посвящен кризисам и путям восстановления
· формы при этих кризисах. Кризис возникает, например, при потере центрального
· звена; восстановление возможно, если кто-то примет его функции. "В роте
· могут уцелеть, положим, фельдфебель, получивший свои нашивки за долгую
· службу, но по недостатку знаний и психологической гибкости совершенно
· неспособный руководить ротой в критическом положении; рядом с ним, может
· быть, простой рядовой, к этой роли вполне пригодный по своему жизненному
· опыту и быстрой приспособляемости. Военная организация имеет свою дегрессию
· в виде устава и дисциплины; согласно их правилам командование должно перейти
· к старшему чину, т.е. фельдфебелю, причем в данном случае реального
· восстановления организации не произошло бы. Тогда исход кризиса будет
· зависеть от того, насколько прочна дегрессия системы, ее авторитарная
· идеология. Если она слишком устойчиво кристаллизовалась и закрепилась в
· сознании большинства солдат роты, они не решатся или, может быть, слишком
· поздно, после долгого колебания, после новых повреждений, решатся разорвать
· уставную норму, нарушить "порядок", и получится исход в последовательное
· разрушение целого" (Там же. С.246-247).
· Разрушающее воздействие действует по-разному на ранние л на
· поздние связи, ранние оказываются более устойчивыми, поздние -- менее:
· "когда общественная организация в неблагоприятной среде подвергается
· разложению, например, революционная партия приходит в упадок под гнетом
· глухой
·
·
· системный компонент 29
· акции, -- то процесс в общем захватывает раньше всего ее позднейшие
· наслоения: отпадают больше недавние члены партии, разваливаются новейшие
· ячейки; при вынужденном пересмотре партийных доктрин легче всего при прочих
· равных, конечно, условиях отбрасываются наиболее недавние, наименее
· "установившиеся" их элементы; и тактика вообще обнаруживает меньше
· прочности, чем программа, которая лежит исторически глубже ее" (Там
· же. С.279).
· Можно констатировать, что теория А.А.Богданова интересна тем,
· что представляет анализ многих чисто гуманитарных проблем, таких, как,
· например, идеология в совершенно новой трактовке. Он неизбежно выходит при
· этом и на некоторые чисто семиотические понятия, хотя и без употребления
· привычных нам терминов. Одновременно можно пытаться реинтерпретировать
· А.А.Богданова в русле чисто семиотических идей. Так, под знаком можно
· понимать простейшую ингрессию, поскольку в знаке соединяются две
· неоднородные сущности -- форма и значение. Или типичное употребление понятия
· системы, характерное и для современной семиотики: "организованное целое
· оказалось на самом деле практически больше простой суммы своих частей, но не
· потому, что в нем создавались из ничего новые активности, а потому, что его
· наличные активности соединяются более успешно, чем противостоящие им
· сопротивления" (Там же.- Кн.1.С.117).
· А.А.Богданов постоянно выходит на моделирование типов
· коммуникативного воздействия, на анализ толпы, которая, как он считает,
· выравнивается только по низшим реакциям, поскольку высшие у каждого
· различны. Есть интересные наблюдения о том, как организации защищают свои
· слабые места, подобно броненосцам, в виде клятв, ограничением на личные
· отношения, переписку, сведения о самой организации. Есть и заметки,
· позволяющие ответить и на наиболее общие вопросы типа распада Советского
· Союза: "консервативно сформированные организмы устойчивы только в
· консервативной среде; когда она становится изменчивой, тогда неизбежно в тех
· или иных частях, в тех или иных функциях этих организмов относительные
· сопротивления должны время от времени оказываться ниже единицы" (Там
· же. С.233).
· Следует считать важной тенденцией такое стремление к созданию общей
· организационной науки. Есть еще один
·
·
· предыстория семиотики в России 30
· пример такого рода, представленный брошюрой архитектора
· А.В.Розенберга "философия архитектуры". Здесь также одна из глав
· получает название "Общие основания теории организации". Автор предлагает
· перейти от анализа общих процессов к элементарным процессам. "Человеческие
· процессы в зависимости от обширности охватываемых ими масс людей могут быть
· различных порядков и степеней сложности. Постепенно расчленяя всю
· деятельность человечества на земном шаре, мы получим целый ряд более узких
· процессов, пока не дойдем до простейших" (Розенберг А.В. Философия
· архитектуры. -- П., 1923. С.13). А.Розенберг выделяет четыре вида
· процессов: а) независимые, б) параллельные, в) подчиненные сосуществующим,
· г) подчиненные последовательным. Как главный экономический принцип он
· приводит следующую закономерность: "организация процесса должна
· предусматривать наименьшую затрату сил" (С. 17).
· Семиотическую значимость имеют элементы изменения процесса: увеличение,
· различение и разделение. Увеличение
· -- это количественное изменение. Различение -- это качественное
· изменение. " Увеличение и различение могут не сопровождаться
· изменением схемы организации процесса или его обстановки, но могут и вызвать
· таковое, в результате чего могут явиться два лица одинакового или различного
· характера или две единицы массы с различного характера ходом или обстановка
· потребует изменения в смысле создания более сложной, то таковое явление мы
· будем называть разделением " (С. 19). Соответственно представляет
· общий интерес и определение архитектурного сооружения как "искусственно
· созданной обстановки всякого процесса, в состав массы которого входят живые
· люди" (С.21).
· А.Розенберг строит интересное сопоставление процессов и
· соответствующих им классов сооружений (С.24-25):
·
· Процессы
· Архитектурные сооружения
·
· Общечеловеческий процесс
· Область архитектурных сооружений (мировая застройка)
·
· Территориальный процесс
· Территориальная застройка
·
· Процесс населенного места
·
· Населенное место
·
· Сложный независимый процесс в группе сооружений:
·
· а) объединенных территорией,
· Комплекс
·
· б) разбросанных по территории населенного места
· Сеть
·
· Сложный независимый процесс с рядом независимых учреждений в одном
· сооружении
· Сложное (комплексное) здание
·
· Ряд независимых разнохарактерных процессов в одном сооружении
· Сборное (агломератное) здание
·
· Ряд однохарактерных независимых процессов в одном сооружении
· Ячейчатое (гранулятивное) здание
·
· Сложный процесс, не разбивающийся на ряд отдельных учреждеий в одном
· сооружении
· Особое (изоляционное) здание
·
· Простой процесс, требующий обособления
·
· Плоскостного
· Открытое помещение
·
· Пространственного
· Закрытое помещение
·
· системный компонент 31
·
· Сооружения могут находиться в состоянии тяготения, отталкивания,
· безразличия. " Изоляция появляется в результате одновременного наличия
· двух тенденций отталкивания и тяготения, т.е. когда одни требования,
· предъявляемые к организации процесса, вызывают близость двух сооружений
· (зданий или помещений), а другие -- их удаление друг от друга. Для
· удовлетворения обоих категорий требований остается расположить сооружения в
· пространственной близости друг от друга, но принять меры к их изоляции
· соответственно ее характеру" (С.26).
· В качестве основных категорий архитектурного процесса рассматривается
· конструктивность и эстетичность. Эстетические аспекты возникают и во
· введении, где автор вполне семиотически замечает: "теория проектирования
· архитектурных сооружений уподобляется теории музыки. Несомненно существует
· какая-то закономерность в физической основе всякого искусства, -- наука
· давно установила ритмичность звуковых и световых волн и бесспорно глубоки
· основания, по которым определенное их сочетание воспринимается нами как
· приятное. Эта закономерность в области музыки в значительной степени
· изучена, а в области изобразительных искусств немало сделано изысканий,
· которые имеют не только
·
·
· предыстория семиотики в России 32
· теоретический интерес, но и чисто практический при создании предметов
· искусств" (С. 7-8).
· 1.3.2. П.А.Сорокин
· Питарим Александрович Сорокин (1899-1968) прожил интересную жизнь,
· начавшуюся в России и закончившуюся в Америке. Интересно, что он был в числе
· создателей как кафедры социологии в Петроградском университете, так и
· факультета социологии в Гарварде. Участвовал во Временном правительстве
· А.Ф.Керенского, был выслан из России в 1922 году с группой других
· известных ученых, обосновался в конце концов в США.
· Множество страниц своей "Системы социологии" П.А.Сорокин
· посвящает проводникам-символам (для нас этот термин замещает знак,
· только с большим акцентом на коммуникативной стороне). Он построил их
· классификацию по физическим свойствам, выделяя звуковые, световые,
· механические, тепловые, двигательные, химические, электрические, предметные.
· Последние -- это, например, деньги, семейные, религиозные, государственные
· реликвии. П.А.Сорокин приводит множество конкретных реализации:
· "Собственник в древности, передавая другому кусок или горсть земли,
· передачей этого предмета знаменовал передачу права собственности. Кольца,
· которыми обмениваются жених и невеста, передают мысль, что они скрепляют
· себя на века. Влюбленный, отсылая любимой букет цветов, передает посредством
· их свои переживания: любовь, обожание, преклонение и т.д. Командир полка,
· присылая опозорившему мундир полка офицеру револьвер, посредством его
· передает ему приказ застрелиться. Ключи от города, передаваемые победителю
· побежденными, знаменуют собой передачу города во власть первого. Знамя
· полка, захваченное неприятелем, символизирует гибель и конец соответствующей
· воинской части. "Домик Петра Великого" является предметным проводником,
· соединяющим многих посетителей с прошлым и друг с другом" (Сорокин
· П.А. Система социологии. -- Пг., 1920. -- T.I. C.141).
· К свето-цветовым проводникам он относит не только письменность, не
· только живопись, но и множество других случаев. "Свето-цветные проводники
· выступают в обыкновенной жизни и в тысяче других форм, в виде светящихся
· фонарей на мачтах пароходов, путем которых одни люди дают знать другим о
· том, что плывет пароход, в виде
·
·
· системный компонент 33
· "световых эффектов" в пьесе, предназначенных для вызова "светлого
· настроения". Свет играет громадную символически-передаточную роль в
· религиозном культе (свечи, паникадила, благословение светящимися дикириями и
· трикириями, предшествование свечи выходу жрецов, священников и "религиозных
· реликвий"); и в повседневной жизни людей. На каждом шагу встречаемся мы с
· этими проводниками:
· начиная с открыток, носящих название "язык цветов", употребляемых
· влюбленными "барышнями и молодыми людьми" для объяснений ("роза означает
· пылкую любовь", "лилия -- чистоту и невинность" и т.д.), те же проводники
· выступают:
· в виде красных знамен, выражающих революционные идеи и стремления, в
· виде государственных флагов, в виде цветных огней трамвая и железнодорожной
· сигнализации, в виде определенных цветных галунов, указывающих
· соответствующие ведомства, в виде чернил, красок и карандашей, которыми мы
· делаем знаки, в форме цветов различных тканей, обычно символизирующих то или
· иное переживание (например, подвенечное платье полагается белое -- знак
· чистоты невесты, одежда монаха черная -- знак его отречения от мира) и т.д.
· и т.д." (Там же. С.133).
· Все это чистой воды семиотика, значимость этих наблюдений еще больше
· возрастает, поскольку речь идет о центральных для функционирования общества
· понятиях и структурах. П. А.Сорокин рассматривает возможные цепи
· проводников различных видов, очень интересно показывает, как
· двигательно-мимические проводники (жесты) меняют типы поведения человека.
· "Человек, выступающий в определенной общественной роли, например, в роли
· жреца, вождя, судьи, облачаясь в свою символическую одежду, надевая на себя
· соответствующие атрибуты (например, судейскую цепь, священное облачение,
· парадный мундир и т.д.), окруженный предметными проводниками (обстановка
· храма, судебного зала, парламента и т.д.), часто совершенно трансформируется
· и перестает походить на самого себя, каким он бывает в частной жизни, вне
· этих атрибутов. Губернатор, король, жрец, комиссар имеют одно "я" в частной
· жизни и трансформируются в совершенно нового человека -- и по манерам, и
· жестам, и голосу, и переживаниям, отличного от первого "я", -- когда они
· находятся "при исполнении своих служебных обязанностей". В первом случае они
· бывают просты, вежливы, искренни, сердечны, во втором -- появляется
·
·
· предыстория семиотики в России 34
· важное лицо, властные движения, чопорность, напыщенность;
· сентиментализм и мягкость заменяются формализмом, сухостью и порой
· бессердечной жестокостью" (Там же. С.183). И далее: "С этой точки
· зрения не случайным является факт установления культа, обрядов, слов, форм
· одежды и т.д., фигурирующих во всех сферах общественной жизни -- в области
· религии, права, военной, педагогической, политической и т.д." (Там
· же. С. 183-184).
· Семиотика сегодня, как нам кажется, не решила эту проблему влияния
· контекста на знак, поскольку занята обратным влиянием. П.А.Сорокин
· подчеркивает: "После сказанного не будет парадоксом положение: перемените у
· ряда индивидов форму, лишите их внешних символических знаков -- погон,
· мундира, шпаги, креста, медалей и т.д. -- и вы перемените их психику.
· Сколько лиц -- политических заключенных -- чувствовали эту перемену
· переживаний, когда на них надевали арестантский бушлат. Сколько военных
· генералов, офицеров "мгновенно перерождались", когда с них срывали погоны и
· одевали их в штатскую одежду. Оголите деспота -- и вы сделаете его жалким и
· простым смертным. Окружите, оденьте простого смертного пышными знаками
· достоинства -- и перед вами родится властный, самоуверенный, гордый самодур
· или властелин. То же применительно и к звуковым символам. Возьмите для
· примера титулы: "Ваше сиятельство", "Ваше превосходительство" и т.д. Сколько
· людей "перерождалось духовно", получив титул "Его превосходительства",
· "графа" или "князя". Как много простых смертных начинали себя чувствовать
· иначе, после того, как они становились "гофмейстерами" или "губернаторами".
· Как приятно ласкал слух многих чиновников титул "Ваше превосходительство",
· почтительно произносимый швейцаром-психологом" (Там же. С. 184-185).
· Описав, как символически проводники могут влиять на психологию
· человека, П.А.Сорокин начинает анализировать явление "фетишизации
· символических проводников". Он считает, что многократное употребление
· символического проводника может делать его "чем-то самоценным, святым и
· самодовлеющим" (Там же. С. 185). Его материальная, реальная сущность
· заменяется символической. "В психике, людей исчезает мысль, что флаг сам по
· себе -- ничто, что его ценность -- производная ценность. Эта мысль невольно
· замещается другой, состоящей в приписывании флагу самоценности.
·
·
· системный компонент 35
· Короче говоря, флаг, как и всякий символический проводник, при частом
· фигурировании в роли эмблемы, становится самодостаточным и самодовольным
· фетишем. В такой роли он гипнотизирует людей, решительным образом
· деформирует их психику. Люди готовы и умирать, и убивать за флаг. И это
· наблюдается не только среди диких народов, но и среди современных. Пойдите
· для опыта в заседание Петроградского Совета Депутатов и попробуйте, ничего
· не говоря, сорвать флаг и начать его разрывать, и вы убедитесь в
· правильности сказанного: если вас самих не разорвут, то можно ручаться, что
· вы попадете в руки "чрезвычайки" и не скоро из этих рук выйдете (а может
· быть, и совсем не выйдете)" (Там же. С.185-186).
· К фетишизированным звукам П.Л. Сорокин относит заклинания,
· заговоры и молитвы. И сразу же добавляет примеры из жизни современной:
· "Произнесение звуков "долой царя!" -- в прошлом, а теперь: "долой советскую
· власть!" навлекало и навлекает весьма тяжкие кары, вплоть до расстрела"
· (Там же).
· Возможна и фетишизация людей. Не только "непогрешимость папы", не
· только культ императоров. П.А.Сорокин цитирует современную ему газету за
· 1919 год: "Вот что мы там читаем по поводу приезда Ленина в Петроград.
· "Вождь вождей, духовный отец и действенный основатель Третьего
· Интернационала -- среди нас... Товарищ Ленин! Кто может спокойно произнести
· это имя? Одни дрожат в бессильной злобе и ненависти. Другие в безграничной
· любви и преданности" и т.д. Стоит прочесть множество коммунистических
· приветствий вождям, -- Ленину, Троцкому, Зиновьеву, -- чтобы воочию увидеть,
· как совершается на наших глазах фетишизация людей самыми крайними
· социалистами" (Там же. С.192).
· Еще одной важной элементарной единицей, которую полагает в основание
· своей социологии П.А.Сорокин, являются коллективные единства.
· Часто они образуются вне воли участников. Например, преступник и правосудие.
· Или "постылые" друг другу жених и невеста, объединяемые в супружеский союз
· волею родителей, могут служить примером нежелательного, длительного
· "общества". Соединение в одной камере члена союза русского народа и
· социалиста, считаемого "контрреволюционером", соединение в наше время весьма
· частое, может служить вторым примером тако-
·
·
· предыстория семиотики в России 36
· го "общества" (Там же. С.273). Принудительными также являются
· армейские коллективы.
· Коллективные единства, конечно, могут возникать и из потребности к
· сближению. Разделение труда, характерное для современного человека, приводит
· к образованию таких единств. К сближению ведет и "социально-психологический
· мономорфизм" (Там же. С.277): "Люди, однородные с нами по языку, по
· мировоззрению, по идеалам, по внешнему виду, говоря коротко, сходные с нами
· и по внешнему облику и по внутренним свойствам, близки к нам. Это сходство
· служит как бы притягательной силой, влекущей нас к социально-сходным
· индивидам. Дети ищут общества себе подобных детей. Люди ищут общества
· подобных себе людей. Между двумя европейцами взаимно-притягательная сила
· гораздо больше, чем между европейцем и варваром. Люди одного социального
· положения понимают друг друга лучше, чем индивиды различных социальных
· классов, групп, сословий, профессий и т.д." (Там же).
· Детально разработана классификация факторов, способствующих длительному
· сохранению коллективных единств. В том числе единство этого коллектива
· создают различные символические проводники: "связь многих индивидов с одним
· и тем же символом связывает их друг с другом" (Там же. С. 323).
· Сходство проводников может реализоваться в сходстве по имени: "Коллективное
· единство эпохи Грозного и коллективное единство 1919 г. -- называются одним
· именем "Россия". Это тождество имени гипнотизирует. Две величины, порознь
· носящие одно имя, невольно начинают считаться тождественными" (Там
· же. С.329).
· Однотипно П.А.Сорокин анализирует процессы разрушения
· коллективных единств. И здесь снова на первое место выходят символические
· проводники: "Всякое, малейшее ухудшение в сфере символических проводников --
· самым чувствительным образом отражается на существовании и жизни процессов
· взаимодействия" (Там же. С.353). Одна из последних сносок в книге
· показывает реализацию этого процесса в России: "Мы возвращаемся к средним
· векам. Научные и др. общества фактически умерли. Аудитории лекций пустуют.
· Книг нет. Общение людей механически атрофируется. Сколько процессов
· взаимодействия не может реализоваться благодаря тому, что нельзя послать
· телеграмму, нельзя переслать письмо, нельзя поехать; сколько коллективных
·
·
· системный компонент 37
· единств скончалось благодаря смерти трамвая; сколько книжных и газетных
· взаимодействий умерло благодаря тому, что нет бумаги, не на чем печатать, а
· если и есть на чем, то не дают печатать. Короче -- поток человеческого
· взаимодействия во всех формах высыхает в пределах России. Если процесс
· высыхания будет длиться и дальше -- одичание людей не будет неожиданностью"
· (Там же. С.354).
· Таким образом, мы видим, что два основных параметра, исследуемых
· П.А.Сорокиным, -- символические проводники и коллективные единства --
· являются центральными и для семиотики. И, следовательно, мысль человеческая
· в этот период с неизбежностью натыкается на единицы, необходимые для
· возникновения семиотики как науки.
· 1.3.3 Н.Д. Кондратьев
· Проблема, коллективных единств возникает и в других работах того
· периода в качестве нового взгляда, новой парадигмы. Мы можем упомянуть здесь
· Н.Д.Кондратьева и В.М.Бехтерева.
· Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938) был товарищем
· П.А.Сорокина, даже гостил у него в Америке до своей гибели у нас. Он
· придает особое значение коммуникациям, считая, что "чем совершеннее эти
· средства, тем интенсивнее может быть социальная связь физически разделенных
· людей, тем шире могут простираться границы единой реальной совокупности --
· общества" (Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и
· динамики. Предварительный эскиз. -- М., 1991. С.52). Пишет об идеях, что,
· "становясь коллективной, идея совершенно теряет связь с лицом (или лицами),
· впервые формулировавшим ее. В таком случае мы будем иметь проявление закона
· деперсонификации в полной мере" (Там же. С.57). Сходно с
· П.А.Сорокиным анализирует фетишизм: "людям начинает казаться, что
· вещи обладают особыми сверхъестественными свойствами, быть ценностью,
· находить рынок, обладать прерогативами святости, величия, источника права и
· т.п. Иначе говоря, люди начинают наделять вещи физически не присущими им
· значительными свойствами, подобно тому как дикари приписывали свойства
· всесильного божества истуканам" (Там же. С.67).
· Эта книга написана в Бутырской тюрьме и в качестве приложения к ней
· даны письма Н.Д.Кондратьева родным, и одно из них мне хочется
· процитировать, за ним стоит одна Достаточно важная семиотическая проблема,
· но еще сильнее
·
·
· предыстория семиотики в России 38
· Человек: "Существует много культурных ценностей: научных, эстетических,
· моральных и др. Сознание их значения во многих отношениях наполняет
· человеческую жизнь, служит источником возвышающих интеллектуальных и
· эмоциональных переживаний. Но все эти ценности при всем их непреходящем и
· может быть даже бессмертном значении по самому существу своему безличны и
· равнодушны к человеку, точнее к конкретному человеку. Поэтому они не в
· состоянии до конца наполнить собой человеческую жизнь, придать ей характер
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!