Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение философская антропология: проблемы и перспективы 7 страница



[463] По закону Моисееву, женщина, страдавшая такой болезнью, считалась нечистой. Она должна была оставаться дома и не смела ни к кому прикасаться (Лев. 15, 25-28).

[464] Историк Евсевий свидетельствует, что исцеленная женщина происходила из Кессарии Филипповой.

[465] В монастыре Вознесения Господня на Елеонской горе, принадлежавшей Зарубежной Православной Церкви, находится часовня, где обозначено место первого и второго обретения честной главы святого Иоанна Предтечи (в притворной части, в углублении каменного пола).

[466] Иродиада – внучка Ирода Великого и сестра Ирода Агриппы 1. Она сперва вышла замуж за своего дядю Ирода Филиппа 1, а потом вступила в кровосмесительное сожительство с другим своим дядею, Иродом Антипою, не смотря на то, что ее первый, хоть и незаконный, муж был еще жив.

Есть предание, что беззаконная Иродиада надругалась над усеченною главою Крестителя Господня: колола иглою язык, обличавший ее, и велела закопать святую главу во дворце своем в нечистом месте, боясь, что если глава погребена будет с телом, то Предтеча Господень воскреснет. Ученики святого Иоанна, услышав о его кончине, пришли и взяли святые его мощи, и положили их во гробе (Мк. 6, 29).

Иродиада последовала за Иродом, когда его вызывали в Рим и потом, когда он был вызван на юг Франции (в Лион, а по другим, в Лугдун, вероятно, настоящий С. Бертран де-Комманж во Франции), где и окончила свою нечестивую жизнь в уединении, в бедности и неизвестности.

[467] Соломия – дочь Иродиады.

[468] Арета – царь Сирийский, Аравийский. Он силой оружия отомстил Ироду-Антипе за оскорбление своей дочери, нанеся ему сокрушительное поражение. Однако Антипа пожаловался своему покровителю императору Тиверию, и тот поручил римскому наместнику Сирии Вителлию наказать Арету.

[469] Название Вифсаида означает – «дом рыбной ловли». Так назывались два города в Галилее.

Один из них был расположен на восточном берегу Иордана, близ его впадения в озеро Тивериадское. За городом тянулась степь, или пустыня Вифсаидская. Здесь, возможно, пятью хлебами и двумя рыбами Господь напитал 5 тысяч мужей, кроме жен и детей (Мф. 15, 17, 21). Здесь же он исцелил слепого (Мк. 8, 22). Город этот иначе назывался Вифсаида-Юлия, в честь Юлии, дочери Августа Кесаря. Следы его находят в развалинах местности Эт-Тель.

Под названием Вифсаида нам известен так же другой город в Галилее, который располагался на северо-западе озера Галилейского близ Капернаума и Хоразина (Мф. 11, 21). Этот город был родиною апостолов Андрея, Петра и Филиппа (Мк. 14, 70; Ин. 1, 44; 12, 21). Господь часто посещал этот город и сотворил здесь много чудес. Сейчас здесь одни развалины и бедное селение Айн-Эт-Табигах.

[470] Палестинский город Тивериада в настоящее время называется Табарийе. Он расположен на юго-западном берегу Тивериадского озера. Город получил название от имени Римского императора Тиберия, в царствование которого жил Спаситель мира. По свидетельству Иосифа Флавия, он основан Иродом Антипою в 16 г. по Р.Х. Здесь же Ирод Антипа построил царский дворец. Тивериада являлась столицею Галилеи.

По разрушении Иерусалима Тивериада славилась как центр Иудейской литературы и учености. Крестоносцы взяли Тивериаду и основали здесь церковь с кафедрою для Латинского Епископа. Вскоре после сего, отнял ее у Христиан султан Саладин. В XVI веке обитателями Тивериады были арабы. Они обратили древнюю церковь в конюшню для скота. В первой половине XVIII столетия Тивериада вошла в состав владений известного Шейка-Дакхера, который на одном из холмов воздвигнул крепость и оградил город стенами. При вторжении Наполеона, Тивериада была взята французами и некоторое время оставалась под их властью. В 1837 году город разрушен страшным землетрясением.

[471] Неподалеку от горы Блаженств, на пути к Тивериаде, встречается небольшое возвышение и на нем груда камней, на коих начертаны богомольцами крестики. За этим возвышением идет покатостью прекрасная равнина, на которой Господь насытил пятью хлебами пять тысяч человек, кроме жен и детей.

По-арабски место умножения хлебов называется Биш, что означает «хлеб». Отсюда хорошо видны гора Блаженств и величественный Фавор, а впереди открывается Тивериадское море.

[472] Под названием Геннисарет разумеется область или равнина на западной стороне Геннисаретского озера, в колене Неффалимовом. По Иосифу Флавию эта область была в 5,5 километров длины и в 3,5 километров ширины.

Кроме того, под этим названием разумеется в частности укрепленный город Геннисар, или Геннисарет на западном берегу озера, от которого получила свою название означенная земля или область.

В древности город и область Геннисар назывались Киннереф, а ныне означенную местность называют Эль-Гувейр.

По описанию Иосифа Флавия и различных путешественников эта земля отличалась особенным плодородием и красотой природы. Здесь растут финиковые пальмы, лимоны, апельсины, сахарный тростник.

[473] На третьей Пасхе Иисус Христос в Иерусалиме не был.

[474] Имя Иуда означает «хвала Иеговы», или «хвалите Господа». Иуда был сыном Симона (Ин. 6, 71; 13, 2, 26). Иуде было поручено ношение при себе деревянного ящика, в который опускались приношения (Ин. 12, 6). Он был подвержен греху корыстолюбия.

[475] Священное Писание называет Иуду Искариотским по месту его рождения в городе Кариоте, колена Иудина. На еврейском языке читается Ишкариот, что означает «муж из Кариота».

[476] Имеется в виду Финикия.

[477] Добавление к имени Сирофиникианка означает, что родилась в Финикийской части Сирии. Она была древнего Хананейского происхождения, как сообщает об этом евангелист Матфей (Мф. 15, 22).

[478] Десятиградие (Декаполь) – область полуколена Манассиина, на восток от Иордана. Главным из десяти городов был Скифополь, и только он один лежал на запад от Иордана. Кроме него в союз десяти городов входили: Иппон, Гадара, Дион, Пелея, или Пелла, Гераза, или Гергес, Филадельфия и Рафана, или Рофон, а также Канафа и Дамаск.

Во времена земной жизни Спасителя эти города были заселены преимущественно греками. Этим и объясняется то обстоятельство, что Гергесинцы имели большие стада свиней (Мф. 7, 30-33), содержание которых воспрещалось еврейским законодательством. Из всех десяти городов ныне является многолюдным только Дамаск.

[479] Название Магдала означает – «башня». Это был город колена Иссахарова, лежавший на западном берегу Тивериадского озера на север от Тивериады недалеко от Капернаума. Из этого города происходила Мария Магдалина. Ныне Магдала называется Медждель.

[480] Далмануфа – название селения близ Магдалы, или, по другой версии, иное название Магдалы. Все следы точного положения означенного селения давно уже исчезли.

[481] Ныне это место называется Дебурия.

[482] Статир – греческая монета. По своей ценности она равнялась двум дидрахмам. Означенная монета чеканилась серебряная и золотая. Самый употребительный статир есть Аттический серебряный, равняющийся 4 Аттическим драхмам, или Еврейскому сиклю.

[483] Когда самарянское селение не приняло Спасителя, то Он, по всей видимости, вернулся в Галилею, чтобы следовать обычным путем через Перею.

[484] Кроме двенадцати апостолов и Павла, называются апостолами еще 70 учеников Господа, по числу, быть может, 70 членов Иудейского верховного судилища, или по числу 70 старейшин Израильских.

[485] Праздник Кущей или палаток – один из трех великих Иудейских праздников (Лев. 23, 34-36; Втор. 16,12). Праздник начинался в 15 день 7 месяца тисри, соответствующего второй половине сентября и первой половине октября наших месяцев. Праздник продолжался 7 дней и оканчивался восьмым, называемым по преимуществу святым великим (Ин. 7, 37).

Праздник был установлен в память сорокалетнего странствования по пустыне Аравийской, на пути из Египта в землю Обетованную. Народ выходил на все время этого праздника из своих домов и жил в кущах или палатках, сделанных из зеленеющих древесных ветвей. Так как праздник Кущей приходился осенью, по собрании всех плодов земных и когда весь народ был свободен, то он и праздновался особенно весело (Втор. 16, 13-14).

В продолжение этого праздника приносилось множество жертв. Кроме их, каждое утро в храме совершалось жертва возлияния (ветхозаветный обряд, состоявший в том, что виноградное вино выливалось вокруг алтаря к его подножию, что имело глубокое таинственное значение). В праздник Кущей года субботнего, помимо этого, читали и объясняли народу законы (Неем. 13, 16; Ин. 7, 14-15). Наконец, с пальмовыми и другими зелеными ветвями в руках, в храме торжественно воспевали хвалебные песни Господу. В этот радостный праздник и Сам Господь Иисус приходил в храм и учил народ.

[486] Место исцеления слепорожденного указывает нам предание. Случилось это событие близ памятника Авессалому.

[487] Перейдя мост в долине Иосафатовой, близ памятника Авессалома: паломники посещают упоминаемый в Евангелии источник Силоамский: находящийся в ущелье, при соединении горы Мориа с горою Сионскою.

Селение Силоам принадлежало некогда иудейским левитам: на лугах Виффагии паслись овцы, предназначаемые для жертвоприношения, и с этого же места предвечный Агнец Божий совершил Свой так называемый «царский вход» в Иерусалим, при кликах народа: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!»

К этому источнику послан был Господом исцеленный Им слепорожденный - умыться водою из купели Силоамской. Святой Царицей Еленой воздвигнут был здесь храм во имя Христа Просветителя. Во время Спасителя при источнике Силоамском стояла башня, или столп, при внезапном падении коего восемнадцать человек были убиты. Господь, будучи извещен об этом случае, сказал: «или вы думаете: что те осьмнадцать, на которых упал столп Силоамский и побил их, были грешнее всех в Иерусалиме? – нет; но если не покаетесь, все также погибнете» (Лк. 13, 4-5).

Купель Силоамская в настоящем ее виде есть каменная цистерна, длиною около 6 метров: а шириною немного менее, с довольно глубоким дном. Во время недостатка воды, из источника Силоамского в мехах привозили ее в город для продажи; особенно промышляли этим арабские женщины.

Водою Силоамского источника орошаются сады и огороды: принадлежащие святому граду и находящиеся в смежности с купелью Силоамской.

[488] В Иудейской пустыне указывают место доброго самарянина, где действительно был случай, который вошел в притчу Спасителя. Сейчас там арабы устроили кафетерий для путешествующих.

[489] Марфа была сестрой Марии и Лазаря. Память Марфы Святая Церковь празднует 6/19 февраля.

[490] Имя Мария, по-еврейски, звучит Мариам, что означает «возвышенная», «превознесенная». Мария, сестра Лазаря, жила со своею сестрою Марфою и братом в Вифании. Именно Мария сидела у ног Иисуса, когда Марфа заботилась о большом угощении (Лк. 10, 39-42). Именно она говорила со Спасителем об умершем брате Лазаре (Лк. 11). За 6 дней до праздника Пасхи Господь пришел в Вифанию и был на вечери с Вифанским семейством в доме Лазаря. Там Мария, взяв фунт нардового, чистого, драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их своими волосами в знак своей высокой любви и благоговения к Нему. Тогда Иуда Искариотский, бывший при этом, возмутился, якобы радея о нищих (Ин. 12, 5). Господь же сказал о ней: «оставьте ее, она сберегла это на день погребения Моего», и затем прибавил: «истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире сказано будет, в память ее о том, что она сделала» (Мр. 14, 9).

[491] Спаситель второй раз повторяет для слушающих молитву «Отче наш». В первый раз Божественный Учитель ее произнес в своей Нагорной проповеди (см. Мф. 6, 9-15, конспект, стр. 46).

Следуя по тропинке на гору Елеонскую, встречаем остатки разоренной цистерны. Место это называется «Отче наш». Паломник XII века игумен Даниил свидетельствует, что тут во время посещения его была церковь, под алтарем которой находилась большая пещера, в которой Спаситель научал Апостолов молитве: «Отче наш».

[492] Праздник Очищения или Обновления храма установлен у Иудеев в воспоминание освобождения Иерусалима Иудой Маккавеем, сыном Маттафии от Селевкидов, преемников Александра Великого в Сирии и Вавилонии, в 164 году до Р.Х. (1 Мак. 4, 36; 2 Мак. 1, 10; 10, 1). Иначе этот праздник называется «Ханукка» (2 Мак. 1, 18).

[493] Которая часть храма называется в Евангелии притвором Соломона определить невозможно.

[494] Имеется ввиду Ирод Антипа, управляющий Галилеей и Переей. Он обезглавил пророка Иоанна Крестителя, а в последствии встречался со Спасителем перед распятием (Краткую историческую справку об Ироде Антипе смотри на стр. 54).

[495] Притча о соли, потерявшей силу, впервые была сказана в Капернауме, в 28 году по Р.Х., в Нагорной проповеди Спасителя (Мф. 5, 13-14, см. стр. 45)

[496] Драхма - небольшая серебряная греческая монета. Она равнялась четверти сикля или серебряника. На наши деньги (конец XIX столетия) это 21 с половиной копейки серебром.

Были также и золотые драхмы, известные у греков под названием дарикос, ценность в 15 рублей (конец XIX века). Эти монеты были в обращении между Иудеями в Палестине, по возвращении их из плена, когда Палестина находилась под управлением царей Персидских.

[497] Имя Лазарь означает «Божья помощь». Имя Лазаря сегодня слышится в названиях лазарет, и в итальянском слове лаццарони, то есть нищие.

[498] Селение Дофаим, или Дофан, или, по-современному, Дженин, расположенное в Эздрилонской долине. Евсевий и Иероним указывают нахождение этого селения в 18 километрах на север от Самарии. Оно известно как место, близ которого братья Иосифа продали его Измаильтянам. Здесь же был Елисей и видел огненных коней и колесниц, здесь он поразил Сириан слепотой. В последний раз Дофан неоднократно упоминается в книге Иудифь при описании осады Олоферном города Ветелуи.

Здесь, в Дженине, или Дофаиме, Господь исцелил 10 прокаженных, которые оказались неблагодарными, кроме одного самарянина. Тамошние жители все без исключения магометане.

[499] Матерью братьев Заведеевых, Иакова и Иоанна, была Саломия. По различным толкованиям она приходится или сестрой Богоматери, или дочерью Иосифа Обручника от первого брака.

[500] На том месте, где Спаситель, приближаясь к Вифании, был встречен сперва Марфою, а потом Мариею (прежде чем пришел ко гробу Лазаря), находится большой камень округленный и называемый «камнем беды». Христиане и мусульмане имеют этот камень в большом уважении; больные приходят и прикасаются к нему, и по вере своей получают благодать Божию.

На месте встречи сестрами Господа в Вифании ныне находится женский греческий монастырь святых Марфы и Марии.

[501] Сноску об Ефраиме смотрите на странице.215

[502] Имя Закхей означает то же что Закхай – «чистый». Он был богатым Иудеем, жившим в Иерихоне и бывшим начальником мытарей.

Ствол древней смоковницы высох, срезан на высоте (от корня) примерно двух метров. Ствол мощный, в обхвате метра три. Рядом растет другая смоковница, вплотную к древней и своей густой кроной покрывает ствол первой. На древней смоковнице сейчас помещена икона с темой Закхея. Рядом находится храм в честь пророка Елисея.

По преданию, впоследствии Закхей стал первым Епископом церкви Кесарии Палестинской. По мнению раввинистов, евангельский Закхей был отцом знаменитого раввина Иоханана-бен-Закхея, жившего около того же времени в Иерихоне.

[503] Мина – греческая серебряная монета, бывшая в употреблении около времени Вавилонского плена и после. Она равнялась 50 священным сиклям или серебряникам и 100 обыкновенным народным сиклям.

[504] Имя Вартимей означает – «сын Тимея».

[505] На востоке Иерусалима, в той же линии, что и Гефсиманские ворота, видны заложенные извне, так называемые, Златые ворота. Мусульмане заделали наглухо эту стену, вследствие существующего у них предания, что этими воротами должен победоносно вступить в Иерусалим христианский царь. Через эти врата вошел Спаситель в град, от них Он начал Свой Крестный путь.

Святая Церковь празднует событие входа Господня в Иерусалим в последний Воскресный день перед Пасхой.

[506] Поднявшись до половины горы Елеонской, встречаем развалины мечети, осененной масличными деревьями; место это тем замечательно, что Господь, в день торжественного въезда Своего в Иерусалим, сопровождаемый множеством народа, восклицавшего «Осанна Сыну Давидову», смотрел с этого места на город, а в Своем Божественном всеведении, прозревая его печальную будущность: плакал о нем.

[507] Слово «осанна» означает «спасение». Это слово в первый раз встречается в книге Псалтырь, в одном из псалмов, который пели при праздновании Пасхи. По мнению некоторых, оно было обычным приветствием и ответом пилигримов, приходящих в Иерусалим в дни Пасхи, а равно также употреблялось священниками при принесении ими жертв. В праздник Кущей означенное слово неоднократно восклицалось толпами народа, проходившего во множестве вокруг жертвенника и сплетавшего для кущей ветви.

[508] На половине пути в Вифанию ныне показывают обозначенное камнем место, где росло то смоковничное дерево, которое было проклято Спасителем, когда Он, возвращаясь из Вифании в Иерусалим, взалкал и, увидев растущую при пути смоковницу, подошел к ней, но, не найдя на ней ничего, кроме листьев, сказал: да не будет же впредь от тебя плода во веки!

[509] В это время года плодов на смоковнице еще и не должно было быть. Спаситель проклинает ее обманчивый вид: она имела листья, но не имела главного – плодов.

[510] Притча о брачном пире напоминает притчу о званных на вечерю, сказанную Спасителем ранее, в Заиорданье, в 30 году по Р.Х. (Лк. 14, 15-24; см. стр. 73)

[511] Лепта – медная греческая монета, составляющая половину кодранта, следовательно, соответствующая 25 копейкам серебром (на конец XIX столетия).

[512] Под названием «эллины» имеются в виду: 1) греки, называемые так, в отличие от других народов, именуемых ими варварами; 2) язычники вообще: как греки, так и другие народы, - потому что многие из них говорили тогда на греческом языке; 3) те из Иудеев, которые жили между язычниками (эллинисты); 4) те из язычников, которые перешли в иудейскую веру; 5) христиане из язычников, уверовавшие во Христа.

В данном евангельском месте, по всей видимости, разговор идет о прозелитах, т.е. греках, принявших иудейскую религию. В Десятиградии жило не мало таких греков. Епископ Михаил высказывает предположение, что они хотели предложить Ему идти с проповедью в их страну, зная о злобе к Нему книжников и фарисеев, как это сделал, по преданию, Эдесский царь Авгарь. Это было первым предвестием обращения ко Христу всего языческого мира.

[513] На севере от места «Отче наш» (см. сноску на стр. 71) видны развалины древней церкви (кон. XIX в.). Когда-то на этом месте Спаситель, в беседе с учениками, предсказывал о разорении храма Иерусалимского, о лжепророках, которые многих прельстят, и о последующих бедствиях народных.

[514] Талант – счетная монета Евреев. Один талант равнялся 60 минам или 6000 драхмам, или 3000 священным сиклям. Ценность таланта менялась в различные времена. Во время земной жизни Спасителя приблизительная ценность таланта равнялась от 1300 до 2400 рублей (на конец XIX столетия).

Кроме денежной единицы талант являлся и мерой веса.

[515] Дом Симона прокаженного расположен на правой стороне Иерихонской дороги, близ пещеры Лазаря.

[516] Иуда получил за предательство тридцать сребреников из рук Маферканта, который был одним из членов синедриона, казначеем. Впоследствии он был первым из членов синедриона, прибывшим для расследования на место Воскресения Христа. Он убедился, что воскресение совершилось. Все это им описано в сочинении «О правителях Палестины», которое принадлежит к числу наиболее ценных и правдивых источников по истории Палестины.

[517] Спасителем была отпразднована Пасха за день до Пасхи Иудейской.

[518] Вопрос о времени исхода Иуды с Тайной вечери остается открытым: одни святые отцы указывают о его исходе до Святого Причастия, другие - после.

По всей видимости, обличение Иуды происходило в момент братской трапезы, а исход сразу после Святого Причастия.

[519] Греческое слово «артос» означает хлеб кислый, а «аксимон» – хлеб пресный. Господь преподнес ученикам артос в знак жизни.

[520] По Иудейскому обычаю в заключение Пасхальной трапезы пелась 2-я часть Аллилуйи, пс. 115-118.

[521] По древнему преданию эти слова были произнесены близ виноградников перед перешествием потока Кедронского.

[522] По мнению многих толкователей эта молитва произошла в Иосафатовой долине, перед переходом через Кедронский поток.

[523] Размышляя о Гефсиманском подвиге Спасителя мира, обратим внимание на указание Евангельское, что диавол, дерзнувший в пустыне искушать Господа, по тщетных усилиях своих отошел от Него до времени (Лк. 4, 13).

[524] Святая Церковь предательство Иуды изображает в сих песнопениях: «Днесь Иуда оставляет Учителя и приемлет диавола, ослепляется страстию сребролюбия, отпадает света омраченный: како бо можаше зрети Светило продавый на тридесяти сребряницех? но нам возсия Страдавый за мир, к Нему же возопием: пострадавый и сострадавый человеком, Господи, слава Тебе!». «Иуда раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол от дел явися: последоваше бо Учителю и на Него поучашеся преданию; глаголаше в себе: предам Того, и приобрящу собранная имения; искаше же миру продану быти, и Иисуса лестию яти. Отдаде целование, предаде Христа; и яко овча на заклание, сице последоваше Един благоутробный человеколюбец».

Приступает к Учителю своему, как Иоав к Амессаю (2 Цар. 20), и, простирая к Нему одну руку, говорит: здрав ли еси, брате, - а другою вонзает нож в его Сердце. О, безбожный отступник, а не Апостол святый, о, вождь разбойников, а не ученик верный! О, волк хищный, а не агнец кроткий! любзаешь, а зубами терзаешь. О, коварная пчела! мед приносишь, а жалом уязвляешь. О, хитрая змея! в траве и цветах укрываешься, а ядом заражаешь и умерщвляешь. О, жестокий крокодил! плачешь и убиваешь. О, ненавистный Богу и людям лицемер! из уст сладость, а из сердца желчь источаешь; так льстиво предает Иуда своего Господа! Кто не возгнушается таким предательством и лицемерием? Кто не восчувствует отвращения от всех ему подобных, который языком говорят: благоже, благоже, а сердцем: пожрохом его, и которые в очах кажутся друзьями, а тайно роют яму на погибель искреннему своему.

[525] По преданию, этим рабом был Малх, тот, который в доме Анны ударит Спасителя по щеке.

[526] Выражение «мирный со мною» буквально переводится как «человек мира моего», то есть тот, который приветствовал меня поцелуем мира, как Иуда Искариот.

[527] Предание повествует, что когда из Гефсиманского сада Господь был веден вдоль потока Кедрского, мимо памятника Авессалома, то при прохождении чрез мост Кедрский, там, где Он даровал зрение слепорожденному (Ин. 9, 6), низринут был в поток, и струями его утолил жажду, во исполнение пророчества: от потока на пути пиет (Пс. 109, 7). С этого места начались истязания и поругания над Господом от сопровождавших Его нечестивых воинов и народа.

[528] По преданию ученики скрывались в пещере Иосафатовой долины, близ памятника Авессалома.

[529] Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа будущий Апостол Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51-52). Это событие описано только у одного евангелиста Марка.

[530] Кроме Петра за Спасителем следует и Иоанн.

[531] Это была только форма суда, а на деле - не что иное, как нападение разбойников. Раздрание одежды у евреев было обычным выражением сетования и скорби, когда слышали они богохульство; но скорбь Каиафы, конечно, была притворною, Раздрание им одежды было прообразованием раздрания, то есть прекращения ветхозаветного архиерейства.

[532] Дом Каиафы находился близ Сионских ворот, где устроен теперь небольшой армянский мужской монастырь. Алтарь храма в этом монастыре основан на камне значительной величины, отделенного от того камня, который отвален был Ангелом от гроба Господня. В правой стороне, близ алтаря, особым престолом обозначено то место, где заключен был Спаситель до отведения Его к Пилату; а место, где стоял Господь во время истязаний Его, означено изображением креста на мраморе церковного пола; указывают и то место, на коем стоял злобный Каиафа, в неистовстве растерзавший одежды свои (Мк. 14, 63).

На небольшом мощеном дворике этого монастыря, на правой стороне его, толстая виноградная лоза обозначает то место, у которого грелся святой Петр, при разложенном на дворе Каиафы костре, и обличаемый служанкою, отрекся троекратно от своего Божественного Учителя, горько оплакав потом свое отречение.

[533] Ученик Апостола Петра святой Климент повествует, что святой Апостол Петр, в продолжение всей остальной земной своей жизни, когда слышал полуночное пение петуха, то, обливаясь слезами, каялся в минутном отречении своем в грозную ночь страстей Христовых; а по сказанию святого Никифора, глаза у Апостола Петра от частого плача казались красными. Господь, видя искреннее раскаяние ученика Своего, не замедлил утешить его: Ангел Господень, благовествуя женам мироносицам о Воскресении Христовом, присовокупил: «идите и рцыте учеником Его и Петрови, яко воряет вы в Галилее» (Мк. 16, 7). Это особенное упоминание Петра являет великое милосердие Божие к кающимся.

На восточной стороне Сионской горы есть пещера, осеняемая масличными деревьями; предание утверждает, что святой Петр по своем отречении от Господа, исшед вон со двора Каиафы, в этой пещере «плакал горько». В записках русского паломника XII века, игумена Даниила, упоминается, что в его время над этой пещерою существовала большая церковь во имя сего апостола.

[534] Окончательный приговор был произнесен на окончательном утреннем собрании.

[535] Обыкновенно правители Иудеи жили не в Иерусалиме, а в Кессарии; но на известные большие праздники, они прибывали в Иерусалим и занимали обширные и великолепные палаты. Такими палатами и являлась претория.

Вероятно, претория находилась в крепости Антония, построенной Иродом, или близ этой крепости. В претории находилось не только помещение Пилата, но также и помещение для его свиты и воинов.

Перед преторией находилась также площадь, где областной правитель производил суд.

[536] Прошедши по всему крестному пути и не доходя до Гефсиманских ворот, видим мы развалины бывшего дома Ирода, где и состоялась встреча Спасителя с ним.

[537] Варавва был сыном Аввы. Варавва - известный преступник в Иерусалиме, содержавшийся в темнице за возмущение и убийство, во время суда Пилата над Господом Иисусом. В некоторых древних списках и переводах Библии (например, Армянском) означенный преступник называется также Иисусом-Вараввою, что принято и Тишендорфом.

У Римлян был обычай отпускать одного из преступников на Иудейский праздник Пасхи. Иудеям было дозволено назвать одного из преступников, которого они желали бы освободить на праздник. По свидетельству историков, подобный же обычай освобождать одного из преступников в дни Вербной недели, на праздник Пасхи, и именно по народному выбору, существовал в средние века в Веницианской республике.

[538] У некоторых древних христианских историков упоминается, что имя жены Пилата было Клавдия Прокулла, и что она после сделалась христианкою и сподобилась мученического венца, а Пилат в заточении кончил жизнь свою самоубийством.

[539] Епископ Евсевий из Кесарии, историк церкви III века, пишет о бичевании, которому римляне подвергали приговоренных, что от него «...обнажались все вены страдальца и...выходили наружу сами мускулы, сухожилия и внутренности жертвы» (послание церкви в Смирне).

[540] Пройдя от места бичевания вверх по той же улице около 150 шагов, видим перекинутую чрез улицу арку, которая соединяла дворец Пилата со зданием, напротив его находившимся: тут устроен франками дом сестер милосердия с церковью; над аркой надстроена крытая галерея с окнами. По преданию арка эта находится на том самом месте, на которое Пилат вывел Божественного Страдальца, облитого кровию, в багрянице поругания и терновом венце, и, показав Его народу, воскликнул «се человек»! В древние времена на этой арке существовала надпись «Ecce Homo» («Се человек»), «возьми, возьми, распни Его»; но теперь этих надписей уже нет. Налево, под самою аркою, показывают небольшое углубление в стене, повествуют, что Пресвятая Богоматерь здесь ожидала окончания суда Пилатова. С арки этой правители Иерусалима объявляли свои указы и приговоры и выслушивали просьбы народа.

[541] Лифостротон (каменный помост, служивший судейским местом для Пилата на виду у народа) сейчас принадлежащий католикам. Рядом находится место, отмеченное рисунком на камне, где римские воины играли в кости.

[542] Когда Господь наш Иисус Христос шел на вольную и животворящую страсть Свою, многие жены рыдали, споследствуя Ему. Обратившись к ним, Господь сказал: «дщери Иерусалимские, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших: яко се дние грядут, в ниже рекут: блаженны неплоды, и утробы, яже не родиша, и сосцы, яже не доиша. Тогда начнут глаголать горам: падите на ны, и холмам: покрыйте ны» (Лк. 23, 28-30).

Не прошло еще одного поколения, как исполнились слова Господа: Иерусалим был разорен Римлянами. Как велико было это бедствие, видно из того, что тогда погибло обитателей Иерусалима, вместе с иудеями, собравшимися туда со всех стран на праздник Пасхи, один миллион и сто тысяч мужчин, кроме жен и детей, старцев, взятых в плен. Слух человеческий не выносит ужаса, какой тогда был в Иерусалиме. Мятежи, убийства, голод - довели до такой крайности осажденный город, что сами жители врывались в дома других, отнимая последние остатки найденной пищи. Потом, с увеличением голода, ели кожи, падаль, сено и т. д. Одна мать съела своего младенца, изжарив его в печи, чем привела в ужас самых свирепых воинов. По слову Господню, камня на камне не осталось от храма и города: все предано было огню, мечу и разорению и сравнено с землею. Тит (впоследствии император Римский), сын императора Флавия Веспасиана, разоривший Иерусалим, видя падшие в прах твердыни его, сказал: «Сам Бог способствовал нам: силы человеческие не были бы для того достаточны»!





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...