Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение философская антропология: проблемы и перспективы 2 страница



[43] Древнееврейское слово «мамре» означает «твердый». Так называлась долина, где и находилась дубрава с исторически известным Мамрийским дубом. Здесь жил долгое время Авраам и здесь он умер. Исаак так же жил здесь. До сего дня еще на этом месте растет громадный и древнейший дуб, принадлежащий православной Палестинской русской миссии (на конец XIX в.), а в настоящее время Православной Зарубежной Церкви (в 1997 году эта земля вновь была передана Московскому патриархату Русской Православной Церкви). В народе он известен под названием дуба Авраама и находится близ Хеврона. Это место называется Раме, название которого, вероятно, происходит от Мамре. По еврейскому преданию пришествие Божее произойдет к моменту, когда на дубе Мамрийском не останется ни одной живой ветви. Сейчас на сухом дереве находятся несколько зеленых ветвей, приносящих плоды.

[44] Название Содом в переводе с древнееврейского означает «горящий». Древний город в долине Сидим, лежал в долине Иорданской, бывшей в означенное время очень плодородною. Некоторые из исследователей полагают, что развалины Содома видны до сего дня под водами Мертвого моря. Содомляне отличались своим нечестием и неестественным развратом. Воды Мертвого моря содержат 25 % соли, делая их полностью непригодными для какой-либо жизни. В него впадает сравнительно многоводная река Иордан. Вся живность реки, попадая в Мертвое море, мгновенно гибнет. Но для верующих это не загадка. Печать греха навечно осталась на сем море – оно в буквальном смысле мертвое. Дно моря покрыто смолой и асфальтом.

[45] Название Гоморра в переводе с древнееврейского означает «погружение», «потопление».

[46] Моав, сын Лота от его старшей дочери, был родоначальником Моавитян. В последующее время Моавитяне были строго наказаны за дурное отношение с Израильтянами. Моав, Моавитяне — страна, находившаяся на востоке от Мертвого моря, по обеим сторонам реки Арнон. Страна Моавитская в древние времена, по-видимому, была весьма плодородна, но в настоящее время это дикая пустыня.

[47] Аммонитяне, или сыны Аммона были потомками Бен-Амми, сына Лота, по кровосмешении его со своею младшей дочерью. Бен-Амми родился вблизи Сура, но потомство его распространилось на север и занимало гористые страны Галаада. Горы Галаадские составляли восточную границу земли Аммонитской, а страна Моавитская — южную. Сыны Аммоновы предавались глубокому идолопоклонству (Суд. 10, 6). Главным идолом их был Молох. История их наполнена многими проявлениями гнева Божия, который они многократно навлекали на себя своим нечестием. При путешествии из Египта Израиль обошел страну их, а спустя 300 лет после этого царь Аммонитский объявил войну Израильтянам под тем предлогом, что они занимали страну его (Суд. 11, 13). После кровавой битвы Аммонитяне были разбиты с большой потерей. Окончательно Аммонитян разбил царь Давид. В состоянии рабства они оставались до царствования Иосафата, потом они вновь объявили войну Иудее и напали на нее. Господь наказал Аммонитян за их противление народу Божьему – Аммонитяне вскоре исчезли с лица земли. На том месте, где находился их главный город, разбросано в настоящее время селение Емман, в 20 км к юго-западу от нового города Исалт.

[48] Авраам переселился в место между Кадесом (см. сноску на стр. 17) и Суром.

[49] Имя Авимелех означает «царь», или «отец царя». Так звали царя Герарского. Имя Авимелех в последствии стало титулом царей Филистимских.

[50] Имя Исаак значит «смех». Дитя Обетования, сына Авраама и Сарры, родившийся, когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. У Иудеев и Магометян существует несколько особых преданий касательно Исаака. Например, то, что он был один из трех не имевших греха, и один из шести, над которыми ангел смерти был бессилен; что он получил знание Божественного откровения от Сима, что он ввел в употребление утреннюю молитву и т. п.

[51] Название Вирсавия означает «кладезь клятвы», ибо здесь Авраам и царь Филистимский Авимелех клялись друг другу. Впервые так назывался кладезь, близ которого долгое время жительствовал Авраам, а после него Исаак, впоследствии же здесь образовался значительный город, удержавший за собой означенное название. Находился он в 32 километрах к югу от Хеврона, на южной границе земли Ханаанской. Означенный город находился в колене Иудином, а с течением времени отошел в состав колена Симеонова. В Вирсавии жили и были судьями сыновья Самуила. В поздние времена этот город предался идолопоклонству. Название Вирсавии сохранилось в Арабском наименовании одного селения: «Бир-Эс-Себа» – колодезь льва, или колодезь семи.

[52] Название Мориа означает «видение». Во времена Давида гора Мориа не входила в состав города Иерусалима и находилась на северо-восток от него. Она составляла часть возделанной почвы Орны Иевуссеянина, у которого Давид и купил ее. На этом месте Соломон впоследствии выстроил храм. Эта гора была поднята искусственным образом более чем на 213 метров и окружена квадратной каменной стеной. На этой горе Авраам совершил свое жертвоприношение, а Давид во время язвы видел явление Ангела и принес Богу умилостивительную жертву на гумне Орны (2 Цар. 24, 15-18). В настоящее время в центре горы стоит мечеть, выстроенная Омаром в VII столетии по Р.Х., и считающаяся второй после Меккской по размеру и великолепию.

[53] Существует еще одно предание о месте жертвоприношения Авраамом своего сына: в Иерусалиме к югу от храма Гроба Господня находится Абиссинский монастырь, в котором показывают масличное дерево, в ветвях которого, по преданию, запутался рогами агнец, принесенный Авраамом в жертву вместо Исаака.

[54] Месопотамия — междуречная страна, иначе называемая Падан-Арам, или Долина Арама. Так называлась страна, лежащая между Тигром и Евфратом. Она была первым местопребыванием людей прежде и после потопа, и граничила на север - Армениею, на восток — Ассириею, на юг — Аравиею, и на запад — Сириею, и обнимала собою всю настоящую область Эль-Хезир Азиатской Турции.

[55] Имя Ревекка означает «узы», «оковы», «пленение красотою». Она была сестрой Лавана и женой Исаака. После двадцатилетнего супружества с Исааком она сделалась матерью Исава и Иакова. Ревекка умерла прежде Исаака и погребена была в пещере Махпеловой, там же, где были похоронены Авраам и Сарра, а в последствии Исаак и Лия.

[56] Имя Исав в переводе означает “волосатый”, ”косматый”. Иначе его звали Эдом, что значит “красный”. Родоначальник Идумеев.

[57] Имя Иаков означает “вытесняющий”, “выживающий”. Иаков – родоначальник народа Израильского, называемый иначе Израиль. Выражение Иаков, семя Иакова, чада Иакова, часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно верующих на земле.

[58] Название Герар означает “округ”. Так назывался древний Хананейский царский город. Город Герар, вместе с областью был известен Аврааму и Исааку, которые жили здесь некоторое время. Именно в этой местности рождается Исаак. Что касается долины Герарской, то она, по-видимому, тождественна с местностью под названием Вади-Эль-Шариа.

Город Герар современен Содому и Гоморре, и впервые упоминается в книге Бытие (10, 19). Последнее Библейское указание на Герар находится во Второй книге Парапоменон (14, 13-14) во времена Асы.

Положение означенного города, по-видимому, соответствует положению города Кирбет-Эль-Герар, который находится на юг от Газы.

[59] Рассказ о судьбах Эдома смотри далее.

Теперь на месте древней, некогда славной и воинственной Идумеи тянется широкая дикая и бесплодная равнина.

[60] Лаван (белый) был братом Ревекки и отцом Лии и Рахили, живший в месопотамском городе Харране. Все библейское повествование об отношении Лавана к своему племяннику (Иакову), без сомнения, читается с невольным чувством грусти и сожаления, как обрисовывающее характер первого в далеко непривлекательном виде. Но образ действия его, очевидно несправедливый и греховный пред Богом и людьми, не служил ли, по устроению Божественного промысла, между прочим, и к вразумлению Иакова, что никакой обман не остается без должного возмездия, как и его обман с Исавом, и что мера, которою он мерил, возмерится и ему?! (см. Мф. 7, 2).

[61] Сноску о Харране смотри на стр. 17.

[62] Название Вефиль означает «дом Божий». Ныне этот город называется Бет-Эль. Он расположен в 19 километрах к северу от Иерусалима. Именно здесь Иаков спасаясь от гнева брата своего Исава остановился на одном месте близ города Луз, где имел видение таинственной лествицы, восходящей до небес. Вследствие сего он назвал это место и близлежащий город Вефилем. Здесь же Иаков имел борьбу с Богом, и получил имя Израиля, что означает богоборец, или крепкий с Богом. На сем святом месте был монастырь; теперь тут одни лишь развалины. Вефиль был расположен на восток от дороги, идущей из Сихема в Иерусалим, почти в равном расстоянии от того и другого города. В Вефиле оставался долгое время Ковчег Завета, а по разделении царства на Иудейское и Израильское Иеровоам поставил здесь одного из золотых тельцов. Вероятно поэтому пророк Осия называет Вефиль Беф-Авен, то есть дом идолослужения. В Вефиле некогда судил пророк Самуил. Ныне это развалины под названием Бейтин.

[63] «Радуйся лествице высокая, юже Иаков виде», — поет Святая Церковь о Пресвятой Богородице.

[64] Имя Рахиль означает «млекопитающая», «мать-овца». Она являлась младшей дочерью Лавана и второй женой патриарха Иакова. Именно она явилась матерью будущего патриарха Иосифа, а впоследствии и Вениамина. По смерти была погребена на дороге в Ефрафу, то есть в Вифлееме (см. Быт. 35, 18-19). К ней относятся с большим благоговением, как Иудеи, так и Магометяне. Местные арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Осталась и гробница Рахили. Дети Вифлиемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф. 2, 18).

[65] Имя Лия означает «утвержденная», «слабая». Являлась старшей дочерью Лавана и одной из жен Иакова. Неизвестно, в какое время скончалась Лия, но в своей прощальной речи на смертном одре Иаков упоминает, что она похоронена в пещере, на поле Махпела, что близ дубравы Мамре (Быт. 49, 37).

[66] Название Галаад означает «холм», «свидетель». Так называется гористая страна за Иорданом от горы Ермона до реки Арнона, а так же и отдельная гора по ту сторону Иордана, где Иаков и Лаван, по своем примирении, воздвигли холм из камней в знак своего мирного союза. Во времена Моисея северная часть Галаада принадлежала Огу, царю Васанскому, а южная – Сигону, царю Амморейскому. По завоевании Галаада Израильтянами, он достался в удел коленам Гадову, Рувимову и полуколену Манассиину. Из судей Израилевых Иаир и Иеффай были из жителей Галаадских.

[67] Название Сеир означает «шероховатый», «шершавый». Так называется дикая, извилистая горная цепь, простирающаяся от южного берега Мертвого моря к восточному заливу Чермного моря. Гора Ор составляла с гробницею Аарона одно из ее вершин.

[68] Рахиль погребена близ Вифлеема.

[69] Имя «Иосиф» означает «прибавление». Родился в Месопотамии в 2256 году до Р.Х.. Набальзамированное тело его, положенное в ковчег, оставалось в Египте до самого выхода Евреев из оного. Моисей перенес тело Иосифа в землю Ханаанскую и похоронил в Сихеме. Среди Египтян сохранилось живое воспоминание о Еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране. Например, в названии одного из Египетских каналов — канал Иосифа. Многие обстоятельства из жизни Иосифа, по объяснению святых отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

[70] Здесь в Новозаветное время произойдет исцеление Спасителем десяти прокаженных (см. Лк. 17, 11-19, конспект, стр. 17).

[71] Имя «Ир» означает «бодрствующий». Так звали первенца Иуды и жены его, дочери от Шуи Хананеянина.

[72] Имя «Фамарь» означает «пальмовое дерево».

[73] Имя «Фарес» означает «расторгающий». Фарес и Зара были братьями-близнецами. Его имя упоминается в родословии Спасителя (Мф. 1, 3).

[74] Имя «Зара» означает «солнце». Его имя упоминается в родословии Спасителя (Мф. 1, 3), но он не участвует в ней.

[75] Имя «Потифар» означает «принадлежащий солнцу».

[76] Вениамин (сын десницы, то есть крепости, счастья) — младший сын Иакова от Рахили. Его мать умерла тотчас же по его рождении, что случилось близ Вифлеема, на пути Иакова из Месопотамии в землю Ханаанскую. В предсмертных родильных муках она назвала его Бенони, что значит «сын скорби моей», но отец дал ему другое имя —Вениамин. Известна воинственная наклонность колена Вениаминова по предсказанию Иакова на своем смертном одре: «Вениамин хищный волк, утром будет есть ловиту, и вечером будет делить добычу» (Быт. 49, 27).

[77] Имя «Иуда» означает «хвала Иеговы» или «Хвалите Господа». Являлся четвертым сыном Иакова от Лии. Родился в Месопотамии около 2249 года до Р.Х. Колено Иудино было одним из наиболее многочисленных и могущественных и получило первый удел по жребию при разделе земли Обетованной. Пророческое благословение, преподанное Иаковом Иуде (Быт. 49, 8-12) очень замечательно. «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих. Поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Поклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель и Ему покорность народов». В этом пророческом благословении Иакова заключается такой смысл: Иуде должна принадлежать правительственная царская власть пока не придет Примиритель, то есть Мессия Христос, Который примирит всех грешников с Богом и воцарится над всем человеческим родом.

[78] Семейство Иакова на момент переселения из Вирсавии в Египет насчитывало 70 (75) человек.

[79] Слово «Гесем» означает «земля дождя». Так называлась область в Нижнем Египте, в которой фараон по просьбе Иосифа поселил Иакова с его сыновьями и в которой жили Израильтяне 430 лет до своего исхода из Египта. Означенная плодоносная, пастбищная страна лежала между Чермным морем и рекой Нилом, или, точнее, между Пелузийским рукавом моря, на южной границе Ханаана. Ныне землю Гесем полагают в провинции Эль-Шаркиех, которую считают лучшею в Египте.

[80] Потомство Ефрема впоследствии занимало одну из лучших частей земли Обетованной, в самой середине оной, и было средоточием народа Израильского. Город Силом, где была поставлена Скиния, остававшаяся там около 300 лет, до времени первосвященника Илия, находился в пределах колена Ефремова. Там отечество и место погребения Иисуса Навина. Из судей народа Израильского Авдон и пророк Самуил были из Ефремлян.

[81] Имя Манассия означает «заставляющий забыть». Первенец Иосифа от Асинефы. Имя объясняется тем, что при рождении Манассии, Иосиф, отец его, сказал: «Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего». Племя Манассиино отличалось особенно воинственным духом.

[82] Имя Иов означает «угнетенный» или «враждебно преследуемый». Прежнее имя его было Иовав. Происходил он от отца Зарефа, сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, так что был он пятым от Авраама. Женой Иова была Аравитянка. Жизнь его продолжается 140 лет.

[83] Слово Уц означает «песчаная земля». Уц — Аравийская область, вероятно занятая в древности потомками Уца или Хуца, потомка Симова (Быт. 10, 23), известная как место жительства Иова, который, несомненно, управлял ею вроде настоящих Аравийских бедуинов-шейхов. По всей вероятности, это была область очень обширная и лежала между Сирией на север и Идумеею на юг. По древнему преданию она находилась в Гауране, в местечке «Макам-Эйюб», где показывают путешественникам могилу Иова и каменное корыто, называемое корытом Иова, потому что, по преданию, Иов здесь купался по своем выздоровлении. В недалеком расстоянии здесь показывают источник Иова, а за ним камень Иова или скалу, к которой он приклонялся во время тяжких своих испытаний и к которому мусульмане подходят босыми ногами и целуют как священное место. Близ Макама на четверть часа к югу находится здание, называемое у Арабов «Дер-Эйюб», монастырь Иова, представляющее теперь вид развалившегося четырехугольного здания.

[84] Елифаз – сын Софана, от сынов Исавовых, царь Феманский. Есть так же мнение, что Елифаз был сыном Исава. В разговоре с Иовом он является самым старшим из друзей и потому говорит всегда первым.

[85] Валдад – сын Аммона Ховарского, савхейский властитель.

[86] Имя Софар означает «чирикающий» или «веселящий». Он был Минейским царем. Судя по его речам, он был самым язвительным к Иову среди друзей.

[87] Имя Елиуй обозначает «Бог мой – Он (Иегова)». В книге он называется Вузитянином, следовательно происходил из поколения Вузи, сына Нахорова (Нахор – один из братьев Авраама. Он женился на Милке, своей племяннице. Имел 12 сыновей. Быт. 22, 21). Он был в момент спора с Иовом молодым человеком, в сравнении с остальными друзьями Иова.

[88] Имя «Рамсес» означает в переводе с египетского «сын солнца». Так назывался главный город в земле Гесемской в нижнем Египте, от которого и вся земля Гесемская называется Раамсес. Эту землю евреи получили в дар по своем пришествии в Египет. Так же Раамсес был пунктом сбора евреев перед выходом их из Египта. Раамсес служит также названием известной династии царей древнего Египта.

[89] Имя Моисей означает «извлеченный или спасенный из воды». Моисей был сын Амрама и Иохаведы. Великое имя Моисея не может терять своего важного значения и для всех христиан и для всего просвещенного мира: он живет среди нас в своих священных книгах, он был первым Богодухновенным писателем.

[90] Название Мадиам означает «спор», «распря». Это пустынная местность лежит кругом восточной ветви Чермного моря и, как полагают, населена потомками Мадиама, четвертого сына Авраама и Хеттуры. Земля Мадиамская славилась своими верблюдами. Сюда скрылся от Фараона Моисей, здесь он женился и жил сорок лет, пася стада своего тестя (Исх. 2, 16-22).

[91] Сепфора (птица, птичка) — жена Моисея и одна из дочерей священника Мадиамского Рагуила (другое его имя Иоафор).

[92] Имя «Гирсам» означает «странник в том месте». Он назван так потому, что Моисей говорил о себе «я пришлец в земле чужой» (то есть Мадиамской).

[93] Имя «Елиезер» означает «Бог есть его помощь». Давая имя своему сыну, Моисей сказал: «Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки Фараона» (Исх. 2, 22). Елиезер имел только одного сына Рехавию, у Рехавии же было очень много сыновей (1 Пар. 23, 17). Шелониф, один из его потомков, и братья его смотрели за всеми сокровищницами из посвященных вещей, данных царем Давидом и его военачальниками из взятой ими у неприятелей добычи, на поддержание дома Господня (1 Пар. 26, 25-27).

[94] Имя Хорив означает «сухой», «пустой», «разоренный». Гора в пустыне Аравийской. Восточный хребет горы Хорив называется Синаем. Под именем Хорив разумеется вся центральная группа гор Синайского полуострова, а под Синаем – только одна гора из этой группы.

[95] Аарон (высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный) стал первым первосвященником еврейского народа и старшим братом пророка и законодателя Моисея. Его имя общее с именем Гаруна, столь употребительного на Востоке. Сын Амрама и Иохаведы, он происходил из колена Левиина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. В сороковом году по выходе из Египта, Господь велел ему вместе с Моисеем и Элеазаром, третьим сыном Аарона (двое первых сыновей были сожжены огнем от Господа – Лев. 10, 1-3), взойти на гору Ор, и в глазах всего общества умереть на вершине оной (Чис. 20, 28). В книге Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (10, 6), а гора Ор и доселе называется у Арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Аарон скончался 123 лет от роду. В Иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост.

[96] Жезл (или скипетр) служит символом справедливого правления, строгости и сокрушительной силы власти помазанников Господних против возмутителей (см. Пс. 2,9).

[97] Нил – величайшая река в Египте и во всей Африке.

[98] Жаба почиталась у Египтян священным животным и в их священных изображениях она часто представлялась сидящей на водяной лилии или лотосе. Таким образом, их священное животное сделалось орудием Божеского наказания.

[99] Мух множество в Египте и Иудее, и один из видов их, находимый путешест-венниками вблизи реки Нила и называемый Абиссинскою мухою (зебуб), также крупен, как пчела и так вреден для рогатого скота и других животных, что пастухи часто бывают вынуждены оставлять свои пастбища и бежать из тех мест, где они появляются. Беспоко-йство, причиняемое этим насекомым, было так сильно, что Хананеяне имели даже особое божество, которого особенное значение было защищать их от мух (Вельзевул — бог мух).

[100] Слово «Пасха» происходит от еврейского глагола passah — переходить. Ветхозаветная Пасха явилась прообразом Пасхи Новозаветной.

[101] Опресноки – пресный неквашенный хлеб.

[102] Чермное (или Красное) море – длинный узкий залив Индийского моря, отделяющий Аравию от Египта и Азию от Африки. Название этого моря Красным объясняют различно. Одни производят это название от морской травы, дающей будто бы воде красный цвет, хотя вода этого залива на самом деле не красная. Иные производят название от имени Идумеев, так как Идумеи происходят от Эдома, как назывался Исав, родоначальник их, а Эдом значит в переводе «красный». Другие, наконец, производят название Красного моря от красных кораллов, которых в этом море издавна было много, и они были очень ценны.

[103] Название «Мера» означает «горечь». Один из станов Израильтян в пустыне, находившийся в трех днях пути от места перехода через Чермное море. В настоящее время указывают означенную местность на пути от Апюн-Муза к Синаю, в минеральном источнике Говаре, с неприятною горько-соленою водой.

[104] Слово Елим означает «теревинфы» или «пальмовые деревья». Так назывался седьмой стан Израильский при выходе их из Египта близ Чермного моря, между Меррою и пустыней Син. Существует мнение, что Елим есть настоящий Вади Гурундель. Путеводитель, известный под именем Антонина мученика (570 год по Р.Х.) свидетельствует, что Елим в означенное время назывался Сурандела, – это название созвучно с Гурундель. По мнению других, Елим должно искать в Вади Усейт, недалеко от Гурунделя. Иные, наконец, полагают, что под означенным названием разумеется и Усейт и Гурундель. В Вади Гурундель до сего дня еще растут пальмовые деревья и находится постоянный источник с чистою водою, которою пользуется вся окрестность.

[105] Слово «манна» происходит от еврейского слова, выражающего удивление — man-lu — что это такое? В последствии манна небесная хранилась в Ковчеге завета.

[106] Празднование субботы должно было напоминать евреям сотворение мира и освобождение их из Египта. Строгость субботнего покоя простиралась даже до запрещения разводить огонь для приготовления пищи. Но такая строгость, без сомнения, не возбраняла дел необходимости, дел любви. В позднейшее же время, уже после плена Вавилонского, понятие о покое субботнего дня было извращено.

[107] Рефидим (носильщики, поддерживающие) — один из станов Израильтян при западном рукаве Чермного моря, недалеко от горы Синай. Означенное место находилось, по всей вероятности, в Вади Фейран, а другие указывают оное в Вади Эс-Шейх. В настоящее время местность эта называется Мериба, что значит «ропот», «спор», «негодование».

[108] Имя «Иофор» означает «превосходство». Иофор был священником Мадиамским, тестем Моисея, так же он называется в Священном Писании Рагуилом и Кенеянином. Он был из потомков Авраама от Хеттуры (см. Быт. 25, 2), так как был священником и князем Мадианитян. Сорок лет своего изгнания Моисей провел у Иофора и женился на его дочери Сепфоре.

[109] Праздник опресноков начинался на второй день Пасхи и продолжался вместе с Пасхой до семи дней, в течение которых при принесении жертв в храме Евреи ничего заквашенного не должны были иметь и употреблять под опасением истребления из среды Израиля. Первый и последний дни этого праздника особенно уважались и отличались всеобщими собраниями во дворе Скинии. Праздник этот имел для Евреев весьма важное значение. Он напоминал им об освобождении от угнетения и рабства Египетского с одной стороны, а с другой — об их высшем призвании быть народом чистым, безквасным, святым, чуждым нравственного растления Египетского (см. 1 Кор. 5, 8).

[110] Праздник Жатвы, называемый праздником Седмиц, или Пятидесятница, праздновался в пятидесятый день по Пасхе. Он установлен в память Синайского законодательства для принесения благодарения Богу за новые плоды земные.

[111] Слова Ханаан, Хананейский, Хананеи означают «покорная, подвластная, униженная земля». Ханаан — сын Хама и внук патриарха Ноя, родоначальник племен Ханаанских. «Проклят Ханаан, раб рабов будет он у братьев своих», — предрек Ной. Хананеи, или Ханаане — первоначальные жители земли Ханаанской, поселившиеся прежде Израильтян в означенной земле. Они разделялись на 11 племен по числу сынов Ханаана, сына Хамова (Быт. 10, 15-19). Наиболее сильный и воинственный народ были Аморреи. Хананеи не имели над собою одного общего главы — царя, и гибли от взаимных междоусобий. К этому присоединялись еще языческие нравы и нечестие, идолослужение, суеверие, волхование и другие беззакония. Божества их были: Ваал, Астарта, Дагон, Молох, Хамос. Мера беззакония их исполнилась. Вот почему Израильтянам даны были такие строгие законы против Хананеев. Но повеление Божие не было исполнено: Хананеи не были истреблены. Во времена плена Вавилонского все эти народы снова свободно распространились по Иудее, и после возвращения Иудеев из плена посредством брачных союзов снова были искушением для Израильтян, против чего и было направлено обличение Ездры.

[112] Под этим названием разумеются две каменные доски, на которых самим Господом были начертаны 10 заповедей Закона Божьего.

[113] Синайское законодательство произошло на 50 день после 16 Нисана, избавления евреев из Египта (по переходе через Чермное море) и с тех пор они празднуют этот день, который называется праздником Пятидесятницы или праздником Жатвы, так как в период между Пасхой и Пятидесятницей Иудеи собирали урожай со своих полей.

[114] Мирра или смирна — хорошо известное благовонное вещество. Высоко ценилось Египтянами и Евреями, Греками и Римлянами. В древности мирра употреблялась частью для составления священного миро, частью для благоухания —окуривания одежд и комнат, и, наконец, как врачество и для бальзамирования тел умерших.

[115] Фимиам, или ладан (по-еврейски — lot) благовонный древесный сок, собиравшийся с растения Cystus Creticus. Означенное тернистое дерево растет на острове Кипре, в Аравии, Сирии и Палестине. Имеет около 2,5 метров высоты. Ладан являлся дорогим подарком, который в древности подносили царям, вельможам и другим важным лицам в знак особого благоговения (см. Мф. 2, 11). По свидетельству Тертуллиана, ладан употреблялся язычниками для воскурения пред лжебогами.

[116] Золотой телец, вероятно, был сделан в виде Египетского черного священного быка Аписа, или белого быка Мневиса.

[117] Под Левитами разумеются все потомки Левия. Имя Левий означает «привязанность». Левий был третьим сыном Иакова от Лии. Левий имел трех сыновей: Герсона, Каафа и Мерари, которые и сопровождали Иакова при путешествии его в Египет. Впоследствии они сделались главами трех отделений своего племени (см. Быт. 3, 46, 11). По отделении одного семейства колена Левина для отправления священнических обязанностей они стали отличаться названием от других своих собратьев - Левиты. Одно только семейство Аарона из колена Левина было отделено для отправления священнических обязанностей. Прочим же потомкам Левия были особенные должности и отведено отдельное место в стане. Так Каафяне имели наблюдение за Ковчегом завета и священными сосудами. Герсоняне и Мераритяне разделяли между собой прочие обязанности по особому назначению: помощь священникам в служении, перенос скинии и священных предметов и другое. К концу царствования Давида численность Левитов была около 38 тысяч человек (от 30 лет и выше). Число возвратившихся Левитов с Заровавилем из Вавилонского плена было около 340-360 человек. Со времени возвращения из плена Левиты почти совсем не упоминаются в Священной истории.

[118] Надав и Авиуд были первыми двумя сыновьями Аарона.

[119] Слово «назорей» в переводе с еврейского языка означает «отделять», «отлучать». Обет назорейства состоял в непитии вина, отращивании волос, невхождении ни в какой дом, в котором находилось мертвое тело, и неприсутствии на похоронах. Обет назорейства мог быть временным и на всю жизнь. Когда кончался обет временного назорейства, назорей приносил жертву в храме, затем священник отрезал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета (см. Числ. 6). Из назореев на всю жизнь нам известны Самсон, пророк Самуил и Иоанн Креститель. Назореи составляли секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни (Амос. 2, 11-12).

[120] О Моав см. сноску на стр. 17.

[121] Название «Тавера» означает «горение». Это место получило свое название от огня Господня, истребившего роптавших Израильтян во время странствования по пустыне. Это произошло в пустыне Фарар, но точное место неизвестно.

[122] Название Киброт-Гаттаава означает «гробы прихоти». Настоящая местность, думают, носит название Эль-Аин.

[123] Имя Мариам означает «высокая». Мариам была сестрой Моисея и Аарона, несколько годами старше Моисея. Именно она предложила дочери фараона взять в кормилицы Моисею его мать Иоховеду (Исх. 2). При выходе из Египта она во главе жен Еврейских с тимпанами и ликами прославляла Бога. Скончалась и погребена она в Кадесе (Чис. 20, 1).





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 260 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...