Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение философская антропология: проблемы и перспективы 5 страница



[313] Навузардан — начальник телохранителей Вавилонского царя Навуходоносора, который сжег храм Иерусалимский, дворец царя, и отвел жителей в плен.

[314] Ривла — город в Сирии на реке Оронт. Иудейский царь был взят здесь в плен египетским фараоном Нехо. Вавилонский царь Навуходоносор располагал в Ривле свой военный штаб, а последний царь Иудеи Седекия был приведен сюда после неудачного восстания против Вавилона, чтобы выслушать от Навуходоносора свой приговор.

[315] Языческое божество Бэл или Вил, что означает «верховный владыка». Так называлось верховное божество, почитаемое в Вавилонии за бога солнца и света. В честь Вила в Вавилоне был воздвигнут один из великолепнейших храмов, в виде высокой четырехугольной башни, в форме восьми башен, воздвигнутых одна на другую. Означенное здание служило астрономическою обсерваторией древних халдеев. Золотое изображение Вила находилось в нижнем ярусе, а в самом верхнем – постель и золотой стол, на котором мудрецы храма ставили ему ежедневно разнообразную пищу, которую, впрочем, съедали сами, каковой обман был открыт и обличен пророком Даниилом.

[316] Ныне на месте обширной системы каналов, которые в древности орошали всю эту землю водой из Евфрата, остались разбросанные во всех направлениях земляные горки.

[317] Название реки Ховар означает то же, что Хевар — «длина», «продолжение». Ховар — приток Тигра, вытекающий из гор Армении.

[318] Название Каркемиш, или Карканис, или Кархамис означает «город Хамоса». Город лежал близ реки Евфрата. Название города Карканис упоминается как в Египетских, так и в Ассирийских иероглифических надписях. Карканис находился в недалеком расстоянии от новейшего селения Кум-Калех. Этот город был укреплен Диоклетианом. Арабы доселе называют его Каркизийях.

[319] Имя Даниил означает «судия Божий», то есть открывающий от лица Бога волю Его. По мнению некоторых, он был потомок Давида или, по крайней мере, происходил из царского рода. Под именем Валтасар он был взят на службу при царе Вавилонском. При восшествии на престол Дария он был сделан первым из трех правителей Империи. Полагают, что скончался он 90 лет от роду в Сузанской области и похоронен в Сузах, в зимней резиденции Персидских царей. Сам Господь внушает особенное внимание к пророчествам Даниила, давая видеть, как историческую действительность лица его, так и великое значение его пророчеств (Мф. 24, 5; Мр. 13, 14; Лк. 21, 20).

[320] Имя «Анания» означает «благодать Иеговы». При дворе Навуходоносора ему было дано халдейское имя Седрах, что означает «царский».

[321] Имя «Азария» означает «помощь Господа». В Вавилонии он получил имя Авденаго, что означает «служитель света».

[322] Имя «Михаил» означает «кто подобен Богу». Он был начальником евнухов царя Вавилонского, переименованный Мисахом.

[323] Это был род безумия, в припадках которого он считал себя волом. На так называемой Вавилонской знаменной надписи, в которой Навуходоносор перечисляет все свои гигантские предприятия, содержится замечательный параграф, указывающий косвенно, на временное помешательство царя Вавилонского: «четыре года уже, как резиденция моего царства находится в этом городе... что, впрочем, не радует мое сердце. Во всех моих владениях я не воздвиг ни одного высокого места силой и могуществом; я не запасал драгоценных сокровищ моего царства в сокровищницы. В Вавилоне, при служении Меродаху, моему господу и радости моего сердца я не пел хвалебных песней и не приносил ему жертв на его жертвенниках». Во всем этом слышится разочарование, раскаяние и мрачное настроение духа. По возвращении рассудка Навуходоносор вскоре умер после 43-летнего царствования, приблизительно за 561 года до Р.Х. По смерти его царство Вавилонское стало приходить в упадок. Ему наследовал сын его, Евил-Меродах.

[324] Валтасар был внуком Навуходоносора и последним царем Вавилонским из халдейской династии.

[325] В самом разгаре нечестивого пиршества таинственная рука начертала на стене роковые слова: Мене, мене, текел, упарсин. Пророк Даниил объяснил их следующим образом: Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты извешен на весах и найден очень легким; упарсин (иначе перес) — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам (Дан. 5, 26, 28). Указанные слова исполнились в ту же ночь.

[326] Согласно Международной стандартной библейской энциклопедии, царь Ксеркс правил с 485 по 465 г. до Р.Х..

[327] Имя «Дарий» в переводе с персидского означает «царь», «повелитель». На древних памятниках имя звучит Дариавуш. Дарий I Мидийский был сыном и наследником Ассуира и последним царем Мидийским. К собственному имени его Дарий прибавлялось название Астиаг, вероятно, общий царский титул, иначе Ашдахал, что значит «жалящяя змея» — символ Мидийского царства. После чудесного спасения во рву львином, Дарий издал повсеместный указ: «Благоговеет пред Богом Данииловым, ибо Он есть Бог живый и Присносущный и царство Его несокрушимо и владычество бесконечно» (Дан. 6, 26). Кроме того, имя Дарий носил второй царь того же племени, сын Истасна, вступивший на престол Персидский по убиении Лжесмердиза (1 Ездр. 4, 5; Агг. 1, 1; Зах. 1, 1). В царствование его Иудеи возвратились в Иерусалим и возобновили работы по перестройке храма Иерусалимского. На 6 год его царствования строение храма было окончено. Третий и последний царь Персидский так же носил имя Дарий III, иначе Дарий Кадоман. Александр Македонский разбил его сначала на Гранике, затем при Иссе и Арбеллафе и тем положил конец Персидской монархии. Так исполнились пророчества Даниила (2, 39-40; 7, 5-6, 20-22).

[328] Имя «Зоровавель» означает «рожденный в Вавилоне». Он был предводителем первого отряда Иудеев, возвратившихся в числе 42360 человек из плена Вавилонского в Иерусалим в первый год царствования Кира, царя Персидского. Он происходил из царского рода Давидова. Зоровавель во второй год возвращения в Иерусалим торжественно положил основание второму храму Иерусалимскому на месте первого. Зоровавель имел утешение видеть окончание храма и торжественное его освящение, в шестой год царствования Дария, в третий день месяца Адара. Зоровавель назывался также персидским именем Шешбацар, князь Иудин.

[329] Первосвященник Иудейский Иисус был сыном Иоседека. Он помогал Зоровавелю в построении второго храма Иерусалимского. Он был, несомненно, одним из великих первосвященников: Захария получил повеление Божие сделать для него золотой венец (Зах. 6, 10-14), имя его прославилось в потомстве (Сир. 49, 14). В пророчестве Захарии он представляется прообразом Христа Спасителя, который, как Отрасль, имел произрасти от корени своего и устроить Церковь Божию на земле (Зах. 6).

[330] Сооружение жертвенника произошло в седьмой священный месяц Тисри.

[331] Нам известно несколько личностей с имением Дарий. Кроме прочих это имя Дарий носил второй царь того же племени, сын Истасна, вступивший на престол Персидский по убиении Лжесмердиза (1 Ездр. 4, 5; Агг. 1, 1; Зах. 1, 1). В царствование его Иудеи возвратились в Иерусалим и возобновили работы по перестройке храма Иерусалимского. На 6 год его царствования строение храма было окончено. Город Вавилон, недовольный некоторыми из указов Кира, возмутился, и Дарий после почти двухлетней осады овладел этим городом (в чем почти буквально исполнилось пророчества Исаии – 47, 7-9). Дарий был разбит греками в известной битве при Марафоне.

[332] Имя Ездра означает «помощь». Ездра был сыном Сераии и потомком первосвященника Хелкии (того, кто обнаружил книгу Закона – смотри сноску на стр. 17), жившего во дни царя Иосии. Он был благочестивым и ученым священником, жившим в Вавилоне при царе Артаксерксе Лонгимане. В седьмой год царствования Артаксеркса Ездра получает дозволение отправиться в Иерусалим. С ним отправляется 1734 человека. По свидетельству Иосифа Флавия Ездра умер в старости и с великолепием был погребен в Иерусалиме. По преданиям же Иудейским он умер при последнем возвращении из Иерусалима в Персию, и погребен на границе Персии в Нехар-Самора, на нижнем Тигре, где и доныне указывают его гробницу. Ездре приписывают учреждение Великой Синагоги и других синагог.

[333] Артаксеркс — почетный титул царей Персидских. В русских переводах ветхозаветных книг встречаются три Мидо-Персидских царя под означенным названием. Один из царей этого имени препятствовал построению Иерусалимского храма. Этот царь, думают, был Лже-Смердиз из волхвов и царствовал восемь месяцев (1 Езд. 6, 7; 7, 7). Другой царь персидский под этим именем царствовал 47 (или 48) лет и особенно покровительствовал Иудеям. На седьмом году своего царствования он дал позволение Ездре с его соотечественниками возвратиться в Иерусалим, а через 14 лет после того дозволил Неемии, своему виночерпию, отправиться в Иудею для возобновления Иерусалима. Этот царь, как думают, был Артарксеркс Лонгиман. Третий царь с этим именем был супругом Есфири. Дворец его находился в Сузах, столице Персии. На третий год его царствования вместо Астинии его супругою стала Есфирь.

[334] Имя «Елиашив» или «Елеашив» означает «Богом восстановляемый». Он был сыном Иоакима. Будучи первосвященником во дни Неемии к великому соблазну народа и к сильному негодованию Неемии он устроил для Товии, своего родственника, комнату в храме (Неем. 13, 4-9). Он скончался около 423 г. до Р.Х.

[335] Под словом Синедрион разумеется верховное судилище Иудеев, находившихся в Иерусалиме, которое состояло из 72 членов под председательством первосвященника. Местом собрания, по мнению талмудистов, была зала в отделениях при Иерусалимском храме. В определенных случаях собрание могло собираться в доме первосвященника.

[336] Имя «Аггей» означает «праздничный».

[337] Имя «Захария» означает «воспомянутый Господом». Он именуется сыном Варахииным, сыном Аддовым. Он был, вероятно, священнического рода и родился во времена плена. Его общественная деятельность началась во второй год царствования Дария. По преданию пророк Захария умер в глубокой старости и погребен близ Иерусалима, возле пророка Аггея. По преданию Иудейскому, он был членом Великой Синагоги.

[338] Имя «Есфирь» означает «звезда». Прежде она называлась Гадасса, что значит мирта (прекрасное благоухающее растение, листья которого использовались священными писателями, как эмблема для обозначения славы и благоденствия Церкви Христовой, а миртовый венок с розами в древности был любимым брачным украшением на Востоке). Есфирь была молодой красивой еврейкой, дочерью Авигалла, из колена Вениаминова, сделавшаяся царицею, супругою Персидского царя Ассуира (Артаксеркса) Лонгимана. Еще в детстве она лишилась своих родителей и была воспитана своим родственником Мардохеем.

[339] Мардохей происходил из колена Вениаминова. Он был пленным Иудеем, живший в Сузах при дворе Артаксеркса Лонгимана. Он занимал должность привратника при дворе царском в Сузах. Место гробницы Мардохея и Есфири одни полагают в центре города Гамадана (или Экбатаны — см. краткую историческую справку на стр. 17), другие же в Сузах.

[340] Слово «Сузы» означает «лилия». Сузы является древним, великолепным, обширным городом. Его стены были сооружены из кирпичей и цемента, подобно Вавилонским, и были около 20 или 35 километров в окружности. По покорении Мидии Киром, Сузы в зимнее время служили резиденциею Персидских царей, как город Екбатана служил летней их резиденциею. По древним надписям, обнаруженным при раскопках, видно, что строение города было начато Дарием и окончено Артаксерксом Мнемоном. Теперь это груда развалин, находящаяся около 50 километров к западу от Шустера, столицы настоящей Худжистанской области. Сузанскою областию, по мнению некоторых толкователей, управлял пророк Даниил, удаленный от двора при Валтасаре, и в Сузах, по преданию, находится его гробница.

[341] Об Артаксерксе смотри ссылку на стр. 17.

[342] Имя Астинь с древнеперсидского языка означает «красивая женщина». До Есфири она была женой Персидского царя Артаксеркса.

[343] Отказ Астини исполнить приказание царя основывался, по всей видимости, на Персидском обычае, считавшем унизительным для чести женщины показываться мужчинам после стола, что согласно и с указаниями Плутарха и Геродота.

[344] Имя Аман означает «славный», «знаменитый».

[345] Слово «Пурим» означает «жребий». Так назывался Иудейский праздник, который праздновался 14 и 15 числа месяца Адара, установленного в память избавления Иудеев от Амана.

[346] Александр Македонский — царь, сын Филиппа II, величайший из завоевателей.

[347] Македония — замечательная в древности область на север от Греции, с Фракиею и Эгейским морем на востоке, Адриатическим морем и Иллириею на западе, Дарданиею и Пеопиею на север. Границы области менялись в различные времена. Ранняя история Македонии покрыта мраком неизвестностей и легенд. Первым царем Македонии, как утверждают, был Пердикка (814 г. до Р.Х.). Ею управлял также Филипп и Александр Великий. Последний царь Македонии был разбит Римлянами при Пидне (168 г. до Р.Х.). Так кончилась монархия в Македонии и страна в качестве провинции подпала под власть Римлян, разделивших ее на четыре части. Македонии особенно замечательна как первая европейская страна, в которой святой апостол Павел проповедовал Евангелие. Некоторые из городов Македонии упоминаются в Новом Завете: Амфиполь, Аполлония, Берея, Неаполь, Филиппы, Солунь. Церкви македонские апостол Павел представляет в образец Коринфинам (2 Кор. 8, 1; 11, 9).

[348] Вспомним четыре рога у пророка Даниила.

[349] Фракия — земля к северо-востоку от Македонии. Древние жители Фракии ведут свое начало от Фираса, сына Иафета.

[350] Имя «Елиазар» означает «которому помогает Бог».

[351] Селевк IV, Филопатр (2 Мак. 3, 3; 4, 7; 5, 18) — сын и преемник Антиоха Великого, царь Сирийский. Нуждаясь в деньгах для уплаты Римлянам, и узнав о великих сокровищах в храме Иерусалимском, он посылал Илиодора похитить сии сокровища из Храма; но Бог особенным чудом защитил сокровищницу Храма. Илиодор был уже в сокровищнице; в это время он и все, бывшие с ним были поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение и ужас, ибо явился им конь со страшным всадником, он поразил Илиодора передними копытами; явились еще два юноши, которые непрерывно бичевали его, налагая ему многие раны, так что Илиодор потом был при смерти и только по молитвам первосвященника Онии спасся от смерти. По возвращении Илиодор сказал царю: «На месте сем (в храме) истинно пребывает сила Божия; Он Сам обитающий на небе, есть страж и заступник того места, и приходящих со злым намерением поражает и умерщвляет» (2 Мак. 3).

[352] Соломония — мать семи сынов, пострадавших за веру во дни Антиоха Епифана. Ее имя мы знаем из предания. Страдания ее и сыновей, по преданию, происходили в Антиохии, столице царей Сирийских.

[353] Имя «Маттафия» означает «дар Господень». Иудейский священник из чреды Иарива. У него было 5 сыновей: Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан. Погребен в отечественном городе Моде.

[354] Слово «Маккавей» означает в переводе с арамейского «молот», «молоток». Маккавеи, дети священника Маттафии, восстали на защиту истинной веры и отечества (106 г. до Р.Х.). Впоследствии Иудейский царь Ирод, сын Антипатра, совершенно истребил племя Маккавеев. Память их празднуется Церковью 14 августа.

[355] Рим – столица Римской империи. Город расположен на берегах реки Тибра. По преданию, Рим был основан Ромулом в 750 г. до Р.Х. Город занимал территорию в 32 километра в окружности с народонаселением в 1.250.000 человек. В нем насчитывалось 420 языческих храмов. Вся Римская империя заключала в себе весь тогдашний цивилизованный мир с народонаселением более чем в 80 млн. человек.

[356] Имя Антипатр означает – “вместо отца”. Он был сыном Иасона, одним из посланников первосвященника Ионафана к Римлянам и Спартанцам для возобновления с ними дружбы.

[357] Юлий Африкан († 237 г. после Р.Х.) — ученый-христианин. Родился в Северной Африке, жил в Палестине. Автор двух больших сочинений “Pentabiblos” (всемирной хроники от сотворения мира) и “Cestus” (своеобразной энциклопедии быта), которые сохранились только в отрывках сочинения историка Евсевия.

[358] Гиркан II — сын царя Иудейского Александра Ианнея (104-78 г. до Р.Х.), внук Иоханана Гиркана I; царь и первосвященник Иудейский (63-40 гг. до Р.Х.).

[359] Юпитер, или Зевс — главное языческое божество древних греков и римлян. По мифологии языческой он сын Сатурна или Хроноса и Реи. Он считался отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей. Он разделил вселенную на три части: Нептуну дал воду, Плутону – подземное царство, а себе небо и землю. Главное его местопребывание — Олимп в Фессалии. В Греции в честь него отправлялись знаменитые Олимпийские игры. Священною птицею Юпитера считался орел.

[360] Хорошо известно изречение Августа, который услыхав, что Ирод в числе Вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: «Лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном».

[361] О смерти Ирода будет сказано далее.

[362] Законники, или книжники составляли класс лиц, посвятивших себя изучению и истолкованию Иудейского закона. Многие из законников состояли членами Синедриона. Их влияние на народ было очень велико. Они часто упоминаются под названием книжников вместе с первосвященниками и старейшинами народа Иудейского. Из сих иудейских ученых были люди, конечно, достойные всякого уважения, как, например, Ездра — книжник, Гамалиил — законоучитель, Никодим — учитель Израилев, Савл — апостол Христов. Но большинство их было привязано к одним преданиям, не понимало духа закона и ложно толковало его. Они были слепыми вождями народа, и потому-то Господь Спаситель так часто и так сильно обличал их (Мф. 23).

[363] Слово «фарисеи» означает «отлученные». Секта возникла между Иудеями после долговременного плена их в Вавилоне. Гордость и лицемерие были их отличительные пороки. Они имели притязания на необычайную святость, и со строгою заботливостью выполняли многочисленные обряды, во многих случаях через чрезмерное исполнение преданий человеческих, поступали вопреки Закону Божиему. Фарисеи сделались злейшими врагами Христа. И много содействовали возмущению народа против Господа. Богословские понятия фарисеев были правильнее и вернее, чем у саддукеев, так как они веровали в воскресение тела, в будущее воздаяние наград и наказаний, бытие ангелов и духов.

[364] Саддукеи – иудейская секта. По Иудейским преданиям, основал секту Садок, ученик Антигона Сохо, председателя Иудейского Синедриона, жившего в III в. до Р.Х. Саддукеи учили, что в будущем веке не будет ни вечного блаженства, ни вечных мучений; они отрицали бытие ангелов и злых духов и будущее Воскресение мертвых. Учение этих скептиков-материалистов было не особенно распространено. Саддукеи были ярыми противниками Христа. Последователи Саддукейской секты являлись еще в некотором числе в III столетии и даже в VIII столетии, но более с тех пор о них уже не упоминается.

[365] Секта ессев представляла собою немногочисленную (около 4 тысяч человек) религиозную общину отделившуюся от прочих Израильтян. Они установили для себя обязательное безбрачие; у них была общая собственность, и пищу они принимали все вместе. Они признавали безусловно необходимым мелочное строгое исполнение всех правил Закона Моисеева, преуспевая в этом даже более фарисеев, но отвергали кровавые жертвы.

[366] Третий член Символа веры.

[367] см. конспект, стр. Error! Bookmark not defined..

[368] см. конспект, стр. Error! Bookmark not defined..

[369] см. конспект, стр. Error! Bookmark not defined..

[370] см. конспект, стр. Error! Bookmark not defined..

[371] О жизни Евсевия (ок. 260-340) известно немного. Родился в Палестине, учился в Иерусалиме и Антиохии, был одним из самых образованных людей своего времени. Блаженный Иероним так отзывался о нем в письме к Пахомию и Океану: «Кого можно найти умнее, ученее, красноречивее Евсевия?» Его учителями были Антиохийский пресвитер Дорофей, о котором сам Евсевий свидетельствовал как об «ученейшем в свое время человеке», «ревнителе богословских знаний», и Кессарийский пресвитер Памфил, создатель церковной библиотеки в Кесарии, с которым Евсевий был особенно близок. Во дни гонений при императоре Диоклетиане Памфил был брошен в темницу вместе с Евсевием и принял мученическую смерть. В память о своем учителе и друге Евсевий присоединил его имя к своему и навеки остался в истории как Евсевий-Памфил. Нельзя также не отметить и общего влияния на его мировоззрение трудов Оригена.

[372] Имя «Мария» по-еврейски звучит «Мариам» и означает «возвышенная», «превознесенная». Пресвятая Дева Мария была дочерью Иоакима и Анны (погребены в Гефсиманском храме Успения Божией Матери). Она происходила из царского рода Давидова, от отца своего Иоакима, который был сыном Варпафира, ведущего свое происхождение от сына Давидова Нафана; а так же происходила из священнического рода, через свою мать Анну, которая была дочерью священника Матфана из племени Ааронова.

[373] Праздник Рождество Пресвятой Богородицы Святая Церковь празднует 21 сентября. В монастыре преподобного Григория Хозевита, который жил в VII веке, указывают пещеру, где спасался когда-то от нечестивых правителей пророк Илия. Здесь он пробыл три с половиной года, когда не было дождей, и наступил голод. В этой же пещере молился праведный Иоаким, терпевший поношения бесчадства «от соотечественников», и здесь ему явился, по преданию, Архангел Гавриил и известил о рождении Девы Марии. В пещере изображены святой Пророк Илия и праведный Иоаким. Монастырь выглядит как оазис среди безжизненных горных массивов, на головокружительной высоте. Возле Гефсиманских ворот видны развалины церкви Богоотца Иоакима и Анны, бывшей на месте их дома; в этом доме, по преданию, родилась преблагословенная их дщерь. Рядом с этим местом находилась знаменитая Овчая купель. Апостол от Семидесяти, Евод, епископ Антиохийский, после святого апостола Петра, - автор нескольких сочинений, в одном из которых пишет о Пресвятой Деве Марии, что Она родила Спасителя в возрасте пятнадцати лет. Таким образом, получается, что Пресвятая Богородица родилась в 20 году до Р.Х., так как Спаситель родился в 5 году до Р.Х..

[374] Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря.

[375] Имя «Иосиф» означает «прибавление», «присовокупление». Иосиф был обручником Пресвятой Девы Марии. Он был сыном Иакова из рода Давидова. Гробница Иосифа Обручника находится в Гефсиманском храме Успения Божией Матери. Память Иосифа Обручника Святая Церковь совершает 8 января.

[376] Очевидно, что Захария, в такой торжественный момент богослужения, при своей праведности, усиленно молил Бога о скором наступлении Царства Мессии, и именно об этой его молитве Ангел сказал, что она услышана. И вот молитва его получила высокую награду: не только разрешено его скорбное неплодство, но сын его будет Предтечею Мессии, прихода которого он так напряженно ожидал. Сын его превзойдет всех своим необыкновенным строгим воздержанием и будет от рождения исполнен особых благодатных даров Святого Духа.

[377] Имя «Гавриил» означает «сила Божия». Он есть один из 7 главных ангелов, возносящий молитвы людей к Богу. Именно он был послан Богом, чтобы объяснить пророку Даниилу видение овна и козла, а так же тайну семидесяти седмин (Дан. 8, 16; 9, 21). Позже архангел Гавриил был послан Богом возвестить Захарии рождение Иоанна, а Пресвятой Деве Марии — рождение от нее Спасителя мира. В Коране магометан архангелу Гавриилу воздается особенная честь и хвала.

[378] Имя «Захария» означает — «воспомянутый Господом». Захария — отец Иоанна Крестителя. Все то, что нам известно о Захарии содержится в 1 главе Евангелия от Луки. Он был священником из Авиевой чреды (священники были разделены Давидом на 24 чреды, и во главе одной из них был поставлен Авия) и мужем Елизаветы, родственницы Пресвятой Девы Марии, также происходившей из рода Ааронова. После наречения рожденного сына он исполнился Духа Святого и начал пророчествовать, тогда как 400 лет не было пророка в Израиле. Предание о смерти Захарии изложено ниже (см. стр. 20).

[379] Имя «Иоанн» означает «благодать Божия».

[380] Праздник Рождества Иоанна Предтечи Святая Церковь празднует 7 июля.

[381] Праздник Благовещение Пресвятой Богородице Святая Церковь празднует 7 апреля.

[382] Имя Елизавета означает «Бог есть клятва ее». В Ветхом Завете так звали жену первосвященника Аарона, брата Моисеева. В Новом Завете Елисаветой называется жена священника Захарии, из рода Аарона, мать Иоанна Крестителя и родственница Пресвятой Девы Марии Богоматери.

[383] Иоанн Предтеча и Креститель Господень был сыном Захарии, престарелого священника, и Елисаветы, жены его. Он родился за 6 месяцев до рождения Господа Иисуса. Память великого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна Святая Церковь совершает 7 раз в году: 6 октября — в честь его зачатия; 7 июля — в день его рождения; 11 сентября — в день усекновения его главы; 20 января — на другой день Крещения Господня; 9 марта — в память первого и второго обретения его главы; 25 октября — в память перенесения из Мальты в Гатчину в 1799 году его правой руки.

[384] При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников.

[385] Иосиф не захотел обличить Ее мнимого преступления перед всеми, чтобы не подвергнуть ее позорной и мучительной смерти, согласно закону Моисееву (Втор. 22, 23-24): «Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя»). Он намеревался тайно отпустить ее от себя, не оглашая причины этого.

[386] По-гречески девственница, незамужняя женщина, молодая замужняя женщина обозначается словом «партенос» (Мф. 1, 23; 25, 1, 7, 11; Лк. 1, 27; Деян. 21, 9; 1 Кор. 7, 25, 28, 33; 2 Кор. 11, 2). Именно это слово употребили переводчики Библии на греческий язык при создании Септуагинты. Для них слова Исайи 7, 14 означали, что Мессия родится от девственницы.

[387] Имя «Кесарь» носил внук и преемник Юлия Цезаря, императора Римского. От него слово Кесарь стало царским именем императоров.

[388] Имя «Август» означает «величественный», «благородный». Он был племянником и преемником Юлия Цезаря и являлся императором Римской Империи во время Рождества Господа нашего Иисуса Христа, получив около 27 года до Р.Х. от сената титул августа («священный»). Собственное его имя было Октавиан. Царствовал он 41 год и умер в 14 году по Р.Х. на 76 году своей жизни в городе Ноле, в Кампании, в месяце августе, названном так по его имени. Ему наследовал Тиверий кесарь. Из поэтов Августовского века, названного золотым веком римской литературы, особенно известны Вергилий, Гораций и Овидий.

[389] Шел сорок второй год царствования Августа и двадцать восьмой с покорения Египта и смерти Антония и Клеопатры, на которой окончилась египетская династия Птоломеев, когда, согласно пророчествам о Нем в Вифлееме Иудейском, во времена первой переписи, в правление Квириния Сирией, родился Спаситель и Владыка наш Иисус Христос.

[390] Имя «Еммануил» означает «с нами Бог». Случай, по которому изречено пророком Исаией означенное предсказание был следующий. Против Ахаза, царя Иудейского, соединились два царя – Сирийский Рецин, или Разеон, и Израильский Факей, с целью свергнуть Ахаза с престола, истребить весь царский дом, или род Давидов, и возвести на престол новую династию. В сих трудных обстоятельствах Ахаз решился искать помощи у Ассириян (4 Цар. 16, 7). Тогда явился к Ахазу пророк Исаия, и от лица Божия предложил ему просить от Бога какого угодно знамения в подтверждение того, что замыслы союзных царей будут безуспешны и план их разрушится. Ахаз отказался от знамения. Тогда пророк Исайя и изрек это великое пророчество.

[391] Скипетром назывался деревянный жезл, обложенный золотом или убранный золотыми кольцами с богатым наконечником. Его носили в руках цари и другие почетные лица в знак своей власти. Вероятно, царский скипетр ведет свое начало от пастушеских жезлов патриархальных вождей. Когда царь касался своим скипетром до того, кто приближался к престолу, то это служило знаком царской милости и расположения.

[392] Сейчас на месте поля пастухов находится село, которое состоит только из православных жителей, так было во все времена. Пастухи – свидетели события Рождества Христова — завещали похоронить себя на этом поле, где им явились Ангелы, славословящие Христа. Здесь указывают место захоронения пастухов, на котором стоит храм современной постройки, расписанный в греческом стиле. Новое здание храма возведено на основании древней церкви.

[393] Праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа празднуется на сороковой день после Рождества и приходится на 15 февраля.

[394] Имя «Симеон» означает — «слышание». По древнему преданию этот Симеон был одним из 70 переводчиков Священного Писания на греческий язык и на его долю выпал перевод книги пророка Исаии. Он усомнился в пророчестве о рождении Еммануила от Девы (Ис. 7, 14). Тогда явился ему ангел и сказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения этого пророчества. Память праведного Симеона празднуется 16 февраля. Молитва его («Ныне отпущаеши») издревле принята Церковью в состав вечернего Богослужения.

[395] Имя «Анна» означает «милостивая». Анна была пророчица из колена Асирова, дочь Фануилова. Память святой праведной Анны Святая Церковь празднует 16 февраля, вместе с совершением памяти святого праведного Симеона Богоприимца, а также 10 сентября.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 304 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...