Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение философская антропология: проблемы и перспективы 3 страница



[124] С западной стороны Иерусалима прилегает к нему довольно широкая долина Рафаим, или «долина великанов». Это та самая долина, которой достигли соглядатаи Моисея и донесли ему, что в этой долине видимы ими мужи превысокие. Эту местность называют также долиною Гигонскою, по имени сохранившихся тут с древнейших времен двух водохранилищ.

[125] Имя «Иисус» означает «спаситель», а имя Навин переводится как «рыба». Первоначальное имя его было Осия. В момент начальства его над войском Израилевым в сражении при Рефедиме Иисусу было 44 года. 84 лет от роду Навин чудесно перешел во главе Израиля реку Иордан. Иисус Навин мирно скончался на 110 году своей жизни и погребен в пределе своего удела, Фамнаф-Сараи.

[126] Имя «Халев» означает «горячий», «храбрый». Он был сыном Иеффониин из Колена Иудина. 45 лет после того, когда Обетованная земля была уже вполне завоевана и разделена между коленами, Халев, уже 85 летний старец, обратился к Иисусу Навину с требованием себе удела, и просил себе в качестве удела в Обетованной земле Кириаф-Арбу (Хеврон), в которой жили сыны Енаковы, в больших укрепленных городах. О кончине Халева ничего не известно. О личности Халева Сам Господь свидетельствовал в кратких, но выразительных словах: «Раба Моего Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее» (Чис. 14, 24). Из потомства его нам известны: Асха, его дочь, художник Веселиил, правнук его, богач Навал (жил во времена царствования Давида).

[127] Амаликитяне — могущественный народ, занимавший страну между Палестиной и Египтом. В книге Чисел они назывались «первым из народов». За грех противодействия народу Божию они были сильно разбиты в битве при Рафадиме. В последствии были поражены Гедеоном, Саулом, и Давидом. Наконец, над ними исполнилось слово Господне, и имя их исчезло с лица земли.

[128] Имя «Корей» означает «плешивый», «лысина». Он являлся старшим сыном Ицгара, правнуком Левия. Потомки Корея, как не принимавшие участия в возмущении, были пощажены Богом. Из рода Кореян выходили известные певцы, как-то Эман с сыновьями; верные привратники, как-то левит Коре, служители при доме Божием и храбрые сильные воины.

[129] Имя «Дафан» значит «источник». Он был Рувимлянином, сыном Емава.

[130] Авирон — брат Дафана.

[131] Название «Кадес» или Кадес-Варни означает «святое место». Кадес находился в пустыне Син. Кадес отстоял от Хорива в 11 днях пути по дороге от горы Сеар (Втор. 1, 2). Евреи имели здесь стан в конце первого года своего странствования и сюда возвратились соглядатаи (Чис. 13, 27). Кадес лежал близ громадной уединенной скалы, из подошвы которой стремительно вытекает ручей, живописно падающий каскадами в море. Означенное место в настоящее время называется Аин-Кадес и лежит в прямом направлении от горы Синая к Хеврону, к югу от Вирсавии. От Кадеса идет очень хорошая дорога к горе Ор.

[132] Название «Мерива», иначе «Масса» означает «искушение», «укорение», «распря». Мерива находилась в пустыне Синайской.

[133] В беседе Господа с Никодимом медный змий Моисеев служит предметом величественного и трогательного прообраза: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3, 14-15). Медный змий Моисеев существовал до времен царства Езекии, который велел истребить его, «потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему, и называли его Нехуштан» (4 Цар. 18, 4), как божество. (Нехушта значит «медь»).

[134] Имя «Валаам» значит «не принадлежащий к народу моему». Он являлся сыном Веора или Восора, уроженцем города Пефора, что в Месопотамии. О Валааме упоминает Святой апостол Петр, называя его «возлюбившим мзду неправедную, но обличенным ослицею бессловесною в своем беззаконии, которая, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка» (Петр, 2, 15-16). О нем так же упоминает в своем послании апостол Иуда: «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» (Иуд. 1, 11).

[135] Слово «теократия» происходит от двух греческих корней: «феос» — Бог и «кратио» — управлять, власть.

[136] Автор сам видел этих замечательных грациозных животных на скалах в районе Кумрана.

[137] Мы видим, что при частных сношениях друг с другом впоследствии дело обходится без переводчиков и каких-либо трудностей.

[138] Иаред был шестым патриархом от Адама.

[139] По мнению святых отцов это был Архангел Михаил.

[140] Интересно, что археологические раскопки древнего Иерихона показывают, что стены города пали не внутрь, как это бывает при штурме города, а наружу, указывая тем самым на их падение от чудесного землетрясения.

[141] Слово заклятие на еврейском звучит «херем».

[142] Название Гай означает «груда развалин». Город этот назывался также Аиаф, царский город Хананеев с 12 тысячами жителей. Город существовал уже во времена Авраама (Быт. 12, 8) и находился к востоку от Вефиля, близ Беф-Авена.

[143] Имя Ахан значит «возмутитель». Являлся сыном Хармия, из колена Иудина. Долина, в которой был побит камнями Ахан со всем своим семейством, а трупы их сожжены со всем имуществом, находящаяся к северу от Иерихона, отсюда получила свое название — Ахор.

[144] Название Силом означает «мир», «спокойствие». Город Силом находился в колене Ефремовом, к северу от Вефиля, примерно в 17 километрах от Сихема и 48 километрах от Иерусалима, почти в середине земли Обетованной. Уже Иероним в свое время писал о нем: «Здесь едва видны малые следы развалин, здесь едва заметны основания древнего жертвенника».

[145] Слово «Ваал» или «Вал» означает «господин». Ваалом называли языческое божество, боготворимое в Финикии и Сирии. Первоначально же так некоторые из древних восточных народов, боготворивших солнце, называли свое божество. Это божество было боготворимо вавилонянами, сирийцами, карфагенянами и другими. Возможно, что это то же что Молох, которому Аммонитяне приносили кровавые человеческие жертвы. Позднейшие времена боготворение Ваала господствовало во всей древней Скандинавии и было общим на Британских островах. При служении этому идолу жрецы скакали кругом жертвенника и испускали крики; а в особенных случаях кололи себя ножами и копьями, обливаясь кровью.

[146] Астарта была главным женским божеством у финикиян и сирийцев, подобно тому, как Ваал был главным мужским их божеством. Служение этому божеству сопровождалось самыми гнусными оргиями и развратом.

[147] Хусарсафем — царь Месопотамский. Восемь лет страдали Израильтяне под гнетом ига Хусарсафема.

[148] Имя «Гофониил» означает «лев Божий». Являлся сыном Кеназа, младшего брата Халева.

[149] Имя «Аод» означает «сильный», «крепкий». Являлся сыном Геры, из колена Вениаминова.

[150] Имя «Еглон» означает «сильный телец». Так звали Моавитского царя, который вступил в союз с Аммонитянами и овладел городом Пальм (Иерихоном), в котором основал свою резиденцию, где и был умерщвлен Аодом. Отличался необычной тучностью.

[151] Значение имени «Самегар», сына Анафа не определено.

[152] Имя «Иавин» значит «разумный». Иавин был царем Асорским, угнетавший евреев 20 лет. Его полководца звали Сисарой.

[153] Имя «Девора» означает «пчела». Была женой Лапидофа. Жила между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой. Влево у подошвы Фавора виднеется селение Девворы (арабы называют его Дебурия), наименованное по имени пророчицы Девворы, которая, сопровождая судию израильского Варака, воодушевляла его на сражение, доставила победу над Сисарою, полководцем сирийским, и воспела песнь победную Всевышнему (Суд, 4, 5; 5, 1-11). По преданию, именно в этом селении оставались девять апостолов, когда Спаситель с тремя Своими учениками поднялся для светлого Преображения на гору Фавор.

[154] Имя «Варак» означает «блеск», «молния». Он был сын Авиноама, колена Нефалимова и жил в Кедесе Нефеалимовом.

[155] Имя «Сисара» означает «порядок битвы». Он был военачальником войска Иавинова, царя Асорского. Это первый военачальник, который в Священном Писании означается по имени во время долгих войн Израильтян в это время. Войско под его начальством было многочисленно и хорошо устроено, заключало в себе 900 колесниц и представляло замечательный контраст с небольшим войском Варака, состоявшим только из пехоты. Но войско Сисары было поражено Вараком. Сисара укрылся в куще одного Кенеянина, Хевера, и здесь был убит женой его Иаилью.

[156] Имя «Гедеон» значит «разрушитель». Он был сын Иоаса из города Офры, колена Манассиина. Являлся шестым судией Израильским. Двое его старших братьев положили свою жизнь в освободительной войне Деворы и Варака.

[157] Августин Аврелий — знаменитый учитель церкви IV в. (353-430 гг.), оказавший огромное влияние на развитие богословской мысли на западе. Память его 15/28 июня.

[158] Феодорит блаженный — епископ Киррский (386 или 393 по 457), родом из Антиохии. Известен как самый всесторонний и глубокий писатель V в.

[159] Ориген — знаменитый философ-богослов христианства, сын грека Леомида, казненного при императоре Септимии Севере. Родился в Александрии около 185 года. Особенно прославился работой, называемой «гекзапла», то есть список Ветхого Завета на шести языках, поместив каждый в особом столбце: на еврейском, греческом, перевод Акилы, Симмаха, толковников и Феодотиона. Затем Ориген все подверг детальной критике. Эта работа погибла в 633 году во время пожара в Кессарии.

[160] Имя «Фола» означает «червь». Фола был сыном Фуи, принадлежавшем к колену Иссахарову. Он судил Израиля 23 года. Жил в Шамире на горе Ефремовой, здесь же умер и погребен.

[161] Имя «Иаир» означает «светодавец». Судьею был 22 года и имел 30 сыновей. Погребен в Камоне, который находился в Галааде.

[162] Имя «Иеффай» означает «Бог откроет», то есть освободит, сделает свободным. Иеффай — сын Галаада от наложницы. Иеффай был судьей Израиля 6 лет.

[163] Имя «Есевон» значит «блеск». В семействе у него было 30 сыновей и 30 дочерей.

[164] Елон был Завулонянин, судивший Израиля 10 лет. Погребен в Аиалоне, земле Завулоновой.

[165] Имя «Авдон» значит «рабский». Сын Гиллела Пирафофянин. Судил Израиля 8 лет.

[166] Слово «филистимляне» означает «страна странников». Впервые они упоминаются в книге Бытие, глава 10, стих 14. Земля Филистимская тянулась по берегу Средиземного моря между Яффою и окраиною Египта. Полагают, что Филистимляне были Египетского происхождения, и что они пришли в Ханаан из Кафтора или Крита, отчего они называются иначе Кафторимане. Александр Великий разрушил филистимский город Газа. Начало Церкви Христовой здесь положено самими апостолами. Города Азот, Лидда, Иоппия слышали проповедь учеников Христовых. Со времен Константина Великого до нашествия Сарацин Христианская Церковь здесь процветала.

[167] Имя «Самсон» означает «солнце». Сампсон был родом из колена Данова. Он был судьей Израильским 20 лет. Святой апостол Павел упоминает о Самсоне, как о подвижнике истинной веры (Евр. 11, 32-33).

[168]Назореи — класс посвященных евреев, давших различные обеты воздержания. Обет Назорейства принимали часто родители за детей, — так Назореями были Самсон и Самуил. Назореи были временные и пожизненные. Во времена Нового Завета были Назореями Иисус Христос и Иоанн Креститель; апостол Павел был временным Назореем. Обет Назорейства является прототипом иночества.

[169] Газа значит «твердыня», «укрепление». Город расположен на берегу Средиземного моря, на южной границе Хананеев, в колене Иудином и находится примерно в 100 километрах на юго-запад от Иерусалима. Во времена Нового Завета Газа упоминается в связи с повествованием о крещении евнуха Эфиопской царицы (Деян. 8, 12). Нынешняя Газа называется Арабами Гуззех (на середину XIX в.). Жители города Газы сообщают путешественникам много преданий о Самсоне и его подвигах; показывают разбросанные столбы храма, которые он ниспровергнул, а равно и холм, на который он внес на своих плечах городские ворота.

[170] Имя «Далида» означает «жалкая», «бедная», «несчастная». Она была Филистимлянкою вольного поведения, живущая в долине Сарек, в колене Дановом.

[171] Имя «Миха» означает «кто как Иегова».

[172] Даново колено имело свой удел между владениями колен Иудина и Ефремова с одной стороны и между владениями колена Вениаминова и морским берегом с другой. Имя Дан значит «судия». Он, родоначальник колена, был пятый сын Иакова от Валлы, служанки Рахилиной. Пророчество Иакова относительно Дана: «Дан будет судить народ свой... Дан будет змием на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня» (Быт. 49, 16-17). Самым известным из потомков Дана был Самсон.

[173] «По определению раввинов, — пишет святитель Филарет Московский, — наложница есть жена из рабынь без брачной записи и обручения, чьи дети должны пользоваться дарами, но не наследством… евреи, — не только до закона, но и под законом дозволяли себе наложниц. Вероятно, что в этом обычае превращен в правило разрешения пример патриархов Авраама и Иакова» (патриархи Авраам и Иаков имели наложниц Агарь, Хеттуру и др.). Бог терпел эту слабость. Но пример патриархов не дает оправдания от нее.

[174] Гива Вениаминова лежала на север от Иерусалима, в недальнем от него расстоянии, по дороге в Наблус. В настоящее время этот город полагают выше Шофата и отождествляют его с местностью Тулел-Эл-Фуль.

[175] Имя «Махлон» означает «слабость», «болезнь». Махлон был первым мужем Руфи.

[176] Имя «Хилеон» означает «переходящий», «тленный».

[177] Имя «Орфа» означает «женские волосы», «космы на лбу».

[178] Имя «Руфь» означает «подруга», «приятельница», «дружественная». Руфь была Моавитянка, жена Махлона. Плодом брака Руфи и Вооза был Овид, дед Давида, и таким образом, Руфь Моавитянка, язычница, сделалась одной из прародительниц Господа Иисуса Христа (Мф. 1, 5).

[179] Имя «Ноеминь» означает «приятность», «красота».

[180] Имя «Елимелех» означает «Бог есть Царь». Он был жителем Вифлиема, мужем Ноемини, родственником Вооза.

[181] Имя Вооз означает «крепость», «сила». Он был потомок Иуды, отец Овида и дед Иессея, отца Давидова. Он был богатым и благочестивым Вифлеемлянином.

[182] Имя Овид означает «служащий», «услужливый».

[183] Имя «Илий» означает «Бог есть высок». Илий был первосвященник и последний судия Израильский из дома Аарона, из рода Ифамара. Илий был судией Израильским 40 лет.

[184] Сноску о Силоме смотри на стр. 17.

[185] Имя «Офни» означает «сжатая рука», «горсть».

[186] Имя «Финеес», по Гезению, означает «медные уста».

[187] Название «Азот» означает «укрепленное место». Находился на восточном берегу Средиземного моря, примерно в 30 километрах к северу от Газы. Азот можно видеть с одного возвышенного места близ Яффы. Ныне здесь небольшое селение Ездуд, в котором около 500 жителей (на середину XIX в.).

[188] Слово «Дагон», одни думают, происходит от dagan — рог, другие же производят от слова dag — большая рыба. Так назывался филистимский идол, с головой и руками человеческими, а туловищем рыбы. Его боготворили в городе Газе и Азоте, где храм его был сожжен Ионафаном во времена Маккавеев, и других местах.

[189] Имя «Самуил» означает «испрошенный от Бога». Самуил жил в 1050 г. до Р.Х. Он был сыном Елкана и Анны, живших в Рамафаим-Цофиме, городе, расположенном на южной границе горы Ефремовой в нескольких километрах на юго-запад от Иерусалима. Недалеко от Вефиля находится селение Рама. Полагают, что это селение есть древний библейский город Армафем (1 Цар. 7, 17) — место рождения святого Пророка Самуила. Христиане, овладев Рамою, открыли гробницу Самуила возле еврейской синагоги, и перенесли его прах в Силом. В Раме показывают дом Самуила. Отец Самуила был потомок Левия, через его второго сына Каафа. В книгах пророка Иеремии (15, 1) и Псалмов (98, 6) пророк Самуил стоит наряду с Моисеем и Аароном. Он поставляется первым в ряду тех лиц, которые предвозвещали исполнение веры во Христе (Деян. 3, 14). Ныне гробницу пророка Самуила указывают недалеко от Иерусалима. Ею владеют сейчас евреи и арабы-мусульмане напополам. Память пророка празднуется Церковью 2 сентября.

[190] Массифа, иначе Масфа, Мицфа Мицфе (сторожевая башня) — название, прилагаемое ко многим возвышенным и выдающимся по высоте местностям.

[191] Слово «мессия» с евреского означает то же, что и Христос по-гречески —Помазанник. В этом месте Священного Писания Спаситель впервые именуется Мессией.

[192] Саул — первый царь Израильский, сын Киса (западня, ловушка, сети) из колена Вениаминова. Сам Кис был сыном Авеила. Саул отличался своей красотой и ростом.

[193] Кармил — город в пустыне, или между пустынею Зиф и пустынею Маон, принадлежавшей колену Иудину. Ныне означенная местность называется Курмуль и лежит в 15 километрах на юг от Хеврона.

[194] Имя «Иессей» означает «Иегова есть Сущий». Он был сыном Овида и отцом Да-вида. Дом его был в Вифлееме. При торжественном вступлении Давида на царство Иес-сей, по-видимому, уже не был в живых. В Новом Завете в родословии Господа Иисуса Христа имя Иессея упоминается в Евангелии от Матфея (1, 3-5) и Евангелии от Луки (3, 32-34).

[195] Имя «Давид» означает «возлюбленный». Он был младшим сыном Иессея, из колена Иудина, правнук благочестивых Вооза и Руфи. Родился в 1085 году до Р.Х. в городе Вифлееме. Память царя и пророка Давида празднуется церковью в Неделю по РХ.

[196] Имя «Голиаф» означает «удаление», «изгнание». Голиаф — известный великан Филистимлянин, уроженец Гефа. Единоборство Голиафа с Давидом происходило в долине дуба между Сокхофом и Азекою. Меч Голиафа, сохраненный Давидом, хранился сначала в Номве, а потом перенесен им в Иерусалим.

[197] Имя «Ионафан» означает «дар Божий». Имя это тождественно с греческим именем Феодор. Он был старшим сыном Саула и другом Давида. Ионафан дважды спасал Давида от смерти, нередко даже с опасностью собственной жизни. Погиб Ионафан вместе со своим отцом Саулом на горе Гелвуйской. После Ионафана остался пятилетний сын Мемфивосфей, через которого род Ионафанов продолжался до времен Ездры (1 Пар.9,40).

[198] Название «Наваф» переводится как «жилище», «обиталище». Наваф находился близ города Рамы, где в одно время жили пророк Самуил и Давид. Здесь, кажется, была школа пророков.

[199] Первосвященник Ахимелех жил в городе Номва. Он, другие священники и все жители города Номва были убиты Саулом по обвинению в поддержке и помощи его врагу Давиду.

[200] В греческом переводе указана цифра 305.

[201] Аэндор, иначе Ен-дор (источник Дора, или источник дома, жилища). Город находился в колене Иссахаровом, между горами Фавором и малым Ермоном, при потоке Киссоне. При этом месте потерпел великое поражение, во дни Деворы и Варака, Иавин царь Асорский (Суд. 4 и 5). И сейчас показывают путешественникам пещеру в нескольких километрах на юг от Назарета, в которой якобы жила Аэндорская волшебница. Теперь на месте Аэндора стоит небольшая деревня под названием Эндур.

[202] На горе Гелвуйской евреи были разбиты и прогнаны. Три сына Саула были убиты на глазах его. Сам Саул оканчивает жизнь самоубийством – пал на свой меч. На другой день Фелистимляне отыскали труп Саула и трупы сыновей, отрубили голову Саула и воткнули ее в капище Дагона, оружие его положили в капище Астарты, а труп его и трупы сыновей его повесили на стенах Вефсана. Жители же Иависа Галаадского, пришедши ночью, сняли трупы, сожгли их и похоронили остатки, почтив память своего благодетеля семидневным постом (1 Цар. 31; 1 Пар. 10).

[203] Имя «Тигр» означает «быстрый». Иначе река Тигр называется Хиддекель — одна из известнейших и величайших рек Азии, вытекающая из горной цепи Тавра в Армении. В первый раз имя этой реки встречается в Библии, в описании рая. Общее течение реки соединяется с рекой Евфратом в довольно значительном расстоянии от Персидского залива. В древности река Тигр была соединена с Евфратом множеством каналов, орошавших и оживлявших окрестные страны.

[204] Имя «Евфрат» означает «большая, великая река». На еврейском и арамейском языке это имя звучит как Фрат. Известная река в Азии, которая берет свое начало в Армении на северной стороне горы Тавра. Соединяясь с рекой Тигр в 35 километрах от Персидского залива, она называется Шат-Эль-Араб. Все протяжение Евфрата равняется 2848 километров, что на 1040 километров больше протяжения Тигра. Первоначально о ней упоминается как об одной из четырех рек Едема (Быт. 2, 14).

[205] Имя «Урия» означает «Господь — мой свет». Урия Хеттеянин был мужем Вирсавии и военноначальником при войске Давида.

[206] Имя «Вирсавия» значит «дочь клятвы». Вирсавия была дочерью Элиама и женой Урия Хеттеянина. Она именуется также дочерью Аммиила. Одним из четырех сынов Вирсавии был Соломон.

[207] Имя «Нафан» означает «податель». Нам известны три ярких случая, когда Нафан являлся непосредственным орудием в сообщении между Богом и царем Давидом. В первый раз Нафан не допустил осуществить намерение Давида о построении храма Господу. Во второй раз Господь возложил на пророка Нафана обязанность обличить царя за содеянный им тяжкий грех относительно Урии и его жены. В третий раз по внушению пророка Нафана мать Соломона осмелилась напомнить умирающему царю о правах сына своего Соломона на престол.

[208] Имя «Соломон» означает «мирный». Соломон был десятый сын Давида. Мать его Вирсавия. Родился в 1033 году до Р.Х. Пророк Нафан, по слову Господа, назвал его Иедидия, что значит «возлюбленный Богом».

[209] Имя «Авессалом» означает «отец мира». На еврейском это имя звучит как Авшалом — третий сын Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского.

[210] Имя «Елеонская гора» означает «гора маслин», «масличная гора». Одна из Иудейских гор, лежащих к востоку от Иерусалима, от которого отделяется долиной Кедронскою. На западном склоне этой горы находится Гефсиманский сад, состоящий из Оливковых деревьев. Настоящее название горы по-арабски Донебель-Эль-Тур (Краткую историческую справку о горе Елеонской смотри на стр. 17).

[211] Имя «Ахитофел» означает «брат безумия», «брат глупости». Ахитофел был уроженцем Гило (город находился где-то на юг, или юго-запад от Хеврона), и близким другом, спутником и советником Давида. Он был, несомненно, одним из самых видных законников своего времени. Его совет считался за слово Господне (2 Цар. 16, 23). Ахитофел предал Давида и убедил Авессалома присоединиться к заговору против своего отца. Ахитофел предложил крутые меры, но они были отклонены советом Хусия. Видя, что несомненным исходом заговора будет гибель Авессалома и его дела, Ахитофел возвратился в Гило и там, в отчаянии, удавился и был погребен в гробнице отца своего (2 Цар. 17, 20).

[212] Ефремов лес — местность, первоначально назначенная сынам Иосифа. Историческая битва между Давидом и Авессаломом состоялась на западе от Иордана, близ Иависа Галаадского.

[213] Имя «Иоав» означает — «Господь есть Отец». Он был одним из трех племянников Давида и его военноначальником.

[214] Имя «Орна» означает «живой», «бодрый» — по Гезению, а по Фюрсту — «крепкий», «твердый». Орна Иевусеянин имел свое гумно в Иерусалиме на горе Мория. Именно на этом месте впоследствии будет назначено Давидом построить храм Иерусалимский.

[215] Имя «Адония» означает «Игова — мой Господь». Адония был четвертым сыном Давида от Аггифы. Он родился в Хевроне. По приказанию Соломона Адония был умерщвлен.

[216] Царица Южная управляла Савеями. Эта страна находилась в Мерое, в одной из Эфиопских провинций. О путешествии царицы Савской настоящие Эфиопляне или Абиссиннцы, христиане Греческой Церкви, имеют очень древнее предание. Иосиф Флавий также говорит, что царица Савеев прибыла из Эфиопии, той части ее, которая называется Савеею. Царица Савская поднесла Соломону золото, различные благовония и слоновую кость.

[217] Слово «Экклезиаст» означает «проповедник». По-еврейски оно звучит «когелет». Так называется книга, написанная Соломоном в последний год его жизни.

[218] Следуя по Дамасской дороге из Иерусалима, достигаем гробов царских. Этот прекраснейший остаток иудейской древности находится примерно в 500 метрах от стены Иерусалима; у подножия скалы иссечена арка, через которую вступают на квадратный двор, окруженный стенами, высеченными в природной скале. В восточной части стены, в скале, высечена с замечательным искусством широкая галерея; за ней, в глубине скалы, есть низкие входные двери, чрез которые ползком можно проникнуть внутрь подземелья: это вход в гробовые пещеры; за ним находится обширный квадратный покой с тремя дверями; чрез двери с западной стороны покоя выходим в другой такой же покой; там находится 6 полукруглых гробовых мест; всех комнат 7, а гробов 19. Есть предположение, что здесь погребены иудейские цари: Соломон, Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Охозия и другие; гробы их украшены резьбою, изображающей ветви пальм, листья, плоды и овощи.

[219] Слово «Самария» означает «сторожевое место», «сторожевая башня». Самария, как главный город царства Израильского, построена была Амврием, царем Израильским, отцом Ахава за 925 (или, по другим источникам, за 885) лет до Р.Х. на горе Семерон, отчего и получила свое название. Самария была разрушена ассирийским царем Салманасаром (см. сноску на стр. 17) и возобновлена Габинием. Город достиг высокой славы во времена Ирода Великого, который расширил, украсил Самарию и назвал ее Севастиею, ныне Сабустие. Здесь Ирод Великий, устроив празднование своего дня рождения, усек голову Иоанна Предтечи Господня.

[220] Имя «Амврий» означает «раб или ученик Иеговы». Амврий был военноначальником в Израильском войске, а впоследствии царь Израильский. Свое двенадцатилетнее царствование осквернил различными беззакониями и нечестием.

[221] Слово «Фирца» означает «приятность», «миловидность». Фирца — город Ханаанский, принадлежавший впоследствии колену Манасиину. Город этот был столицею царей Израильских. Фирца отличалась особенной красотой. «Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна как Иерусалим», — говорит Таинственный Жених своей Невесте (Откр. 6, 4). До настоящего времени точное положение Фирцы не определено.

[222] Палестина есть общее название земли евреев, называемой также землею Господнею, святою землею, землею Израилевою, землею Обетованною. Первоначально это название употреблялось только для обозначения приморского берега земли, занятой филистимлянами. Еврейское слово Пелешет, которому соответствует слово Палестина, переводится как земля Филистимская или Филистея. Границы Палистины сначала определялись Иорданом и Мертвым морем, Каменистою Аравиею, Средиземным морем и Сириею. Потом же в состав ее вошли и земли по другую сторону Иордана от Арнона до Ермона и Антиливана. При всей своей уединенности Палестина лежала в самом центре древнего мира, между древней Африкой и известными государствами Европы и Азии. Посему-то Сам Господь говорит у пророка: «Иерусалим я поставил среди народов и вокруг него земли» (Иез. 5, 5).

[223] Даты приведены по хронологии протопресвитера Михаила Измайловича Богословского (1807-9 января 1884 года). Он был протоиереем Архангельского собора Московского кремля, а в 1879 году — протоприсвитером большого Успенского собора Московского кремля. Известен как духовный писатель. Автор «Священной истории Ветхого и Нового Завета», за которую он получил степень доктора богословия и других трудов. Кроме того, протоиерей Богословский принимал близкое участие в переводе книг Священного Писания Ветхого Завета.

[224] Имя «Иеровоам» означает «народ умножается». Иеровоам был первым царем 10 колен (975 - 954 до Р.Х.). Его отец был Нават Ефремлянин из города Цереды, лежавшего в долине Иорданской. Следует заметить, что в истории Израиля известны два царя Иеровоама: второй, Иеровоам II - сын и приемник Иоаса, правнук Ииуя (835 - 794 до Р.Х.).

[225] Имя «Иосия» означает «Бог поддерживает», «Бог защищает». Иосия был сыном и приемником Аммона, шестнадцатым царем Иудейским. Начал царствовать в 8 лет. Его тридцатиоднолетнее правление отличалось чистотой жизни и благочестием.

[226] Имя «Авия» означает «мой отец есть Иегова». Авия был сыном Иеровоама, который умер по возращении его матери от пророка Ахия из Силома в Фирцу. Его не следует путать с Авией, сыном Ровоама, первого царя Иудейского, который упоминается в родословии Господа Иисуса Христа.

[227] Имя «Ахав» означает «брат отца». Он был сыном Амврия и его приемником. Ахав царствовал 22 года (925 - 903 до Р.Х.). Он был женат на Иезавели, дочери царя Сидонского Ефваала. Резиденция Ахава находилась в Самарии. Пророк Михей сказал Ахаву не идти против царя Сирийского, но Ахав не послушал его. С целью обезопасить себя от неприятельского нападения, Ахав выступил на поле битвы переодетым, но один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат, так что он вечером в тот же день умер. По преданию, человеком, пустившим стрелу был Сирийский полководец Нееман, которого впоследствии чудесным образом исцелит от проказы пророк Елисей. Особенно нечестивые цари последующих времен нередко сравнивались с Ахавом за свое идолопоклонство, разврат и корыстолюбие.

[228] Имя «Иезавель» Финикийского происхождения. Она была дочерью царя Сидонского Ефваала, бывшего жреца, достигшего престола через убийство собственного брата, и женою Ахава, царя Израильского. Само имя Иезавель сделалось синонимом всякого нечестия и разврата. В этом смысле оно употреблено в Откровении (2, 20).

[229] Имя «Илия» означает «мой Бог — моя крепость», или «Бог есть Господь». Замечательное указание на пророка Илию находится у пророка Малахии: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка, пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришедши, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5-6). Из Нового завета мы знаем, что в означенном месте под именем Илии разумеется Иоанн Креститель. По верованию Православной Церкви пророк Илия вместе с Енохом снова придут на землю перед вторым пришествием Господа (Откр. 11-12). Магомет в своем Коране говорит с великою похвалою о пророке Илии. Магометане, как и Иудею, считают его посредником между небом и землею. Память пророка Илии празднуется Православною Церковью 2 августа.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 293 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...