Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И ВРАЧЕЙ



НИИ медицинской генетики ТНЦ СО РАМН г. Томск

Многочисленны заслуги В.М. Флоринскогоперед отечеством. Сам он главным делом своейжизни считал организацию Сибирского универ-ситета в Томске. Правда, упоминал он и еще об одной своей заслуге, судя по воспоминаниямП.И. Мукушина, издателя "Сибирской газеты",закрытой усилиями Флоринского: "Томск должен поставить мне памятник не за то, что яоткрыл университет, а за то, что я избавил его отсоциалистов, этой моровой чумы". Так говорило себе сам Флоринский. А как оценивали егодругие? По-разному, противоречиво. Но в этипамятные дни справедливо было бы оттенить полезное и важное, признанное егосовременниками и потомками. При жизни ещеОбщество русских врачей в Петербурге избирает его вместе с С.П. Боткиным почетным членом (1879), и в этом же году он становится почетным членом Бостонского гинекологического общества (США). Л.Н. Толстой "лечился поФлоринскому", имея под рукой всегда его книгу: "Домашняя медицина: лечебник для народного употребления" (1880), которая выдер-жала девять изданий. Советский ученый — историк естествознания И.И. Канаев книгу Флоринского "Усовершенствование и вырождение человеческого рода" (1865) оценилкак "истоки медицинской генетики". Широта интересов, взглядов, увлечений у Флоринского сочетались с даром хорошего литературного стиля, талантом образного изложения своих мыслей. Он любил читать лекции, делать доклады; он был прирожденным просветителем. Может быть, именно эти его качества способствовали организации при его участии в1889 г. Томского общества естествоиспытателей и врачей. Будучи председателем ученогообщества, он считал себя"нравственнообязанным"знакомить"просвещенныхсограждангорода Томска"с отчетом годо-вой деятель-ности его ипредложитьречь, но "неученый трактат, В.М. Флоринскийа эскиз общего содержания, беглый очерк изтой области знания, служению, которой посвящается посильный труд членов общества". Годовое собрание томских врачей и естествоиспытателей прослушало две егоречи.Первая речь, произнесенная 23 сентября1890 года, - "Общий взгляд на природу и еесилы". Современный читатель при вдумчивомпрочтении речи сможет убедиться, что имяФлоринского достойно занять место средирусских космистов. В естественнонаучномтечении русского космизма к нему близкиК.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л.Чижевский, но есть общее в мыслях его сосвоим ровесником Н.Ф. Федоровым, предста-вителем религиозно-философскогонаправления русского космизма. Общиеположения изложенных в речи мыслей авторсуммировал следующим образом:1. Вся вселенная представляет собойодно органическое целое, части которогослужат одной общей, для нас неведомой, цели.В этом космическом строе наша планетасоставляет ничтожную частицу колоссальногомирового организма.2. Мировой организм, равно как икаждая его составная часть, живутдвойственной жизнью — общей и частною.Суммою индивидуальных жизнейдостигаются мировые цели.3. Во' всем существующем проявляетсядвойственная природа - материальная иливесомая и сверхматериальная, не доступнаядля физического определения. Перваяпредставляет собой инертное вещество, вторая— силу или возбудителя жизни.4. Всякая сила делается доступной нашемунаблюдению только тогда, когда она проявляетсвое действие в веществе, ибо наши органывосприятия как материальные аппараты немогут уловить явлений, не связанных сматерией.5. Если бы даже удалось вполне доказатьматериальность признаваемой ныне невесомойсреды или мирового эфира, это все-таки недавало бы повода к отрицанию силы как особогофактора жизни вселенной. Материальный эфир,подобно атмосфере, занял бы тогда место в рядуэлементов вещества как материальная среда,механически связывающая все астрономическиемиры в единое целое. Для объяснения мировойжизни тогда пришлось бы искать гипотезу одругой невещественной среде, соответствующейпонятию о силе и духе.6. Такая зиждительная среда могла бы бытьпредставляема, подобно ныне признаваемомуэфиру, разлитою во всем мире, проникающую вовсе тела. Как среда невещественная она нетребует пространства, потому может наполнятьне только предполагаемые промежутки междумолекулами тел, но и сами молекулы или атомыкак духовный фактор, всюду могущий вызватьсоответствующую жизнь и движение.7. Форма жизненных явлений, вызываемыхэтою духовною средой или силою, тесно связанас расположением материальных частиц данноготела (физических молекул), созидается средстводля проявления силы, подобно тому, как это мывидим в инструментах, созидаемых умом иразумом человека.8. Первоначальное расположениематериальных частиц, необходимое дляпроявления формы жизненных явлений, такжене могло произойти без участия зиждительнойсилы. Если бы оно было случайным,

бесцельным и неразумным, то мир непредставлял бы той красоты, гармонии ицелесообразности, какую мы в нем видим.9. В одноклеточных организмах и вотдельных клетках простота организации несоответствует сложности функции. Поэтомуможно думать, что функция не есть прямойрезультат организации, а наоборот, она сама создает организацию или, другими словами, не орган создает силу, а сила орган. 10. Органом для проявления душевных сил человека служит не одна нервная клетка, но все ткани нашего тела. Нервно-мозговаясистема воплощает в себе только часть психических свойств, служа по преимуществу орудием сознания мысли и активных волевых импульсов; но элементы душевных движений могут зарождаться, помимо нашего сознания, в каждой живой клетке. 11. Установленные при сотворении мира законы бытия остаются неизменными, и общие формы органической жизни продолжают существовать одни и те же; но при непреложности общего порядка, всем формам жизни дана возможность прогрессивного усовершенствования. Это Обложка книги "Границы человеческой жизни" общий закон всего существующего, относящийся не только к растительному и животному царству, но и к целой планете, а может и ко всей вселенной. 12. Прогресс в органическом мире может дать в продолжении бесконечного ряда веков постепенный переход от низшего класса к высшему, совершенствуя существующие виды и роды земных существ. В отношении к человеку, как высшему созданию в ряду земнородных, дальнейшее прогрессивное развитие должно выражаться в усовершенствовании душевных сил и нравственных качеств. Один только человек, как венец творения, как переходная ступень от земного к небесному, может поставить себе идеалом приближение к Божеству, для него одного возможна и совершенно естественна, не только с религиозной, но и с рациональной точки зрения, мысль об индивидуальном бессмертии.Через год, 22 сентября 1891 г. В.М. Флоринским произнесена вторая речь - "Границы человеческой жизни". Это было последнее его выступление в обществе. В 1892 г. он был переизбран, и председателем общества стал Э.Г. Салищев. Рассматривая жизнь с научных позицийсовместного существования созидательных и разрушительных сил, здоровья и болезни, благоденствия и несчастья, добра и зла, он видит в этих явлениях не дуализм природных и общественных сил, а только разные стороны одного и того же жизненного процесса, неразрывно связанных между собой общими целями и принципами бытия. В кажущихся нам разрушительных явлениях, утверждает профессор, лежат задатки созидательной силы, а в чрезмерном благоденствии и покое кроются начала вырождения и смерти. В естественной жизни, в "нормальном строе жизненных процессов" необходимо соблюдать "правильную закономерность в распределении зол и благ". Но чем же регулируется "нормальный строй жизненного процесса"? Это крайне важный вопрос не только того времени, но и нынешнего. Сто лет назад профессору виделось решение этих проблем в реализации 3-х направлений. Во- первых, дальнейшее развитие медицинских наук при полном применении этих знаний в общественной жизни. Но, отмечает он, "научная идея находится в полной зависимости от средств к ее существованию". И тогда очевидна важность второго предложения — совершенствование экономического строя общества. Читаем в речи: "На этой почве медицинские науки тесно соприкасаются с науками политико-экономическими, а эти последние требуют для благосостояния общества не одних материальных средств, но также повышения нравственных принципов". Вот и третье направление - развитие нравственности. Следовательно, во всестороннем прогрессе медицинской техники, экономики и нравственности видел В.М. Флоринский пути расширения границ человеческой жизни и достижения земного идеала человеческого счастья. Как важно это сегодня помнить всем, кто обязан определять политику развития и сохранения здоровья населения - от медицинских работников до членов правительства (местного и российского). Ведь речь идет о здоровье. В сообщении В.М. Флоринского звучит восклицание: "А может ли быть в числе земных благ что-нибудь дороже здоровья и жизни?". Сегодня правительства многих стран осознали, что проблемы здоровья не решаются только усилиями здравоохранения и медицинской науки. Качество здоровья определяется совместной деятельностью общественных и коммерческих организаций, координацией действий различных министерств, ведомств, комитетов, умелым законодательным регулированием и даже деятельностью отдельных граждан. Вспомним слова Флоринского - "что может быть дороже здоровья?". Ровно через столетие в одном из зарубежных журналов весной 1991 года опубликована большая статья американских ученых К. Ментонна, Е. Сталлорда и Г. Толли удивительно сходного названия с речью томского ученого: "Возможные границы человеческой жизни: обоснование, перспективы и предложения". Все многообразие мнений о возможно максимальной продолжительностичеловеческой жизни они сводят к трем позициям: традиционная - предел жизни 85 лет; мечтательная - границы старения могут быть отодвинуты на 25-30 лет сверх 85, используя современные биохимические разработки; эмпирическая - к 2080 годупродолжительность жизни может достичь 97- 100 лет, но в случае коренных изменений в подходах к лечению и профилактике болезней, свойственных старческому возрасту. При оптимизации факторов риска (курение, алкоголь) и эффективном контроле за ними, а также питанием и двигательной активностью для мужчин предельный возраст может быть увеличен на 25,6 года, а для женщин - 17,1 (т. е. соответственно 99,9 и 97 лет).И здесь вновь уместно вспомнить В.М. Флоринского. Среди резервов здоровья и способов увеличения средней продолжительности жизни человека он обращает внимание и на другой фактор – на необходимость "пресечь размножение наследственно-больного потомства", "преграждения размножения худосочных и слабосильных поколений". Этот евгенический аспект размышлений Флоринского нуждается в осмыслении. Специально этому посвящена другая крупная работа Флоринского

"Усовершенствование и вырождение человеческого рода", опубликованная в 1865году.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 505 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...