Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Выбор судьбы 11 страница



■ 36-в. Основной. По возмож­ности, уход от конфликтов. Но главное — неостанавливающее­ся продвижение вперед.


Пример к 36-а

Из письма слушательницы семинара по ТРИЗ, проходившего в 1987 году в Челябинске: "Я решила поделиться интересным с коллегами. Рассказала популярно о ТРИЗ — выслушали благоск­лонно (правда, некоторые дремали). Но когда рассказала об Альтшуллере — все проснулись и начали меня перебивать, с раздражением говорить: 'Твой (!) Альтшуллер — это наверняка (!) какой-то авантюрист, не зря у него и фамилия такая (!!!). Он, как и многие другие, придумал свой ТРИЗ, чтобы диссертацию защитить", — и т.д. и т.п. Не удались никакие мои попытки убедить их в бескорыстности Генриха Сауловича, в том, что никакого обмана нет, что ТРИЗ работает, и успешно... Люди с таким озлоблением и раздражением бросали реплики, что я обиделась и, сказав: "Вас ведь никто ничего не заставляет делать, ни изучать ТРИЗ, не хотите — не надо", — села и немного поплакала".

Справка

Идея создания ТРИЗ появилась в 1946 году. Два года спустя я написал письмо И.В.Сталину с резкой критикой положения в изобретательстве и конкретными предложениями. Письмо (около тридцати страниц текста) было разослано в тридцать адресов (я понимал, что Сталин не ответит): в газеты, в министерства и т. д. В 1950 году бывшее МГБ арестовало меня. Суда не было: вместо суда — так называемое Особое Сове­щание: срок — 25 лет. Отвезли на Воркуту. В 1953 году мать получила отказ на свою просьбу пересмотреть дело и по­кончила жизнь самоубийством. В октябре 1954 года — второе, уже законное следствие и полная реабилитация. В 1956 году в журнале "Вопросы психологии" напечатана первая статья по ТРИЗ, написанная еще на Воркуте. — Г.Альтшуллер.

Пример к 36-а

После того как ряд газет и телевидение сообщили о кон­фликте, происшедшем между певицей А.Пугачевой и админист­рацией ленинградской гостиницы "Прибалтийская", в редакции газет начали поступать отклики читателей, в основном такого рода:

"Один товарищ мне сегодня сказал, что Алла Пугачева купила автомашину за 100 тыс. руб. Я этому не поверил, не может быть такой машины. Но как бы то ни было, за свой поступок она должна быть строго наказана. Не за то мы воевали, кровь проливали (я трижды ранен), чтобы такая, как Пугачева, дис­кредитировала нашу страну и насмехалась над нашими чув­ствами".

"Как хорошо, что миллионы читателей "Советской России" откроют глаза на наглость и хамство "звезды". Пора всем миром ставить ее на место".

"Нужно наказать Аллочку, чтобы ей неповадно было. У меня семья из пяти человек, и живем мы в однокомнатной квартире. С удовольствием бы обменялась квартирой с ней. Узнала бы она, как жить с двумя маленькими детьми в маленькой комнатке".

"Надо помнить, чей хлеб она ест".

"За А-Пугачевой тянется солидный список ее "номеров". Пора поставить точку".

□ Надеин В. Поставим "звезду" на место? // Известия. 1987. 26 сент.

МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

"СЕНСАЦИЗАЦИЯ", РАБОТА БЕЗ

"ШУМ" ОПРОМЕТЧИВЫХ

ОБЕЩАНИЙ


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ-


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



□ 37-а. Основной. "Сенсацнза-ция" человека и (или) его цели: сверххвалебная статья с массой вымысла; реклама возможнос­тей, которых на самом деле нет (отдаленные возможности вы­даются за реалии сегодняшнего дня). Такая реклама хуже ру­гани. Впоследствии этот шаг повторяется иа уровне цели-2 и цели-3, при организации кол­лектива, школы, движения и сверхдвижения.

□ 37-6. Усиливающий. Опера­ция "Шум": дурацкие слухи, со­веты, предложения, как радио­помехи в грозу, сопровождают движение к ДЦ. Выясняется, что есть уйма людей, считаю­щих себя специалистами по это­му вопросу (несмотря на то,что они не прочитали ни одной книги на тему ДЦ и ии одной минуты не потратили на продумывание этой темы). "Самодельные спе­циалисты" указывают, предпи­сывают, настоятельно рекомен­дуют.

■ 37-в. Основной. Передача только правдивой информации. Если есть возможность — опро­вержение вымысла. Если такой возможности нет, продолжение работы без спешки и опромет­чивых обещаний и обязательств.


Пример к 37-а

"Наш проект вскоре стал достоянием печати. Ко мне, в мою лабораторию в Монако, приехал журналист, а вслед за тем в газетах начали появляться статьи, зачастую грубо искажавшие правду... Преувеличениям не было конца. Заговорили о "первой премии музея имени Бомбара", о "профессоре Бомбаре" и т.п. Вся эта шумиха сильно смахивала на ярмарочную рекламу и начинала мешать моей работе".

"Случилось так, что газеты, идя навстречу своим читателям, многих ввели в заблуждение относительно целей нашей эк­спедиции, а в глазах некоторых и вовсе ее опорочили. На первый план была выпячена "сенсационность" нашего плавания... Со­здалось такое положение, при котором малейшее, даже кажуще­еся отступление от того, что мы говорили, и — что еще страшнее! — от того, что нам приписывали, могло навсегда дискредитиро­вать всю экспедицию".

□ Бомбар А. За бортом по своей воле. М.: Мысль, 1975. С.27, 37-38.

Пример к 37-6

"Среди писем, которые я получал, попадались иной раз прелестные, иной раз совсем странные. Например, один пред­лагал взять его с собой из чисто гастрономических соображений. Другой сообщал, что уже трижды безуспешно пытался покончить с собой, и теперь просил взять его в экспедицию, полагая, что я изобрел самый верный способ отправиться на тот свет. Третий предлагал мне в качестве пассажирки свою тещу, заклиная меня начать спасение утопающих с его семейства, которое идет ко дну из-за этого нежного создания.

А что говорить о тех, кто спрашивал меня, как им поливать морской водой цветы? Ведь я утверждаю, что она утоляет жажду!

...В день отъезда к нам явился "специалист по спасению утопающих" и заявил моей жене: "Не видать вам больше вашего мужа!" На ее вопрос: "Почему?" — он ответил: "Они же совер­шенно не подготовились к плаванию. Ну, например, они будут находиться в открытом море полтора месяца, а ночного горшка у них нет". Всем, у кого возникнут сомнения, обещаю пред­ставить свидетелей, присутствовавших при разговоре".

□ Там же. С.29,51.

Пример к 37-6

"В течение всего периода выжидания к нам со всех концов страны сплошным потоком шли письма "с завихрениями". Наш­лось невероятное множество людей, буквально сочившихся изо­бретениями и проектами, которые должны были безусловно обеспечить открытие полюса. Ввиду тогдашнего направления изобретательской мысли летательные аппараты, разумеется, за­нимали первое место. Затем шли автомобили, гарантировавшие передвижения по любому виду льда. Один человек предлагал использовать подводную лодку, хотя не объяснял при этом, каким образом мы поднимемся на поверхность, пропутешество­вав к полюсу подо льдом. Другой чудак хотел продать нам портативную лесопилку. Ее предлагалось установить на берегу Центрального полярного бассейна и пилить на ней лес, а из леса построить деревянный проход по льду до самого полюса. Еще один чудак предлагал устроить централизованную кухню для варки супа, там же, на берегу океана, и протянуть от нее по льду шланги, с тем, чтобы санные отряды, находящиеся в пути к полюсу, могли согреваться и подкрепляться горячим супом с централизованной кухни. Однако жемчужиной всей этой кол­лекции было изобретение, согласно которому я должен был взять на себя роль "человека-ядра". Изобретатель не поделился со мной деталями своего проекта, очевидно, из опасения, что я его обкраду, но сущность изобретения заключалась в следующем: если бы я сумел установить его аппарат в нужном месте и направить его точно куда следует, да если б я смог продержаться достаточно долго, этот аппарат без промашки выстрелил бы меня на полюс. Это, безусловно, был человек, одержимый одной идеей. Он так стремился выстрелить мною на полюс, что нимало не интересовался, что случится со мной при посадке или каким образом я вернусь обратно".

□ Пири Р. Северный полюс. М.: Мысль, 1972. С. 17.


МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

НАВЯЗЫВАНИЕ РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕС-

ЭВМ КИХ ЗАДАЧ


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



□ 38-а. Основной. ВО навязы­вают использование ЭВМ — это престижно, это современно, это вроде бы нужно. На самом деле — ловушка для простаков: дви­жение к ДЦ заменяется беско­нечной возней с машиной. На­пример, вместо разработки "теории справедливости" — электронно-юридические игры.

□ 38-6. Усиливающий. Дви­жение к ДЦ заменяется беско­нечной специализацией в смеж­ной области, например в прог­раммировании.

■ 38-в. Основной. ДЦ — всегда задача высокого творческого уровня. К решению таких задач ЭВМ просто не имеет никакого отношения. ЭВМ может только помочь в расчетах, т.е. во внед­рении, развитии, детализации принципа. ЭВМ применима для поиска (а чаще — для выбора) оптимального частного реше­ния, причем лишь тогда, когда в общем виде задача уже решена человеком.


МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

"СОАВТОРЫ" ПОДГОТОВКА К

НАДСИСТЕМНОМУ ПЕРЕХОДУ


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



□ 39-а. Основной. Операция "Соавторы": отстранение изоб­ретателя от его изобретения; появление псевдоавторов, при­сваивающих себе звание перво­открывателей; зацикливание истинного автора на доказатель­стве того, что он — автор. В дальнейшем этот ход повторяет­ся всякий раз после очередного перехода к надцели, ее разра­ботки и начала признания. Соб­ственно, он и есть самый вер­ный симптом начала призна­ния, приближающейся награды.

□ 39-6. Усиливающий. Попыт­ка отклонить ТЛ от верного пути: а) подталкивание к раз­бросу на другие цели, не связан­ные с основной жизненной линией; б) зацикливание на бес­конечном углублении и уточне­нии полученных результатов.

■ 39-в. Основной. Не ввязы­ваться по-крупному в борьбу с "соавторами", ио по мере сил (с минимальной затратой времени) все же необходимо бороться. Ш 39-г. Упреждающий. Знание закономерности перехода в надсистему целей, интенсивная подготовка к этому переходу: подбор новой информации, по­иск путей перехода, выработка новых критериев к цели. Со­ставление плана—программы достижения новых надцелей (перехода к новым надцелям).


Примечание к 39-а Действия "соавторов" возможны разнообразные, например, такие: а) прямое воровство; б) игра в тер­мины — то же самое называют новыми терминами и выдают за свою разработку; в) "добавим ЭВМ": старая конструкция с приставкой ЭВМ — уже новая конструк­ция; г) перетасовка частей, разделов без получения нового качества, — как правило, это приводит к нару­шению логики построения конструкции, но зато дает "новую" конструкцию; д) к старой сути добавляют не­значительное изменение, порой даже ухудшающее сис­тему, и т.д.

Пример к 39-а

"А сколько лет бьется в стену И.Волков со своими "твор­ческими книжками" школьника? А Софья Лысенкова, у которой "нет неуспевающих" малышей, сколько бед претерпела? Вот-вот уйдет на пенсию, и до свидания, могучая и добрая ее методика.

Впрочем, нет... Если уйдет, тогда засядут изучать ее молодые аспиранты. Вот здесь какой-то секрет скрыт. Здесь виден меха­низм этой вечной борьбы. Спящий лев не страшен. Уйдите только с глаз долой, новаторы и энтузиасты, а мы быстренько изучим вас и даже прославим. Честное слово, иной раз вздох­нешь с сожалением(!), что Щетинин и Шаталов не "перек­валифицировались в управдомы". А то бы наша школа давно продвинулась с помощью их открытий по пути доброты и уважения к ребенку.

Поразительно точно (хотя и нечаянно) сформулировали этот механизм участники передачи "12-й этаж". Директор издатель­ства "Просвещение" Д.Зуев, возражая защитникам Щетинина, схватил со стола книжку "Школа смотрит в будущее" и закричал (чтобы перекрыть голоса "лестницы" и учителей): "Да вот он, весь опыт белгородских школ, где начинал Щетинин, в этой книжке! Мы же издали ее!" И немедленно с галерки раздался вопрос: "А имя Щетинина там названо?" Директор ответил: "Нет..." Публика засмеялась. Она-то знает, как "общипали" по перышкам Шаталова тоже (в редакции скопилась уже биб­лиотечка брошюр, где излагаются отдельные приемы и методы Шаталова без ссылки на него)..."

□ Чучело ласточки // Лит. газ. 1986. 11 июня. С.12.

МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

"ЖУЛИКИЗАЦИЯ" ТОЛЬКО ЗАКОННЫЕ

ЦЕЛИ ДЕЙСТВИЯ


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



□ 40-а. Основной. "Жулики-зация" цели: появление людей ("котов-эксплуататоров"), пы­тающихся с помощью незакон­ных махинаций выжать из ре­зультатов прибыль (незаконное внедрение) и порочащих своими действиями саму цель. В даль­нейшем этот ход повторяется при надсистемных переходах.

□ 40-6.Усиливающий. Попыт­ка втянуть ТЛ в незаконный бизнес (в любой незаконный бизнес, не обязательно связан­ный с ДЦ): человека к этому толкают выработавшиеся амби­ции и традиционное отсутствие денег.

Ш 40-в. Основной. Действия только в рамках закона. Полу­ченные результаты не должны становиться источником су­ществования — свободная про­фессия.


Примечание к 40-в

Ход этот на первый взгляд может показаться абсурд­ным: человек 24 часа в сутки старается тратить на достижение ДЦ; несмотря ни на что, ему это удается, и вот наконец движение к Цели начинает приносить ди­виденды. Отказаться? По меньшей мере неразумно: все равно появится кто-то, кто начнет на этом делать день­ги, так почему же не ТЛ? Ведь это будет совмещением заработка с продвижением к ДЦ...

Как только человек начинает требовать от Цели прокормления себя, ничто уже не может гарантировать свободную (в зависимости только от требований самой Цели) и нехалтурную, неконъюнктурную работу. Чело­век перестает быть единоличным хозяином разработки, и Работа превращается в работу, а Цель — в цель.

Разумеется, это не означает, что ТЛ обязана отка­зываться от гонораров, от получения причитающихся законных выплат за эксплуатацию идей. Наоборот, по­пуляризация Цели — один из главных источников зара­ботка ТЛ (так, Амундсен, например, зарабатывал на жизнь, расплачивался с долгами за экспедиции чтением лекций об экспедициях, написанием книг о своих путе­шествиях). Главное — нельзя превращать получение дивидендов от продвижения к Цели в профессию. Про­фессия должна оставаться все время одной — Разра­ботчик, Исследователь, Мыслитель.

Пример к 40-в

"Следует заметить, что некоторая неловкость, которую Эйн­штейн чувствовал, получая жалованье за чисто научную работу, имела, быть может, неосознанное, но глубокое основание. Он всегда хотел в качестве источника средств к существованию иметь какое-то занятие, не совпадающее с основной исследова­тельской деятельностью. Пример Спинозы — гранильщика ал­мазов — был для него весьма привлекательным. На худой конец он предпочел бы получать деньги как профессор, а исследо­ваниями заниматься в свободное время, никому, кроме него, не принадлежащее. В этом выражалась тяга к независимости".

□ Кузнецов Б.Г. Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие. М.: Наука, 1972. С.239.

Пример к 40-в

Из интервью с Э.Хемингуэем: "Говорят, что писатель должен начинать с газет и дешевых бульварных изданий..." — "Абсо­лютно неверно! Не верьте этой ерунде! Если ты хочешь стать писателем, зарабатывай деньги журналистикой или любым иным способом. Но никогда не рассчитывай на литературу в качестве заработка на жизнь. Если ты начнешь писать всякий вздор для бульварных журнальчиков, то в результате можно никогда не научиться писать что-нибудь дельное".

□ Хемингуэй Э. Писательство — тяжкий труд // Книжн. обозрение. 1987. N18. С.З.

МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

БОРЬБА ЗА НЕ ВВЯЗЫВАТЬСЯ

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ПО-КРУПНОМУ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


□ 41-а. Основной. Попытка втянуть ТЛ в борьбу за вознаг­раждение. Превращение ТЛ в жалобщика, склочника.

□ 41-6. Усиливающий. Попыт­ка втянуть ТЛ в бесконечную борьбу за очень большое вознаг­раждение.

■ 41-в. Основной. Не ввязы­ваться по-крупному, но по мере сил (с минимальной затратой сил и времени) все же необ­ходимо бороться. Ш 41-г. Упреждающий. Подго­товка к несистемному перехо­ду-


Пример к 41-6

"Леонид Иванович Воинов придумал новый способ раскроя листовой стали для изготовления резервуаров. По подсчетам,этот способ давал трехмиллионную экономию в год. Новатор решил бороться за вознаграждение. "Я дал трехмиллионную экономию, выделяйте мне, что положено", — напомнил он вскоре своему начальству.

В институте одна за другой созываются авторитетные комис­сии и одна за другой дают короткие заключения: проверщик чертежей Л.И.Воинов внес ряд корректировок, что и является его служебной обязанностью, но даже если б не являлось, все равно это никакая не рационализация и, естественно, не изоб­ретение.

Воинов стал писать. Он интуитивно придерживался клас­сической челобитной системы "от низшего к высшему и высше­му на низшего". Отказал начальник группы института К. К. Купа-лов — Воинов строчит жалобу на Купалова. Отказывает БРИЗ — летит жалоба на БРИЗ. Специалисты погружаются в разбор жалоб, создаются комиссии — впрочем, это уже всем знакомо.

В процесс о трех миллионах включается суд. Четвертый участок Ленинского района Москвы истцу отказывает. Воинов — в городской. То же. Воинов жалуется на городской в Верхов­ный. Новый отказ. Воинов затевает серию процессов в другом нарсуде. Все повторяется вновь. С непрерывно действующего жалобно-обличительного конвейера сошло более сорока заяв­лений в партийные, профсоюзные, советские и судебные орга­ны, в газеты и журналы...

Когда одна из сотрудниц не согласилась с мнением Воинова, он продемонстрировал ей силу своих кулаков. Народный суд не одобрил этой аргументации и дал "вразумителю" принудработы. Но дух Воинова сломлен не был. Коллектив отдела, в котором работал корректировщик, взмолился: "Мы или он". К мольбе отнеслись сочувственно. Воинов ушел. Работает теперь в другом учреждении и продолжает вести процесс. Вот уже десять лет!

Комиссии заседают, процесс о трех миллионах продолжается".

□ Ольгин Б. Процесс о трех миллионах // Изобретатель и рационализатор. 1967. N5. С.24.

КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ-2

Ходы 39-в, 40-в и 41 -в очень важны для всей "Стра­тегии". Творческая Личность, решив задачу, обычно прилагает все усилия к внедрению, старается добиться признания и т.д. Внешняя среда—в силу своей инерции — этому противится. Горе Творческой Личности, если все ее силы постепенно концентрируются на попытках добиться признания. Разумнее другая тактика.На борь­бу за признание тратится лишь необходимый минимум усилий. Основные силы отдаются выбору и решению новой — более общей — цели (надцели). Человек оста­ется действующей Творческой Личностью, не превра­щается в озлобленного неудачника, всю жизнь обива­ющего чьи-то пороги. Творческая работа поднимается на новый уровень. Вместе с тем на старом уровне остаются "дежурные силы", продолжающие "проби­вать" первое решение. Время в этом случае работает на новатора: капля камень долбит. А главное — в то же самое время идет творческий процесс на новом уровне.

Переход к надцели требует подготовки. Такая рабо­та должна начаться как можно раньше. Непосредствен­ная разработка надцели (цели-2) — см. ход 53-в.

МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

СЕМЬЯ ПОИСК

ЖЕНЫ-СОРАТНИКА

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


□ 42-а. Основной. Операция "Семья": нужны средства для пропитания семьи.

□ 42-6. Усиливающий. Опера­ция "Дети": дети — вполне "сов­ременные" люди, и им нужны "современные" ценности. При­чина: не было времени на воспи­тание детей. Примеры: Жюль Верн и Мишель Верн, Шлиман.

■ 42-в. Основной. Семья об­разовывается только по схеме "Склодовская — Кюри". Приме­ры: Швейцер, Шлиман (второй брак).

■ 42-г. Упреждающий. В слу­чае непонимания детей — рабо­та становится "домом".


Примечание к 42-в Часть хода, относящаяся к детям, — слабая. Она отражает позицию "обороняющегося". Но возможна и позиция "нападающего". Тогда эта часть хода будет выглядеть так: воспитание детей в учеников (Рубакин, Кюри, Пиккар), воспитание детей в Творческих Лично­стей со свойственными Творческим Личностям потреб­ностями.

Пример к 42-в

Из биографии Шлимана:

"Осенью Генрих и Софья уехали в свадебное путешествие по Европе. Собственно говоря, это была одна бесконечная эк­скурсия по музеям. Шлиман водил молодую жену от картины к картине, от статуи к статуе, вкладывая в свои объяснения все знания, почерпнутые из книг и лекций сорбоннских профессо­ров.

...Она (Софья) познакомилась с двумя молодыми гречанками, которые приходили к ней по утрам, когда Шлиман работал у себя в кабинете. Молодые женщины играли в куклы. Но Шлиман твердо решил сделать свою жену образованной женщиной, до­стойной своего мужа. Конечно, нужно было начать с языков. Софье пришлось засесть за французские, а затем немецкие книги... Софья в несколько месяцев овладела языками.

...Она ждала ребенка. Его имя уже было заранее известно: Одиссей. В мае Софья родила... девочку. Шлиман не растерялся. Дочь была названа Андромахой в честь доблестной супруги Гектора... 27 сентября она (Софья) вместе с Генрихом Шлима-ном высадилась на дарданелльский берег, оставив четырехмесяч­ную дочь в Афинах на попечении кормилицы- Великий труд предстоял Генриху и Софье Шлиман — труд восстановления гомеровской эпохи, труд возрождения древнего города, его куль­туры, искусства, истории".

□ Мейерович И. Шлиман. М.: Дет. лит., 1966. С.86—91.

Пример к 42-в

Из воспоминаний Циолковского.

"Стал искать... квартиру. По указанию жителей попал на хлеба к одному вдовцу с дочерью, живущему на окраине города, поблизости реки. Дали две комнаты и стол из супа и каши. Был доволен и жил тут долго. Хозяин человек прекрасный, но жесто­ко выпивал.

Часто беседовал за чаем, обедом или ужином с его дочерью. Поражен был ее пониманием Евангелия.

Пора было жениться, и я женился на ней без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась".

□ Циолковский К.Э. Черты из моей жизни // К.Э.Циол­ковский. Грезы о земле и небе. Тула: Приок. кн. изд-во, 1986. С.405.

Пример к 42-в

Об И.И.Мечникове.

"Во время пребывания в Петербурге перед поездкой в Одессу Илья Ильич познакомился и подружился с семьей Бекетовых. Андрей Николаевич Бекетов был известным ботаником, препо­давал в Петербургском университете и впоследствии стал его ректором. Он был очень добрым человеком, интересным собе­седником, и Илья Ильич находил в его семье душевное отдох­новение от своей тяжелой, переполненной проблемами и омра­чаемой дрязгами жизни. У него установилась нежная дружба с детьми Андрея Николаевича — двумя маленькими девочками. К старшей из них (которой было в то время тринадцать лет) он привязался очень сильно и, более того, решил из нее воспитать себе жену... Но опыты на людях редко кончаются успехом. Так было и здесь. Вероятнее всего, ребенок не понял глубоких чувств значительно более старшего человека, и между ними начались столкновения по поводу и без повода".

И.И.Мечников женится на "взрослой". Но его первая жена вскоре умирает от чахотки.

Через некоторое время,увидев свою соседку по дому, Мечни­ков решается на вторую попытку.

"Через преподавателя гимназии, где училась пленившая его девочка, он узнал, что она интересуется естественными науками, и решил ей давать уроки зоологии. Обычно стеснительный в общении с незнакомыми людьми, здесь он, как говорится, шел напролом: встретился с родителями Ольги, буквально навязал им свои услуга и тут же приступил к занятиям, пытаясь осу­ществить заветное желание — воспитать себе будущую жену согласно своим представлениям".

Этот брак был счастливым. О.Н.Мечникова помогала мужу, впоследствии опубликовала мемуары о нем.

□ Фролов В.А. Опередивший время. М.: Сов. Россия, 1980. С.85-86,123-124.


МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ


СЛЕДСТВИЯ БЕЗЫСХОДНОСТИ

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ



ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



□ 43-а. Основной. Усталость от отсутствия "конца" и успеха. Быстрый прогресс в получении результатов по ДЦ и практи­чески нулевое продвижение в признании этих результатов, це­почка житейских неурядиц, не­удач с женщинами (мужчина­ми), одиночество и прочие не­взгоды толкают к псевдоцелям (например, религиозным, наци­онал-шовинистическим и т.п.), делают человека беззащитным перед агитацией "шаманов", втискивают в секту и пр. Поиск конкретных "виновных" своего положения (третьих лиц), жела­ние мстить им. Непонимание того, что единственный виновник — сам человек, вступивший в Игру.

□ 43-6. Основной. Усталость ве­дет к желанию окончить борьбу, "выйти из игры", постоянной не­определенности. Творческие за­нятия сменяются обычной рабо­той за зарплату. Желая самооп­равдаться, человек начинает ру­гать Дело, ради которого он жил прежде. Алкоголь. Самоубийство.

■ 43-в. Основной. Понимание* того, что "плата за творчество" — неизбежное следствие твор­ческой работы, а ие случайный результат "не тех" ВО. Раннее ознакомление с текстом "Жиз­ненной стратегии": согласие пла­тить требуемую цену (Н.И.Вави­лов называл это "налогом на творчество"). Иммунитет, приви­тый воспитанием, должен давать понимание двух простых истин: 1) творческая работа не имеет конца; 2)главное вознагражде­ние — сама творческая работа.


Пример К 43-6

"1927 год. Буэнос-Айрес. Матч на звание чемпиона мира с Капабланкой. Несмотря на физическое недомогание (воспа­ление надкостницы, удаление за время матча 6 зубов), Алехин блестяще переигрывает своего соперника и становится чемпио­ном мира. Аргентинцы выносят его на руках. Франция не рукоплещет Алехину, он чужой, он не ее герой. Русские эмигран­ты дают в его честь обед, на другой день в эмигрантской газете "Возрождение" была помещена речь Алехина на обеде, речь передернутая, с антисоветской направленностью, и он получает отказ шахматной федерации СССР от сотрудничества с ним; брат Алексей отказывается от него. Это было тяжелым мораль­ным ударом. Путь в Россию, как считает Алехин, для него закрыт навсегда. Неудачно складывается его семейная жизнь. Алехин оставляет свою первую жену Надю, с которой познакомился в Париже, и женится на американке Грейс, богатой, чопорной и красивой женщине, не понимавшей его, не ставшей его другом, помощником, советчиком, брак этот не принес ему счастья. Одиночество... Отныне на долгие годы другом и утешителем Алехина становится алкоголь..."

□ Еникеев Д.Г., Болотовский И.С. Победивший себя — могуч. Казань: Татарское кн. изд-во, 1986. С.89.

Пример к 43-в

О Николае Ивановиче Вавилове.

"Николай Иванович умеет так глубоко и безраздельно погру­жать себя в океан научных интересов, что бытовые неприятности в его сознании отодвигаются, блекнут, превращаются в незна­чащие тени. Армия фаланг и скорпионов приползает на свет фонаря в его палатку, рев леопарда на рассвете приводит караван в ужас, еще одна стычка между солдатами и погонщиками... Вавилов хладнокровен и деловит. Хитро орудуя фонарем, он отводит ядовитых насекомых подальше от стоянки людей и мулов, организует отпор хищнику и в который раз принимается урезонивать своих беспокойных подчиненных. Все это — налог, который ботаник и растениевод безропотно готов платить за право собственными глазами увидеть великий сад земли".

□ Поповский М. Надо спешить! Путешествия академика Николая Вавилова // Люди среди людей. М.: Дет. лит. 1972. С. 137.

КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ-3

Перенося на творческую работу обычные критерии успеха, человек вслед за получением первых результа­тов ждет первого же, пусть небольшого, но реального вознаграждения Ибо вначале никто не собирается "вкалывать" бесплатно Но творческий труд парадокса­лен' человек трудится не за материальную прибыль, а несмотря на опасность для жизни. Не менее парадок­сальна и награда — понимание масштаба, обществен­ной полезности Достойной Цели и удовлетворение от своего места в достижении этой цели, в общем дви­жении вперед. Чувство сопричастности к великому и есть наибольшая из возможных наград.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.04 с)...