Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мировоззрение, его структура и основные исторические типы. Специфика философского мировоззрения



Философия возникла в первых крупных цивилизациях древнего мира: Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции в VII-VI веках до н.э. И с самого начала философия представляла собой теоретически сформированное мировоззрение, а точнее - теоретическое ядро мировоззрения. Философии предшествовали другие типы мировоззрения: мифология и религия. Поскольку философия определяется как теоретическое ядро мировоззрения, надо выяснить, что такое мировоззрение.

Мировоззрение обычно определяют как систему принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей.

Субъектом, носителем мировоззрения выступают личность и любая социальная (общественная) группа. Мировоззрение – обязательный компонент сознания и познания; любой человек становится личностью только тогда, когда у него формируется определенное мировоззрение.

Формируется мировоззрение под влиянием всей совокупности факторов жизни социального субъекта и поэтому исторически изменчиво. Помимо эпохальных, общих особенностей существует множество особенных и индивидуальных черт мировоззрения как группового, так и индивидуального характера.

Как и любое явление, мировоззрение характеризуется своей структурой, строением. Обычно выделяют два уровня мировоззрения: обыденный (жизненно-практический) и теоретический. Первый (обыденный) уровень мировоззрения складывается стихийно под влиянием практической деятельности людей и носит отпечаток как её плюсов, так и минусов (с одной стороны оно аккумулирует народную мудрость, а с другой – не застраховано от ошибок, предрассудков и иллюзий). Второй – теоретический уровень появляется в мировоззрении тогда, когда начинают складываться философия и наука. Этот уровень претендует на систематическую обоснованность своих знаний, принципов и идеалов.

В структуре мировоззрения можно выделить также четыре «горизонтальных» компонента:

1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях и выражается в общей картине мира.

2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, нормы, регулирующие общественную жизнь.

3. Морально-волевой компонент представляет собой превращение знаний, ценностей и норм в личные взгляды, убеждения и верования и выработку психологической установки на определенные практические действия.

4. Практический компонент. Это реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах, планы и программы действий.

Итак, теперь уместно поставить вопрос, почему появилась философия. Чтобы ответить на него, надо проследить историческую эволюцию мировоззрения, которое лишь на определенном этапе превращается в философское.

Философии исторически предшествуют другие типы мировоззрения: мифология и религия.

Мифологияединая нерасчлененная форма общественного сознания, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества. Мифы существовали у всех народов мира и представляли собой целостное образно-художественное миропонимание, сочетающее реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знания и веру, мысль и эмоции. Первоначально в мифе еще не отделяются друг от друга и не противопоставляются материальное и духовное, объективное и субъективное, человеческое (антропологическое) и природное. Формой существования мифологии были различные произведения устного народного творчества: сказания, предания, легенды, былины, в которых действовали различные герои и боги. Мифы были попыткой обобщить и объяснить явления природы и общества и одновременно выполняли функции закрепления в обществе определенной системы ценностей и норм поведения, обеспечивали духовную связь поколений.

С угасанием первобытных форм общественной жизни угасает и мифология. Но не прекращается постановка и поиск ответа на коренные вопросы любого мировоззрения о происхождении мира, человека, культурных навыков, тайн рождения и смерти. Их унаследовали от мифологии религия и философия, по-разному отвечающие на одни и те же мировоззренческие вопросы.

Религиятакая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный.

Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и признание их главенствующей роли в жизни людей. Таинственные силы природы и истории осмысливались как «высшие силы», несущие людям добро и зло, как божественные или демонические. Эти силы вызывали к себе страх и уважение. Поклонение высшим силам через анимизм и тотемизм постепенно приводит к понятию (образу) бога – высшего существа, достойного поклонения. Вся последующая история религии делится на периоды политеизма и монотеизма. Период политеизма характеризуется признанием множества богов (в древнегреческой религиозной мифологии, например, это Зевс, Апполон, Посейдон, Аид и т. д.), а в период монотеизма формируется и получает распространение представление о едином всемогущем боге (своеобразной копии земного царя), созидающем и управляющем миром. В период монотеизма появляются и распространяются главные мировые религии – буддизм, христианство и ислам.

Религиозное мировоззрение главное внимание обращает на чувства, тревоги, надежды человека, т.е. на эмоционально-чувственную сферу. Все же формы философии в отличие от религии выдвигают на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения.

Философия и возникла как ответ на потребность у человека и общества иметь и использовать знания более адекватные и объективные, чем религиозно-мифологические. Эта потребность неизбежно появляется в обществе в период разложения первобытной общины, когда начинают быстрее чем на предыдущих этапах развиваться его производительные силы, первобытное первоначальное социальное равенство сменяется социально-классовой дифференциацией, появляется государство, углубляется и укрепляется общественное разделение труда, в том числе различие и даже противоположность между умственным и физическим трудом. Поскольку эти процессы имеют объективный и необходимый характер, постольку и появление философии объективно и необходимо, оно не может рассматриваться как историческая случайность.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 825 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...