Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пример лингвистического анализа



1. Сложным синтаксическим целым в предложенном тексте является следующий микротекст:

«(1) В саду было тихо, прохладно, и темные, покойные тени лежали на земле.(2) Слышно было, как где-то далеко, очень далеко, должно быть за городом, кричали лягушки.(3) Чувствовался май, милый май! (4) Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, не доступная пониманию слабого, грешного человека. (5) И хотелось почему-то плакать» (А.П. Чехов «Невеста»).

2. Представленный микротекст – ССЦ, т.к. структурно состоит из 5 самостоятельно оформленных предложений, объединённых микротемой – «внутреннее состояние героини, Нади».

3. Общая характеристика ССЦ:

– микротекст имеет трехчастную композицию: 1-е предложение – общее описание природы, введение в микротему; 2-4 предложения – описание состояния героини, мысли о другой, прекрасной жизни; 5-е предложение – состояние героини, реакция на несоответствие между мечтой Нади и той жизнью, которая окружает её и ожидает после свадьбы;

– классификационная характеристика структурных компонентов: 1-е предложение – повествовательное, сложносочиненное, открытой структуры; 2-е – повествовательное, сложноподчиненное, нерасчлененное; 3-е – повествовательное, эмоционально окрашенное, простое; 4-е – сложная конструкция с разными видами связи; 5-е – простое;

– семантические отношения между 1 и 2 частями – отношения следствия; между 2 и 3 – отношения несоответствия того, что существует, и того, чего хочется, чего хочет душа.

4. Средства текстообразования, связности:

– тематическая сетка представлена 4-мя основными лексико-грамматическими группами (ЛСГ), обозначающими:

– природу и её состояние (земля, лягушки, деревья, поля, леса, сад; тихо, прохладно, покойные тени);

– состояние человека (слышно, чувствовалось, дышалось, хотелось плакать);

– локальное пространство (где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах);

– время в его метаморфически-контекстуальной функции, как мечта героини о прекрасном, противопоставленная мещанской, обывательской жизни («май, милый май!», «весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая»).

– видо-временной план представлен глагольной лексикой прошедшего времени несовершенного вида и категорией состояния (было тихо, слышно было, чувствовался, дышалось, хотелось думать, хотелось плакать), за исключением глагола прошедшего времени совершенного вида «развернулась… жизнь». Смена видового плана, как и лексика, обусловлены основным стилистическим приемом – противопоставлением художественно реального мира героини и её мечты о прекрасной, духовно богатой жизни.

5. Тип связи: связь между компонентами ССЦ смешанная, т.к. между 1, 2 и 3 предложением – связь параллельная, предложения автосемантичны; 4-ое предложение соотносится формально с 1-м (наречие «не здесь» является средством цепной связи; «здесь», т.е. «на земле»), 5-ое предложение связано цепной связью с 4-м с помощью присоединительного союза «и».

Коммуникативно-речевой тип представленного ССЦ – описание (состояния природы и героини, романтической устремленности Нади).

6. Виды информации.

В данном ССЦ представлены все 3 вида информации: Доминирующее положение принадлежит содержательно-концептуальной информации. Это – намечающийся протест против обывательской, рутинной, жизни и стремление к пока таинственной, неизвестной, но разнообразно богатой, содержательной жизни.

7. Характеристика языковых средств выразительности.

В анализируемом микротексте выбор языковых средств обусловлен основным стилистическим приёмом противопоставления художественно реального мира героини – её мечте о «другой» жизни. Это создаётся, во-первых, с помощью лексического повтора «где-то далеко», «очень далеко», «далеко за городом». Во-вторых, – использованием предложно-падежных сочетаний с пространственным значением: «за городом», «под небом», «над деревьями», «в полях и лесах» (мир героини); «в саду», «на земле» (реальный мир). Также на пространственное противопоставление двух миров указывает видо-временной план микротекста: глагольная лексика прошедшего времени несовершенного вида и категории состояния (было тихо, слышно было, чувствовался, дышалось, хотелось думать, хотелось плакать), за исключением глагола прошедшего времени совершенного вида «развернулась… жизнь». На словообразовательном уровне это достигается с помощью отглагольного существительного «(не доступная) пониманию»: словообразовательная модель (сущ. ← глагол) понимание←понимать (несов. вид). С помощью прилагательных («май, милый май!», «весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая») в микротексте создаётся противопоставление мечты героини о прекрасном и мещанской, обывательской жизни.

Литература

Основная:

Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста: основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для студентов филологических специальностей вузов / Л.Г. Бабенко. – М.: Екатеринбург: Академический Проект: Деловая книга, 2004. – 463с.

Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста: практикум: учебное пособие для студентов филологических специальностей вузов / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. – М.: Екатеринбург: Академический проект; Деловая книга, 2004. – 399 с.

Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста: теория и практика: Учебник. Практикум: для студентов вузов / Л.Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 496 с.

Валгина, Н.С. Современный русский язык: синтаксис: учебник для студентов вузов, обучающихся по филологическим на­правлениям и специальностям / под ред. Н.С. Валгиной. – М.: Логос, 2006. – 527 с.

Филологический анализ художественного текста: метод. материалы к практическим занятиям для студентов филологического факультета / сост. Е.Ф. Дмитриева, Е.Л. Шкляева. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2008. – 77 с.

Дополнительная:

Богомазов, Г.М. Фонетика современного русского языка / Г.М. Богомазов. – М.: Владос, 2004. – 352 с.

Борковский, В.И., Кузнецов, П.С. Историческая грамматика русского языка / В.И. Борковский. – М.: УРСС, 2004. – 512 с.

Валгина, Н.С. Современный русский язык: учебник для студентов вузов / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2001 – 527 с.

Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие [для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов] / Е.А. Земская. – М.: Флинта, 2006 – 324 с.

Купина, Н. А. Филологический анализ художественного текста практикум: учебное пособие [для студентов вузов, аспирантов, преподавателей-филологов] / Н.А. Купина, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 405 с.

Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1989. – 800 с.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студентов вузов: в 2 ч / под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Академия, 2006.

Современный русский язык: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / под ред. П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2007. – 558 с.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 5647 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...