Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отклонения в поведении еще не дают основания причислять человека к психопатическим личностям



В отличие от неврозов при психопатии патологические черты характера определяют весь психический облик. Четкой границы между акцентуированными личностями и психопатиями нет.

Этнология и патогенез Причины возникновения психопатии различны. Большое значение в формировании психопатии имеет неблагоприятное влияние среды (неправильное воспитание, психические травмы и др. Патогенез психопатии раскрывается с позиций учения И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Различные формы психопатии связывают с конкретными нарушениями в соотношении нервных про­цессов, сигнальных систем, коры головного мозга и подкорки. В основе возбудимой психопатии лежит патологический вариант безудержного типа выс­шей нервной деятельности, астенической психопатии—слабый тип, а истерическим формам свойственно относительное преобладание первой сигнальной системы над второй и подкорки над корой. При психастении имеется слабость подкорки, первой сигнальной системы и относительное преобладание второй. Патофизиологическая основа паранойяльной психопатии заключается в склонности к образованию застойных очагов во второй сигнальной системе.

Классификация психопатий.

Общепринятой классификации психопатий в настоящее время нет.

В последние годы в России и других странах (Канада) предприняты попытки классифицировать психопатии с позиций учения И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ТИП

К нему относятся лица с постоянно пониженным настроением; это угрюмые, унылые, мрачные, недовольные и необщительные люди. Все их реакции замедлены. В работе они добросовестны, аккуратны и педантичны, так как во всем готовы предвидеть осложнения и неуда­чи. Это прирожденные пессимисты с пониженной самооценкой. Со­бытия прошлого и настоящего, даже если в них нет и тени огорчений или порочащих поступков, вызывают у этих лиц угрызения совести и гнетущее предчувствие беды. Особенно чувствительны такие лица к реальным неприятностям. В общении с людьми они сдержанны и не­многословны, способны к глубокому сопереживанию, хотя и скупому во внешних проявлениях. Обычно выражено снижение низших влече­ний. На фоне постоянно пониженного настроения могут возникать сверхценные идеи собственной виновности и отношения, однако, не бредовые. Возможны и астенические включения: истощаемость, не­способность к длительному волевому напряжению, отдельные ипо­хондрические опасения.

ГИПЕРТИМИЧЕСКИЙ ТИП.

Объединяет лиц с постоянно повышенным настроением и безу­держным оптимизмом. Внешне это общительные, говорливые, под­вижные и оживленные люди. В работе они энергичны, предприимчи­вы, нередко неутомимы, но вместе с тем непоследовательны и склон­ны к авантюрам, что часто приводит их то к значительному подъему, то к неожиданному краху. Их жизнь никогда не идет по прямой ли­нии; они плохо понимают разницу между дозволенным и недозволенным и поэтому часто не могут удержаться в рамках законности и морали. В общении с.людьми они могут вначале показаться одаренными и глубокими личностями, но при ближайшем знакомстве обычно ока­зываются весьма поверхностными с неустойчивыми интересами. Им свойственны самоуверенность, бесцеремонность, что при обычно по­вышенной самооценке делает их несносными спорщиками; нередко они лживы, хвастливы, склонны к рискованным приключениям при полном отсутствии критического отношения к своим недостаткам. Низшие влечения у них, как правило, усилены.

ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП.

Включает в себя наиболее многочисленную группу лиц с аффектив­ной (эмоциональной) неустойчивостью. Их настроение склонно к постоянным колебаниям от чувства мягкой грусти или легкой тоскливости до веселого или радостного. В спокойном, среднем состоянии— это общительные, приветливые и покладистые люди. У них нет резкого противопостав­ления своего Я окружающему. Они кратчайшим и естественным пу­тем находят общий язык с людьми. Это реалисты, легко, без морали­зирования понимающие чужую индивидуальность. В работе, к кото­рой они обычно относятся добросовестно, у них часто не бывает строгой последовательности и продуманной системы. Это обычно энер­гичные, а в случаях с преобладанием гипоманиакальных черт—пред­приимчивые, деловые и даже изворотливые люди, почти никогда не совершающие асоциальных поступков. Им свойственны вспышки гнева, но без всякой напряженности, они быстро о них забывают и умиротворяются. Депрессию, даже неглубокую, они переносят всегда очень тяжело. Подъем настроения они воспринимают как полное здо­ровье, однако нередко с неприятным ожиданием депрессивной фазы. Они часто жалуются на усталость из-за периодического нарушения душевного равновесия.

ЭМОТИВНО ЛАБИЛЬНЫЙ (РЕАКТИВНО ЛАБИЛЬНЫЙ) ТИП.

Лица этого типа отличаются крайней изменчивостью и непостоянством настроения, богатством и полиморфизмом эмоциональных оттенков, отражающих содержание конкретных ситуаций. Настроение у этих людей ко­леблется по самому незначительному поводу, они тяжело реагируют на психические травмы. Вследствие эмоциональной лабильности и крайней подвижности чувств у таких лиц обычно нет устойчивых мотивов поведения, побуждений, влечений, интересов и стремлений. У них часто отмеча­ются недостаточность волевых задержек, повышенная внушаемость и пас­сивная подчиняемость. Вне колебаний настроения это обычно веселые, от­крытые и даже простодушные люди, способные к глубоким привязанностям и сопереживанию.

АСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП

Психопатические личности атенического типа отличаются сочетанием раздражительности, повышенной впечатлительности и чувствительности со значительной психической истощаемостью и утомляемостью.

Это люди с пониженной самооценкой, чувством собственной неполноценности, лег­ко ранимые, уязвимые и самолюбивые («мимозо-подобные»). Они тонко реагируют на малейшие-нюансы в поведении окружающих, болезненно воспринимают грубость и бестактность. Особенно плохо они чувствуют себя в новой обстановке и незнакомом обществе: робеют, теряются, впа­дают в уныние, становятся молчаливыми, более застенчивыми и нереши­тельными, чем обычно. Астеники плохо переносят и сильные непосредст­венные раздражители (шум, резкие звуки), нередко не выносят вида крови, резких перепадов температуры. Им свойственна раздражительность, но ее проявления непостоянны и кратковременны, чаще это недовольное брюз­жание, чем настоящий приступ гневливости. Вспышки раздражительности приводят к истощению, слабости и сопровождаются раскаянием и самоби­чеванием, фон настроения почти постоянно понижен. Физические нагрузки и особенно глубокие волнения быстро истощают этих людей. Они склонны к ипохондрическим переживаниям, нередко жалуются на плохой сон и не­приятные ощущения в теле. Иногда возникают отдельные навязчивые опа­сения и страхи. Стремясь к скрупулезному сохранению привычного житей­ского уклада, такие лица нередко педантичны и. требуют того же от близ­ких. У психопатических личностей этого типа нередко формируются компенсаторные (вторичные) характерологические особенности—сдержанность, чрезмерная осторожность, консерватизм, что облегчает им адапта­цию в окружающей среде. Астенические психопатии обычно выявляются уже в детстве, когда в школе обнаруживаются повышенная утомляемость, истощаемость и раздражительность.

ИСТЕРИЧЕСКИЙ ТИП.

Из множества признаков, присущих истерической психопатии, наиболее характерно стремление казаться в собственном мнении и в глазах окру­жающих значительной личностью, что не соответствует реальным возможностям.

Внешне указанные тенденции проявляются в стремлении к оригинальности, демонстрациям превосходства, страстном поиске и жажде признания у окружающих, гиперболизации и расцвечивании своих переживаний, театральности и рисовке в поведении. Истерическим личностям свойственны позерство, лживость, склонность к нарочитым преувеличениям, поступки, рассчитанные на внешний эффект. Их эмоции ярки, бурны во внешних проявлениях, но крайне неустойчивы и поверхностны, их в восторги и огорчения выражаются в театральных формах (заламывание рук, громкие рыдания, восторженные объятия и т. п-), но эмоции непостоянны и неглубоки. Характерная черта истерических личностей—эгоцентризм. Тех из них, у которых преобладает не жажда признания, а фангазирование и лживость, называют патологическими лгунами, псевдологами, мифоманами. Чтобы привлечь к себе внимание, они рассказывают необыкновенные истории, в которых отводят себе роль главных действующих лиц, говорят о перенесенных ими нечеловеческих страданиях, могут поразить окружающих необычными проявлениями какой-либо болезни с демонстрацией припадков, обмороков, не останавливаются перед ложными обвинениями или самооговорами (например, приписывают себе преступления, которых не совершали) и т. д. На истерических субъектов значительно больше влияют непосредственные впечатления, чем те, которые воспринимаются через вторую сигнальную систему,

т. е. логически осмысленна Психика таких лиц крайне незрела, носит черты инфантилизма.

ВОЗБУДИМЫЙ ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП.

Психопатические личности этого типа живут в постоянном напряжении с крайней раздражительностью, доходящей до приступов ярости, причем сила реакции не соответствует силе раздражителя.

Обычно вслед за вспышкой гнева больные сожалеют о происшедшем, но при соответсгвующих условиях опять поступают так же. Им свойственны повышенная требовательность к окружающим, нежелание считаться с их мнением, крайний эгоизм и себялюбие, обидчивость и подозрительность. Значительное место занимают вязкость аффекта, педантичность, обстоятельность, тугоподвижность и вязкость мышления. Возможны приступы расстройства настроения (дисфории) в виде злобной тоски, иногда со страхом. Эти люди склонны к конфликтам, неуживчивы, упрямы, властны, мелочно придирчивы, требуют покорности и подчинения. По незначительному поводу такие лица могут оскорбить окружающих, в гневе становятся агрессивны, наносят побои и ранения, не останавливаются перед убийством. Иногда аффективные разряды происходят на фоне суженного сознания с последующей частичной амнезией некоторых деталей происшедшего. Подобные лица часто встречаются в судебно-психиатрической практике. В некоторых случаях на первый план выступают не злобность, а чрезмерная сила влечений. Среди психопатических личностей возбудимого (эпилептоидного) ти­па встречаются пьяницы и азартные игроки, лица с неудержимым стремле­нием к бродяжничеству, лица с сексуальными извращениями.

ПАРАНОИЧЕСКИЙ ТИП.

Главная особенность данной психопатии— склонность к образованию сверхценных идей, влияющих на поведение личности. Это люди с узкими и односторонними интересами, недоверчивые и подозрительные» с повы­шенным самомнением и эгоцентризмом, упорные в защите своих убеждений, угрюмые и злопамятные, часто грубые и бестактные, готовые в каж­дом человеке видеть недоброжелателя. Подобные свойства, а также узость кругозора и односторонность мышления, малая пластичность психики, обусловливающая застревание на одних и тех же мыслях и аффектах, на­стойчивость, перерастающая в упрямство, побуждают таких субъектов к непрерывным конфликтам, домогательствам, борьбе с мнимыми врагами. Мышление их с одной стороны незрелое, детское, со склонностью к фантазиям, а с другой—со склонностью к резонерству. Соответственно бедному идеями и одностороннему мышлению аффективная жизнь определяется односторонними и сильными аффектами. Это люди действия, напора, бес­компромиссности, без чувства юмора, прямолинейные в суждениях, высо­комерные и крайне самоуверенные. Содержание сверхценных идей может касаться переоценки своей личности со стремлением к изобретательству, реформаторству. Сверхценные идеи в отличие от бредовых имеют доста­точное жизненное обоснование, более тесно связаны с реальными собы­тиями и более конкретны по содержанию. Однако теоретические построе­ния обычно вырастают из односторонне подмеченных и воспринятых фак­тов, логика мышления субъективна, суждения ошибочны. Непризнание достоинств и заслуг психопатической.личности приводит к столкновению с окружающими. Убеждениям, угрозам, просьбам он не поддается. Неуда­чи не останавливают, а лишь прибавляют сил для дальнейшей борьбы. Активность и настойчивость «в борьбе за справедливость» проявляются в бесконечных письмах, жалобах, тяжбах и судебных разбирательствах. Сверхценное значение для паранойяльных психопатических личностей мо­гут приобрести также идеи ревности, отношения, ипохондрические идеи- К психопатии параноического типа относятся и фанатики—люди, с исклю­чительной страстью посвящающие себя одному делу. В отличие от крайне эгоцентричных параноических личностей, преследующих лишь собствен­ные цели. фанатики преимущественно альтруисты, борющиеся за общие интересы. И тем, и другим свойственны, очень большая аффективная на­пряженность и в то же время отсутствие душевной теплоты.

ШИЗОИДНЫЙ ТИП.

Психопатические личности шизоидного типа отличаются патологиче­ской замкнутостью, скрытностью, оторванностью от реальности, аутиз­мом. Им свойственны отсутствие внутреннего единства и последователь­ности психической деятельности в целом, причудливость и парадоксаль­ность эмоциональной жизни и поведения. Эмоциональная дисгармония, у этих лиц, характеризуется так называемой психэстетической пропорцией, т. е. сочетанием повышенной чувствительности (гиперестезия) и эмоцио­нальной холодности (анестезия) с одновременной отчужденностью от лю­дей («дерево и стекло»). Такой человек отрешен от действительности, склонен к символике, сложным теоретическим построениям. Его воля раз­вита чрезвычайно односторонне, а эмоциональные разряды часто совер­шенно неожиданны и неадекватны. Вследствие замкнутости и нарушения контакта с реальной действительностью она воспринимается весьма субъ­ективно и неточно, как «в кривом зеркале». У этих лиц нет эмоционально­го резонанса с чужими переживаниями, им трудно найти адекватную фор­му контакта с окружающими. В жизни их обычно называют оригиналами, чудаками, странными, эксцентричными. Причудливость их интеллекту­альной деятельности проявляется в особом обобщении фактов, образова­нии понятий и их сочетаний, в логических комбинациях, неожиданных вы­водах, резонерских рассуждениях и склонности к символике. Их суждения о людях обычно категоричны и склонны к крайностям. Это люди пристра­стные, недоверчивые, подозрительные. В работе они, то неуправляемы, так как часто трудятся, исходя из собственных представлений, то монотонно активны. Однако в ряде областей, где требуются оригинальность мышления, художественная одаренность, особый вкус, они могут при соответствующих условиях достичь многого. Эмоциональная жизнь шизоидных личностей также малопонятна и необычна. Они способны тонко чувство­вать и эмоционально реагировать на воображаемые образы. Пафос и го­товность к самопожертвованию ради торжества отвлеченных концепций общечеловеческого порядка сочетаются у них с невозможностью понять эмоции близких и других людей реального окружения и откликнуться на них. Внимание избирательно направлено только на интересующие их во­просы, за пределами которых они проявляют рассеянность и отсутствие интереса. Внушаемость и легковерие у них уживаются с выраженным уп­рямством и негативизмом. Пассивность, бездеятельность в решении на­сущных житейских задач сочетаются с предприимчивостью в достижении особо значимых для них целей. Их движения своеобразны, угловаты, ли­шены гармоничности и пластичности. Нарушения моторики могут прояв­ляться в неестественности, манерности мимики и жестов, карикатурности походки, вычурности почерка, речи и интонации.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 369 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...