Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Обзор содержания



Глава I. Предмет этики

A

1. Чтобы определить этику, мы должны установить, что обще всем этическим суждениям и присуще только им.

2. Такой общей и присущей только этическим суждениям чертой является, однако, не то, что они относятся к поведению людей, а то, что в них употребляется некоторое определение «хорошее» (предикат «добро») или его противоположность «плохое» (предикат «зло»), которые могут быть приложены как к поведению, так и к другим предметам.

3. Субъектами этических суждений не являются «отдельные предметы», как это бывает в некоторых других науках.

4. Этика включает в себя все общие суждения, которые утверждают связь качества «хороший» («добро») с каким-либо предметом, а поэтому включает и казуистику.

Б

5. Этика, однако, должна исследовать не только то, каким объектам обычно принадлежит качество «хороший» («добро»), но также и то, каково само это качество.

6. Исследование показывает, что это качество неопределимо;

7. или что оно является простым качеством; если же под дефиницией понимать анализ предмета мышления, то можно дать дефиницию только сложных предметов;

8. а такое значение термина «дефиниция» является самым важным из трех используемых значений.

9. Тем, что не поддается определению, является не «добро» или все то, что обладает качеством быть добром, а само качество «добро».

10. Термин «добро» означает, следовательно, некий уникальный простой предмет мышления, единственный в своем роде среди бесчисленных других предметов; такой предмет, однако, очень часто отождествляют с другими — это ошибка, которую мы можем назвать «натуралистической ошибкой».

11. Эта ошибка сводит тезис, обычно признаваемый главным принципом этики, либо к тавтологии, либо к утверждению, выясняющему значение термина.

12. Природу этой ошибки легко распознать.

13. Если бы не совершалась эта ошибка, было бы ясно, что имеются две альтернативы, ведущие к признанию того, что качество «добро неопределимо: либо это качество является сложным, либо не существует вообще никакого качества, которым бы занималась исключительно этика; эти альтернативы можно опровергнуть, лишь обращаясь непосредственно к состоянию вещей, о которых идет речь, — но таким способом можно разрушить их.

14. «Натуралистическая ошибка» иллюстрируется на примере взглядов Бентама и указывается, как важно избегать ее.

В

15. Между качеством «добро» и другими предметами этические суждения обычным путем устанавливают отношения двух видов, а именно: можно утверждать, что либо предмет является хорошим (добром) сам по себе, либо же он связан причинно еще с каким-то предметом, являющимся «добром самим по себе», то есть он является «добром как средством».

16. Не следует ожидать, что наши исследования этого второго вида отношений установят нечто большее, чем то, что поступки некоторого определенного рода вообще будут иметь наилучшие из возможных последствия.

17. Если же отношение первого вида будет истинно в одном случае, то оно будет истинно и во всех остальных случаях. Все обычные этические суждения утверждают причинные отношения, однако обычно они не так уж важны потому, что два выше обозначенные вида отношений не различаются.

Г

18. Исследование внутренней ценности какого-либо предмета является сложным вследствие того, что ценность целого может быть иной, чем сумма ценностей составляющих его частей.

19. В этом случае между частью и целым устанавливается отношение, которое обнаруживает, с одной стороны, сходство с соотношением средства и цели, а с другой — и важное отличие от него.

20. Термином «органическое целое» можно успешно пользоваться для обозначения такого целого, особенность которого состоит в обладании им ценностью, отличающейся от суммы ценностей его частей; из двух же других особенностей, обычно имплицитно подразумеваемых под этим термином,

21. одна, состоящая во взаимной причинной зависимости между частями, не остается ни в какой необходимой связи с первой особенностью,

22. другая же, на которую делается особое ударение, вообще не может быть особенностью целого, поскольку является понятием внутренне противоречивым, возникшим вследствие смешения понятий.

23. Итоги содержания главы.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...