Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глоссарий 20 страница



6.16. Читракету встречает Господа

С помощью своей мистической силы Нарада заставил говорить душу умершего сына, вошедшую на короткое время по воле Нарады в мертвое тело. Душа сказала: “В соответствии с кармой я странствую из одного тела в другое. Никто не мать мне и не отец. Как я мог считать этих двух людей своими родителями? В материальном мире с течением времени люди становятся друзьями, родственниками или врагами. И наши отношения с ними и основаны на двойственности и иллюзии. Душа вечна, она не имеет ни начала, ни конца, не рождается и не умирает. Душа могущественна и качественно равна Богу. Но так как она очень мала, она подвержена влиянию иллюзии, и поэтому она создает себе различные тела, согласно своему желанию”.

Для души нет ни желанного, ни нежеланного. Она не делает различия между своим и чужим. Она едина без двойственности. Она — наблюдатель и свидетель всех действий”.

Когда духовная сущность в образе сына Читракету сказала все это и ушла, Читракету и его родственники были несказанно удивлены. Они разрубили путы влечения к сыну и перестали печалиться.

После совершения погребального обряда для тела мальчика они оставили привязанность, которая приводит к иллюзии, скорби, страху и мучениям. Царицы покаялись в своем преступлении и отправились к Ямуне, где искупляли свой грех. Нарада, довольный почтением, оказанным Читракету, дал ему мантру, воспевающую Нараяну, который существует в образе четверичной экспансии (чатур-вьюхи), и поведал знание о Всевышнем Господе, творце и владыке мироздания. После этого Нарада вернулся на Брахмалоку. Читракету, инициированный Нарадой, повторял мантру и маха-видью (поучения Нарады) и через неделю смог увидеть Господа Санкаршану в окружении Кумаров.

Читракету вознес молитву Господу Санкаршане: “О Господь, только преданные, обуздавшие ум и чувства, могут победить Тебя, непобедимого. Ты отдаешь Себя преданным. Ты есть в начале, середине и конце. Существуют миллионы вселенных, и, хотя они бесконечно велики, они кажутся атомами по сравнению с Тобой. Поэтому Ты называешься бесконечным (ананта). Неразумные, жаждущие чувственных наслаждений и поклоняющиеся полубогам, не лучше животных в обличии людей. Но последователи Бхагавата-дхармы принадлежат Кришне, а Кришна принадлежит им. Другие низшие религии, которые предполагают убийство противников или получение мистических сил, являются нечистыми и временными. Поскольку такие религиозные системы исполнены враждебности, ненависти и нетерпимости, в них процветает безверие и беззаконие (адхарма).

Представления “моя религия” и “твоя религия” полностью отсутствуют в бхагавата-дхарме. Бхагавата-дхарма означает выполнение воли Всевышнего Господа, Бхагавана. Бог один. Заповеди и заветы Бога составляют основу религии. В Бхагавата-дхарме не возникает вопросов, во что ты веришь, во что я верю. Каждый должен выполнять повеления Всевышнего Господа. Такова истинная дхарма, религия. У людей, исповедующих индуизм, мусульманство, христианство, ту или иную религию, могут возникнуть конфликты с верующими других религий.

История показывает, как последователи одной религиозной системы, не имеющие ясного понимания Бога, воюют с последователями других религий. Религии, не направленные на служение Всевышнему, временны и не могут существовать долго из-за вражды, зависти и нетерпимости. Бхагавата-дхарма не считает мир ложным. Все изошло от Всевышнего, и поэтому ничто не ложно; все можно использовать в служении Господу. Брахман, Всевышний, присутствует повсюду, Он — все. Если мы используем что-то в служении Богу, то так мы осознаем, что это что-то есть Брахман. (Ш.П.)

Как может религия, приводящая человека к враждебному отношению к самому себе и другим, принести благо? Те, кто выполняет свои предписанные обязанности под наблюдением Господа, равные ко всем и не считающие кого-то высшим или низшим, называются Ариями. Арии поклоняются Тебе, Всевышнему Господу”.

Бхагаван Анантадева, довольный молитвой Читракету, сказал: “Все существа — Мои экспансии. Я Высшая Душа (бхута-атма). Я олицетворение трансцендентного звука (шабда-брахман, омкара). Я Абсолютная Истина (парабрахман). Когда человек спит, он видит во сне множество объектов и даже всю вселенную. Когда он пробуждается, он видит, что он человек и лежит на постели. Тогда он относится к себе, исходя из различных условностей — нации, рода и прочего. Все состояния — глубокий сон, сон со сновидениями и бодрствование — являются лишь энергиями Господа. Помни, что Всевышний — творец этих состояний.

Человек может достичь совершенства через познание своей духовной природы с помощью изучения ведической мудрости (джнана) и ее практического применения (виджнана). Пытающиеся достичь высшей цели жизни должны созерцать Абсолютного Господа и индивидуальное существо как целое и часть. Такова высочайшая истина”.

6.17. Парвати проклинает Читракету

Шукадева сказал:

После встречи с Господом Анантой Читракету наслаждался жизнью с женщинами с планеты видьядхаров. Восхваляя славу Господа, они странствовали по всему космосу на летающем корабле, подаренном Вишну. Однажды, путешествуя по долинам горы Сумеру, он увидал Шиву в окружении сиддхов и чаранов. Шива в собрании мудрецов обнимал Парвати, сидящую у него на коленях. Читракету громко рассмеялся над ними и сказал: “Обычные люди обнимают своих жен и наслаждаются с ними в уединенных местах. Как удивительно, что Махадева, великий учитель аскетов, открыто обнимается со своей женой в обществе мудрецов и святых”.

Когда Шива услышал это, он только улыбнулся и ничего не сказал. Все собравшиеся также промолчали. Но слова Читракету разгневали Парвати, и она прокляла его на рождение в семье грешных демонов (из-за этого проклятия Читракету родился Вритрасурой). Читракету сошел с летающего корабля, пал перед богиней и сказал: “О моя мать, я принимаю твое проклятие, ибо счастья и страдания даются полубогами как результат кармы. В этом мире ни само воплощенное существо, ни другие не являются причинами счастья и страдания. Но из-за невежества существо считает себя и других причиной этого. Материальный мир сравнивается с волнами постоянно текущей реки. Что проклятие и что благословение? Что такое ад и рай, счастье и несчастье? Река течет непрестанно — ничто не вечно. Всевышний равно относится к каждому. У Него нет ни врагов, ни друзей. Он не привязан к материальному миру. Счастье и страдание относительны. О мать, ты зря прогневалась на меня, но поскольку все счастье и несчастье предопределено моими прошлыми действиями, я не защищаюсь от твоего проклятия”.

Все святые, Шива и Парвати очень удивились словам Читракету. Затем Шива стал говорить о преданных Господа. Шива сказал: “О прекрасная Парвати, знаешь ли ты о величии вайшнавов? Будучи слугами слуг Господа, они, великие души, не стремятся к материальным наслаждениям. Для преданных рай, освобождение и ад — одно и то же, ибо они возлюбили только служение Господу. Как человек ошибочно считает гирлянду змеей или чувствует счастье или несчастье во сне, так в этом мире из-за невежества мы видим различие между счастьем и несчастьем, считая одно благом, а другое злом. Хотя мы частицы Всевышнего Господа, мы считаем себя независимыми владыками, и поэтому не можем понять Его природу.

Читракету — возлюбленный преданный Господа. Он равно относится ко всем и свободен от привязанностей и ненависти. Не стоит изумляться действиям преданных Господа. Они миролюбивы, чисты и лишены враждебности”.

6.18. Дити дает обет убить Индру

Шукадева сказал:

Пришни, жена Савиты, пятого из двенадцати сыновей Адити, дала рождение трем дочерям — Савитри, Вьяхрити и Трайи — и сыновьям, именуемым Агнихотра, Пашу, Сома, Чатурмасья и пяти Махаяджнам. Сиддхи, жена Бхаги, шестого сына Адити, родила трех сыновей по имени Махима, Вибху и Прабху, и необычайно красивую дочь, Аши. Дхата, седьмой сын Адити, имел четырех жен по имени Куху, Синивали, Рака и Анумати. Эти жены зачали четырех сыновей по имени Сайам, Дарша, Пратах и Пурнамаса. Жену Видхаты, восьмого сына Адити, звали Крийей. В ее лоне Видхата зачал пятерых богов огня, именуемых Пуришйами. Жену Варуны, девятого сына Адити, звали Чаршани.

В ее лоне принял новое рождение Бхригу, сын Брахмы. Через семя Варуны из муравейника родился великий мистик Валмики. Бхригу и Валмики были особенными сыновьями Варуны, тогда как Агастья и Васиштха Риши были обычными сыновьями Варуны и Митры, десятого сына Адити. Увидев Урваши, небесную танцовщицу, Митра и Варуна испустили свое семя, которое они сохранили в глиняном горшке. Впоследствии из этого горшка появились два сына Агастья и Васиштха, и поэтому они были сыновьями Митры и Варуны. Митра зачал трех сыновей в лоне своей жены, чье имя было Ревати. Их звали Утсарга, Аришта и Пиппала. Индра, Царь небесных планет и одиннадцатый сын Адити, зачал трех сыновей по имени Джаянта, Ришабха и Мидхуша в лоне своей жены Пауломи. Так мы слышали об этом. Урукрама, двенадцатый сын Адити, зачал в лоне своей жены, которую звали Кирти, одного сына по имени Брихатшлока, который имел множество сыновей, во главе с Саубхагой.

Я опишу сыновей Дити, зачатых Кашйапой, но ставших демонами. Демоны назывались Даитйи, потому что они произошли из лона Дити. Хираньякашипу и Хираньякша были первыми сыновьями Дити. У Хираньякашипу и его жены Каядху родились четыре сына Санхлада, Анухлада, Хлада и Прахлада. Прахлада был дедом Бали Махараджа. Затем Шукадева Госвами объяснил, как Маруты, родившиеся в демоническом лоне, стали полубогами. Чтобы помочь Индре, Господь Вишну убил Хираньякшу и Хираньякашипу. Из-за этого Дити очень разгневалась на Индру и возжелала родить сына, способного убить Индру. Дити стала услаждать своего мужа Кашьяпу всеми способами. Она покорно и смиренно выполняла все повеления Кашьяпы. Служением, любовью, смирением, нежностью, сладостными словами, улыбками и самообладанием Дити привлекла сердце мужа и покорила его. Кашьяпа обещал выполнить любое ее желание.

Такое могущественное влияние женщины на мужчину вовсе не удивительно: чтобы увеличить население вселенной, Брахма в начале творения создал женщину из лучшей половины своего тела.

Кашьяпа сказал: “Муж — высший полубог для женщины. Васудева расположен в сердце каждого, и Ему поклоняются через полубогов. Так как муж представляет Господа, он является объектом поклонения для женщины. Женщина должна очень преданно поклоняться своему мужу как представителю Васудевы. Так как ты поклоняешься мне с великой преданностью, считая меня представителем Господа, я обещаю выполнить твои желания”.

Дити сказала: “Я прошу тебя о бессмертном сыне, который сможет убить Индру”. Кашьяпа Муни, коря себя за слабость и не желая смерти Индры, преданного Вишну, сказал жене в надежде, что она очистится и станет благочестивой, следующие слова: “Если ты будешь следовать моим наставлениям в течение года, у тебя родится сын, способный убить Индру. Не приноси никому беспокойства, не проклинай и не лги, не стриги ногтей и волос, не прикасайся к нечистым вещам, не входи в воду во время омовения, не гневайся, не разговаривай с порочными людьми, не носи нестиранную одежду, не носи гирлянды, уже ношенные. Не ешь остатков пищи, не ешь пищи, предложенной богине Кали, не ешь оскверненного кровью и мясом, не ешь того, к чему прикоснулся шудра, или на что взглянула женщина с истечениями. Не пей воды из сложенных ладоней. После трапезы не выходи на улицу, пока не омоешь рот, руки и стопы. Не выходи вечером с распущенными волосами, не выходи до тех пор, пока не украсишь себя украшениями. Не выходи, если забыла о скромности и степенности. Не ложись спать, пока не омоешь стопы и не очистившись. Не ложись с мокрыми ногами, не ложись головой к северу или к западу. Не спи обнаженной, не спи с женщиной, не спи во время восхода или захода солнца. Надев чистую одежду, очистившись и украсив себя маслами и сандаловой пастой, ты должна поклоняться перед завтраком коровам, брахманам, богине счастья Лакшми и Всевышнему Господу Ачьюте. С гирляндами, сандаловой пастой, украшениями, женщина, выполняющая обет, должна поклоняться женщинам, имеющим сыновей и мужа. Беременная жена должна поклоняться своему мужу и возносить ему молитвы. Она должна медитировать на него, считая, что он находится в ее лоне.

Если ты с верой выполнишь этот обет, называемый пунсавана, тогда у тебя родится сын, который убьет Индру. А если ты нарушишь обет, то родится друг Индры”.

Индра, узнав об обете Дити и его цели, воспользовался мистической силой и, незаметно проникнув в лоно Дити, разрубил зародыш ваджрой на сорок девять частей. Эти сорок девять частей зародыша сказали Индре: “О Индра, мы Маруты, твои братья. Зачем ты хочешь убить нас?” И Индра не стал убивать их. Так вместо сына, способного убить Индру, у Дити благодаря ее поклонению Господу родилось 49 сыновей, верных последователей Индры.

По своему естеству женщина всегда стремится к наслаждению. Она побуждает наслаждаться и своего мужа, удовлетворяя его язык, чрево и гениталии, которые называются джихва, удара и упастха соответственно. Женщина, особенно в юности, очень привлекательна. Лицо юной девушки сравнивается с лотосным цветком, цветущим осенью. На санскрите голос девушки называется нари-свара, потому что пение женщины очень привлекательно. Саньяси обязан избегать общества женщин, но если саньяси слушает голос женщины и видит ее прекрасное лицо, это может очаровать его, и он падет. Женщина считается глубоким колодцем, покрытым травой. Чанакья Пандит говорил: “Не стоит доверять двум существам — политику и женщине”.

Ману сказал, что женщина не должна быть независимой. В юности ей следует подчиняться отцу, затем мужу, и когда муж умрет или примет саньясу, то женщина должна слушаться сына.

Нежеланные устремления мужчин и женщин проявляются только в том случае, если у них материальное сознание, если они отождествляются с телом. Когда мужчина и женщина приходят к духовному сознанию, телесное понимание жизни постепенно исчезает. Следует относиться к каждой женщине как к духовной душе (ахам брахмасми), единственная обязанность которой — служить Богу. (Ш.П.).

6.19. Выполнение обряда Пунсавана

Парикшит сказал: ”Я желаю подробнее узнать о том, как проводить обряд пунсавана, умилостивляющий Господа Вишну”.

Шукадева сказал: ”Женщина должна начать обряд в светлую половину месяца Аграхаяна (ноябрь-декабрь). Перед началом поклонения Вишну женщине следует послушать историю о рождении Марутов. Утром, по наставлениям опытных брахманов, ей надо почистить зубы, омыться и одеться в белые одежды и украшения, и перед завтраком она должна поклоняться Вишну и Лакшми и молиться: “Господь, Ты олицетворение изобилия, но я не прошу Тебя о богатстве. Ты муж и владыка Лакшми, богини удачи, которая исполнена всех богатств. Поэтому Ты являешься повелителем всей мистической йоги. О мой Господь, Ты обладаешь беспричинной милостью, всеми богатствами,всеми видами доблести и всеми видами славы и силы. Ты, Всевышний, владыка всех. Я поклоняюсь Тебе”. Шукадева продолжал: “Во время поклонения Господу Вишну надо с великим вниманием ежедневно петь мантру:

ом намо бхагавате маха-пурушайа маха-нубхавайа махавибхутипатайе саха маха-вибхутибхир балим упахарами — “Мой Господь Вишну, Ты величайший наслаждающийся. Ты самый могущественный. О повелитель богини Лакшми, я предлагаю поклоны Тебе, всегда сопровождаемому спутниками. Я предлагаю подношения для поклонения Тебе”, и надо предлагать предметы богослужения, а также воду для омовения Его стоп, рук и рта, и воду для омовения Его тела (снана).

Это очень важная мантра. Каждый, занятый поклонением Божеству, должен произносить ее.

Надо предлагать гирлянды (васа), священный шнур (упавитра), украшения (вибхушана), мирру (гандха), цветы (пушпа), благовония (дхупа), светильники (дипа) и подарки (упахара). После предложения тех подношений надо произносить следующую мантру во время предложения двенадцати пожертвований на священном огне:

“ом намо бхагавате махапурушайа маха-вибхути-патайе сваха”.

Потом женщина должна простираться в поклоне, повторяя мантру десять раз. Затем надо произносить мантру Лакшми-Нараяны. А после этого она должна вдыхать запах предложенной пищи и снова поклоняться Господу и Лакшми. Считая своего мужа представителем Всевышнего Господа, жена должна поклоняться ему с неомраченной преданностью и предлагать ему почтение. Достаточно одного человека для выполнения такого преданного служения.

Если жена не способна выполнять этот обряд, то это следует делать мужу, и верная жена разделит результат. С подношением остатков освященной пищи (прасада), цветочных гирлянд, сандаловой пасты и украшений надо поклоняться брахманам и женщинам, мирно живущим с мужем и сыновьями. Женщине следует выполнять этот обряд в течение года до полнолуния в месяце Карттика (октябрь-ноябрь). В этот день следует поститься.

На следующее утро, омывшись и почтив Кришну как прежде, надо приготовить праздничные кушанья (как указывается в Грихья-сутрах). Сладкий рис надо приготавливать с топленым маслом (гхи), и с приготовленным рисом муж должен предложить пожертвование огню двенадцать раз. Затем ему следует накормить брахманов. Если удовлетворенные брахманы даруют ему благословения, он должен предложить им поклоны и с их разрешения отведать освященной пищи (прасада). Если жена вкусит остатки жертвенного риса, она обретет благо, и у нее родится благодетельный сын. Если этот обет соблюдается, то даже в этой жизни человек достигнет всех благословений, которых он желает от Господа. Жена, которая совершает эту ритуальную церемонию, обретет благую удачу, богатство, сыновей, долго живущего мужа, хорошую репутацию и счастье в доме. Если этот обет (врата) соблюдается незамужней девушкой, она получит добродетельного мужа. Если женщина, которая не имеет мужа или сына — совершает эту ритуальную церемонию, она может быть вознесена в духовный мир. Женщина, чьи дети умерли после рождения, может родить ребенка с долгой продолжительностью жизни и стать удачливой и богатой. Если женщина неудачлива, она станет удачливой, и если она безобразна, она станет прекрасной. Соблюдая этот обет (врата), больной человек сможет достичь исцеления.

Глоссарий

== А ==

· Аватара «тот, кто нисходит», Боговоплощение, нисхождение Бога или Его посланника в определенном образе с той или иной миссией.

· Авьякта — непроявленное состояние творения.

· Агни — божество огня; элемент огня.

· Аджнана — незнание, невежество.

· Ади-дева — Шри Кришна, Изначальный Господь всех богов.

· Ади-Пуруша — Изначальный Наслаждающийся, Причина всех причин, изначальное высшее мужское начало, Шри Кришна.

· Адхарма — неправедность, безрелигиозность, отклонение от закона дхармы.

· Амрита — «нектар бессмертия», полученный богами и демонами при пахтаньи Молочного океана.

· Амша — часть.

· Амша-аватара — частичное, неполное воплощение.

· Ананда — блаженство, высшая божественная радость, аспект природы Верховного Господа.

· Ананта — безграничный, бесконечный; экспансия Господа Баларамыв виде тысячеглавого змея, поддерживающего все миры.

· Апара — не духовное; неподвижная, инертная материя; материальная природа.

· Арджуна — третий из братьев Пандавов, близкий друг Кришны, которому на поле Курукшетра Кришна поведал “Бхагавад-гиту”.

· Артха — «выгода», «польза», «богатство»; экономическое благополучие, которое следует за мирской религиозностью (дхармой) и составляет основу для удовлетворения чувств (камы).

· Арча-виграха — форма Господа, Которой поклоняются в храме.

· Арья — «благородный»; человек ведической культуры, строящий свою жизнь на основе принципов Вед.

· Асур демон, атеист, противник богов.

· Атма — божественная сущность человека, высшее «я».

· Атма-майа — внутренняя энергия Господа.

· Атма-таттва — наука о природе души.

· Аханкара — «то, что создает «я»»; «ложное эго», тонкоматериальный элемент, заставляющий порабощенное материей живое существо отождествлять себя со своим тонким и грубым телом.

· Ахимса непричинение вреда живому.

· Ашрам каждая из четырехступеней, или укладов жизни в системе варнашрама (см. также брахмачарья, грихастха, ванапрастха, санньяса); обитель, монастырь, община, где занимаются духовной практикой; жилище отшельника.

· Ашрая — прибежище, опора; источник; субъект; личность, которая вмещает в себя те, или иные качества или вещи.

· Ашта-сиддхи — восемь мистических совершенств, приходящих к человеку в процессе практики аштанга-йоги.

== Б ==

· Баладева — первое полное проявление Господа.

· Биджа — «семя»; «корень»; «основа»; особый слог, представляющий собой важнейшую часть мантры.

· Брахма первое сотворенное существо во вселенной; один из гуна-аватар, управляющий гуной страсти; создающий все разнообразие материального мира.

· Брахмаджьоти — духовное сияние.

· Брахман — Абсолют; Высшее Сознание; Бог; безличное, лишенное качеств, всепроникающее проявление Бхагавана.

· Брахмананда — блаженство единения с Брахманом.

· Брахманда — сферообразная вселенная, созданная Брахмой.

· Брахманы (в ед.ч. брахман) — сословие ученых людей и священнослужителей; высшее из четырех сословий в системе варнашрамы.

· Брахманы (в ед.ч. брахмана) — класс священных текстов, входящих в состав четырех изначальных Вед.

· Брахмастра — разрушительное оружие, аналогичное нейтронному, которое приводится в действие произнесением специальных мантр.

· Брахмачари — ученик, живущий в ашраме Гуру и соблюдающий обет целомудрия.

· Брахмачарья первый из четырех укладов жизни в системе варнашрамы; вообще обет безбрачия и добровольной бедности.

· Бхагаван — Бесконечный, Изначальный, Нерожденный. Высший, личностный аспект Бога, обладающий шестью величиями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отреченностью в их абсолютной полноте.

· Бхагавата — все, что связано с Бхагаваном, Верховным Господом.

· Бхагавата-дхарма — вечная религия преданного служения Всевышнему.

· Бхакта — преданный.

· Бхакти — преданность; любовное преданное служение Всевышнему Господу.

· Бхакти-йога — связь со Всевышним Господом посредством преданности Ему; метод, с помощью которого можно развить чистую любовь к Богу.

· Бхарата, или Бхарата-варша — древнее название Индии.

· Бхима — второй из братьев Пандавов, великий воин и преданный Шри Кришны.

== В ==

· Вайкунтха — буквально, “место, где нет тревог”; царство Бога.

· Вайшнав — тот, кто понимает положение Бхагавана и занят в любовном преданном служении Ему. Преданный Господа Вишну или Кришны.

· Вайшнавизм ( вайшнава-дхарма) — вечная религия и культура служения Господу Вишну или Кришне, т.е. преданное любовное служение Господу.

· Вайшьи сословие земледельцев и торговцев; третий уклад ведического общества. См. варнашрама.

· Ванапрастха удаление от дел — третий из четырех укладов жизни варнашрамы; человек в вышеуказанном ашраме.

· Вараха — воплощение Господа Вишну в образе вепря.

· Варна сословие в ведической системе деления общества. Принадлежность человека к нему определяется родом его деятельности и влиянием на него гун природы. См. также брахман, кшатрий, вайшья, шудра.

· Варнашрама-дхарма ведическая общественно-религиозная система деления общества на четыре сословия (варны: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр) и четыре стадии духовного развития (ашрамы: брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси).

· Варуна божество, управляющее водной стихией.

· Васудева — Господь Кришна как сын Васудевы, Шри Кришна в Матхуре и Двараке; первый образ Бхагавана в чатур-вьюхе.

· Васудева — отец Шри Кришны.

· Вайю ветер; божество, управляющее стихией воздуха.

· Веда — буквально, «знание»; священное писание, гнозис.

· Веданта (“Веданта-сутра”) — “венец Вед ”; совершенные ведические философские заключения, представленные в Упанишадах, и в последовательной и сжатой форме изложенные великим мудрецом Вьясадевой в «Веданта-сутре».

· Ведантисты — изучающие веданту, или ее знатоки.

· Веды — четыре изначальных богооткровенных Писания: «Риг»-, «Яджур»-, «Сама»- и «Атхарва-веда»; в более широком смысле все священные писания ведической традиции.

· Ведическое общество — общество, живущее по законам Вед.

· Виджнана — осознанное знание; непосредственное восприятие Истины, пришедшее к человеку благодаря духовной практике или божественной милости.

· Видура — великий преданный Господа Кришны, сын Вьясадевы и дядя Пандавов.

· Видья — знание.

· Викарма — запрещенные богооткровенными писаниями действия; греховная деятельность.

· Вират-рупа, или вират-пуруша — концепция, согласно которой вся материальная вселенная представляет собой тело Господа; вселенская форма Бога.

· Вишва-рупа — вселенская форма Господа.

· Вишну «Всепроникающий»;Верховный Господь.

· Вишнулока — духовное царство Господа Вишну; то же, что и Вайкунтха.

· Вишну-мурти — двадцать четыре основные экспансии Господа Нараяны.

· Вриндавана — буквально, «лес (вана) из деревьев Туласи (Вринда)» — место, где проходили духовные игры Кришны 5000 лет назад.

· Вьясадева — литературное воплощение Господа, великий мудрец, в нaчале Кали-юги записавший Веды и составивший большинство Пуран, “Веданта-сутру” и “Махабхарату”.

== Г ==

· Гандхарвы — боги, певцы и музыканты на райских планетах.

· Ганеша — сын Шивы.

· Гаруда гигантский орел, один из сыновей Кашьяпы Муни. На его плечах путешествует Господь Вишну.

· Гиридхари — Имя Кришны, означающее «поднявший холм Говардхану».

· Говинда — одно из имен Верховного Господа Кришны, «Тот, кто приносит наслаждение земле, коровам и чувствам».

· Гопи — девушки-пастушки, подруги Кришны во Вриндаване и Его самые близкие и преданные слуги.

· Госвами — тот, кто владеет своим умом и чувствами: титул санньяси.

· Грихастха семейная жизнь, которая строится в соответствии с правилами и предписаниями Вед.

· Гуна- аватары — три аватары Бога, ведающие тремя гунами, качествамматериальной природы; гуной благости ведает Вишну; гуной страсти — Брахма; гуной невежества — Шива.

· Гуна — в буквальном переводе с санскрита означает “веревка”. Саттва-гуна (качество благости), раджа-гуна (качество страсти) и тама-гуна (качество невежества). Термин философии санкхйи, под которым понимают различные виды влияния, оказываемого иллюзорной материальной энергией на существа.

· Гуру — духовный учитель.

== Д ==

· Двапара-юга третья юга в цикле из четырех юг, длящаяся в течение 2 400 лет богов, или 864 000 солнечных лет.

· Дварака — столица Господа Кришны на западном побережье Индии.

· Двиджа-брахман — дважды рожденный брахман, получивший первое рождение от мирских отца и матери, а второе — от гуру — духовного отца, и Вед — духовной матери.

· Деваки — мать Господа Кришны в Матхуре.

· Деваки-нандана — имя Шри Кришны, означающее «сын Деваки».

· Деваты – боги,жители райских планет, сияющие сверхчеловеческие существа, управляющие вселенной.

· Джапа — мантра-медитация, повторение Святых Имен.

· Джива — индивидуальная душа, воплощенное существо.

· Джйоти — сияние.

· Джнана (гьяна) – мудрость, самопознание, знание; осознание Брахмана.

· Джнана-йога — попытка обрести связь с Абсолютной Истиной с помощью размышлений, самопознания или изучения философии.

· Джнани — человек, идущий путем джнана-йоги.

· Джнана-канда — часть Вед, излагающая науку о Брахмане, духе.

· Дурваса-муни йог-мистик. Частичное воплощение Шивы.

· Дурьйодхана старший сын Дхритараштры, главный соперник Пандавов.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 317 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.025 с)...