Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глоссарий 18 страница



Намо джьотир локайя калайанайанимишам патайе маха-пурушайабхидхи-махити. — “О Господь, принявший образ времени! Обитель всех планет! О Владыка всех полубогов, о Верховная Личность, я предлагаю почтение Тебе и медитирую на Тебя!” Тот, кто поет эту мантру и поклоняется Всевышнему Господу три раза в день, несомненно, освободится от всех греховных последствий (кармы). Если человек просто предлагает почтение этому образу или вспоминает его три раза в день, все его новые грехи будут уничтожены.

Вишванатха Чакраварти говорит, что Дхрувалока находится на 3 800000 йоджан выше Солнца. Выше Дхрувалоки на 10000000 йоджан находится Махарлока, выше Махарлоки на 20000000 йоджан — Джаналока, выше Джаналоки на 80000000 йоджан находится Тапалока, выше Тапалоки на 120000000 йоджан находится Сатьялока. Выше Сатьялоки на 26 200000 йоджан начинаются Вайкунтхалоки. От Солнца до Сатьялоки 233 800000 йоджан. Оболочки вселенной, как говорится в Вишну-пуране, находятся на расстоянии 260000000 йоджан от Солнца. Расстояние от Солнца до Земли равняется 100000 йоджан, ниже Земли на 70000 йоджан находятся семь планетарных систем — Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала. Ниже Паталы на 30000 йоджан на водах Гарбходака-океана лежит Шеша Нага. Глубина океана равняется 249800000 йоджан. Таким образом, диаметр вселенной равняется приблизительно 500000000 йоджан (или 4000000000 миль).

5.24. Подземные райские планеты

Шукадева сказал:

Ниже Солнца на 10000 йоджан находится планета Раху, которая двигается как звезда. Один из асуров, сын Синмика, стал божеством планеты Раху по воле Господа. Солнечный шар простирается на 10000 йоджан, Луна — на 20000 йоджан, а Раху — на 30000 йоджан. Раху находится близко с Луной и Солнцем и всегда пытается сокрыть солнечный и лунный свет. Услышав от полубогов Солнца и Луны о нападении Раху, Вишну взялся за Сударшану-чакру, чтобы защитить их. Сударшана-чакра — возлюбленный преданный Господа. Жар чакры невыносим для Раху, и поэтому он убегает от чакры в страхе. В то время, когда Раху беспокоит Солнце и Луну, случается то, что люди называют затмением.

Ниже Раху на 10000 йоджан находятся Сиддхалока, Чараналока и Видьядхара-лока. Ниже их находится обитель наслаждения для якшасов, ракшасов, пишачей, претов, духов, бхутов. Эта обитель простирается до области воздуха и облаков. Выше ее нет воздуха. На 100 йоджан ниже обители якшасов и ракшасов находится планета Земля. Ее высшая граница проходит там, куда могут долететь лебеди, орлы и другие большие птицы.

Ниже Земли находятся семь других планет — Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала. Каждую из них разделяют 10000 йоджан. Эти семь планетарных систем считаются подземными райскими планетами (била-сварга). Там находятся прекрасные дворцы, сады и места, где можно получить всевозможные наслаждения (кама-бхога), более изощренные и роскошные, чем на высших планетах, ибо у демонов очень высокий уровень наслаждений, богатства и влияния. Большинство жителей этих планет принадлежат к дайтьям, данавам и нагам. Они, их жены, друзья — все общество занято иллюзорным материальным наслаждением. Они очень привязаны к иллюзорному счастью. Данава Майя построил множество чудесных дворцов и городов в била-сварге. Так как солнечные лучи не освещают подземные планеты, там время не делится на дни и ночи, и поэтому там нет страха, порождаемого временем. Темнота там рассеивается светом, исходящим от драгоценных камней на капюшонах великих змей. Так как обитатели этих планет пьют соки божественных растений, они лишены физических болезней и старости. Они живут очень счастливо и избавлены от всякого страха, но боятся только смерти, приходящей со временем, которое является энергией Сударшана-чакры Всевышнего Господа.

Атала-Бала, сын данавы Майи, сотворивший девяносто шесть мистических сил, обитает на этой планете. Некоторые псевдойоги и лжеучителя обманывают людей, пользуясь этими мистическими силами. Зевая, демон Бали сотворил три вида женщин — свайрини, камини и пуншчали. Свайрини выходят замуж за людей своего сословия, камини сочетаются с человеком любого сословия, пуншчали постоянно меняют своих мужей. Если человек попадает на планету Атала, эти женщины сразу пленяют его и заставляют выпить опьяняющий напиток, сделанный из хатака (каннабис индика). Этот напиток пробуждает у человека большую сексуальную силу, которой женщины пользуются для наслаждения. Из-за возросшей сексуальной силы человек считает себя сильнее тысячи слонов и самым совершенным. Введенный в заблуждение и опьяненный ложной гордостью, он считает себя Богом, забыв о грядущей смерти, и восклицает: “Я — господь, я — совершенный”.

Витала. Здесь обитает Шива вместе со своей женской ипостасью Бхавани, духами, бхутами и ганами. Когда Шива входит в любовную связь с Бхавани для рождения воплощенных существ, от соединения их витальных флюидов возникает река Хатаки. Когда огонь, раздутый ветром, пьет эту реку, а затем сплевывает ее, то возникает золото Хатака, которое асуры используют для украшений.

Сутала. Здесь до сих пор обитает Бали Махараджа, сын Вирочаны. Вамана, воплощение Вишну, отобрал у него три мира, попросив три шага земли. Довольный покорностью Бали Махараджа, Господь вернул ему царство и сделал его богаче Индры. Даже теперь Бали занимается преданным служением Всевышнему Господу (История Бали Махараджа описывается в Восьмой Песне Шримад-Бхагаватам).

Талатала. Там правит демон-данава по имени Майя. Он — ачарья (учитель) всех майяви, обладающих силой волшебства и колдовства. Господь Шива для блага трех миров сжег однажды три царства Майи, но позднее, умилостивленный им, он вернул это царство. С тех пор, как его защитил Шива, Майя ложно считает, что ему не нужно бояться Сударшана-чакры Всевышнего Господа Вишну.

Махатала. Это обитель злых змей, потомков Кадру. Там главенствуют такие великие змеи, как Кухака, Такшака, Калия и Шушена. Хотя змеи Махаталы испытывают страх перед Гарудой, они все равно продолжают развлекаться со своими женами, друзьями и детьми.

Такова сила майи, иллюзии. Даже если человек живет в отвратительных условиях или в страхе, он все же считает себя счастливым.

Расатала. Это обитель демонических сыновей Дити и Дану. Некоторые из них имеют пять капюшонов, семь, десять, сто, тысячу. Эти капюшоны украшены драгоценными камнями, освещающими всю планетарную систему била-сварга.

5.25. Описание Санкаршаны

Ниже Паталы на 240000 миль обитает Ананта, воплощение Всевышнего Господа. Еще Его называют Господь Санкаршана. Он божественен, но так как Ему поклоняется Шива, божество тама-гуны, Его иногда называют тамаси. Господь Ананта — господствующее божество гуны невежества, а также ложного эго всех обусловленных душ. Эта вселенная, расположенная на одном из тысячи капюшонов Господа Ананты, похожа на горчичное зернышко. Она ничтожно мала по сравнению с капюшоном Господа Ананты. Во время вселенского потопа, когда Господь Ананта желает разрушить все творение, Он становится очень гневным. Тогда из Его межбровья появляется трехглазый Рудра с трезубцем. Этот Рудра — воплощение одиннадцати Рудр, проявлений Шивы. Господь Санкаршана — океан духовных качеств, и поэтому Его называют Анантадева. Для блага всех существ во вселенной Он пребывает в Своей обители, сдерживая всеобщий гнев и нетерпимость. Так как Господь бесконечен, никто не может измерить Его могущество. Вся вселенная, словно атом, покоится на одном из тысячи Его капюшонов.

5.26. Описание адских планет

Шукадева сказал:

Совершая неблагочестивые действия, люди попадают в различные состояния адской жизни. Все адские планеты находятся между тремя мирами и океаном Гарбходака в южной стороне вселенной, ниже Бху-мандалы и немного выше поверхности Гарбходака-океана. Питрилока также расположена в этой области вселенной. Все жители Питрилоки во главе с Агнишваттой медитируют в самадхи на Господа. Ямарадж, славный сын бога Солнца, является царем питов. Посланники и слуги Ямараджа приводят грешников после смерти к своему владыке, богу смерти, а он назначает им наказание и отсылает на одну из адских планет.

Вот названия некоторых адов: Тамисра, Андхатамисра, Раурава, Махараурава, Кумбхипака, Каласутра, Асипатравана, Сукарамукха, Андхакупа, Кримибходжана, Санданша, Таптасурми, Ваджракантака-шалмали, Вайтарани, Пуйода, Пранародха, Вишасана, Лалабхакша, Сарамеядана, Авичи, Аяхпана, Кшаракардама, Ракшогана-бходжана, Шулапрота, Дандашука, Аватаниродхана, Парьявартана и Сучимукха. Эти планеты предназначены для наказания воплощенных существ.

Человека, который присваивает жену, детей или деньги другого, Ямадуты пленяют во время смерти и силой переносят на адскую планету Тамисра. Его морят голодом и не дают ни глотка воды. Слуги Ямараджа причиняют ему страшные страдания, и иногда он теряет сознание от мучений.

Человек, который принимает свое тело за свое “я”, денно и нощно тяжело работает ради денег, чтобы поддержать свое собственное тело и тела жены и детей. Работая ради поддержания себя и семьи, он иногда совершает насилие против других воплощенных существ. Такое существо силой отрывают от семьи и тела в момент смерти и бросают в ад Раурава. Там те существа, которым он причинял вред, появляются как животные руру и причиняют ему страшную боль. Невиданные в этом мире руру более злы, чем змеи.

Люди, которые поддерживают свое тело, пожирая других, попадают в ад Махараурава. В этом аду руру-животные, называемые кравьяда, мучают его и пожирают его мясо.

Для поддержания своего тела и наслаждения языка жестокие люди приготавливают пищу из живых птиц и зверей. Это запрещают даже людоеды. Ямадуты перенесут их в ад Кумбхипака, где они будут жариться в кипящем масле.

Убивший брахмана попадает на Каласутру, имеющую окружность в восемь тысяч миль и сделанную из меди. Подогреваемая снизу огнем, а сверху обжигаемая солнцем, медная поверхность становится очень горячей. Убийцы брахманов страдают изнутри от голода и жажды, а снаружи — от жара Солнца и раскаленной поверхности. Они мучаются в течение стольких тысяч лет, сколько волосков на теле животного. Если человек уклоняется от пути Вед, от божественных законов и выдумывает свою религиозную систему, он попадает в ад Аси-патравана, где его бьют кнутами.

Грешный царь или правитель, наказывающий невиновных или брахманов, попадает в ад Сукхарамукха, где Ямадуты будут сдавливать его, как сдавливают сахарный тростник, чтобы выжать из него сок.

По предназначению Всевышнего, низшие существа — клопы, москиты и другие — сосут кровь людей и животных. Эти твари не осознают, что причиняют мучения людям. Однако высшие человеческие существа — брахманы, кшатрии и вайшьи, — обладающие развитым сознанием, совершают грех, если убивают или мучают крошечных созданий. Владыки кармы наказывает их, бросая в ад Андхакупа, где на них нападают птицы и звери, москиты и другие твари, которых они мучили в своей жизни. Они нападают на него со всех сторон, лишая сна и покоя.

Человек считается не лучше вороны, если, получив какое-то количество пищи, он не делится ею с гостями, стариками и детьми, но ест ее сам, или вкушает ее, не совершив пяти жертвоприношений (панча-яджна). После смерти он попадает в самый отвратительный ад — Кримибходжана. В этом аду есть озеро шириной 100000 йоджан, наполненное червями. Он станет червем в этом озере и будет поедать других червей, которые будут также пожирать его.

Кто без крайней необходимости обкрадывает брахмана, тот попадает в ад Санданша. Там у него сдирают кожу раскаленными щипцами.

Мужчины и женщины за прелюбодейство попадают в ад Таптасумри. Там грешников бьют кнутами. Мужчину заставляют обниматься с раскаленной докрасна железной статуей женщины, а женщину — с раскаленной докрасна статуей мужчины.

Люди, совокупляющиеся с кем попало, — даже с животными — попадают в ад Ваджракантака-шалмали.

Люди, рожденные в знатном семействе кшатриев или высокопоставленных чиновников, но не выполняющие обязанности, предписанные религиозными законами, попадают в реку ада Вайтарани, наполненную нечистотами и испражнениями.

Бесстыдные мужья шудрянок, живущие словно животные и лишенные добродетели и чистоты, после смерти попадают в ад Пуйода. Если человек, принадлежащий к высшим варнам (брахман, кшатрий или вайшья) без необходимости охотится на животных, используя собак, лошадей или ослов, то он попадает в ад Пранародха.

Человек, который гордится своим знатным происхождением и образованием и совершает жертвоприношения животных, удовлетворяя свое тщеславие, попадает в ад Вишасана.

Если глупый отпрыск семейства дваждырожденных заставляет свою жену пить свое семя, охваченный похотью или желая получить над ней власть, то он попадает в ад Лалабхакша. Он будет ввергнут в реку семени, которое он заставлял пить.

Некоторые люди в этом мире являются профессиональными разбойниками, поджигающими дома других или подсыпающими яд. Члены правительства иногда грабят торговцев, заставляя их платить непомерный налог. Такие демоны попадут в ад Сарамеядана.

Человек, который дает ложное свидетельство или обманывает, совершая сделку или даруя милостыню, попадает в ад Авичимат. Любой брахман (или брахманка), который пьет вино, попадает в ад Аяхпана. Это также относится к кшатриям и вайшьям. В Аяхпане слуги Ямараджа встают к ним на грудь и вливают в их рты расплавленное железо.

Низкорожденный и отвратительный человек, которого охватывает ложная гордость от мысли “ я великий”, и который поэтому не оказывает почтения более высоким существам по рождению, аскезам, знанию, поведению, касте или ашраму, попадает в ад Кшаракардама.

Приносящие в жертву людей Бхайраве и поедающие их жертвенное мясо попадают в ад Ракшогана-бходжана. Там их приносят в жертву и поедают ракшасы.

Некоторые люди дают приют животным и птицам, которые приходят к ним за защитой в дом, и, пообещав им, что они будут защищены, эти люди убивают или мучают их. Подобные демонические личности попадут в ад Шилапрота.

Если человек зол, как змея, всегда раздражителен и гневен и причиняет мучения другим, он попадает в ад Дандашука. Там его будут поедать змеи.

Те, кто заключает существ в темные колодцы, подземелья или в пещеры, попадут в ад Авата-ниродхана.

Домохозяин, который встречает гостей с недовольным жестоким взглядом, как будто хочет сжечь их дотла, попадает в ад Парьявартана. Там на него набросятся ужасные птицы и выклюют ему глаза.

По ведическому этикету домохозяин должен с почетом и вниманием принимать даже врага, забыв о том, что его гость — враг.

Возгордившийся своим богатством думает: “Я богатый. Нет равного мне”. Он боится, что кто-то заберет это богатство. Его лицо и сердце иссыхают от мыслей о возможной потере богатства, и он не знает настоящего счастья. Такой человек попадает в ад Сучимукха.

Шукадева сказал: “О царь, я описал тебе Землю (бху), другие планетарные системы (двипа), их земли (варши), реки и горы, небеса (набха), океаны (самудра), низшие планеты (патала), направления сторон света (дик), адские планеты (нарака) и светила (бхагана-лока). Все это составляет вирата-рупу, внешнее проявление, грубый образ Господа, который является обителью всех существ”.

Песнь Шестая

6.1. История Аджамилы

Парикшит спросил у Шукадевы о том, что надо делать, чтобы не попасть в ад.

Шукадева ответил: “Если человек совершал неправедные поступки словами, умом и телом и не искуплял действиями, предписанными в Ману-самхите и других дхарма-шастрах, он несомненно попадет в ад после смерти и будет мучиться там. Надо искуплять грехи”. Парикшит сказал: “Человек знает, что греховные действия губительны для него, ибо они наказуемы государством и ввергают в ад. Но несмотря на такое знание, он совершает грехи снова и снова, даже после покаяния и выполнения искупляющих действий (праяшчита). Какова ценность такого искупления? Я считаю, что искупление повторяющихся грехов бесполезно”.

В некоторых религиозных системах человек приходит к священнику, чтобы исповедоваться в грехах и покаяться, но затем он снова совершает этот же грех и снова исповедуется в нем. Это является практикой “профессиональных” грешников. (Ш.П.)

Шукадева сказал: “Нельзя ритуальными действиями освободиться от склонности к порочным действиям. Пока человек не избавится от невежества, попытки противодействовать действиям другими действиями бесполезны, ибо это не искореняет желание. Только совершенное знание приводит к истинному искуплению. Совершенное знание заключается в преданности Господу.

Если человек следует закону знания, он постепенно освободится от скверны. Только очень немногие, принявшие чистое преданное служение Господу, могут навсегда искоренить сорняки грехов. Если грешник служит чистому преданному Господа и учится посвящать свою жизнь Богу, он может очиститься. Нельзя полностью очиститься, выполняя аскезы, епитимьи, брахмачарью и другие виды искупления.

Путь преданного служения — самый благодатный путь. Даже не познав Кришну, человек, предавшийся Его лотосным стопам и возлюбивший Его имя, образ и игры, совершенно освобождается от всех последствий грехов, ибо он выполняет истинное искупление.

Так ведическая литература делает заключение, что преданное служение важнее ритуалов во искупление (карма-канды) и культивирования знаний (джнана-канды).

В этой связи просветленные мудрецы рассказывают древнейшую историю об Аджамиле и о беседе между слугами Вишну и слугами Ямараджа.

В городе Каньякубджа жил брахман по имени Аджамила. Он женился на блуднице и потерял все брахманические качества из-за связи с этой низкой женщиной. Для того чтобы поддержать семью и заработать денег, он пользовался незаконными способами. К старости у него было десять сыновей, младшего из них звали Нараяна. Когда подошла смерть, Аджамила начал сосредоточенно думать о своем сыне Нараяне. В последние минуты жизни Аджамила увидел трех существ, имеющих ужасные тела и жуткие искривленные лица. Они приблизились к Аджамиле с веревками в руках, чтобы забрать его в обитель Ямы. Когда Аджамила увидел их, он очень испугался и начал громко звать своего сына, игравшего неподалеку. Таким образом, он произносил святое имя Нараяны со слезами на глазах. Когда Вишнудуты, слуги Вишну, услышали имя своего владыки, произнесенное умирающим Аджамилой, они сразу появились перед ним и запретили слугам Ямараджа забирать душу Аджамилы.

Посланники Ямы, ссылаясь на закон кармы, поведали слугам Вишну о жизни Аджамилы: “В молодости Аджамила был благочестивым брахманом. Он изучал ведическую литературу, выполнял предписания шастр, был смиренен, милостив и правдив. Он почитал духовного учителя и обуздывал чувства и ум. Однажды Аджамила по велению отца отправился в лес за фруктами, цветами и травами куша и самит. По дороге домой он встретил шудру, похотливо обнимающего и целующего блудницу. Шудра улыбался, что-то напевал и радовался, как будто его поведение было благопристойным. Оба — и шудра, и блудница — были пьяны. Глаза блудницы закатились от опьянения, и одежды ее упали.

Когда Аджамила увидел ее, похотливое желание, дремлющее в его сердце, пробудилось, и он перестал владеть собой. Насколько возможно он пытался обуздать страсть, но, порабощенный Камадевом, он не смог победить ум. Брахман стал постоянно думать о блуднице, вскоре взял ее в служанки и забыл обо всех правилах поведения для брахманов; он потратил все свое состояние, чтобы насладить распутную женщину.

Есть много примеров в истории, когда даже чистые люди, привязавшись к блуднице, теряли разум, совесть и растрачивали все свои деньги и силы на нее. Поэтому незаконные половые отношения строго запрещаются. Человеку следует довольствоваться своей законной женой, ибо даже малейшая склонность к другой женщине может привести к великому злу. Пища, приготовленная нечистым греховным мужчиной или женщиной, особенно блудницей, очень опасна и заразительна. Аджамила, нарушая все предписания шастр, ел пищу, приготовленную проституткой. Ш. Б.

6.2. Посланники Вишну освобождают Аджамилу

Вишнудуты сказали: “Вы не должны забирать Аджамилу. Это противоречит законам религии. Аджамила уже искупил все свои грехи. Он искупил грехи не только этой жизни, но и миллионов предыдущих жизней, потому что повторял святое имя Нараяны, находясь в беспомощном состоянии. Хотя он не произносил имя с должной чистотой, он не совершал оскорблений и поэтому достоин освобождения. Несмотря на то, что он называл имя своего сына, он повторял четыре слога на-ра-я-на. Повторив имя Нараяны, он искупил грехи миллионов жизней.

В писаниях говорится:

”Повторяя святое имя Бога, грешник может избавиться от большего количества грехов, чем может совершить”. (Брихад-вишну-пурана).

”Если человек произносит святое имя Господа, даже не желая и не сознавая этого, все последствия грехов устраняются; когда лев рычит, все животные разбегаются в страхе”. (Гаруда Пурана).

”Однажды произнесенное святое имя Господа, состоящее из двух слогов Ха-ри, дарует освобождение”. (Сканда Пурана).

Всевышний Господь считает: “Поскольку этот человек произносит Мое святое имя, Мой долг — дать ему защиту”. Тот, кто произносит святое имя Господа, сразу освобождается от последствий бесконечного количества грехов, даже если он повторяет неправильно, в шутку, для развлечения или даже небрежно. Если человек произносит святое имя Хари, а затем неожиданно умирает от несчастного случая — падает с крыши дома, его жалит змея и т.п. — он не попадает в ад, даже если он грешник.

Как огонь сжигает сухую траву, так же святое имя Господа, произнесенное сознательно или бессознательно, сжигает все грехи. Если человек не знает о силе и воздействии какого-то лекарства, но принимает его, лекарство все равно будет действовать, несмотря на незнание больного, ибо его сила и воздействие не зависят от знания больного. Так же, если человек не ведает о силе повторения святого имени Господа, если он произносит его сознательно или бессознательно, повторение обязательно даст результаты”.

Сказав это, слуги Вишну освободили Аджамилу от веревок Ямадутов. Аджамила раскаялся и отправился в Хардвар, где предался подвижничеству и служению Господу. Однажды, после того, как Аджамила достиг непоколебимого сосредоточения, он снова увидел четырех небесных существ (посланников Вишну). Аджамила оставил свое тело и приобрел духовное тело, подходящее для общения с Господом.

6.3. Ямарадж поучает своих слуг

Шукадева сказал:

Ямадуты обратились к Ямараджу и попросили прощения за то, что не могли выполнить его приказание и привести Аджамилу. Ямарадж сказал: “Хотя Аджамила взывал к своему сыну, он произносил святое имя Господа Нараяны, и, просто повторяя святое имя, он немедленно достиг общения с посланниками Господа Вишну, которые спасли его от вас. Поистине, даже великий грешник, который произносит святое имя Господа, не совершая оскорблений, не родится вновь. Вишнудуты являются чистыми преданными Господа. Индра, Варуна, Шива, Брахма и я сам не способны понять трансцендентных действий самодостаточного Всевышнего Господа. Никто не может постигнуть Его материальными чувствами.

Истинные законы религии (дхарма) установлены Самим Всевышним Господом. Даже великие риши, полубоги, властители Сиддхалоки, не могут осознать их. Бхагавата-дхарму (вечные божественные законы) знают Брахма, Нарада, Шива, четыре Кумара, Господь Капила, Сваямбхува Ману, Прахлада, Джанака, Бхишма, Бали Махарадж, Шукадева Госвами и я (Ямарадж). Бхагавата-дхарма, то есть религия любви к Богу, не осквернена гунами материальной природы. Она таинственна, и обычным существам трудно понять ее. Но, если по счастливому случаю кто-то поймет ее, он достигнет спасения и вернется к Богу. Преданное служение, начинающееся с повторения святого имени Господа, является высшим религиозным законом для всех людей. Грешник Аджамила взывал к своему сыну, не ведая, что произносит имя Господа. И все же, произнеся святое имя Господа, он вспомнил Нараяну и поэтому получил избавление от смерти.

Знайте, что, воспевая святое имя Господа и Его действия, и качества, человек легко освобождается от всех грехов. Даже если человек повторяет имя Господа с неправильным произношением, он освободится от материального рабства, если повторяет без оскорблений. Мои слуги, приводите ко мне для наказания только тех, кто не общается с просветленными (парамахамсами) и привязан к семейной жизни и мирским наслаждениям, кто не использует язык для воспевания имен и качеств Кришны, кто не помнит лотосных стоп Кришны и не склоняется перед Господом Кришной”.

Шукадева Госвами продолжал: “О царь, пение святого имени Господа может искоренить величайшие грехи. Поэтому воспевание Бога — самое благодатное и праведное деяние. Кто постоянно слушает и воспевает святое имя Господа и Его действия, легко достигает чистого преданного служения, которое уничтожает все зло в сердце”.

6.4. Хамса-гухья — молитва Дакши

Когда Парикшит попросил у Шукадевы описать подробнее сотворение существ в этой вселенной, Шукадева поведал ему следующее: “Прачеты, десять сыновей Прачинабархи, совершали в море суровое подвижничество, и вся планета из-за отсутствия царя пришла в запустение. Вся поверхность земли заросла сорняками и ненужными деревьями, и для злаков не осталось места. Когда десять Прачетов вышли из моря и увидели вокруг сплошной лес, они разгневались и решили уничтожить все деревья и очистить землю. Из своих ртов Прачеты испустили всеиспепеляющий огонь и могучий ветер, желая сжечь деревья. Но Сома, владыка Луны и растений, запретил Прачетам уничтожать все деревья, так как деревья даруют фрукты и цветы. Чтобы успокоить Прачетов, Сома отдал им в жены прекрасную девушку, рожденную от апсары Прамолочи.

От семени всех Прачетов у той девушки родился Дакша (это произошло в шестой манвантаре — Чакшуша-манвантаре).

Своей мыслью Дакша сначала создал всех полубогов, демонов, людей, птиц, животных и тварей, живущих в воде. Но когда Дакша увидел, что неправильно создал всех существ, он предался суровому подвижничеству в горах Виндхья, в месте Агхамармана. Там он вознес Всевышнему Господу молитву, называемую Хамса-гухья: “Всевышний Господь трансцендентен по отношению к иллюзорной энергии и материальному миру. Он — владыка всех существ и майи. Он самодостаточный и является причиной всех причин. Как объекты чувств (вкус, запах и пр.) не знают, каким образом их воспринимают, так же обусловленная душа, пребывающая в теле, вместе с Высшей Душой, не знает, как владыка материального творения управляет ее чувствами. Когда сознание существа очищается от скверны материального существования, грубого и тонкого, и когда ум исчезает в состоянии глубокого сна (сушупти), существо приходит к трансцендентному состоянию. Затем материальное видение и память ума, которая являет имена и формы, уничтожаются, и в этом трансе открывается Господь.

Осознание Брахмана и Параматмы называется суджнейам, а осознание Верховной Личности Бога (Бхагавана) называется дуржнейам. Существо достигает высшего осознания Бхагавана, когда прекращается всякая деятельность ума — ощущения, размышление и желание. Это трансцендентное осознание выше сушупти, глубокого сна. В обусловленном существовании мы воспринимаем объекты через материальное восприятие и память, а в тонком существовании мы воспринимаем мир во сне. Выше грубого восприятия и сна считается сушупти, глубокий сон, и когда человек достигает духовного уровня, превосходя глубокий сон, он приходит к трансу, вишуддха-саттва, или васудева-саттва.

Все услышанное ухом, все осознанное материальным разумом, все объясняемое словами, все воспринимаемое чувствами является лишь следствием материальной природы и не имеет ничего общего с истинной природой Всевышнего Господа. Господь — всепроникающий. Он — Творец мира. Он Высшая Душа и Абсолютная Истина. Господь лишен материальных имен, образов и действий. Да будет Всевышний Господь, исполненный знания, вечности и блаженства, милостив ко мне!”

Удовлетворенный молитвами Дакши, Господь Вишну появился перед Дакшей в восьмируком образе. Зная, что Дакша очень желал идти по пути наслаждения, Господь даровал ему силу наслаждаться иллюзорной энергией. Господь предложил ему дочь Панчаджана — Асикни, подходящую для брака. Благословив его, Господь исчез.

Шрила Чакраварти Тхакура отмечает, что Дакше была дана сила произвести бесчисленное множество детей. В предыдущей жизни его также звали Дакша, однако, оскорбив Шиву, он пал, но, так как у него сохранилось то же беспредельное половое желание, он занялся аскетизмом, и когда умилостивил своими подвигами Господа, получил безграничную силу для половых сношений.

6.5. Дакша проклинает Нараду Муни

Шукадева продолжал:

Я поведаю о том, как сыновья Дакши освободились от уз материи, следуя совету Нарады, и как Нарада был проклят Дакшей.

У Дакши и Асикни родилось десять тысяч сыновей, именуемых Харьяшвы. Дакша повелел им завести большое потомство. Для этого Харьяшвы отправились на запад, и в месте, где река Синдху впадает в Аравийское море, они совершали омовения, аскезы и подвижничество, чтобы лучше осуществить волю отца. Однажды этих юношей, занятых подвижничеством ради потомства, встретил Нарада и решил, что им следует избавиться от этого стремления. Нарада Муни рассказал им несколько аллегорий и провозгласил высшую цель жизни. В конце концов, Нарада убедил их встать на духовный путь, следуя по которому, никто не возвращается обратно в материальный мир.

Когда Дакша узнал о решении юношей, его охватила скорбь из-за потерянных детей. Вскоре у Дакши появилась еще тысяча сыновей Савалашваров. Они также отправились в Нараяна-сара, где совершали подвижничество их старшие братья. Савалашвары принимали омовения, выполняли аскезы и произносили мантры, начинающиеся с омкары (например, ом тад вишнох парамам падам сада пашьянти сураях). В течение нескольких месяцев сыновья Дакши пили только воду и питались одним воздухом. Совершая великое подвижничество, они произносили такую мантру:





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 390 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...