Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Православный свято-тихоновский богословский институт 12 страница



Вообще у свт. Василия Великого мы находим очень много разъяснений, правил, касающихся внешнего устроения церковной жизни. Впоследствии, многие рекомендации свт. Василия были включены в книгу Правил Православной Церкви, где они составляют около одной сотни Правил. Что касается покаянной дисциплины, свт. Василий здесь находится в русле той традиции, которая засвидетельствована, например, у свт. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского. Это святой подвижник III века. Территориально весьма близкий к тем местам, где трудились святительствовали отцы-каппадокийцы.

По указаниям св. Григория Неокесарийского и свт. Василия Великого все кающиеся делятся на четыре разряда: первый разряда: это плачущие, те, кто стоит вне церкви и вообще не допускается в церковь; они могут только стоять у входа и с сокрушением просить, чтобы те, кто входит в церковь, молились за них. Другой разряд — это слушающие, те, кто пребывают в церкви, скажем, на литургии оглашенных или на других богослужениях, где читается Священное Писание и произносится проповедь. После того, как прочитано начало из Священного Писания и на него произнесено поучение, они выходят из церкви и при совершении таинства не присутствуют. Следующий разряд — это припадающие, те, кто стоит во время совершения тайносовершительных молитв на коленях и, наконец, последний разряд — это совместно стоящие, те, кто стоит на богослужении со всеми верными, но, неся покаянную епитимью, пока еще не может причащаться вместе со всеми.

Вот такая в подробностях разработанная покаянная дисциплина, совершенно, кстати, не совместимая с известной кочетковской практикой изгнания из церкви всех не причащающихся. Мы видим, что даже в III веке, при Григории Чудотворце в церкви могли стоять лица, которые в порядке епитимьи, в порядке покаяния не причащались вместе со всеми, а оставались в церкви до конца богослужения. Кроме того, нужно сказать, что еще и потому не прав священник Георгий Кочетков, что покаянная дисциплина все-таки несколько изменилась; если в прежние века покаяние очень часто бывало публичным, во всяком случае, жизнь христианской общины была настолько семейной, настолько близкими были отношения всех ее членов, что грешники не могли утаиться и об их грехах было всем известно. В наше время, как вы знаете, условия церковной жизни другие и в наше время необыкновенно строго настаивают на том, чтобы исповедь была тайной. Самовольное введение некоторыми священниками таких практик, как показательное изгнание из храма, это, конечно может рассматриваться также и как нарушение тайны исповеди.

Свт. Григорий Богослов.

Переходим к следующему Великому каппадокийцу — свт. Григорию Богослову или, как его часто называют на Западе — Назианзину по названию города Назианз. Как и св. Василий, Григорий происходил из богатой и знатной каппадокийской семьи. Они были примерно ровесниками, т.е. св. Григорийродился также примерно в 330 году. Они были близкими друзьями, хотя были людьми чрезвычайно разными. Св. Василий был настоящим князем Церкви, он стремился к внешнему устроению Церкви, он был погружен в активную деятельность, в то время, как его друг св. Григорий был человеком созерцательного склада, который с удовольствием провел бы свою жизнь вдали не только от попечения, но и вдали от людей. Только повинуясь властным призывам своего друга Василия, св. Григорий отказывался от отшельнического подвига, от созерцательной жизни и выходил на поприще широкого служения. Однако, его неумолимо влекла жизнь уединенная и поэтому вся жизнь св. Григория состоит из насильственных действий тех, кто был в Церкви старше его, кто призывал его к служению и из попыток св. Григория вырваться из этого тяжелого для него пленения мирской жизни.

Место рождения св. Григория город Арианз, это юго-запад Каппадокии, совсем недалеко от города Назианза. Арианз — это имение отца св. Григория. Его отца тоже звали Григорий, и он был епископом Назианским. Правда, христианином Григорий-старший стал всего за пять лет до рождения св. Григория Богослова. Имя матери св. Григория — Нонна; она была дочерью христианских родителей и она решающим образом повлияла на обращение своего супруга и затем она оказала большое влияние на христианское воспитание своего сына Григория. Как сам св. Григорий говорит в одном из своих "Слов", что еще до рождения его мать посвятила его Богу. Когда св. Григорий проходил обучение в Кесарии Каппадокийской, он познакомился со св. Василием, который стал его другом на всю жизнь. Но затем их пути временно разошлись потому, что Василий уехал в Константинополь, а Григорий учился в других местах; он поехал в Кесарию Палестинскую (со времен Оригена это был крупный богословский центр) и затем отправился в Александрию Египетскую, крупнейший центр богословия и светской культуры в первые века христианской истории. Но затем их пути снова сошлись в Афинах. Там они уже по настоящему поджружились; оба они приехали а Афины для продолжения образования.

Сам св. Григорий очень подробно описал их студенческую жизнь в Афинах в надгробном Слове своему другу Василию, слове, которое он произнес через два года после смерти свт. Василия Великого. Знаменитые слова из этого Слова вы неоднократно слышали; там говорится о Василии, что он знал только две дороги — в школу и в церковь.

Около 357-го года св. Григорий покинул Афины и вернулся на родину. Время его крещения неизвестно, во всяком случае, он крестился до своего продолжительного визита к Василию Великому (этот визит состоялся в 358 – 359 гг.). В это время св. Василий жил в монастырском уединении в Понте (Понт — это область на берегу Черного моря к северу от Каппадокии). В монастыре св. Василия св. Григорий принял участие в литературных трудах своего друга, помогая ему в составлении "Филокалии" и монашеских правил. Так и продолжалась бы его жизнь в уединении, но его призвал на служение его собственный отец, который чувствовал уже старческое ослабление сил и хотел рукоположить Григория в пресвитерский сан для того, чтобы он ему помогал в его епископском служении. Рукоположение произошло примерно в 362 году; произошло против воли св. Григория. Даже много лет спустя св. Григорий говорил о том, что над ним было совершено тираническое насилие (такое выражение мы находим в его стихах). Мы не удивляемся, что, находясь в таком настроении, он довольно скоро после рукоположения сбежал к своему другу св. Василию Великому. Но, по видимому, получив какие-то дополнительные наставления на эту тему от св. Василия, он довольно скоро вернулся к своему служению.

По этому поводу св. Григорий произнес специальное защитительное слово о своем бегстве. В этом слове он объясняет свое бегство перед высотой пресвитерского служения в виду сознания им собственного недостоинства. Слово это выходит далеко за пределы непосредственной задачи, какую ставил себе его автор, поскольку оно прекрасно объясняет саму сущность священнического служения и оно может служить прекрасным введением в предмет, который у нас называется "Пастырское богословие". Именно это слово св. Григория Богослова легло в основу замечательной серии «Слов о священстве» свт. Иоанна Златоуста.

Примерно в 371 году арианствующий император Валент разделил провинцию Каппадокию на две половинки. Это было сделано с целью ослабления влияния свт. Василия Великого, который в это время был уже архиепископом Кесарии Каппадокийской. Св. Василий был не просто епископом, а был главой целого церковного округа, имел епископов, которые подчинялись ему, как первоиерарху этого округа. Поскольку уже существовало твердо принятое церковное правило о том, что разделение церковных округов следует за разделениями территории империи гражданско-административными, то император считал, что он создаст новый митрополичий округ, над которым св. Василий власти уже не будет иметь. Но св. Василий не признал этого нового положения и поспешил рукоположить новых епископов, даже и в те города, где прежде епископов не было, чтобы еще более твердую опору иметь в епископате.

В этот момент св. Василий призвал на епископское служение и своего друга Григория. После смерти Григория-старшего св. Григорий стал епископом города Назианза, рукоположен в епископы он был еще раньше по воле св. Василия Великого, хотя в городе, куда был первоначально назначен епископом св. Григорий, он таки и не побывал.

После того, как он утвердился на Назианской кафедре, он опять на некоторое время удалился от служения, но это продолжалось не долго потому, что он вскоре был призван на одну из самых видных кафедр во Вселенской Церкви. В 379 году уже после смерти св. Василия Великого, св. Григория пригласила православная община Константинополя. Константинополь уже в IV веке на II Вселенском соборе, который произошел через два года после призвания в Константинополь св. Григория Богослова, был признан вторым по значению городом в Церкви после Рима. Константинопольская кафедра получила такое высокое место. Но в тот момент, когда св. Григорий приехал в Константинополь, там положение было очень трудное потому, что господствовало арианство и все храмы находились в руках еретиков-ариан. Св. Григорию пришлось возглавить поначалу очень небольшую православную общину и для совершения богослужения был избран парадный зал в доме одного родственника св. Григория, где он и поселился. Этот зал стал церковью, кафедральным собором св. Григория, где он совершал богослужения и проповедовал, и его проповеди вскоре стали привлекать большие толпы народа так, что эти слушатели уже никак не помещались в небольшом зале частного дома.

Вскоре, однако, положение изменилось — 24 декабря 380 года в Константинополь триумфально вошел православный император Феодосий Великий, которого Церковь почитает, как святого, и Феодосий повел решительную борьбу со всеми ересями. Православные получили все Константинопольские храмы и вскорости был созван II Вселенский собор. Однако, положение в Церкви все равно было нелегким, особенно для такого нежного и тонкого человека, как св. Григорий Богослов. Дело в том, что Александрийский епископ начал плести интригу против св. Григория, понимая важность Константинопольской кафедры и сожалея, что она была занята без всякого его влияния, без всякого участия Александрийской церкви; он решил посадить туда своего человека. Этот человек втерся в доверие к св. Григорию, был им крещен, был даже рукоположен в низшие степени и затем этот же человек был совершенно незаконно рукоположен в епископа Константинопольского при живом епископе св. Григории Богослове. И хотя эта авантюра была признана незаконной, все это, а также и многое другое причинило такие страдания св. Григорию, что он, не дожидаясь окончания II Вселенского собора, предпочел сложить с себя полномочия Константинопольского епископа. Произнеся слово прощания перед своей паствой, он удалился в город Назианз, где некоторое время нес епископское служение.

Однако, в 384 году он нашел себе достойного преемника и освободил себя также и от этого служеня, конечно, гораздо менее трудного, чем служение на Константинопольской кафедре. Последние годы своей жизни св. Григорий провел в Арианзе, в родительском имении, уже полностью предаваясь созерцательной жизни, подвигам и, конечно же, трудам писательским.

Если мы посмотрим творения св. Григория (недавно русский перевод их переиздан), — это два тома компактного дореволюционного издания, мы увидим, что св. Григорий не был слишком плодовитым писателем. Он не оставил ни одного библейского комментария, ни одного трактата; все, что он писал — это "Слова", стихотворения и еще письма. "Слова" — это одно из совершеннейших творений ораторского искусства. Очень скоро его стали называть христианским Демосфеном. Уже в VI веке проповеди св. Григория изучались в школах и на них составлялись схолии, ученые комментарии. Стиль проповедей — это, так называемый, Назианский стиль, стиль изобилующий всякими фигурами и украшениями речи, может быть, немножко несовременный, немножко трудный для восприятия современным человеком, который привык к большей простоте. Но по меркам того времени эти "Слова" были совершеннейшим творением риторской прозы.

Самые известные "Слова" св. Григория — это "Пять слов о богословии" или "Богословских слов". Они, прежде всего, и обеспечили ему название Богослова. Первое из этих "Слов" — это своего рода "Введение в богословие", где св. Григорий раскрывает сами принципы, сам метод богословствования. Он говорит о том, какие требования предъявляются к богословию и к богослову. Второе "Слово" говорит собственно о богословии; богословие в употреблении того времени — это учение о Боге. В наше время слово "богословие" употребляется в гораздо более широком плане. В третьем "Слове" говорится о единстве природы трех Божественных Ипостасей, в частности, о божественности Слова и о Его равенстве с Отцом по божеству. В четвертом "Слове" опровергаются возражения ариан против божественности Второй Ипостаси и разъясняются те места Священного Писания, которые ариане приводили в обоснование своего учения. Наконец, пятое "Слово" защищает божественность Святого Духа против еретиков македониан. Повторяю, — богословие — это учение о Боге Самом по Себе в терминологии того времени. Когда говорится о спасительном действии Бога в мире или о Боге, как Творце, это уже выходит за рамки богословия в этом узком смысле.

Замечательны также "Слова" св. Григория против Юлиана Отступника, которого он хорошо знал лично потому, что они в одно и то же время учились в Афинах. В этих двух обличительных "Словах" против Юлиана св. Григорий противопоставляет Юлиана императору Констанцию. Констанций изображается, как благочестивейший император, которого сразу после смерти Ангелы возносят в небесные селения. Об этом говорится в таких высоких выражениях, что это даже смутило русского переводчика. Например, там, где св. Григорий говорит о божественнейшем Констанции, русский переводчик XIX века переводит "божественнейший", как "благочестивейший". Конечно, понятно смущение переводчика потому, что Констанций как ни как был арианин. Здесь перед нами, конечно, встает проблема, почему св. Григорий изображает так восторженно, так неумеренно высоко императора-арианина. Думаю, что ответ найти довольно легко. Юлиан Отступник показал возможность того, что империя перестанет быть христианской и все благоразумные люди должны были понять, что это означает ниспровержение того здания, которое строилось не с начала царствования Константина Великого, а с гораздо более ранних времен. Христианская империя — это была такая ценность, которую нужно было защищать любой ценой. Перед лицом императора-отступника, императора-язычника она обнаружила все свое значение для Церкви, даже, если она находилась перед Юлианом не в самых достойных руках, руках арианина Констанция.

Очень большое место в творениях св. Григория занимают стихи. Ему принадлежит одна из самых больших в святоотеческой греческой литературе автобиография, причем именно стихотворная автобиография. Ему принадлежит и много других стихов. Об этих стихах в их стихотворном звучании можно составить некоторое представление по переводам стихотворных отрывков, которые были в свое время сделаны Сергеем Сергеевичем Аверинцевым. Однако, мы должны учитывать следующее. Когда греческие стихи переводятся на русский язык, переводчик пользуется тем стихосложением, которое существует в русском языке; русский стих строится на чередовании ударных и безударных слогов и другого не может быть в русской поэзии. У греков со временем тоже возобладало стихосложение, которое строится на чередовании ударных и безударных слогов. Таково почти все наше богослужение с его стихирами, канонами, ирмосами, тропарями — это все греческие стихи, написанные в определенном и строго соблюдаемом размере. Причем, стихи по большей части силлабо-тонические. Но св. Григорий Богослов пользовался не этим стихосложением, а стихосложением античным, которое строилось на правильном чередовании слогов — долгих и кратких. Передать эти стихи средствами русского языка невозможно. Мало того, мы даже не знаем, как такие стихи звучали в то время, когда в реальном языке утратилось различие между долгими и краткими слогами; это произошло довольно рано. Однако в греческой христианской поэзии традиция античного стихосложения сохранялась; мы ее видим не только у свт. Григория Богослова, мы ее находим в XVI веке у нашего подвижника преподобного Максима Грека, который тоже мог писать эпиграммы, пользуясь гомеровскими размерами и гомеровским языком. Такие же точно эпиграммы писал и св. Григорий Богослов. Между св. Григорием и прп. Максимом была целая плеяда стихотворцев, которые вот так, друг друга, преемственно сохраняли эти традиции античного стихосложения. Оно существовало параллельно со стихосложением нового силлабо-тонического типа, и в богослужении изредка встречаются песнопения, составленные по этим принципам. Например, ямбические каноны на некоторые Господские праздники прп. Иоанна Дамаскина; это время достаточно позднее, VIII век, но все-таки в литургическое употребление могли вводиться таким образом составленные стихи. Чаще всего стихи св. Григория имеют личный, интимный характер; он рассказывает о своих чувствах, переживаниях, но иногда он пользовался стихами совсем в других целях. Например, в его творениях известно написанное в стихотворной форме перечисление канонических книг Священного Писания.

Немалое место в собрании творений св. Григория занимают письма. Этих писем всего 245; они, обычно, очень краткие. Сам св. Григорий ставит следующие цели тем, кто составляет письма — они должны быть краткими, ясными, приятными по стилю и простыми. Переписка св. Григория имеет гораздо более личный и частный характер, чем письма свт. Василия Великого. Однако некоторые из писем св. Григория имеют очень большое значение и получили в Церкви очень большое влияние. Таковы, например, его 101-ое и 102-ое его послание, где он опровергает аполлинарианскую ересь. Мы знаем, что ересь Аполлинария — это христологическая ересь, и, когда Церковь приступила к формулировке христологического догмата, эти послания св. Григория получили самое большое значение. Большой отрывок из 101-го письма был включен в деяния III Вселенского собора, а IV Вселенский собор полностью включил в свои деяния это письмо свт. Григория. Есть какие-то сведения об аполинарианстве и в других посланиях св. Григория.

И, наконец, еще об одном творении, которое во всех рукописях сохранилось с именем св. Григория Богослова. Это творение драматическое; оно называется "Христос-Страстотерпец" или "Христос страждущий". Ученая критика довольно рано заподозрила подлинность этого творения, однако, весьма авторитетный современный издатель трагедии взял на себя смелость доказывать, что оно принадлежит действительно тому, кому его приписывает вся рукописная традиция. Происхождение этой трагедии связано с тем непродолжительным временем, когда Юлиан Отступник фактически запретил христианским юношам учиться в школах, где изучали языческую литературу. Это был шаг императора-язычника, который вызвал очень большой гнев христиан; Церковь уже сделала выбор в пользу культуры, Церковь была далека от того, чтобы сказать: "Ну и плевать нам на всех ваших языческих писателей, оставайтесь с ними, нам они не нужны". Наоборот, Церковь всячески противодействовала этим дискриминационным мерам императора-отступника. С одним из таких актов противодействия мы имеем дело, когда мы держим в руках трагедию "Христос страждущий". Языческое образование включало в себя изучение определенного классического набора литературных сочинений. Среди прочих сочинений языческих писателей в этот набор обязательно входили сочинения драматические. Поскольку оказалось невозможным изучать языческие трагедии, нужно было создать такой их аналог, который бы не лишил христианское юношество изучения этого жанра словесности. Вот именно так появилась эта трагедия. Она в значительной степени состоит из заимствованных и переосмысленных стихов языческих писателей и, прежде всего, Еврипида. В то же время она с большой силой выражает истину христианского учения; она действительно перелагает языком трагедии события Священной Истории. Это, конечно же, трагедия, которая была предназначена исключительно для чтения и для изучения; никто никогда не думал о возможности ее театральной постановки. Можно сказать, что мы имеем здесь образец возвращения творения его автору. В наше время таких случаев очень много, но чаще всего, творения возвращаются древним авторам через их обнаружение и издание. В данном случае творение было давно уже известно, давно уже издано, но в нем отказывались видеть представители критической научной мысли творения свт. Григория Богослова. Сейчас оно все-таки возвращено ему.

21.03.96 г. Н.Б.

Л Е К Ц И Я № 14

Учение свт. Григория Богослова.

В прошлый раз мы говорили о творениях свт. Григория Богослова; сегодня должен сказать еще о его богословии.

В словах свт. Григория Богослова мы находим прежде всего очень важные рассуждения о самом методе богословия. Он говорит об источниках богословия, о требованиях, которые предъявляются к богослову; он говорит о тех, кто в Церкви имеет особые учительские полномочия, о вере и разуме, а также о праве Церкви давать такие вероучительные определения, которые обязательны для каждого члена Церкви. Это очень важно и достаточно ново: это стало возможным только тогда, когда в Церкви стали возможны Вселенские соборы.

Защита православного учения о Пресвятой Троице — одна из главных богословских тем св. Григория. С одной стороны, он опровергает ересь Ария во всех ее разновидностях — ересь, которая усматривала онтологические дистанции между тремя Божественными Лицами, а с другой стороны, Григорий предостерегает от ереси Савелия, который сливал Божественные Ипостаси. Эти лжеучения диаметрально противоположны и одинаково опасны. Православное учение одинаково далеко отстоит от обеих этих крайностей.

В сравнении со св. Василием Великим св. Григорий больше говорит о единстве Божественных Лиц и о монархии, единоначалии. Он яснее говорит об отношениях между Божественными Лицами. О Святом Духе св. Григорий говорит яснее, чем свт. Василий. Он многократно прямо говорит о том, что Св. Дух есть Бог, причем он говорил об этом в то самое время, когда свт. Василий писал свой трактат о Св. Духе, желая привлечь в церковное общение колеблющихся и умеренных ариан. Два святителя как бы разделили задачи: свт. Григорий прямо и не обинуяся говорил о Божестве Св. Духа; свт. Василий подводил к этому учению, строя мост, по которому еретичествующие могли перейти на берег правой веры.

Очень важно христологическое учение св. Григория — учение о соединении Божества и человечества во Христе. Это учение всю свою значимость обнаружило в следующем, 5 веке, когда в Церкви начались христологические споры. На III и IV Вселенских соборах (5-й в.). вспоминали свт. Григория, и в деяниях этих соборов мы находим значительные фрагменты из его творений.

Очень важна та борьба, которую св. Григорий вел против ереси Аполлинария, оспаривая его учение о соединении Божественной Личности Сына Божия с человеческой плотью. Св. Григорий настаивает на полноте человечества во Христе и вместе с тем указывает, что во Христе совершенный человек, т.е. полный человек, состоящий из тела и души.

Как указывает св. Григорий, учение Аполлинария, отрицающее полноту человечества во Христе, воздвигает средостение между Богом и человеком — то средостение, которое Христос пришел упразднить.

В богословии всегда имеют большое значение вопросы терминологии, и в христологическом богословии терминологические вопросы имели первостепенное значение. Именно св. Григорий вступил в этой области на тот путь, на котором впоследствии оказалась вся вселенская Церковь: он начал применять в области христологии тринитарную терминологию (природа, ипостась, сущность). Большие затруднения в христологии последующего времени произошли от того, что многие богословы и святые отцы не стали применять к области христологии терминологию, выработанную и принятую Церковью в ходе тринитарных споров.

Естественно, св. Григорий говорит, что в Христе единая Личность и единая Ипостась (единый Сын, а не два Сына) — св. Григорий как бы заранее опровергает ересь Нестория. Задолго до Ефеского собора св. Григорий употреблял слово "Богородица". Мы затрудняемся проследить историю этого древнейшего термина — по всей видимости, он употреблялся уже Оригеном, однако мы не располагаем всеми его творениями, особенно в греческом оригинале. Но то, что это слово употребляет св. Григорий, чрезвычайно важно.

Утверждая полноту человечества во Христе, св. Григорий объясняет это сотериологически: необходимо, чтобы во Христе была полнота человечества, потому что именно таким образом Бог спасает человека, соединив с Собой полноту человеческого естества. Как говорит св. Григорий (правда, не он первый): «Что не воспринято, то не уврачевано, что не соединилось с Божеством, то не спасается». Поскольку Христос воспринимает всего человека, Он и исцеляет всего человека от греха и смерти.

Таковы вкратце важнейшие темы богословия св. Григория. Ныне, имея в распоряжении собрание его творений в русском переводе, можно их прочитать.

Свт. Григорий Нисский.

Переходим к другому Великому каппадокийцу — другому Григорию, который был епископом Нисским. В ряду Великих каппадокийцев св. Григорий Нисский был самым большим философом: он применяет философию для решения богословских проблем.

Св. Григорий родился примерно в 335 г. — он был лет на пять младше своего брата, св. Василия Великого, который принял большое участие в его воспитании. В юности св. Григорий желал посвятить свою жизнь церковному служению и стал чтецом, но впоследствии решил сделать светскую карьеру — стал учителем риторики и женился. Однако, в миру он оставался недолго. Под влиянием друзей, особенно св. Григория Богослова, он оставил мир и удалился в монастырь св. Василия Великого.

В 371 г. св. Григорий был рукоположен во епископа Нисского. Нисса — небольшой городок в Каппадокии, в церковном отношении подчинявшийся св. Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской. Хотя рукоположение состоялось против воли св. Григория, он не обнаруживал порывов к уходу в отшельническую монастырскую жизнь, как св. Григорий Богослов. Он отправился в Ниссу и пребывал там. Однако, в управлении епархией он обнаруживал недостаточную твердость, что вполне естественно для человека созерцательного склада, и переписка его со св. Василием Великим показывает, что св. Василий неоднократно призывал его быть более строгим и больше заботиться о порядке в епархии.

Конечно, еретики спешили воспользоваться тем, что епископ Григорий не был таким твердым человеком, как его старший брат. Они воздвигли против него массу всяческих обвинений, в том числе и совершенно ложное обвинение в финансовых злоупотреблениях. В результате этих обвинений в 376 г. собор арианских епископов низложил св. Григория. Собор произошел в самой Ниссе, когда св. Григорий отсутствовал. Однако изгнание его продолжалось недолго: в 378 г. умер император-арианин Валент, после чего св. Григорий смог вернуться на свою кафедру, причем жители устроили ему триумфальную встречу.

Немногим позже он был избран архиепископом Севастийским, т.е. должен был вступить в управление целым церковным округом, имея в подчинении епископов. Он был этим чрезвычайно недоволен, потому что это не соответствовало его личным устремлениям.

В 381 г. св. Григорий Нисский очень много сделал для утверждения Православия на II Вселенском соборе, в котором он весьма активно участвовал. Св. Григорий и после этого многократно бывал в Константинополе, в частности ему было поручено произнести надгробные речи по случаю смерти царевны Пульхерии (385 г.) и ее матери императрицы Флакиллы. В последний раз он был в Константинополе в 394 г. для участия в поместном соборе и, по всей видимости, в том же году он и скончался.

Творения св. Григория Нисского более многочисленны, чем творения двух Великих каппадокийцев, и в древности они имели отнюдь не меньшую известность. Некоторые из них сохранились в огромном числе рукописей. Сначала назову догматические творения свт. Григория Нисского. На первом месте большое по объему сочинение "Против Евномия". После того как свт. Василий Великий выступил с критикой Евномия, тот долго молчал и только через 14 лет ответил на критику. Свт. Григорий Нисский давал ответы на эти ответы Евномия. Был еще один эпизод: в 383 г. Евномий представил императору Феодосию исповедание веры, и св. Григорий Нисский немедленно написал (по-видимому, по специальному поручению) детальный разбор этого исповедания веры ересиарха Евномия. В 6 веке произошла путаница в рукописях св. Григория Нисского, и этот его трактат-разбор исповедания веры Евномия был включен в состав больших трактатов против Евномия. Современная наука восстановила исконный состав этого творения святителя.

Св. Григорию принадлежат два сочинения, специально направленные против Аполлинария. Одно из них адресовано Феофилу, епископу Александрийскому. "Слово о Святом Духе против духоборцев македониан". Тринитарный трактат "К Авлалию о том, что не три Бога" (Авлалий — это клирик, который задал святителю вопрос: почему мы не можем говорить о том, что три Бога, если мы признаем Божество всех трех Божественных Ипостасей?). Здесь св. Григорий объясняет, что словом "Бог" мы обозначаем сущность, и эта сущность, эта природа едина, поэтому мы можем говорить только об одном Боге.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...