Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Православный свято-тихоновский богословский институт 10 страница



Арий, хотя деятельность его связана с Александрией, был учеником антиохийского пресвитера святого великомученика Лукиана. Ученые спорят о том, в какой мере своим лжеучением Арий обязан своему учителю, но несомненно в той или иной мере он с ним связан и зависит от него. Это подтверждается и тем совершенно очевидным фактом, что самую большую поддержку Арий имел со стороны своих соучеников, тех, кто вместе с ним учился у св. Лукиана. Из этих соучеников можно назвать самого значительного после Ария деятеля арианской партии епископа Евсевия Никомидийского. В чем же состояло лжеучение Ария?

Арий, будучи не в силах принять идею Божественной Троицы, проводит резкую границу между Отцом и Сыном. Сына он объявляет " сотворенным ". "Было время, когда его не было" — одно из подлинных выражений Ария. Бог в целях сотворения мира и прежде мира творит из несущего своего Сына, через которого Он, впоследствии, творит мир, т. е. Сын Божий хотя и предшествует бытию мира, но, однако же, не является Богом в полном смысле. Арий никак не может полностью отрицать божественность Сына Божия, это было бы слишком явным противоречием со всей церковной традицией. Однако, эту божественность он понимает, как бы в переносном смысле, по усыновлению, по установлению, если можно так перевести соответствующее греческое слово. Сын Божий называется Богом, хотя Он и не есть Бог по существу.

Это учение Арий, весьма уважаемый пресвитер, начинает распространять в Александрии. В Александрии пресвитеры имели большее значение, чем в других местах в силу того, что Александрия была огромным городом, в значительной степени уже христианизированным с начала IV века, и в то время, как в других городах все христианское население могло в воскресенье собраться в одно место для богослужения, в Александрии это было уже невозможно. Своего рода благочинными, своего рода наместниками, полномочными представителями епископа Александрийского были в отдельных районах города эти пресвитеры. Непонятно когда Арий вступил в конфликт со своим епископом. Одни исследователи датируют это концом 10-х годов, 318 годом, другие — что это произошло совсем незадолго до I Вселенского собора, году в 323. По понятным причинам очень немногое сохранилось из сочинений Ария, а если что-то и сохранилось, то исключительно в цитатах у его противников.

Арий, как вы знаете, был осужден Первым Вселенским собором и изгнан. Сразу после этого его влиятельные друзья и, в первую очередь, нужно назвать Евсевия Никомидийского, который впоследствии стал придворным епископом при святом равноапостольном Константине Великом и совершил его крещение. Влиятельные друзья Ария стали интриговать против его противников, за него, за его реабилитацию. При жизни св. Константина никто не смел покушаться на Никейское Вероопределение, поэтому интриги и агитация сторонников Ария велись в другой плоскости, а именно политических и персональных обвинений против его врагов.

Св. Константин был уже готов полностью реабилитировать Ария. Но незадолго до того, буквально за несколько часов до того, как Арий должен был вступить в общение с Константинопольским епископом, он скоропостижно скончался. Это произошло в 336 году, Арию было уже 80 лет.

Свт. Афанасий Великий.

Против Ария выступил прежде всего Александрийский епископ Александр, который его осудил на поместном соборе Александрийской церкви и, затем, много содействовал его осуждению на Первом Вселенском соборе. Довольно скоро после собора св. Александр скончался и преемником его на Александрийской кафедре стал александрийский диакон Афанасий, самый значительный борец против арианства, по крайней мере, в первой фазе догматической борьбы IV века.

Святой Афанасий Великий родился приблизительно в 295 году. О его происхождении, детстве и юности мы практически ничего не знаем. Судя по тому, что он получил обычное для того времени образование, он принадлежал к высшим кругам общества, которым было доступно это образование. Благодаря своим дарованиям он был замечен Александрийским епископом св. Александром и был им в конце 10-х годов рукоположен в сан диакона и стал епископским секретарем. В таковом качестве он участвовал и в Первом Вселенском соборе. Как говорят источники, во время Первого Вселенского собора св. Афанасий выделился, как полемист против арианства. В 328 году св. Афанасий рукополагается в епископа Александрийского и начинается его полное трудностей служение.

Из долгих лет своего епископства целых 17 лет св. Афанасий провел в различных ссылках и в изгнании. Первые 10 лет он оставался спокойно на своей кафедре. Однако, в 335 году в Палестине, в Тире произошел собор епископов. Этот собор состоял по преимуществу из сторонников Ария и он по обвинениям осудил св. Афанасия. Св. Афанасий апеллировал на этот собор к императору, признавая, таким образом право императора решать духовные дела. Однако, император св. Константин, окруженный скрытыми сторонниками Ария, не внял св. Афанасию и отправил его в ссылку на далекий Запад, в галльский город Трир. Эта поездка имела большое значение для св. Афанасия, потому что она укрепила его связи с Западным епископатом.

В то время, как на Востоке были трудности с принятием Никейского догмата, трудности уже чисто терминологические, потому что слово "омоусиос" (ομοουσιος), ключевое слово Никейского символа было в свое время скомпрометировано на Востоке тем, что его употребляли еретики, сливавшие Божественные ипостаси. На Западе, напротив, слово consubstantionalis (единосущный) считалось вполне ортодоксальным. Это слово на соборе и было предложено Западом, а именно императором Константином, который был человеком западным, и во время собора главным консультантом по богословским вопросам имел испанского епископа Осия Кордубского. Во время арианских споров Рим вместе со всем Западом, как правило, довольно дружно выступал против арианства, в то время, как на Востоке было большое брожение и существовали различные партии, различные богословские оттенки. Очень долго те, кто целиком и полностью принимал Никейский символ оставались на Востоке в меньшинстве.

Св. Афанасий пробыл на Западе недолго, потому что уже в 337 году скончался император Константин и это дало ему возможность вернуться в Александрию. Однако, после смерти св. Константина, враги св. Афанасия и православия стали действовать еще более решительно. В 339 году состоялся собор в Антиохии, где по наущениям епископа Евсевия Никомидийского св. Афанасий был лишен кафедры. Ему прислали замену, этот епископ, хотя и с трудом, смог занять Александрийскую кафедру, а св. Афанасий отправился беглецом в Рим. В 341 году в Риме состоялся собор и под председательством Римского епископа Юлия I, и собор этот полностью освободил св. Афанасия от возводившихся на него обвинений. В 343 году состоялся большой собор в Сардике на Балканском полуострове и этот собор объявил св. Афанасия единственным законным Александрийским епископом. Однако, только после смерти епископа, который незаконно занял его кафедру, св. Афанасий смог вернуться в Александрию. Это произошло в 346 году.

После смерти императора Константина империя была поделена между тремя его сыновьями и правивший Западом император Констант взял под свое покровительство св. Афанасия. Однако, когда умер Констант в 350 году, его брат Констанций, правивший на Востоке и сочувствовавший арианству, почувствовал себя "с развязанными руками". Констанций стал правителем всей империи после смерти своего брата (третий брат умер еще раньше). После этого на Западе были созваны два собора против св. Афанасия: один в Арле, в Галлии, другой — в Милане, в Италии. Эти соборы возвели нового узурпатора на Александрийскую епископскую кафедру, а св. Афанасий вынужден был вновь удалиться.

На этот раз он нашел убежище у египетских монахов. Скрываясь в египетской пустыне, он написал очень важные свои сочинения: "Апологию к Констанцию", "Апологию о своем бегстве", "Письмо монахам", касающееся событий арианских споров и "Историю ариан". Как только умер император Констанций в 361 году ситуация резко изменилась — узурпатор Александрийского епископского престола был убит народом (это явление в Александрии не уникальное) и св. Афанасий смог вновь занять свою кафедру.

Как вы знаете преемником Констанция стал Юлиан Отступник. Его целью было сокрушение христианства. Но поначалу император-язычник надеялся, что христиане настолько враждуют друг с другом, что нужно предоставить им полную свободу и они будут заниматься взаимоистреблением. Поэтому-то и получил св. Афанасий возможность вернуться в Александрию. Однако, св. Афанасий начал энергично действовать для восстановления церковного единства в Александрии. Причем, проявлял не малую терпимость, не требуя слишком многого у тех, кто желал восстановления церковного единства и при этом колебался в отдельных формальных моментах. Мы знаем, что впоследствии подобную же терпимость могли проявлять и великие каппадокийцы, начиная со святителя Василия Великого, за что противники могли упрекать этих святых в слишком большой способности к компромиссам.

Юлиан увидел, что его политика не достигает своей цели и начал ужесточать меры против христиан, в частности, св. Афанасий был выслан из Александрии, как возмутитель мира и спокойствия, в то время, как он как раз созидал мир церковный. Юлиан Отступник, недовольный тем, что св. Афанасий успешно объединяет христиан, подверг его изгнанию. Однако, царство Юлиана продолжалось совсем недолго. Св. Афанасий возвращается в 363 году после смерти Отступника, но вскоре подвергается новой ссылке, когда к власти приходит арианин Валент. Валент, однако, не мог противиться общему гласу александрийской паствы святителя и после четырех месяцев изгнания святитель Афанасий возвращается в Александрию, где остается уже до самой своей смерти в 373 г.

Несмотря на такие бурные события, на все преследования, ссылки и изгнания, св. Афанасий успел очень много написать. Можно начать с его творений апологетических и догматических. Первое из них по времени написания — это сочинение "Против язычников и о воплощении Бога-Слова". Обычно в собраниях творений святителя это дается, как два различных сочинения, однако, это в действительности это две части одного труда. Первая часть "Против язычников" — есть разновидность христианской апологии; дает мало нового по сравнению с апологиями предшествующих веков, хотя здесь есть очень четкие формулировки и святитель Афанасий очень хорошо проводит грань между Богом и тварным миром, отвергая, как простонародный языческий политеизм, так и философский языческий пантеизм. Он показывает, что вся природа, весь мир в совокупности не есть Бог, не может рассматриваться, как, сам по себе, божественный. Гораздо большее значение имеет вторая часть этого двуединого труда "О воплощении Бога-Слова". Здесь говорится о самом важном в нашей вере, об искуплении, о спасении и обожении человеческой природы. Св. Афанасий здесь учит, что Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Это опять—таки не ново, об этом Ириней Лионский уже говорил. Но св. Афанасий об этом говорит очень определенно и делает это утверждение основой своего богословия. Можно сказать, что основа богословия св. Афанасия, в частности, основа его полемики с арианством — это сотериология, т.е. учение о спасении человека. Как считают современные исследователи, это первое сочинение святителя Афанасия, написанное тогда, когда он еще не был епископом и даже до начала арианских споров. Говоря о воплощении Слова, он ничем не намекает на арианские споры и, между прочим, ни разу не пользуется словом "единосущный".

Главное догматическое творение святителя Афанасия — это "Слова против ариан". Первое "слово" против ариан — это резюме арианской доктрины и защита Никейского вероопределения. Второе и третье "слова" против ариан — это истолкование тех текстов Священного Писания, которые использовались арианами для обоснования их учения, а также тех текстов Священного Писания, которые православное богословие выдвигало для опровержения арианства. Во многих собраниях творений святителя Афанасия печатается еще четвертое "слово" против ариан. Но по единодушному суждению ученых мужей это "слово" ему не принадлежит и написано скорее уже после его смерти. Во многих рукописных сборниках творений св. Афанасия это "слово" не помещается.

Существует более краткое сочинение св. Афанасия на ту же тему, оно называется "О воплощении и против ариан". В этом сочинении встречаются чеканные формулировки, например, "Единый Бог в трех ипостасях"; настолько классические формулы, что некоторые даже сомневались в принадлежности сочинений св. Афанасию, однако, без всяких оснований. Действительно употребление слова "ипостась" у св. Афанасия неоднозначно, иногда он употребляет это слово, как синоним слова "сущность". Однако же встречается у него и употребление слова "ипостась" в значении "лицо".

Поскольку святитель Афанасий имел колоссальный авторитет, ему были приписаны некоторые сочинения, которые на самом деле ему не принадлежат. Из них можно назвать, например, так называемый "Афанасиев символ"; до недавнего времени он печатался во всех изданиях Псалтири и в Следованной Псалтири, как один из важнейших вероучительных текстов православной церкви. Однако, уже начиная с XVII века, ученые начали сомневаться в принадлежности этого "символа" св. Афанасию. Впоследствии было доказано, что этот "символ" несомненно западного происхождения и греческий его текст является переводом и по времени происхождения он относится к последующему времени. Как обычно думают, он составлен во второй половине V-го века, хотя среди предполагаемых авторов называли и отцов более раннего времени, например св. Викентия Лиринского или св. Илария Пиктавийского.

Афанасиев "символ" любили использовать на Западе для обоснования «Филиокве»(Filioque), на Востоке он, естественно, имел хождение без «Филиокве»(Filioque). Появление «Филиокве»(Filioque) в тексте столь раннем нас удивлять никоим образом не должно, потому что «Филиокве»(Filioque) — это учение, которое уже вполне четко выражено у блж. Августина.

Св. Афанасий отдавал свои силы преимущественно борьбе против арианства, однако, эту борьбу он мог вести в разных планах, как в чисто догматическом, так и в плане историческом. Можно в отдельный раздел выделить его сочинения историко-полемические. Это прежде всего, "Апология против ариан", сочинение составленное около 357 года после возвращения святителя из второй ссылки. В своих исторических сочинениях св. Афанасий широко пользуется документами: посланиями разных лиц, соборными определениями самых различных церковных собраний. Они имеют строго документированный вид.

Другая апология — это апология, адресованная императору Констанцию. Она написана в твердом и достойном тоне и является в литературном отношении, может быть, самым тщательно обработанным творением святителя Афанасия.

В апологии "О бегстве" св. Афанасий говорит, почему он скрылся и свое решение скрыться от рук своих преследователей он обосновывает примерами святых и примером самого Христа.

Большое сочинение "Об истории арианства" св. Афанасий адресовал монахам. Если в апологии, адресованной Констанцию, он искал его благоволения, то, напротив, в "Истории арианства", адресованной монашеству, которое стояло целиком за него, он обрушивается на императора с самыми тяжелыми обвинениями, называя его врагом Христовым и т.д.

Основным направлением древнего богословия, богословием по преимуществу, было толкование Священного Писания и святитель Афанасий, как и любой богослов, любой проповедник тоже занимался толкованием священных книг. Одно из его экзегетических сочинений называется "К Маркелину о толковании псалмов". Здесь говорится о содержании, о мессианском характере псалмов и об их употреблении в духовой жизни. Святителю Афанасию принадлежит также "Комментарий к псалмам", который долгое время находился в так называемых катенах (это латинское слово, в переводе означает "цепь"). Это слово обозначает сборники святоотеческих толкований, где каждый стих или каждый фрагмент текста снабжается толкованиями или выдержками из толкований различных св. отцов, которые как бы нанизываются одно на другое, отсюда это название — "цепь".

Рукописные катены до сих пор еще недостаточно исследованы, и они представляют огромный интерес для патрологической науки, потому что многие святоотеческие творения, которые не сохранились в отдельном и полном виде, сохранились хотя бы в частичном виде в сборниках, сводах толкований на отдельные книги Священного Писания. Только в наше время наука подходит к полному и систематическому исследованию, выявлению этих текстов, хотя в отношении самых великих Отцов соответствующая работа была проделана уже в прежнем столетии.

Св. Афанасий написал также комментарий на книгу Екклесиаста и на книгу "Песнь песней", однако эти толкования не сохранились, кроме очень незначительных фрагментов в тех же катенах. Сохранилось восемь фрагментов толкования св. Афанасия на книгу "Бытие". В катенах также находят отрывки толкования на книгу Иова и на Новозаветные книги (Евангелие от Матфея, от Луки и Первое послание к Коринфянам).

Как уже было сказано, IV век — это век, когда появлялись новые реальности церковной жизни и в соответствии с ними иногда возникали новые роды христианской литературы. В IV веке расцветает монашество и первое монашеское житие — это знаменитое житие преподобного Антония Великого, составленное святителем Афанасием, который лично знал прп. Антония, посещал его неоднократно и был среди его почитателей.

У св. Афанасия есть и другие аскетические сочинения, например, небольшое сочинение "О девстве". Это сочинение имело большое значение в истории христианской аскезы. Есть еще другое сочинение о девстве, но о его авторстве идет спор. Некоторые из аскетических сочинений, которые традиция приписывает св. Афанасию сохранились не в греческом подлиннике, а в коптском или других переводах. Это неудивительно, потому что мы помним из церковной истории, что после победы монофизитства в Египте произошло умаление греческого элемента, который был постепенно совершенно вытеснен. Нынешняя православная Александрийская патриархия влачит призрачное существование, в то время, как копты в Египте насчитывают несколько миллионов человек. После тех разорений, которые пережил Египет, после сожжения знаменитой Александрийской библиотеки, совершенно естественно, что многие древнехристианские творения погибли. Однако, кое-что из погибшего в греческом подлиннике сохранилось в переводах, которые делались в среде местных жителей, коптов.

Совсем недавно, в одной ватиканской рукописи был обнаружен трактат св. Афанасия под названием "О болезни и здоровье". Первое издание этого трактата было сделано в 1938 году.

Будучи епископом, св. Афанасий, естественно, проповедовал слово Божие и под его именем сохранился целый ряд проповедей. Однако, в науке дебатируется вопрос подлинности тех проповедей, которые сохранились под его именем; некоторые из них явно не подлинные.

В деятельности св. Афанасия большое значение имела переписка, которую он вел, хотя его переписка сохранилась не полностью. Вообще говоря, это одна из особенностей IV и последующих веков, хотя послания это самое первое, что появилось в Церкви. По всей видимости Апостольские Послания, по крайней мере, некоторые, хронологически предшествуют Евангелиям. Однако, в первые века, века гонений переписка не могла иметь слишком большого размаха, и от этих веков нам сохранилось очень мало посланий. Напротив, IV век дает огромные собрания посланий, например, послания — это добрая треть того, что нам осталось от творений святителя Василия Великого, значительная часть творений святителя Григория Богослова и т.д.

От св. Афанасия сохранились послания, которые имеют официальный характер, которые он направлял, прежде всего, своей пастве, как архипастырь. Иногда они вырастают в целые трактаты. Важное место среди его посланий занимают «Праздничные послания». Уже в III веке у Александрийских епископов сложился обычай уведомлять подчиненных им египетских епископов и через них всю паству о времени начала Великого Поста и соответственно о времени празднования Пасхи. Однако, эти послания были не просто календарной информацией, они всегда содержали в себе назидание, иногда довольно конкретного злободневно-исторического характера. Этой традиции остался верен и святитель Афанасий. Даже находясь в изгнании, он старался общаться со своими епископами со своей паствой посредством этих традиционных праздничных Посланий.

Опять-таки многое, не сохранившееся по-гречески, сохранилось в переводах, в частности, в сирийском переводе. Скажем, недавно в сирийском переводе был напечатан "Корпус из 17 посланий", которые прежде были известны по немногочисленным греческим фрагментам.

Св. Афанасию принадлежат три соборных послания. Эти послания написаны не от имени его одного, а от имени собора египетских епископов. Первое адресовано антиохийцам, второе — императору Иовиану, преемнику Юлиана Отступника, третье — африканским епископам. Св. Афанасию принадлежат две энциклики (это греческое слово, которое в переводе означает окружное послание). Первая из этих энциклик адресована епископам всего мира, в ней св. Афанасий призывает их вступиться за него и осудить похитившего у него кафедру арианского узурпатора. Вторая энциклика адресована епископам Египта и Ливии и тоже связана со смутными событиями гонений на святителя Афанасия.

В своих посланиях святитель Афанасий часто занимался догматическими вопросами, но некоторые по преимуществу посвящены таким вопросам. Например, четыре послания Серапиону, епископу Тмуитскому о Святом Духе. Время написания этих посланий — конец 50-х – начало 60-х годов IV века. Естественным следствием спора о единосущии Отца и Сына был спор о Святом Духе. Ариане, развивая свое учение дальше, учили, что Святой Дух — это первое творение Сына. Отрицая единосущие Отца и Сына, они отрицали также равенство Сына и Святого Духа.

Интересно послание к Эпиктету, епископу Коринфскому. Здесь св. Афанасий говорит о том, как явившийся на Земле Иисус Христос соотносится с вечным Сыном Божиим.

В послании к Адельфию, епископу и исповеднику, св. Афанасий оспаривает ариан, которые утверждали, что Никейский догмат означает поклонение твари, как Творцу. Святителю принадлежит еще целый ряд посланий догматического характера. Святителю принадлежат также послания, адресованные монахам и посвященные преимущественно вопросам аскезы.

Св. Афанасий самый значительный богослов первой половины IV века, причем, он богослов по преимуществу. Если его предшественники, в частности, из Александрийской богословской школы во многом старались опереться на философию, для св. Афанасия она не имеет никакого значения, разве что в первом своем сочинении против язычников он отдает некоторую дань философии. Но в целом можно говорить о минимальном использовании им философии. Таким образом, его богословие — чистое богословие.

Св. Афанасий защитник церковного учения о Святой Троице, о едином Божестве Отца, Сына и Духа Святого. Святая Троица творит мир, который, как творение, решительно отличается от Творца. Лица Святой Троицы равны, в частности, это выражается в отношении ее к миру: Отец творит мир через Сына, в Духе Святом.

Многие впадали в роковые заблуждения в области учения о Святой Троице, потому что пытались понять бытие Святой Троицы, исходя из мира, и доходили до того, что рассматривали Логос Божий, Сына Божия, как необходимого Богу-Отцу посредника между Им и миром. Отсюда уже недалеко до арианского утверждения, что Сын был сотворен для того, чтобы через него сотворить мир. Св. Афанасий оспаривает такие учения и показывает, что для Бога нет никакой необходимости, даже в самом бытии мира; творение мира есть совершенно свободный акт Божественной воли. Святая Троица существует в Себе до мира и совершенно независимо от мира, хотя, конечно, когда творится мир, то каждая Ипостась Святой Троицы участвует в этом особым образом.

22 февраля 1996 г. Н.Б.

Л Е К Ц И Я № 12

Богословие свт. Афанасия.

Закончим разговор о святителе Афанасии Великом. Прежде всего, нужно отметить, что свт. Афанасий основывается на Предании, выдвигает этот принцип Предания основополагающим для церковного богословия. Кроме того, свт. Афанасий выдвигает принцип верных, он действительно отмежевывается от богословского рационализма, достаточно распространенного в его время. В частности, разные направления арианства, с которыми боролся свт. Афанасий — это один из многочисленных тогда примеров богословского рационализма. Этот принцип рационального достижения истины веры свт. Афанасий отвергает. Свт. Афанасий пользуется философией только, как вспомогательным средством. богословское учение о единосущии Отца и Сына свт. Афанасием изложена в такой силе, точности и убедительности, как никем до него.

Когда в Церкви начался спор о Святом Духе, свт. Афанасий и в этом споре тоже выступил защитником единосущия Лиц Святой Троицы. В том, что свт. Афанасий пишет о Святом Духе, некоторые католические богословы пытались усмотреть учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Вот по этому поводу следует сделать некоторые замечания. Мы ни у кого из восточных отцов не найдем учения, которое появилось в Западной Церкви, достаточно рано, но только на Западе, — учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына («Филиокве», Filioque). Хотя у восточных отцов встречаются различные учения, которые католики пытаются отождествить со знаменитым учением "Филиокве" Встречаются некоторые выражения такого рода и у св. Афанасия. Чтобы мы их правильно понимали, нужно учитывать следующее.

Когда свт. Афанасий остается на почве Евангелия, на почве богооткровенного учения о Святом Духе, он развивает то, что мы имеем в Евангелии, — учение об исхождении от Отца. Но когда св. Афанасий хочет использовать философию для того, чтобы церковное учение было более убедительно для человека того времени, он должен прибегать к таким формулировкам, которые имеют неоплатоническое происхождение и которые могут содержать и «Филиокве»(Filioque). Мы знаем неоплатоническую схему, — это постепенное умаление божественного начала, первоначала, которое называется “Единое”(το εν). Оно порождает второе начало, которое называется "Ум" (νους), которое, в свою очередь порождает третье начало, которое называется "Душа" (ψυχη). Эту неоплатоническую триаду отличает совершенно явная субординация и, если оставаться в рамках этого неоплатонического учения, то, конечно, придется говорить о непосредственном происхождении третьей божественной ипостаси от второй. Но это не есть христианское учение, это не есть учение Церкви. Влияние неоплатонических воззрений на церковное богословие было минимально, оно проявлялось скорее в каких-то художественных образах, а не в рациональных формах, потому что оно слишком далеко отстоит от учения Церкви.

И, наконец, когда мы говорим о свт. Афанасии, мы должны затронуть его христологию. Христология — это учение о соединении Божества и человечества во Христе, это второстепенная тема богословия IV века. Эта тема выдвигается на первый план в следующем, в V веке. Но учители и отцы V века высочайшими авторитетами имели богословов IV века, одним из 6них был св. Афанасий. Поэтому мы должны обратить внимание на его христологию. Когда св. Афанасий говорит о соединении Божества и человека во Христе, он говорит о том, что две природы остаются неизменными, что при этом Личность Богочеловека едина. Но, в то же время, в учении св. Афанасия есть одна неточность, вернее он умалчивает об очень важной стороне церковного учения. Мы в Символе Веры исповедуем, что сын Божий «воплотился» и «вочеловечился». Обратите внимание на последнее слово, оно как бы дублирует первое слово "воплотился", а в то же время оно вносит нечто важное, то, чего не достает в этом первом слове. Одно дело "плоть", другое дело — "полнота человечества"; полный, совершенный человек состоит из души и тела. Когда св. Афанасий говорит о Христе, он почти не говорит о человеческой душе во Христе. Правда, в одном месте, в одном из посланий свт. Серапиону, епископу Тмуитскому он исповедует совершенное человечество во Христе, состоящее из тела и души. Однако, это, пожалуй, уникальное у него указание на человеческую душу во Христе не сказывается на его богословии. В частности, когда он говорит о смерти крестной, он описывает эту смерть, как отделение Бога-Слова от плоти, хотя мы хорошо знаем, что о смерти обычного человека говорится, как об отделении человеческой души от тела.

У самого св. Афанасия это, конечно, не означает никакой ошибки потому, что он не делает из них никаких дальнейших выводов. Но у некоторых его современников такое направление мысли могло приводить и к существенным богословским заблуждениям. Здесь нужно назвать, прежде всего, имя Аполлинария Лаодикийского. Это один из видных борцов против арианства; в этом смысле он действовал согласно со свт, Афанасием и пользовался его поддержкой. Но через некоторое время Аполлинарий Лаодикийский обнаружил неправильные христологические воззрения; он начал учить о том, что в Богочеловеке-Христе божественная Личность Сына Божия заменила высшую духовную субстанцию человека. Аполлинарий исходил из известной платонической трихатомии, т.е. разделения человека не на две, а на три субстанции — на дух, душу и тело. По Аполлинарию, это высшее духовное начало в человеке, которое называлось "дух" или еще чаще "ум" или еще чаще у самого Аполлинария "душа словесная" и есть в каждом человеке, в Самом Иисусе Христе отсутствовало, поскольку вместо него была божественная Ипостась, "Слово". По Аполлинарию получалось, что во Христе не было полноты человечества при полноте Божества. Это решительно противоречило всей церковной традиции и святые отцы тут же выступили с опровержениями Аполлинария и уже на II Вселенском соборе Аполлинарий Лаодикийский был осужден.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 324 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...