Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

18 страница. - Небесное Богослужение сходно с земным относительно внешнего, но не относительно внутреннего



- Небесное Богослужение сходно с земным относительно внешнего, но не относительно внутреннего. У ангелов так же, как и у людей, есть учения, проповеди и храмы. Все учения в главных предметах согласны между собой, но учение в высших небесах полно более внутренней мудрости, чем в низших; с учением согласны и проповеди; а как у ангелов есть дома и дворцы, то у них есть и храмы, или церкви, в которых говорятся эти проповеди. Всё это есть на небесах для того, чтоб ангелы постоянно усовершенствовались в мудрости и любви, ибо у них, как и у людей, есть разум и воля, которые таковы, что могут постоянно усовершенствоваться: разум - истинами разумения, а воля - благами любви. Но небесное Богослужение не состоит, собственно, в том, чтобы посещать храм Божий и слушать проповеди. Главное в этом Богослужении - жизнь любви, благостыни и веры согласно учению; проповеди в храмах служат только средствами к поучению в делах жизни. Богослужение проводится таким образом: проповедник стоит на кафедре, которая с восточной стороны; перед ним сидят озарённые более других светом мудрости, а возле них, справа и слева, те, кто в меньшем свете; они размещены полукругом так, что все сидят в секторе видимости проповедника. У двери, которая на восточной стороне храма, влево от кафедры, стоят новички. Никому не позволяется стоять за кафедрой: это смущает проповедника, и то же самое бывает с ним, если кто в собрании не согласен с тем, что слышит; в таком случае несогласный должен отвернуться лицом. Проповеди говорятся с такой мудростью, что их никак нельзя сравнить с теми, которые говорятся на земле, ибо небесные проповедники озарены внутренним светом. Храмы в духовном царстве кажутся каменными, а в небесном царстве - деревянными, потому что камень соответствует истине, в которой живут ангелы духовного царства, а дерево соответствует благу, в котором живут ангелы небесного царства; в этом же царстве церковные строения не называются храмами, но домами Божиими. В небесном царстве церковные строения без великолепия, в духовном же царстве они более или менее великолепны. Все проповедники принадлежат духовному царству Господню, в небесном же царстве их вовсе нет. Это происходит оттого, что все ангелы духовного царства живут в истине по благу и что всякая проповедь говорится по истине; в небесном же царстве проповедников нет потому, что все ангелы этого царства живут во благе любви и что по этому благу они видят и постигают истину, не толкуя о ней. Однако, хотя ангелы небесного царства постигают и видят истину, все же у них бывают проповеди, потому что посредством их они просвещаются в знакомых им истинах и совершаются многими другими, которых дотоле не знали. Как только они слышат их, они тотчас признают их за истины и, следовательно, постигают их. Истины, которые они постигают, они любят, и, живя по ним, они вносят и воплощают их в свою жизнь. Жить по истине, говорят они, значит любить Господа. Все проповедники назначаются Господом и вследствие того обладают даром проповеди, учить в храмах никому не дозволено, кроме их. Они называются проповедниками, а не священниками, потому что священство принадлежит небесному царству, ибо священство означает благо любви к Господу, благо, в котором пребывают ангелы небесного царства. Духовному же царству принадлежит не священство, а царствие, ибо царствие означает истину по благу, истину, в которой пребывают ангелы духовного царства. Все учения, согласно которым говорятся проповеди, принимают жизнь за цель, и ни одно из них не принимает веру без жизни. Учение самых небесных небес более полно мудрости, чем учение духовных небес, а это в свою очередь, полно большего разумения, чем учение низших небес, ибо в каждых небесах учение проспособлено к постижению слушателей; сущность же всех учений есть признание Божественной человечности Господа.

- Ангелы обладают огромной силой. Воля и разум человека управляются Господом через ангелов и духов; а если разум и воля, то и все части его тела, ибо они зависят от разума и воли. Человек просто не может сделать ни одного шагу без небесного наития. Если в духовном мире что-то несоотвествует с Божественным порядком и должно быть устранено, то ангелы осиливают и сокрушают это одним движением воли и взглядом. Горы, занятые злыми духами, могут быть низвергнуты, раскинуты или потрясены. Скалы расседаются до самой бездны, поглощая злых духов: сотни тысяч их могут быть рассеяными и брошенными в ад. Многочисленность врагов бессильна против них, также как и всякие уловки, хитрости и козни; они всё видят и мгновенно разрушают. Такова сила ангелов в духовном мире; а что они при дозволении могут проявить такую же силу и в природном мире - это видно из Слова: мы читаем в нём, что они предавали смерти целые войска и что даже одного ангела было достаточно, чтоб навести чуму, от которой погибло семьдесят тысяч народа. Об этом ангеле сказано так: «И простер Ангел Божий руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии, и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою» 2 Цар.24:16. Вследствие такого могущества ангелы называются силами, и у Давида сказано: «Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою» Пс.102:20. Однако, у ангелов самих по себе нет нисколько силы, но что вся сила их от Господа и что только по мере принятия этого сознания они могут называться силами. Тот из них, который думает, что он одарён силой сам по себе, немедленно становится столь слабым, что он не может устоять даже против одного злого духа; поэтому ангелы никакой заслуги не приписывают себе и не терпят похвалы или прославления за какой-нибудь свой поступок, а всё это относят к Господу. Вся сила на небесах принадлежит Божественной истине, исходящей от Господа, ибо Господь на небесах есть Божественная истина в соединении с Божественным благом; насколько ангелы принимают её, настолько они становятся силами. Таким образом, насколько ангел есть представитель истины, исходящей от Божественного начала, и представитель блага, исходящего от того же начала, настолько он есть сила, ибо настолько же Господь пребывает в нём. А так как ни один ангел не находится в совершенно подобном или одинаковом благе с другим, ибо на небесах, как и на земле - разнообразие бесконечно, то и ни один ангел неподобен в силе своей другому ангелу. Образующие область рук Большого Человека, или небес, обладают наибольшей силой, потому что жители этих областей преимущественно перед другими находятся в истинах, а на их истины благо влияет со всех небес. Так и в человеке: вся сила его переносится в руки, и через них тело проявляет всю силу свою. Вот почему в Слове руки и длани означают силу. Вся сила блага проявляется через истину, и без неё благо бессильно: сила возникает только вследствие соединения блага и истины.

- Ангелы разговаривают между собой совершенно так, как и люди на земле, и, также беседуют на различные темы: о делах домашних и гражданских, о том, что относится к их жизни нравственной и духовной и т.п.. Однако гворят они с различием, чем люди: они говорят умнее, чем люди, потому что мысль их течёт от более внутреннего источника.

Речь ангельская состоит из слов и звучно произносится и слышится. У ангелов, как и у людей, есть уста, язык и уши, есть и воздух (духовная атмосфера), в котором звук их речи внятно передаётся; но этот воздух духовный, приспособленный к ангелам как существам духовным: в этом воздухе своём ангелы дышат и посредством дыхания произносят слова точно так, как и люди в природном воздухе. На всех небесах и для всех ангелов язык один: из какого бы общества они ни были, из близкого или из дальнего, они друг друга понимают. Этому языку они не учатся, но он врождён каждому из них, ибо истекает прямо из их любви и мысли. Общий звук их речи соответствует их любви, а отдельные сочетания звуков, т.е. слова, соответствуют понятиям их мышления, основанным на их любви; а так как речь их соответствует чувству и мысли, то она духовна, ибо в сущности она не что иное, как чувство и мысль, облеченные в звук и слово. Вследствие этого ангелы по одной речи другого знают, каков он: по общему звуку узнают его чувства, а по отдельным звукам или словам узнают его ум; а более мудрые ангелы могут даже из нескольких слов узнать господствующее в ком-нибудь чувство, ибо они на него в особенности обращают внимание своё. Известное дело, что в каждом человеке любовь его или чувства различны: иное чувство овладевает им, когда он в радости, иное - когда он в горе, иное - когда он кроток или милостив, иное - когда он чистосердечен и правдив, иное - когда он в состоянии любви и благостыни, иное - когда он в состоянии ревности или гнева, иное - когда он притворен и лукав, иное - когда он ищет чести и славы и т.д.. Но господствующее чувство, или господствующая любовь, остаётся во всех этих состояниях одна и та же, вследствие чего более мудрые ангелы, постигающие качество любви этой по одной речи человека, узнают вместе с тем и все относящееся к его состоянию. Ангельский язык не имеет ничего общего с человеческим земным – ангелы не могут произнести ни одного слова человеческой речи. Первая человеческая речь на нашей Земле была похожа на ангельскую, потому что люди тогда заимствовали её с небес – некоторое сходство сохранилось в еврейском языке. Речь ангелов изящна и приятна, она поражает не только слух, но и всю внутренность духа слушателей. Духи бывают до того тронуты речью ангелов, что плачут, говоря, что не могут удержаться, ибо слышат речь самой любви. Речь ангелов полна также мудрости, потому что она истекает от внутреннего мышления ангелов, а их внутреннее мышление есть мудрость, как и внутреннее чувство их есть любовь. В речи их любовь и мудрость соединяются, вследствие чего речь их до того исполнена мудрости, что они могут в одном слове выразить то, чего человек не может в тысяче; не говоря уже о том, что мысль их обнимает такие предметы, которых человек не может ни понять, ни выразить в словах. Вот почему всё виденное и слышанное на небесах называется неизречённым: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» 1 Кор.2:9; «Что он был восхищён в рай и слышал неизречённые слова, которых человеку нельзя пересказать» 2 Кор.12:4. Понятия ангельского мышления и слова речи их составляют одно целое, как причина и следствие. Понятия мышления каждого, будь он ангел или человек, становятся видимы в свете небесном, когда это угодно Господу. Ангелы небесного царства Господня говорят таким же образом, как и ангелы духовного царства, но ангелы небесного царства говорят от более внутреннего мышления, чем ангелы духовного царства. Вследствие этого речь ангелов небесных подобна тихому течению, мягка и как бы непрерывна, а речь духовных ангелов несколько дрожаща и отрывиста; поэтому также в речи небесных ангелов часто звучат гласные У и О, а в речи духовных ангелов - гласные Е и И. (Ком.авт.: в России очень много людей окает. Например, в Вятке вам могут задать такой вопрос: Что гулянто так поздно? Этот вопрос вам зададут если вы гуляете и любуетесь белой ночью) Гласные буквы не принадлежат языку, но ими как звуками, слова возвышаются для выражения различных чувств смотря по состоянию каждого; вот почему в еврейском языке гласные не пишутся а произносятся и вставляются самим человеком: через это ангелы узнают, каков человек относительно чувств своих и любви. В речи небесных ангелов нет жёстких согласных, и она редко переходит от одной согласной к другой без вставки слога, начинающегося гласной. Вот почему в Слове так часто встречается частица - и, как это известно читающим его на еврейском языке, на котором частица эта произносится мягко и звучит в начале и в конце слова. В Слове Божием, написанном по-еврейски, можно даже узнать, какие слова в нём принадлежат к разряду небесных и какие к духовным, т.е. заключают ли они в себе понятие о добре или понятие об истине. Слова, относящиеся к понятиям о добре, заключают в себе много звуков на У и О, а также - Л, а относящиеся к понятиям об истине полны звуков на Е и И. Так как чувства всего более проявляются в звуках, то и в человеческой речи, когда говорится о предметах высоких, как-то о небесах и о Боге, предпочитают слова, в которых преобладают звуки О и У. В речи ангелов есть гармония, которую невозможно передать словами. Речь, свойственная жителям духовного мира, врождена каждому человеку, но только она находится во внутренней части его разума; а так как речь эта не проявляется у него в словах согласно с чувствами его, как у ангелов, то человек и не знает, что она ему свойственна. Тем не менее, человек, приходя в ту жизнь, говорит на одном языке с духами и ангелами и понимает его, не учась ему. Там есть и такого рода речь, которая передается посредством лица и оканчивается чем-то звучным, с разными изменениями смотря по мыслям; есть и такая речь, в которой небесные изображения представляются вместе с мыслями, или, другими словами, речь, в которой мысли видимо представляются. Есть даже речь, передаваемая посредством телодвижений, соответствующих душевным чувствам и изображающих такие же вещи, как и слова; есть ещё род речи посредством общих начал любви и общих начал мысли; есть речь как бы гремящая и много других. Ангелы, беседуя с человеком, не говорят с ним по-своему, а на его природном или известных ему языках и никогда не говорят с ним на языке, ему неизвестном. Это происходит оттого, что ангелы в разговоре с человеком обращаются к нему и соединяются с ним; от такого соединения обе стороны мыслят одинаково. (Ком. авт.: Господь, когда говорит со мной, использует понятные мне слова и выражения) А так как мысль человека не раздельна с его памятью, то обе стороны и говорят на одном и том же языке. Кроме того, когда ангел или дух сходит к человеку и, обращаясь к нему, соединяется с ним, он вселяется в память его и при этом почти вполне убежден, что сам знает всё, что знает тот человек, не исключая и языков. Если ангелы и духи соединяются с человеком так тесно, что принадлежащее ему считают за своё собственное, то это происходит ещё оттого, что мир духовный и мир природный до того соединены в человеке, что они сливаются в нём как бы в одно; но так как человек отпал от небес, то Господом было предусмотрено, чтоб ангелы и духи находились при каждом человеке и чтоб через их посредство человек управлялся Господом; вот почему эта связь между ними так тесна. Было бы иначе, если б человек не отпал от небес; он управлялся бы тогда Господом посредством общего небесного наития, без особенного присоединения к нему ангелов и духов. Речь ангела или духа, обращённая к человеку, слышится им столь же звучно, как и речь людская, с той разницей, что никто из посторонних не слышит её, а только один этот человек. Это происходит оттого, что речь ангела или духа показывается сперва в мысли человека, а затем, внутренним путём, входит в его ухо, на которое она, таким образом, действует изнутри. Речь природного человека с природным человеком передаётся внешним путём через воздух в его ухо, и, таким образом, действует на него извне. В настоящее время редко дозволяется говорить с духами, потому что это опасно. Опасно, когда духи знают, что они находятся в человеке, а когда они не говорят с ним, то они этого не знают. Злые же духи таковы, что питают к человеку смертельную ненависть и ничего большего не желают, как погубить его с телом и душой, что и удаётся им над теми, которые до того увлекаются фантазиями, что лишают себя удовольствий, свойственных природному человеку. Люди, ведущие уединённую жизнь, слышат иногда, и без опасности, духов, разговаривающих с ними; но эти духи время от времени удаляются Господом от человека, чтобы они не знали, что находятся у него. Духи большей частью не знают (забыли), что кроме того мира, в котором они живут, есть ещё другой, а следовательно, что есть ещё и люди где-нибудь. Вот почему человеку запрещено разговаривать с ними; в противном случае они бы это узнали. Люди, которые много думают о предметах веры и до того ими постоянно заняты, что как будто видят их внутри самих себя, также начинают слышать духов, разговаривающих с ними; ибо мысли о вере таковы, что когда человек постоянно предаётся им, не разнообразя их другими земными занятиями, то мысли эти проникают в его внутренность, поселяются там и овладевают всем духом человека; затем проникают в духовный мир и действуют на духов. Такие люди - духовидцы и исступленники, принимающие всякого духа, который говорит с ними, за Святого Духа, меж тем как это только какой-нибудь восторженный дух. Такого рода духи, принимая ложь вместо истины, убеждают себя в том, что эта ложь есть истина, и такое убеждение передают тем, которые, сообщаясь с ними, подпадают под их влияние; а как эти духи стали тем же путём внушать зло и люди стали их слушаться, то они были постепенно удалены. Восторженные духи отличаются от других тем убеждением, что они сами Святой Дух и что все их изречения Божественны; эти духи не вредят человеку, потому что он оказывает им Божественное почитание. Говорить с небесными ангелами дозволяется только тем, которые пребывают в истине по благу, преимущественно же тем, которые признают Господа и Божественное начало Его человечности, потому что на этой истине зиждутся небеса. Из этого ясно, что разговаривать с небесными ангелами дано только тем, у кого внутренние начала через истины Божественные отверзты к самому Господу, ибо Господь наитствует на внутренние в человеке начала, а вместе с Господом наитствуют и все небеса. Божественные истины потому раскрывают внутренние начала человека, что человек относительно своего внутреннего человека есть образ небесный, а относительно своего внешнего человека - образ мира; внутренний же человек не раскрывается иначе как Божественной истиной, исходящей от Господа, ибо эта самая истина есть свет и жизнь небес.Человек принимает наитие самого Господа челом и затем уже всем лицом, потому что чело человека соответствует любви, а лицо - всем внутренним началам его. Наитие духовных ангелов человек принимает головой со всех сторон. Наитие небесных ангелов человек принимает той частью головы, под которой находится мозжечок и которую называют затылком, потому что эта часть соответствует мудрости. Всякий разговор ангелов с человеком проникает в мысли его этими путями. Люди, разговаривающие с небесными ангелами, видят и всё, что есть на небесах, посредством небесного света, в котором находятся их внутренние начала. Таким же образом и ангелы видят через этих людей то, что есть на земле, потому что в этих людях небеса соединены с миром и мир соединён с небесами. Когда ангелы убеждены, что всё принадлежащее человеку принадлежит им, будь то его речь, слух и зрение, с другой стороны, и сам человек убеждён, что всё полученное им по наитию от ангелов есть его собственное. Таково было соединение небесных ангелов с древнейшими жителями нашей земли; поэтому и времена те названы были золотым веком. Так как эти люди признавали Божественное начало в человеческом образе и, следовательно, признавали Господа, то они разговаривали с небесными ангелами как с подобными себе, и в свою очередь небесные ангелы разговаривали с ними как со своими; таким образом, в тех и других небеса и мир составляли одно. Но после этого времени человек постепенно удалялся от небес, начав любить себя более Господа и природный мир более небес; вследствие этого он начал познавать удовольствия любви к себе и к миру раздельно от небесных, и наконец раздел этот дошел до того, что человек перестал знать об ином удовольствии, кроме природного. Тогда внутренние начала его, которые были открыты к небесам, закрылись, а открылись к миру его внешние начала. В этом состоянии человек находится в свете относительно всего мирского и во тьме относительно всего небесного. Теперь им трудно возвыситься, однако Господь по возможности возвышает их, что совершается через истины Слова. (Ком. авт. Господь мне сказал, что в настоящее время Северная Америка находится под ангельским наитием. Об этом также говорят постоянные ченнелинги Крайона и его команды с жителями Земли. Через некоторых людей на Земле ангел по имени Крайон из Магнетической службы передаёт свои послания людям. Большинство посланий происходят на Американском континенте. Я коснусь этой темы в специальном разделе). Даже с пророками Господь уже не говорил как с древнейшими жителями нашей земли, т.е. наитием в их внутренние начала, но посредством посланных к ним духов, которых Он исполнял Своего присутствия и которым Он таким образом внушал слова, переданные ими пророкам; следовательно, это было внушение, а не наитие. А так как слова исходили непосредственно от Господа, то они все исполнились Божественного начала и заключали в себе внутренний смысл, который таков, что небесные ангелы постигают эти слова в небесном и духовном их смысле, а люди - в природном. Таким образом, Господь посредством Слова соединил небеса и мир. Духи от такого присутствия Господня исполняются Божественного начала: дух, которого Господь исполнил им, убежден, что он сам Господь и что все слова его Божественны, и это продолжается, покуда он не выскажет всего, что ему следует сказать; после же того он замечает и сознает, что он дух и что он говорил не от себя, а от Господа. Вследствие такого состояния духов, говоривших с пророками, мы встречаем у них выражение: «Господь сказал»; и даже духи самих себя называли Господом, как это видно не тольков пророческих, но и в исторических книгах Слова. Когда ангелы обращаются к человеку, они убеждены, что речь этого человека есть их собственная и что другой у них нет: это происходит оттого, что они тогда знают и употребляют речь человека, а не свою, о которой и не помнят; но, как только они отходят от человека, они возвращаются к своей духовной речи и ничего не знают о человеческой. Должно еще заметить, что когда духи или ангелы обращаются к человеку, то они могут говорить с ним издалека так же звучно, как и вблизи; но когда они отвращаются от человека и говорят между собой, тогда он ничего не слышит из их речи, даже если бы разговор их происходил возле самого уха. Из этого становится ясно, что всякое соединение в духовном мире зависит от взаимного обращения сторон. Также достойно замечания, что несколько духов вместе могут говорить с человеком и человек с ними; для этого они посылают от себя какого-нибудь духа к тому человеку, с которым они хотят говорить; посланный дух обращается к этому человеку, а остальные духи к посланному, сосредотачивая в нём все те мысли, которые он должен передать; в это время дух этот убежден, что он говорит сам, а с другой стороны, и остальные духи убеждены в том же самом; таким образом, соединение одного духа с несколькими совершается также посредством взаимного обращения сторон. Ни одному ангелу н ни одному духу не позволяется говорить с человеком по своей памяти, но только по памяти самого человека. Ангелы и духи, подобно человеку, одарены памятью, но если б дух стал говорить с человеком по своей памяти, то человек все мысли свои в этом состоянии непременно отнёс бы к себе, меж тем как они принадлежат духу: это как бы воспоминание о вещи, которой, однако, человек никогда не слыхал и не видал. Вследствие этого составилось у некоторых людей в древности то понятие, что после нескольких тысяч лет они возвратятся к своей прежней жизни и ко всем её деяниям, а у иных - что они уже действительно возвратились; они вывели это заключение из того, что им иногда случалось как бы вспомнить о вещах, которых они, однако, никогда не слыхали и не видали; это происходило именно вследствие влияния духов из собственной их памяти на мысли этих людей. Есть также духи, которые называются природными и плотскими. Когда эти духи приходят к человеку, они не соединяются с его мыслью, как другие духи, но они входят в его тело, овладевают всеми его чувствами, говорят его устами и действуют его членами в полном убеждении, что всё принадлежащее человеку есть их собственное. Это те духи, которыми человек бывает одержим, но Господь, повергнув их в ад, совершенно их отдалил, вследствие чего и одержимых в настоящее время не бывает. Так как у ангелов есть речь и речь их есть речь словесная, то у них есть и личное письмо, посредством которого они точно так же, как и речью, выражают свои душевные чувства. Но в личном письме ангелов не содержится более одной-двух мыслей, по причине того, что это противно Божественному порядку поучаться о небесах из других писаний, кроме Слова; ибо только посредством Его Одного совершается общение и соединение небес с миром и, следовательно, Господа с человеком. Что тексты, писанные на небесах, являлись и пророкам, это видно у Иезекииля: «И увидел я, и вот, рука простёрта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи» Иез.2:9,10. И у Иоанна: «И видел я в деснице, у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» Откр.5:1. Небесное письмо было предусмотрено Господом ради Слова. Слово в сущности своей есть Божественная истина, от которой истекает вся небесная мудрость как для ангелов, так и для людей. Написано оно было по внушению Господа; а внушаемое Господом проходит по порядку все небеса и оканчивается в человеке. Вследствие этого Слово приспособлено как к мудрости ангельской, так и к разумению человеческому, поэтому оно есть и у ангелов каждого уровня, и они читают его, как люди на земле; из него они черпают свои правила учения, и оно же служит им основанием для проповедей. Слово у них такое-же, как и у нас, но только природный смысл его, т.е. здешний буквальный, не существует на небесах, а заменён духовным, т.е. внутренним его смыслом. В каждом слове, в каждой букве, в каждом изгибе буквы этого Слова содержится премудрость; из этого ясно, что значат слова Господа: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» Мф.5:18. Внутреннее Слово Божественно до малейшей чёрточки: в самых же внутренних (ближайших к Господу) небесах оно написано небеснообразными начертаниями.

У древнейших жителей нашей планеты такого рода письмо существовало до изобретения букв и было перенесено в буквы еврейского языка, которые в древнее время были все округлые и ни одна из них не писалась углом, как теперь. Вот почему в небесном Слове, даже в самих йотах, чёрточках и кавычках его, заключаются Божественные вещи и небесные тайны. Небесные ангелы гласными буквами выражают чувства свои, согласными - понятия мышления, от чувств происходящие, а словами, из тех и других букв составленными, - сам смысл вещи. Это письмо содержит в нескольких словах больше, чем написанное человеком на нескольких страницах. Письмо на небесах вытекает из самых мыслей ангелов естественно и с такой лёгкостью, как если б мысль сама ложилась на бумагу; рука их не останавливается для выбора какого-нибудь слова, потому что слова их, когда говорят они или пишут, одинаково соответствуют понятиям мысли их, а всякое соответствие само по себе естественно и свободно. На небесах есть также письмо, которое пишется без пособия руки, по одному соответствию мыслей, но это письмо не остаётся навсегда. У внутренних ангелов существует и такого рода небесное письмо, которое у ангелов низших небес принимает вид цифр, расположенных в определённом порядке. Это цифирное письмо заключает в себе тайны, из которых некоторые не могут быть ни схвачены мыслью, ни выражены словами, ибо все цифры чему-либо соответствуют и, подобно словам, имеют значение, с той разницей, что цифры заключают в себе общие понятия, а слова - частные; а так как одно общее понятие заключает в себе бесчисленное множество частных, то цифирное письмо заключает в себе гораздо более тайн, чем буквенное. Из этого становится ясно, что числа в Слове имеют свое значение точно так же, как и слова. В этого рода письме на небесах всегда ставят прежде всего число, от которого все, следующие за ним по порядку числа, зависят, как от своего подлежащего, потому что это число как бы заглавие того предмета, о котором идёт речь, и уже по этому числу распределяются все следующие за ним числа, смотря по частному значению каждого.

- Трудно понять, какова мудрость небесных ангелов; она до того превосходит человеческую, что между ними не может быть и сравнения, а мудрость, превосходящая нашу мудрость, кажется нам вовсе невозможной. Но эти истины могут быть узнаны и поняты, лишь бы ум наслаждался ими. Наслаждение это исходит от любви, вносит с собой свет, а свет озаряет людей, которые любят предметы, относящиеся к Божественной и небесной мудрости и светит им с небес. Этот свет в одно и то же время освещает и внутреннее зрение ума, и внешнее зрение глаз; к тому же ангелы пребывают и в небесном тепле, которое в сущности своей есть Божественное благо, или Божественная любовь, от которой рождается в ангелах желание быть мудрыми. Это происходит от небесного образа. Что ангелы одарены превосходящей нас мудростью, можно видеть также из того, что их речь есть речь мудрости, ибо она непосредственно и сама собой вытекает из мысли их, а мысль их - из чувства любви, так что речь их есть внешний образ мысли и любви. У ангелов есть возможность нисколько не отвлекаться от Божественного наития, чего не скажешь о людях. Превосходству мудрости ангелов содействует и то, что все предметы, которые они видят глазами и постигают внешними чувствами, согласуются с их мудростью, ибо предметы эти суть соответствия и, следовательно, внешние изображения всего относящегося к их мудрости. Кроме того, мысли ангельские не ограничены и не стеснены, как у человека понятиями о времени и пространстве; пространство и время принадлежат природе, а природное отвлекает ум от предметов духовных и лишает зрение разума обширности. Также мысли ангелов не обращаются более к природному и вещественному и не прерываются никакими заботами о житейских нуждах. Следовательно, эти предметы не отвлекают их от удовольствий мудрости, как это бывает с мыслями людей на земле; ангелы всё получают от Господа даром: одежду - даром, помещения – даром, и, сверх того, им даруются удовольствия и радости по мере принятия ими мудрости Господа. Ангелы потому могут вмещать столь великую мудрость, что внутренние начала их раскрыты и что мудрость, как и всякое совершенство, растёт, направляясь внутрь и, следовательно, по мере раскрытия внутренних начал. У людей чувственных природными чувствами нет нисколько мудрости, а одна только природная наука; но этого нельзя сказать о тех людях, чьи мысли поднялись выше чувственного, или чьи внутренние начала открыты небесному свету. Ангелы делятся мудростью друг с другом, потому что небесная любовь такова, что всякий хочет, чтобы принадлежащее ему принадлежало и другому; вследствие этого никто на небесах не считает своё благо за подлинное или настоящее, если оно в то же время не находится и в другом; вот от чего происходит и небесное блаженство. Это свойство взаимного общения принадлежит ангелам от Господа, по свойству его Божественной любви. Ангелы могут выразить одним словом то, что человек не может выразить тысячью; сверх того, в каждом ангельском слове есть бесчисленное множество вещей, которые не могут быть выражены словами человеческого языка, ибо в каждом ангельском слове содержатся в непрерывной связи тайны мудрости, которых человеческая наука никогда не достигает. То, чего ангелы не высказывают вполне словами своей речи, они дополняют звуком, которому присущи чувства, относящиеся к предметам речи. Таким же образом ангелы могут в немногих словах передать все, что написано в целой книге, и придать каждому слову смысл, возвышающий его до внутренней мудрости, ибо речь их такова, что каждый звук ее согласуется с чувствами, а каждое слово с мыслью; и сами слова их бесконечно разнообразятся смотря по порядку предметов, совокупно содержащихся в мысли. Ангелы внутренних небес могут также по звуку и нескольким словам говорящего узнать всю его жизнь, потому что в разнообразных с мыслями согласных звуках слов они постигают господствующую в человеке любовь, в которой как бы начертаны все частности его жизни. Эти ангел никогда не рассуждают о Божественных истинах и еще менее спорят о какой-либо истине, чтоб дознаться, истина это или нет. Также им неизвестно, что такое значит верить чему-то или иметь веру во что-то. Что такое вера, говорят они, когда я постигаю и вижу, что это так? Они для пояснения уподобляют это тому, как если бы кто, видя дом и все принадлежности его внутри и снаружи, стал говорить своему товарищу, чтоб он верил в существование этих предметов и что они именно таковы, какими он их видит; или если бы кто, видя сад, его деревья и плоды, стал говорить своему товарищу, чтоб он верил, что это сад: деревья и плоды, когда тот и сам ясно видит это своими глазами. Вот почему ангелы эти никогда не упоминают о вере и не имеют о ней никакого понятия; по этой же причине они никогда не рассуждают о Божественных истинах и еще менее спорят о какой-нибудь истине, чтоб узнать, так это или нет. Но у ангелов низших, или природных небес Божественные истины не начертаны в их внутренних началах таким же образом, потому что у них раскрыта только первая степень жизни, вследствие чего они рассуждают об этих истинах. А те, кто рассуждают, едва ли видят что-нибудь далее того предмета, о котором судят, или переходят за пределы предмета только для того, чтоб подтвердить его чем-нибудь и, подтвердив, говорить, что он действительно относится к вере или что этому следует верить. Ангелы говорят что между мудростью ангелов высших небес и мудростью ангелов природных небес такая же разница, как между светом и тьмой. Они даже сравнивают мудрость ангелов высших небес с великолепным дворцом, который, стоя среди обширного сада, снабжён всем необходимым для жизни и окружён всяческим великолепием. Ангелы, пребывающие в истинах мудрости, могут входить в этот дворец, видеть всё находящееся в нём, гулять в саду его по всем направлениям и наслаждаться всеми его красотами. Но совсем не так бывает с теми, которые рассуждают об истинах, и еще более с теми, которые, не видят их в свете истины, а черпают их от других людей или из буквального смысла Слова, которого они внутренне не понимают. Но тем не менее спорят о них, требуют, чтобы этим истинам верили, и не допускают, чтобы их после того внутренне рассматривали. Такие ангелы, по словам первых, не могут приблизиться даже к первому порогу дворца мудрости, ни тем паче войти в него и гулять по его садам, ибо они при первом шаге туда останавливаются.; не не понимают,м разделемени Крайон передаёт свои послания людям. Ангелам, пребывающим в настоящей истине, ничто не препятствует идти вперёд не останавливаясь, потому что истины, ими зримые, ведут их туда, куда они хотят, и открывают перед ними пространное поле (ибо каждая истина по пространству своему бесконечна и находится в связи со многими другими). Мудрость ангелов самых внутренних небес состоит преимущественно в том, что они усматривают Божественное и небесное в каждой вещи и много чудного в целом ряде предметов, ибо всё, представляющееся глазам их, чему-нибудь соответствует: например, когда они видят дворцы и сады, их созерцание не останавливается над тем, что перед их глазами, но они видят внутренние начала, от которых происходят эти предметы и которым, следовательно, они соответствуют; они представляются им с полным разнообразием смотря по наружному виду предметов; таким образом они видят в порядке и связи несчетное множество вещей, которые доставляют духу их столько наслаждения, что они от него как бы вне себя. Ангелы небесных небес таковы, потому что они живут в любви к Господу и эта любовь, раскрывая внутренние начала духа в высшей небесной степени, служит приёмником всего относящегося к мудрости. Должно, однако, знать, что несмотря на это ангелы небесных небес постоянно совершенствуются в мудрости, но иначе, чем ангелы природных небес. Ангелы самых внутренних – небесных небес - не слагают Божественные истины в память, т.е. не делают из них какой-нибудь науки, но, как только слышат их, тотчас постигают и прилагают к жизни; поэтому Божественные истины остаются в них как бы начертанными, ибо то, что таким образом передано в жизнь, остаётся в ней. Иначе это бывает с ангелами природных небес: они сперва слагают Божественные истины в память и заключают их в науку; уже оттуда они черпают их, совершенствуют посредством их разум свой и без внутреннего постижения подлинности этих истин обращают их в волю и жизнь; от этого происходит и относительная темнота их состояния. Достойно замечания, что ангелы небесных небес совершенствуются в мудрости слухом, а не зрением; слышанное ими в проповеди не входит в их память, но, переходит немедленно в их постижение и волю, становится делом их жизни, меж тем как предметы, видимые глазами ангелов низших небес, входят в их память, они об этом рассуждают и говорят. Для небесных ангелов путь слуха есть путь мудрости. Это происходит и от соответствия, ибо ухо соответствует послушанию, а послушание принадлежит жизни, тогда как глаз соответствует разумению, а разумение относится к учению. Состояние этих ангелов описано в нескольких местах Слова, например, у Иеремии: «После тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: познайте Господа, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» Иер.31:33,34. И у Матфея: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» Мф.5:37. «Сверх и от лукавого» - сказано так потому что оно не от Господа. Истины,что присущи ангелам небесных небес, исходят от Господа, потому что эти ангелы живут в любви к нему; в этих небесах любовь к Господу состоит в том, чтоб хотеть и творить Божественную истину, ибо Божественная истина на небесах есть Господь. И ещё одна причина, по которой так поступают ангелы, самая главная на небесах: эти ангелы свободны от любви к себе самим, ибо насколько кто свободен от любви к себе, настолько он может быть мудрым в предметах Божественных. Эта любовь закрывает внутренние начала, отверзтые к Господу и небесам, и раскрывает внешние начала, обращая их к самому себе; вот почему все те, у кого любовь эта господствует, обращаются в потёмках относительно небес, хотя бы и были в свете относительно всего мирского. Ангелы же наоборот: будучи свободны от этой любви, они живут в свете мудрости, потому что небесная любовь их, состоящая в любви к Господу и в любви к ближнему, раскрывает им внутренние начала. Любовь эта исходит от Господа и сам Господь пребывает в ней. Вследствие того что небесная любовь раскрывает внутренние начала, обращая их к Господу, все ангелы обращаются к нему лицом своим, ибо в духовном мире любовь обращает к себе внутренние начала каждого, а куда обращаются внутренние начала, туда же обращается и лицо, ибо лицо в мире духовном составляет одно с внутренними началами, будучи его внешним образом. Вследствие этого обращения, а затем соединения и сообщения, ангелы одарены мудростью. Ангелы постоянно совершенствуются в мудрости, но тем не менее они никогда не могут усовершенствоваться настолько, чтобы могло быть какое-либо отношение между их мудростью и Божественной мудростью Господа; эта мудрость бесконечна, меж тем как мудрость ангельская конечна. Так как мудрость совершенствует ангелов и составляет их жизнь и так как небеса с их благами наитствуют на каждого смотря по степени мудрости его, то все на небесах желают и ищут её подобно тому, как алчущий человек желает и ищет пищи; наука, разумение и мудрость составляют такую же духовную пищу, как природные продукты питания - природную, и они взаимно соответствуют друг другу. В одних и тех же небесах, и даже в одном и том же небесном обществе, ангелы находятся в различной, а не в одинаковой степени мудрости: одарённые наибольшей мудростью занимают середину, а одарённые меньшей расположены по степеням вокруг, до самых последних пределов; соразмерное с расстоянием, начиная от середины, умаление мудрости подобно умалению света, доходящего до тьмы. В такой же степени ангелы одарены и светом, ибо свет небесный есть Божественная мудрость и каждый пребывает в свете по мере восприятия им мудрости.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...