Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

17 страница. - В небесных небесах четыре стороны света



- В небесных небесах четыре стороны света. Стороны света определяются востоком. Восток - то место, где Господь является в виде солнца; противоположно - запад; на правую сторону - юг, а на левую – север. Ангелы фиксированно-постоянно смотрят на восток, как бы ни вращались лицом и телом (Ком. авт.: как люди в природном измерении постоянно стоят ногами на земле и всегда притягиваются к земле, как бы не прыгали. Это похоже на то, что земля, как низ была бы совмещена с какой-нибудь стороной света, например, с востоком, т.е. роль земли и востока там выполняет Господь). Господь и в Слове назван восходом, или востоком. Все небеса обращаются к Господу как к своему общему сосредоточию, поэтому и все ангелы обращаются в ту же сторону. Это как закон всемирного тяготения в природном измерении – всё материальное притягивается к Земле. Так вот: в небесах этот центр притяжения – восток или восход или Господь-солнце. Ангелы, подобно человеку, вращаются и наклоняются лицом и телом во все стороны, но тем не менее восток у них всегда перед глазами (Ком. авт.: как ноги физического человека всегда на земле): это происходит оттого, что у ангелов обращение лица и тела зависит от другого начала, чем у человека. Ангелы постоянно видят Господа перед собой. Это обращение лица и духовного тела к Господу есть одно из небесных чудес - многие могут быть там в одном месте и обращаться лицом и телом в разные стороны и тем не менее видеть Господа перед собой. К числу чудес относится также и следующее: взор ангельский всегда обращен к востоку, но тем не менее ангелы могут видеть и все прочие стороны света, с той разницей только, что они видят их внутренним зрением, принадлежащим их мысли. К числу чудес принадлежит и то, что никому никогда не дозволено на небесах стоять позади другого и смотреть ему в затылок, потому что при этом нарушается нисходящее от Господа наитие блага и истины. Ангелы иначе взирают на Господа, чем Господь на ангелов: ангелы, взирая на Господа, смотрят Ему в глаза. Господь же, взирая на ангелов, смотрит им в чело по той причине, что чело соответствует любви и что Господь посредством любви влияет на волю их; а видеть себя дает Он им посредством разума, которому соответствуют глаза. Стороны света в духовном царстве Господнем отличаются от сторон света в Его небесном царстве по той причине, что Господь является ангелам небесного царства в виде солнца, а ангелам духовного царства в виде луны. Место Его явления - восток, расстояние там между солнцем и луной – 30 градусов, следовательно, такая же разница и в положении сторон света обоих царств. Господь находится всюду на небесах и в каждом ангеле. Ангелы постигают присутствие Господа по своему внутреннему началу: оно дает зрение их глазам. Таким образом они видят Господа вне себя, потому что связь между Господом вне их и Господом внутри их - непрерывна. Теперь ясно, что следует понимать под словами Господа: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» Иоан.15:4; «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» Иоан.6:56. Плоть Господа означает Божественное благо, а кровь - Божественную истину. Все на небесах размещены различно. На востоке и западе обитают живущие во благе любви: на востоке - живущие в светлом постижении этого блага, а на западе – в сравнительно тёмном; на юге и севере обитают живущие в мудрости этого блага: на юге - живущие в ясном свете этой мудрости, а на севере - в сравнительно тёмном свете её. Ангелы духовного царства Господня размещены таким же образом, как и ангелы небесного царства, только с разницей в любви. Любовь духовного царства есть любовь к ближнему, называемая благостыней, а свет истины оттуда есть разум, который также называется верой. Ангелы обоих царств различаются еще тем, что стороны света в том и другом царстве отстоят друг от друга на 30 градусов. Таким же образом живут ангелы и между собой в каждом небесном обществе: на востоке - те, кто находится в большей степени любви и благостыни; на западе - те, кто в меньшей; на юге - те, кто в большем свете мудрости и разумения; на севере - те, кто в меньшем. Они живут раздельно, потому что каждое общество изображает собой небеса и само по себе есть небеса в малом виде; тот же порядок соблюдается и в ангельских сборищах. Что касается живущих в аду, то положение их обратное. Они не обращают взоров своих к Господу как к солнцу или луне, но обращают свои взоры в противоположную от Него сторону, к чему-то тёмному, заменяющему им земное солнце, и к чему-то мрачному, заменяющему им земную луну. Когда какой-нибудь злой дух приходит к добрым, то стороны света так перемешиваются, что добрые духи едва знают, где их восток. Ангелы не находятся постоянно в одном и том же состоянии относительно любви и исходящей из неё мудрости. Иногда они находятся в состоянии горячей любви, а иногда в состоянии любви не столь сильной. Когда ангелы в самом высшем настроении любви, тогда они находятся в свете и тепле своей жизни, или в состоянии ясности и удовольствия; когда же они находятся в наименьшей степени любви, тогда они в тени и в холоде, или в состоянии тьмы и неудовольствия. От последнего состояния они опять возвращаются к первому. Это разнообразно чередуется. Каждый ангел подвергается тем же переменам состояний, как и каждое общество вообще. Они чередуются, как смены света и темноты, тепла и холода, утра и полдня, вечера и ночи. Эти времена соответствуют: утро - ясному состоянию любви ангельской; полдень - ясному состоянию мудрости их; вечер - темному состоянию их мудрости; ночь- состоянию без любви и мудрости. Однако у небесных жителей нет таких состояний, которые бы соответствовали ночи, но только некоторые состояния, соответствующие заре, предшествующей утру. Соответствие ночи принадлежит живущим в аду. Вследствие этого соответствия день и год в Слове означают вообще состояния жизни: тепло и свет - любовь и мудрость; утро- первую и высшую степень любви; полдень - мудрость в своем свете; вечер - мудрость в тени; заря -сумерки, предшествующие утру; ночь - совершенное отсутствие любви и мудрости. Ангелы объясняют чередование состояний следующими причинами: первая - радости жизни и небесные удовольствия, которыми они наслаждаются по любви и мудрости, стали бы постепенно ослабевать, если б они постоянно находились в них; что и случается с теми, которые постоянно предаются однообразным удовольствиям и наслаждениям. Вторая - ангел точно так же, как и человек, неразлучен от соби, а в этой соби коренится любовь к самому себе. Все живущие на небесах воздерживаются от этой соби, и насколько они Господом воздерживаются от неё, настолько они предаются любви и мудрости; а насколько не удерживаются - настолько предаются любви к самому себе, из-за этого тоже возникают колебания. Третья причина - ангелы таким образом совершенствуются, потому что это приучает их жить в любви к Господу и воздерживаться от любви к себе, а также чередование удовольствия с неудовольствием изощряет в них постижение и сознание блага. По этим трём причинам и Господь как солнце является им по разному – в трёх вариантах. Когда ангелы в низшем своём состоянии, т.е. когда они в своей соби, то им становится грустно и они говорят, что надеются в скором времени возвратиться в прежнее состояние и, таким образом, как бы снова быть на небесах, ибо небеса для них есть воздержание от соби.

- Хотя на небесах есть такая-же последовательность в событиях, как и в физическом измерении, тем не менее у ангелов нет ни понятий, ни мыслей о времени и пространстве – они лишены их. Это происходит оттого, что в небесах нет годов и дней, а вместо них – изменения состояний. Небесное солнце своим поступательным движением и кругообращением не образует дней и годов, а также определенных сроков – всё зависит от состояний ангелов и их изменений. Так как ангелы не имеют того понятия о времени, как люди в природном измерении, то у них нет и мыслей о времени и о том, что относится к нему. Они не знают свойственных ему разделений на годы, месяцы, недели, часы и даже, что такое вчера, сегодня, завтра. Когда ангелы слышат об этом от человека (к которому на земле всегда присоединяются от Господа несколько ангелов), тогда вместо этих названий они понимают состояние и все относящееся к нему. Таким образом, природная мысль человека обращается у ангела в духовную. На этом основании время и всё, что к нему относится, означает в Слове состояния и различные по соответствию духовные понятия.

Точно также понимается и всё, что происходит от понятия времени: весна, лето, осень, зима, утро, полдень, вечер, ночь, детство, юношество, зрелость, старость. Когда человек думает о таких предметах, он думает по времени, ангел думает по состоянию; поэтому все, что мыслях человека относится ко времени, обращается у ангела в понятие о состоянии: весна и утро обращаются в понятия о состоянии любви и мудрости, свойственных ангелам в первом их состоянии; лето и полдень обращаются в понятия о любви и мудрости ангелов во втором их состоянии; осень и вечер - в понятия о том же в третьем состоянии ангельском; зима же и ночь - в понятия о состоянии, существующем в аду. Также ангелы постигают вечность как бесконечное состояние, а не как бесконечное время. Ангелы, беседуя с человеком, никогда не говорят с ним посредством свойственных ему природных понятий. Тем не менее когда духовная мысль ангельским наитием сходит на человека, она мгновенно и сама собой обращается в свойственную человеку природную мысль, вполне соответствующую духовной.

- У ангелов, как и у человека, есть чувства и даже более совершенные, потому что свет, при котором они видят, гораздо ярче природного света, при котором видит человек. Предметы, видимые на небесах, по большей части подобны тем же, которые и на земле, но только совершеннее и многочисленнее. О существовании таких предметов на небесах можно заключить из того, что видели пророки и апостолы, например из показанного Иезекиилю о новом храме и новой земле (Иез.40:48); Даниилу (Дан.7:12); Иоанну от первой и до последней главы Апокалипсиса и другим, о которых говорится в исторических и пророческих книгах Слова. Они видели эти вещи, когда им были отверзты небеса, а небеса открываются, когда открыто внутреннее зрение человека, т.е. духовное зрение, ибо небеса нельзя узреть глазами тела. По соизволению Господа духовное зрение может быть открыто. Всё, что есть на небесах, получает своё бытие не таким образом, как на земле. На небесах всё существует от Господа по соответствию с внутренними началами ангелов, потому что у ангелов есть и внутренние и внешние начала. Все предметы на небесах, соответствующие чему-либо внутреннему - изображают это понятие, вследствие чего они и называются изображениями, или прообразами. Прообразы изменяются при изменении внутреннего состояния ангелов. Эти изображения также называются видимостями. Видимости, которые соответствуют внутреннему состоянию ангелов, являются настоящими, т.е. реальными. Есть также видимости не настоящие - к ним относятся предметы, которые хотя и видимы для глаз, но не соответствующие чему-либо внутреннему (что внутри, то и снаружи – у ангелов тоже этот принцип работает). Например, перед ангелами разума являются сады и рощи, полные всякого рода деревьев и цветов. Деревья расположены в прекрасном порядке, образуя крытые аллеи и беседки с украшенными входами и площадками для гуляния – всё неописуемой красоты. Ангелы разума гуляют, собирают цветы и плетут венки, которыми украшают детей; в этих садах есть породы таких цветов и деревьев, которых никто не видал и не мог видеть на земле. Деревья там приносят плоды смотря по благу любви, в которой пребывают ангелы разума, и все эти предметы представляются им потому, что сады и рощи, плодовые деревья и цветы соответствуют разумению и мудрости. Это «слышат» и на земле, но только те люди, которые живут во благе и не потушили в себе небесного света светом природным.

- Так как ангелы – люди, то и живут они между собой точно так же, как и люди на земле: у них есть одежда, жилища и т.д., с той разницей, что всё это у них совершеннее, потому что они сами в более совершенном состоянии. Одежда, в которой являются ангелы, чему-нибудь соответствует, а если соответствует, то и действительно существует. Их одежда соответствует их разуму, вследствие чего все небесные жители одеты в соответствии со своим разумом. Те, кто превосходят разумностью других одеваются красивее. Одеяния некоторых ярки, как пламя, у других блестящи, как свет, по той причине, что пламя соответствует благу, а свет -истине от блага; у других же одеяния светлы, белы, без блеска или разноцветны, потому что Божественное благо и Божественная истина в них менее блестят и, кроме того, различно приемлются. Ангелы же самых внутренних, ближних к Господу небес вообще не одеваются и ходят нагие, потому что они живут в невинности, а невинность соответствует наготе. В Слове часто упоминается об одежде ангелов, когда их видели на земле, например: «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» Мф.28:3; Mк.16:5; Лк. 24:4; Иоан. 20:12. Те ангелы, которых Иоанн видел на небесах, облечены были в белые одежды - Откр. 4:4; Откр.19:14. Так как разумение исходит от Божественной истины, то, когда Господь преобразился, одежды Его сделались белыми, как свет - Мф.17:2; Mк. 9:3; Лк. 9:29. Вследствие этого одеяния в Слове Божием означают истины и смотря по истине разумение; так у Иоанна: «Которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды» Откр.3:4,5. «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою» Откр.16:15. Об Иерусалиме, под которым понимается церковь, находящаяся в истине, у Иезекииля сказано так: «И надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьянные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом» Иез.16:10,13. О том же, кто не в истине, говорится, что он не облечён в брачную одежду, так у Матфея: «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду; и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите ею и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» Мф.22:11-13. Под брачным домом разумеются небеса и церковь, вследствие соединения с ними Господа посредством его Божественной истины; вот почему Господь в Слове назван женихом и мужем, а небеса и церковь невестой и женой. У ангелов несколько комплектов одежды, которая даётся им Господом, а иногда они облекаются в нужную одежду даже без своего ведома. Одежда их меняется по изменениям их внутреннего состояния: в первом и втором состоянии одеяния их блестящи и светлы; в третьем и четвертом немного темнее; и что это также делается по соответствию, потому что изменение их состояния относится к изменению в них разумения и мудрости. Так как у каждого в духовном измерении одежда напрямую зависит от его разумения, следовательно, от истины, от которой происходит разумение, то те, кто находятся в аду, хотя и одеваются, но за неимением истины – одеваются в изодранные, грязные и чёрные одежды, каждый по своему безумию. Они не могут одеваться в другие одежды, но чтобы не показываться нагими, Господь разрешает им одеваться в рваньё.

- Жилища ангелов (обители, райские кущи), которые также различны по состоянию жизни каждого: великолепны у тех, которые в высшем состоянии, и менее великолепны у тех, которые в низшем. Это совершенно такие же дома, как и в природном измерении, но гораздо красивее, а вокруг дворы с цветниками, садами и полями. Там, где ангелы живут вместе, целым обществом, жилища их смежны, одно возле другого, и расположены в виде города, с площадями, улицами и рынками, также как и в природных городах. Всё это так красиво, что не поддаётся описанию и соответствует всему внутреннему, что есть в ангелах от Господа: дом вообще соответствует их благу; то, что внутри дома, различным частностям, из которых состоит это благо; то, что вне дома, истинам, исходящим от блага, постижению и познаниям. Из этого ясно, почему Господь назвал себя храмом, бывшим в Иерусалиме (Иоан.2:19, 21), и почему Новый Иерусалим был увиден из чистого золота, с жемчужными вратами и с основанием из драгоценных камней: потому именно, что храм изображал Божественную человечность Господа; Новый Иерусалим - церковь, которая должна была впоследствии возникнуть; врата - истины, ведущие к благу; а основания - истины, на которых будет основана эта церковь. Ангелы, образующие небесное царство Господне, по большей части обитают в высоких местах, которые кажутся горами; ангелы, образующие духовное царство Господне, обитают в менее высоких местах, которые кажутся холмами; ангелы же низших небес обитают местности, которые кажутся как бы каменными скалами. Всё это основано также на соответствиях, ибо всё внутреннее соответствует высокому, а всё внешнее - низкому; вот почему горы в Слове Божием означают небесную любовь, холмы- духовную любовь, а камни - веру. Есть также ангелы, которые не живут в обществе, но отдельно, по домам; они обитают в самой середине небес как лучшие из ангелов. Дома, в которых живут ангелы, не строятся, как дома на земле, но даются им в дар от Господа по мере принятия ими блага и истины. В домах этих также бывают небольшие перемены из-за изменения внутреннего состояния ангелов. Всё, что есть у ангелов, считается ими за дар Господень, и всё, в чём они нуждаются, даруется им.

- Всякое перемещение или передвижение в духовном измерении совершается вследствие изменения внутреннего состояния самих ангелов, так что передвижения там суть не что иное, как изменения состояний. Вот почему пространства и расстояния для них как бы не существуют. У ангелов сближение происходит от сходства в состоянии внутренних начал, а удаление от несходства. Вблизи живут те, кто в сходном состоянии, а вдалеке те, кто не в сходном. Пространства на небесах это внешние состояния, соответствующие внутренним. По этой единственной причине различны между собой не только небеса, но и каждое общество небесное и каждый ангел в обществе; по этой же причине и ад совершенно отделен от небес: по состоянию своему он совершенно им противоположен. На этом же основании всякий дух в том мире немедленно является перед другим, если только пожелает этого, ибо тогда желающий мысленно видит другого и переносится в его состояние; и наоборот, один удаляется от другого по мере своего отвращения от него. А так, как всякое отвращение происходит от противоположности чувств и несогласия мыслей, то случается, что когда многие там соберутся в одно место и согласны между собой, то видят друг друга, а когда не согласны, то исчезают. Точно так же, когда там кто-нибудь идёт из одного места в другое по своему городу к живущим в другом обществе, то он приходит раньше, когда желает этого, и позже, когда не желает. Сам путь, хотя всё тот же, удлиняется или укорачивается смотря по желанию идущего. Это можно пояснить на примере человеческой мысли: для неё нет пространства и то, о чём человек непрестанно и много думает, как бы само является перед ним. (Ком. авт.: на мысленном (ментальном) плане люди мгновенно встречаются друг с другом, если захотят, достаточно вспомнить человека. На физическом – для того, чтобы встретиться нужно пройти или проехать какое-то расстояние в пространстве). На этом основании места и пространства в Слове и всё, что некоторым образом касается по своему значению к пространству, относится к состояниям. Будь то: расстояние, близость, дальность, путь, дорога, странствие, мили, стадии, локти, сёла, поля, сады, города, площади, длина, ширина, высота, глубина и многое другое. Потому что большая часть того, что находится в мыслях природного человека, возникла в нём от мира сего и более или менее относится к пространству и времени. Вот почему и в Слове Божием длина, ширина и высота даны в духовном смысле. Так, у Иезекииля 40:48 описание нового храма и новой земли, с дворами, горницами, дверьми, вратами, окнами и принадлежностями и с размерами всего этого в длину, ширину и вышину, означает новую церковь и принадлежащие ей истины и блага. Подобным образом и Новый Иерусалим описан в Апокалипсисе в следующих словах: «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий. Длина и широта и высота его равны» (Ком.авт.: по буквальному смыслу получается кубический город) Откр.21:16. Здесь в духовном смысле Новый Иерусалим означает новую церковь, а размеры: длина - благо ее любви; ширина - истину по этому благу; вышина - благо и истину относительно их степеней; двенадцать тысяч стадий - всякое благо и всякую истину в совокупности. У Давида видно что ширина обозначает истину: «И не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте» Пс.30:9. «Из тесноты воззвал я к Господу, и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь» Пс.117:5. Кроме того, и в других местах, например, у Исаии 8:8, у Аввакума 1:6 и т.д. Из всего этого видно, что хотя на небесах и есть такие же пространства, как в природном мире, но там ни о чём не судят по пространству, а по состояниям; следовательно, и пространство там не может быть вымерено, как это делается здесь, но что оно только видимо согласно внутреннему состоянию жителей. Первая и главная причина всего этого та, что Господь присутствует в каждом по мере и по качеству его любви и веры и что все предметы на небесах являются вблизи или вдали от ангелов смотря по присутствию в них Господа; оно определяет положение каждого предмета на небесах и дарует ангелам мудрость, потому что оно же даёт мыслям их силу всюду простираться, а всему прочему на небесах - силу взаимного общения. Словом, вследствии присутствия в них Господа они одарены способностью мыслить не природно, как люди, а духовно. Человек создан по подобию небес и по подобию мира: внутреннее существо его - по подобию небес, а внешнее - по подобию природного мира. Но так как человек злом своей воли и потому ложью своей мысли уничтожил в себе подобие небесное (Ком.авт.: отсюда видимо и происходят реинкарнации, т.е. новые и новые попытки обрести небеса), а следовательно, и образ небесный и заменил их подобием и образом ада, то внутреннее (начало) его с самого рождения закрыто; вот почему человек (не как все прочие животные) рождается в совершенном неведении. Чтоб восстановить ему в себе подобие или образ небесный, он должен познать всё относящееся к порядку, ибо, как сказано выше, каков порядок, таков и образ: Слово Божие заключает в себе все законы Божественного порядка, ибо заповеди Слова суть законы этого порядка; поэтому насколько человек познает эти заповеди и живёт по ним, настолько его внутреннее (начало) открыто и в нём снова образуется порядок или подобие небесное. Из этого понятно, что значит быть в образе небесном, т.е. что значит жить по истинам (или заповедям) Слова. Насколько кто живет в образе небесном, настолько он в небесах, и даже настолько он сам образует небеса в мини виде; следовательно, он настолько же в разумении и мудрости. Ибо, как было сказано выше, всякая мысль, принадлежащая разуму, и всякое чувство, принадлежащее воле, распространяются во все стороны небес согласно их образу и чудным путем сообщаются с тамошними обществами, равно как и они в свою очередь сообщаются с человеком. На небесах все соединены в общества по духовному родству, основанному на благе и истине; так делается как во всех небесах вообще, так и в каждом обществе и в каждом доме; поэтому ангелы, которые сходны меж собой во благе и в истине, узнают друг друга, как узнаются родственники на земле или как знакомые с детства. Подобно этому соединяются в каждом ангеле и начала мудрости и разума, т.е. блага и истины; они точно так же познают друг друга и по мере знакомства таким же образом соединяются. По этой же причине те, в ком истины и блага соединены по образу небесному, видят все степени их последствий и далеко вокруг весь порядок их сцеплений; но этого вовсе нет у тех, в ком блага и истины не соединены по небесному образу. Таков в каждых небесах образ, по которому совершается сообщение и распространение мыслей и чувств ангельских и от которого, следовательно, зависит степень их разумения и мудрости. Но сообщение одних небес с другими, т.е. высших со средними, а тех и других с природными совершается иным образом; впрочем, сообщение между небесами не должно быть называемо сообщением, а наитием. Что между различными небесами нет сообщения, а есть наитие, это видно по взаимному их расположению: самые внутренние, или небесные наверху; средние, или духовные - ниже; а природные еще ниже. В таком порядке устроены и все общества каждых небес. Так, например, в тех обществах, которые расположены на высокой, гористой местности: на вершинах её обитают те ангелы, которые принадлежат к небесным небесам; ниже те что к духовным небесам, а ещё ниже - принадлежащие к прородным небесам. Такой же порядок везде: как на высокой местности, так и на ровной. Общество высших небес не сообщается с обществом низших небес иначе как через соответствия; а сообщение через соответствия есть то, что называется наитием (влиянием).

- Одни небеса соединяются с другими небесами или одно небесное общество соединяется с обществом других небес наитием от одного Господа, непосредственным и посредственным: непосредственным от самого Господа и посредственным от высших небес, наитствующих по порядку на низшие. Так как соединение небес наитием (влиянием) совершается единственно Господом, то всего более наблюдается, чтоб никто из ангелов высших небес не смотрел вниз на общество низших небес и не говорил с кем из жителей этих небес. Как только это случается, ангел высших небес лишается разумения и мудрости. И вот почему: в каждом ангеле есть три степени жизни, как есть и три степени небес: у живущих в самых внутренних (небесных) небесах открыта третья, или самая внутренняя, степень, а вторая и первая закрыты; у живущих в средних (духовных) небесах открыта вторая степень, а первая и третья закрыты; у живущих же в последних (природных) небесах открыта первая степень, а вторая и третья закрыты. Вследствие этого, как только ангел высших небес смотрит вниз на одно из обществ духовных небес и говорит с кем-нибудь из их жителей, так третья степень его закрывается и вместе с тем он лишается своей мудрости, ибо мудрость его пребывает в третьей степени его, а во второй и первой её вовсе нет. Вот что нужно понимать под словами Господа у Матфея: «И кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои» Мф.24:17,18. И у Луки: «В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову» Лк.17:31, 32. (Ком. авт.: жена Лотова – жена племянника Авраама Лота. Когда обернулась посмотреть на поверженный город, превратилась в соляной столб). Нет наития с низших небес на высшие, потому что это противно порядку: наитие идёт с высших небес на низшие. Мудрость ангелов высших небес настолько же превосходит мудрость ангелов низших, насколько мириада единицу; вот почему ангелы низших небес не могут говорить с ангелами высших небес и даже, когда смотрят в ту сторону, не видят их и небеса их кажутся им чем-то облачным над головой. Но ангелы высших небес могут видеть находящихся в низших небесах, только они не могут говорить с ними, не лишаясь мудрости своей, как уже сказано выше. Мысли, чувства и разговоры ангелов самых высших небес никогда не постигаются ангелами средних небес, потому что они для них слишком высоки. Но, когда угодно Господу, они виднеются духовным небесам как что-то пламенное; а мысли, чувства и беседы ангелов духовных небес - как что-то светлое над природными небесами; иногда же - как блестящее, разноцветное облако, по колебанию и виду которого даже узнаётся в некоторой степени предмет разговора. Что же касается небесного образа в частности и то, как он направляется и распространяется, то это непостижимо даже и для ангелов.

- Так как небеса разделены на общества, из которых самые большие состоят из нескольких сотен тысяч ангелов, и так как все члены одного общества живут в однородном благе, но не в одинаковой мудрости, то из этого непременно следует, что на небесах есть и управление: порядок неукоснительно соблюдается. Управление на небесах различно: одно - в обществах, образующих небесное царство Господне, и другое - в обществах, образующих духовное царство Господне; различно также и по должностям, которые исполняются каждым обществом. На небесах, однако, нет другого управления, кроме управления взаимной любви, а управление взаимной любви и есть небесное. Управление в небесном царстве Господнем называется правдой, потому что все подданные этого царства живут во благе любви, направленной к Господу и от него же получаемой, и всё, что по этому благу делается, называется правдой. Управление в этом царстве принадлежит одному Господу; он сам ведёт ангелов и научает их делам жизни. Истины, называемые истинами суда, начертаны в их сердцах; каждый знает, постигает и видит их; вот почему там никогда не рассуждают о том, что относится к суду, а только о том, что относится к правде и принадлежит жизни. Об этом менее мудрые спрашивают более мудрых, эти же вопрошают Господа и дают ответ. Их небесное блаженство, или самая внутренняя радость, состоит в том, чтобы жить правдой от Господа. Управление в духовном царстве Господнем называется судом, потому что подданные этого царства живут в духовном благе, которое есть благо любви к ближнему, а это благо, в сущности, есть истина; истина же относится к суду, а благо к правде. Ангелы этого царства также ведомы Господом, но не прямо, а посредственно; вот почему у них есть наставники в большем или меньшем числе, смотря по потребностям общества; и также законы, по которым они должны жить между собой. Наставники управляют всем согласно этим законам; они понимают их верно, потому что они мудры, а в случаях сомнения им даётся пояснение от Господа. Так как управление по благу в небесном царстве Господнем называется правдой, а управление по истине в духовном царстве Господнем называется судом, то и в Слове говорится о правде и суде, когда речь идет о небесах и о церкви; в этом случае правда означает небесное благо, а суд - духовное благо, которое, в сущности, как было сказано выше, есть истина. Это видно из следующих изречений Слова: «Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века» Ис.9:7. Здесь под Давидом разумеется Господь, а царство его – небеса. Это ясно также из следующего: «И восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» Иер. 23:5. «Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою» Ис. 33:5. Сион здесь означает также небеса и церковь. «Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне» Иер.9:24. «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде» Ос.2:19. «Господи! Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая!» Пс. 35:7. И т.д.. В духовном царстве Господнем образы правлений различны. В одном обществе они могут быть иными, чем в другом. Это разнообразие зависит от различного рода служб, исполняемых обществами, а их службы согласованы со службами всех частей человеческого тела, которым они соответствуют и которые, как известно, разнообразны: служба сердца, лёгких, печени, селезенки, органов чувств. Но все образы небесного управления согласны в том, что целью для них есть общественное благо и в этом благе благо каждого. Это происходит оттого, что все ангелы во всех небесах находятся под усмотрением Господа, который любит их всех и по Божественной любви своей устраивает такой порядок, чтобы каждый получал своё личное, или частное, благо от общего. Даже каждый получает это благо по мере любви своей к общему, ибо насколько кто любит свою общину, настолько он любит всех и каждого в ней, а так как эта любовь от Господа, то настолько же Господь любит каждого и дарует ему благо. Наставники духовных небес – ангелы, более других находящиеся в любви и мудрости: по любви - они всем хотят благо, а по мудрости - умеют осуществлять его на деле. При таких свойствах они не начальствуют и не приказывают, но управляют и служат, ибо творить благо другим по любви к благу - это служить, а заботиться о том, чтоб это благо осуществлялось на деле - это управлять; и они не считают себя выше других, а ниже, потому что на первое место они ставят благо общества и ближнего, а своё собственное на последнее. Тем не менее им воздаётся честь и слава: они живут в середине общества, на более возвышенном месте, чем другие, и в прекрасных дворцах. Они даже принимают эту честь и славу, но не для себя, а ради послушания, ибо все на небесах знают, что эта честь и слава даны им от Господа и что поэтому их должно слушаться. Это самое разумеется в следующих словах Господа к ученикам своим: «А кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» Мф.20: 26-28. И у Луки: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий» Лк.22:26. Подобный образ управления в мини виде существует и в каждом доме. В каждом доме есть хозяин и слуги: хозяин любит слуг своих, а слуги любят хозяина, вследствие этого они служат друг другу по любви. Хозяин учит их, как должно жить и что следует делать, слуги же слушаются и исполняют свою обязанность. Исполнять службу есть для каждого там наслаждение жизни. Из этого ясно,что царство Господне есть царство служб. В аду есть также разного рода управление, потому что без него ничто бы не сдерживало жителей ада. Но, в противоположность небесному, оно всё основано на любви к себе; тут каждый хочет повелевать другим и начальствовать; ненавидит того, кто ему не благоприятствует, мстит ему и поступает с ним жестоко. Такова любовь к себе; вследствие этого самые злые духи там ставятся в начальники, и им повинуются из страха.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 217 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...