Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

I. Понятие патристики. Краткий обзор патриотической традиции. 1 страница



Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.


Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его об­щение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окру­жающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится спо­собом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаве­дется собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистич­ность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало фор­мирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудо­любие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — скла­дываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное вли­яние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка сти­муляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положитель­ное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребен­ка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в шко­ле поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не все­гда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззрен­ческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать


в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти нико­гда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школь­ные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а фор­мируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объек­тивными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебно­го заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку ха­рактер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступ­ков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовос­питания.

Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают стар­шие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят: «Если есть ученик, учитель найдется». В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему рав­няться.

Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны, пере­довой ученый и т. д. Кроме этого, особое значение в формировании характера при­надлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой раз­вивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию орга­низованности, выдержки, чувства долга.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что ха­рактер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

Контрольные вопросы

1. Раскройте суть понятия «характер».

2. В чем выражаются особенности характера как психического феномена?

3. Какие закономерности формирования характера вы знаете?


4. Что вы знаете о классификации черт характера?

5. Как характер проявляется через деятельность?

6. Охарактеризуйте существующие теоретические и экспериментальные подхо­ды к исследованию характера.

7. Что вы знаете об истории исследования характера человека как психического явления?

8. Расскажите о концепциях акцентуаций характера, предложенных К. Леонгар-дом и А. Е. Личко.

9. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?

10. Какие особенности формирования характера в детском возрасте вы знаете?

11. Что такое «сензитивный период»?

12. В чем заключается роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера?

13. Какие особенности формирования характера в дошкольном и школьном воз­расте вы знаете?

14. В чем проявляется трансформация характера в течение жизни?

15. Что такое «самовоспитание» и какова роль самостоятельного труда в форми­ровании характера?

Рекомендуемая литература

1.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. Л. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980.

2.Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

3.Гиппепрейтер 10. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧеРо, 1997.

4.Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

5.Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1989.

6.Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина,


7. 8. 9


Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. Страхов И. В. Психология характера. — Саратов: СГПИ, 1970. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.



[1] Глезер И. И., Зворыкин В. П. Критический обзор некоторых теории эволюциии мозга. - М.. 1960

[2] • Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. - СПб.: Питер, 1999.

[3] Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. — М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1961.

[4] Структура и содержание концепции Л. С. Выготского рассматривается но лекции К). Б. Гип-пенрейтер из книги «Введение в общую психологию».

[5] Для иллюстрации материалов данного раздела использованы рисунки из книги: Блум Ф.. Лей-зерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение: Пер. с англ. - М.: Мир. 1988.

[6] Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967.

[7] Штерн В. Основы генетики человека. — М., 1965.

[8] Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986.

[9] Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1981.

[10] Психология. / Под ред. проф. К. Н. Корнилова, проф. А. А. Смирнова, проф. Б. М. Теплова. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1948.

[11] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.

[12] Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. — М.: Знание, 1990.

I. Понятие патристики. Краткий обзор патриотической традиции.

Термином «патристика» (от греч. πατήρ - отец) обозначается совокупность произведений и доктрин «отцов церкви», т. е. христианских писателей преимущественно 2-8 вв. н. э. В узком смысле христианская церковь признает «отцами» только авторов, соответствующих следующим критериям: 1) ортодоксальность учения; 2) святость жизни; 3) одобрение церкви; 4) древность (в католической традиции). В широком смысле к патристике относят всех церковных писателей указанного периода, включая авторов с неортодоксальными взглядами (Тертуллиан, Ориген Александрийский и др.). Последних иногда называют также учителями Церкви (однако в католической традиции этим термином принято обозначать наиболее выдающихся отцов Церкви). Патристика в широком смысле, или раннехристианская церковная литература, является предметом патрологии как специальной научной дисциплины.

Как правило, греческую патристику ограничивают временем Иоанна Дамаскина (8 в.), а латинскую - временем Исидора Севильского (7 в.) или Беды Достопочтенного (8 в.). Общепринятной периодизации патристики не существует, но с некоторой долей условности в ее истории можно выделить три этапа: 1) рубеж 1-2 в. н. э. - нач. 4 в. н. э. (доникейская патристика): возникновение спекулятивного христианского богословия в условиях запрета на христианскую религию в Римской империи, отмененного в 313 Миланским эдиктом имп. Константина Великого; 2) 325-451 н. э.: формирование основ догматического вероучения на Вселенских соборах (от I Никейского до IV Халкидонского) и превращение христианства в господствующую религию Римской империи; 3) сер. 5 в. - сер. 8 в.: дальнейшее развитие христианской догматики после падения Западной Римской империи (476) до VII Вселенского собора (787).

Помимо текстов, позже вошедших в канон Нового Завета, а также различных апокрифов, к сер. 2 в. в рамках христианской традиции был создан ряд произведений, позднее объединенных в корпус сочинений «апостольских мужей», т. е. авторов, по преданию воспринявших христианское учение непосредственно от апостолов. В этот корпус входят: послания епископов Климента Римского (кон. 1 в.), Игнатия Антиохийского (ум. ок. 107-110) и Поликарпа Смирнского (ум. ок. 156-157); несколько анонимных посланий (напр., т. н. «Послание Варнавы», «Послание к Диогнету» и др.); «Дидахе» («Учение двенадцати апостолов»); «Пастырь» Гермы (написан ок. 140); фрагменты Папия Иерапольского (ок. 70-130). Большинство из этих текстов органично примыкает к новозаветным не только по причине жанровой близости (послания), но и в силу отсутствия в них элементов собственно спекулятивного богословия. Некоторые из них


АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПАТРИСТИКА 47

включались в канон Нового Завета на этапе его формирования. Особняком стоит «Послание к Диогнету», скорее всего написанное во 2-й пол. 2 в. или нач. 3 в. и тематически принадлежащее уже к апологетической традиции.

Именно апологетика примерно с сер. 2 в. положила начало серьезному взаимодействию христианства с античной философией и возникновению спекулятивной теологии на христианской почве. Некоторые апологеты сами были обратившимися в христианство философами. Помимо защиты христианства от выдвигавшихся против него обвинений (см. ниже ч. III), апологеты подвергали критике языческий политеизм (а зачастую и языческую культуру в целом) и полемизировали с иудаизмом, доказывая, что ветхозаветные пророчества относятся именно к Иисусу Христу.

Наиболее значительными представителями греческой апологетики 2 в. являются: Кодрат, чья апология, написанная в 20-е годы 2 в., не сохранилась (см. Eus. Hist. Eccl. IV 3); афинский философ Аристид, написавший в 20-30-е годы 2 в. апологию, направленную против язычников и иудеев; Аристон из Пеллы, которому обычно приписывается ныне утраченный антииудаистский «Спор Ясона с Паписком» (ок. 140), известный уже Цельсу (см. Orig. С. Cels. IV 52); Юстин Философ, или Мученик (ок. 100-165), бывший платоник, из сочинений которого сохранились две апологии и антииудаистский «Диалог с Трифоном-иудеем»; сириец Татиан (ум. ок. 185), ученик Юстина, позднее примкнувший к секте энкратитов, автор «Речи против эллинов», а также т. н. «Диатессарона», свода четырех канонических евангелий, вероятно, изначально на сирийском языке; Афинагор, автор «Прошения за христиан» (ок. 177) и трактата «О воскресении мертвых», атрибуция которого, впрочем, спорна; Феофил Антиохийский, в 80-е годы 2 в. написавший апологетическое сочинение «К Автолику» в 3-х кн.; Мелитон Сардийский (2-я пол. 2 в.), автор ок. 20 сочинений, отчасти сохранившихся во фрагментах, в т. ч. «Апологии», обращенной к Марку Аврелию (см. Eus. Hist. Eccl. IV 26); Гермий Философ, которому в рукописной традиции приписывается авторство небольшого памфлета «Осмеяние языческих философов» (ок. 200).

Еще одним фактором, имевшим определяющее значение для формирования патристической мысли во 2 в., была полемика отцов церкви с гностицизмом. Этим термином обозначают совокупность религиозно-мифологических течений преимущественно 1-4 вв. н. э., которым в той или иной степени присущи следующие черты: 1) представление о «гнозисе», т. е. высшем богооткровенном знании, наделенном спасительной функцией и противопоставляемом простой вере; 2) убеждение, что вышеупомянутое знание - удел избранных, которым в отличие от большинства людей гарантировано спасение; 3) дуализм, предполагающий различение высшего благого Бога, абсолютно чуждого этому миру, и низшего божественного начала, как правило - ветхозаветного Бога-Творца, который мыслится либо злым, либо несовершенным; 4) связанный с этим резкий антииудаизм, проявлявшийся в отрицании авторитета Ветхого Завета; 5) космический пессимизм, т. е. отрицание позитивной ценности материального космоса и существования в нем; 6) разнообразная религиозная мифология, за которой просматривается общая структура гностического прамифа: в идеальной реальности происходит падение одного из низших духовных существ (напр., Софии), опосредованно приводящее к возникновению этого мира, включая человека,


48 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПАТРИСТИКА

в котором тем не менее есть божественный элемент, в эсхатологической перспективе предназначенный к возвращению в высшие сферы бытия; 7) этика, основанная на чувстве превосходства гностика над этим миром, что выражалось как в крайнем аскетизме, так и в либертинизме (пренебрежении традиционными моральными нормами, в т. ч. в сексуальной сфере).

Источниками по гностицизму являются свидетельства ортодоксальных авторов и ряд оригинальных гностических сочинений на коптском языке (напр., «Пистис София», обнаруженная в 18 в., или 52 текста из т. н. «корпуса Наг-Хаммади» (NHC), найденные близ одноименного египетского селения в 1945). В число факторов, оказавших влияние на формирование гностицизма, включают иранскую религию (зороастризм), иудаизм, эллинистические религиозно-философские течения (в частности, герметизм), само христианство (хотя существовал и нехристианский гностицизм) и античную философию (ср. фрагмент из «Государства» Платона в NHC VI, 5; почитание Пифагора, Платона и Аристотеля карпократианами согласно Iren. Adv. haer. 1,25,6 и т. п.). Наиболее крупными представителями гностицизма 2 в. были: Василид, живший в Александрии в 20-50-е годы, и его ученик Исидор; Валентин, также александриец, переехавший в Рим ок. 140, и его последователи Птолемей, Гераклеон, Марк и Феодот; Маркион, учивший в Риме в 40-е годы 2 в., и его ученик Апеллес; сириец Бардесан (154-222). В 3 в. Мани (216-276), живший на территории Персидской империи, положил начало традиции манихейства, имеющей много общих черт с гностицизмом.

Полемика отцов церкви с гностическими учениями привела к возникно-вению ере с ео л огиче с кого жанравраннехристианской литературе. После Юстина, чье сочинение в этом жанре не сохранилось (ср. 1 Apol. 26), наиболее значительным ересеологом был Ириней Лионский (ок. 130/140-200). Уроженец Мал. Азии и ученик Поликарпа Смирнского, он стал епископом в Лионе и ок. 180 написал трактат «Обличение и опровержение лжеименного знания» (сокр. «Против ересей»). Это сочинение, сохранившееся целиком в латинском переводе и частично в греческом оригинале, содержит в т. ч. и образцовую для позднейшей ортодоксии формулировку христианского учения. Другое крупное ересеологическое сочинение - «Опровержение всех ересей», или «Философумены», обычно приписываемое Ипполиту Римскому (ок. 170-236), который был одним из претендентов на римское епископство во время схизмы нач. 3 в., а также одним из первых церковных экзегетов.

Кконцу2в.вт.н.Александрийской богословской школетеологи-ческое умозрение с существенной опорой на платоническую философию уже приобрело независимое значение и обусловливалось не только апологетическими или полемическими задачами. Характерной чертой этого направления была приверженность аллегорическому толкованию Библии, принципы которого были заложены еще Филоном Александрийским в рамках традиции эллинистического иудаизма. Ведущие представители Александрийской школы были дидаскалами (от греч. διδάσκαλος, учитель) в Александрийском катехетическом училище, так что термин «школа» в данном случае имеет и некоторый институциональный аспект. К Александрийской школе относятся: Пантен, бывший стоик, путешествовавший в Индию с миссионерскими целями и умерший, вероятно, ок. 200 (ср. Eus. Hist. Eccl. V 10);


АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПАТРИСТИКА 49

его ученик Климент Александрийский (ок. 150-215), христианин-интеллектуал, выдвинувший концепцию церковного гнозиса в противовес еретическому и написавший такие труды, как «Протрептик» апологетического содержания; «Педагог», посвященный вопросам христианской морали; «Строматы», эклектическое собрание размышлений на религиозно-философские темы, и др.; Ори ген (см.); его ученик и впоследствии епископ Дионисий Александрийский (ум. ок. 265); Феогност (ум. ок. 280), автор несохранившегося трактата по систематическому богословию Ύποτυπώσβι,ς (букв. «Очерки»; см. Phot. Cod. 106); Пиерий (ум. ок. 312), оригенист, переехавший в Рим в нач. 4 в. (см. Phot. Cod. 119); епископ и мученик Петр Александрийский (ум. ок. 311), подвергший Оригена резкой критике; один из крупнейших оригенистов уже посленикейской эпохи Дидим Слепец (ок. 309-394). Вне каких-либо школ и направлений в дони-кейской греческой патристике стоят: Юлий Африкан (ок. 160-240), автор «Хронографии», летописи мировой истории от сотворения мира до 221 года, и «Узоров», своего рода энциклопедии занимательных фактов из разных областей знания; Григорий Чудотворец (ок. 213-270), ученик Оригена в кесарийский период его жизни, составивший авторитетный вариант символа веры; мученик Me φ од ий Олимпийский (ум. ок. 311), автор аскетического сочинения «Пир десяти дев» и сохранившихся лишь фрагментарно диалогов «Аглаофон» и «Ксенон», посвященных критике Оригена (см. Phot. Codd. 234-235).

Латинская патристика доникейского периода, ведущие представители которой имели не столько философское, сколько юридическое и риторическое образование и родились или жили в Сев. Африке, представлена такими авторами, как: Минуций Феликс (1-я пол. 3 в.), написавший апологетический диалог «Октавий»; Тертуллиан (150/170-220/240), наиболее значительный латинский богослов этой эпохи, в начале 3 в. примкнувший к секте монтанистов, а позднее основавший собственную секту, автор большого корпуса произведений, включающего апологетические («К язычникам», «Апологетик» и др.), полемические («Против Маркиона», «Против Гермогена» и др.), теологические («О плоти Христа», «О душе» и др.) и нравственно-дидактические («К мученикам», «О зрелищах» и др.) сочинения; епископ и мученик К и пр и ан Карфагенский (200/210-258), оставивший ряд экклесиологических и нравственно-дидактических трудов; Арнобий (ок. 240 - до 311), первоначально противник христианства, обратившийся в нач. 3 в. и написавший апологетический трактат «Против язычников» в 7 кн.; Л актанций (250/260 - после 325), ученик Арнобия, автор трактатов «О творении Божьем», «Божественные установления» и др. В Риме крупным богословом этого периода был Новациан (190/210 - ок. 257), бывший стоик, написавший среди прочего важный теологический трактат «О Троице».

Для доникейского богословия в целом был характерен субординацио-низм, т. е. представление об иерархическом соотношении трех лиц божества, при котором Бог-Сын и Бог-Дух ставились ниже Бога-Отца. Возникшее в4в.арианство, главными представителями которого бы л и А р и й (ок. 2 8 0-336), Аэций (ум. в 367) и его ученик Евномий (ум. ок. 395), приписывало Сыну и Духу тварный статус. В полемике с арианством на Вселенских соборах в Никее (325) и Константинополе (381) был сформулирован тринитар-ный догмат, утверждавший тождество божественной природы в трех равных


50 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПАТРИСТИКА

и реально существующих ипостасях. В греческой патристике наибольший вклад в этот догматический процесс внесли Афанасий Великий (ок. 295-373), александрийский епископ, отстаивавший единосущие Сына Отцу, автор таких сочинений, как «Против язычников», «О воплощении», «Житие св. Антония» и др., и т. н. великие каппадокийцы, создавшие классический вариант тринитарного учения: Василий Великий (329-379), епископ Кесарии Каппадокийской, автор трактата «Против Евномия», «Бесед на Шестоднев» и др.; его брат Григорий Нисский (ок. 331 - после 394), философски одаренный мистик, разделявший гипотезу Оригена об апокатастасисе, автор сочинений «Об устроении человека», «О жизни Моисея», «Диалог о душе и воскресении» и др.; Григорий Назианзин, или Богослов (329-390), оратор и поэт, среди сочинений которого особенно важны пять «слов», т. е. речей о богословии (Or. 27-31). Крупными представителями греческой патристики 4 в. были также Евсевий Кесарийский (ок. 260-339), поклонник Оригена, сторонник умеренного субординационизма и основатель церковной историографии, написавший «Хронику», «Церковную историю», апологетические трактаты «Приуготовление к Евангелию», «Доказательство Евангелия» и др.; Кирилл Иерусалимский (ок. 318-387), автор катехе-тических речей; Епифаний Кипрский (ок. 315-403), написавший ере-сеологический труд «Панарион» (букв.: «Ящик с лекарствами»); Немесий Эмесский (ум. ок. 400), чей трактат «О природе человека» является важным источником по античной философской антропологии. К значительным неортодоксальным богословам 4 в. принадлежат M арке л л Анкирский (ум. ок. 374) и Аполлинарий Лаодикийский (ок. 310-392).

Появившееся в 4 в. монашество, у истоков которого стояли Павел Фивейский и Антоний Великий (2-я пол. 3 в. - 1-я пол. 4 в.), породило традицию духовно-аскетической литературы на греческом и коптском языках, представленной такими авторами, как Пахомий Великий (292-346), оригенист Евагрий Понтийский (346-399), Нил Анкирский (ум. ок. 430), а также анонимным сборником «Изречений отцов», «Духовными беседами», традиционно приписывавшимися Макарию Египетскому (ок. 300-390), и др. Иоанн Кассиан (ок. 365-430/435) перенес этот жанр на латинский Запад. К 4-5 вв. относится и расцвет т. н. Антиохийской богословской школы, для которой в противоположность александрийской была характерна ориентация на буквальное и историческое толкование Библии. Основателем Антиохийской школы считается издатель библейского текста и мученик Лукиан (ок. 250-312), оказавший сильное влияние на ариан, а главными представителями - критик оригеновского аллегоризма Евстафий Антиохийский (1-я пол. 4 в.), крупные экзегеты и теологи Диодор Тарсийский (ум. в 392) и Феодор Мопсуестийский (350/355 - ок. 428), чьи сочинения ввиду посмертного осуждения дошли преимущественно во фрагментах, выдающийся церковный проповедник Иоанн Златоуст (344/354-407) и Феодорит Кирский (393-457/466), автор «Церковной истории», апологии «Врачевание эллинских недугов», ересеологического труда «Свод еретических басен» и др. Противостояние александрийской и антиохийской школ проявилось также в христологи-ческих спорах 1-й пол. 5 в. о соотношении божественной и человеческой природ в личности Христа. Выходец из антиохийской школы, константинопольский патриарх Несторий (ок. 381-451), подчеркивая человече-


АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПАТРИСТИКА 51

скую природу Христа, основал учение, согласно которому двум природам во Христе соответствуют две ипостаси. Монофизитство, противоположное богословское течение, фактически утверждало поглощение человеческой природы Христа божественной, т. е. одну природу в одной ипостаси. Лидером антинесторианской партии был еп. Кирилл Александрийский (ум. 444), плодовитый экзегет и теолог, порой допускавший монофизит-ские высказывания, среди прочего - автор полемического трактата против имп. Юлиана (Отступника). Догматический процесс на Вселенских соборах в Эфесе (431) и Халкидоне (451) привел к формулировке христологического догмата, согласно которому во Христе две природы, божественная и человеческая, «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» сочетаются в одной ипостаси.

В латинской патристике этого периода наиболее важную роль играли такие писатели, как Ил арий Пиктавийский (ок. 315-367), самый значительный противник арианства на Западе, автор догматических, полемических и экзегетических сочинений («О Троице», «О соборах» и др.); Марий Викторин (ок. 280-363), переводчик неоплатоников Плотина и Порфирия на латинский язык, писавший грамматические, риторические и логические трактаты, а после обращения в христианство уже в зрелом возрасте - богословские произведения преимущественно антиарианской направленности; Амвросий Медиоланский (333/340-397), епископ Милана, выдающийся церковный политик, оставивший экзегетические, догматические, морально-аскетические сочинения («О вере», «Об обязанностях священнослужителей» и др.) и множество гимнов; Августин (см.); Иероним Стридонский (345/348 - ок. 420), создатель Вульгаты, классического перевода Библии на латынь, экзегет и полемист; Лев Великий, папа в 440-461, давший образцовую формулировку ортодоксальной христологии.

Послехалкидонское развитие христианской догматики, закрепленное на V и VI Вселенских соборах в Константинополе (553 и 680-681), а также VII Вселенском соборе в Никее и Константинополе (787), было связано преимущественно с уточнением христологии, в частности - с отвержением монофелитства, учения о единой воле во Христе, а также с иконоборческими спорами, в которых победили сторонники почитания икон. На патристику этой эпохи большое влияние оказали т. н. «Ареопагитики», известный с нач. 6 в. корпус текстов («Мистическое богословие», «Об именах Божиих», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», 10 писем), автором которого считался Дионисий Ареопагит, согласно традиции - слушатель апостола Павла (Деян. 17: 34) и первый епископ Афин (Eus. Hist. Eccl. IV 23, 3). Эти сочинения, в которых апофатический мистицизм сочетается с иерархической концепцией универсума, написаны под сильным влиянием неоплатонизма Прокла. На роль их возможного автора современные исследователи предлагали широкий спектр кандидатов от Аммония Саккаса до Петра Ивера (412-488) или Севера Антиохийского (465-538). Некоторые сложности, связанные с наличием в ту эпоху нескольких известных персоналий с тем же именем, существуют также с идентификацией личности Леонтия Византийского (ок. 475-543), оригениста, внесшего существенный вклад в развитие христологии; согласно его учению, общей ипостасью для божественной и человеческой природ во Христе является вторая ипостась Троицы. Крупнейшим представителем данного периода патристи-


52 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПАТРИСТИКА

ки был Максим Исповедник (ок. 580-662), главный противник монофе-литства и создатель масштабной теологической системы, отраженной в сочинениях «Вопросоответы к Фалассию», «Изъяснение трудных мест в словах св. Григория Богослова» и др. Такие авторы, как Иоанн Лествичник (датировка проблематична: ок. 525-600 или 579-649), авва Дорофей (ум. ок. 620),Иоанн Мосх(ок. 550-619/634), С о фр о ни й Иерусалимский (560-638), Анастасий Синаит (ок. 640-700) и др., продолжали традиции духовно-аскетической литературы. Последним великим отцом эпохи Вселенских соборов был уроженец Сирии Иоанн Дамаскин (ок. 675-749), известный как защитник иконопочитания и образцовый догматист, в систематическом виде подытоживший предшествующую богословскую традицию в сочинении «Источник знания», состоящем из трех частей («Философские главы», «О ста ересях», «Точное изложение православной веры»).





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 475 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...