Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 3. Происхождение человечества 3 страница



Ассоциативная информация за счет модулирующих возможностей психики заключала в себе больше «полезных» (с точки зрения антропогенных показателей) байтов информации. Так, воспринимая как объект тот же лес, гоминиды на первых ступенях своего развития, выделяли ряд относительных, ограниченных условными и наследственными программами, «полезностей». Зрительный сенсорный центр «подсказывал» им, что в лесу безопасней, чем на открытых пространствах местности, что здесь они удовлетворят потребность в еде и организации безопасного ночлега. Слуховой сенсорный центр был настроен на предупреждение о сигналах опасности, которые ожидают гоминид в лесу и т. п. Совершенно другой механизм восприятия внешнего мира наблюдается у древних людей к концу стадии Человека Примитивного в ходе работы простейшей психики при активации ассоциативной информации. По большому счету, ассоциативная информация – уже определенный «жизненный» опыт приматов, это приобретенная в онтогенезе условная информация, трансформированная в ходе процесса мышления в различные информационные схемы. В дополнение к информации наследственных и условных программ в головном мозге гоминид активируется целый комплекс «прожитой» ими информации, приобретенной в ходе вынужденных миграций, ежедневного общения с внешней материальной средой. Например, характерные для стадии Человека Примитивного миграции, переходы от одного леса к другому, от другого к третьему, выработали в мозге гоминид некую стереотипизацию поведения, которая явилась важным дополнением к рефлексам самосохранения. Она еще больше сблизила взаимодействие Человека Примитивного и внешнего материального мира. Попадая в лес, гоминиды уже на качественно новом уровне взаимодействовали с внешней информационной средой. Они «сравнивали» ранее запечатленную в мозге условную информацию с той, которая непрерывным потоком поступала в мозг. Так, в дополнение к наследственным и условным программам поведения у Человека Примитивного выработалось подобие «опыта» (соответствие текущей ситуации ранее прожитой), в основании которого лежала полевая работа простейшей психики.

Пятнадцатое. Происхождение человечества неразрывно связано с изменением самого головного мозга. Анализ эволюционной динамики мозга ископаемых людей, заставил ученых констатировать три неоспоримых факта. В первую очередь бросается в глаза разрастание мозга в высоту, что связано с разрастанием коры головного мозга, в которой сосредоточены высшие функции психической деятельности человека. Второй факт – разрастание в ходе стадии Человека Примитивного лобной области в связи с ростом лобных долей мозга в высоту и некоторую редукцию размеров теменной области, что нельзя не рассматрвиать как переориентацию функциональных систем мозга в ходе антропогенеза, некоторое сужение примитивно-двигательной сферы, сферы механических движений, и расширение ассоциативных функций мозга. Наконец, третий факт заключается в том, что на черепах яванских и китайских питекантропов на границе височной, теменной и затылочной областей наблюдается отчетливо выраженная выпуклость, которой не видно на эндокранах австралопитеков. Отмеченная разными авторами, эта выпуклость получила различное истолкование. Разделяя позицию Я. Рогинского, я считаю, что эта выпуклость связана с развитием речевых центров [4].

Шестнадцатое. С момента выделения гоминид из мира природы в организме Человека Примитивного оказалось, заложено два начала: биологическое и психическое. Биологическое начало является следствием воздействия мира природы на организм человека. Это комплекс нейронных объединений, доставшийся человеку от биоразумного и живого вещества. Психическое начало – комплекс неонейронных структур, который характеризует человека как разумное вещество.

Рассматривая стадию Человека Примитивного, мы отмечаем лишь тенденцию перехода от условно-рефлекторной деятельности биоразумных структур к полевой работе простейшей психики. Поэтому, практически, за 2 млн. лет стадии Человека Примитивного в головном мозге гоминид сформировался качественно новый уровень обмена вещества, энергии и информации – простейшая психика. Именно это нейронное образование, основанное на содержательно новых принципах работы с информационной средой, легло в основу дальнейшего эволюционного развития сознания и подсознания, которые за оставшееся время стадии неоантропов привели к формированию современного общества.

27. В целом, анализируя этапы происхождения человечества, мы можем отметить, что за 2 млн. лет стадии Человека Примитивного прослеживается тенденция к более объемлющей интеграции новых и реорганизованных старых нейронных объединений. Этот всеобъемлющий консолидирующий процесс в головном мозге Человека Примитивного, с одной стороны, привел к более масштабной работе предсознания, а с другой – создал условия для дифференциации предсознания на два самодостаточных уровня: сознания и подсознания, которые в целом и составили работу психики. В основу предсознания легла совокупная деятельность следующих нейронных объединений: памяти (пока еще разделенной по сенсорным центрам); ретикулярной формации; речевых центров (точнее сенсорных и моторных речевых зон[55]), таламуса. Новый нейронный комплекс в своей работе, по всей видимости, использовал дискретно-континуальную энергию импульсов и был акцентирован на работу с внешней информационной средой.

Формирование в головном мозге неоантропов простейшей психики – это новая веха в истории развития разумного вещества Земли. Только однажды в антропогенезе было столь важное по значимости событие, которое произошло в начале стадии Человека Примитивного, когда впервые в головном мозге гоминид был осуществлен «разрыв» (отдаление) условных программ от безусловных рефлексов. Тот период времени в истории человечества значится как начало антропогенной эры. Формирование простейшей психики, явилось точкой отсчета эволюции современных людей. Образование психики произошло на основе устоявшейся работы предсознания и связано с развитием нового свойства вещества – его способностью к ассоциативности. Работа простейшей психики основывалась на тесном взаимодействии коррелятивно развивающихся новых нейронных образований: памяти, речевых центров, таламуса, ретикулярной формации. На ретикулярную формацию были возложены генерирующие функции, на таламус – распределительные, на формирующиеся речевые центры – распределительные, кодирующие и декодирующие, на память – аккумулятивные функции. Весь этот механизм был направлен на работу с условной информацией, поступающей из внешнего материального мира, а также на формирование радикально нового вида информации – ассоциативной, которая явилась продуктом синтезирующей и модулирующей работы психики.

Простейшая психика неоантропов явилась самодостаточным, способным к эволюции уровнем, специализирующимся на работе с условной и ассоциативной информацией. В результате его работы в мозге, наряду с нейронным и тканевым уровнями, сложилась еще одна неравновесная, открытая, самодостаточная система со своим круговоротом вещества, энергии и информации.

28. Пятнадцать нейрофизиологических особенностей, сопутствующих основным этапам происхождения человечества, сказали соответствующе влияние на ход онтогенеза Человека Примитивного. Эволюционные изменения в организации головного мозга, как следствие, повлекли адекватные изменения в организации повседневного образа жизни гоминид: становлении быта, общественных отношений, первичных социальных условий существования. В течение двух миллионов лет стадии Человека Примитивного и в организации нейрофизиологических процессов, и в проявлениях онтогенеза отмечается специфическая направленность разумного вещества к совершенствованию внутренней структуры, к формированию системности. Именно по этой причине так важны исследования в области антропологии: они дают фактический материал, позволяющий проследить этапы формирования системы разумного вещества, этапы организации социума.

Как мы уже неоднократно отмечали выше, онтогенез есть следствие тех кардинальных изменений, которые произошли (или происходят) в нейронном комплексе головного мозга. Рассмотрим, как эволюция мозга в течение основных этапов происхождения человечества отражалась на образе жизни наших предков.

Первое. Отход нейронных систем головного мозга от работы с безусловной информацией, их большая предрасположенность к полевой работе с условной и ассоциативной информацией, позволила Человеку Примитивному, как ни одному другому биологическому организму, воспользоваться материальными достижениями той среды, в которой происходило его развитие. Именно Человек Примитивный, а не какой-либо другой биологический организм, в силу радикальных внутренних изменений в нейрофизиологии мозга, смог впервые воспользоваться орудиями труда, которые в изобилии находились вокруг него. Этим шагом он предопределил свое будущее, компенсируя несовершенство исполнительных систем своего организма.

Постижение мира через ощущения получило материальное подкрепление: орудия труда стали средством чувственного восприятия человеком действительности. Открывшиеся внутренние потенциалы мозга, расширяющиеся функциональные возможности формирующейся психики привели к тому, что Человек Примитивный впервые получил возможность изолировать свой образ жизни от деструктивного влияния внешнего мира. То, что раньше ему казалось невозможным и недостижимым, с появлением орудий труда стало доступным и воплощаемым в повседневную жизнь.

Уже на уровне Человека Примитивного мозг начал выступать в качестве генерирующей силы, которая, трансформируя поступающую информацию в творческий потенциал, требовала ее реализации (материализации) в жизни. И человек вынужден был искать средства и способы реализации открывшихся внутренних потенциалов мозга, потому что это значительно облегчало существование и, что немаловажно, снижало степень актуализации рефлексов самосохранения. Уже существующими, довольно ограниченными функциональными возможностями организма обойтись он не мог. Поэтому, в конечном итоге, при помощи внешней информационной среды, он нашел выход. Он привлек дополнительные, «найденные» в природе в готовом виде средства, позволяющие удовлетворить результаты синтезирующей и анализирующей работы мозга. По моему мнению, в действительности, приобщение Человека Примитивного к орудиям труда произошло иначе, чем предполагал Ф. Энгельс. Человек не случайно натолкнулся, попробовал и стал в дальнейшем повсеместно использовать орудия труда. Фактор случайности в этой ситуации умаляет стимулирующее значение и эволюционную направленность законов материального мира. Использование орудий труда явилось целенаправленным (предопределенным законами системы разумного вещества) поиском путей использования открывшихся потенций мозга, детерминистской обусловленности протекающих в мозге процессов.

Имеется прямая связь между организацией и развитием простейшей психики и использованием в повседневной жизни орудий труда. Потенциальные возможности неоструктур мозга нашли свою реализацию в привлечении к существующим ограниченным функциональным возможностям организма, имеющим узкий спектр разреженности, дополнительных средств. Орудия труда для Человека Примитивного – это те же исполнительные механизмы, посредством которых он стал воплощать продукты полевой работы психики в материальные формы. Основным материалом для изготовления первых орудий труда служил, как мы считаем, камень. Именно с обработкой камня связаны первые великие открытия в 2-миллионнолетней истории просихождения человечества.

Первую страницу в истории развития орудий труда открывает ручное рубило, «первое великое изобретение древнего человека, значительно облегчившее его жизнь» [42, 9-10 ]. В дальнейшем появились:

ручные рубила, изготовленные ударной техникой (около 800 тыс. лет до н. э.);

ручные рубила, изготовленные контрударной техникой (с помощью колотушки и отбойника) (около 150 тыс. лет до н. э.);

первые составные орудия; изобретение рукоятки (около 100 тыс. лет до н. э.);

отжимная техника обработки камня (около 50 тыс. лет до н. э.) [42].

Использование Человеком Примитивным орудий труда явилось первой вехой в истории происхождения человечества. Впервые нейрофизиологические трансформации в таких масштабах проявили себя на онтогенетическом уровне. С этого момента воздействие внешней информационной среды на развитие формирующейся психики значительно увеличилось, в свою очередь, повышая и темпы развития нейрофизиологии мозга. Совершенство нейронных структур предсознания пропорционально сказывалось на деятельности Человека Примитивного, на объемах, формах и способах его работы с условной информацией.

Второе. Вторую страницу в истории происхождения человечества занимает использование Человеком Примитивным огня и продуктов питания, которые были изготовлены на огне. Начало использования огня относят примерно к 500 тыс. лет до н. э. Казалось, этот малозначительный факт не мог оказать существенного влияния на ход истории. Но получилось наоборот. Использование огня в повседневном образе жизни человечества привело к дальнейшему развитию не только простейшей психики, но, в значительной степени, изменило анатомическую и функциональную деятельность организма. Через пищеварительную систему в организм стали поступать вещества, которые легче усваивались клетками, и которые оказывали существенное влияние на внутриклеточную работу. В биохимическую среду организма полным потоком хлынули химические элементы ранее не участвующие в биохимической среде организма. Эти элементы начали вовлекаться в биохимические реакции, происходящие на уровне организма, существенно обогатив модулирующие возможности клеток и нейронов.

Третье. Следующим радикальным изменением в онтогенезе Человека Примитивного явилось качественное изменение форм общения между гоминидами. Одним из приоритетных направлений в развитии мозга Человека Примитивного являлось формирование и развитие речевых центров: речедвигательного центра, слухоречевого и зрительно-речевого центра. В этот период времени наметилась тенденция и к их объединению, к организации на основе интегрированной работы речевых центров второй сигнальной системы. Все эти изменения соответствующим образом проявились в онтогенезе Человека Примитивного. За миллионы лет первой стадии происхождения человечества значительно расширилась количественная и содержательная глубина передаваемых звуковых сигналов. К звуковому общению между древними людьми добавился язык мимики и жестов. Все это привело к тому, что качество общения между приматами вышло на новый уровень совершенства. Если для высших животных общение стояло на втором плане и существенно не влияло на онтогенез биологических организмов, то для Человека Примитивного общение выступило на первый план. Оно стало жизненно необходимым мероприятием, от которого во многом зависела полноценность развития как отдельной особи, так и группы приматов в целом.

Развитие общения прошло сложный путь. Видимо, его начало относится к первым меткам (надломанные ветки на деревьях, примятая трава и т. п.), которым человек научился у высших животных. Затем последовали определенным образом сложенные ветви деревьев или другие найденные в природе средства: дым костров и прочие условные знаки. Из простейших систем общения уже в начале стадии неоантропов сформировались более сложные системы взаимодействия представителей древнего человеческого рода. В качестве примера можно привести известную систему «письма» инков. Письмо инков «записывалось» при помощи узелков. Для этого использовались шнурки разного цвета, которые связывались в разнообразные узелки, При этом каждый узелок имел свое смысловое значение. Эти «записи» крепились на палочку и посылались адресату [42]. По мнению ученых, инки с помощью такого «узелкового письма» записывали свои законы, передавали из поколения в поколение информацию, слагали стихи, прозу. Уже в тот исторический момент развитие психики создало все предпосылки для организации ассоциативной информации для наглядно-образного типа мышления. К концу каменного века у древних людей созрела необходимость не только в простейшем повседневном общении, позволяющем решать насущные потребности, а в общении масштабном, комплексном, в ходе которого актуализировался огромный (по тем масштабам) объем информации. Потребность формирующейся психики в более тесном взаимодействии с условной информацией подкреплялась и насущными потребностями онтогенеза. Средства труда, условия повседневного быта, развитие охоты, собирательства и другие формы деятельности требовали от людей соответствующей по объему информационной поддержки, адекватного по уровню совершенства процесса общения. Знания, умения и навыки приобретались уже не только через повседневный труд, а накапливаясь, передавались в ходе общения из поколения в поколение. Объем информации по мере исторического развития человечества неукоснительно расширялся.

Четвертое. В материальном мире существует одна очень важная для наших исследований закономерность, установленная американским физиком Ларсом Онсагером. Эта закономерность получила в научном мире название принципа направленности эволюции, или закона минимума диссипации (рассеивания) энергии[56]. Так вот, исходя из этого принципа, процесс эволюции всегда направлен на снижение рассеивания энергии в любых материальных организациях, на неравномерное распределение энергии в структурах материи[57].

Эта научно установленная закономерность объясняет нам тенденцию консолидации как неонейронов в нейронные структуры и нейронных структур – в психику, так и Человека Примитивного – в общественно-племенные общины, в первичные структуры общества. Процесс интеграции нейронов на фундаментальном уровне послужил причиной адекватных интеграционных процессов в онтогенезе. В повседневной форме жизни значение энтропии, или образно выражаясь, значение бесполезно растрачиваемой энергии, удавалось значительно снизить только посредством применения коллективного труда, совместных усилий устоявшейся группы людей. Стадность высших животных и групповое общение гоминид отличались рядом основных признаков. Одним из них являлась дифференциация обязательств, возлагаемых на каждого члена группы Человека Примитивного. Если в стаде высших животных, несмотря на четко просматривающуюся внутреннюю иерархичность, индивидуальных обязанностей, как таковых, не существует, то в групповом общении Человека Примитивного иерархичность просматривается в гораздо меньшей форме, зато на каждого члена группы возлагаются определенные обязанности, которые он выполняет.

Интеграция Человека Примитивного в социальные группы, а так же внутриструктурное развитие этих групп привели к тому, что значение рассеиваемой энергии (энтропии) значительно снизилось. Взаимодействие социальной группы Человека Примитивного с внешней материальной средой по всем показателям оказалось гораздо эффективнее и продуктивнее, чем в случаях адекватного, но индивидуального общения. Группа гоминид успешнее справлялась с теми трудностями, которые встречались в онтогенезе. В групповом взаимодействии с природой показатели актуализации рефлексов самосохранения были не столь высоки, как при индивидуальном взаимодействии с материальной средой. Именно по этим причинам онтогенетическое развитие Человека Примитивного изначально акцентировалось на развитии в социальной группе, в сообществе; с первых шагов эволюции разумного вещества человек развивался как общественная единица, как структурная организация общества. Вне общества полноценное развитие и существование человека было невозможно.

Весь этот комплекс причин повлек за собой важнейшие изменения в образе жизни Человека Примитивного. Уже в эпоху раннего палеолита отмечалась именно групповая миграция первобытных людей. В социальной организации этих древних сообществ еще преобладали первобытные инстинкты, но начинали просматриваться и некоторые общественные черты, проявившиеся в укреплении взаимосвязи внутри кровнородственных сообществ, в ходе совместного освоения и постройки жилых убежищ, а так же в коллективном добывании и распределении средств существования [22].

А в целом, обобщая двухмиллионный промежуток времени происхождения человечества, можно выделить общие закономерности: а) как отмечалось выше, образ жизни человека на всех его стадиях посвящен одной цели – уменьшению показателя энтропии в создаваемой системе разумного вещества, в организуемом им сообществе[58]; б) по мере развития социальных отношений человеческое общество количественно увеличивалось: к началу стадии Человека Примитивного гоминиды встречались только в отдельных природных зонах, а к концу стадии они расселились, практически, по всей материковой части; в) по мере количественного увеличения человеческого общества усложнялась его внутренняя организация; г) как правило, деление в обществе было тождественно разделению труда. Например, появление охоты разделило труд непосредственно на труд добытчика средств существования и работу, связанную с организацией быта. Появление рыболовства как сферы деятельности также отразилось на дифференциации как труда, так и структуры общества; д) к концу стадии Человека Примитивного труд дифференцировался на следующие сферы деятельности: к традиционным видам – охоте (хотя ее роль и значение значительно снизились), собирательству, рыболовству – добавилось земледелие и скотоводство. В соответствии с дифференциацией сфер труда происходила адекватная организация внутренней структуры общества. Начиная со второй ступени стадии развития Человека Примитивного, у него отпала необходимость в постоянных миграциях, обеспечивающих решение насущных повседневных потребностей. Люди стали переходить к оседлому образу жизни, на основании которого организовывается внутренняя структура общества, это стало началом формирования основ будущих социальных отношений, основ цивилизации.

Пятое. Значительные изменения в ходе стадии Человека Примитивного произошли и в семье. В этот промежуток времени были упорядочены половые отношения внутри семейств гоминид, что позволило разрешить несколько ключевых проблем в развитии человечества. Прежде всего, было пресечено распространение и развитие в среде древних людей различного рода патологий, которые в большинстве своем являлись следствием полового сношения между близкими ветвями родства. Второй момент состоял в том, что ограничение половой близости внутри семьи вынудило Человека Примитивного расширять круг общения в поиске удовлетворения полового влечения. Этот процесс, с одной стороны, привел к интеграции различных семей между собой, к объединению их в более масштабные социальные группы, с другой – расширил поле для различных комбинаций на уровне генотипа. В результате половых связей между особями с различной степенью развития генотипа появлялись дети, превосходящие родителей по коммуникабельности и внутреннему развитию. Был еще один положительный момент расширения круга общения – информационный обмен, который обогащал внутреннюю информационную базу Человека Примитивного. С этого момента социальное развитие Человека Примитивного происходило на базе не только совершенствования отношений внутри кровнородственной семьи, но и на основе развития отношений между различными семьями. Таким образом, к концу стадии Человека Примитивного произошли серьезные изменения в отношениях как внутри семьи, так и в объединении различных семей в первобытные родовые общины [52].

Шестое. На стадии Человека Примитивного произошло формирование и развитие еще одного важного и незаменимого атрибута человеческой деятельности – быта.

Быт – это экзистенциональная черта, присущая исключительно человечеству. Организация быта явилась закономерным следствием противостояния между природой и человеком. В этой борьбе человек использовал всевозможные средства, пытаясь выжить, отстоять свое право на существование. Используя орудия труда, Человек Примитивный расширил количество исполнительных механизмов, с помощью которых потенциальные возможности мозга – продукт работы уровня психики – могли приобрести материальные формы.

По мере формирования человечества сфера применения орудий труда адекватно расширялась. Уже к середине стадии Человека Примитивного они применялись уже не только в качестве дополнительных исполнительных механизмов. Их функции расширились до уровня организации быта, организации повседневного образа жизни. По мере проявления психического начала перед Человеком Примитивным стали возникать вопросы организации повседневного бытия, решения текущих вопросов. Развитие орудий труда, а так же некоторые другие проявления онтогенеза создали условия для введения в норму бытия оседлого образа жизни. Естественно, при систематических миграциях организация быта носила простейший, суто символический характер, заключающийся, главным образом, в изготовлении укрытий из костей крупных животных (если в близи не располагались пещеры или другие естественные укрытия), а также примитивной бытовой утвари. Но как только Человек Примитивный перешел на оседлый образ жизни, вопрос организации быта стал первоочередным. Каковы же естественные причины формирования быта как такового? Первая и основная, на мой взгляд, причина заключалась в создании условий для полноценного существования и развития семьи в условиях деструктивного влияния внешнего мира. Свои первые шаги в организации быта Человек Примитивный делал по аналогии и под непосредственным влиянием рефлексов самосохранения. Это был результат простейшей синтезирующей и анализирующей работы мозга, итогом которого выступила организация первичной искусственной среды существования Человека Примитивного. Среды, организация которой изначально основывалась на законах, противоречащих законам существования природы. И причина этого противоречия бала одна. А именно, в основе формирования и развития системы разумного вещества лежал комплекс законов не соответствующий комплексу законов существования природы. Это были законы организации и развития системы разумного вещества. И вот одним из следствий влияния этой новой группы законов и явилось интенсивное развитие быта.

Организация быта включает прежде всего комплекс вопросов, направленных на удовлетворение основных материальных потребностей людей. Это потребности в еде, одежде, жилище, поддержании здорового образа жизни. С другой стороны, быт подразумевает под собой освоение и развитие духовной стороны жизни людей, к которой относятся: процесс общения, развитие культуры и некоторые другие мероприятия, которые проводятся как на уровне сформировавшихся родовых отношений, так и на уровне семьи.

Седьмое. Очень важные последствия формирования психики были отмечены в онтогенезе в системе верования древних людей, в становлении их духовной культуры. Развитие культуры, формирование духовного мира Человека Примитивного – вторая важнейшая особенность развития разумного вещества. Ни один биологический вид не развивает духовную сторону своего бытия. Это удел исключительно человечества, представителя разумного вещества.

Как и многие другие онтогенетические проявления, организация духовной стороны бытия Человека Примитивного явилась следствием радикальных изменений в нейронных структурах головного мозга. Развитие духовности связано с работой предсознания и простейшей психики в целом, с актуализацией условной информации, перманентным развитием речевых центров и нейронных объединений памяти. По большому счету, появление культуры, духовного мира человека произошло в результате усложнения взаимоотношений между человеком и природой, разумным и живым веществом, формирующейся психикой и внешним материальным миром. На наш взгляд, предположение о зарождении культуры и духовного мира, высказанное Б. Расселом в известной книге «История западной философии» [37, 11-38 ], является верным. В повседневной жизни, в ходе своей практической деятельности, Человек Примитивный постоянно сталкивался с явлениями и процессами, которые стимулировали его познавательную деятельность. Практическая деятельность человека оказалась непосредственно связана с познанием. И вот в ходе этого взаимодействия практики и познания сформировался духовный мир человека, религии и мировоззрения в целом. На основании тех явлений, которые человек мог объяснить и которые не представлялись в ходе его восприятия очень сложными, произошло зарождение знаний, а впоследствии – науки, как одной из форм познания. Те же явления, которым человек не мог дать объяснения и которые были выше его понимания, легли в основу формирования теологии, приняли характер догматической веры. «Наука говорит нам, что мы способны познавать, но то, что мы способны познавать, ограничено, и если мы забудем, как много лежит за этими границами, то утратим восприимчивость ко многим очень важным вещам. Теология, с другой стороны, вводит догматическую веру в то, что мы обладаем знаниями там, где фактически мы невежественны, и тем самым порождает некоторого рода дерзкое неуважение к Вселенной» [37, 12 ].

Таким образом, наука и религия находятся в состоянии постоянного конфликта, в глубинах которого скрыты отношения между «познаваемым» в природе и «непознаваемым», общественной связью и личной свободой. Переплетение сложных взаимоотношений между человеком и природой, динамичность связи между внутренней психической средой и внешним материальным миром привели к формированию качественно новой сферы деятельности человека – духовной, чувственного отношения человека к природе и к формирующемуся социуму. Духовная сфера активности человека характеризует иррациональное отношение человека к материальному миру, проявляет субъективную, психическую сторону его бытия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. – 160 с.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 346 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...