Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Фрагмент занятия
Педагог: В предыдущих заданиях я предлагала вам движения, соответствующие характеру музыки. Теперь вам самим надо будет подобрать движения. (Звучит пьеса П.И. Чайковского из «Детского альбома» – «Утренняя молитва»[19]). Представьте, раннее утро. Бьют часы. Входит няня, зажигает свечи. Скоро придут дети с гувернанткой, чтобы заниматься музыкой и танцами. Няня ставит цветы в вазу на стол в честь именинницы младшей дочери хозяев дома. Няня здоровается с вошедшей учительницей музыки и садится в кресло. А теперь расскажите всё это «без слов», в движении.
(Педагог распределяет роли. Дети выполняют творческое задание-этюд).
Педагог: Музыка звучала тихо и спокойно, и движения ваши были плавные и неторопливые. Изменится ли динамика в следующей пьесе? (Дети слушают «Игру в лошадки» П.И. Чайковского). Представьте, как верхом на лошадке появляется мальчик, он «гарцует» по всей комнате. За ним с одобрением наблюдают не только няня и учительница, но и гувернантка, вошедшая с девочкой. Слушайте музыку, она сама всё вам подскажет.
(Дети выполняют задание педагога).
<…>
Процесс подготовки и организация музыкального спектакля, спланированного для выступления перед родителями, способствовал более энергичному и активному участию детей, развитию музыкально-ритмических интонационно-пластических способностей детей, уровень которых по завершению занятий предстал в следующем виде.
Итоги занятий в рамках третьей фазы, направленной на относительно целостное воплощение характера, акцентов, темпо-метра музыкального произведения в интонационно-пластическом движении, оценивались по следующим критериям:
I. Уровень эмоциональной выразительности.
Высокий уровень: яркое, увлеченное, эмоциональное выполнение заданий соответствующих характеру и средствам музыкальной выразительности звучащих произведений.
Средний уровень – в целом эмоциональные, интонационно-пластические движения, в основном соответствующие характеру звучащей музыки.
Низкий уровень – не эмоционально выраженные интонационно-пластические движения как отклик на звучащую музыку.
II. Уровень операционального развития.
Высокий уровень - точное выполнение движений, соответствующих характеру, акцентам и темпо-ритму и другим средствам выразительности звучащего произведения.
Средний уровень - выполненные интонационно-пластические движения порой соответствуют характеру, акцентам и темпо-ритму произведений, наряду с ошибками ритмического, темпового, динамического характера.
Низкий уровень - выполненные движения не соответствуют средствам музыкальной выразительности прозвучавших произведений.
III. Уровень субъективно-творческой выразительности
Высокий уровень – выполнение заданий носит ярко выраженный субъективно-творческий характер. Стремление осознанно/неосознанно (интуитивно, подсознательно) создать оригинальный художественный образ, включая акценты и темпо-ритм.
Средний уровень – стремление к созданию субъективно-творческому образу в движении под музыку проявляется, однако часто довольно беспомощно.
Низкий уровень - какие-либо субъективно-творческие попытки проявить себя в процессе звучания музыкальных произведений отсутствуют.
Таблица №4
ФАЗЫ | ИСХОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | I ФАЗА | II ФАЗА | III ФАЗА | |||
Группы | Экспер. | Контр. | Экспер. | Экспер. | Экспер. | Контр. | |
Задания: | Воплощение темпо-метра музыкального произведения в интонационно-пластическом движении… | Исполнение акцентов в музыкальном произведении… | Отражение целостности образа музыкального произведения… | ||||
1.Уровень эмоциональной выразительности | Высокий | ||||||
Средний | |||||||
Низкий | |||||||
2.Уровень операционального развития (умения, навыки) | Высокий | ||||||
Средний | |||||||
Низкий | |||||||
3.Уровень субъективно-творческой выразительности | Высокий | …в целом выраженное | |||||
Средний | …фрагментарно выраженное | ||||||
Низкий | …попытки не адекватны или отсутствуют | ||||||
Представляется интересным проследить процесс развития музыкально-ритмических способностей в опытно-поисковой группе, а затем проанализировать итоговые результаты экспериментальной и контрольной групп.
Уровень эмоциональной выразительности (исходный, из 21-го участника: высокий уровень – 9 детей, средний -7, низкий – 5) от исходного уровня развивался последовательно, от фазы к фазе (соответственно: 11,13, 16), и в результате занятий все учащиеся, обладающие средним уровнем эмоциональной выразительности, «перешли» на уровень высокий. В свою очередь, четверо учащихся с низким уровнем, сумели перейти на более высокую ступеньку эмоционального развития. В результате выявилось, что уровень эмоциональной выразительности в экспериментальной и контрольной группах оказался одинаковым.
Уровень операционального развития (способы деятельности: умения и навыки) на исходном уровне выглядел так: высокий уровень – 5 детей, средний - 8, низкий – 8) развивался не так последовательно, как уровень эмоциональной выразительности: после каждой фазы количество детей, выполнивших их на более высоком уровне, увеличивалось очень незначительно, но постоянно, что в результате привело детей экспериментальной группе к более высоким показателям по сравнению с контрольной (на высоком уровне 8 детей против 5-и, на среднем уровне - 12 против 11-и, на низком – о против 3-х.).
На уровне субъективно-творческой выразительности преимущество предлагаемой методики, основанной на целенаправленных приемах, оказалось наиболее очевидным: на высоком уровне 15 детей против – 9-и, на среднем 6 против 9-и. на низком уровне о против 1-го.
<…>
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 395 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!