Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Становление и развитие теории социализма в СССР



Страны, ставшие на путь строительства социалистического общества, находились в различных исторических и социально-экономических условиях, что привело к формированию разных концепций централизованно планируемой экономики.

Советская экономическая наука начала развиваться в определенной социально-экономической реальности. В СССР на практике реализовывалась теоретическая модель бесклассового справедливого общества, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Проведенная в ходе социалистической революции экспроприация средств производства и дальнейшая их национализация должны были привести к созданию общества без эксплуатации человека человеком, где государство, распоряжаясь общенародной собственностью, будет планомерно влиять на производство, обмен, распределение, а, значит, и на потребление общественного продукта.

Таким образом, экономическая мысль вызвала уникальный феномен – общество, которое строилось в соответствии с заранее сконструированной моделью. Поэтому политическая экономия социализма, начавшая складываться в 20-е годы, формировалась как догматическая и идеологически четко направленная наука. Идеологически политическая экономия должна была выражать интересы рабочего класса. Методология науки опиралась на методологию К. Маркса. Обязательным условием теоретических исследований и дискуссий была непогрешимость авторитетов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и решений партийных съездов. Происходившее в то время становление социалистической экономической системы вызывало много практических проблем, требовавших теоретического обоснования и прогнозирования тенденций экономического развития.

В первые годы советской власти теоретические дискуссии по проблемам советской экономики проходили бурно и на основе действительного плюрализма мнений. В 20 - 30-е годы в экономической литературе обсуждались аграрные проблемы (в т.ч. теория кооперации), организация рынка, народнохозяйственное планирование, вопросы кредита и денежного обращения, общетеоретические проблемы экономической науки – формы общественной собственности, сущность товарно-денежных отношений при социализме. Однако, к концу 30-х годов научный подход в исследованиях сменился классово-партийным и идеологическим.

Но не все экономисты идеологизировали экономическую науку. В 20-е годы значительный вклад в науку своими альтернативными теориями внесли Н. Кондратьев, А.Чаянов, Е.Слуцкий, В.Леонтьев [9, с.13,14].

Николай Кондратьев (1892 - 1938) – выдающийся экономист ХХ века. Мировую славу принесли ему труды, посвященные проблеме экономической динамики, которую он связывал с прогностической функцией экономической науки. Он изучал проблемы экономического роста, циклического развития экономики. Н.Д. Кондратьев выделил периоды колебаний экономической активности: меньше года (сезонные), три с половиной года, торгово-промышленные циклы продолжительностью 7 - 11 лет и обнаружил длинные циклы конъюнктуры около 50 лет. Он прогнозировал и мировой экономический кризис 1929-33 годов. В его трудах использованы приемы экономико-математического анализа, которые в мировой экономической науке тогда находились в стадии становления [5]. Н. Кондратьев создал также макроэкономическую теорию научного планирования и прогнозирования, являющуюся актуальной и сейчас.

А.В. Чаянов (1888 - 1937), всемирно известный ученый, разработал теорию семейно-трудового крестьянского хозяйства, теорию кооперирования и дифференциальных оптимумов в сельскохозяйственных предприятиях [12]. Эти его разработки широко использовались в мировой практике кооперирования сельского хозяйства.

Н.Кондратьев и А.Чаянов в 20-е годы возглавляли не только научные направления в исследованиях, но и крупные научные учреждения. Однако их теории и политические взгляды шли вразрез со сталинским курсом на «коллективизацию сельского хозяйства» и оба они в 30-е годы были репрессированы и расстреляны. Реабилитированы посмертно, но научные труды их были запрещены к изучению и получили распространение в СССР только в 80-е годы.

Е. Слуцкий (1880 - 1948) в 20-40-е годы обогатил методологический аппарат микро- и макроэкономики статистико-математическими разработками, предпринял системный подход к анализу экономики. Его работы оказали влияние на формирование эконометрики.

В. Леонтьев (1906 - 1999), в 1931 году эмигрировавший в США, разработал в 30-е годы метод экономико-математического анализа «затраты-выпуск» для изучения структуры экономики и составления межотраслевого баланса, который широко применяется в практике прогнозирования и программирования экономики, за что был удостоен Нобелевской премии.

Советские экономисты-математики дали функциональное определение ряда экономических процессов, предложили метод экспертных оценок в планировании. В разработке советской экономической теории планирования активно участвовали В. Громан, Н. Кондратьев, В. Базаров и др. Но их разработки, с интересом воспринимавшиеся в мире, были объявлены противоречащими политике партии.

До начала 30-х годов экономические дискуссии велись по методологическим проблемам – о соотношении сознательного и объективного, политики и экономики при социализме, о предмете и методе политической экономии. С 1931 года в науке утвердилось понятие «политическая экономия социализма», автор которого Н. Вознесенский, считал, что эта наука будет исследовать особые, специфические экономические законы, производные от воли пролетариата и присущие социализму.

Таким образом, в 20-е годы существовало два направления экономической мысли: первое основывалось на западных теориях и стремлении приспособить этот подход к новой экономической практике, второе опиралось на ортодоксальное понимание марксизма. Победа второго направления, обеспеченная идеологическим давлением и физическим террором, постепенно привела к деградации политической экономии. Задачей науки стало всестороннее обоснование преимуществ социализма по сравнению с капитализмом, исследование процесса обобществления и общественной собственности. Политическая экономия как наука стала противоречить принципам не только классической, но и марксисткой экономической теории, превратилась в описательную науку, все больше отходила от своего предмета и переплеталась с политикой.

В 30-е годы ученые занимались разработкой системы категорий и законов политической экономии социализма, выяснением роли товарно-денежных отношений и категории планомерности при социализме. Предпринимались попытки определить основной закон социализма. Характер научных дискуссий по этим вопросам широко освещен в литературе [3, р.ХVI; 4, гл. 24; 12,ч.IV]. Эти направления в науке разрабатывались и позже.

В 1936 году с признанием политической экономии социализма как науки началась подготовка нового учебника. Он должен был отразить единую концепцию социализма. Крупными авторитетами в науке считались И. Сталин и Н. Вознесенский. В научных дискуссиях мнение И.Сталина не оспаривалось. Н. Вознесенский был крупным государственным деятелем, исследовал теоретические проблемы экономики социализма, его творческая независимость, стремление подготовить собственный теоретический труд по основам социалистической экономики закончились трагически: в 1948 году он был арестован и расстрелян.

Учебник политической экономии до войны не был издан и в 1951 году состоялась большая дискуссия по проблемам политической экономии социализма. Решающее слово оставалось за Сталиным и его теоретическая концепция послужила основой для учебника, вышедшего в 1954 году. Сталин признавал объективный характер экономических законов при социализме, но считал возможным ограничение сферы их действия. Он дал новое определение «основного экономического закона социализма»: обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Он также признавал наличие товарного производства при социализме и причиной его считал существование двух форм собственности – государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной. Товарное производство считалось необходимым только на первой фазе развития коммунистического общества – при социализме. Данная сталинская концепция в основном господствовала в учебниках политической экономии до 80-х годов. В целом «политическая экономия социализма», сформировавшаяся в 50-е годы, выражала идеологию правящей бюрократии и экономическую политику государства, но не давала представления о реальностях «государственного социализма» в СССР.

В 60-70-е годы возникла новая группа теоретических и практических проблем – поиск путей повышения эффективности общественного производства, т.к. накапливались неразрешимые противоречия и экономика страны находилась в тупике. Были исчерпаны резервы экстенсивного экономического роста, и требовалось использование достижений научно-технического прогресса, направление средств из отраслей военно-промышленного комплекса в отрасли, производящие предметы потребления. Необходимо было и совершенствование хозяйственного механизма – планирования, организации, управления и стимулирования производства.

Уже в 60-е годы были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ в советское время. Подготовке реформы предшествовало широкое обсуждение этих вопросов учеными-экономистами. Начало дискуссии было положено научными выступлениями харьковского профессора Е.Либермана, предлагавшего изменить систему планирования, стимулирования и оценки работы предприятий, для чего требовалось децентрализовать всю хозяйственную систему. В обсуждении проблем участвовали многие советские экономисты: В, Немчинов, П.Бунич, Н.Петраков, А.Кац, Г.Лисичкин, Д.Валовой, В.Медведев, Л.Гатовский и др.

Научные разработки и предложения экономистов-теоретиков направлялись в высшие партийные и правительственные органы. И хотя реформа предполагала только частичное ограничение административных методов и сочетание их с экономическими рычагами, тем не менее она встретила мощное сопротивление бюрократического аппарата, который увидел в ней посягательство на свою власть. Половинчатость реформ привела к сбоям в хозяйственном механизме, и руководство страны в 70-е годы вернулось к проверенному жесткому административному контролю и ограничению прав предприятий.

В 80-е годы ученые-экономисты исследовали проблемы совершенствования «развитого социализма», предлагали практические меры для роста трудовой активности работников и повышения эффективности общественного производства на основе материального стимулирования. Но эти меры не могли быть реализованы, т.к. для их осуществления следовало отказаться от руководящей роли министерств и ведомств, т.е. от самой административной системы. Многие же вопросы (например, проблемы инфляции и скрытой безработицы в СССР) вообще не могли обсуждаться по идеологическим причинам. Таким образом, необходимо было всячески оправдывать политику государства и становились «мальчиками для битья» в случае неудач в практике хозяйствования. Преобладали идеологическая и методологическая функции политической экономии, практическая же не была реализована в полной мере.

Изучая все эти проблемы с позиций современности, многие авторы задают вопрос: можно ли было в условиях идеологического и политического диктата давать реалистические научные ответы на возникающие вопросы [4, с.535], [12, с.404]. Здесь заслуживает внимания объяснение, данное авторами учебника «История экономических учений» под редакцией А.Г. Худокормова [4, с.535-539]. Они выделили ряд следующих факторов, повлиявших на развитие экономической мысли в СССР:

1) сам объект исследования – это глубоко противоречивая система «государственного социализма», обеспечившая рост производства и благосостояния в 50-60-е годы, а затем ставшая причиной торможения, застоя и упадка;

2) идеология, постоянно приспосабливающаяся к интересам быстро перерождавшегося правящего сословия и сохранявшая в основном внешнюю цитатную форму «марксизма-ленинизма»;

3) борьба интересов внутри правящей бюрократии, дававшая импульс и некоторый простор для формирования разных направлений экономической мысли;

4) императивы хозяйственной целесообразности, воздействие западного опыта и зарубежной экономической мысли, усиливавшие внутреннюю противоречивость советской экономической мысли.

Кроме того, фактическое разделение общества на правящую замкнутую номенклатуру и остальное население превращало в фикцию основные категории политической экономии социализма – «общенародную собственность» и «основной закон», согласно которому целью общества является все более полное удовлетворение растущих потребностей трудящихся. Эти категории выступали как некий обет на будущее, когда бюрократия сольется с народом, а военное противостояние с Западом будет выиграно. «Обетованность» основных категорий, равно как и центрального принципа – «от каждого по способности, каждому по труду» – придавала всей теоретической конструкции характер собрания идеологических нормативов, символов веры, своего рода «Евангелия от Политбюро».

Таким образом, в развитии экономической мысли советского периода можно выделить три этапа. Первый: период до начала 30- х годов, когда проводилась отработка и апробирование различных моделей функционирования советской экономики. Второй: 30-е –50-е годы – период достаточно целостной хозяйственной системы тоталитарного общества, нашедшей отражение в экономической науке «чрезвычайного типа». Третий: вторая часть 50- х –конец 80- х годов – период реформ на базе индустриальной экономики и тоталитарно-социалистической идеологии или возрождение науки при сохранении догм прошлого [7,с.37].

Поэтому, провозглашение в 1985 году политики «перестройки» и крутой поворот к рынку возродили долго подавлявшиеся концепции рыночного социализма, смешанной экономики и реставрации капитализма и подготовили почву для широкого заимствования западных теорий.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1077 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...