Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Биологическое и социальное в человеке



Человекособое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков используется понятие "личность" — совокуп­ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло­вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва­лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально­го и биологического, в человеке оставалось только одно — био­логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст­венном развитии и даже после возвращения в человеческое об­щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль­но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове­ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического инди­вида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, при­чем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:гуманизм; человечность; честь; совесть; скромность; великодушие; справедливость; верность; иные качества.

И общественно осуждаемые — негативные: чванливость; цинизм; грубость;тунеядство;трусость; нигилизм; иные негативные черты.

К общественно полезным качествам относятся: воля; решительность; мудрость; умение; установки; убеждения; патриотизм.

Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни качества развиты больше, другие — меньше.

Характерной чертой каждого человека, личности является на­личие потребностей и интересов.

Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть:

• биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

• духовными — стремление обогатить внутренний мир, приоб­щиться к ценностям культуры;

• материальными - обеспечить достойный уровень жизни;

• социальными — реализовать профессиональные способно­сти, получить должную оценку со стороны общества.

Потребности — основа деятельности людей, стимул к совер­шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей - важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень по­требностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтере­сованность в чем-либо. Совместно спотребностями интересы — также двигатель прогресса.

Среди интересов выделяются: личные (индивидуальные); групповые; классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры); общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке); государственные; интересы всего человечества (например, в недопущении ядер­ной войны, экологической катастрофы и др.).

Также интересы могут быть: материальными и духовными; нормальными и ненормальными; долговременными и ближайшими; разрешенными и неразрешенными; общими и антагоническими.

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (на­пример, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внима­ние на собственных, внутренних проблемах).

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их кон­фликт, борьба являются внутренним двигателем развития обще­ства. Однако различие интересов способствует прогрессу и не при­водит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.

Социальные нормы — общепринятые в обществе правила, ре­гулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

• поддерживают порядок, равновесие в обществе;

• подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;

• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социали­зироваться.

Жизнь человека и общества невозможна без деятельности — цело­стных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд. В современном развитом обществе труд — одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрица­тельно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.

Труд сыграл исключительную роль в формировании и разви­тии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция — отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:

• пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

• активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

• авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

• конформистско-групповая (отдельный человек, как и дру­гие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

• общественно-конформистская (отдельный индивид подчиня­ется нормам общества и "плывет по течению"); данное пове­дение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необ­ходимо воспитание личности.

Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. В качестве воспитателя, примера для подражания может вы­ступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизма­тический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современ­ного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выстав­ки, технические устройства и т. д.).

Основные цели воспитания:

• подготовить человека к жизни в обществе (передать ему ма­териальную, духовную культуру, опыт);

• развить общественно ценные качества личности;

• стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обще­стве качества;

• научить человека взаимодействию с другими людьми;

• научить человека труду.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1032 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...