Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Теория познания иначе называется гносеологией и развивается вместе с философией. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности человека, его разума.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, т.е. самого себя.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом, с помощью материальных носителей информации: Интернет-ресурсов, книг, рисунков, объектов материальной культуры и т.д.
В отличие от сознания (которое является единством ощущений, знаний, желаний, переживаний, результатом отражения материального мира и сопряжено с материей), познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности. Если в теории диалектики исходные понятия – бытие, материя, сознание, то в гносеологии – деятельность, практика, познание.
В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.
Гностицисты (сторонники гностицизма), как правило, материалисты – оптимистично смотрят на познание. Они считают, что мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (сторонники агностицизма), как правило, идеалисты – не верят в возможности человека познать мир, либо в познаваемость мира или же полагают, что возможности человека в познании мира ограничены.
Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
а) сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
б) сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».
Вся история развития человечества показывает, что мир познаваем и это является условием создания материальной и духовной культуры, развития наук и техники.
Агностицизм и гностицизм не являются главными в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что: идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума; материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.
Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах: - диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики; - историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления; - практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя; - познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания; - объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания человека; - активности творческого отображения действительности; - конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
2. Познание как социально детерминированный процесс. Субъект и объект познания. Структура процесса познания: формы и
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 5845 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!