Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структура сознания. Сознание и бессознательное



Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов. Философия выделяет основные типы (структуры) отношения сознания к миру: - познание (одной из форм существования сознания является знание); - практика, представляющая собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека; - ценности (ценностное отношение к миру, обществу, человеку), определяемые системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм.

Если рассматривать психологические характеристики сознания (т.е. если рассматривать сознание как феномен, укоренный в психике человека), то в нем можно выделить два основных уровня: а) чувственно-рациональный и б) эмоционально-ценностный. К первому уровню относятся познавательные способности и знание-информация, полученные с их помощью. Второй уровень (эмоционально-ценностный) включает в себя собственно то, что называют чувствами: любовь, ненависть, радость, горе, тоска и пр., а также аффекты, страсти, эмоции. К ценностным компонентам этого уровня относятся – мотивация, целеполагание, воля, интересы, духовные идеалы личности.

Благодаря сознанию человек познает мир. Но познание мира имеет разные уровни. «Всякое наше знание, - считал И. Кант, - начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления». Обеспечивать это единство в сфере нашего опыта способно лишь мышление. И. Кант выделяет два уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок, по И. Канту, в принципе не способен иметь дело с «вещью в себе». Единственная реальность, с которой имеет дело рассудок, это есть реальность чувственного восприятия, выступающая как предмет, материал, обрабатывая который, рассудок продуцирует «явление», т.е. именно тот образ, в котором она предстает как данная в ощущении. И. Кант делает обобщение, что всякое рассудочное знание всегда обусловлено чувственно-конкретным материалом, рассудок есть способность нашего мышления давать правила для подведения многообразия чувственности под единство понятия. В основе понятий лежат не образы, а схема. Образ всегда нагляден, а схема – это временный ряд постоянства. Рассудок конструктивен, он создает понятия. Как образно подметил Г. Гегель, понятие есть единство того, что достойно мысли.

Ограниченность рассудка преодолевается, по мысли И. Канта, благодаря высшей способности мышления, которую он определяет как разум. Рассудок, погруженный в мир чувственного опыта, перебирает один за другим предметы этого мира и, естественно, ни в одном из них не находит ничего безусловного. Разум же, как бы приподнимаясь над плоскостью опыта, указывает, что искать это безусловное следует за пределами всякого возможного опыта. Разум, следовательно, организует не сам опыт или фрагмент чувственного восприятия, а рассудок.

Посредством рассудка нельзя познать предмет как целое. Для этого существует разум. Разум – это способность выводить частное из общего. Когда из общего выводится частное, тем самым определяется это частное. Как бы мы ни пытались помыслить себе общее, оно всегда конкретно, и никуда от этого не деться, ибо общего в действительности не существует, это, можно сказать, плод разума. Задача разума – вырваться из привычного русла, разомкнуть свои границы, взглянуть на себя, вокруг себя и в свое прошлое, заметить на себе самом воздействие многообразных повторяющихся превращений, переходов (законов).

Развитие разума происходит как вглубь, так и вширь, т.е. и путем снятия границ, открытия более глубоких сущностей, и путей расширения его свойств, сторон и отношений. И если познавательная способность человека осуществляется рассудком, то его разум стремится указать путь познающему рассудку. Рассудок и разум не только не противоречат друг другу, но и взаимно обусловливают друг друга. Подобно тому, как рассудок порождает понятия, суждения, категории, разум также порождает свои понятия – идеи. Идеи существуют в разуме как принципы, и они служат рассудку законом его применения. Если рассудок работает в режиме анализа, то разум предполагает весь ряд условий, общих принципов и тем самым задает цель, направленность рассудку. Посредством идей объединяется многообразное содержание понятий. Поэтому идею можно определить как форму постижения в мысли (т.е. в рассудке) явлений реальности, включающей в себя сознание цели и принципов дальнейшего познания. Идея включается в предмет в качестве предположения его принципиальной познаваемости. Именно это и есть способ, посредством которого «Я» творит мир.

Человеком осознается лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности, остальная же часть (подобно подводной части айсберга) остается неосознанной.

Грань между осознанным и неосознанным весьма подвижна: то, что раньше было неосознанным, может осознаваться, а то, что было предметом пристального внимания со стороны разума, может уходить в тень. Так, свои эмоции, интуитивные догадки человек со временем может логически осмыслить, разобраться в мотивах своих иногда недостаточно обдуманных поступков. Наоборот, с формированием автоматизмов происходит переход их в сферу неосознанного (выработка навыков ходьбы, езды на велосипеде и т.п.)

Осознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а также анализировать методом интроспекции свое собственное сознание. Сознание включает в себя отношение человека и к самому себе, и к другим людям, т.е. выступает как самосознание, и как процесс диалогический.

Если мышление, сознание связаны главным образом с деятельностью коры головного мозга, то бессознательное, выступающее существенным элементом неосознанной сферы психической деятельности, обусловлено преимущественно процессами в подкорке. Сознание – есть целостный, системный процесс. Кора и подкорковые образования действуют в единстве, так что сознание человека – это сплав прошлого, настоящего и будущего, единство осознанного и неосознанного. Вследствие этого мысль всегда оказывается эмоционально окрашенной, в ней проявляется ценностное отношение к объекту, что тоже имеет информационную значимость.

Наряду с сознанием в психике человека существует еще и бессознательное. Под бессознательным понимается совокупность психических явлений, состояний, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся (по крайне мере, в данный момент) контролю со стороны сознания человека. К сфере бессознательного относятся инстинкты (пищевой, половой, самозащиты и агрессии и т.д.), которые порождают у человека подсознательные желания, эмоции, влечения, которые позже могут попадать в область сознания.

Бессознательная часть психики способна перерабатывать полученную мозгом информацию, хотя процесс этой переработки ускользает от контроля сознания. Бессознательное выражается в существовании большого пласта жизненного опыта, информации, которые накапливаются в течение всей жизни и оседают в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О большом пласте хранящихся в мозгу сведений люди даже и не подозревают. Благодаря включению бессознательного нагрузка на сознание и увеличиваются возможности человека в научном и художественном творчестве. В бессознательное, по результатам исследования известного психолога З. Фрейда, могут смещаться травматические душевные переживания человека, его «запретные» желания, информация о плохих и постыдных поступках человека, происходит «подавление, вытеснение» неприятных или запретных мыслей, желаний, чувств, поступков, устранение их из области сознания в область бессознательной психики. В результате в бессознательном образуются бессознательные комплексы, которые способны помимо сознания человека влиять на его эмоциональное состояние и поведение, вызывать негативные изменения в физическом и психическом здоровье. В бессознательном человека доминирующее значение, по мнению З. Фрейда, занимали сексуальные влечения, сексуальная энергия – либидо, которые питают «инстинкт жизни – Эрос».

Неофрейдизм, в частности, исследования К. Юнга, углубил понимание бессознательного. В последнем Юнг выделил уровень личного бессознательного и уровень коллективного бессознательного, который является наиболее глубинной частью человеческой психики, идентичной для всех людей, общей для всего человечества и который передается из поколения в поколение. Коллективное бессознательное является тем информационно-психологическим морем, из которого выходит как отдельная волна индивидуальная психика каждого человека. Подобно тому, как отдельная волна не может существовать без моря, так и психика каждого человека не может существовать изолированно, в отрыве от коллективного бессознательного. Бессознательное, по Юнгу, это творческая, мудрая, более информационно насыщенная часть психики человека, и полноценное существование человека обеспечивается при наличии информационного, энергетического взаимодействия между бессознательным и сознанием человека.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Как в философии объясняют вопрос о происхождении сознания?

2. Какие подходы к проблеме сознания существуют в философской мысли?

3. В чем обнаруживается взаимосвязь сознания и материально-предметной деятельности человека?

4. Почему сущность сознания считается социальной, а не биологической?

5. Какую роль в формировании мышления играют язык и речь?

6. Бессознательное в философии – это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;

б) понятие, нетождественное психическому;

в) фундаментальная часть психики человека;

г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;

д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.

7. Чем отличаются два уровня мышления – рассудок и разум?





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1051 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...