Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
История литературы XVII-XVIII веков занимает важное место в общем курсе зарубежной литературы. Этим периодом открывается эпоха Нового времени. Изучение данного курса предполагает хорошее знание предшествующего, поскольку историческая преемственность культуры Возрождения и культуры Нового времени очевидна.
Искусство и литература XVII века отражают сложный переходный характер эпохи. Трудность усвоения материала курса связана с упрощенными представлениями о таких плодотворных литературных направлениях, как барокко и классицизм, бытующими в школьном преподавании. К сожалению, вузовский учебник тоже не свободен от несколько упрощенных представлений об историко-литературном процессе и отдельных произведениях. Поэтому студенты обязаны прочесть художественные тексты и ознакомиться с критической литературой, рекомендованной преподавателем. При работе над курсом возникает ряд теоретических вопросов, которые решаются либо самостоятельно, либо при помощи научной литературы и консультаций преподавателя.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ
РАЗДЕЛ I
Литература XVII века
Культурологическая концепция ХVII века как переходного периода в процессе становления литературы и искусства Нового времени. Тенденции историко-культурного развития Западной Европы, определение своеобразия ХVII века.
Периодизация курса. Особенности исторического развития европейских государств и становления европейской культуры Нового времени. Ее антропоцентрический и инновационный характер Объективные закономерности крушения гуманистического мировоззрения Ренессанса и историческая прогрессивность новых общественных и художественных явлений. Христианская традиция и человеческая индивидуальность. Религиозная эстетика и культура протестантизма и Реформации.Открытие самосознания как особой реальности. Универсальность гуманизма Нового времени: адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д. Человеческий разум и концепция морали.
Характеристика литературных направлений XVII века: маньеризм, барокко, классицизм. Своеобразие преломления их в национальных литературах и в творчестве отдельных авторов
!!!См. Презентацию «МАНЬЕРИЗМ»
Эстетика барокко. Толкование термина. Хронологические рамки. Кризис религиозного и социального сознания. Философия барокко, барочный «космизм», «чувство природы», проникновение в научные концепции художественного мышления, фантастики и т.п.
Основные принципы барочного стиля: метафоризм и риторичность. Строение барочной метафоры (согласно схеме образования силлогизма, «готовым формулам», переосмысленным «быстрым разумом» поэта). Пристрастие к энциклопедической учености, обращение к различным традициям, в том числе внеевропейским. Противоречивость барокко, способность «сочетать несочетаемое»: спиритуализм и чувственность, отвлеченную символику и натуралистическую конкретность, аскетизм и гедонизм, простоту и усложненность. Стилевые признаки: живописность, декоративность, орнаментальность, театральность, эмблематика, антитезы, гиперболы и др. Понятие о типологической природе литературы и искусства барокко (готика- барокко - романтизм – модернизм XX в)Поэзия барокко и ее национальные варианты: Джамбатиста Марино и маринизм в Италии.
Джамбатиста Марино Джон Донн и метафизическая школа в Англии. Джон Донн Поэзия «метафизиков» как художественный синтез литературных традиций Ренессанса и новых стилевых тенденций маньеризма и барокко. Борьба со штампами елизаветинской лирики. Драматическое начало в лирике Д.Донна. Метафоризм как основа поэтической стилистики Д. Донна. Понятие о метафизическом «концепте». Немецкая барочная поэзия (А.Грифиус, М.Опиц, П.Флеминг и др.) Прециозная литература Франции. Деятельность маркизы де Рамбуйе и ее салона. Мадам де Рамбуйе Прециозность и барочная культура. Луис де Гонгора и гонгоризм в Испании. Культеранизм как барочная художественная система в испанской поэзии XVII века. «Трудный» и «темный» стили в испанской литературе. Трансформация жанра ренессансного сонета у Гонгоры. Поэтика литературного маньеризма и барокко в стихотворениях и поэмах Гонгоры. Луис де Гонгора- и- АрготеИспанская драматургия в первой половине XVII в. Жизнь и творчество Лопе де Веги.
Лопе де Вега
Становление испанской национальной драматургии (сближение театра с жизнью, формирование новых жанров, обоснование принципов национальной драмы). Группы пьес Лопе де Вега (народно- героические драмы, комедии плаща и шпаги, ауто). «Фуэнте Овехуна» - народно-героическая драма (тема, конфликт, развитие интриги, система образов, основной герой). «Собака на сене» - комедия плаща и шпаги (проблематика, конфликт, положительное и отрицательное в образах Дианы и Теодоро, компромиссность разрешения проблемы). Особенности поэтического мастерства. Теоретические воззрения Лопе де Вега в «Новом руководстве сочинять комедии в наши дни» (свобода творчества, высший критерий - жизнь). Барочные тенденции в позднем творчестве Лопе. Шекспир и Лопе де Вега. Кальдерон и Лопе де Вега.
Джон Мильтон. Два направления творчества: публицистическое (в годы английской революции, посвященное защите республиканских и буржуазно-демократических свобод) и поэтическое (в период Реставрации, утверждающее верность революционным идеям). «Потерянный рай» - эпос пуританской революции. Библейские мотивы. Библейская аллегорика эпической поэмы Мильтона. Конфликт Бога и Сатаны. Образы Адама и Евы. Лирико-психологическое начало в поэме Стремление к синтезу эпоса, драмы и лирики.
Творческий метод Мильтона как синтез ренессансного, барочного и классицистического стилей. Особенности авторского сознания и идейный смысл поэмы «Потерянный рай». Реалистические тенденции в литературе и искусстве ХVП века.По сравнению с эпохой Возрождения - снижение пафоса и общего тона, интерес к проблемам обыденной жизни, отсутствие титанических образов, герой - обычный человек в его повседневном окружении. Понятие среды, формирующей характер и определяющей поведение героя. Обличительная и сатирическая тенденция. Французский вариант испанского плутовского романа (Ш.Сорель «Франсион»). Влияние барокко. Социально-бытовые коллизии в «Комическом романе » П.Скаррона. Философские основы французского вольномыслия (П.Шаррон, П.Гассенди). Тенденции фарсового искусства XVII века. Жан Лафонтен. Два периода его литературной деятельности. Тенденции французского вольномыслия в мировоззрении и творчестве Лафонтена. Классицизм и Лафонтен. Литературная традиция и «Басни» Лафонтена. Трагическое начало в «Баснях» («Человек и уж» и др.). Положительный идеал в «Басня» («Крестьянин с Дуная» и др.). Лафонтен и басенное творчество XVII - XX вв. Гриммельсгаузен и его роман «Симплициссимус». Реалистическое изображение жизни, народность, мудрость, человечность. Влияние плутовских и героико-галантных романов, морализирующей сатиры и Библии. Насыщенность образами, принцип контрастного изображения, основанный на противопоставлении вымысла и реальности. Насмешливый, юмористический тон романа. Отношение к христианству и церкви.Роман «Симплициссимус» как характерное явление смешения художественных стилей. Система аллегорий в романе. Барочная утопия и реальность в его сюжетно-образной структуре. Формы барочной риторики в романе. Своеобразие композиции. Роман и немецкий фольклор. Вернуться к оглавлениюРАЗДЕЛ II
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Утверждение буржуазных общественных отношений в европейских государствах в XVIII веке. Хронологические границы эпохи. Идеологи Просвещения и программа движения. Развитие просветительских идей в философии, социальных науках, эстетике, художественном творчестве в отдельных странах Западной Европы. Политические и нравственные установки третьего сословия в идеологии просветителей. Дегероизация дворянства в публицистике, драме, романе. Выдвижение на первый план человека из народа и буржуа как выразителей общественного и эстетического идеала.
Художественные направления в литературе ХУIII века: просветительский классицизм, просветительский реализм, рококо, сентиментализм. Политическая и философская тенденциозность произведений просветителей. Доминирование идеи над ситуацией. Понятия «естественный человек», «естественное состояние», «цивилизация», «общественный договор». Популярность документальных жанров. Символика и аллегория как средство воплощения философских идей. Персонификация идей в творчестве ряда писателей. Формирование общественного мнения и нового человека посредством эстетического воспитания.
Литература Англии
Бурное развитие Англии в XVIII веке (парламент и правительство, проблемы социального прогресса). Развитие публицистики и журналистики, влияние социальных и нравственных идей Локка. Расцвет нравоописательной журналистики. Публицистическая деятельность Р. Стила и Дж. Аддисона. Этапы английского Просвещения.
Даниэль Дефо. Просветительская деятельность в публицистике. «Робинзон Крузо» приключенческий и философский роман-притча (аллегория развития цивилизации). Документальность романа (Александр Селькирк — прототип Робинзона) и «экспериментальность» обстоятельств. Утверждение неограниченных возможностей человека. Робинзон - новый тип героя. Проблема «естественного состояния и цивилизации». Понятие «робинзонады».
Джонотан Свифт. Участие в политической жизни страны (памфлеты). Роман «Путешествие Гулливера»- аналитическая сатира. Сложность социальной ориентации автора, колебания между верой в людей и мизантропией. Сочетание публицистического и художественного. Сатирические приемы Свифта: фантастика, гипербола, гротеск, литота и др.
Генри Филдинг. Творчество Г. Филдинга как новый этап в становлении жанра романа. Мастерство Филдинга-юмориста. «История Тома Джонса, найденыша». Воспитательные цели повествования. Сюжет и композиция. Становление характера героя, обретение им нравственного и социального опыта. Герой и среда. Том Джонс как «негероический герой». Разочарование в просветительской концепции человека. Отражение английской действительности XVIII века и проблема просветительского реализма. Эстетическая программа романиста в авторских отступлениях.
Сентиментализмв английской литературе, его социально-философская основа и эстетика. Становление сентиментальной чувствительности в английской поэзии первой половины XVIII в. Усиление субъективного начала в поэзии. Пробуждение интереса к природе. Влияние научных открытий на восприятие природы. Стремление связать определенный тип пейзажа с определенным эмоциональным переживанием. Попытка перейти от изображения чувств «человека вообще» к изображению чувств «человека частного». Формирование сентиментальной этики. Новое в трактовке традиционного пасторального противопоставления села и города. Поэты-сентименталисты (Юнг, Грей и др.).
Лоренс Стерн. Пародирование штампов просветительского романа. Полемика с просветительскими идеями о мире и человеке. Новые принципы отношений между автором, героем и читателем в художественном произведении. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Психологический анализ как основной элемент сюжета, чувствительный герой с сенсуалистическим мировидением и системой логических доводов, Йорик как сентиментальный герой. Приемы индивидуализации характера. Психологическое мастерство Стерна. Влияние сентиментальной чувствительности на восприятие мира героем книги. Функции иронии в «Сентиментальном путешествии». Творческое переосмысление жанровых традиций путешествия. Влияние Стерна на русскую литературу.
Английская просветительская драма.
Ричард Б. Шеридан. Сатирическая комедия «Школа злословия»: сюжет, интрига, приемы авторской характеристики персонажей.
Предромантизм. Проблемы термина. Предромантизм и кризис просветительской идеологии. Формирование новых эстетических принципов. Пробуждение интереса к средневековой культуре и поэзия Т. Чаттертона. Кельтская мифология и поэма Дж. Макферсона «Песни Оссиана». Готический роман (Г. Уолпол, А. Рэдклифф, Г. Льюис).
Роберт Бернс. Тематика и характер его лирики, жанры, особенности поэтического языка. Влияние шотландского фольклора. Преодоление сентиментализма.
Литература Франции
Проблемы периодизации французского Просвещения. Этапы французского Просвещения и его особенности. Место полемики между «древними» и «новыми» в становлении просветительской мысли во Франции. Искусство рококо, его стилевые признаки.
Шарль Луи де Монтескьё. «Персидские письма»: соотношение восточной экзотики и сатиры на современную жизнь европейского общества.
Развитие философского романа во французской просветительской литературе.
Франсуа-Мари Аруэ де Вольтер, его социально-философские и эстетические взгляды, разносторонний характер деятельности. Соединение критицизма, вольномыслия со скепсисом и компромиссностью. Жанр философского романа (повести) в творчестве Вольтера («3адиг, или Судьба», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный»). 3аданность характеров, событий, ситуаций, умышленное нарушение правдоподобия ради утверждения главной идеи, использование иносказания, фантастики. Испытание разума и морали героя. «Естественный» человек и «цивилизованное» общество. Вольтер - просветительский классицист. Вольтер и Россия.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 767 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!