Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Правовые последствия недействительности сделки



По общему правилу ст. 216 ГК основным последствием заключе­ния сделки, не отвечающей требованиям закона (ст. 203 ГК) и при­знанной недействительной, является двусторонняя реституция.

Двусторонняя реституция заключается в том, что каждая сторо­на недействительной сделки должна возвратить другой стороне все, что она получила во исполнение такой сделки.

Если возвратить в натуре полученное по недействительной сдел­ке невозможно (например, предметом сделки было пользование иму­ществом, предоставление услуг и т.п.), то подлежит возвращению стоимость полученного. То есть осуществляется возмещение полу­ченного по недействительной сделке в денежной форме.

Оценка размера возмещения осуществляется не по тем ценам, которые существовали на момент заключения сделки, и не по тем, которые были на момент предъявления иска, а по ценам, существу­ющим на момент возмещения. Если возмещение осуществляется Добровольно, то таким моментом является момент расчетов между


       
 
   
 


сторонами. Если возмещение осуществляется на основании решения суда, цены определяются на момент исполнения судебного решения о возмещении полученного по сделке, которая признана судом недей­ствительной.

Двусторонняя реституция является общим последствием недей­ствительности сделки, которое наступает независимо от наличия вины сторон сделки в том, что сделка является недействительной. В тех случаях, когда признанию сделки недействительной способство­вала вина одной из сторон, двусторонняя реституция может сопро­вождаться дополнительными отрицательными последствиями для виновной стороны. В частности, если в связи с совершением недей­ствительной сделки второй стороне (сторонам) сделки или третьему лицу причинен материальный ущерб и моральный вред, они подле­жат возмещению виновной стороной (стст. 22, 23 ГК).

Специальными нормами могут быть установлены особые условия применения указанных выше общих последствий или особые пра­вовые последствия для отдельных видов недействительных сделок (повышенная или ограниченная ответственность одной из сторон и т.п.). Например, относительно сделок, совершенных в результате обмана, дополнительные имущественные последствия для виновной стороны предусмотрены ч. 2 ст. 230 ГК, которая устанавливает, что сторона, применившая обман, обязана возместить второй стороне убытки в двойном размере и моральный вред, причиненный в связи с совершением этой сделки (стст. 22, 23, 230 ГК).

Поскольку действительность или недействительность ничтожной сделки определяется непосредственно законом и не зависит от воли сторон, последствия ее недействительности также определяются не­посредственно законом. При этом правовые последствия недействи­тельности ничтожной сделки, установленные законом, не могут из­меняться по договоренности сторон. Однако суд по собственной ини­циативе, руководствуясь собственными убеждениями и материалами дела, имеет право определять, какие именно последствия недействи­тельности ничтожной сделки будут применяться в каждом отдель­ном случае. Предложения или желания сторон не имеют правового

значения.

Сделка по своему содержанию может находиться в разном соотно­шении с требованиями закона: одни из ее условий могут противоре­чить этим требованиям, другие — нет. Следовательно, возникает во­прос о возможности признания недействительной части сделки.

Статья 217 ГК в связи с этим устанавливает два варианта реше­ния вопроса о юридической судьбе сделки, отдельные части которой не отвечают требованиям закона:

1) если требованиям закона противоречат существенные условия сделки, то она считается или должна быть признана судом недействи­тельной в целом;


ряя яакону пиотиворечат незначительные условия
2) з случаях. ^J^°^ существовать, она является частич-
сделки, без к°т°Р"^ части, которая отвечает закону).
по Действительной (в той ча отдельных частей сделки не

Є0 Следовательно, недеиствит ^^ _ ^^ когда

действия сд^

^й. Например, сделка, совершен- м деИ
судом деИ-
 

тельных частей сделкапризяаетсяне

§ 8. Отдельные виды недействительных сделок 8.1. Сделки с дефектами субъектного состава Гражданская дееспособность (сделкоспособность) лиц, не достиг­ших 14 лет, ограничивается правом самостоятельно осуществлять мелкие бытовые сделки (ч. 1 ст. 31 ГК). Исходя из этого, ч. 1 ст. 221 ГК определяет, что сделка, совершенная малолетним лицом за пре­делами его гражданской дееспособности, может быть впоследствии одобрена его родителями (усыновителями) или одним из них — тем, с кем ребенок проживает (если родители живут отдельно), или опе­куном.

Одобрение возможно как в активной (путем заявления об одобре­нии), так и в пассивной форме. Причем преимущество в ГК предос­тавляется пассивному одобрению: сделка считается одобренной, если родители (усыновители или опекун), узнав о совершении сделки ма­лолетним, на протяжении одного месяца не заявили претензии вто­рой стороне.

В случае отсутствия одобрения действий малолетнего лица, сдел­ки, совершенные им, являются недействительными. Для признания такой сделки недействительной необходимо:

1) чтобы хотя бы одной из ее сторон выступало лицо, не достиг­
шее 14 лет;

2) чтобы сделка выходила за пределы мелкой бытовой;

3) чтобы отсутствовало одобрение действий малолетнего со сто-
Роны лиц, указанных в ч. 1 ст. 221 ГК.

Последствия признания договора, совершенного малолетним, недействительным отличаются в зависимости от того, кто являет-ся его контрагентом — лицо с полной дееспособностью, лицо частич­но Дееспособное или лицо недееспособное.

 

Если сделку с малолетним лицом совершило физическое лицо с олной гражданской дееспособностью, то имеет место двусторонняя


реституция. При этом физическое лицо с полной гражданской дее­способностью обязано вернуть родителям (усыновителям) или опе­куну малолетнего все, что оно получило по такой сделке от малолет­него лица. В свою очередь, родители (усыновители) или опекун ма­лолетнего лица обязаны вернуть дееспособной стороне все полученное им по этой сделке в натуре, а при невозможности вернуть полученное в натуре — возместить его стоимость по ценам, существующим на момент возмещения.

Возвращением в первоначальное состояние отношения сторон исчерпываются в случае, если дееспособное лицо докажет, что не знало о возрасте второй стороны. Однако, если будет установлено, что в момент совершения сделки дееспособное лицо знало или могло знать о возрасте второй стороны, оно обязано также возместить убыт­ки, причиненные заключением недействительной сделки.

Если обеими сторонами сделки являются малолетние лица, ст. 221 ГК предусматривает двустороннюю реституцию: каждая из сторон сделки обязана вернуть второй стороне все полученное по этой сдел­ке в натуре. При этом наличие или отсутствие вины самого малолет­него, его родителей (усыновителей) или опекуна во внимание не принимается — достаточно самого факта заключения и выполнения та­кой сделки. Но вина родителей (усыновителей) или опекуна приобре­тает юридическое значение в том случае, когда возвращение имущества невозможно. Тогда возмещение стоимости имущества, переданного по сделке одним малолетним другому, осуществляется родителями (усыновителями) или опекуном, если суд установит, что совершению сделки или потере имущества, которое было ее предметом, способ­ствовало виновное поведение этих лиц.

Если несовершеннолетнее лицо совершило сделку с малолетним лицом, то имеет место двусторонняя реституция, но с возможностью субсидиарного привлечения к участию в возмещении ущерба родите­лей (усыновителей) или попечителя (ч. 3 ст. 222 ГК).

По требованию заинтересованной стороны сделка, совершенная малолетним, может быть признана судом действительной при усло­вии, что она совершена в интересах малолетнего. Требование о при­знании такой сделки действительной могут предъявлять родители (усыновители), опекуны лица, не достигшего 14 лет, или дееспособ­ная сторона сделки.

Лица в возрасте от 14 до 18 лет сделки могут заключать, по об­щему правилу, лишь с согласия своих родителей (усыновителей) или попечителя. Однако любая заключенная несовершеннолетними сдел­ка может приобрести юридическое значение в случае активного или пассивного одобрения ее родителями (усыновителями) или попечи­телем несовершеннолетнего (ст. 221 ГК).

Отсутствие согласия и последующего одобрения родителей (усы­новителей), попечителей сделки, заключенной несовершеннолетним


ицом за пределами его гражданской дееспособности, является ос­нованием для признания судом такой сделки недействительной по иску заинтересованных лиц (родителей, усыновителя, попечителя). Если такой иск не предъявлен, сделка является действительной, поскольку фактически имеет место одобрение ее указанными лица­ми-

В случае признания недействительной сделки, заключенной меж­ду несовершеннолетними, наступает двусторонняя реституция: каж­дая из сторон обязана вернуть второй стороне все полученное ею по этой сделке в натуре. В случае невозможности возвращения получен­ного в натуре возмещается его стоимость по ценам, существующим на момент возмещения. Если у несовершеннолетнего лица отсутству­ют средства, достаточные для возмещения, родители (усыновители) или попечитель привлекаются к субсидиарной ответственности. Это означает, что они обязаны возместить причиненные такой сделкой убытки, если их виновное поведение способствовало совершению сделки или потере имущества, которое было предметом сделки.

Если контрагентом несовершеннолетнего в сделке было совершен­нолетнее лицо, то в случае признания сделки недействительной насту­пает двусторонняя реституция: стороны возвращаются в состояние, которое существовало до сделки. Кроме того, если вторая сторона сдел­ки знала или должна была знать о возрасте несовершеннолетнего и об отсутствии согласия родителей (усыновителей) или попечителя на осуществление сделки, то она обязана возместить несовершеннолет­нему убытки или потерю его имущества.

Действие ст. 222 ГК не распространяется на сделки, заключенные несовершеннолетними лицами, которым дееспособность предостав­лена до достижения 18-летнего возраста.

Физическое лицо, гражданская дееспособность которого ограни­чена, может совершать сделки за пределами его гражданской дее­способности только с согласия попечителя или с последующим одоб­рением им такой сделки (ст. 223 ГК).

Сделки, совершенные физическим лицом, которое ограничено в дееспособности, принадлежат к оспариваемым, а следовательно, для признания такой сделки недействительной попечитель должен по-Дать исковое заявление в суд с требованием об этом.

Суд может признать такую сделку недействительной, если будет Установлено наличие следующих условий:

1) сделка противоречит интересам самого подопечного, членов его

семьи или лиц, которых он в соответствии с законом обязан содержать;

Л) отсутствует согласие попечителя на совершение такой сделки.

В случае признания такой сделки недействительной наступают

°Щие последствия, предусмотренные ст. 216 ГК-

Недееспособное физическое лицо не может совершать никаких Делок. Это от его имени и в его интересах делает назначенный ему





           
 
   
     
 
 


опекун. Поэтому все совершенные недееспособным физическим лицом сделки являются ничтожными (ст. 226 ГК).

Вместе с тем, правовая оценка действиям недееспособного лица может быть дана опекуном или судом. Опекун может одобрить мел­кую бытовую сделку, совершенную недееспособным физическим ли­цом, или путем специального заявления об одобрении действий по­допечного, или в пассивной форме — не заявив претензии второй стороне на протяжении одного месяца после того, как узнает о совер­шении сделки недееспособным лицом (ст. 221 ГК).

Суд может признать юридическую силу любой сделки, совершен­ной недееспособным физическим лицом, при условии, что: 1) опекун обратился в суд с иском о признании сделки действительной; 2) сдел­ка совершена в интересах недееспособного физического лица.

Основным последствием признаниясделки недействительной, совершенной недееспособным физическим лицом, является двусто­ронняя реституция. Дееспособная сторона обязана вернуть опекуну недееспособного физического лица все полученное ею по этой сделке, а в случае невозможности такого возвращения — возместить сто­имость имущества по ценам, которые существуют на момент возме­щения. В свою очередь, опекун обязан вернуть дееспособной стороне все полученное недееспособным физическим лицом по этой сделке. Если же имущество не сохранилось, опекун обязан возместить его стоимость, если совершению сделки или потере имущества, которое было предметом сделки, способствовало его виновное поведение. Однако в случае, когда опекун докажет отсутствие своей вины в со­вершении сделки, возмещение вреда третьему лицу не состоится. Такое решение является логичным, поскольку в этом случае на тре­тье лицо возлагаются отрицательные последствия его неосмотритель­ных действий.

Дополнительные последствияпризнания сделки недействитель­ной могут наступить для дееспособного участника договора. В част­ности, дееспособное лицо обязано возместить опекуну недееспособ­ного физического лица или членам его семьи моральный вред, если будет установлено, что оно знало о психическом расстройстве или слабоумии второй стороны или могло допустить такое ее состояние. При этом применяются общие правила о возмещении морального вреда (ст. 23 ГК).

Сделка юридического лица, совершенная им без соответствую­щего разрешения (лицензии), может быть признана судом недей­ствительной.

Статья 227 ГК, которая регулирует соответствующие правоотно­шения, продолжает традицию ограничения так называемых «проти-воуставных сделок», предусмотренных ст. 50 ГК 1963 г. Последняя исходила из того, что каждое юридическое лицо имеет специальную правосубъектность, пределы которой определяются его уставом или


общим положением о юридических лицах определенного вида. Сдел­ки совершенные за этими пределами, признавались недействитель­ными.

Вместе с тем ст. 227 ГК переносит ограничение в иную плоскость. Теперь сделкоспособность юридического лица ограничивается не его уставными целями, а требованием наличия у него соответствующе­го разрешения (лицензии) на совершение определенной сделки или сделок определенного типа. Сделка, заключенная без такого разре­шения (безлицензионная сделка), может быть признана судом недей­ствительной. При этом наличие вины участников сделки значения не имеет.

Одной из сторон такой недействительной сделки всегда является юридическое лицо, которое действует без соответствующего разреше­ния (лицензии). Второй стороной может быть любой субъект граж­данского права.

Основным последствием признания такой сделки недействитель­ной является двусторонняя реституция. Дополнительные послед­ствия признания безлицензионной сделки недействительной имеют место, когда юридическое лицо ввело вторую сторону в заблуждение относительно своего права на совершение такой сделки. В таком слу­чае оно обязано возместить контрагенту по договору моральный вред, причиненный безлицензионной сделкой. Условием возмещения мо­рального вреда является вина юридического лица, заключившего безлицензионную сделку, поскольку введение в заблуждение может быть лишь сознательным.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 413 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...