Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ГОСУДАРСТВО 4 страница



Уже в IX-X вв. в наиболее развитых и густонаселенных районах, в местах пересечения важных путей сообщения стали возникать города, которые являлись специфическими военно-административными и ремесленно-торговыми центрами, т.е. здесь сосредоточивалась власть, торговля, ремесло.


Их появление было обусловлено, прежде всего, развитием экономических отношений, а также тем, что из основной массы населения, занятого сельским хозяйством, выделялись купцы и ремесленники, в значительной мере уже оторванные от земледелия Они стали селиться возле укрепленных пунктов. Возникновение и развитие городов - явление исключительной важности в жизни каждого народа, содействовавшее дальнейшему прогрессу во всех сферах общественной жизни. Оно свидетельствует о значительных достижениях в экономике и культуре общества.

В летописях, хрониках и других письменных источниках, относящихся к IX-XIII вв, названо более 35 городов, находившихся на территории Беларуси. Ряд из них получил название от рек, на которых они основаны: Полоцк - от Полоти, Туров - от Туровлянки, Друцк - от Друти, Витебск -от Витьбы, Орша - от Рши, Пинск - от Пины, Слуцк - от Случи, Чечерск -от Чечеры и т.д. Если исходить из летописей, то самым древним является Полоцк, который упоминается под 862 г. Затем - Витебск (974), Туров (980), Заславль (985). Упоминания о Друцке, Бресте, Копыси, Браславе, Минске, Орше, Погойске, Лукомле, Пинске относятся к XI в, о Борисове, Слуцке, Славгороде, Новогрудке, Гродно, Кричеве, Клецке, Гомеле, Рога-чеве, Брагине, Мозыре, Мстиславле, Чечерске - к XII в. Местонахождение таких городов XI-XIII вв., как Голотическ, Одрск, Неколог, Стрежев, Горо-дец и некоторых других до сих пор остается невыясненным. Конечно же, ко времени летописного упоминания города уже существовали значительное время, успели стать центрами социально-экономической и политической жизни определенных регионов. Как правило, город состоял из укрепленного центра - детинца, окольного города, который, как правило, также обносился оборонительными сооружениями, и неукрепленных посадских поселений. Раннефеодальные города на территории Беларуси были небольшими - от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей. Строились они полностью из дерева. Деревянными были жилые помещения, хозяйственные постройки, городские стены, башни, ворота и мосты. Деревом вымащивались улицы и тротуары.

В городах жили князья и находилась княжеская дружина. В них сосредоточивались также светские и духовные феодалы, сюда стекалось и население, занимавшееся ремеслами и торговлей. В городах были развиты гончарные, бондарные, кузнечные, кожевенно-сапожные, косторезные, ювелирные и другие виды ремесел.


Первые государственные образования на территории Беларуси

В VII—X вв на территории Беларуси создавались экономические и социально-политические предпосылки государственности Распространялось пашенное земледелие, ремесло отделилось от сельского хозяйства, возникали города На смену старой патриархальной пришла территориальная община Утверждались даннические отношения, возникло феодальное землевладение Основная масса непосредственных производителей - общинников, постепенно вовлекалась в феодальную зависимость Росло имущественное расслоение, усиливавшееся в результате развития торговли и военных походов Выделявшаяся знать создавала особую дружинную военную организацию, что позволило ей укреплять свое господствующее положение В это время на территории нынешней Беларуси, как уже отмечалось, дальнейшее развитие получили своеобразные формы предгосударственной организации общества - племенные княжения, представлявшие собой полупатриархальные, полуфеодальные политические объединения Им были присущи и элементы государственности [120, с 6], в том числе и военная функция защиты своей территории и имущества Кривичи, дреговичи, радимичи были не только родоплеменными, но и территориально-политическими образованиями

Тех кривичей1, которые жили в верховьях Западной Двины, вокруг своего главного города Полоцка2, древнерусские летописи называли полоча-нами Выделение их в особую общность, такую как дреговичи и радимичи, скорее всего, было обусловлено значительной ролью, которую они играли в общественно-политической жизни восточного славянства, а также тем, что Полоцк был важнейшим торговым, ремесленным и культурным центром белорусского средневековья Полоцк наряду с Киевом и Новгородом был одним из трех крупнейших политических, культурных и народообразующих центров

1 Согласно археологическим раскопкам в Полоцке, кривичи были основным насе
лением города Преимущество славянских артефактов в культурных слоях IX-XIII вв
очевидно Тем не менее найдено множество и типично скандинавских предметов

2 На ранней географической карте мира, созданной в XIII в, были обозначены
русские города Киев, Новгород, Смоленск и Полоцк Последний возник недалеко от
устья впадавшей в Западную Двину Полоты на месте поселения днепро-двинской
археологической культуры раннего железного века В «Повести временных лет»
Полоцк, как уже отмечалось, впервые упоминается под 862 г Однако можно пред
положить, что в скандинавских сагах есть, хотя и не совсем ясные упоминания о нем
в связи с событиями V в как о мощном и богатом владении со своим князем Полте-
сом Эти известия подтверждаются археологическими данными, свидетельствую
щими, что укрепленное городище здесь существовало уже в I в н э В Ластовский
считал Полоцк центром древнейшей цивилизации, соизмеримой по возрасту с еги
петской или шумерской


Восточной Европы. Полоцкое княжество, занимавшее более половины территории современной Беларуси, являлось наряду с Туровским самым ранним воплощением, колыбелью государственности на белорусских землях. Система органов власти и управления здесь уже в это время достигала наиболее зрелых форм. Общественно-политическая жизнь Полоцкой земли, как и других западнорусских княжеств, базировалась на демократических началах. Вопросы, представлявшие общественный интерес, решались на сельских сходах, городских вечевых собраниях, которым были подотчетны князья. На вечевых собраниях обсуждали общие дела, налаживали торговые отношения, отправляли культовые обряды. В IX в. кроме Полоцка существовали и другие укрепленные пункты - Витебск, Лукомль, а применительно к X в. уже упоминаются княжества Витебское, Минское, Оршанское, Друцкое, Лукомльское, Мстиславское, Изяславское, Слуцкое, Новогрудское, Несвижское, Пинское, Соломорецкое, Мозырское, Клецкое, Пересопицкое, Свислочское и др. [118, с. 8]. В IX-XI вв. все они входили в состав Киевской Руси.

Полоцк, как и другие древнерусские города, - Новгород, Киев, Смоленск, - своей торговлей и богатством был обязан природному положению, удобству водных путей сообщения. Ряд ученых полагает, что во второй половине IX в. Полоцкая земля находилась в экономической зависимости от Новгорода, а с момента создания раннефеодального государства восточных славян Киевской Руси стала подчиняться киевскому князю. Во всяком случае, согласно летописным сообщениям князь Рюрик, находясь в Новгороде, раздал своим дружинникам-вассалам города: «...тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро» [3, с. 29]. Никоновская летопись сообщает, что в 865 г. «Аскольд и Дир воевали полочан и многое зло им сотво-риша» [5, с. 37]. В 870-871 гг. Аскольд вновь вел войну с кривичами. Чуть позже источники относят Полоцк к городам «под Олгом суще» [35, с. 38]. Это сообщение свидетельствует, что еще до 862 г. Полоцк был центром определенной территории, которая носила характер государственного образования. В 907 и 911 гг. кривичи и радимичи участвовали в походе фактического правителя Руси - брата жены Рюрика Олега на Царьград. Среди городов, получивших дань от византийцев в результате этих походов, летописи называют и Полоцк. Эти ограниченные данные, дошедшие до нас, позволяют считать, что Полоцкая земля в то время была либо подчинена киевским князьям, либо находилась с ними в союзнических отношениях. Это же можно сказать и применительно к радимичам. Как свидетельствует летопись, начав княжить в Киеве, Олег подчинил себе древлян, северян, а затем послал к радимичам спросить: «Кому даете дань?». Они отвечали: «Коза-рам». Олег сказал им: «Не давайте козарам, а давайте лучше мне». Радимичи согласились. Однако вскоре они прекратили выплату дани. В 984 г. киевский князь Владимир вновь заставил их подчиниться. Факт уплаты дани был равнозначен признанию над собой власти Киева и вхождению в состав Киевской Руси.


При преемниках Олега зависимость Полотчины от Киева ослабела. В 40-70-е гг. X в. Полоцк вышел из-под власти Киева и восстановил свою политическую самостоятельность1. В последнюю четверть X в. в Полоцке уже независимо княжил Рогволод, первое упоминание о котором относится к 980 г. «Повесть временных лет» свидетельствует: «Бе бо Рогъволдъ при-шелъ и - заморья и имяше власть свою Полотьске» [7, ч. I, с. 54].

Из указания летописей, что Рогволод «держал, владел и княжил Полоцкую землю» следует, что к этому времени здесь завершался этап становления государства. Были определены границы, утвердились внутренние хозяйственные связи, сложилась политическая система2. Полоцкое княжество стремилось овладеть так называемыми волоками, что соединяли Днепр с западной Двиной и Ловатью. Они являлись важной частью пути «из варяг в греки» и могли обеспечить большую экономическую выгоду. Однако здесь интересы Полоцка вступали в противоречие с интересами Новгорода. Соответственно и киевское боярство считало волоки собственностью своего государства.

В ожесточенной борьбе за «стол» в Киеве между сводными братьями -сыновьями Святослава - киевским князем Ярополком и новгородским князем Владимиром Рогволод занял сторону Ярополка, отказавшись отдать в жены Владимиру свою дочь Рогнеду. Полоцкая княжна не только отказала Владимиру, но и согласно народной легенде, записанной в ранних летописях, оскорбила князя, назвав его рабыничем: «не хочу разути робичича». Княжна знала о ходивших слухах, что мать Владимира Святославича была служанкой (ключницей) у княгини Ольги. Дело кончилось тем, что Владимир, собрав большое войско из варягов и словен, чуди и кривичей, пошел на Полоцк и, несмотря на мужественную защиту полочан, окружил город и взял его приступом. При этом древняя столица Беларуси была разрушена и

1 При этом, конечно же, единство восточных славян как в политической, так и в
экономической и культурной жизни полностью разрушено не было. По-прежнему, как
и в VI-IX вв восточные славяне продолжали пользоваться единым для них «русь-
ким» языком.

2 Процесс создания государственности во время княжения Рогволода совпадает
с аналогичными процессами и у других европейских народов - поляков, чехов, мо-
равов, хорватов, словенцев, а также созданием централизованных государств у
датчан, шведов, норвежцев.


сожжена. Рогнеду будущий великий киевский князь насильно взял в жены1. Рогволод и два его сына, Роальд и Свен, были убиты. По расправе с княжеской семьей можно представить, как вели себя новгородцы и наемники-варяги в захваченном городе. Эти события получили широкую известность на Руси и нашли отражение в документальных источниках. Рассказ летописца о тех драматических событиях завершается словами: «У оттоле меч взимають Рогволожи внуки противу Ярославли внуков».

При Владимире Киевская Русь стала могущественным государством. Под его властью были объединены практически все восточные славяне. С целью упрочения своего государства и создания сильной правящей династии Владимир в конце X - начале XI в. назначил в наиболее крупные земли-княжества в качестве представителей верховной власти своих сыновей. Поэтому, когда Изяслав, видимо, был приглашен полочанами княжить в Полоцк, киевский князь не препятствовал этому, полагая, что сын будет его наместником во всей Полоцкой земле. В летописях содержатся исключительно положительные сведения об этом полоцком князе: «Бысть же сей князь тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя дело и почитая священнический чин иноческий, и прилежаще прочитанию божественных писаний и отвращающаяся от суетных глумлений, и слезен, и умилен, и долготерпелив» [62, с. 1б|.

1 Летопись рассказывает, что мужа, ставшего со временем великим киевским князем, Рогнеда решила убить во время его сна. Но задуманное не осуществилось: Владимир проснулся и вырвал из рук жены занесенный над ним нож Он решил казнить ее, но за мать вступился малолетний сын Изяслав. Взяв в руки меч, он сказал отцу: «не думай, что ты здесь один». Пораженный смелостью сына Владимир отступился, но тем не менее решил выслать жену с сыном на их родную Полотчину. и даже приказал срубить для них город, названный Изяславлем (ныне Заславль под Минском). Так в 987 г. Рогнеда появилась в Заславле. Согласно летописи она постриглась в монахини, приняв имя Анастасия, и прожила свои последние годы в основанном ею первом на территории Беларуси монастыре возле нового города. Умерла она около 1000 г. Считалось, что ее прах покоится в одном из курганов в Заславле. Правда, когда в 1866 г. ученые исследовали предполагавшуюся могилу Рогнеды, то в найденном богато отделанном гробу скелета не оказалось. По другой версии она, согласно своей предсмертной воле, похоронена недалеко от Полоцка на кургане возле озера Воловое, рядом с могилой Рогволода. Помимо этого около озера Дрисса имеется гора «Рогволода и Рагнеды». Согласно народному поверью здесь челядь князя Владимира убила каменным молотом Рогволода с сыновьями. В литературе XIX в. высказывалось предположение, что после высылки из Киева Рогнеда нашла убежище на территории нынешнего Рославльского района Брянской области, где имелось местечко Рогнедино, а также селение Заславль.


После смерти в 1001 г. Изяслава Владимировича, полоцким князем-наместником был назначен не следующий по старшинству брат, как это было принято тогда на Руси, а старший сын Изяслава Всеслав. Вскоре он умер, и в 1003 г. «стол» наследовал его брат Брячислав. В отличие от других сыновей и внуков Владимира, он «сидел» на вотчине прадеда и отца и, естественно, стремился восстановить самостоятельность Полотчины, ее независимость от Киева.

В начале XI в. Полоцкое княжество включало в себя территорию современной Витебской области, северную часть Минской и некоторые другие соседние территории. Юридически оно в значительной мере находилось в едином правовом пространстве с остальными русскими землями. Нормы Русской правды - гражданского и уголовного кодекса того времени - имели силу законов и на белорусских землях. Здесь также в качестве наказания использовались различные виры (штрафы). Крайней его формой было изгнание. В обществе высоко ценилась личная свобода.

Полоцкая земля, как и другие русские княжества, в законодательном отношении управлялась вечем1, которое являлось своеобразным институтом средневековой демократии, в исполнительном - князем и его дружиной. Вече, или народное собрание, созывалось не только в главном городе княжества, но и в других его составных частях. В Полоцке вече приглашало князя, договаривалось с ним об условиях его княжения. В случае, если князь нарушал «ряд» (договор), оно «указывало ему путь», т.е. лишало должности и полномочий, практически изгоняло князя. Это имело место в 1128, 1132, 1151, 1159 гг. Князь вынужден был оставлять город, так как вече имело свою вооруженную силу - ополчение горожан. Выступить против «полка», как тогда называлось это ополчение, князь не мог, обладая сравнительно небольшой дружиной. Вече принимало обязательные для населения различного рода постановления, назначало на должности урядников (чиновников). Оно объявляло войны и заключало мир. Власть вече распространялась не только на главный город, но и на земли, окружавшие его, меньшие города княжества. В Полоцкой земле такими считались Минск, Борисов, Стрежев, Усвяты, Друцк и др. Во внешних делах они полностью зависели от Полоцка. Летописец так говорит о власти вече: «Новго-родци изначала, й Смоляне, й Кияне, й Полочане, й вся власть яко же на думу, на вече, сходятся; на что же старейшини сдумают, на тым й пригороди станут» [5, с. 35]. На вечевой сход люди собирались по звуку особого вечевого колокола. Право голоса имели все свободные взрослые люди, независимые хозяева. Волеизъявление собрания чаще всего определялось общим одобрением или неодобрением.

1 Вечевые порядки в Полоцке были отменены в 1498 г. польским королем и великим князем литовским Александром Ягеллоном.

.46


Исполнительная власть защищала территорию, осуществляла административное управление, чинила «суд и расправу», следила за порядком на торговых путях. Князь в Полоцке всегда «знал свое место» и юридически большого влияния не имел Он и его дружина жили не в самом Полоцке, а в деревне Бельчицы, в нескольких верстах от города. Вступление князя на «стол» сопровождалось строго определенным ритуалом принесения клятвы. Вначале была клятва на земле, воде, хлебе, оружии перед языческим деревянным идолом. Затем, с принятием христианства, верность князя скреплялась крестоцелованием. Новый князь присягал охранять территорию государства и интересы его жителей. Он обещал действовать в соответствии с местными государственно-правовыми обычаями, не пересматривать решения судов, не лишать свободных жителей имущества, не чинить им препятствий для выезда за пределы княжества, не вмешиваться в церковные дела. Причем в Полоцке, по сравнению с Киевом, церковь занимала несколько иное положение: епископ здесь активно участвовал в политической жизни. В ряде случаев от его имени писались договоры, к ним прилагалась епископская печать. То есть практически существовала светская (князь) и духовная (епископ) власть.

В первые десятилетия XI в. Полоцкое княжество в военном и экономическом отношении было сильным государственным образованием. Это явилось основой формирования своеобразного морально-политического императива у правящей верхушки княжества о возможности и необходимости объединения вокруг Полоцка восточнославянских земель. Со времен Брячеслава Изяславича началась борьба за влияние на Новгород и за первенство во всем восточнославянском мире между Полоцким княжеством и Киевской Русью. В летописях она отмечается как «борьба между киевскими Ярославичами и полоцкими Изяславичами»1. В 1021 г. Брячеслав Изясла-вич даже совершил поход на Новгород, взял его и захватил богатую добычу. Киевский князь Ярослав догнал Брячеслава на реке Судомир. Здесь между дядей и племянником состоялась битва, которую полоцкий князь

1 По свидетельству летописей, у Рогнеды и Владимира было четыре сына: Изя-слав - родоначальник полоцких князей, Мстислав, Всеволод и Ярослав, вошедший в шорт пах Ярослав Мудрый. Начиная с Изяслава Владимировича на полоцком княжеском «столе», таким образом, стала править династия Рюриковичей. По материнской линии это были потомки Рогнеды, дочери Рогволода. Поэтому в летописях, а также в «Слове о полку Игореве» их называют Рогволодовыми внуками. В Киеве утвердилась линия наследников Ярослава Мудрого (Ярославичи), младшего сына Рогнеды. Потомки Владимира и Рогнеды вошли в королевские дома ряда европейских стран. Их дочь Предслава вышла замуж за чешского князя, Гремислава - за ненгерского принца. Внучка Рогнеды Анастасия стала венгерской королевой, Елиза-нета - норвежской, а затем и датской. Анна стала французской королевой, выйдя замуж за Генриха I Капета.


проиграл. С целью привлечения полоцкого князя на свою сторону Ярослав оставил ему города Витебск и Усвяты с условием, что племянник будет с ним «заедин»1. Возвращение Витебска и Усвятского волока имело важное значение для Полоцкого княжества. Эти города были своеобразным ключом на торговом пути «из варяг в греки», позволявшим повернуть в Полоцк богатое «мыто» (пошлину) проезжих купцов, которое до этого доставалось Новгороду. Владение волоками, соединявшими Западную Двину с Днепром, имело также важное и военное значение. Вскоре Брячеслав вместе с Ярославом участвовал в походах на ятвягов и на литву, битва с которой состоялась «на полях слонимских». Но в целом отношения между Полоцком и Киевом в XI в. часто осложнялись. Периоды их союзнических отношений чередовались с военными конфронтациями, инициаторами которых нередко выступали полоцкие князья. Причем, если в первой половине этого века киевским князьям еще удавалось сдерживать стремление полочан к обособлению, то во второй половине положение изменилось, и полоцкий князь стал основным соперником Киева.

Усиление полоцкого княжества. Наибольшего могущества и

Всеслав Чародей наивысшей степени независи-

мости Полоцкое княжество достигло во второй половине XI в. при князе Всеславе Брячеславиче (1044-1101). К этому времени положение в Полоцке князя, ставшего крупным феодалом, изменилось. В связи с появлением крупного землевладения с различными видами феодальной ренты его функции расширились. Как и раньше, он был военным руководителем государства, но теперь приходилось организовывать не только дружину, но и феодальное ополчение, приводимое вассалами, прибегать к чрезвычайным мобилизациям. Усложнялись и обязанности князя по укреплению и защите внешних границ. Расширялись и законодательные функции князя. Княжеский двор становился административным центром, куда сходились все нити управления государством. Появилась иерархия административных органов - центральных и местных. Владея крупным собственным доменом,

1 Поскольку странным представляется поведение победителя, который, вопреки обычаю, не пошел «воевать полоцкую землю» и даже уступил побежденному города, интерес представляет иная версия событий на Судомире, которую представляет «Сага об Эймунде» Битвы как будто вообще не было. Киевляне и полочане стояли напротив друг друга семь дней Ярослав ждал, пока воинственный племянник вышлет послов с поклоном. Брячеслав рвался в бой, но Эйиунд (предводитель варяжской дружины, перешедшей из Киева в Полоцк) предложил ему похитить жену Ярослава, чтобы мира запросил киевский князь Брячеслав будто бы согласился^ княгиня была захвачена, и Ярослав вынужден был уступить Витебск и Усвяты.

А


князь все больше становился своеобразным феодалом - монархом. Роль вече при сильных, авторитетных князьях, естественно, снижалась.

Современникам Всеслав Брячеславич был известен еще и как князь-чародей. Его неуемная энергия, проявленная в борьбе с киевскими князьями, достигавшиеся успехи производили на современников такое сильное впечатление, что появилось предание, будто бы родился он от волхвовства и что в связи с этим у него на голове было родимое пятно («язвено»), которое имело особую чудодейственную силу. Волхвы якобы повелели ему носить на голове повязку, которая прикрывала «язвено». Всеслав считался сверхъестественным человеком, чародеем даже среди образованных людей того времени. Легенды о нем стали распространяться среди народа, попали в письменные памятники - летописи и даже в «Слово о полку Иго-реве»: «Всеслав князь людеме суды судяше, князем грады рядеше, а сам в ночь волком рыскаше; из Киева дорыскавше, до кур, Тьмуторокани; великому Хорсови волком путь прерыскаше. Тому в Полотьсте позвонише заутреннюю рано у святые Софии, а он в Киеве звон слышаше» [2, с. 38].

С начала 60-х гг. XI в. Всеслав стал энергично утверждать Полоцк на восточноевропейской арене, выступив сильным соперником киевских князей. Он неоднократно подчеркивал государственную самостоятельность своего княжества, для обеспечения которой вступил в продолжительную, непримиримую борьбу с Киевским княжеством. Воспользовавшись начавшимся распадом Руси, междуусобной борьбой, «поча Всеслав рать держать». Продолжая линию полоцких князей на подчинение других восточнославянских земель, в 1065 г. Всеслав напал на Псков, на помощь которому поспешило войско новгородского князя Мстислава. В битве на реке Чересе полочане разбили новгородцев. Мстислав убежал в Киев. Через год Всеслав подступил к Новгороду, сжег его наполовину. Был захвачен большой полон, а с Новгородской Софии сняты колокола. В начале 1067 г. он выбил отряд киевлян из Новогрудка, ставшего в результате опорой полоцкого влияния в этом регионе. В ответ великий князь киевский Изяслав Яросла-вич вместе с братьями Святославом Черниговским и Всеволодом Переяславским двинулся на Полотчину. Зимой 1067 г. их объединенными силами был осажден Минск - один из важнейших городов Полоцкого княжества. Жители Минска, очевидно ожидая скорого прихода Всеслава с войском, решили обороняться «затворишася в граде». Однако минчане не смогли устоять против могущества всей южной Руси. Как свидетельствует Радзи-вилловская летопись, «Сии же братья взяша Менск и иссекоша мужи, а жены и дети взяша на щит», т.е. в плен.

Всеслав Полоцкий, узнав, что Минск находится в руках Ярославичей, поспешил на помощь. Битва произошла 3 марта 1067 года на Немиге - не-Ьольшой речке, истоки которой находились в районе современной Грушев-ки в Минске. Подробного описания этой знаменитой битвы летописи не


содержат, однако известно, что зима в том году была суровая, снежная, это создавало особые трудности для обеих сторон. Всеслав первым начал бой и «бишася крепко». Источники свидетельствуют также, что «бысть сеча зла и мнози падеша с обе стороны». Войско Всеслава Полоцкого было разбито. Спустя сто лет автор «Слова о полку Игореве», обращаясь ко всем русским людям, с болью сказал: «На Немиге снопы стелят головами, молотят цепами стальными, жизнь кладут на току, душу веют от тела. Немиги кровавые берега не добром были засеяны, засеяны были костями сынов русских» [4, с. 81]. Неизвестный автор этого поэтического шедевра XII в. высказался при этом с теплотой и симпатией о Всеславе, князе полоцком.

Битва на Немиге была одной из самых трагических вех в борьбе Полоцкого княжества как за повышение своего политического влияния, так и за право независимого существования. В соответствии с традициями того времени южнорусские князья после этой важной для них победы «область-Полоцкую разоряли». Всеслав, «видя свое ослабление», послал к Изяславу Киевскому просить мира. Зная об исключительности личности Всеслава, а его высоком авторитете у своего населения, победители решили обманом взять его в плен. По их расчетам это должно было сломить, деморализовать Полоцкую землю и, в конечном итоге, подчинить ее. Изяслав пообещал помириться с Всеславом и вернуть ему все захваченное, если он приедет к нему лично. При этом великий князь дал крестное целование, что полоцкому князю ничего плохого сделано не будет: «целовавшие крест честный к Всеславу, рекшему: приди к нам, яко не створим зла». Учитывая это, Всеслав вместе с двумя своими сыновьями 10 июля 1067 г. переплыл на лодке Днепр и явился в стан Ярославичей, расположенный «на Рши, у Смоленьска». Здесь полоцкий князь был схвачен, закован в кандалы, отвезен в Киев и вместе с сыновьями брошен «в поруб», т.е. в тюрьму. (Источники отмечают, что как на жестокостях по отношению к жителям Минска, так и на коварстве по отношению к Всеславу особенно настаивал князь Святослав Черниговский). Заключение Всеслава в темницу вместе с сыновьями было попыткой Ярославичей уничтожить полоцкую княжескую династию, что по понятиям того времени означало бы потерю княжеством политической самостоятельности.

Однако история распорядилась так, что Всеслав Полоцкий, просидев в заточении более года, вышел из него в ореоле славы, как знаменитый князь, талантливый полководец и народный герой. В 1068 г. недовольные князем Изяславом киевляне восстали и освободили Всеслава. После того, как Изяслав убежал из Киева, Всеслав был провозглашен великим князем


киевским1. Летописи не донесли до нас подробностей семимесячной деятельности Всеслава на киевском престоле. Некоторые ученые считают, что слова «Всеслав людеме суды судяше, князем грады рядеше» относятся именно к этому периоду жизни полоцкого Чародея и характеризуют его как справедливого и мудрого князя, который стремился улаживать бесчисленные ссоры русских князей. Тем не менее на великокняжеском престоле, очевидно, он был больше полоцким, чем киевским князем, что вызвало негативное, враждебное к нему отношение местного боярства.

Далее события разворачивались следующим образом: когда изгнанный киевлянами Изяслав с войском польского короля Болеслава Храброго пошел на Киев отвоевывать свой престол, Всеслав, чтобы преградить ему путь, выступил • к Белгороду. Однако он даже не попытался вступить в сражение с польским войском. Выбрав удобный момент, он ночью, тайно направился в Полоцк -«скочи от них лютым зверем». Исследователи еще стараются разобраться в причинах такого поступка князя. Видимо, они были достаточно важными, так как Вячеслава Полоцкого никак нельзя считать предателем или трусом.

Вскоре Изяслав с помощью польских войск вступил в Киев. Жестоко расправившись с теми, кто поддерживал Всеслава (70 человек, освобождавших его из поруба, были убиты, многие ослеплены), он двинулся на Полоцк. Обессиливающая обе стороны борьба продолжалась. Взяв Полоцк в 1069 г., Изяслав объявил полоцким князем своего сына Мстислава, который вскоре умер Его место занял второй сын Изяслава - Святополк. Всеслав Полоцкий нашел убежище среди своих союзников - прибалтийско-финского племени водь, жившего на южном берегу Финского залива. Через два года Всеслав попытался при помощи этого племени овладеть Новгородом, однако потерпел поражение и попал к новгородцам в плен. Оказавшись вскоре на свободе, он вновь собрал войско ив 1071 г. изгнал из Полоцка Святополка. Однако битву с третьим сыном Изяслава Ярополком проиграл. Она состоялась около города Голитическа. Но Всеславу удалось удержаться в Полоцке.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 380 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...