Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВВЕДЕНИЕ 10 страница. В аналитическом обзоре «Состояние проблемы и стратегия развития педагогического образования» (М., 1996)



В аналитическом обзоре «Состояние проблемы и стратегия развития педагогического образования» (М., 1996), выполненном в рамках комплексной программы РАО «Стратегия развития об­разования», отмечается ряд мер по решению проблемы гуманиза­ции и гуманитаризации образования в педагогических вузах: оп­ределение гуманитарной составляющей подготовки педагогов, которая вводится в профессионально-образовательные програм­мы разного уровня независимо от специальности; изменение со­держания, форм и методов преподавания дисциплин человековедческого характера, социально-гуманитарных и общеобразова­тельных курсов.

Эти действия, однако, носят эмпирический, «местный» харак­тер. Нужна разработка единой стратегии гуманизации и гумани­таризации педагогического образования. Тем более что в ряду международных образовательных проектов, в которых принимает участие и Россия, есть проект «Гуманизация и гумантаризация педагогического образования», непосредственно относящийся к обсуждаемой проблеме.

Точка зрения, согласно которой содержание образования трактуется как дидактически обработанный «сгусток» науки, предъявляемый студентам в «храме науки», известна. Такое пред­ставление достаточно широко распространено и как будто бы не нуждается в сколь-нибудь серьезной корректировке. Однако практика, разрушая подобные иллюзии, показывает, что реальное содержание процесса образования не может быть сведено только к тем фрагментам науки, которые запечатлены в учебных про­граммах и пособиях. О чем, собственно, идет речь?

Прежде всего о том, что в контекст профессионального обра­зования все настойчивее врывается личный опыт студентов, а с ним - многообразные феномены молодежной субкультуры. Мозаичность, полифункциональность, разнокачественность этой

культуры не оставляют места для однозначной и одномерной (например, сугубо гносеологической) оценки. Отсюда перед преподавательским корпусом встает весьма сложная задача: воспитывая в себе толерантность по отношению к нетрадицион­ному содержанию учебных занятий, вместе с тем постоянно ут­верждать статус нетленных эстетических, нравственных и других ценностей. Причем если открытость навстречу молодежной суб­культуре - одна из примет гуманитаризации педагогического процесса, то апологетика этой культуры таит в себе опасность регресса в охлократию, подмены подлинной духовности ее мно­голикими суррогатами.

Пристального внимания заслуживает также усиливающаяся этническая неоднородность студенчества, а следовательно, и тех Эталонов культуры, с которыми оно входит в мир образования. Многие вузы (причем не только столичные) уже накопили опыт билингвизма, но тут проблема не только языковых барьеров; она куда шире и труднее: необходимо в самом содержании образова­ния реализовать идею диалога (полилога) культур как важнейшей парадигмы педагогического мышления, выражающей его гумани­стическую и демократическую направленность. Учитывая, что наши программы донельзя европоцентричны, можно представить всю сложность работы по реконструкции функционирующих ны­не «сценариев» педагогического процесса.

Ограниченность общепринятого определения содержания об­разования состоит в том, что оно игнорирует личный опыт препо­давателя. Между тем приобщение студентов к принципиально не­формализуемой «культуре Мастера» (М.М.Бахтин) - глубинная основа их действительно творческого воспитания. К сожалению, вузовская система педагогического образования по-прежнему подчинена целям массового тиражирования преподавателей - це­лям, для которых личностное знание, интимная культура препо­давателя есть второстепенное, необязательное.

Вряд ли можно согласиться и с тем, что дидактика не рассмат­ривает в качестве особого элемента содержания образования культуру самого педагогического процесса (профессиональную педа­гогическую культуру), хотя именно в ней наиболее рельефно выра­жаются авторство (соавторство) преподавателей и студентов, их готовность к взаимопомогающему поведению, наличие (или отсут­ствие) у них установки на Собеседника, на изначальную адресованность своей активности «значащему Другому» (В.С.Библер), «презумпцию понимания» (Г.С.Батищев).

Выделяя (наряду с логической, математической, семиотической и т.д.) педагогическую культуру и акцентируя важность ее усвое­ния специалистами любого профиля, мы получим еще одну воз-

можность расширить объем гуманитарного образования в вузов­ском обучении.

В распространенном еще Госкомвузом РСФСР по делам науки и высшей школы письме (1991) о возрождении и развитии гумани­тарного образования в вузах России отмечается семь направле­ний: философское, социально-политическое, экономическое, ис­торическое, юридическое, филологическое, культурологическое. Этот список заведомо неполный: в него должны войти педагоги­ческое, а также ряд других, например психологическое, направле­ний. Однако дело не столько в числе направлений, образующих гуманитарную составляющую, сколько в развертывании, раскры­тии гуманитарного потенциала этих направлений в профессио­нальном педагогическом образовании.

Образование предполагает не только освоение студентами ди­дактически преобразованного социального опыта («ставшей» культуры) и развитие личности на этой основе, но и сотворение образа мира и своего собственного образа в этом мире. И если для решения первой - традиционной - задачи подготовка будуще­го учителя в вузе осуществляется по уже устоявшимся технологи­ям и методикам, то для решения второй и особенно третьей задач образования необходимо качественное изменение профессио­нальной подготовки. Оно может быть осуществлено на путях гу­манитаризации содержания педагогического образования и про­цесса его развертывания в вузе.

В настоящее время сложились необходимые предпосылки для теоретического исследования проблемы гуманитаризации педаго­гического образования и воплощения его результатов в практику профессиональной подготовки будущего учителя. В педагогике профессионального образования выделилось и активно разрабаты­вается направление, связанное с проблемами собственно педагоги­ческого образования (В.А.Андреев, Б.М.Бим-Бад, В.И.Загвязинский, Н.В.Кузьмина, Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин и его школа, Л.Ф.Спирин и др.). Программа «Учитель» включена в план важ­нейших исследований РАО.

Интерес к этой проблеме поддерживается и стимулируется смежными с педагогикой и интенсивно развивающимися науками: герменевтикой, семиотикой, психологией, психолингвистикой, науковедением и другими науками. Данные этих относящихся к гума­нитарной области наук все активнее привлекаются к исследованию проблем подготовки будущего учителя. Они помогают разорвать тот порочный круг, когда овладение педагогическими знаниями, являющимися по своей природе гуманитарными, новыми педагоги­ческими технологиями и мышлением строится по технократиче­скому типу с его жесткостью ограничений, однозначностью выво-

дов, максимальной «объективностью», в логике «крутой интел­лектуальности» (К.Ясперс).

Преодоление такого подхода предполагает исследование фе­номена педагогического образования в контексте культуры, разработку педагогических условий развертывания процесса образования в русле диалога разнообразных личностных смы­слов и ценностей.

Рекомендуемая литература

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979

2. Библep В. С. На гранях логики культуры. - М., 1997.

3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М-, 1997.

4.Дненров Э.Д. Четвер1ая реформа в России. - М., 1994.

5. Зитенко В. П. Живое знание. - Самара, 1998.

6. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М„ 1992.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 244 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...