Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Греки всегда хранили в своих мифах и эпических сказаниях воспоминание о древнейшем периоде их культуры. Они видели развалины крепостных стен, которые, по их мнению, могли построить только легендарные великаны — циклопы. На местах этих развалин в результате археологических открытий последней трети
19 и в 20 веках обнаружилась картина интенсивной культурной жизни на материковой Греции, островах Эгейского моря и на берегах Малой Азии, начиная уже с неолитической эпохи.
Особенного блеска достигает культура в 3—2 тысячелетиях до н. э., в период бронзы, на Крите, на некоторых других островах (Мелос, Аморгос, Фера, позже Кипр) и Средней и Южной материковой Греции. Главными свидетелями жизни этого периода являются памятники вещественные, надписи же лишь недавно начали расшифровываться: они помогают теперь установить этническое происхождение древнейших обитателей Греции и островов.
В конце 3 тысячелетия до н. э. греческие племена ахейцев расселились на территории Южной и Средней Греции, вытеснив исконных жителей этих земель. Во второй половине 2 тысячелетия до н. э. греческие племена заселили острова Эгейского моря, а к началу 1 тысячелетия до н. э. утвердились на западном побережье Малой Азии, получившем название Ионийское побережье.
Культурный период 3—2 тысячелетий до н. э. принято называть эгейской культурой. Этот термин, введенный в науку после археологических открытий начала
20 века, условно-географический, так как распространение этой культуры охватывает области Эгейского моря, где раскопки показывают несколько районов со своими оригинальными культурными чертами и вместе с тем связанные, переплетающиеся друг с другом. Главные из этих культур следующие: 1) культура троянская (Троя лежит в северо-западной части побережья Малой Азии), открытая Шлиманом в 70-х — 80-х гг. 19 века; 2) элладская, развивавшаяся на территории материковой Греции, наиболее значительные ее центры лежат на Пелопоннесе (Микены, Тиринф, Пилос), также открытая Шлиманом; 3) кикладская культура, имевшая место на Кикладских островах, открытая в 90-х гг. 19 века; 4) минойская, исследованная археологом Эвансом в начале 20 века и названная им так по имени легендарного царя Миноса, царствовавшего согласно греческому мифу на Крите.
В научной литературе до 40-х гг. 20 века иногда минойская и микенская культуры называются одним определением «критомикенская». Теперь установлено, что эгейская культура распространялась шире. В ее круг входят острова Мелос, Фера (Санторин), Кипр.
Наиболее значительная группа художественных памятников архитектуры, живописи, пластики, торевтики, расписной керамики обнаружена на Крите, Фере, Мелосе, в Арголиде, в Микенах и Тиринфе. Эти центры и будут рассмотрены нами как сохранившие яркие и выразительные памятники.
Крит. Огромной заслугой Эванса, кроме его образцовых археологических раскопок на Крите, является установление им периодизации минойской культуры и хронологическое ее определение, данное по точно датированным памятникам Древнего Востока, встречающимся совместно с памятниками Крита.
Раньше других районов Эгейского моря в эпоху бронзы вступил на путь интенсивного культурного развития Крит, с него и должны мы начать характеристику искусства эгейского периода.
Греция и острова были заселены уже в эпоху мезолита, в течение 3 тысячелетия до н. э. проходит процесс разложения первобытнородовых отношений, и к концу тысячелетия постепенно формируется классовое рабовладельческое общество. Самым значительным культурным и экономическим центром раньше других становится Крит, несколько позже, к середине 2 тысячелетия до н. э., Микены и Тиринф.
В начале раннеминойского периода мелкие поселения были разбросаны по всему острову и состояли из глинобитных хижин на простейших каменных фундаментах. К концу периода 2200—2000 гг. до н. э. образуются значительные поселения: в восточной части Крита, в Василики сохранились развалины большого дома с несколькими помещениями, сложенного из кирпича-сырца на каменном фундаменте, что свидетельствует о развитии строительной техники. Стены внутри этого дома были оштукатурены. В начале раннеминойского периода еще не были известны гончарный круг и гончарная печь; сосуды делались от руки, и на очаге постепенно получали обжиг.
Формы сосудов разнообразны; украшения состоят из росписи или процарапанного орнамента.
Позже керамика формируется на кругу и обжигается в специальной печи, что позволяет придавать сосудам более разнообразные формы: излюбленными становятся сосуды типа чайника с вытянутым носиком, чаши, кубки. Поверхность сосуда покрывается тонким слоем обмазки и расписывается узорами в виде штрихов, концентрических полукругов, зигзагов, спирали, перекрещивающихся линий, образующих многочисленные орнаментальные комбинации.
В 2200—2000 гг. до н. э. усовершенствуется камнерезное искусство, вероятно, под влиянием египетского камнерезного дела. Изготовляются замечательные по изяществу форм и подбору рисунка камня (брекчии, мраморы) сосуды. Целая группа таких сосудов найдена была в значительном культурном центре раннеминойского периода Мохлосе. Там же открыты и золотые ювелирные украшения, древнейшие из известных нам на Крите — булавки, подвески в виде цветка или листьев, выполненные из тонких золотых пластинок.
Такое разнообразие изделий художественного ремесла и наличие разного рода привозных предметов и материалов (например, яйца страуса, слоновая кость, поделочные камни) позволяют говорить об установлении заморских сношений, связанных с разложением родового строя, с развивающейся дифференциацией общества, разделением его на более и менее богатые роды. Это подтверждается и характером погребений той эпохи и могильным инвентарем.
В раннеминойском периоде мы встречаем лишь мелкие статуэтки из глины и камня. Особенно интересен фигурный сосуд из Мохлоса в виде женщины, может быть, богини (Кандия, музей), хотя и очень обобщенно трактованной, но с по-и*, ни пыткой показать движение: приподнятую голову, руки, поддерживающие груди. Не менее выразительны и статуэтки животных. Фигурный глиняный сосуд в виде птенца из Петсофа (Кандия, музей), завершение печатей из камня и кости в виде обезьяны, голубя, кабана, крышки небольших сосудов из стеатита с пластическим изображением собаки показывают характерные черты критского искусства, получившие в дальнейшем свое яркое воплощение: это острая наблюденность действительности, стремление передать главные черты, определяющие характер и движение животного.
Раннеминойский период заложил основу искусства Крита. Критяне овладели различным материалом: камнем, костью, золотом; большого разнообразия достиг орнамент.
В начале среднеминойского периода формируются крупные экономические и культурные центры Кносс, Фест, где создаются большие жилые комплексы и первые «дворцы» — резиденции правящего рода и позже владыки царя. В этих, как теперь принято называть, «старых» дворцах все постройки (частью в два этажа) располагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь двора; наружные стены образуют сплошную линию каменных стен. Во двор ведет охраняемый вход. В комплекс сооружений включены и хозяйственные помещения.
Тип «старого» дворца лучше всего сохранился в Фесте. Подобный дворец был и в Кноссе, поблизости которого вырастает в этот период обширный поселок с небольшими, в один-два этажа, домиками.
Изобразительное искусство времени «старых» дворцов идет по пути развития предыдущего периода. Пластика делает большие успехи в деле передачи человеческой фигуры.
Совершенно правильно даны пропорции, умело выделены основные массы, и главное — схвачено движение, выразительное и характеризующее определенное действие. Примером этому может служить фигура адоранта (поклоняющегося божеству) из Петсофа.
В данный период слагается и определенный идеал мужской красоты. Это фигура с широкими плечами, сильными руками, тонкой талией, с крепкими бедрами, стройными ногами.
Женский образ, наоборот, получает характер утонченный, нежный, изящный. Воспеваются в искусстве несомненно женщины высшего слоя критского общества в образе богини или жрицы. Женская статуэтка из Петсофа показывает нам женщину в сложном наряде с колоколообразной юбкой, широким воротником, кушаком, перехватывающим тонкую талию; ее высокая крепкая грудь обнажена.
Создание художественных произведений все более и более переходит в руки специально этим занимающихся мастеров; это особенно ясно видно и на упомянутых статуэтках и на керамике. Последняя показывает нам разнообразные, часто сложные формы сосудов; рисунки, главным образом однотонные, светлые, бело-желтые на темном (коричневом и черном) фоне, представляют собой сложную систему украшений, где к элементам геометрического рисунка прибавляются некоторые растительные мотивы, данные, правда, еще в условно схематической трактовке. Такая нарядная керамика предназначена была украшать пиры избранной части критского общества и, возможно, служить в культовых обрядах.
В этот период можно наметить развитие двух линий в искусстве Крита. Это работа над созданием образа человека именно в том разрезе, который был нами охарактеризован, и развитие декоративного искусства, особенно в расписной керамике. Растительный мир еще не попал в этот период в сферу внимания художника, и он использует, как мы видели, лишь некоторые мотивы, например отдельные лепестки цветов или листья, включая их в общий декоративный стиль. Этот декоративный подход получил свое высочайшее развитие в период 1800-1700 гг. до н. э. Стиль вазовой росписи «камарес» (названный так по месту первых находок этого типа) представляет собой определенную законченную систему орнаментального искусства.
В этот период работают опытные умелые профессиональные мастера вазовой росписи, имеющие неистощимый запас узоров, орнаментальных комбинаций и приемов декорировки сосудов (Гераклион, музей). Во всем видно стремление дать узор живой, подвижный, легкий; спирали
смело расположены в вихревом направлении, зигзаги нарисованы наклонно и идут рядом в разных направлениях; орнаменты расположены то в горизонтальном направлении на сосуде, то перерезают сосуд вертикально сверху донизу; иногда спирали и зигзаги заключены в круг, который занимает лишь часть стенки сосуда, оставляя, остальное поле гладким; таковы характерные черты декорировки стиля «камарес».
Художник усиливает эффект разнообразного орнамента и полихромией; применяются краски желтая, пурпурная, белая, наложенные на черно-коричневый фон.
Период «старых» дворцов оборвался в Л 700 г. до н. э. в результате сильного землетрясения. После этого стихийного бедствия жизнь на Крите, хотя и постепенно, возрождается с новой силой. Архитектура, изобразительное искусство в период «новых» дворцов (1700—1450 гг. до и. э.) достигают высшего расцвета.
На фундаментах старых дворцов воздвигаются новые, гораздо более масштабные, с богатым внутренним убранством. Так построены были дворцы в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро и вилла близ Феста — (Агиа-Триада). Стены дворцов на некоторых участках сложены из правильных квадратов камня, частично из рваного камня, кирпича, колонны деревянные с большой, дорического типа капителью на каменной базе. Внутренние стены помещений украшаются росписями по штукатурке, оформляется система освещения дворца световыми колодцами, отделывается женская половина дворца. Устраиваются хозяйственные помещения — кладовые, мастерские и другие подсобные помещения, укрепляются входы во дворец и сооружается зрелищная площадка с пестами для зрителей в виде лестницы.
Кносский дворец, так называемый Лабиринт (от слова лабрис — двуострая секира, священный на Крите предмет), теперь занимает площадь около 10 000 кв. м и насчитывает несколько сотен помещений. Центром дворца был большой мощеный двор (50x28 м), деливший строение на восточную и западную половины. Вокруг двора группировалось множество помещений. В западной части находились тронный зад, дворцовое святилище, 22 большие кладовые. В восточной половине были комнаты царицы, парадный зал с изображением на стенах двойных секир. Дворец имел два этажа, водостоки, комнату омовений — ванную.
В искусстве периода «новых» дворцов вырабатывается отношение к натуре иное, чем в искусстве Востока, где каноны диктовались запросами культа.
Высший слой критского общества, потреблявший произведения искусства, искал в них выражение и утверждение своего отношения к миру. Искусство носит оптимистический, радостный характер, оно наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости; искусство передает реалистически все блага живого мира. Роль критских культов в развитии искусства была велика, например культ священных быка и змеи, но их значение, пожалуй, яснее всего чувствуется в развитии сюжетов, чем в строгой канонизации формы.
Искусство восхваляет физическую силу мужчин, красоту и изящество женщин. Искусство передает особенности природы каждого животного — мощь быка, грациюкозы, мягкость и хищность кошки, чудеса
морского мира и красоту цветов.
Знаменитая группа вещей среднеминойского III периода из тайника Кносского дворца содержит предметы, важные и для толкования культов Крита и для ясного 1 понятия образа человека в искусстве. Это статуэтки богинь или жриц со змеями (Гераклион, музей). Неизвестный мастер сумел подчеркнуть черты, характеризующие нежную женственность: высокую округлую грудь, очень тонкую талию, плавные изгибы рук и бедер, пышный наряд. Лица их миловидны, но маловыразительны.
Особой силы выразительности достигают мастера в рельефах. Так, на стеатитовом ритоне из Агиа-Триада сцены борьбы и игры с быком поражают нас своей экспрессией, смелыми ракурсами, динамичностью. Но и напряжение борцов и чарующая женственность богини со змеями переданы исключительно жестом, выразительностью движения. Трактовка лиц в рельефах условна (лицо в профиль, глаз" в фас), как, например, в стеатитовой вазе со сборщиками урожая (Гераклион, музей), где мастер свободно создает живую сцену. Впереди шагает предводитель шествия в тяжелой одежде, за ним попарно жнецы с вилами на плечах, особенно выразительны певцы.
На памятниках более позднего времени (конец 16 — начало 15 в. до н. э.), таких, как бронзовые статуэтки адорант, молящаяся женщина, скачущий бык с акробатом, каменный сосуд (ритон) в виде головы быка, можно ясно проследить дальнейшее развитие реалистического направления.
Замечательны настенные росписи (фрески) в Кноссе, в Агиа-Триада. Критские фрески представляют собой, скорее раскрашенный локальными тонами рисунок: светотени отсутствуют, нет переходов из цвета в цвет посредством полутонов. В изображении человека имеют место условные черты — при профиле лица глаз рисуется в фас.
Мужская фигура раскрашивается в коричневый, женская — в светлые тона. Иногда же фигура человека дана фантастическим цветом, как это видно на фреске «Собиратель цветов». Юноша оливкового тона наклонившись рвет цветы — гвоздики, крокусы.
На критских фресках много изображений различных растений. Всегда точно переданы структура цветка, куста, колебание ветки от ветра и т. п. Так написаны кусты плюща и цветы на фреске с кошкой и фазаном из виллы близ Агиа-Триада и лилии на знаменитой вазе из Кносса.
Особое развитие в период «новых» дворцов получают сюжеты на фресках и вазах из жизни моря. Точно переданы характерные движения летающих рыб на фреске из Филакони (остров Мелос) и на вазе с рыбой из Феста и осьминогом из Гурнии (Гераклион, музей), являющиеся весьма яркими образцами «морского» стиля 16 в. до н. э. Отдельные детали тела животного схематизированы, но поразительно живо схвачены движения морского хищника.
К 16 в. до н. э. относится так называемая миниатюрная фреска из Кносса. В небольшом масштабе изображена многофигурная композиция. Праздник девушек, которые в нарядных платьях ведут хоровод, тут же около деревьев сидят беседующие дамы. За оградой огромная толпа мужчин, написанных общим коричневым тоном. Выделяются только светлые глаза и черные волосы. Особенно жизненно, хотя и бегло, нарисованы группы сидящих женщин с выразительными жестами рук.
В 16 — начале 15 в. до н. э. в росписях начинает главенствовать человек, фигура которого трактуется по-прежнему, но в большом масштабе. Выразительно охарактеризовано движение юноши, несущего ритон, шагающего принца (1500 г. до н. э., Гераклион, музей), акробатов с быком. Тонкое чувство декоративного эффекта проявляется в подборе сочетаний ярко-голубого и пурпурного на платье молодой дамы, так называемой «парижанки» (1500—1450 гг. до н. э., Гераклион, музей). Изображение торжественных процессий нарядных дам рассказывает о сложной придворной жизни Кносского дворца. Искусство утверждает идею величия особы владыки, его богатства, его власти.
В период «новых» дворцов процветал, кроме Крита, и остров Фера (теперь Санторин). Археологические раскопки последних лет (под руководством исследователя крито-микенской культуры С. Маринатоса) открыли часть городского поселения. Название этого древнего города нам неизвестно. Установлено, что он погиб около 1450 г. до н. э. в результате грандиозной стихийной катастрофы — землетрясения и необыкновенной силы извержения вулкана, похоронившего город под многометровым слоем пепла. Часть острова с городскими постройками во время самого крупного из известных теперь извержений и взрывов вулкана опустилась на морское дно.
то, что теперь постепенно открывается археологами, представляв собою небольшие, но богатые дома, в один-два этажа, с замечательными фресками на стенах того же, в общих чертах, художественного стиля, что и на Крите. Это изящная роспись с цветами и ласточками, фриз с ланями и другой фриз с резвящимися голубыми обезьянами. Одна из фресок изображает драматическую сцену морского боя или кораблекрушения. В одной из комнат изображены боксирующие мальчики, в другой молодая девушка, вероятно, жрица.
В домах остались на месте расписные сосуды местной работы и критские стиля «камарес». Открытия на Фере (Санторине) расширили наше представление о границах минойской культуры и дополнили сведения об искусстве живописи.
Стихийное бедствие на Фере было столь велико, что воздушные и морские волны (цунами), дождь из пепла достигли Крита и разрушили все дворцы и поселения. Ослабленный в результате катастрофы Крит был завоеван пришельцами с материковой Греции — ахеянами, которым удалось восстановить Кносс, В этот период был отделан в западной части дворца тронный зал с тронным креслом из камня (алебастра), скамьями для старейшин. Стены зала расписаны в виде широкого фриза: по сторонам трона изображены симметрично лежащие на берегу реки два грифона, как бы охраняющие владыку. Такие же пары грифонов находились и на боковых стенах. Стиль росписи тронного зала отличается от более ранних фресок сильной стилизацией, известной сухостью рисунка, преобладанием декоративной задачи.
Изменяется и характер росписи ваз. Новые приемы декора носят название «дворцового» стиля. На больших вазах изысканной формы с темным рисунком на светлом фоне росписи в виде стилизованных цветов или морских мотивов подчинены форме вазы; каждая часть рисунка как бы подчеркивает архитектонику сосуда.
Конец позднеминойского периода (14— 12 вв. до н. а.) является временем разложения критской культуры. Дворцы Крита, возможно, были разрушены р результате военных действии. Искусство Крита, Феры, Мелоса — это искусство дворцовое, развившееся и процветавшее преимущественно в рамках дворцовой культуры. С разрушением дворцовых центров погибли и дворцовые мастерские керамистов, живописцев, скульпторов, создававших там в течение веков крепкую художественную традицию. В искусстве исчезает реалистическая тенденция в передаче живого мира. Теперь на Крите ярко проявляется схематизация в изображении людей, животных и растительного мира; сохраняются еще в художественных образах как пережиток предыдущих периодов некоторые сюжеты и мотивы, например корова с теленком (саркофаг из Гурнии), женщины в платьях прежних фасонов с широкими юбками и открытой грудью. Трактовка натуры показывает нам совершенно другой подход — кажется, что мастер мало наблюдал природу, профессиональное мастерство здесь совсем утрачено. Исчезают произведения живописи, остается лишь мелкая пластика и керамика. Среди ваз этого периода преобладают сосуды так называемого микенского типа со схематическим изображением растительного и морского мира.
Позднеминойскому периоду одновременно соответствует расцвет ряда посе-лений на материковой Греции, которые и становятся ведущими культурными центрами в Эгейском бассейне. Наиболее сильными и богатыми на Пелопон-несе стали поселения Микен, Тиринфа, Пилоса. Гомер называет Микены златообильными, и археологические открытия Шлимана подтверждают это. В среднеэлладский период (2000—1580 гг. до н. э.) усиливается могущество Микен, укрепляется Акрополь, строится первый дворец.
Микены. Древнейшие крепостные стены, окружавшие дворцовые постройки (в этом большое отличие от критских дворцов), не охватывают всю площадь Акрополя, где за стенами и было устроено древнейшее кладбище. Шлиман открыл шесть знаменитых так называемых шахтовых могил, расположенных в ограде (круг А). Позже, в 1952—1954 гг., была исследована еще одна груп-па могил, также окруженных каменной оградой (круг Б). В конце 14 — в 13 вв. до н. э. площадь Акрополя расширялась, были устроены мощные ворота с оборонительной башней. Старый дворец заново отстраивается, и около Акро-поля вырастает поселок ремесленников: здесь открыты остатки металлурги-ческой и гончарных мастерских.
Шахтовые могилы круга А и Б дошли до нас неразграбленными и дали огромный художественно-исторический материал. Наиболее древними являются могилы круга А под раскопочными № 4 и 5, позже устроены № 2 и 3 и самые последние № 1 и 6.
Художественные вещи, открытые в шахтовых гробницах, можно разделить на три группы: одни выполнены на месте и в местном стиле; другие — на месте, но под влиянием критского искусства, третьи — привозные. К первой группе принадлежат надгробные стелы (Афины, Национальный музей) из известняка с рельефами (16 в. до н. э.), золотые маски (16 в. до н. э., Афины, Национальный музей), лежавшие на лицах покойников, серебряные и золотые сосуды с рельефами, бронзовые кинжалы с золотыми инкрустациями. На стелах изображены воины на колеснице, на фрагменте серебряной вазы (16 в. до н. э.) — битва у крепостной стены, на кинжалах (16 в. до н. э.) —охота на львов и львы, нападающие на газелей, и кошка, охотя-щаяся на уток. Последняя композиция по стилю близка критским росписям.
Фигуры человека и животного даны суммарно, без всякой детализации, в плоском рельефе, но в движении. Позы фигур схвачены очень верно, жесты их выразительны. Очень хороши по композиции сцены на кинжалах (1600 гг. до н. э.), где мастер удачно решил задачу размещения фигур на плоскости вытянутого треугольника, не потеряв при этом динамичность и жизненную убедительность сцен.
Под влиянием критского искусства выполнены золотой кубок, опоясанный фигурами скачущих львов, и мелкие золотые бляшки для украшения одежды с изображением раковины, осьминога, бабочки.
К третьей группе принадлежат такие памятники,, как замечательный серебряный ритон (кубок) в форме головы быка с золотыми рогами (16 в. до н. э.). Этот ритон очень близок указанной выше критской голове быка из камня. Серебряный ритон следует считать работой критского мастера. Издалека привезено и страусовое яйцо, украшенное накладными голубыми фаянсовыми фигурками дельфинов и оправленное в золото.
Анализ первой и второй группы вещей показывает близость микенского искусства к критскому, привозные критские изделия становились образцами формы и композиции, но наличие на вещах таких сцен, как война, охота, особенно характерно для Микен. Судя по огромному количеству украшений и предметов из драгоценных металлов, находящихся в шахтовых могилах, Микены были очень богаты. Рост их материального благополучия позволил позднее владыкам Микен предпринять грандиозную перестройку крепостных стен. Громадные по высоте и особенно по толщине стены были выложены из огромных глыб камня, частью неправильной формы: такая именно кладка называется циклопической. Часть стен у ворот сложена также из больших, но правильных по форме квадров, уложенных ровными рядами. Справа от входа в главные ворота была устроена большая защитная башня. Ворота сложены из двух колоссальных плит, вертикально поставленных и перекрытых третьей громадной плитой. Для облегчения нагрузки на горизонтальную плиту над нею было оставлено пустое пространство; ряды кладок сходятся над перекрывающей плитой выше, образуя свободный треугольник, закрытый огромной, также треугольной плитой с рельефным изображением двух львиц. Два сильных хищника оперлись передними лапами на пьедестал, на котором возвышается колонна эгейского типа, идентичная критской, суживающаяся книзу. Над колонной изображена часть перекрытия из крупных в сечении балок. Львицы как бы охраняют вход во дворец. «Львиные ворота» — первый известный нам пример в эгейском искусстве монументальной скульптуры. Фигуры животных выполнены реалистически, со знанием породы зверя. Утраченные теперь морды львиц были сделаны из другого куска камня.
Основа композиции плиты — две симметрические фигуры по сторонам центрального изображения — создана в Передней Азии, где мы знаем подобные многочисленные геральдические композиции, но микенский мастер самостоятельно переработал этот мотив и вместо обычного на памятниках восточного искусства священного древа скульптор поместил в центре архитектурную деталь, символизирующую царский дворец.
Величественные архитектурные формы ворот и башни, выразительные фигуры грозных животных производили большое эмоциональное впечатление, выражая силу, мощь властителей Микен.
Позже, в 13 в. до н. э., расширились масштабы дворца на Микенском акрополе План пелопоннесских дворцов отличается от критских: это ряд сравнительно небольших изолированных зданий с выходом на общий двор. Дворцовые помещения — мегарон — царя и царицы состояли из трех частей: сеней, оформленных в виде портика с двумя колоннами, небольшой передней и зала, в центре которого помещался очаг. Четыре колонны вокруг очага поддерживали перекрытие, несколько возвышавшееся над крышей; отверстие между перекрытием колонн и крышей могло служить дымоходом. Микенский мегарон (13 X12 м) был построен из тесаного камня и с деревянными перекрытиями. Стены внутри мегарона были оштукатурены и расписаны. Фрагменты фресок микенского мегарона позволяют восстановить сюжеты росписей: это охота, отъезд на войну, сцены сражения. Характер живописи, условности в рисунке такие же, как и в критской, но изображения человека и животного более схематичны и сухи, декоративность преобладает над правдивостью.
К 14—12 вв. до н. э. относится расположенная вне Акрополя знаменитая гробница, так называемая сокровищница Атрея. Эта большая купольная гробница с входным коридором — дромосом, 36 м в длину, перекрыта так называемым ложным сводом, устроенным так, что каждый следующий ряд каменной кладки слегка нависает над нижним. Образовавшиеся при такой системе кладки уступы внутри помещения были стесаны. Диаметр гробницы равнялся 14,5 м, высота 13,2 м. Свод был украшен бронзовыми позолоченными розетками. Сокровищница Атрея разграблена в древности, и вещи, входившие в ритуал погребения, нам неизвестны. Вход из дромоса в камеру был устроен так же, как «Львиные ворота», над горизонтальной плитой перекрытия входа было оставлено свободное пространство — ложный свод, закрытый плитой с рельефами. Полуколонны, обрамлявшие вход, сделаны из зеленого мрамора. Мы видим, что архитектура Микен своеобразна, но не уступает по решению чисто строительных задач критской.
Тиринф. Поселение Тиринфа находится в 15 км от Микен и представляет собой еще более мощную, чем микенская, крепость с мощными оборони-тельными стенами и дворцом. Процветал Тиринф во второй половине 2 тыс. до н. э. Крепостные стены (13 в. до н. э.) Тиринфа, толщиною до 17 м, сложены из грандиозных, неправильной формы камней. В толще этих циклопических стен устроены были сводчатые (ложным сводом) галереи и камеры, служившие дворцовыми кладовыми. Внутри крепостных стен дворцовые строения были окружены группой подсобных помещений. Через парадный ход —большие профилей — посетитель попадал в большой двор, пройдя который подходил к малым пропилеям и ко второму двору, распо-ложенному перед царским мегароном. Мегарон был такого же плана и устройства, как и микенский, построен из кирпича-сырца и рваного камня в нижней части стен. Пол зала, покрытый толстым слоем штукатурки, расписан шашками, внутри которых нарисованы дельфины и осьминоги. Стены мегарона украшены были фресками.
Несколько раз дворец перестраивался и заново расписывался. Сохранились фрагменты фресок разного времени: наиболее ранний изображает девушку в одежде критского фасона, несущую коробочку: широкая с воланами юбка и блузка с рукавами, но с открытой грудью. Прическа с длинными локонами и тип лица также критские. Рисунок хотя тщательный, но не такой точный, как у критских мастеров, художник не справился с ракурсом плеча в профиль. Девушка с коробочкой, очевидно, составляла часть композиции, подобной кносской: торжественная процессия с дарами. Такое шествие было изобра-жено в западной части Кносского дворца. Второй, значительный по своему художественному достоинству,— фрагмент росписи со сценой охоты (Афи-ны, Национальный музей). Сохранилась часть композиции, где изображен мчащийся во весь опор кабан: его настигают три большие гончие собаки. Охотники, от фигур которых уцелела только одна рука с копьем, вонзают ко-пья в шею кабана. На фоне написаны заросли тростника. На фигуре кабана короткими черными штрихами показана щетина. Собаки раскрашены черны-ми, голубыми и красными пятнами, что придает всему изображению декоративный, характер. Третий, наиболее поздний (13—12 вв. до н. э.) фрагмент фрески показывает выезд двух женщин на колеснице, запряженной карако-вой и белой лошадьми (Афины, Национальный музей). Фон голубой, на вто-ром плане — несколько больших деревьев с круглой короной. Одежда жен-щин отличается от критской: это закрытый хитон с коротким рукавом. Фигу-ры девушек и деревья схематизированы, и, несмотря на большую декоративность, здесь утрачено то ощущение живого образа, которым проникнуты бо-лее ранние произведения.
Микенская керамика, если не может равняться с критской изяществом и разнообразием форм, богатством многочисленных вариаций декоративных рос-писей, то превосходит ее в техническом отношении: черепок сосуда более тонкий, лучше обожженный, краски более прочные. Большая группа сосудов расписана коричневатой краской, получившей после обжига красивый и прочный блеск. Микенские кубки и кратеры, кувшины с узким горлом и скобообразной ручкой находят при раскопках во многих местах Эгейского мира; они служили предметом довольно широкого вывоза, и им подражали мастера других центров. Особенно часты на микенских вазах изображения морских мотивов: осьминоги, каракатицы, известные нам на критских вазах, здесь приобретают чисто орнаментальный характер. Движение с севера но-вой волны греческих племен — дорийцев — разрушило старые очаги эгейс-кой культуры, надолго приостановив развитие реалистического искусства, но традиции эгейского искусства продолжали существовать очень долго в нед-рах греческого общества. Они проявлялись в планах храмов, сходных в общих чертах с мегароном, в раннем появлении монументальной живописи, в некоторых сюжетах, композиционных приемах, в керамической технике.
Глава 2
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2493 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!