Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Античное искусство



Введение

«Античный мир» — понятие сложное. Термин «античный» (от латинского «antiquus» — древний) был введен итальянски­ми гуманистами в эпоху Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из наиболее известных в то время. Сейчас, когда раскрыты более древ­ние, чем греко-римская, цивилизации Древнего Востока, термин «античный» приобрел чисто условное значение.

В марксистской исторической науке ис­тория античного мира рассматривается как история формирования, расцвета, за­тем разложения и гибели рабовладельче­ского строя в бассейне Средиземного мо­ря, Причерноморья и сопредельных стран в период с 3 тысячелетия до н. э. по сере­дину 5 в. н. э.

Существенную часть античного мира составляют также многие племена Европы, части Азии и Африки, которые находи­лись в длительном взаимодействии с гре­ками и римлянами, воспринимали греко-римскую культуру и сами оказывали на нее воздействие. Античная история завер­шается распадом Римской империи, кру­шением рабовладельческой общественно-экономической формации, в недрах кото­рой зреют предпосылки для перехода к феодализму.

Сложный и многообразный историче­ский материал принято делить на несколь­ко периодов, согласно которым строится история искусства.

1. Древнейший период — эгейская куль­тура: 3—2 тысячелетия до н. э.

2. Гомеровский и раннеархаический пе­риод: 11—8 вв. до н. э.

3. Архаический период: 7—6 вв. до н. э.

4. Классический период: 5 в.—до по­следней трети 4 в. до н. э.

5. Эллинистический период: последняя треть 4 в.— 1 в. до н. э.

6. Период развития племен Италии, эт­русская культура: 8—2 вв. до н. э.

7. «Царский» период Древнего Рима: 8—6 вв. до н. э.

8. Республиканский период Древнего Рима: 5—1 вв. до н. э.

9. Императорский период Древнего Рима: 1—5 вв. н. э.

Источники античной истории сравни­тельно скудны и делятся в основном на две группы, вещественные и письменные. Для древнейших периодов античной истории памятники материальной культуры и ис­кусства являются главным, а иногда и единственным источником. Для более по­здних этапов истории рабовладельческого общества важнейшую роль играют пись­менные источники, включающие офици­альные и частные документы, письма, мемуары, речи, а также историческую, ху­дожественную, научную и философскую литературу.

Часть древних документов вырезана на камне, металлических и керамических из­делиях (эпиграфический материал), часть написана на папирусах, большая часть до­шла до нас в рукописях, переписанных в средневековье, особенно в эпоху Возрож­дения. Все эти материалы дают возмож­ность узнать достаточно подробно общест­венную, политическую, хозяйственную и культурную жизнь Греции и Рима.

Изучение истории искусства античного мира имеет свои особенности. Так, напри­мер, история искусства эгейского мира строится исключительно на материалах археологических исследований.

Открытые в результате раскопок разва­лины дворцов и частных домов, гробницы; скульптура, стенная живопись, расписные вазы, изделия торевтики и резьбы по кам­ню датируются благодаря чередованию археологических слоев и точно датирован­ным египетским и переднеазиатским па­мятникам, найденным вместе с памятни­ками эгейской культуры. Начатая недав­но расшифровка эгейских надписей еще пока не дает имен художников и хроноло­гии памятников. В науке установлен ряд условных названий определенных стилей эгейской эпохи: или по месту первой на­ходки, например стиль «камарес», или по господствующему в данной группе памятников сюжету, например «мор­ской» стиль.

Источники изучения греческого и изо­бразительного искусства и архитектуры разнообразны: это развалины городов, до­статочно хорошо сохранившиеся отдель­ные архитектурные памятники, бесчислен­ные скульптуры, расписные вазы и многие другие изделия художественного ремесла.

Имена художников, даты и названия их творений и их художественную оценку мы встречаем в античной литературе, напри­мер в беседах Сократа, записанных Ксенофонтом (4 в. до н. э.), в сочинениях Аристотеля (4 в. до н. э.), у греческих ав­торов римской эпохи: Павсания (2 в. н. э.), Страбона (2 в. н. э.), Плутарха (1 — 2 вв. н. э.), Лукиана (2 в. н. э.), у рим­ских писателей: Цицерона (1 в. н. э.), Витрувия (1 в. до н. э.— 1 в. н. э.), Пли­ния Старшего (1 в. н. э.) и многих других.

Имена греческих мастеров встречаются в эпиграфических памятниках, на распис­ных вазах, на резных камнях, на базах статуй.

Но сложность изучения греческого ис­кусства заключается в том, что станковая живопись утрачена безвозвратно, а почти вся сохранившаяся греческая скульптура не имеет подписи автора.

Множество мраморных и бронзовых скульптур погибло в раннем средневеко­вье, особенно пострадали бронзовые ста­туи, которые были переплавлены в пред­меты практического назначения или но­вые произведения искусства.

Римляне позднереспубликанского и им­ператорского периодов высоко ценили гре­ческое искусство и перевезли огромное ко­личество знаменитых памятников живопи­си и скульптуры к себе в Рим, где во мно­жестве снимали с них копии. Причем, как правило, бронзовые оригиналы копирова­лись в мраморе. Таким образом, о ряде ве­ликих греческих скульпторов, работавших в бронзе, например Мироне, Поликлете, Лисиппе и многих других, мы можем су­дить только по римским более или менее точным мраморным копиям, сделанным 400—600 лет спустя после создания ори­гинала.

Но мастерство копирования у римлян стояло на достаточно высоком художест­венном уровне, и мы имеем основание во многих случаях доверять их копиям, хотя иногда копиисты, видимо, вольно перера­батывали оригиналы.

Многие знаменитые греческие картины были повторены в стенных росписях Ри­ма, Помпеи, Геркуланума, что дает некоторую возможность составить себе пред­ставление о характере греческого живо­писного искусства. Трудами многих уче­ных последних ста лет удалось путем изу­чения литературных данных, стилисти­ческих особенностей и сравнительного анализа памятников связать анонимные произведения с именами мастеров, извест­ных по письменным источникам. Так бы­ли, например, определены «Дискобол» Мирона, «Афина Парфенос» Фидия, «До-рифор» Поликлета, «Апоксиомен» Лисиппа, «Гермес» Праксителя и другие.

Работы римских скульпторов и живо­писцев также не имеют подписи автора, и в римской литературе имен римских ху­дожников сохранилось очень мало. Это следствие (в противоположность грекам) крайне пренебрежительного отношения римлян к деятельности художника, кото­рый почти всегда ставился на один уро­вень с простым ремесленником.

Но все-таки, несмотря на трудности изучения античных памятников, теперь воссоздана с большею полнотой история развития искусства Греции и Рима, даю­щая возможность с достаточной ясностью проследить эволюцию одного из самых значительных этапов в развитии художе­ственной деятельности человека. Тысяче­летия отделяют нас от древних греков и римлян. Неузнаваемо изменилось лицо мира, неоднократно переживавшего же­стокую ломку старого, кровавые мировые войны, очистительные грозы революций.

Однако и сейчас, когда человек шагнул в космос, когда мир стоит на пороге ком­мунистической эры, изучение античности не утратило своей актуальности. Произве­дения античного искусства «еще продол­жают доставлять нам художественное на­слаждение и в известном отношении слу­жить нормой и недосягаемым образцом».

Главный секрет неувядаемой прелести античного искусства в его гуманистиче­ском, жизнеутверждающем характере, в прославлении физической и духовной кра­соты человека. Его лучшие памятники во­шли в нашу жизнь как неотъемлемая часть мировой культуры, как наше закон­ное наследие. Ибо «без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы»

Глава 1





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1532 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...