Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Греческое искусство 11-8 вв. До Н. Э



Период греческой истории с 11 до 9 в. до н. э. принято называть гомеровским, потому что главным письменным источни­ком для изучения его служат поэмы Гоме­ра «Илиада» и «Одиссея». Расшифровка микенских надписей расширила круг представлений не только о древнейшей Греции, но и о гомеровской эпохе. В свете новых данных не вызывает сомнений пре­емственность гомеровской Греции от агей­ских раннерабовладельческих обществ (Микены, Тиринф, Пилос), несмотря на глубокие социальные и этнические пере­мены, вызванные дорийским переселе­нием.

В частности, преемственность обнару­жена в именах богов (Зевс — громовер­жец, Посейдон — бог моря, Аполлон — бог солнца и музыки, Афина — совоокая и др.), вошедших в дальнейшем в олимпий­ский Пантеон. Многие боги-олимпийцы упоминаются в пилосскйх надписях, встречаются в памятниках микенской культуры с характерными для них ат­рибутами. Афина — сова, Зевс — бык и т.

Экономическая и социальная история гомеровской Греции представляет собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому. Основой греческого общества была еще родовая организация, в которой под влиянием развития произ­водительных сил уже зарождалась частная собственность, росло имущественное неравенство, создавались предпосылки Для образования будущего рабовладельческого строя.

Греция была разделена на небольшие самостоятельные области. Политической формой этого переходного строя была во­енная демократия, постепенно перерож­дающаяся во власть родовой аристокра­тии. «Недоставало еще только одного: учреждения... которое увековечило бы не только начинающееся разделение общест­ва на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним.

И такое учреждение появилось. Было изобретено государство»

Архитектура. От архитектурных соору­жений 9—8 вв. до н. э. на территории Гре­ции сохранились лишь руины, на основа­нии которых можно установить, что стро­ительство в древнейшей Греции развива­лось на основе традиций микенской куль­туры. Планы сооружений 10—8 вв. до н. э. напоминали очертания мегарона ми­кенской эпохи — прямоугольной построй­ки, вход в которую находился на узкой ее стороне.

Фундаменты наиболее ранних грече­ских сооружений делались из грубого камня, стены — из кирпича-сырца, частич­но с деревянным каркасом. Деревянные балочные перекрытия обычно поддержи­вались внутри помещения четырьмя дере­вянными столбами с отверстием между ними — для выхода дыма.

Вход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика. Такой облик име­ли не только обычные жилые дома, но и храмы, которые рассматривались как жилища божества.

Одним из древнейших известных нам храмов Греции был храм Артемиды Орфии в Спарте (9—8 вв. до н. э.). Он имел прямоугольную форму и делился внутри одним рядом деревянных столбов на две параллельные галереи. Этим опорам соот­ветствовали другие столбы, стоявшие ря­дом с продольными стенами и принимав­шие на себя часть нагрузки перекрытия.

Членение святилища (целлы) на две га­лереи, называемые нефами, встречается и в других древних храмах (храм в Дреросе на острове Крит).

Сохранившаяся в Аргосе терракотовая модель расширяет наше представление о внешнем облике храмовых сооружений (рис. 9). Это были прямоугольные пост­ройки с двухколонными портиками на главном фасаде; здание завершалось двускатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны. Именно эта простей­шая архитектурная форма стала исходной для образования других типов греческих храмов, получивших распространение в последующий период.

Изобразительное искусство. Первые шаги греческого искусства яснее всего видны на расписных вазах (амфорах, кра­терах, кубках), терракотовых и бронзовых статуэтках. Художественный стиль этого периода принято называть геометриче­ским, потому что орнаменты на вазах представляют собой комбинации из геоме­трических элементов: треугольников, зиг­загов, кругов. Среди них и свастика — ма­гический знак, символизирующий страны света. Особое место занял узор меандр, прочно державшийся во все времена ан­тичного искусства. Узоры, исполненные черно-коричневой краской на светлом оранжевом фоне глины, расписывались на вазах поясами, заполняя всю поверхность сосуда.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1321 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...