Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Для митаннийской архитектуры, памятники которой изучены еще далеко недостаточно, характерны массивность и приземистость общих пропорций и членений крепостных стен, культовых и дворцовых сооружений. Характерны для архитектуры Митанни и постройки разного назначения типа «битхиланик Дворец-храм в Телль-Халафе (древняя Гузана), сооруженный при царе Капаре в начале 1 тысячелетия до н. э., является интереснейшим образцом зодчества Митанни. Принятое в науке определение «дворец-храм» основано на двойном функциональном назначении помещений этого здания. Дворец-храм Капары — это наиболее ранний из известных в настоящее время и очень яркий пример постройки типа сиро-хеттского и сирофиникийского «бит-хилани» (общесемитское название, обозначающее в переводе «дом галереи»).
Определяемый таким местным термином тип зданий восходит к древнейшему традиционному жилому дому Северной Сирии, «Бит-хилани» имеет прямоугольный план, причем фасадом является одна из длинных сторон постройки. Особо характерным признаком «бит-хилани» служит, кроме того, портик на фасаде, фланкируемый двумя прямоугольными в плане башнеобразными выступами, над которыми имеется своего рода балкон или галерея с решетками. Балки перекрытия портика лежат обычно на одной или трех опорах — колоннах или скульптурах» выполнявших функцию опор. Широкий портик открывал свободный доступ внутрь здания нагретому воздуху и солнечным лучам, что было необходимо в более прохладном, чем в Южном Двуречье, климате горных северосирийских районов. Для этой же цели служили и оконные проемы, которые зачастую делали в стенах по сторонам портика.
Во дворце-храме Капары, постройке типа «бит-хилани», сразу обращают на себя внимание такие стилистические признаки, как прямоугольный план, могучие выступы-башни, словно охраняющие находящийся между ними портик. Еще несколько выступов и башен на противоположной, задней стене уравновешивали ритм этих архитектурных форм, которые придавали сооружению Капары устрашающий крепостной облик. Грозно возвышалось здание на вершине холма, в цитадели города, обращенное к нему глухой задней стеной. Оно было хорошо видно издалека благодаря окраске. Возведенные из сырцового кирпича стены покрывала штукатурка, покрашенная желтой охрой. На светлом фоне стен особенно четко выделялась обильная скульптурная декорация.
Как это типично для многих зданий типа «бит-хилани», три круглые Скульптуры, две мужские и одна женская, из темно-серого базальта служили опорами для балок портика (Берлин, Государственные музеи). Столпообразные, статичные фигуры верховных божеств Митанни, стоящих на спинах двух львов и быка, несли на своих высоких шапках-тиарах всю тяжесть плоского перекрытия портика. «Геомет-ризму» архитектуры вторили вертикальность общей композиции, плоскостная трактовка, срезанность боковых сторон фигур-постаментов, подчеркнуто угловатые переходы от боковых к лицевой объемно-плоскостной стороне фигур-кариатид. Установленные строго фронтально на массивных кубах-подножиях, которые приподнимают их над спинами животных, эти главные персонажи торжественного убранства храма прекрасно воспринимались и с дальнего расстояния. Монолитными силуэтами выступали они вместе с подножиями, как в раме, в прямоугольнике лоджии. Притягательно сверкали инкрустированные белки глаз с черными точками как бы остановившихся зрачков.
Другие скульптуры из базальта были размещены парами по сторонам лоджии, входа в центральный зал, а также бокового входа. Это фантастические, связанные с мифологией и культовыми представлениями, трехмерные фигуры крылатых сфинксов, грифонов, существ с человеческими головами, телами в перьях и хвостами скорпионов с жалами (Берлин, Государственные музеи; Халеб, музей). Все они были включены в систему кладки стен как элементы их конструкции. На спине каждой фигуры были уложены следующие ряды кирпичной кладки. Конфигурация этих скульптур подчинена прямоугольной форме каменных блоков, из которых они высечены, прямоугольной структуре частей здания, его объемов и стен. Фигуры плоские с боков, полностью объемны только их головы. На поверхности изваяний орнаментально, декоративным рельефом прорезан рисунок перьев и шерсти.
Так же подчеркнуто геометризована, что сообщает ей своеобразную большую выразительность, и статуя богини, сидящей на троне, найденная в одном из помещений храма (начало 1 тыс. до н. э., не сохранилась прежде в Берлине, в Государственных музеях).
Понизу снаружи здание было опоясано полосой из рельефных композиций на каменных плитах-ортостатах, которые были прикреплены к основной кладке из сырцового кирпича. На ортостатах были вырезаны в низком, плоском рельефе фигуры львов, оленей, птиц, фантастических существ, борющихся людей, охотников (Берлин, Государственные музеи; Балтимор, Галерея искусств Уолтерса). Они обращены с двух сторон к входу, то есть подчинены единому общему ритму движения.
Очевидно, все эти образы, так же как фигуры бога-отца, богини-матери и их сына в портике, связаны с культом. Характер исполнения рельефов —геометризованное и уплощенное обобщение всех форм. Крупномасштабно очерченные общие силуэты и детали придают композициям своеобразную яркую выразительность. Эмоциональное воздействие рельефов усилено цветовыми сочетаниями: они вырезаны на плитах из темно-серого диорита и желтоватого известняка, которые чередуются на фоне охристо-желтой стены здания. К тому же у многих рельефных фигур, как и у круглых скульптур, сверкают инкрустированные светлые белки глаз и пронзительно глядят черные точки зрачков.
ИСКУССТВО АССИРИИ (13—7 вв. до н, э.)
В течение 4 и 3 тысячелетий до н. э. будущая Ассирия, ставшая одним из ведущих государств Передней Азии в первой четверти 1 тысячелетия до н. э., находилась под сильным влиянием шумерийской культуры. В одном из святилищ этого времени, храме богини плодородия Инанны Иштар, в древнейшей столице Ассирии городе Ашшуре были найдены скульптуры, идентичные по стилю исполнения шумерийским. В 15 в. до н. э. область будущего ассирийского государства находилась в политической зависимости от государства Митанни. Ассирийское же государство с царем во главе его, сильным войском и многочисленными чиновниками оформилось в 14 в. до н. э, в северо-восточной части долины Тигра. В начале 1 тысячелетия до н. э, Ассирия превратилась в сильнейшее рабовладельческое государство с развитой торговлей, в военную державу, подчинившую себе к 7 в. до н. э. силой оружия почти всю Переднюю Азию и даже временно Египет. Централизация власти в руках ассирийских царей способствовала тому, что искусству предъявляли совершенно определенные требования прославлять деяния победоносных царей и военную мощь государства. В связи с этим в отличие от искусства Египта и искусства Двуречья ранних периодов искусство ассирийского государства имело более определенно выраженное светское назначение, было, в первую очередь, искусством придворным, хотя многие сюжеты, темы, изображения по-прежнему неизменно связаны с религией.
Мощь Ассирии, основанная на кровавом подавлении и эксплуатации многих народов, была лишь относительной. Сразу после смерти царя Ашшурбанапала, в 626 г. до н. э., на Ассирию надвинулась с Иранского нагорья армия государства Мидия, которую поддержал вступивший с ней в союз восставший Вавилон. (Во главе Вавилона встал ассирийский военачальник Набопаласар.) В 614 г. до н. э. этими военными силами был взят город Ашшур, а в 612 г. до н. э. под их ударами пала столица Ассирии Ниневия. В 605 г. до н. э. последние ассирийские отряды были разбиты вавилонскими войсками на Северном Евфрате, при Каркемише. * Архитектура была в Ассирии, как и повсюду на Древнем Востоке, ведущим видом искусства. В стране возводили грандиозные храмы, великолепные дворцы, мощные крепости.
Города в Ассирии в связи с ее специфической торгово-военной историей возникали и развивались на торговых магистралях, но в естественно защищенных пунктах, по высоким речным берегам. Крупнейшие из них, в которых были открыты наиболее значительные памятники архитектуры и изобразительного искусства: Ашшур — древнейший город Ассирии, Кар-Тукульти-Нннурта (13 в. до н. э.), Дур-Шаррукен (вторая половина 8 в. до я. э.) и столицы государства — Кальху (Калах, современный Нимруд) в 9 в. до н. э. и в 8—7 вв. до н. э. Ниневия (современный Куюнджик). Многие из них были четко спланированы (Кар-Тукульти-Нинурта, Ниневия, Дур-Шаррукен). Ассирийские города 13—7 вв. до н. э. имели крепостной облик: были защищены от нападений врагов мощными стенами с выступающими наружу башнями-контрфорсами и рвами.
В ряде черт архитектуры и некоторых строительных приемах Ассирии чувствуются следы хурритского и хеттско-мало-азийского влияния. Это массивные квадратные оборонительные башни по сторонам ворот в городских стенах, во дворцах и храмах, а также система кладки самих стен из сырцового кирпича (высотой до 15—18 м и толщиной около 6 м) с зубцами по краю из обожженного кирпича, на фундаменте из каменных глыб.
Храмы, которые имели центральное помещение, были возведены на искусственных платформах, в чем ясно видно продолжение не угасшей шумерской традиции. Часть же храмов строили по хетто-хуррит-скому типу: они имели портик на фасаде и помещения, сгруппированные анфиладой. (Такими же двумя разными приемами планировали и дворцы.) При храмах, посвященных семи главным богам (как и в Шумере), возводили зиккураты, обычно в семь ярусов, которые были ярко окрашены в разные цвета. Иногда зиккураты бывали сдвоенными, например при храме, посвященном двум богам Алу и Ададу в городе Ашшуре. Как и в Шумере, зиккурат в Ассирии — это архитектурный образ, зрительно воплощающий представления о богах, обитающих на горных вершинах, находящихся в небесной вышине над всем обыденным.
Наиболее хорошо сохранившиеся и поддающиеся реконструкции памятники, архитектуры Ассирии — храмы, крепости и дворцы — относится ко времени правления царей Тукульти-Нинурты I (13 в. до н. э.), Ашшурнасирапала II (883— 859 гг. до н. э.), Саргона II (722—705 гг. до н. э.) и Ашшуроанапала (668—626 гг. до н. э.).
Открытые раскопками, дошедшие до наших дней в развалинах дворцы Ассирии в первую очередь благодаря частично сохранившемуся на них богатому архитектурно-скульптурному убранству и росписям, дают яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях архитектуры и изобразительного искусства.
Типичнейшим примером ассирийской дворцовой архитектуры является дворец конца 8 в. до н. э. царя Саргона II (Шар-рукена), его резиденция в городе Дар-Шаррукене (современный Хорсабад). Дворец, как и весь этот город (площадью в 18 га), был построен по четкому плану за пять лет, между 712 и 705 гг. до н. э. Дворец выстроен на краю города, на искусственной террасе, в четырнадцать метров высотой, из кирпича-сырца, облицованного каменными глыбами. Часть дворца, асимметрично размещенного в городской цитадели, выступала за городскую оборонительную стену и также была защищена крепостными башнями, стоявшими на равных расстояниях друг от друга. В комплекс дворца, общая площадь которого была десять гектаров, входило около двухсот помещений — парадных, приемных, служебных, жилых, хозяйственных, распределенных по шумерской традиции вокруг открытых дворов. Помещения были узкими, длинными и высокими. Имелись в нем также три храма с одним зиккуратом из семи уступов. В качестве несущих опор (балочных перекрытий из кедра) служили деревянные колонны с каменными базами. Входы перекрывали арки, а внизу, по сторонам проходов, были помещены по две монументальные (высотой 4,20 м и 5,50 м) скульптурные фигуры «шеду» (как их называют ассирийские тексты) — изображения богов — охранителей дворца в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями (Париж, Лувр). Исполнены они в технике высокого рельефа, переходящего на передних частях фигур в круглую скульптуру. Построение и форма этих изваяний подчинены форме блока камня и системе кладки стены (на их спинах лежали блоки следующего ряда кладки входных арок).
В 9 и первой половине 8 в. до н. э. таких быков (например, из дворца Ашшур-
онасирапала II, Лондон, Британский музей) и львов изображали пятиногими (чтобы и сбоку и в фас были видны четыре ноги). Этот прием — выразительное, точно отработанное средство передачи образа могучего фантастического существа, которое и грозно шагает вперед и несдвигаемо стоит на месте. Входящий во дворец, а потом проходящий под аркой видел «стража» ворот сначала в покое, а затем в движении, но в обоих случаях с четырьмя конечностями.
В кладку стен дворца Саргона II, например в храмах и в оформлении входов, были введены полосы изразцов — глазурованных кирпичей с яркими многоцветными символическими изображениями розеток и «деревьев жизни». В нижней части стен парадных покоев помещались длинные полосы рельефных фризов.
Дворец царя Ашшурбанапала, относящийся к последнему периоду расцвета ассирийского искусства во второй половине 7 в. до н. э., идентичен по принципам планировки и декоративного оформления.
В развалинах этого дворца в городе Ниневии (современный Куюнджик) открыты, кроме разнообразных произведений изобразительного искусства, многочисленные глиняные таблички с клинообразными текстами, составлявшие знаменитую в древности библиотеку царя Ашшурбанапала и давшие возможность познакомиться с высоким уровнем ассирийской культуры.
Рельефы. Компоновка ассирийской скульптуры была подчинена архитектонике зданий, как и во всех культурах хетто-хурритского круга., Для понимания и оценки изобразительного творчества Ассирии чрезвычайную ценность представляют настенные рельефы 13 в. до н. э. времени Ту культи-Нину рты I, первой половины 9 в. до н. э.— из»дворца Ашшурнаси-рапала II в Кальху, из дворца Саргона II в Дур-Шаррукене, последней четверти 8 в. до н. э., и из помещений дворца Ашшурбанапала, 7 в. до н. э.
Дворцовые рельефы высечены на алебастровых плитах, так называемых ортостатах, которыми облицовывали понизу основную кладку стен из кирпича-сырца. При этом создавали многометровые, связанные между собой по смыслу и по сюжетам композиции — своеобразные панно на камне. В сценах культовых (например, предстояние у «древа жизни» из дворца Ашшурнасирапала II в Кальху, Париж, Лувр), военных и охот прославляли царственных владельцев каждого из дворцов, могучих владык Ассирии. Общая изобразительная система рельефов уже вполне установилась ко времени Ашшурнасирапала II, к первой половине 9 в. до н. э. Сложился нерелигиозный канон прекрасного, физически необычайно мощного человека, воина-победителя. Фигуры и, главное, лица всех людей, в том числе и царей, для воплощения этого образа идеализировали и типизировали: создавали тип ассирийца с правильными чертами, с густыми вьющимися волосами и бородой, нарочито отказываясь от портретности. Таково, например, рельефное изображение Ашшурнасирапала II, сидящего с чашей в руке (из его дворца в Кальху, Лондон, Британский музей). Общей плоскостно-декоративной трактовке изображений был подчинен и условный разворот фигур, также канонизированный к 9 в. до н. э.: голову, нижнюю часть корпуса и ноги передавали в профиль, глаз — в фас, ближнее к переднему плану плечо — в профиль, дальнее — в фас (в том числе и на рельефах бронзовой обивки ворот царя 4Салманасара III в Балавате, 859—827 гг. до н. э., Лондон, Британский музей). Гармонично включены в орнаментальный ритм рельефов, в их плоскость полосы клинообразных надписей — рассказы о победах, славословие царям. Таковы динамично построенные композиции осад крепостей, преследования врагов или диких животных, например, из дворца Ашшуршасирапала II (Лондон, Британский музей). При тонкой моделировке объемов фигур и орнаментальной прочерченности многих деталей в них единый главный прием передачи: подчинение всех рельефных изображений плоскости стены, эффекту верхнебокового освещения, в связи с основным назначением рельефов служить иллюстративным рассказом, в зримых образах подтверждающим, закрепляющим повествование царских анналов, высеченных на тех же плитах.
Еще более подчеркивала большие плоскости, объемы и орнаментально переданные детали рельефов раскраска (почти нигде не сохранившаяся) черным, красным, синим, зеленым и желтым по белому фону. Черно-коричневые контуры оттеняли силуэты всех фигур людей, животных и прочих изображений. Ритмически-гармонично размещенные голубые и синие лошади, красные одежды всадников, черные волосы и бороды, красно-коричневые «пятна» лиц и обнаженных частей тел — рук, плеч, ног, красно-синие участки одежд и растений, бахромы и орнаментов тканей, ювелирных украшений, возможно, с позолотой — вот характерные сочетания в декоративной раскраске ассирийских рельефов.
Стиль ассирийских рельефов несколько изменялся от века к веку. Различные стадии этого развития и разнообразнейшие решения можно проследить по рельефам разного времени из дворцов царей Ашшурнасирапала II в Кальху, Саргона II в Дур-Шаррукене, Синаххериба и Ашшурбанапала — в Ниневии. Кроме того, в пределах одного комплекса исполнение не
везде одинаково по мастерству: одни композиции выполнены первоклассными художниками-творцами, другие — ремесленниками-исполнителями. Типичнейшими примерами рельефов высокого образного и художественного уровня из дворца Ашшурбанапала являются ортостаты со сценами охоты на львов в царском зверинце в композиции так называемой «Большой львиной охоты» (Лондон, Британский музей). Очень мягко, пластично проработаны тела прыгающих, пораженных стрелами и убитых зверей, в частности широко известных раненых льва и львицы. Эти фигуры полны напряженного драматического содержания. Особенно выразительна смертельно раненная львица, пытающаяся приподняться.
В рельефах того же времени (Ашшурбанапала), но передающих дворцовые шествия и культовые сцены, в связи с их официальной значимостью, господствует торжественная замедленность, статичность движений и поз.
Росписи Ассирии совершенно аналогичны по сюжетам и декоративной системе исполнения принципам расцвечивания рельефов. Таковы, например, росписи из некоторых помещений дворца Саргона II, изображающие процессии, в которых царь представлен шествующим в сопровождении приближенных и воинов. Таковы же лучше сохранившиеся и этим особо ценные полосы росписей из дворца ассирийского наместника Шамшиилу в провинциальном ассирийском городе Телль-Борсип-пе (Телль-Ахмар) в Северном Двуречье. Последние, однако, несколько неоднородны стилистически, так как были выполнены в разное время, от второй половины 9 в. до середины 7 в. до н. э. Нанесены они по тонкой белой известковой обмазке, наложенной на сырцовую стену, по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Сюжеты — дворцовые шествия с участием царедворцев (Халеб, музей), ассирийские воины, побеждающие врагов, кони, колесницы. Местами можно проследить последовательные стадии работы художников. Сначала черной краской* наносили контуры изображений, а затем уже другие краски: красно-коричневую, ультрамариново-синию, черную и белую, розовую и голубую. Стиль росписей плоскостный, декоративный, основан на локальных цветовых сочетаниях.
Круглая скульптура. В ассирийской пластике преобладает рельеф. Однако в Ассирии создавали и изолированно стоящие, трехмерные» то есть круглые скульптуры. Исполняли такие произведения на основе тех же стилистических закономерностей, что и рельефы. Характерно четко подчеркнутое образное начало — главное в пластической трактовке и конструкции скульптур — их торжественно-величавое «стояние» или «сидение» на троне и, таким образом, подчинение и круглой пластики ясно выраженной архитектонике интерьеров зданий. Обобщены, монументализированы их основные объемы, оттененные небольшим количеством орнаментально-декоративно прорезанных деталей. Это бахрома одежд, орнамент, браслеты, серьги, наконец, напряженные мускулы на могучих руках и ногах всех персонажей. Таковы каменные статуи царей Ашшурнасирапала II (Лондон, Британский музей) и Салманасара III (Стамбул, Археологический музей), статуэтка царя Ашшурнасирапала II из янтаря, первоначально с инкрустацией золотом и полудрагоценными камнями (Стамбул, Археологический музей). Две первые скульптуры изображают царей в виде верховных жрецов. Они были установлены в храме, в культовых нишах и являлись объектом поклонения наряду со статуями богов. Композиция их строго фронтальна, образы идеализированы: прославляется величие и огромная физическая сила царей.
Отточенность профессиональных средств ассирийской пластики и росписей была основана на творческом восприятии отобранных практикой традиций шумеро-хетто-митаннийского искусства; строгой регламентации — канонизации наиболее действенных приемов. Кроме того, очевидно художники, руководившие оформлением ассирийских дворцов, были очень одаренными творцами. Владея к тому же названными выверенными средствами, они могли бесконечно варьировать композиции, включающие даже элементы официальных моделей, образцов, которые имелись в придворных мастерских.
Особое совершенство, концентрация творчески переработанных традиций в искусстве Ассирии могут быть объяснены и притоком в царские мастерские лучших художников со всех концов подчиненной этому государству Передней Азии. В рамках придворного парадного, искусства, в границах официальных канонов художники Ассирии применяли разнообразные пластические ритмы для передачи торжественного, величавого покоя, в разной мере динамичных движений и ситуаций, но всегда создавали композиции, подчиненные строго последовательно декоративный нормам и действенной, отвечающей официальному заданию изобразительности.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1768 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!