Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Несмотря на кратковременность этого завершающего этапа в развитии высокой культуры Шумера, достижения ее в целом, например значительное количество стилистических особенностей, были восприняты и претворены в изобразительном искусстве многих народов Передней Азии: Вавилона, Ассирии, Малой Азии, Палестины.
Архитектура. Священный участок в Уре. Среди остатков беспорядочно расположенных жилых домов, которые были очень скучены, сохранились от времени III династии руины более стройно организованного архитектурного комплекса. Это так называемый священный участок: религиозно-административный центр государства и архитектурный центр города. На территории священного участка, окруженного стенами, находились: дворец царя Ур-Намму, гробницы царей, несколько храмов характерного для Шумера облика. Дополнительно огражденный двойной стеной, там был сооружен храм еще одного типа — типа, который оформился, скорее всего, тоже в раннединастическую эпоху. Это храм на ступенчатом основании (как бы нескольких платформах) — так называемый зиккурат. Слово «зиккурат» аккадского происхождения, и по-видимому, было закреплено за этим типом храма именно в аккадскую эпоху.
Зиккурат Ура, который был посвящен богу луны Нанне, представлял собой трехступенчатую, башню монолитной кладки из сырцового кирпича (рис. 7). До наших дней сохранилась величественная нижняя терраса, площадью 65x43 м и высотой в 20 м. В 60-е годы XX века она была реставрирована. Первоначально же зиккурат вздымался, вероятно, на 60 м, тремя монументальными уступами, лаконичными по объемам и четкими по силуэту. На верхней из террас находился небольшой храм — «жилище божества».
Массив нижней террасы был окрашен в черное — битумом, вторую облицовывал обожженный красноватый кирпич, третья терраса была побелена, а стены храма, может быть (насколько можно судить но более поздним памятникам, например, по свидетельству Геродота, о нововавилонском зиккурате), покрывал снаружи слой синего глазурованного кирпича. Очевидно, расцветка имела символическое значение. На первую террасу, по фасадной ее стороне, и по сей день ведут три лестницы, встречающиеся на высоте 15 м, где имеется небольшая площадка. Две из них расположены параллельно боковой плоскости платформы, примыкают к ней. Мерный ритм ступеней третьей средней лестницы, перпендикулярной к «телу» зик-курата, продолжается затем в лестничных маршах на вторую и третью террасы, создавая зрительное ощущение.бесконечного пути в небесную высоту. Эта устремленность ввысь подкреплена вертикалями лопаток, мерно распределенных по поверхности платформы, а также легким наклоном боковых плоскостей,
В плане зиккурат имеет форму прямоугольника, боковые и задняя стороны которого слегка изогнуты наружу для придания сооружению еще большей массивности. Прямоугольный план его находитг ся в органической связи с архитектурой более ранних храмов на платформах. Однако величественный зиккурат в Уре выражает еще более определенно идею могущества богов и обожествленного царя. Не случайно архитектурная композиция зиккурата оставалась неизменной в культуре Двуречья и даже Ирана многих последующих веков: она воплощала основополагающее начало всех древневосточных деспотий.
Рельефы. В рельефах времени III династии Ура органично слились традиции аккадского и шумерского искусства. Но претворены они в особенно строгих, отточенно сдержанных, уже канонизированных, повторяющихся композициях и формах. Характерным примером является памятник, наиболее значительный по смыслу и уровню художественного исполнения — стела царя Ур-Намму, посвященная сооружению зиккурата в Уре (Филадельфия, Университетский музей). На сохранившихся фрагментах этой прямоугольной известняковой плиты высечены в низком рельефе построчно расположенные композиции. Каменщики с корзинами, полными кирпича, поднимаются друг за другом по лестнице, приставленной к стене. Сам царь Ур-Намму в сопровождении жреца шествует на торжественную закладку «дома божества» — зиккурата: на плече его мотыга строителя — символ его приниженного, ревностного служения богам.
Изобразительный рассказ развертывается последовательно снизу вверх, подводя ко все более важным сценам. На верхних поясах царь передан четырежды предстоящим перед верховным богом и богиней. Он совершает возлияния на жертвенники. Божества же протягивают ему символы власти — жезл и кольцо, а может быть, опять-таки атрибуты «строителя во славу богов» — свернутую веревку и меру длины. Солнечный диск и серп луны, как бы дополнительно освящающие угодное богам деяние царя, вырезаны на самой верхней, полукруглой части стелы.
Стиль рельефных композиций — свидетельство сохранения отобранных вековой практикой, наиболее действенных средств воплощения идеи власти, получаемой от богов, и, таким образом, ее непререкаемости и незыблемости. От раннединастического шумерского искусства пришли приемы 1 неторопливого повествования в иллюстрациях, а также величавая статика поз и движений, геральдичность размещения персонажей, четырехкратная повторяемость одного сюжета — предстояния царя перед троном божества. Аккадское искусство привнесло и сюда стройность фигур и объемную, живописную промоделированность форм тел и одежд.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1330 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!