Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Патристика.
Формирование христианской картины мира шло первоначально в противопоставлении скептицизма академиков, которые подвегали сомнению чувственные восприятия.
Исидор Севильский(570-636).
Его наиболее известная работа «Этимологии», которая состояла из 20 книг, первые три были посвящены основам тривуиму и квадриума, остальные посвящены медицине, теологии, истории, механике, географии, военному искусству и др. Основная идея Исидора состояла в том, что через этимологию слова можно прийти к его изначпльному смыслу.
ЧАСТЬ II ФОРМЫ ПАРАДИГМ
МЕХАНИЦИЗМ
Если рассматривать механизм как исходный архетип для анализа культурных явлений, то возможность такой интерпретации, на первый взгляд, вполне возможна. Именно этот первый взгляд и мы наблюдали в новоевропейской культуре XVII века, мыслители которого были склонны к интерпретации всех культурных явлений как механизмов. Но, на самом деле, культурное действие не может быть понимаемо таким образом. В таком виде может интерпретироваться в большой долей приближение только инстинктивное действие, собственно с этого времени мы и имеем традицию исследования явления рефлекса, идущую с Р. Декарта. Также мы имеем стремление разложить культурное действие на отдельные элементарный факторы-силы – аффекты, которые это культурное действие определяют.
Более того, культурные явления не могут действовать по линии причинно-следственных связей, которые являются основой механистической картины действия. Как верно в свое время подчеркивали стоики необходимость, основанная на причинно-следственном детерминизме, отличается от судьбы, которую они и ставили в основу не только анализа социокультурных явлений, но и в основу рассмотрения всех типов явлений, происходящих в Космосе. Именно это подчеркивание примата судьбы, во многом сближает концепцию стоиков с современной синергетикой.
Основополагающим «архетипом» механицизма является образ «часов» или «машины».
Как правильно подчеркивает В.С. Степин: «механистическая картина мира сформулировала видение природы как своеобразной простой машины, взаимодействие частей которой подчинено жесткой детерминации (лапласовского типа)» (Степин В.С. Структура и эволюция теоретических знаний\\ природа научного знания. Минск 1979 с.199)
Идея «машины мира» (machina mundi). Эта идея имеет истоком в практике античного театрального искусства, а уже в XIV- XV веках получила распространение. Эти образы уже использует Эразм Роттердамский в своей работе.
Вот что пишет П. Гайденко:
«Понимание мира как машины, как machina mundi отличает естествознание нового времени не только от античной и ранней средневековой науки (свое начало это понимание берет в позднем средневековье, особенно XIV в.). здесь проходит также граница, отделяющая классическую механику от натурфилософии XIV-XVI в., рассматривающей понятие «природа» и «жизнь» как тождественные» (П. Гайденко Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М., «Наука». 1987. с.15)
Прекрасный анализ становления механистической картины мира в свое время провел крайне талантливый, по моему мнению, русский философ (эмигрировал из России после революции) Евгений Васильевич Спекторский (1875-1951) в своей работе «Проблема социальной физики в XVII столетии» (1910). Он пишет следующее: «.. дух геометрии проник во все области научного познания: не только физический, но и психический и даже моральный мир рассматривался геометрически. Дух этот проник даже в искусство XVII века; в нем господствуют симметрия, строгие, холодный линии. Красота природы понималась лишь постольку, поскольку она укладывалась в геометрические образы»(Спекторский Е. Проблема социальной физики в XVII столетии. Варшава, 1910 Т.1 с.335)
Как правильно пишет П.П.Гайденко: «.. первые шаги на пути к механистическому объяснению мира были сделаны в эпоху поздней схоластики. В средние века, таким образом, подготавливается целый ряд предпосылок науки нового времени: понятие пустоты, бесконечного пространства, бесконечного движения по прямой линии, а также требование устранить из объяснения, даже живой природы, телеологический принцип и ограничиться действующими причинами»(487)
Э.Блох: «Доведенное до предела такое вычеркивание субъекта.. давало совершенно мертвую картину мира. Объектный мир состоял только из механического движения вещества, бесконечно большого и вместе с тем настолько крохотного, что в нем нет места даже для одной головы человека»(Тюбинг.79)
Декарт.
Как правильно подчеркивает Карл Манхейм: «Механистическая модель мышления представляет собой прежде всего своего рода первичное приближение к объектам вообще. Целью этой модели является не адекватное понимание качественных особенностей и неповторимых констелляций, но установление наиболее явных закономерностей и приципов упорядочения, связывающих формализованные элементы в их наиболее простой форме» (Манхейм К. «Диагноз нашего времени». М.,1994 с.94)
Как пишет Гайденко: «Отождествляя материю и протяжение и изгоняя из нее все, что связано с понятием силы и жизни, поскольку эти понятия связаны с традиционными представлениями о форме и душе, Декарт тем самым дает механистическое понимание природы» Своими слов Декарт сближает математическое и физическое, в этом состоит смысл отождествления материи с протяжением.
«Материя стала субстанцией – в этом состоял революционный переворот, происшедший, в XVII в. и послуживший теоретической предпосылкой для нового понятия науки»(Гайденко П. Эв.пон кн2 с. 162)
Важную роль в становлении механистической картины мира сыграла критика аристотелевской научной программы. Особенно важна переоценка статуса механики в системе наук. Физика согласно античным представлениям рассматривала «природу» вещей, их свойства и движения. Механика же – это искусство, посредством которого создаются инструменты для производства искусственных вещей.
В основу механистической картины мира положен «образ-архетип» механических часов. И это не случайно. Стиль жизни городской культуры не определен циклами севооборота как в крестьянских обществах, он «временится» на основании линейного времени. Потому образ мира в виде хорошо сконструированных механических часов, движение зубцов которых четко детерминирует поведение каждой части Вселенной как нельзя более отвечал менталитету городского буржуа-ремесленника.
Принцип этого детерминизма как нельзя лучше выразил Лаплас:
Такой образ мира и такой тип ментальности до такой степени был популярен в ментальности буржуа-ремесленника XVII века, что «геометрический» метод изложения для Спинозы оказался единственно приемлемым для его философской системы, что сейчас кажется крайне неудобным и неадекватным тому содержанию, которое было заложено в его философеме.
Интересна по этому поводу мысль И.И. Антоновича: «Идеологическая парадигма покорения мира, подчинения его человеческой потребности содержит в себе и элемент маскировки человеческой слабости, его терзаний совести, сомнений и нерешительности. Сильные идеологии всегда слабы духовно. Они прибегают к упрощенным объяснениям объяснениям сложнейших общественно-исторических явлений и всегда используют эти объяснения для получения узкоограниченного практического результата»(Антонович И.И. Социодинамика идеологии. Минск,1995 с7)
Научная программа Декарта была влиятельной во второй половине XVII в. до появления ньютоновской программы, которая впоследствии вытеснила картезианскую. В рамках картезианской программы мыслил ученик Декарта П.С. Регий (1632-1707), который сводил все явления к механическим перемещениям.
Пифагорейцы. Платон «Тимей». Галилей, Ньютон. Кризис механистической картины мира, становление энергетизма, затем неклассической физики.
Как подчеркивает М. Хайдеггер: «Основной процесс Нового времени – покорение мира как картины мира. Слово «картины» означает теперь: конструкт опредмечивающего представления. Человек борется здесь за позицию такого сущего, которое всему сущему предписывает меру и предписывает норму» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.,1993, с.52)
Лейбниц также не отходит от этой парадигмы. Вот что он пишет: «Всякое органическое тело живого существа есть своего рода божественная машина, или естественный автомат, который бесконечно превосходит все автоматы искусственные» (Лейбниц Г.В. Избранные философские произведения. М.,1890 с.355)
Вот что пишет Б.Г. Кузнецов в своей работе «Пути физической мысли» М.,»Наука» 1968: «исходной идеей научной картины мира, нарисованной в течение XVII-XVIII вв., была идея однородности пространства. При движении в пространстве частица сохраняет свою скорость, если с ней не взаимодействуют другие частицы. Само по себе пространство не может действовать на движущуюся частицу, в пространстве нет выделенных точек. Если частица, благодаря взаимодействию с другими частицами, получила некоторый импульс (т.е. подверглась в течение некоторого времени действию силы) и приобрела известную скорость, то скорость и соответственно импульс (импульс равен произведению скорости на массу частицы) сохраняется, пока частица вновь не окажется в силовом поле. Пространство не меняет импульса, и лишь взаимодействия тел могут что-либо изменить в состоянии Вселенной - ускорить или замедлить движение образующих ее частиц….
Великой идеей, усложнившей и дополнившей указанную концепцию, была идея однородности времени. Однородность времени выражается в неизменности не импульса, а другой физической величины – энергии, которая пропорциональна уже не скорости, а квадрату скорости. Наиболее важная особенность энергии состоит в том, что она сохраняется, когда движущееся тело останавливается, т.е. при переходе к нулевой скорости тела» (с.207)
На идеи механицизма, конкретно в ньютонианском варианте, опирался А. Сен-Симон, который хотел распространить принципы закона тяготения на социальную жизнь.
Влияние механицизма оставило значительный след в западноевропейской ментальности, и продолжает оказывать и сейчас. Идеи механицизма оказали влияние на творцов американской конституции, которые при ее разработке имели образом государственную машины, все звенья которой должны работать с точностью часового механизма.
Лаплас
1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
1. Пространство и время как методы анализа культуры. Количественные методы оперируют тремя основополагающими концептами: пространство, время и число. Со времен И. Канта пространство и время считаются априорными формами. Каждое животное обладает своим пониманием пространства и времени, и человек формирует понятия пространства и времени в процессе культурной деятельности. Формируются эти понятия согласно своему психологическому складу и посредством аналогии с типом своего социального устройства. Эти категории имеют фундаментальное значение в понимании не только природного бытия, но и бытия культуры и её артефактов. Даже у радикальных эмпириков пространство и время наделялось особым статусом «первичных качеств». Любые явления, и, в частности, явления культуры не могут быть поняты без рассмотрения их в пространственно-временных характеристиках. Более того, сама традиция участвует в формировании структуры пространственно-временного восприятия мира. Пространство-время – это универсальная характеристика. Существует пространство и время Природы, существует пространство и время Культуры, существует пространство и время Сознания.
Число, как дименсиональная характеристика пространственно-временных координат, всегда имело двойственный характер как «аритмологического», экзистенциального характера, так и математического. В классических иерархиях «Единое – Ум – Душа - Материя», оно всегда «блуждало» между этими символами. Например Ж. Делёз.
Математика – это не только наука, но она имеет фундаментальный характер для человеческого сознания. Увлечение математикой в новоевропейской истории XVII-XVII века не случайно.
2. Статистические законы. Социальные процессы имеют статистический характер, потому статистика важна для понимания реальной жизни культуры. Если мы, например, имеем какое-либо произведение, то без оценки степени его распространенности во всех слоях населения, количества издания этого перевода и количества тиража, то вряд-ли мы сможем понять адекватно какую реальную роль сыграл этот артефакт в истории культуры.
Пионером в применении статистических методов к социальным явлениям был Л. Кетле (1796-1874), ученик П.Лапласа. Его основная идея состоит в понятии средней величины, он считал, что для социальных процессов средние социальные величины аналогичны фактам физической реальности.
3. Графы. Теория графов является эффективным методом для моделирования культурных процессов. Свое начало она ведет с решения известной задачи о кенигсбергских мостах Эйлером (1736). Смысл этой задачи состоял в том, чтобы узнать как можно, выйдя из произвольной точки, вернуться в нее, пройдя каждый из семи мостов Кёнигсберга. При исследовании электрических цепей эту теорию использовал Кирхгоф (1847) Эти методы довольно эффективно используются при решении задач о транспортных перевозках, сети коммуникаций городского хозяйства и т.д., т.е инфраструктур, которые образует современная цивилизация. Динамика традиции и культурных форм поддаются описанию теорией графов. Традиция действует по каналам сети, образованной цепями множества сильно или слабосвязных орграфов (ориентированных графов). Она двигается по дугам этих графов от одной вершины (узла) к другому, «блуждая» таким образом, по пространственно-временным коммуникациям культуры.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!