Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
После распада христианской картины истории не произошло возникновение нового понимания исторического процесса сразу. После последнего представителя христианского провиденциализма Боссюэ, который изложил в своем «Рассуждении о всемирной истории» классическую схему христианского видения истории, обозначился переход к неисторическому механистическому мышлению. Тем не менее уже во последней трети семнадцатого века обозначились общие очертания исторического секуляризованного мышления, формирование теории прогресса, которую можно связать с одним из центральных проблем европейской культуры на рубеже между семнадцатым и восемнадцатым столетием - «Спором о древних и новых». Можно согласиться с О. Контом, который утверждает, «…что идея прогресса как нечто необходимое и определенное начала приобретать философское содержание и действительно привлекла к себе общественное внимание только после знаменитого «Спора между древними и новыми», с которыми с таким блеском открылся новый век. Этот спор, значение которого до сих пор не было достаточно оценено, являет собой, в моих глазах, настоящее событие, подготовленное всеобщей историей человеческого разума, впервые осмелившегося заявить, что он существенно продвинулся вперед» (Comte A. Course de philosophie positive, vol.4, p.1 Paris, 1839, p.234-235). Условно началом можно считать 27 января 1687 год, когда член Французской академии Шарль Перро (1628-1703) на заседании Французской академии прочел свою поэму «Век Людовика Великого», в которой Ш.Перро, сравнивая век Августа с веком Людовика, утверждает преимущество последнего.
Интересны в этом отношении тезисы к несозданному исследованию о природе исторического мышления выдающегося отечественного историка А.И. Неусыхина (1898-1969). Вот что в он писал в них в 1931 году: «Историческое мышление есть особый тип научно-философского мышления, являющийся продуктом понимания различных исторических образований во всей их конкретности, т.е. в их своеобразии и общности одновременно. При этом историческое мышление возникает там, где эти образования (в которых общее нерасторжимо переплетено с частным, повторяющееся с неповторяемым, родовое и типическое с индивидуальным и своеобразным и т.д.) рассматриваются как живые, подвижные и движущиеся вечно …звенья единой цепи (или нескольких единичных цепей – все равно!)» (Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. Избранные труды. М., 1974. С.503)
И далее он пишет об историческом мышлении: «Оно – подвижная система, вечно меняющаяся сеть для уловления чередующихся конкретностей, с одной стороны, и установления общих перспектив – с другой» (Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. Избранные труды. М., 1974. С.504).
Сутью философии как традициологии является история человеческой культуры. Здесь можно полностью согласиться с Б. Кроче, который писал: «Философия… не может быть ничем иным, как методологическим моментом Историографии, разъяснением основных категорий исторического суждения или основных понятий исторического толкования» (Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998.С.91)
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 162 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!