Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В. ЛОГИКА ВОПРОСА И ОТВЕТА
1. Проблемность познания. Этой методологией занимался английский историк Р. Дж. Коллингвуд (1889-1943), один из мыслителей, двигающийся в русле культурологической проблематики. Хотя сам диалогичный стиль философствования, заложенный Сократом, предполагает владение этой логикой «вопроса и ответа». Нам известен и П. Абеляр, который испольозвал именно такую же систему анализа текстов и реальности. Всякое познание – это есть «опрашивание», задача «вопроса» бытию в ожидании ответа, а также, наоборот, «бытие» задает «вопрос» и человек ищет на него «ответ».
2. Принцип полифониии. К сожалению недостаточно еще оцененный и неизвестный ученый М. Шаль в своей работе «Исторический обзор происхождения и развития геометрических методов» (т1-2, М.,1883) отмечал, что абсолютное единство не составляет не только принципа культуры, но и всей природы, а многочисленные «дуализмы» нами замечаемые склоняют к мысли, что истинный принцип всего существующего заключается в этой двойственности.
3. Диалогика
С. ГЕРМЕНЕВТИКА
Герменевтика также древна, как и человеческая культура. Человек истолковывает мир – в этом основа его деятельности. В средневековье герменевтика была крайне развитой в связи с необходимостью истолковывать тексты Библии и древних авторов. Но на собственно философский уровень, как считается, герменевтика была поднята Ф. Шлейермахнером. В отношении применения герменевтики к явлениям культуры неоценим вклад В. Дильтея – «Канта исторической науки», который и возродил идеи Ф. Шлейермахера и его герменевтического метода вживания в суть того или иного исторического текста.
В. Дильтей выступил с идеей «понимания» как метода истолкования социокультурных явлений.
«…как культурные системы - хозяйство, право, религия, искусство и наука - и как внешняя организация общества в союзы семьи, общины, церкви, государства, возникли из живой связи человеческой души, так они не могут в конце концов быть поняты иначе, как из того же источника. Психические факты образуют их важнейшую составную часть, и потому они не могут быть рассмотрены без психического анализа» (Дильтей В. Описательная психология Спб.,1996. С.22)
«Душевная связь составляет подпочвенный слой процесса познания, и поэтому процесс познания может изучаться лишь в этой душевной связи и определяться лишь по его состоянию» (Дильтей В. Описательная психология Спб.,1996. С.22)
«Основание теории познания заключается в живом сознании и общезначимом описании этой душевной связи» (Дильтей В. Описательная психология Спб.,1996. С.27)
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 165 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!