Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 8. Что такое хорошо и что такое плохо?



В предыдущей главе мы резко противопоставили друг другу кибернетику и ценологию. Сделав это, мы поступили кибернетически. Ценология не позволила бы нам поступать столь жёстко, объявлять одно хорошим, а другое плохим. Кибернетические системы ещё слишком молоды, а ценологические существуют с незапамятных времен. Ценологические принципы выражены в понятии "гармония", к которой стремились и древние греки, и древние китайцы. В природе всё гармонично, а человек – порождение природы, он своей основой опирается на природу и гармонию в ней. Лишь на очень небольшом временнóм отрезке человек начал преодолевать узы, связывающие его с первопричиной своего существования. Он вкусил предложенный ему плод познания. С тех пор он дерзает создать свой мир.

"Хорошо" и "плохо" – вот субъективные критерии нового мира; кибернетические "да" и "нет" – никаких компромиссов. Разум стремиться к единственной гармонии – подчинению окружающего мира. Он не ждёт милостей и берёт их сам. В этом он видит высший принцип свободы– в отделении себя от окружающего мира. Человек хочет занять место Бога. Он отвергает Бога-Демиурга, упорядочивателя Вселенной, он попирает и отрицает его. Это право, которое приобрёл человек. Но человек не в силах отрицать самого себя и те законы, которым он подчинён по своей природе. Человек порождён миром и живёт по его законам. Он осознаёт эти законы. Свобода меняет знак на противоположный и становится осознанной необходимостью. Человек не в силах изменить сами законы, но пользуется ими для своей выгоды.

То, что принесла человеку ценология – это ещё один открытый закон природы. Человек преодолевает земное притяжение, учитывая в своих делах законы гравитации, механики, релятивистские законы движения. Точно также в сложных системах ему необходимо учитывать ценологические законы.

Самым большим невежеством было бы объявить ложными первую и вторую научные картины мира, выставив на показ третью, ценологическую. Она столь же "ложна", так как не в силах ответить на все наши вопросы. Осознание области своего применения, своего ранга в ценозе-мире – вот первейшая задача любой науки.

Глупо отрицать плоды кибернетики – компьютеры. Они прочно заняли своё место в технической реальности. Но столь же глупо уповать на всесилие компьютеров и кибернетики. В своём развитии они перешагивают черту, за которой уже становиться невозможной их кибернетическая оценка, за которой уже "нет" и "да" сливаются в непрерывность. Два компьютера в сети – уже нечто новое, а интернет – целое явление, другая среда обитания технической реальности, новый океан, в котором зарождаются новые формы жизни.

Древняя китайская мудрость гласит: лучший правитель тот, о котором народ знает только то, что он есть.

Сложная система должна управлять сама собой, своими внутренними связями. Но это не хаос, не анархия. В такой системе развиваются ценологические отношения. В ней появятся все сословия – от простых до сложных. И правитель в ней тоже найдётся. В его функции не входит подстройка каждой особи под себя, но задание общей идеи существования. Издание каждый день нового закона, бесконечные команды внутрь – вот, что приведёт систему к неустойчивости, заставит её всё время изменяться, приведёт к другому китайскому изречению – проклятию: чтоб вам жить во времена перемен.

Мы живём именно в эпоху перемен. Мир меняется на глазах. В течение всего одной жизни человек сейчас так стремительно меняет свои представления, как ранее не меняли их двадцать поколений. Для древних китайцев это плохо, это зло, которого надо избегать. Но мы сегодня иной жизни уже не представляем.

В этом мире мы находим и кибернетике место. Она не простирает свои владения на всё вокруг, но прочно укрепляется в некоторых точках, которые мы назовём кластерами. Это условно выделенные в ценозе особи или группы особей, с заранее известными, предсказуемыми свойствами. Например, двери всегда остаются дверьми, будь то дома или на работе, или в метро. Мы можем применять к ним управляющее воздействие и ожидать от них предсказуемой реакции. Мы можем кибернетически ввести стандарты на сами двери, замки, петли, дверные проёмы и др. Но мы не можем распространить эти стандарты дальше и говорить, что в домах будут только такие двери, а в лечебных учреждениях – только такие. В применении дверей возникнет разнообразие. Аналогично мы можем говорить о болтах, гайках, двигателях и т. д. Мы можем унифицировать отдельные виды, но не весь ценоз. Ценоз потребует определённой им самим особи в каждой точке, а не указанной, назначенной сверху. Заселённый дом тут же начинает переставлять двери и переклеивать обои.

Узкая специализация – вот область применения кибернетических систем, в которой наш разум может найти выгоду. Определение границ такой применимости – задача как кибернетики, так и ценологии.

Мы не в силах исключить электричество, телевидение, интернет из нашей жизни. Нас опутывают мириады электромагнитных излучений, видеоизображений, звуков – всего, что мы называем информацией. Мы породили весь этот гудящий мир – мир технической реальности. Теперь мы, наконец, должны научиться управлять его многообразием. Ценология появляется как ответ на вопрос, как нам это сделать. Поднимаясь из глубин интуитивной древности, она готова занять своё место в научной среде, решить оставленные для неё вопросы. Ценология – это шаг обратно в сады Эдема, к Творцу, который примет нового, изменённого человека, проделавшего путь от "да" и "нет" к осознанию всего многообразия окружающего его мира.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...