Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 4. Техническая реальность



То ли 20, то ли 40 тысяч лет назад, может, больше, человек выделился из животного мира. Это обособление положило начало новой реальности – технической. До того момента существовала как субъективно воспринимаемая реальность мёртвая материя в виде простых веществ, залегающих в недрах Земли, на её поверхности; растворённых в Мировом океане. В этой бескрайней пустыне зародилось нечто новое в виде жизни, в виде биологической реальности. Всё вокруг пришло в движение, переменилось, наполнилось новым содержанием. За миллионы лет своего развития живое наполнило собою все лакуны, все каверны – от горных вершин до льдов Антарктиды. Земля оказалась населённой жизнью. Этот факт удивителен. Вероятность возникновения жизни оценивается как очень малая величина 10-370.

Однако следовало бы удивляться не только возникновению жизни, но в той же степени и существованию простых химических элементов и минералов. Самый простой способ существования атомов – это водород. Но мы имеем всю таблицу Менделеева, и этот факт надо осознать[2].

Жизнь же зародилась там, где уже была реальность минералов и другой мёртвой материи. Жизнь продолжила эту реальность, которую мы отделяем от неё условно. Жизнь не существует вне этой реальности, но только вместе с ней. Точно так же, техническая реальность отделяется нами от живой и неживой природы лишь условно, образуя искусственную среду, созданную самим человеком, которая также неотделима от реальности мёртвой материи и реальности живого.

Каждую из реальностей мы можем субъективно выделить как объект исследования, как целостность, содержащую в себе собственную идею, как ценоз.

В отношении же технической реальности мы сомневаться не можем: это наших рук дело! "Человек – это звучит гордо". Однако реальность тем и отличается от иллюзии, что существует независимо от нашего представления о ней. Мы не можем опуститься до идеализма и отречься от возможности познавать мир, устанавливать связи причин и следствий в нём. Техническая реальность живёт своей собственной жизнью, так же как биологическая жизнь находится в стороне от неживой материи.

Прежде чем углубиться в понимание технической реальности, нам следовало бы утвердиться с самим термином "техника". Слово это греческое – techne – и в переводе означает "искусство" или "искусный". Мы употребляем это слово в русском языке для обозначения машин, механизмов, орудий, устройств, но есть и "техника танца", "техника прыжков в высоту" и др. Кажущиеся разногласия уйдут, если мы отнесёмся к слову "искусство", "искусственный", "искусно сделанный". В этом понимании машины и агрегаты – искусственные создания, а техника танца – искусство танца, умение танцевать. Конечно же, в употреблении этих терминов есть разница, но техника – это искусственно созданное человеком, то, к чему человек приложил свои умения. Отсюда и техническую реальность следует понимать как реальность, созданную человеком.

Человек заложил идею этой реальности, а значит – создал ценоз. Первую и вторую реальность мы можем воспринимать лишь как данность. Наши попытки определить носителя идей их существования обречены на неудачу. В их отношении мы можем строить любые гипотезы от Бога до Большого взрыва, говорить об энтропии и сохранении энергии – от этого суть не изменится. Оставим в стороне обсуждение этого вопроса, сосредоточив своё внимание на техническом окружении человека.

Мы можем говорить о трёх сферах, которые человек подверг своему влиянию:

а) мёртвую (косную) материю, из которой он создал множество предметов своего быта и своей деятельности. Эти предметы – самый большой спектр различных устройств и приспособлений, начиная от каменного топора – вплоть до двигателя ракеты. В промежутке помещаются детские игрушки, женские наряды и всё остальное;

б) живую материю, которую человек приспособил под свои нужды. Не будем вспоминать бедную клонированную овечку Долли – человек искусно изменил природу уже тогда, когда начал сеять рожь и приручать животных. Поле, засеянное одной кукурузой, вряд ли встретится в естественной среде;

в) самого себя, дополнив свой интеллект всякими диковинками: табу, обычаями, законами – социальными отношениями, в которые всё глубже проникает интернет и др. компьютерная техника, заменяющая почки и сердце.

На этих китах зиждется техническая реальность – вновь возникшая действительность, с которой надо считаться. Её вроде бы создал Человек, но Человек – в смысле огромного обобщения. Невозможно выделить одного или даже конечное множество людей, чьими стараниями была бы сформирована идея существования мира технической реальности.

Техническая реальность – это ценоз, который мы можем выделить как объект исследования.

Поясним: как ценоз-кухня слагался деятельностью всех её обитателей, так и техноценоз – совокупность идей и представлений всех людей в целом – результат их взаимодействия и взаимовлияния. Когда встаёт вопрос о возможности управлять технической реальностью, мы с безрассудством бьём себя в грудь и заявляем о своём всесилии. Но всё же не следует забывать, что происхождение многих вещей в собственной квартире есть некоторая загадка, которая не объясняется плохой памятью. Ни одна вещь, конечно же, не возникла из ничего, не нарушила причинно-следственных связей, хотя контролировать каждый предмет не представляется возможным даже на собственной кухне. Что же говорить о фабрике, городе, мире...

Обратите внимание на тот факт, что появление ценоза технической реальности стало возможным тогда, когда появился новый вид – человек разумный. Появление нового вида повлекло за собой новую идею бытия и формирования технической (искусственной) реальности. Если в движении мёртвой материи основную роль играет энергия с её двумя началами термодинамики, то в идее жизни появляется нечто иное, что к энергии сведено быть не может. Появляется стремление к изменению. То, что биологическая эволюция делала миллионы лет, техническая эволюция делала тысячи. Путь от первого членораздельного слова до поэм Шекспира чрезвычайно короткий в историческом масштабе.

Человек сознательно изменяет мир, преображает его, подстраивает под себя. Но в этой фразе заключено гораздо меньше, чем нам хочется в ней понимать. Сознательность означает лишь его включение в этот процесс, но не господство над производимыми изменениями. Человек является катализатором, но не основой этого процесса. Достижения в области познания законов природы вызвали преждевременную манию величия. Заявления, что мы не будем ждать милостей от природы, взять их у неё самим – наша задача, обуяла, затмила некоторые умы. Напомним, техническая реальность – это ценоз. Внешнее воздействие влияет на него целиком, а не только на желаемые части. Именно поэтому природа не поддаётся насилию и огибает те препятствия, которые городит перед ней человек. Ценология же даёт ключ к пониманию взаимоотношений человека и окружающей действительности.

По легенде, Бог изгнал людей из рая после того, как они ослушались его и вкусили запретный плод познания добра и зла. Но изгнал Он их не в наказание, а чтобы уберечь рай от разрушения. Именно с того момента, когда люди стали различать плохое и хорошее, они стали создавать идеи, влиять на появление новых видов. Но такое влияние слишком обширно, потому и опасно для идеи существования рая. Вот и стали люди строить свой рай на Земле. Воплощением такого рая мог бы стать равновесный ценоз, пример которого являет живая природа, но техническая реальность далека от равновесия. В ней заключена идея развития, которая делает ценоз динамическим до тех пор, пока светит Солнце.

Мифология древних народов, не связанная с библейскими рассказами, видит причину зла, постигшего человечество, в стремлении покорить природу. Человек делает это невежественно, а потому разрушительно, и прежде всего для самого себя. Но если бы человек этого не делал, то не был бы самим собой. Поэтому путь недеяния человечеству заказан. Герои романа А. Платонова "Чевенгур" Капенкин и Дванов в один момент путём нехитрых расчётов решают вырубить вековой лес, чтобы выделить место под пашню. Они поступают супротив ценологической теории. Результат подобных действий будет очень далёк от ожидаемого.

Все вышеприведённые размышления наталкивают на мысль, что ценология даёт ключ к пониманию принципов построения сложных систем на качественно ином уровне. Совершенно иначе можно подходить к проектированию сложных технических объектов, к самим принципам существования человеческого общества.

Взглянем вновь на ценоз-кухню. На рис. 6 пунктиром показаны гипотезы обустройства кухни каждым членом семьи. Чёрная сплошная линия – фактическое распределение. Как видно, ни одна гипотеза близко не подходит к факту, лишь одна из них в какой-то мере более всех приближена к нему. Её предложила хозяйка кухни. Именно она формирует основание идеи кухни. Но учесть появление многих мелочей она не может. Все гипотезы уменьшили как саранчовую касту, так и отсекли часть единичной ноевой касты. Чем лучше проектировщик, чем больше его опыт, тем ближе его проект воплощает в себе свойство ценоза строить количественно-видовое распределение своих элементов по гиперболе H- распределения, тем в большей степени он учитывает мнение других участников формирования идеи ценоза.

Однако точное совпадение может быть достигнуто только тогда, когда проектировщик воплощает в себе единолично и пользователя системы. Это случай написания литературных произведений. Иначе же идея ценоза формируется многими людьми помимо проектировщика, а значит учесть все их влияния невозможно хотя бы потому, что они возникают уже после проектирования во время реализации и эксплуатации, и заранее их знать нельзя.

Опять ценология проявляет себя как неточная наука, подчёркивающая невозможность сделать из "технической реальности часы", т. е. невозможность задать силу взаимодействия между элементами системы, равную единице.

Технетика – наука о технической реальности, изучающая закономерности развития техники, её эволюции.

Каждое техническое изделие так или иначе существует в виде представления о нём. Всё созданное человеком прямо или косвенно возникает в виде замысла, который является результатом субъективного мышления человека. Изделие существует, пока сохраняется замысел о нём. В этом случае оно может быть восстановлено вновь и вновь. Зачатки такого замысла замечены уже и в животном мире в виде умений строить гнёзда, плести паутину и др. Но человек, обладая речью, смог устно передавать замыслы от одного лица к другому. Обладание же письменностью позволило делать это без личного участия каждой из сторон. Более того, оба эти фактора сами способствуют мышлению и возникновению новых замыслов.

В технической реальности действует закон информационного отбора.

Если эволюция, по Ч. Дарвину, базировалась на принципе естественного отбора: выживает сильнейший, то в технической реальности формируется принцип: выживает самый востребованный. Замысел этого вида сохраняется в памяти общества то ли в виде традиций, то ли в виде устных преданий, то ли в виде сводов законов, то ли в виде технической документации. Такой замысел можно с некоторым допущением сравнить с генотипом клетки. У каждого вида он свой. Тот, кто докажет свою жизнестойкость – тот и останется. Так, выбирая тот или иной продукт в магазине, вы увеличиваете его шансы на выживание. Всякий акт такого выбора субъективен, а товары, точно цветы в поле, стараются утвердить свою привлекательность, навязываясь, нападая и мимикрируя.

Субъективность оценки особенно подчёркивается фактом, высказанным Аристотелем в "Политике": если закон противоречит традиции, то победит традиция. Это означает, что писаное перед использованием обязательно должно быть прочитано. Но, будучи прочитано, оно будет понято в соответствии с традиционными представлениями. Поясним.

Любой проект толкуется действительностью в соответствии с определяющей идеей. Именно это толкование осуществляет на практике отбор той или иной особи, того или иного документа, описывающего её. Те же идеалы красоты, которые руководят нами в жизни, вступают в действие в мире технической реальности: новая модель, новый фасон, новейшая разработка – черты привлекательности, чувственности, субъективной оценки. Женщины играют в этом доминирующую роль, поэтому не будь их, или будь они менее чувственны и более рациональны – не было бы и научно-технического прогресса.

Критерии "красивости" возникают как на чисто бытовом, так и на сугубо прикладном уровнях. Даже при проектировании огромного завода выбираемые из множества варианты составных узлов вызывают у конструктора некие эмоции: ему что-то нравится, а что-то не нравится, и он часто не отдаёт себе отчёт – почему[3]. Он отбрасывает один вариант в пользу другого, осуществляя информационный отбор. Унификация, стандартизация отмели бы прочь творческое начало в изобретательской деятельности. Это произошло бы из-за несоответствия внутренней идеи инженера с внешней формой используемого им изделия. Он перестал бы быть свободным в воплощении идеи, так же как в затруднительном положении оказался бы писатель, если бы ему ограничили набор слов, оставили бы один из всех возможных синонимов.

Информационный отбор в технической реальности – это решение вопроса: быть или не быть. "Да" или "нет", "0" или "1" – биты информации действуют не только в компьютере, но в любом выборе платья или кефира в магазине. Техническая реальность ищет выход в лабиринте существования, натыкается на стены, но направленно движется как Тезей к Минотавру.

Технетика, изучающая техническую реальность, открывает всё новые и новые закономерности. Одной из наиболее существенных закономерностей является принцип наследования признаков. Он заключается в том, что если появляется новый вид технического изделия, то на его основе будут созданы другие виды, которые не могли бы существовать без своего "прародителя"

Сначала появляются знания и представления об электричестве, потом – об электромагнитных волнах, появляется радиосвязь, воплощаются в реальность радиостанция и детекторный приёмник, изобретается телевидение, доводится до совершенства, как, например, цветное телевидение. Можно предполагать в будущем трёхмерное телевидение. Суть в том, что одно открытие влечёт за собой другие, которые наследуют его в себе. Такое наследование можно проследить во всём развитии технической реальности с большей или меньшей сложностью цепочек. Идеи строятся, как из кубиков, создавая новые, более сложные формы.

Информационный отбор действует во всём мире технической реальности. Выбор занавесок на кухне в зависимости от цвета плафона – это информационный отбор, появившаяся у вас люстра уже влечёт за собой принятие того или иного решения по выбору дивана, обоев, телевизора и др. Эти процессы объективны и закономерны. Влиять на них можно, лишь делая выбор из некоторого множества возможных вариантов, число которых ограничено.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 343 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...