Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Количественно-видовое распределение элементов в ценозе стремится к гиперболическому H-распределению



Таким образом, когда в вашей комнате было только четыре стены, и вы в ней поселились, возник ценоз, единственным представителем которого были тогда вы сами. Но ваше появление немедленно повлекло за собой приобретение люстры, магнитофона, банки для окурков, мусорного ведра... Вещи приходили и уходили, замещая друг друга, пока, наконец, не сформировали устойчивое соотношение.

М. И. Божков провел исследование формирования ценоза электроприборов в новой квартире. Вот кратко то, что у него получилось. Исследовались всевозможные электрические устройства и электроприёмники, оказавшиеся в квартире через год после заселения. Их было насчитано 69 штук. В табл. 1 приведён перечень видов электроприёмников с указанием количества штук каждого вида. Как видно, в квартире больше всего осветительных приборов. Двух видов – устройств личной гигиены и медицинской техники – через год в этой квартире не появилось, хотя в среднестатистической квартире они обычно присутствуют.

На рис. 2 представлен график, построенный на основании данных этой таблицы. Как видно, он весьма далёк от той красивой, геометрически правильной кривой, которую мы видели как образец на рис. 1. Но явная тенденция – налицо. Если провести те же подсчёты через более длительное время существования ценоза-квартиры, то линия всё более будет стремиться к идеальной.


1. Целевое распределение видов электроприёмников

Вид электроприёмника Среднее число в квартире Количес- тво, шт.   Доля от общего числа, % Число типов
  Осветильные приборы 12,83   36,2  
  Техника досуга 10,56   23,7  
  Информационная техника и связь 10,39   7,9  
  Кухонные приборы 8,00   6,6  
  Бытовые технологические установки 4,17   5,3  
  Устройства охраны и сигнализации 1,06   5,3  
  Электроинструмент 2,83   3,9  
  Устройства очистки воды и воздуха 2,22   2,6  
  Обогревательные приборы 0,61   2,6  
  Устройства личной гигиены 3,22   0,0  
  Медицинская техника 1,44   0,0  
  Всего: 57,33      

Итак, видим: в новой квартире довольно быстро соотношение электроприборов устремилось к виду гиперболического H- распределе­ния. Это удивительное свойство уместно для всех устойчивых сложных систем. Однако идеальное соответствие математически заданной кривой с кривой, построенной по результатам исследования фактически сущест­вующих ценозов, практически не встречается. И это вполне объяснимо. Выделение ценоза – субъективно; выделение видов ценоза также субъективно. Кроме того, подсчёт элементов может быть затруднён, да и при неизменном количестве видов количество элементов может изменяться в некоторых пределах. Всё это – ошибки или неточности, которые неизбежно возникают при измерениях фактических величин, т. е. погрешности, которые должны быть учтены теорией при обработке результатов.

Ценология (как любая наука) вводит ряд обозначений и понятий. Поясним некоторые из них. Элементы, из которых состоит ценоз, называются особями. Пара особей может быть неразличима между собой по заданному свойству, тогда эта пара принадлежит к одному виду. Пара особей может быть различима между собой, в этом случае особи относятся к разным видам. Все особи одного вида образуют популяцию. Все виды с одинаковым числом особей (одинаковыми популяциями) объединяются в касту.

Теперь – внимание: ценология ввела в рассмотрение понятие особь, которое весьма отлично от понятия элемент. Элемент – это особь, но особь – это не элемент. В составе ценоза особь функционально законченна, её связи с другими особями – значимы. Если говорить о вашей комнате, то компьютер – это особь, а вот кнопка от клавиатуры – нет, хотя это элемент. Но компьютер – это тоже элемент в ценозе-комнате. Установление соответствия и различия особей по видам осуществляется по признакам их функциональной законченности. Так два сотовых телефона следует отнести в ценозе-комнате к одному виду, хотя, безусловно, они между собой различны по внешнему виду, цене и др.

Такое функциональное деление происходит тогда, когда мы начинаем выделять ценоз как объект исследования. Оно носит известное допущение, наряду с допущениями о материальной точке, абсолютно упругом или абсолютно чёрном теле, которыми оперирует физика, используя первую научную картину мира. Таким образом, выделение самогó ценоза, особей и видов в нём носит методологический характер с целью получения данных о нём и описания его свойств. Наше мышление легко справляется с этой задачей. Уже маленький ребёнок безошибочно говорит "му-у", глядя на буйвола на экране телевизора, хотя раньше видел только коров на пакетах молока. А вот для компьютера эта задача почти неразрешима. Программы распознавания лиц основываются на результатах измерения антропометрических величин, самыми надёжными из которых являются отпечатки пальцев.

Из сказанного следует, что элемент "кнопка" может быть рассмотрен как особь, но в составе другого ценоза, например, компьютера. Это важно понять, поскольку именно правильное выделение видов по их функциональным связям ведёт к правильной оценке параметров ценоза. Две особи одного вида всегда имеют индивидуальные черты, однако мы безошибочно различаем кошку и собаку, муху и пчелу. Точно также не следует и в технических изделиях пытаться сравнивать несопоставимые вещи.

Теперь, когда мы определились с понятиями особь и вид, мы должны вернуться к ценозу в целом. Мы определили ценоз как сообщество слабо связанных элементов.

Вначале мы говорили не о ценозах, а о больших системах вообще. Теперь же настало время ввести некоторые уточнения. Ценоз – это система, но не всякая система – ценоз. Различия кроются именно в силе связей между элементами.

В системе с жёсткими связями нарушение любой из них ведёт к невозможности выполнения системой части своих функций или даже к полной потере работоспособности. Стабильность таких систем описывается в рамках второй научной картины мира в терминах "надёжность", "наработка на отказ", "резервирование", "износ" и др.

Противоположными являются системы, в которых вообще отсутствует взаимодействие элементов. Скажем, рост военнослужащих в полку – величина элементов, никоим образом между собой не связанных. Для их оценки удобно использовать математическую статистику, определяя количество сапог того или иного размера на складе на основании теории вероятностей.

Ценозы по силе взаимодействия элементов лежат между этими полюсами. Есть основания полагать, что в устойчивых ценозах сила взаимодействия элементов находится в пределах от 0,45 до 0,63, но этот вопрос пока не изучен.

Что означает всё вышесказанное? Исчезновение одного элемента в жёстких системах имеет самое радикальное следствие. В несвязанных системах оно не вызовет никаких реакций. В ценозах же оно повлечёт изменения других элементов, но не обязательно приведёт к существенным изменениям функциональности ценоза в целом. Кроме того, добавление элемента в ценоз несёт те же последствия, что и его изъятие, а вот в жёсткие системы добавить новый элемент некуда.

Так, потеря самоучителя японского языка, хотя и загадочна сама по себе, но не привела к изменению вашего образа жизни. Чего не скажешь о неожиданно поломавшемся диване.

Подобная постановка вопроса о ценозе позволяет говорить, что ошибка в любой его точке может быть сколь угодно большой, что не сказывается на его общей устойчивости. Можно говорить о том, что особи одного вида многократно дублируют друг друга, создавая запас надёжности. Но при этом они не находятся в летаргическом сне, а принимают активное участие в работе всего ценоза. Так, когда потерялась одна ручка, вы, не задумываясь, берёте другую – благо, что она у вас под рукой.

Повторим: для ценологии безразлична каждая особь в отдельности. Она работает со всеми ими, определяя их благополучное проживание в одно время в одном месте. Ценология предписывает их оптимальное соотношение по количеству и видам.

Необходимо отдельно поговорить об устойчивости, обозначить критерии, по которым она определяется. Это понятие начинается в прошлом и продолжится в будущем. Если мы берём Ваньку-вcтаньку, то эта игрушка всегда занимает устойчивое вертикальное положение; но если мы с трудом уравновесим на ребре монету – она того и гляди упадёт.

Об устойчивости мы можем говорить как о способности сохранять свойства в ответ на внешнее воздействие. Вспомним законы Ньютона.

Тело сохраняет свою скорость и направление движения неизменными, если на него не действуют другие тела или их действие скомпенсировано.

Всякому действию есть равное по силе и противоположное по направлению противодействие.

Два из трёх законов классической механики не дают никакой количественной оценки взаимодействию тел, описывая их устойчивость. Оба они неявно продлевают взаимодействие в будущем, предполагая изменение системы тел.

Ценология делает то же самое, но если в физике первичной является система двух тел, и закон их взаимодействия известен, то в ценологии изначально рассматривается множество особей, а частные законы их взаимовлияния не известны.

Так, в вашей комнате вы отдаёте предпочтение одному стулу, хотя сесть можете на любой из четырёх. Причины этого могут быть внутренне известны вам, но в описании ценоза они никак не могут быть учтены, равно как то, почему вы взяли именно эту ручку, если у вас есть ещё пять (Почему эта книга стоит на полке справа? Почему этот диск вверху, а этот снизу?). Можно задать бесчисленное множество вопросов. Ценология не стремится ответить на каждый из них в отдельности. Её задача – ответить на вопрос, разместитесь ли вы со всеми своими вещами в вашей комнате, либо же кто-то кого-то вытеснит.

Но что же означает устойчивость в применении к ценозу-комнате? Это способность выполнять функции вашего жилья. Когда вы поселились, комната постепенно наполнялась вещами, в той или иной степени отвечающими этой функции. Если разделить их по видам, посчитать количество, построить график их распределения, то на первом месте окажется вид с наибольшим числом особей; на втором месте – второй по численности популяции вид и т. д., и в конце концов мы получим график, похожий на приведённый ниже (рис. 3). Он построен на основе анализа количества предметов, использующихся на кухне.

Как видно, около 50 % особей уникальны: их популяция в ценозе равна 1. Всех их мы можем объединить в одну касту, которая получила название " Ноева" каста. В приведённом примере количество особей в ноевой касте, представляющих собой уникальные виды, составило 73 шт. Всего было насчитано 564 особи, около 13 % особей принадлежит к редким видам, встретившимся один раз. Всего же было выделено 150 видов. Таким образом, в ноевой касте особей оказалось 48,7 % от числа всех видов. Вид с наибольшей популяцией составили магниты на холодильнике. Их оказалось 38 шт. (6,73 % от общего числа особей), и они сформировали " саранчовую" касту.

Все прочие виды заняли свои места, расположившись по росту, образовав ранговое распределение. Форма этого распределения снова приняла вид гиперболического H- распределения. Это, с точки зрения ценологии, означает, что мы имеем дело с устойчивым ценозом, элементы которого находятся в определённых связях. Сами же эти связи заданы идеей существования ценоза, а именно, теми людьми, которые используют эту кухню в своей жизни.

В рассмотренном нами графике всё хорошо, кроме того, что он весьма громоздкий. В ценозе с большим числом элементов он растягивается по обеим осям координат и становится неудобным для восприятия. В связи с этим ценология редко работает с ранговым распределением в чистом виде, переводя его в видовое распределение. Мы уже начали этот перевод, выделив "ноеву" и "саранчовую" касты. Объединяя далее, согласно определению, виды в касты и нумеруя их последовательно, начиная с "ноевой" касты, мы получим другой график (рис. 4, табл. 2).

Это распределение называется видовым. Оно получено из рангового распределения и также является гиперболическим H- распределением, но обратным к нему. Ноева каста, как самая многочисленная, стоит на первом месте, а саранчовая – на последнем. В нашем случае 564 предмета-особи расположились внутри 150 видов, которые в свою очередь объединились в 20 каст.

Но график на рис. 4 отличается от теоретической кривой, изображённой на рис. 1. На нём есть область, в которой кривая имеет прогиб. Это диапазон каст с третьей по шестую. Из табл. 2 видно, что в эти касты входят виды с популяцией, т. е. числом особей 3, 4, 5, 6 (заметим, что количество особей для этих каст равно номеру касты).


2. Распределение видов по кастам

№ касты Популяция касты Видов в касте
1 ("ноева" каста)    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
20 ("саранчовая")    

В табл. 3 перечислены названия видов и число предметов-особей в них (в целях экономии места приведена только часть таблицы, соответствующая кастам, вызывавшим сомнения).

Данные табл. 3 были перепроверены, при этом действительно были обнаружены неточности подсчёта. Новые данные приведены в табл. 4, которая является окончательной и приводится целиком.


3. Перечень видов, подсчёт особей в которых вызвал сомнение

№ вида Название вида Популяция
  Сковороды  
  Формы для выпекания стеклянные  
  Ножи столовые  
  Доски разделочные  
  Ваза для салатов хрустальная  
  Контейнеры пищевые с крышками  
  Банки стеклянные  
  Ваза для цветов  
  Настенный декор  
  Аудио-диск  
  Журналы  
  Лопатки, веселки  
  Блюда большие  
  Миски  
  Розетки для варенья  
  Прихватки  
  Подносы  
  Стулья  
  Шкафы настенные  
  Занавески  
  Подвески на окне  
  Фотографии на холодильнике  
  Ручки шариковые  
  Шумовки  
  Консервные ножи  
  Чайники заварочные  
  Щёточки для мытья посуды  
  Губочки для мытья посуды  
  Кухонные тряпки  
  Книги, тетради кулинарные  
  Нэцке  

4. Распределение предметов на кухне по видам (после пересчёта)

№ ви-да Название вида Попу­ляция Рей­тинг
  Магниты на холодильнике    
  Тарелки плоские    
  Чашки и кружки чайные    
  Формочки корзиночек металлические    
  Блюдца    
  Фужеры    
  Банки для сыпучих продуктов    
  Вилки    
  Кастрюли    
  Вилочки для бутербро­дов пластмассовые    
  Ложки чайные и кофейные    
  Тарелки глубокие    
  Ложки столовые    
  Декоративные животные для стаканов    
  Ложки десертные    
  Бутылки пластиковые    
  Формочки фигурные    
  Ножи разделочные    
  Стаканы    
  Рюмки    
  Ёмкости для приправ и кулинарного декора    
  Подсвечники декоративные    
  Цветы на подоконнике    
  Сковороды    
  Формы для выпекания стеклянные    
  Ножи столовые    
  Ваза для салатов хрустальная    
  Доски разделочные    
  Банки стеклянные    
  Ваза для цветов    
  Настенный декор    
  Книги, тетради кулинарные    
  Журналы    
  Блюда большие    
  Миски    
  Розетки для варенья    
  Прихватки    
  Подносы    
  Занавески    
  Аудио-кассеты    
  Лопатки для горячего    
  Стулья    
  Шкафы настенные    
  Подвески на окне    
  Фотографии на холодильнике    
  Ручки шариковые    
  Шумовки    
  Консервные ножи    
  Чайники заварочные    
  Щёточки для мытья посуды    
  Кухонные тряпки    
  Нэцке    
  Контейнеры пищевые с крышкой    
  Губочки для мытья посуды    
  Табурет    
  Стол разделочный    
  Глиняные (керамич.) горшки    
  Противни металлические    
  Турки для кофе    
  Поварёшки    
  Тазики пластмассовые    
  Ваза для фруктов (стекло)    
  Салфетница    
  Сита маленькие    
  Ковшики металлические    
  Прищепки для пакетов    
  Коробка с медикамен­тами (аптечка)    
  Подставка под горячее    
  Ёршик для мытья бутылок    
  Мыльницы    
  Воронки    
  Мерные кружки    
  Фартуки    
  Пакеты для мусора    
  Подставка под чашки металлическая    
  Свечи    
  Декоративная ваза (керамика)    
  Газета    
  Доска для пирога    
  Лопатки для торта    
  Электролампа с плафоном    
  Холодильник    
  Кофемолка    
  Микроволновая печь    
  Тостер    
  Миксер    
  Кухонный комбайн    
  Соковыжималка    
  Мясорубка    
  Электрозажигалка    
  Блендер    
  Электрочайник    
  Стол обеденный    
  Мойка    
  Ящик для кваса    
  Клетка для хомяка    
  Кукла на чайник    
  Карниз    
  Часы настенные    
  CD-диск    
  Пульт от магнитолы    
  Карта Санкт-Петербурга и обл.    
  Сумочка    
  Дуршлаг    
  Тёрки    
  Венчик для взбивания    
  Овощерезка    
  Толкушка    
  Скалка    
  Тяпка-топорик    
  Сито металлическое    
  Чесночница    
  Ручка съёмная от сковороды    
  Штопор    
  "Сторож" для молока    
  Решётка для резки яиц    
  Кисточка для смазывания пирогов    
  Китайские палочки (1 пара)    
  Блюдо-этажерка    
  Кувшин для воды фаянсовый    
  Кувшин-фильтр    
  Ваза для конфет хрустальная    
  Кувшин для компота (стекло)    
  Графинчик для водки    
  Супница    
  Хлебница    
  Сметанник-молочник    
  Подставка под приправы настольная    
  Сахарница    
  Банка для мёда (оргстекло)    
  Пиала    
  Сухарница    
  Вилочка для лимона    
  Ножницы хозяйственные    
  Подставка под тарелки (пластмасса)    
  Подставка под ложку    
  Круг абразивный точильный    
  Точилка для ножей    
  Губочки для мытья сковороды    
  Лопатка для скола льда    
  Безмен    
  Мухобойка    
  Кухонное полотенце    
  Ящик-коробка под картошку    
  Мусорное ведро с крышкой    
  Блокнот для записей с магнитом    
  Декоративный крючок с прихваткой    
  Декоративный чайник (керамика)    
  Декоративная сахарница (керамика)    
  Календарь настенный    
  Панно-витраж на окне    

5. Распределение видов по кастам после пересчёта

№ касты Популяция касты Видов в касте
1 (ноева)    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
№ касты Популяция касты Видов в касте
     
     
     
     
     
     
     
     
     
20 (саранч.)    

Табл. 5 и рис. 5 показывают видовое распределение предметов после пересчёта. Как видно, внешне график стал гораздо ближе к ожидаемому, обозначенному на рис. 5 пунктиром.

Количество видов в новом построении увеличилось до 153. Число особей сократилось до 562 за счёт двух особей, посчитанных дважды. Особи перераспределились по видам. Это перераспределение носило совершенно незначительный характер и было связано лишь с некоторыми уточнениями распределения. Хотя пересчёт и привел к тому, что кривая распределения стала очень близкой к теоретически предсказанной, однако этот факт ценология обязательным не считает. Вполне возможно, что половина тарелок перебьётся, что кончатся пакеты для мусора, ложка нечаянно упадет в мусорное ведро – всё это жизнь ценоза. Ошибка в любой точке ценоза может быть сколь угодно большой, т. е. пересчитав снова все элементы ценоза-кухни через неделю, мы вполне можем получить иной результат. Но в любом случае ценоз будет стремиться к гиперболическому H- распределению составляющих его особей.

Ценоз устойчив, когда предсказуем

Но что же следует понимать под предсказуемостью ценозов? Как мы уже убедились, ценоз не может быть определён в какой-то конкретной точке. При его исследовании возникают ошибки в определении числа особей, их классификации по видам. Одно остаётся неизменным: стремление к гиперболическому H- распределению.

Можно выделить три вида ценозов:

1. Статический ценоз, в котором число особей и число видов постоянны и не зависят от момента их подсчёта. Такими ценозами являются все законченные тексты, распределение простых множителей числа, размеров галактик и др.

2. Равновесный ценоз, в котором число видов постоянно, а число особей меняется. Примером такого ценоза может служить биоценоз. В нём соотношение количества особей находится в зависимости друг от друга. Изменение численности одних приводит к изменению численности других. Но при этом новые виды не появляются, а уже существующие не исчезают. Возникает динамическое равновесие, которое будет поддерживаться сколь угодно долго, при условии отсутствия внешних воздействий, или в случае, когда они скомпенсированы.

3. Динамический ценоз, в котором изменяется как число видов, так и число особей. Большинство техноценозов именно таково. Видимо, в силу объективных причин, о которых мы будем говорить позже, любой равновесный ценоз со временем становится динамическим.

Предсказуемость статического ценоза вряд ли вызывает сомнения. Когда бы вы ни пересчитали слова в "Евгении Онегине", вы всегда получите один и тот же результат. Сколько бы раз вы ни раскладывали одно и то же число на простые множители – разложение будет одинаковым. Именно в силу этой предсказуемости статические ценозы можно использовать как эталон для измерения других ценозов. Очень удобна в этом ракурсе модель разложения на простые множители. Поскольку числовой ряд ничем не ограничен, всегда можно выбрать на нём число, разложение которого на простые сомножители будет соответствовать исследуемому ценозу.

Что же касается равновесных ценозов, то их устойчивость характеризуется стабилизацией численности популяций в рамках определённых границ. По форме кривой распределения ценология берётся утверждать, когда такое равновесие нарушится и ценоз перейдёт в динамическое состояние. Отклонения от теоретической кривой могут означать ослабление или усиление связей между особями.

Динамические ценозы предсказуемы мало. Такие системы – неустойчивы. Появление новых видов в них влечёт изменене популяций других видов вплоть до исчезновения некоторых из них. При этом предсказать такие изменения в большинстве случаев не представляется возможным. Единственным способом такого предсказания является анализ ценозов, аналогичных рассматриваемому, в которых произошли такие же изменения.

Очевидно, что ни один ценоз не появляется из ничего как готовая данность. От рассмотрения существования нам нужно перейти к идее формирования ценозов. Надо задаться вопросом, почему в больших системах, где, казалось бы, должны господствовать хаос и произвол, возникает порядок. При этом порядок не тот, который мы представляем чаще всего, не навязанный сверху, а добровольный порядок свободных элементов-особей, допускающий разнообразие их поведения, но возвращающий это разнообразие в рамки существования.

Представьте себе А. С. Пушкина, сидящего за столом при желтовато-тусклом горении свечи. Из недр его души на бумагу ложатся строчки. Иногда на полях возникают рисунки, иногда он что-то зачёркивает, правит. Слово за словом – появляется произведение. Когда он начинает с белого листа, когда ещё ничего нет – нам нечего и соваться с подсчётами слов. Мы увидим только начало, но не всё целое. Что же сам автор? Когда он пишет, он также не знает ещё, что ждёт впереди, но чувствует, ощущает это. Он идёт вперёд намеченным курсом, удивляясь иногда тому, что предстаёт перед его взором. Мысль выхватывает из небытия картину за картиной, вышивая узор великолепного шедевра. Когда писатель свободен в своём творчестве, свобода проявляется в многообразии форм его речи. Многообразие мы фактически фиксируем в виде гиперболического H- распределения, но сделать это мы можем лишь после того, когда нанесён последний штрих, сделано последнее исправление, поставлена последняя точка.

Не зря так важно сохранить подлинность произведения, уберечь его от малейших искажений. Специалисты прилагают порой множество усилий для этого. Их цель – сохранить саму идею произведения нетронутой. А идея заключена не в пересказе содержания, а именно в целостности, вторжение в которую исказит, испортит то, что создано гением автора.

Из сказанного можно сделать вывод, что идея, заложенная автором в его произведение, соединяет между собой слова, создавая ценоз. При этом автор свободен выбирать любые лексические формы на своё усмотрение. При соблюдении этих двух условий – наличии идеи и свободы её реализации – в возникшем ценозе мы находим гиперболическое H- распределение. В орфографическом же словаре мы такого распределения не найдём. Хотя идея, объединяющая слова, в нём наличествует, однако никакой свободы в нём нет: слова строго упорядочены по алфавиту.

Теперь вернёмся к вещам менее возвышенным – к рассматриваемой нами кухне. Когда-то она начиналась, что называется, с голых стен. Но как только её начали обживать, в ней возник ценоз. Ещё не было всех тех предметов, которые мы насчитали потом, но идея их необходимости уже была. Мы ничего не могли знать о них: ни сколько их будет, ни какими они будут, но сама идея кухни, её функциональность предположила наличие всего многообразия особей и их видов. Глядя на окна некоторых квартир, мы наблюдаем одиноко горящую под потолком лампочку, свет которой пробивается в черноту из обнажённого окна. Сразу понятно, что здесь живёт одинокий мужчина. Спустя некоторое время в том же окне появляются люстра и занавески с кружавчиками. Можно смело сделать заключение, что теперь в этой квартире появилась женщина. Изменилась идея – изменился ценоз. Все предметы пришли в движение. Вслед за люстрой появились щёточки, моющие средства, исчез куда-то любимый дедушкин табурет, холодильник сменился на новый, синяя крашеная стена оделась нарядными обоями. Всё пришло в движение под давящими факторами новой идеи. Как оплот консерватизма остались тапочки, несколько книг и кресло, в котором очень удобно смотреть футбол.

Ценоз формируется идеей

Идею мы видим в романе писателя. Идею мы видим в существовании кухни. Но писатель – сам себе господин. Кухня же – результат совместной деятельности. Вернёмся к уже подзабытой табл. 5. В ней есть графа "рейтинг". Получена она следующим образом: каждый член семьи оценил полезность вещей по шкале: 0 – не нужна, 1 – возможно, нужна, 2 – без этого никак. После этого каждая оценка возведена в квадрат, а все оценки вида предметов обобщены суммированием. В оценке участвовало четыре человека. Максимально возможная оценка – 16, минимальная – 0. Табл. 6 содержит обобщённый результат: 49 % видов имеют максимальную оценку; лишь 2 вида (1,32 %) считаются совершенно ненужными. Вид с наибольшей популяцией – магниты на холодильнике – несмотря на очевидную бесполезность получил рейтинг 5. Таким образом идея существования ценоза представляется как совокупность индивидуальных представлений о нём. Каждая вещь существует оправданно. Лишь чуть более 1 % видов – случайны.

Какой можно сделать вывод? В случае утраты вида с максимальной оценкой, последний будет восстановлен в минимально возможные сроки. Другие виды имеют шанс на восстановление тем больший, чем выше их рейтинг. Лишь два вида случайны и, исчезнув, не восполнятся с необходимостью. Количество особей в ценозе-кухне будет варьироваться. Верхний предел ограничен пространством и формулой "ставить некуда", нижняя планка – потребностями обитателей. Для таких видов как "ложка", "чашка", "блюдце", "тарелка" необходимое количество можно легко исчислить, исходя из предпосылки к совместному принятию пищи. Другие же так просто не возьмёшь, но и их популяции определяются какими-то факторами. Например, прихваток – четыре. Для того, чтобы снять горячую кастрюлю с плиты нужно две прихватки. Значит, когда прихваток будет меньше двух, будут возникать неудобства. Но кроме того, прихватка должна оказаться в нужный момент под рукой, а значит – их количество должно превышать минимальное. Следует обратить внимание и на то, что наличие прихваток вызвано необходимостью снимать кастрюлю, т. е. существование одного вида вызывает существование другого.

Как видим, в случае нашей кухни, мы имеем дело с равновесным ценозом. К этому состоянию он пришёл в течение некоторого времени с момента заселения дома. В этот период количество видов в нём изменялось, т. е. ценоз был динамическим. Что же сдерживало формирование ценоза, растягивало его во времени, не давало прийти к равновесию? Ответ более чем прозаический: отсутствие достаточного количества денег. Если идея ценоза уже существовала, то свободы её реализации ещё не было. Поэтому в предметах, составляющих ценоз, были бреши, которые заполнялись по мере появления возможностей и в соответствии с рейтингом каждого. Другим фактором динамики ценоза является изменение формирующей его идеи. Мы уже говорили о появлении женщины в доме холостяка. Такое же влияние окажут на ценоз и рождение детей, и приезд тёщи.

Мы говорили ранее о том, что ценоз уникален как объект исследования. Теперь мы можем представить уникальность более подробно. Мы знаем, что ценоз формируется идеей, а идея носит вполне материальный характер своего воплощения. Уникальность ценоза обуславливается формирующей его идеей, носящей функциональную законченность. Кухню мы понимаем как функционально законченную целостность, на которой готовится еда и принимается пища. Всё, не относящееся к функциональной идее ценоза, является внешним для него.

Влияние внешнего окружения на составляющие ценоз элементы называется внешним воздействием.

Для ценоза-кухни деньги явились внешним воздействием, препятствующим реализации заложенных в него идей. Ремонт – это также внешнее воздействие. Для Пушкина внешним воздействием было вдохновение как определяющее условие творчества обстоятельство.

Под влиянием внешних воздействий в ценозе может изменяться количество видов, т. е. это – условие его динамичности. В этой связи возможны два варианта:

а) идея, формирующая ценоз, остаётся неизменной. В этом случае внешнее воздействие будет препятствовать формированию ценоза, ограничивая свободу реализации идеи.

б) меняется сама идея, формирующая ценоз. Внешнее воздействие трансформируется внутрь ценоза. Возникает его новая, изменённая идея с последующим переиначиванием взаимоотношений между особями ценоза.

Вариант " а " – это случай недостатка денег; " б " – это рождение ребёнка или приезд тёщи. По существу, во втором случае мы имеем дело уже с новым ценозом, который сколь угодно сильно может отличаться от первоначального. Реформы или революции могут только тогда иметь успех, когда в основе их проведения лежат новые идеи, а не попытка использовать старые на новый лад.

Случай а влечёт за собой следствие: внешнее воздействие должно увеличиваться с развитием ценоза, его приближением к гиперболическому H- распределению. По этой самой причине денег всегда не хватает.

При отсутствии внешних воздействий ценоз является статическим; при их скомпенсированности – равновесным; иначе – динамическим. В этом вы легко убедитесь сами, когда посчитаете затраты на ремонт вашей кухни или приобретение посудомоечной машины.

Подведём итог. Ценология – это неточная наука, которая отказывается определять состояние любого конкретного элемента-особи во времени. Ценология рассматривает систему слабо взаимосвязанных элементов в целом и даёт заключение о будущем этой системы. Такую систему называют ценозом. К ценозам не относятся системы, сила взаимодействия элементов в которых задана принудительно жёстко, либо же не задана вовсе. Для ценозов выполняется следующий закон: распределение количеств составляющих его элементов-особей стремится к гиперболическому H- распределению. Ценоз представляет собой уникальный объект для исследования. Уникальность определяется идеей, на основании которой формируется ценоз. Наличие идеи и свобода в её реализации – необходимые и достаточные условия приведения ценоза к гиперболическому H- распределению. На оба фактора могут влиять внешние воздействия: либо изменяя идею, либо ограничивая свободу. При этом изменяется число видов и особей в ценозе. По тому, как это происходит, ценозы можно разделить на три категории: статический, равновесный и динамический. Ценоз находится в статическом состоянии сколь угодно долго при отсутствии внешних воздействий. Примерами статических ценозов могут служить художественные произведения, математические ряды, другие абстрактные построения. Если внешние воздействия скомпенсированы, число видов в ценозе неизменно, а число особей стабилизируется в определённых границах. В случае ценоза-кухни равновесность означает приобретение новых чашек взамен разбитых. Нескомпенсированность внешних воздействий означает как невосполнимость потерь (отрицательная нескомпенсированность), так и появление новых видов (положительная нескомпенсированность). И то, и другое влечёт за собой перераспределение элементов-особей ценоза.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 523 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...