Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности технологической культуры



1. Духовная и социальная культура ориентированы на «ценностную» ось, нацелены на создание ценностей и идеалов. Технологическая же культура концентрируется на том, что и как надо сделать, а то, ради чего это делать, - вопрос, который выходит за ее пределы. «Ценностное измерение» присутствует в технологической культуре лишь в виде оценки технических параметров деятельности и ее продуктов. Технологические ценности – это эффективность, точность, истинность, экономичность, прочность, коэффициент полезного действия и т.п. (на рис. 9.1 наличие такого ценностного измерения в технологической культуре выражено в том, что ее научный, технический и инженерный «пласты» имеют «толщину» вдоль «ценностной» оси). Эти ценности не являются самоценностями. Технологические знания и регулятивы ценны тем, что полезны. Они могут быть лишь инструментальными ценностями, которые выступают в качестве средств достижения каких-то фундаментальных ценностей, заданных духовной или социальной культурой.

Так, технические параметры телевизора важны не сами по себе, а лишь постольку, поскольку они обеспечивают возможность получать эстетическое удовольствие от восприятия телефильма; ценность бытовой техники не в ее мощности или экономичности самих по себе, а в том, что она облегчает домашний труд, высвобождает время для других дел, имеющих бόльшую значимость в духовном или социальном плане.

2. Из сказанного вытекает другая особенность технологической культуры: она носит, в основном, утилитарный характер. В этом отношении технологическая культура выступает как нечто противоположное духовной, в принципе неутилитарной, культуре. Отсюда возникает взгляд на технологическую культуру, который ярко выражен О.Шпенглеромв «Закате Европы» и часто высказывается в литературе доныне: техника, наука, инженерия вообще не считается культурой, а рассматривается как продукт ее эволюции, порождая который она дряхлеет и умирает.

Несомненно, между технологической и духовной культурой есть некая «напряженность», своего рода конкурентная борьба. Культура развивается неравномерно. Когда общество повышает уровень технологической культуры, не заботясь о культуре духовной, то это грозит забвением духовных ценностей. В результате возникает тенденция к образованию общества потребителей – «бездуховного» общества, в котором люди стремятся лишь к материальному благополучию, принося в жертву ему все остальные интересы. Платой за оскудение духовной жизни в таком обществе является рост наркомании и преступности, падение нравственности и снижение интеллектуального уровня населения. Однако в этом повинна не технологическая культура сама по себе, а допущенный обществом «перекос» в его культурной жизни. Такого «перекоса» быть не должно.

3. Технологическая культура по отношению к духовной и социальной культуре играет подчиненную, служебную роль. Разумеется, наука и техника имеют свои закономерности и тенденции развития. Но если развитие их сделать самоцелью, то они могут действительно привести к гибели культуру, и не только ее, но и природу и человечество. ХХ век достаточно ясно показал, к чему может привести главенство технологической культуры в культурном пространстве. Атомная война, экологическая катастрофа, разрушение генофонда человека – таковы могут быть страшные последствия развития науки и техники, если оно не будет управляться гуманистическими принципами, стремлением к реализации духовных и социальных идеалов. Никакие достижения науки и техники не могут служить конечными целями, к осуществлению которых должно стремиться общество или человечество. Прогресс технологической культуры должен оцениваться и контролироваться с ценностных позиций, вырабатываемых вне ее. Для чего и ради чего использовать достижения технологической культуры – это определяется не в ней самой, а в сфере духовной и социальной культуры.

4. Выполняя служебную роль по отношению к другим областям культуры, технологическая культура оказывается всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности. Любой деятель культуры, в какой бы сфере он ни работал, должен владеть технологией своего дела. По определенной технологии строится работа художника и архитектора, актера и режиссера, юриста и политика. Этой технологии обучаются, ее совершенствуют, изобретают новые средства и способы деятельности.

С течением времени все больше распространяется научный подход к решению проблем культуры. Наука проникает во все ее «уголки»: искусство, литературу, мораль, право; даже мифология и религия стремятся опереться на науку для обоснования своих утверждений. Растет техническая оснащенность различных областей культуры, совершенствование средств коммуникации вносит изменения в культуру социальных отношений. Появляются «технизированные» формы искусства, использующие сложную аппаратуру (фотография, кино, телеискусство, компьютерная графика). Однако технологическая культура, проникая во все области культурного пространства, остается всюду лишь поставщицей средств и способов решения их собственных задач.

5. И, наконец, еще одна особенность технологической культуры. В ходе истории она эволюционирует от мистики к рациональности. Если в первобытные времена она строилась на когнитивных парадигмах житейского и мистического знания, то в дальнейшем она все больше тяготеет к опоре на рациональное мышление. А с XVII-XVIII вв. она полностью переходит к когнитивным парадигмам рационального типа. Иррациональные и мистические верования становятся ей чуждыми и неприемлемыми, она отбрасывает всяческие мифологические и религиозные упования на «нетехнологические» - не подлежащие рациональному объяснению - чудеса. Современная технологическая культура насквозь рациональна и вносят рациональность во все ветви культуры, пользующиеся их услугами.

Те, кто склонен к мистике и иррационализму, могут обличать «бездушие» и «бесчеловечность» современной технологической цивилизации. Однако становится все более очевидным, что развитие технологической культуры не обязательно наносит ущерб другим ее областям, что оно должно быть и может быть поставлено на службу духовной и социальной культуре и что не от науки и не от техники, а от общества, от воли людей зависит, будут ли наука и техника использованы на зло или на благо человечеству.

Техника

Мир техники

Понятие техники

В современной научной литературе под техникой понимаются любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели [87]. Такой подход к пониманию техники выделяет главное, что объединяет всевозможные ее виды.

В область техники попадает также и то, что в обиходной речи техникой не называют (и лопата, и пуговица, и веник, и т.п. – все это средства деятельности, а следовательно, техника, пусть хотя бы и «примитивная»). Но в то же время не являются техникой естественные, взятые человеком из природы «в готовом виде» средства и способы деятельности: например, зубы (в отличие от зубного протеза), необработанный камень (в отличие от каменного топора), рефлекторная способность младенца к крику и плачу (в отличие от техники пения и актерской игры). Техника – это всегда артефакт, т.е. нечто искусственно созданное, выдуманное, изготовленное человеком.

К миру техники относятся артефакты двоякого рода.

Во-первых, это материальная, или предметная, техника: разнообразные орудия, машины, аппараты и прочие материальные средства человеческой деятельности. Они являются как бы дополнением к человеческому телу и многократно увеличивают силы и возможности человека.

Во-вторых, это исполнительская техника, т.е. совокупность способов, приемов деятельности, мастерство выполнения действий. Она есть техника знаний и умений, закрепленная в психике человека, «внутри» его тела.

В речи слово «техника» может употребляться как в широком смысле, включающем оба указанных вида техники, так и в узком смысле, когда имеется в виду лишь первый – вещественные, материальные средства деятельности. Технические науки имеют дело, главным образом, с техникой в узком смысле.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2139 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...