Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Историческая обусловленность политической культуры



Политическая культура в каждой стране складывается исторически. В ходе истории описанные типы и модели политической культуры часто сочетаются. В результате возникают «смешанные» культуры. Так, культура харизматического типа может внедряться в политические культуры иных типов. Во многих странах легитимность традиционной власти подкреплялась стремлением придать ей также еще и харизматическую легитимность.

Модели тоталитарной и демократической культуры «в чистом виде» – это теоретические конструкции (М.Веберназывал подобные социокультурные теоретические модели «идеальными типами»). Реально полный тоталитаризм не осуществлялся нигде. Даже в фашистской Германии или в сталинском советском государстве, которые обычно считаются наиболее полными воплощениями тоталитаризма, семья, религия, искусство, наука оказывались в значительной мере неподвластными режиму очагами сопротивления, которое он не мог подавить.

Нередко тоталитарный режим устанавливается в смягченной форме: охраняя монополию правящей группировки на власть и ограничивая политические права и свободы граждан, он вместе с тем не вмешивается в сферу предприниательской деятельности, культуры, частной жизни. Политическую культуру такого рода называют авторитарной.

Демократическая культура обычно также реализуется неполностью, поскольку сохраняет в себе какие-то остатки традиций и нравов, характерных для существовавших в прошлом иных условий политической жизни. Кроме того, надо иметь в виду, что прямая демократия, позволяющая непосредственно учесть волю большинства, возможна лишь в небольших коллективах. В большом сообществе может существовать лишь представительная демократия, при которой от имени народа выступают выбранные им представители. Простодушный вопрос рядового избирателя: «Это же сколько народа должно быть у власти, чтобы была власть народа?» - не столь уж наивен: он подмечает реальный парадокс представительной демократии. Народ в ней практически всегда в большей или меньшей мере отчужден от власти.

Идеализировать демократию, видеть в ней абсолютно совершенную форму власти не следует. Но стоит прислушаться к изречению, приписываемому У.Черчиллю: демократия – это самый худший вид правления, не считая остальных.

Элитарная демократия, в которой власть, формирующаяся на основе выборов и допускающая гражданские свободы, тем не менее фактически возвышается над обществом и оказывается неподконтрольной ему, характерна для либеральной политической культуры.

Есть целый ряд опасностей, своего рода болезней политического организма, которые мешают ему нормально функционировать и могут привести к его ослаблению, деградации и гибели. От таких болезней не свободна никакая демократия. Это, например, чрезмерное усиление олигархии, которая подчиняет себе государственную власть, коррупция чиновников, сепаратизм местных властей, развитие экстремистских политических движений, разжигание национальной розни в стране, возникновение стычек на религиозной почве.

Острейшими проблемами современной политической культуры во многих странах являются:

· положение национальных меньшинств;

· активизация националистических, шовинистических движений;

· социально-классовые противоречия – старая, но постоянно продолжающаяся и принимающая новые формы проблема;

· борьба с преступностью, особенно с организованной преступностью и терроризмом;

· социализация молодежи (и в частности, борьба с ростом молодежной наркомании).

Решение этих и многих других проблем в значительной мере зависит от того, насколько эффективна деятельность государственной власти.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 355 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...