Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Три гуны материальной природы



Глава 13 63 объясняет причину, по которой живое существо (пуруша) запуталось во внешней энергии (пракрити). Причина - это желание живого существа наслаждаться. Глава 14 объясняет как материальная энергия связывает душу гунами природы.

Освобождение и обусловленность живого существа. (1-4)

Кришна восхваляет знание, которое Он собирается поведать, объясняя, что оно освободит душу. Затем Он объясняет как полное желаний живое существо впервые приходит в контакт с материальной природой.

Основная тема:

Понимание того, как 3 гуны обуславливают живое существо, является очень мощным оружием, которое помогает на пути самоосознания.

Подпункты:

1. Если человек утверждается в понимании гун материальной природы, он достигает трансцендентной природы, подобной природе Господа. (2)

В своем комментарии Шрила Прабхупада ясно показывает, что это не значит слияние с безличным Брахманом. Напротив, тот кто достигает освобождения в духовном небе обретает индивидуальную духовную форму, качественно одинаковую с формой Господа. Духовное тело необходимо для того, чтобы участвовать в любовном взаимообмене с Господом.

2. Во время творения Господь взглядом помещает живое существо в материальную природу.

Господь подобен отцу, дающему семя, а материальная природа подобна матери. (3-4)

Как чистая душа связывается 3-мя гунами. (5-9)

Признание того, что одна гуна преобладает в человеке. (10-13)

Деятельность и смерть в гунах. (14-18)

Основная тема:

Три гуны привязывают обусловленную душу к материи, приучая ее к различным эмоциям и переживаниям.

Подпункты:

1. Шрила Прабхупада суммирует то, как 3 гуны могут обуславливать: "Живые существа, обусловленные материальной природой, бывают разных видов. Одни - счастливы (в благости), другие - активны (в страсти), а третьи - беспомощны (в невежестве)."

2. Гуна благости (саттвам):

* Обуславливая человека, дает ему ощущение счастья и знание (6)

* Признаки: правильное восприятие и чистота внутренняя и внешняя 64 (11)

* Результатя: после смерти - райские планеты (14), деятельность - ведет к очищению (16)

3. Гуна страсти (раджах)

* обуславливая человека, дает ему ощущения страстного желания и привязанности (7)

* признаки: жадность, накопительство, неконтролируемые желания, постоянное осуществление новых проектов (12)

* результаты: после смерти вновь рождается среди тех, кто трудится ради получения плодов. (15); деятельность - ведет к несчастью (16).

4. Гуна невежества (тамах):

* обуславливая человека, дает ему ощущения безумия, лености и сонливости (8)

* признаки: угрюмость (мрачность), инертность (пассивность), безумие, иллюзия (13)

* результаты: после смерти рождается в животном царстве (15); деятельность ведет к глупости (16)

5. Гуны природы соревнуются за преобладание в человеке (10)

* Находясь в низших гунах человек может предпочесть развивать высшие гуны и т.о. помочь им одержать верх над низшими. Итак человек может подняться в высшие гуны.

6. Сознание Кришны естественным образом сметает влияние гун материальной природы (10). Возвышение над гунами. (19-27)

В предыдущем разделе Господь Кришна разъяснил, что гуна благости сама по себе не освобождает душу. Напротив, она привязывает ее к высшему виду удовольствия. Чтобы достичь освобождения, человек должен совершенно подняться над гунами. В этом разделе описывается как это сделать.

Основная тема:

Подняться над гунами можно практикуя чистое преданное служение.

Подпункты:

1. Бхакти-йога - это процесс выхода из-под влияния гун и осознания своего изначального положения. Глава 14 и раздел гьяны в общем восхваляют бхакти и делают это очень интересным образом.

* Гьяна делает упор на умении анализировать. Умение видеть различия ведет, в конечном счете, к тому, что человек может понять, что он не тело, что Кришна - верховный, и чтобы стать свободным ему нужно принять прибежище у Кришны. Итак, кульминацией пути гьяны является бхакти.

2. Человек может понять действительность только узнав о ней из авторитетных источников (19)

* Шри Кришна является наивысшим авторитетом, ибо Он не ограничен рамками и не подвержен иллюзии материальной природы

* Тот, кто принял прибежище Шри Кришны так же свободен от влияния гун (7.14) и поэтому может передать это знание, которое несет освобождение от гун природы.

3. Когда исчезает желание испытывать удовольствие или избегать боли, то это значит, что человек поднялся над влиянием гун природы (22-26)

* Воплощенная в тело душа всегда будет испытывать двойственность в виде потери и приобретения, но освобожденную душу это не затрагивает, потому что она сосредоточена на своем истинном "я", которое пребывает внутри.

4. Гуны материальной природы можно превзойти с помощью практики неуклонного преданного служения (26)

* Изначальной причиной того, почему живые существа приходят в соприкосновение с гунами природы является, как объясняется в 13 главе, его желание наслаждаться отдельно от Кришны. Но как только он оставляет это желание, принимаясь за преданное служение, пропадает всякая необходимость в том влиянии, которое гуны оказывали на него. И таким образом человек достигает полной свободы от влияния гун.

* Живое существо есть Брахман - дух, частица качественно равная Господу. Практикуя бхакти-йогу человек возвращает себе свой изначальный статус Брахмана и т.о. может вступить в прямой контакт с верховным Брахманом, Кришной.

* Качественное единство является существенным для установления отношений между личностями. Без сходства не может быть близости. Итак, живое существо обретает качественное единство с Господом, чтобы служить Ему с любовью.

5. Господь Шри Кришна есть источник Брахмана (27)

Объясняв, что тот, кто совершает чистое преданное служение достигает уровня Брахмана, Господь говорит, что Он является источником Брахмана. Это служит доказательством того, что Шри Кришна вечно превосходит живые существа, хотя и Он и живое существо являются Брахманом.

* Это также устанавливает тот факт, что Кришна находится выше безличной концепции Абсолютной Истины. Бхакти - это не просто средство достижения имперсонального освобождения. Напротив, это вершина всего трансцендентного знания. Чтобы дать подтверждение этому, Шрила Прабхупада приводит пример 4-х Кумаров, которые были полностью осознавшими себя имперсоналистами и сошли с этого пути, чтобы встать на путь бхакти.

* В этом стихе Брахман описывается как "изначальное положение высшего счастья". Шрила Прабхупада объясняет, что осознание Брахмана - это основополагающее осознание всего духовного знания. Не зная того, что ты - Брахман, дух, невозможно приблизиться к осознанию Параматмы или Бхагавана, которое несет высочайшее блаженство.

ГЛАВА 15





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...