Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Карма-йога - деятельность в сознании Кришны



Нишкама карма стоит наравне с отречением от деятельности, но она легковыполнима (5.1-6).

В заключении второй главы мы видим, что Арджуна находится в замешательстве, поскольку Кришна выделили как особо важное и развитие знания и участие в битве. Арджуна был неуверен в том, нужно ли ему сражаться или отказаться от сражения и стремиться к знанию. Похожее замешательство возникает и в начале этой главы. Кришна на протяжении всей четвертой главы воздает хвалу трансцендентному знанию, но тем не менее заканчивает главу повелительным "встань и сражайся." В пятой главе Кришна разрешает эту дилемму, объясняя, что деятельность и отречение не являются взаимоисключающими.

Основная тема:

Не существует ощутимой разницы между деятельностью с непривязанностью в карма-йоге и полным отречением от деятельности. Единственная разница в том, что карма-йога легче и сокращает шансы падения. Поэтому это более безопасный, лучший путь.

Подпункты:

А. Хотя и отречение от деятельности и деятельность с преданностью ведут к освобождению, рекомендуется деятельность с преданностью.110

1. Бездействие не очищает сердце непосредственно; оно просто изолирует человека от материальной деятельности, и поэтому этого недостаточно для достижения освобождения.

2. Бездействие не может поддерживаться неопределенно долго, так как душа активна по своей природе. Не приняв убежище у очищающей деятельности человек снова падет и примется за кармическую деятельность.

3. Только действуя на уровне души, в сознании Кришны, человек сможет обрести знание своего вечного положения освобожденной души.

Б. Отречение от деятельности может быть вызвано неполным видением, что является характерным для философии майавади.

1. Человек имеет опыт того, что всякая деятельность в материальном мире, в конечном счете, опутывает его сетью кармы. Поэтому человек может прийти к заключению, что нужно прекратить всякую деятельность с тем, чтобы освободиться от кармы.

2. Это предполагает, что вся деятельность материальна.

3. Человек, обладающий духовным видением, знает, что деятельность, которая напрямую служит выполнению воли Всевышнего, нематериальна. Она приносит освобождение, а не рабство в оковах кармы.

4. Совершенная концепция отречения состоит в том, чтобы использовать все вещи в служении их владельцу, Кришне. Поступая так, человек обретает освобождение от материального рабства и восстанавливает свое изначальное духовное и блаженное положение. Это происходит потому что он отрекается не только от объектов чувств, но и от самой концепции собственничества.111

В. Философский анализ и преданное служение не являются разными путями духовного развития. Это взаимозависимые методы одного и того же пути.

1. Арджуна пребывает в замешательстве, не зная сражаться ему или отречься от деятельности. Кришна объясняет, что эти два пути не могут быть противопоставлены друг другу. Конечная цель и санкхья-йоги112 и карма-йоги113 одинакова - самоосознание.

2. Цель философского анализа (санкхья) - обнаружить корень бытия. Цель преданного служение (карма-йога) - действовать ради той же цели. Когда человек обнаруживает, что он - духовная искра, а корень всего бытия - Верховная Личность Бога, он начинает служить Всевышнему.

3. Итак, рекомендуются оба пути. Санкхья делает человека непривязанным к материальной иллюзии, а преданное служение привлекает его к духовной реальности. И поскольку привязанность к духовному и непривязанность к материальному это одно и то же, человек, обладающий знанием, не делает между ними различий.

Нишкама карма - совершение деятельности без привязанности (5.7-12).

Описывая сознание того, кто действует, обладая трансцендентным знанием, Кришна показывает, насколько желательны карма-йога и санкхья-йога, и все же карма-йога предпочтительнее.

Основная тема:

Обладающий знанием понимает свою несовместимость с материальной природой и, таким образом, действует только ради очищения, не привязываясь к материальным результатам.

Подпункты:

А. Практикуя сознание Кришны, человека автоматически обретает умиротворенность и становится дорог всем.114

* Образ мыслей человека в сознании Кришны есть сосредоточенность на удовлетворении Кришны. Видя все связанным с Кришной, он с уважением относится ко всем живым существам. И так он становится дорог всем. Поскольку он ничего и никого не видит вне связи с Кришной, он умиротворен и бесстрашен. В таком сознании он совершает деятельность, не влекущую за собой кармы.

Б. Действуя в этом мире, человек в сознании Кришны абсолютно непривязан к отождествлению себя со своим телом. Он действует только для того, чтобы прогрессировать в духовном осознании.115

* Что же подталкивает к деятельности того, кто осознает, что он лишь наблюдатель, находящийся в теле? Он действует только для того, чтобы служить Всевышнему и продвигаться в осознании Кришны. Такого рода деятельность всегда свободна от осквернения материальными чувствами.

В. Тексты с 7 по 12 описывают три уровня осознания Бога. Поскольку Бхагаван - высшее осознание и, очевидно, цель Гиты, Прабхупада объясняет данные стихи с этой точки зрения.

Уровень знания - знание трех деятелей (5.13-16).

Глава 5 обращается к теме действия. Обсуждая деятельность, человек должен говорить о том, кто совершает эту деятельность. Здесь Кришна говорит о трех деятелях. Поняв связь между ними и то как они участвуют в деятельности, человек обретает просветление.

Основная тема:

Знание материального мира предназначено для того, чтобы понять отношения между живыми существами, материальной природой и Сверхдушой.

Подпункты:

А. Три деятеля:

1. Индивидуальная душа.

2. Три гуны природы.

3. Сверхдуша.

Б. Живое существо считает, что оно самостоятельно совершает действия, но на самом деле это не так. Согласно Бхагавад-гите оно является свидетелем своих действий. Его телом и поступками управляют гуны материальной природы. Но даже материальная природа не является окончательным деятелем. Над материальной природой стоит Сверхдуша, главный режиссер, являющийся причиной деятельности, которая совершается посредством материальной природы.116

В. Считается, что тот, кто совершает действия, несет ответственность за их последствия. Принимая Сверхдушу как высшего вершителя действий каждого, кто-то может несправедливо обвинить Ее в собственных несчастиях и запутанности, являющейся результатом его кармической деятельности.117

1. Хотя Сверхдуша знает обо всей деятельности и повелевает ею, она не является ее инициатором.

2. Материальные желания живого существа являются источником материальной деятельности. Сверхдуша исполняет эти желания, приводя три гуны в движение разнообразными способами.

3. Итак, живое существо является причиной своих действий и несет ответственность за их последствия. Окончательный контроль за деятельностью осуществляет Сверхдуша, а гуны материальной природы являются средством, с помощью которого совершается деятельность.

Г. Понимание положения Сверхдуши ведет к тому, что человек предается Ей. В этом заключается состояние совершенного знания. То, что человек действует исходя из этого знания, приносит ему счастье и умиротворение даже в этом теле.118

Освобождение, достигаемое благодаря сосредоточению на Сверхдуше (5.17-26).

Когда человек действует, обладая знанием, как это представлено в 5.13-16, он пожинает два полновесных плода: непривязанность и предание. В этом разделе Кришна описывает того, кто обрел эти два плода знания.

Основная тема:

Тот, кто пребывает в полном знании, принял прибежище Сверхдуши, становится беспристрастным к материальным перипетиям и находит кратчайший путь к освобождению.

Подпункты:

А. Два плода, дающие понимание того, что Сверхдуша - верховный властитель и управляющий деятельностью:

1. Отстраненность от событий материального мира.

а) Тот, кто понимает, что не является материальным телом или чувствами, не озабочен их удовлетворением.

б) Он понимает, что не имеет прямого контроля над явлениями природы, и потому привязанность к ним бесполезна.

в) Он слишком занят служением Господу в блаженном сознании Кришны, чтобы приниматься за такое мирское времяпрепровождение как удовлетворение чувств.

2. Предание Сверхдуше.

Осознание Сверхдуши отличается от осознания Брахмана, так как она имеет личностный оттенок. Человек осознает, что Параматма - верховный властитель и личность. Таким образом, человек приходит к преданию (вручению?) себя Свкерхдуше, которая является непререкаемым авторитетом для дживы.

Б. Устойчивость в совершенном знании можно определить как знание верховного положения Шри Кришны и Его связей со всем сущим. Дальнейшие разъяснения в этом разделе берут свое начало из этого основополагающего понимания.119

В. Человек непроизвольно обретает равное видение, глядя на мир через призму сознания Кришны. Человек не разграничивает между плохи и хорошим, руководствуясь отвращением или привлекательностью, так же как он не делает различий, основываясь только на различии материальных тел.120

1. Человек, обладающий равным видением в сознании Кришны, не слеп, он видит различия.

Человек, обладающий равным видением, видит то, что живые существа имеют разные тела и разные качества, но он также видит и трансцендентную душу и Свердушу в каждом, внешне отличающегося от других существ. И так всех существ он видит равными.

2. В тексте 19 содержится важная деталь, которую необходимо выделить: достижение уровня на котором человек обретает видение Брахмана, что является побочным эффектом его познания Кришны и различных Его энергий (текст 17). Это подтверждает, что осознание Бхагавана стоит выше осознания Брахмана и включает его в себя как побочный продукт.

Г. Человека, продвинутого в сознании Кришны, не выводят из равновесия объекты чувств и материальные приманки, он сосредоточен на духовном счастье внутри себя.121

1. Преданный, утвердившийся в понимании своей изначальной природы, не отвлекается на то, что приносит телу боль или удовольствие, его не влекут желания тела, так как он испытывает трансцендентное счастье, находящееся вне сферы деятельности материальных чувств.

2. Он понимает, что мирское счастье, основанное на удовлетворении чувств - это источник величайших страданий, так как оно усиливает отождествление себя со своим бренным телом и покрывает знание о вечной природе блаженства.

Д. Только после осознания Кришны человек может даровать истинное благо другим, ибо истинное благо состоит в духовном освобождении. Давать удобства бренному материальному телу есть неполное благо.122

Е. Господь защищает Своего преданного от материальной скверны. Бхакта убежден, что по милости Господа его в конечном счете ожидает успех.123

Освобождение посредством аштанга-йоги - предварительный обзор. (5.27-28).

Как уже говорилось ранее, люди в общей массе отождествляют духовность с бездействием. Они думают, что сидеть в лесу и медитировать более духовно, чем работать, занимаясь карма-йогой. Кришна подчеркивает, что нет разницы между карма-йогой и аштанга-йогой. Эти стихи - введение к следующей главе, в которой обсуждается аштанга-йога.

Основная тема:

Кроме карма-йоги человек может достичь осознания Сверхдуши путем аштанга-йоги.

Формула мира на уровне освобождения (5.29).

Знание, объясненное в главе 5 довольно трудно для понимания, но здесь Кришна делает его предельно практичным и приложимым к ситуации, в которой находится Арджуна. Привязанность Арджуны к бездействию проистекает, главным образом, из его страха перед последствиями битвы. Но следуя путем активной деятельности, обрисованным в этой главе, Арджуна может выполнять свой долг, не страшась нежелательных последствий. Суть этого пути, лишенного страха и беспокойства, состоит в том, что идя по нему, человек делает Кришну центром своей деятельности.124

Основная тема:

Понимая верховенство Кришны и действуя в соответствии с этим, можно достичь истинной умиротворенности.

Подпункты:

А. Страх - это неуверенность в будущем и неведение о том, что оно грозит нашим привязанностям. Но тот, кто находится в сознании Кришны, свободен от страха.

1. Он понимает, что Кришна - Верховный властелин и что Он милосерден. Уверенность в этом приносит бесстрашие.

2. Он не привязан ни к какой материальной ситуации. Его единственной заботой является преданное служение, которому не может угрожать ничто материальное. Таким образом, он бесстрашен благодаря своей непривязанности.

Б. Попытки отдельных людей, направленные на достижение мира в мире, обречены на провал, так как сначала нужно признать, что истинным центром бытия является Шри Кришна, и понимание этого может сделать всех людей братьями.

1. Бхоктарам йаджна тапасам - люди сражаются за вещи, которыми они хотели бы наслаждаться, но мудрый человек знает, что Кришна - единственный истинный владелец всей собственности и правитель всех правителей.

2. Сарва локо махешварам - люди сражаются за землю, которой они хотят владеть, но Кришна - единственный истинный владелец всей собственности и правитель всех продвижений.

3. Сухридам сарва-бхутанам - человек в сознании Кришны не разделяет людей на друзей и врагов, так как он знает, что Кришна - друг всех живых существ.

ГЛАВА 6

ДХЬЯНА-ЙОГА

Продвижение в йоге посредством деятельности без привязанности

(6.1-4)

Говоря в главе 5 о карма-йоге, Кришна упоминает об аштанга-йоге, желая подготовить почву для обсуждения этой темы в главе 6. В этой главе Кришне рассеивает сомнения в том, что аштанга-йога может быть высшим путем самоосознания. Обсуждая аштанга-йогу, Кришна устанавливает тот факт, что это непрактичный путь и от него нужно отказаться в пользу бхакти-йоги.

Основная тема:

Истинное отречение проявляется в непривязанности к собственности и наслаждениям, а вовсе не в прекращении деятельности.

Подпункты:

А. Сознание Кришны - это высшая степень бескорыстия, так как преданный желает удовольствий только для Кришны. В противовес этому имперсонались несомненно имеет корыстное желание. Он ищет самоудовлетворения в обретении покоя, что достигается слиянием с брахмаджйоти.

Б. И йога и саннйаса приводят к исчезновению желания наслаждаться плодами деятельности, следовательно, они не отличаются друг от друга. Однако сознание Кришны - самый прямой путь для достижения этой цели.17

Активные или пассивные, направленные на отказ от удовольствий или на их получение, кармические желания продолжают мучить того, кто не находится в Сознании Кришны, ибо такой человек не знает, кто является истинным наслаждающимся.

В. Две стадии йоги18

1. Йогарурукшу - начальная стадия, на которой предписанные обязанности особенно важны для того, чтобы постепенно очистить человека от желания наслаждаться результатами.

2. Йогарудха - избавившись от желаний, побуждающих к деятельности ради результата, человек отходит от активных обязанностей и

предается размышлениям и медитации.

Г. Практикуя сознание Кришны человек может находиться на уровне медитации с самого начала, так как совершая деятельность, преданный может медитировать на служение Кришне и на Его удовлетворение.

Йогарудха - прекращение деятельности (6.5-9)

Кришна дает наставления о важности контроля ума для практики йоги. Затем Он описывает стадию, достигая которой человек становится готовым к тому, чтобы прекратить действовать - йогарудха. Описывая насколько высок стандарт, характерный для этой стадии, Кришна с успехов отговаривает Арджуну от следования непрактичному пути аштанга-йоги.

Основная тема:

Успех практики йоги приходит тогда, когда человек достигает связи с Параматмой, как непосредственного результата контроля ума.

Подпункты:

А. Контроль ума имеет первостепенное значение в практике йоги. Неконтролируемый ум будет медитировать на чувственное удовлетворение и стимулировать материальное сознание. 19

Б. Ум является либо другом, либо врагом.

1. Ум, который следует диктату чувств, ведет человека к приносящей несчастье кармической деятельности, и поэтому является злейшим врагом живого существа.

2. Ум, который следует повелению Параматмы, ведет человека к самоосознанию и, следовательно, является лучшим другом живого существа.

В. Реализованное знание Сверхдуши делает человека полностью отрешенным от положения, в которое его ставят чувства. 20

1. Когда приходит это осознание человек начинает одинаково относиться к разным объектам; он не видит разницы между галькой и золотом.

2. Когда осознание Сверхдуши становится глубже, человек начинает нейтрально относиться ко всем людям, он одинаково видит и друзей и врагов, и хорошее и плохое.

Стадии в практике йоги (6.10-32)

Описав стадию совершенства в практике йоги, Кришна объясняет процесс, который ведет к цели.

Основная тема:

Практика йоги, как и любая наука приносит результаты, если человек правильно следует процессу.

Подпункты:

А. Стадии практики йоги были изложены в обзоре Бхуриджана прабху. Мы думаем, что нет необходимости повторять здесь эту информацию.

Б. Следует сделать духовное самоосознание главной целью и принимать то, что благоприятно для нее, отвергая при этом неблагоприятное, видя все в связи с Кришной, человек естественно обретает восприятие, которое находится выше материалистического восприятия. 21

В. Прежде всего, аштанга-йог должен отправиться в святое место и практиковать там целибат, наряду со многими другими ограничениями. 22

1. Эти ограничения показывают ошибочность взглядов современных "обществ йоги", которые торгуют йогой, не требуя соблюдения правил и ограничений. Такая йога никогда не принесет результатов. Строгие ограничения аштанга-йоги делают еще более очевидным необходимость совершения нама-санкиртаны в наш век.

2. Соблюдение целибата необходимо для трансценденталиста. Сильные материальные удовольствия усиливают телесную концепцию, которая является как раз тем препятствием, которое йог должен преодолеть. Любопытно, что традиция бхакти совершенно уникальна, так как она единственная принимает домохозяев в качестве кандидатов на достижение трансцендентного. Причина этого в необычайной силе бхакти-йоги, которая разрушает материальные желания.

Г. Цель йоги - царство Бога, а не физические упражнения или "пустота". 23

Д. Ограничения, относящиеся к телу, имют первостепенное значение в духовной жизни. Они обеспечивают человеку спокойные чувства и здоровое тело, что способствует духовной жизни. 24

1. Что касается еды, принятие прасада - это единственный способ быть свободным от греховных реакций, которые мешают процессу йоги.

2. Посредством практики сознания Кришны человек может без усилий регулировать удовлетворение всех потребностей тела (пример - Шрила Рупа Госвами).

Е. Стадия совершенства йоги приходит, когда ум полностью обуздан. Это называется устойчивое самадхи, трансцендентное счастье. 25

1.Стадия совершенства контроля ума достигается постоянной практикой ментальной непривязанности, которая состоит в том, чтобы раз за разом возвращать ум обратно из его блужданий. Это трудная задача. Однако для преданного она легче. 26

а) так как он может задействовать все свои чувства (включая ум) в служение Кришне. (пример - Амбариша Махараджа)

б) такая медитация будет личностной, а не сухой, как насильное отречение имперсоналиста.

в) и что самое важное, в своих попытках контролировать ум стремящийся к совершенству трансценденталист получает силу от Самого Господа.

2.Стадия самадхи влечет за собой общение души со Сверхдушой через трансцендентный ум и разум. Тогда человек испытывает воздействие энергии

знания Господа, чит шакти, которая раскрывает истинную природу живого

существа. На этой стадии человек с легкостью поддерживает состояние отрешенности от объектов чувств, так как он испытывает трансцендентное счастье внутри себя. 27

3.Тот факт, что самадхи - это трансцендентное блаженство, тонко подтверждает разнообразие, присущее Абсолюту, так как вкушение блаженства предполагает познающего трансцендентное блаженство и объект блаженства. И это говорит о поражении имперсонализма. 28

4. Высшее совершенство практики йоги есть осознание Бхагавана, когда осознавший Сверхдушу йог понимает, что Параматма и Шри Кришна - суть одно, и становится преданным Кришны. 29

а) Осознав Бхагавана человек автоматически осозает все остальные уровни.

б) Человек в сознании Кришны может познать все объекты в их связи с Кришной, ибо они являются Его энергией. Таким образом, он достигает равного видения и освобождения от материальной скверны. Такой преданный желает помочь другим обрести сознание Кришны, зная, что это - высший уровень счастья.

Необходимость контроля ума в практике йоги (6.33-36)

Основным пунктом в предыдущем разделе была важность контроля ума для того, чтобы достичь совершенства в йоге. Арджуна, будучи обычным человеком, признается в своей неспособности достичь совершенства таким путем. В ответ Кришна дает советы, как контролировать ум.

Основная тема:

Беспокойный ум можно обуздать только с помощью строгих правил практики йоги.

Подпункты:

А. Процессу пассивной аштанга-йоги невозможно следовать в наше время. 30

Очень важно то, что Арджуна отвергает этот путь. Арджуна - во всех отношениях достойная личность высокого происхождения. Уэ если даже он не смог следовать по этому тернистому пути, что тогда говорить о людях Кали-юги, которые во многих отношениях уступают Арджуне? Поэтому в этот век путь йоги является неподходящим средством для трансцендентного осознания.

Б. В Кали-югу "подходящей практикой" контроля ума является преданное служение, которое начинается с повторения святого имени. Непривязанность приходит легко, если человек привязан к Духу, к преданному служению Кришне (6.34-37).

Куда попадает неудачливый йог. (6.37-45)

Арджуна признается в своем страхе, что он не может достичь успеха из-за суровости и трудности духовной жизни. Он чувствует, что потерпит поражение и в духовности и в материальном плане. Поскольку Кришна является высшим авторитетом в знании природы реальности, Арджуна полагается на то, что Он рассеет его сомнения.

Основная тема:

Нет потерь для того, кто встал на путь, ведущий в трансцендентное.

Подпункты:

А. В этом разделе подробно рассматривается мысль впервые высказанная в тексте 40 главы 2, где Кришна объясняет, что на пути духовной жизни нет потерь и утрат.

Б. Что же происходит с "неудачливым йогам"? Согласно уровню своего духовного развития, в момент смерти он достигает того предназначения, в котором он без усилий может возродить свой прежний духовный прогресс. 31

1. Тот, кто недолго практикует йогу, отправляется на высшие планетные системы, чтобы осуществить оставшиеся у него материальные желания. Затем он рождается в аристократической семье или семье, занимающей хорошее положение, живя в которой, он может возобновить практику йоги без всяких препятствий. 32

2. Тот, кто сделал большой прогресс в йоге, но все же не достиг совершенства рождается в семье, где занимаются духовной практикой. Он чувствует непроизвольное влечение к возвышенным принципам йоги и успешно завершает свое самоосознание. 33

В. Конечная стадия практики йоги - чистая преданность Кришне. 34

1. Пути всех йогических практик ведут к бхакти. Бхакти-йога - это совершенство йоги. Это не просто процесс очищения; это также и цель очищения, вечное положение живого существа.

2. В заключении главы 6 ясно раскрывается ее скрытый смысл.

а) Йога, которая влечет бездействие непрактична в этот век.

Для нашего времени больше подходит карма-йога.

б) Соединение с Кришной в бхакти-йоге - высший вид йоги и цель мистицизма.

ГЛАВА 7.

ЗНАНИЕ АБСОЛЮТА

Обретение полного знания о Кришне посредством слушания о Нем.

Первые шесть глав в основном касались карма-йоги, деятельности без привязанности. Середина Гиты с 7 по 12 главы будет посвящена бхакти-йоге, преданному служению Верховному Господу - Кришна заканчивает главу 6, объясняя, что высший йог это тот, кто концентрируется на Нем с полной верой. Однако вера требует знания. Не имея знания, человек может ставить под сомнение положение Кришны. Поэтому в главах с 7 по 12, Кришна дает знание о Себе как о Верховной Личности Бога для того, чтобы вдохновить людей и усилить бхакти.

Подчеркивается необходимость слушания, так как знание об Абсолюте приходит посредством нисходящего процесса.

Основная тема:

Понимание Кришны и Его энергий встречается очень редко и обрести его можно посредством слушания.

Подпункты:

А. Для того, чтобы действительно знать что-то, требуется нечто большее, чем информация о том, что имеет место быть, требуется знание о связи сущего с Абсолютом, Шри Кришной. Следовательно, человек может узнать все о феноменальном и ноуменальном (духовном), просто слушая о Кришне и Его энергиях. 35

Б. Бхакти-очень "легкий" путь, так как не требует материальных качеств. С другой стороны, в бхакти очень трудно достичь совершенства, так как его можно обрести только с помощью бескорыстной преданности, а не с помощью какой-нибудь материальной умственной доктрины или ритуалов.36

Познание Кришны как источника материальных и духовных энергий

(7.4-12)

Теперь Арджуна услышит о том, что Кришна является источником всего сущего, которое делится на две составляющие: пуруша (источник энергии) и пракрити (энергия). Порождающий энергию является источником и властителем энергии. Кришна является и источником и самой энергией. Он Сам - Пуруша, источник и господин всего, а Его пракрити - это энергия, которая составляет основу всего сущего. Таким образом, Кришна - высший объект поклонения.

Тексты 4-7 оценивают Господа как источник творения, а тексты 8-11 - как суть творения.

Основная тема:

Кришна - источник всех энергий.

Подпункты:

А. Три экспансии Вишну служат для того, чтобы проявлять материальную природу и управлять ею.

1. Каранодакашайи Вишну создает махат-таттву для того, чтобы приступить к проявлению материального мира.

2. Гарбходакашайи Вишну входит в каждую вселенную, чтобы создать в ней разнообразие.

3. Кширодакашайи Вишну входит в каждый атом вселенной в качестве Сверхдуши.

Б. Пребывающее в иллюзии, пойманное в ловушку майи, живое существо считает себя пурушей, тем, кто имеет неотъемлемое право наслаждаться материальной природой, пракрити. Он не признает истинным пурушей Шри Вишну. 37

В. Будучи порождением энергии Господа, живое существо извечно подчиняется Ему. Поэтому освобождение - это не значит стать Богом, это значит обрести полное осознание своего истинного положения духовной пракрити, слуги Господа. 38

Г. Все сущее состоит из энергий Кришны. Все творение представляет из себя слияние пара и апара пракрити (материи и духа). 39

Д. Хотя три гуны, заключающие в себя весь мир, исходят из Кришны, Он всегда независим от их влияния. 40

Кришна повелевает тремя гунами - поэтому предайся Ему. (7. 13-14)

Если Кришна - источник и суть всего, как это объясняется в текстах 4-12, почему же тогда не все люди признают Его Верховной Личностью Бога? Они введены в заблуждение тремя гунами природы. Однако, Кришна трансцендентен к гунам материальной природы.

Основная тема:

Три гуны - это потенция Кришны, которая держит обусловленные души в иллюзии. Чтобы освободиться от влияния гун, человек должен принять прибежище Кришны.

Подпункты:

А. Три гуны действуют таким образом, чтобы заставить обусловленную душу пребывать в забвении относительно Кришны. Тот, кто погружен в гуны, не может по достоинству оценить Шри Кришну в Его личностной форме, в лучшем случае он может принять имперсональное представление о лежащем в основе всего сущего духовном единстве. 41

Б. Освобождение от влияния гун находится в прямой зависимости от предания себя Кришне. 42

1. Действия гун способствуют осуществлению желания быть независимым от Бога. Насколько человек предается Кришне, настолько и гуны прекращают свое воздействие на него.

2. Свобода от влияния гун может прийти по милости того, кто уже свободен. Поэтому человек должен приблизиться к Господу и Его чистым преданным.

Неблагочестивым людям недостает знания и они никогда не предаются Кришне; благочестивые развивают знание и предаются (7.15-19)

В предыдущем разделе Господь объяснил, что может освободить от влияния гун тех, кто предается Ему.

Основная тема:

Способность человека предаться Кришне зиждется на его благочестии и знании.

Подпункты:

А. Те, кто не предаются Кришне: (15)

4 типа нечестивцев (душкрити):

1. Мудхах - "тяжко работающие ослы". Они в высшей степени привязаны к своей работе и к плодам, которые она дает и поэтому не склонны отдавать Верховному Господу. Они совершенно поглощены своими мирскими привязанностями и у них нет времени для Кришны.

2. Нарадхама - "нецивилизованные". Цивилизация означает развитие в человеке высшей способности - сознания Бога. Так называемые цивилизованные люди, которые не следуют принципам религии, называются нарадхама, нецивилизованные варвары. Из-за своего безверия они не склонны предаваться Верховному Господу.

3. Майайапахрита-джнанах - "заблуждающиеся интеллектуалы", те у кого есть разум, но они одурачены иллюзией майи и потому вкладывают свой разум во временные вещи и не применяют его в служении Верховной Личности Бога. Материальная энергия направляет их в неверном направлении, заставляя неповиноваться Господу.

4. Асурам бхавам ашритах - демоны, ярые атеисты.

Б. Те, кто предается Кришне: (16)

4 типа благочестивых людей (сукритах)

1. Артах - "страждущие" обращаются к Кришне за тем, чтобы получить облегчение страданий.

2. Артхартхи - "желающие богатства" обращаются к Кришне, чтобы обрести успех в бизнесе, семейных делах и т.д.

3. Джиджнасух - "любознательные" обращаются к Кришне за знанием

4. Джнани - "мудрые" желают осознания Абсолюта или уже обладают таким знанием, и поэтому обращаются к Верховной Личности Бога, Шри Кришне.

В. Дальнейшее обсуждение тех, кто благочестивы и предаются Кришне (16-19)

1. Поскольку 4 типа благочестивых людей предаются, имея каждый свои мотивы, они еще не находятся на уровне чистого преданного служения. Они могут стать чистыми преданными, общаясь с теми, кто чист. 43

2. Мудрец (гьяни) считается лучшим из этих четырех типов людей, ибо у него есть понимание того, что он - не тело, и, таким образом, он более отрешен от корыстных мотивов. 44

3. После многих рождений знание человека становится полным, он способен понять, что Шри Кришна - реальность, лежащая в основе всего сущего. Это указывает на то, что гьяни, в конечном счете, может предаться Кришне, не имея какого-либо постороннего мотива. 45

Остальные, не обладающие знанием (7.20-25)

Кришна описал 4 типа, которые не имеют знания и поэтому не предаются Ему. Теперь Он описывает другие типы людей, которые предаются, но от того, тчо у нех очень мало знания, предаются несовершенным образом.

Основная тема:

Атеисты не имеют знания о Кришне и не поклоняются Ему. Другие же заняты поклонением, но не имеют знания о Кришне. Таким образом, их поклонение опосредовано и несовершенно по сравнению с чистым преданным служением.

Подпункты:

А. Поклоняющиеся полубогам считаются неразумными, так как они поклоняются второстепенным существам ради временных результатов. Недостаток разума у них простекает из вожделенных желаний (20,23)

Господь дает живым существам свободу искать материального удовлетворения. Будучи Сверхдушой, Он воспринимает их желания и способствует их выполнению, действуя через полубогов. Таким образом, поклонение полубогам действенно только благодаря милостивому дозволению Кришны (21-22)

Б. Имперсоналисты также неразумны, потому что считают Кришну в Его личностной форме ниже безличного аспекта.

Почему они не понимают того, что Кришна - Верховный. Потому что способ познания Кришны - преданное служение. Удовлетворенный этим служением, Кришна раскрывает знание о Себе. Имперсоналисты предпочитают использовать силу своих материальных умственных способностей, чтобы понять писания, изучение которых является методом познания о Брахмаджьоти, которое покрывает Его трансцендентную форму. (24-25)

Запутанность и освобождение живого существа (7.26-30)

Основная тема:

Живые существа пойманы в ловушку материального мира из-за своих корыстных желаний. Развивая преданность и предаваясь Кришне в полном знании, они смогут освободиться.

Подпункты:

А. Шри Кришна трансцендентен по отношению к материальной природе. Это проявляется в том, что Он свободет от невежества и обладает полным знанием настоящего, прошедшего и будущего. (7.26)

Б. Кришна познается в редких случаях, так как понять Его могут только те, кто пребывает в сознании Кришны (7.26)

В. Если у человека есть корыстные желания, то он видит вещи отдельно от Кришны и, стремясь наслаждаться, запутывается в двойственности притягательного и отталкивающего, желания и ненависти. Когда человек смотрит на мир, имея намерение самому наслаждаться им, он должен видеть хорошее и дурное, в зависимости от того, как это будет удовлетворять его чувства. (7.27)

1. Изначальное греховное желание живого существа - это занять положение Кришны, Верховного наслаждающегося.

2. Ненависть живого существа к Кришне проистекает из его зависти.

ГЛАВА 8





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 745 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.034 с)...