Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Достижение Всевышнего



Кришна отвечает на 8 вопросов Арджуны (8.1-4)

В последних двух стихах главы 7 Шри Кришна употребляет семь специальных терминов. Глава 8 начинается с того, что Арджуна просит Его прояснить значение этих терминов. Остальная часть главы имеет отношение к восьмому вопросу Арджуны: "Как может тот, кто занят преданным служением, помнить Кришну в момент смерти?" 46

Основная тема:

А. Арджуна задает Кришне 8 вопросов:

1. Что есть брахман?

2. Что есть адхйатма?

3. Что есть карма?

4. Что есть адхибхута?

5. Кто такой адхидайва? (Относится ли адхидайва к полубогам или ко вселенской форме?)

6. Кто есть адхийаджна, Господин жертвоприношений?

(Кришна ли это или полубоги?)

7. Где пребывает адхийаджна?

8. Как могут те, кто занят преданным служением помнить о Кришне в момент смерти?

Б. Кришна дает краткие ответы на первые 7 вопросов Арджуны:

1. Брахман - это неразрушимое живое существо

2. Адхйатма - это природа живого существа

3. Карма - последствия, которые вынуждают живое существо принять материальное тело в этом мире.

4. Адхибхута - это постоянно меняющаяся материальная природа

5. Тот, кто осуществляет контроль над всеми полубогами и их планетами, зовется адхидеватой, Вселенской формой Господа.

6. Кришна, будучи Сверхдушой, является адхийаджной, Господом всех жертвоприношений. Живое существо является Брахманом, вечным и неразрушимым. Это указывает на то, что живое существо имеет ту же природу, что и Всевышний Господь и живое существо разливаются тем, что Господь - Парабрахман.

Памятование о Кришне (8.5-8)

Ответив на первые 7 вопросов, Кришна переходит к восьмому. С этого стиха и до конца главы Кришна будет говорить о критическом моменте, моменте смерти и о том, как человек может помнить о Нем в это время.

Основная тема:

Утвердившись в памятовании о Кришне, человек может достичь Его в момент смерти.

Подпункты:

А. Чтобы достичь Кришны, человек должен помнить о Нем в момент смерти. Такое памятование - не просто уловка ума. Слово, употребленное Кришной, бхава означает настроение. В момент смерти человек непроизвольно воспроизведет то умонастроение, которое он развивал в течении всей своей жизни.

1. Это подчеркивает важность садхана-бхакти, практики сосредоточения ума на Кришне, которой нужно следовать всю жизнь.

2. Поскольку для веловека совершенно естественно помнить о том, к чему он привязан, то совершенно необходимо в этой жизни развить привязанность к Кришне (8.5-6,8)

Б. Развитие Кришна смаранам не требует пассивности. Напротив, это то, что может делаться наряду с выполнением предписанных обязанностей (8.7)

В. Самое эффективное средство сосредоточения ума на Кришне - это харинама-санкиртана (8.5-8)

Возвращение обратно к Богу благодаря памятованию о Кришне (8.9-13)

Поведав о том, что человек, который постоянно медитирует на Кришну несомненно достигнет Его, Кришна объясняет теперь, как медитировать на Него. Делая это, Он упоминает о йога-мишра-бхакти (практике преданного служения смешанной с аштанга-йогой)

Основная тема:

Следуя строой практике йоги, человек может сосредоточить ум на трансцендентных качествах Кришны и прийти к Нему в момент смерти.

Подпункты:

А. Памятование о Кришне означает медитацию на Его качества. Это важный момент, потому что он снова и снова подчеркивает превосходство личности Кришны. Качества исходят из личности, а не из пустоты. (8.9)

Б. Человек не сможет концентрировать свой ум на Кришне в момент смерти, если он не будет практиковать памятование в течении всей жизни. Постоянная практика йоги дает силу тому, кто концентрирует свой ум на Кришне (йога-балена), готовясь к критическому моменту жизни, к смерти (8.10-11)

В. В сравнении с такими процессами йоги, как сат-чакра-йога, чистая бхакти-йога - это наилучший путь, так как он более доступен для всех классов людей.

1. Поскольку строгое следование практике йоги Ведических времен недоступно для людей нашего века, то бхакти (особенно повторение святых имен Кришны) является наиболее действенным средством очищения.

2. Практика гьяна-йоги и аштанга-йоги требует наличия многочисленных материальных качеств, в то время как повторять святые имена может каждый и повсюду (8.11-13)

Чистое преданное служение (8.14-16)

Обсудив йога-мишра-бхакти, теперь Кришна описывает чистое преданное служение и природу духовного мира, которого человек достигает, практикуя чистое преданное служение.

Основная тема:

Практика чистого преданного служения является критерием, необходимым для обретения благосклонности Господа. По милости Господа чистый преданный переносится в духовное царство.

Подпункты:

А. Из всех людей только чистый преданный действительно не имеет желаний.

1. Карми жаждут удовлетворения чувств

2. Йоги хотят обретения мистических способностей

3. Гьяни желают освобождения от несчастий материального мира

4. Чистый преданный желает только удовлетворить Кришну. Чтобы достичь этого, он готов отправиться даже на адские планеты. В этом совершенство бескорыстия. (8.14)

Б. Для человека, практикующего бхакти-йогу не существует материальных препятствий.

1. В гьяна-йоге и аштанга-йоге способность человека прогрессировать напрямую зависит от наличия у человека знания и отречения, а также от благоприятной ситуации для практики. В бхакти единственное, что необходимо, - это искренне желание прогрессировать. Не существует материальных препятствий.

2. Бхакти-йога - это, по существу, настроение любовной преданности Кришне, которое связывает преданного с Ним. Когда человек утверждается в этой связи, никакие материальные препятствия не смогут разорвать ее. Наоборот, преданый может использовать любую ситуацию, "хорошую" или "плохую" для того, чтобы увеличить свое служение и предаться еще больше.

В. Чистый преданный не отклоняется в своем памятовании о Господе, и благодаря этому он завоевывает внимание Господа и Его любовь. (8.14)

Г. Обитель Господа - это конечный пункт следования чистого преданного, о котором говорилось ранее. Только она является вечной. Это единственное место, отправившись куда, можно положить конец повторению рождений и смертей. До тех пор, пока живое существо не достигнет своего неотъемлемого положения, оно должно будет рождаться и умирать снова и снова. (8.15-16)

Сравнение материального и духовного миров (8.17-22)

В предшествующем разделе Шри Кришна описывает результат чистой преданности (духовный мир) и противопоставляет его тому результату, к которому приводит материалистическое сознание (повторяющиеся рождение и смерть). Можно видеть, что это разъяснение является еще одним средством, побуждающим живое существо предаться Кришне, так как Он освобождает Своих чистых преданных от болезненных условий материального рабства, отправляя их в Свою обитель.

Основная тема:

Единственным убежищем от океана рождений и смертей является верховная обитель Господа. Этой обители могут достичь лишь те, кто обретает качества, делающие их достойными общения с Господом. Критерием этого является чистое преданное служение.

Подпункты:

А. Осознание через анализ бренности природы материального бытия ведет к отречению (8.17-19)

1. Господь Кришна использует пример господа Брахмы, чтобы подчеркнуть бренность материального бытия.

2. Описание повторяющихся рождений и уничтожений всех живых существ в течении для Брахмы вызывает дальнейшее отречение, показывая всю тщетность материального бытия. Именно понимание этого опровергает практику поклонения полубогам с целью возвышения на райские планеты, так как рай не дает надежного прибежища от бешеного натиска рождений и смертей.

Б. Освобождение из круговорота рождений и смертей приходит, когда человек достигает обители Кришны (8.20-22)

1. Описание тщетности материального бытия, данное Кришной, как нельзя лучше подготавливает почву для того, чтобы Он преподнес знание о Своей вечной обители. Слушание описаний обители Кришны вселяет надежду после обескураживающего сообщения о дне и ночи Брахмы.

2. Обитель Господа никогда не меняется в отличии от материального мира, благодаря тому, что она создана из Чит-шакти, высшей энергии Господа.

3. Обители Господа можно достичь только с помощью бхакти, преданного служения.

Значение преданности в достижении Всевышнего трудно переоценить. (8.23-28)

В чистом преданном служении преданный всецело зависит от воли Кришны. Это положение появилось в данной главе, и в этом разделе на него делается особый упор. Он не думает, что ему нужно все взять в свои руки, сделав совершенным механический процесс достижения освобождения.

Основная тема:

Преданный уверен в том, что Кришна его защитит. Ему не нужно предпринимать никаких специальных усилий для того, чтобы достичь окончательного освобождения.

Подпункты:

А. Путь преданного служения, на который встает человек, превосходит все формы очищения, рекомендованные Ведами. (8.28)

ГЛАВА 9





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...